Споры об определении границ земельных участков

Спор о границах земельного участка

Спор о границах земельного участка является разновидностью земельного спора, способ разрешения которого регулируется нормами гражданского, земельного и гражданско-процессуального права. Суть спора сводится к выставлению претензий на землю со стороны одного из спорщиков и предъявлению возражений со стороны другого. При этом конфликтующие стороны имеют равные права перед законом и каждый из них должен соблюдать установленные процессуальные процедуры.

Общие положения

Границами земельного участка признаются линии, определяющие его местонахождение на конкретной территории. При измерении земельных участков выделяют следующие виды границ:

  • фактическая граница (существует в действительности);
  • кадастровая граница (зафиксирована в кадастровых документах).

В свою очередь может подразделяться на:

  • декларированную границу (может носить приблизительный характер);
  • геодезическая граница (содержит точные параметры измерения).

Применительно к границам земельных участков существуют две категории споров:

  1. Земельный спор о границах присутствует, но установленная ранее межа не вызывает нареканий со стороны владельцев смежных участков. Проблема существует лишь на бумаге. Появлению ее способствовала ошибка кадастрового инженера или служащего, занесшего данные в кадастровый реестр. Участок неправильно отразили на плане, но его фактические границы остались неизменными. Такая разновидность спора возникает при попытке владельца реализовать свое право собственности. Чтобы разрешить спор производится повторное межевание, сведения о котором становятся поводом для изменения межевого плана.
  2. Спор о границе имеет место быть, при этом собственники не согласны с существующей границей. Возникает в результате незаконного завладения одним собственником землей другого. Решается путем межевания в добровольном или судебном порядке.

Фактически любой земельный спор по границам участка санкционирован с целью защиты прав собственника на конкретный земельный надел. Выигрывает такой спор тот из собственников, который сможет доказать свое право на принадлежность спорной части.

Причины

Спор между соседями о границах земельного участка является наиболее распространенной разновидностью конфликта между соседями. Чаще всего причиной его возникновения становится неправильно произведенное межевание участка, ошибки, допущенные кадастровыми инженерами и сотрудниками соответствующих ведомств, оформляющих право на землю. Спорные ситуации возникают по причине:

  1. Нарушения собственником строительных, санитарных и пожарных норм безопасности. Начиная строительство дома или сарая, собственник земли должен расположить его на расстоянии не менее чем в 3 метра от места, где его надел соприкасается с соседним. Точное расстояние определяется исходя из хозяйственного назначения постройки. Если собственник нарушит это правило, то владелец соседнего надела вправе потребовать от него исправить допущенную ошибку. В некоторых случаях единственным приемлемым решением спора является снос строения. Чтобы не допустить ничего подобного, начинать строительство нужно с обмера собственного надела и определения максимально допустимых пределов строения.
  2. Захвата чужой земли. Такой спор часто возникает между владельцами соседних наделов, один из которых стал собственником земли недавно. В документах, врученных ему после оплаты покупки, могут содержаться сведения, не соответствующие фактической действительности. К примеру, часть принадлежащей ему теперь земли используется соседями на протяжении многих лет и была передана им прежним владельцем по итогам устной договоренности. Естественно, что терять обработанную землю никто не желает, возникает спор.
  3. Отсутствия у собственников стремления к мирному разрешению конфликта в процессе межевания. Если один из собственников запланировал измерение площади принадлежащего ему надела и пригласил кадастровых инженеров, то помешать ему, владелец соседнего участка, права не имеет. Но он вправе отказаться от подписания акта о согласовании границ, составляющегося по итогам процедуры межевания. Решившийся на этот шаг сосед может руководствоваться разными фактами, но все они сводятся к одному – возникает спор.
  4. Захвата «ничейной» земли. Вся земля находится в собственности государства или отдельных граждан, организаций. Выехать в поле и построить там дом, не получив землю в собственность или аренду, нельзя. Самовольный захват земли, в том числе и той, что давно не обрабатывалась, незаконен и нередко становится причиной спора.

Многие собственники не понимают, как действовать в том случае, если факты вступают в противоречие с тем, что изложено на бумаге. Как уже говорилось выше, спор возникает не только из-за пересечения границ участков, но и ввиду отсутствия таковых у одного из участков.

Рассмотрение споров в суде

Споры с соседями по границам участка рассматриваются в районных судах. При обращении в суд истец (сторона считающая себя пострадавшей) обязан доказать факт принадлежности участка и привести пример нарушения своих прав. На ответчика возлагается обязанность по предъявлению суду обоснованных причин изменения границ участка. Кроме того, он обязан доказать отсутствие противоправных действий со своей стороны.

Предметом доказывания являются:

  • сам факт принадлежности земли участникам спора (спорщиками могут быть лишь собственники, имеющие документы, подтверждающие их право);
  • смежность участков (собственники обязаны предоставить документы, свидетельствующие о том, что спорные участки являются смежными);
  • фактические границы (в документах могут быть указаны совершено другие границы);
  • причины и обстоятельства, спровоцировавшие изменения и вызвавшие спор.

Доказательной базой в споре о границах с соседями по участку выступают:

  • документы о собственности на землю;
  • план границ каждого из участков до межевания и после него;
  • общий план всей территории с выделением спорных участков, если таковые имеются;
  • заключение специалистов (выдается организацией, произведшей кадастровый замер участка).

Если у спорщиков имеются доказательства иного рода, то их также можно присовокупить к имеющемуся делу.

На проведении таковой может настоять, как истец, так и ответчик. В некоторых случаях на экспертизе может настоять судья, занимающийся ведением дела. При этом, настаивающее на экспертизе лицо обязано определить спектр вопросов, ответив на которые эксперт разъяснит суду сложившуюся ситуацию.

Экспертное мнение позволяет избежать дальнейших разногласий и определиться с границами участка. К сожалению, прибегнуть к нему может далеко не каждый. Услуги эксперта обходятся в несколько десятков тысяч рублей, тогда как обычная процедура по определению межи стоит не более 10-15 тысяч. Если на проведении таковой настоял суд, то оплата производится из бюджетных средств. Такое случается редко, поскольку суды крайне неохотно соглашаются на расходование государственных средств.

Судебная практика

В деле об определении границ участка земли суд является последней, но не всегда наиболее справедливой инстанцией. В некоторых случаях судом могут быть допущены ошибки, связанные с нарушением установленного порядка рассмотрения дела. Примером такой ошибки является ситуация, сложившаяся вокруг отмены судебной коллегией Пензенского областного суда решения, принятого Ленинградским районным судом. Таковое было вынесено 22 октября 2016 года и отменено 23 мая 2017 года в связи с тем, что владельцы сопредельных участков не присутствовали при рассмотрении дела. Вынесенное без их ведома решение законным считаться не может.

Аналогичный прецедент случился в Мурманском районном суде, куда обратился гражданин Игнатьев А. Д с требованием о признании проведенного межевания смежного участка недействительным и сносе построенного на нем здания. Рассмотрев дело, суд вынес положительный вердикт и обязал ответчика удовлетворить иск, но последний обратился в вышестоящий областной суд и сумел доказать неправомерность такого решения. Основанием для отмены постановления районного суда стало отсутствие среди представленных суду документов сведений о проведении экспертизы. После ее проведения выяснилось, что у участка истца границы вымерены неправильно и спорный участок вместе со строением ему не принадлежит и не нарушает никаких прав. Ведение дела по иску было прекращено.

Когда можно подать иск

Спор о границах земельного участка исковой давности не имеет. Если гражданин не использовал принадлежащий ему участок земли на протяжении многих лет, то лишить его права собственности может лишь суд. В исключительных случаях участок может быть отчужден, как представляющий государственную важность.

Самовольно отобрать у соседа землю, которой он не пользовался нельзя, о чем уже говорилось выше. Если это произошло, то пострадавшая сторона может подать исковое заявление в суд с требованием о восстановлении границ. Основанием для обращения станет любой документ, подтверждающий его право на владение землей.

Законодательная база

Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельным участком признается часть поверхности земли, обладающая индивидуальными признаками. Основополагающим признаком участка являются его границы, определенные с помощью межевания.

Процедура межевания позволяет определить точные границы двух смежных участков. Владельцы участка не могут опротестовать необходимость его измерения, если таковая определена законом. Межевание может не проводиться, но реализовать свое право на участок он сможет, только определив его границы.

По итогам согласования границ участка составляется специальный акт (ст.23 ФЗ РФ №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости»). В указанном документе должны содержаться сведения о заинтересованных лицах (Ф.И.О. владельцев смежных участков), результат согласования, границы (схемы прилагаются), возникшие возражения. Акт подписывают все владельцы, соседствующих земель. Завершается документ подписью и печатью кадастрового инженера.

Споры по межеванию земельных участков не имеют срока давности. Для разрешения возникшего конфликта достаточно призвать кадастрового инженера и произвести межевание земель. Если процедура межевания не удовлетворяет владельца смежных земель, он может провести собственное межевание, или подать в суд. Судебные споры по земельным участкам не являются редкостью. Суд вправе обязать спорщиков провести экспертизу для определения более точных границ или же согласиться на существующие границы.

Судебные споры о границах земельных участков

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;

· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;

· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;

· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Читайте также:  Как прописаться на землях сельхозназначения: прописка в доме на земельном участке сельскохозяйственного назначения

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);

· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Краткое содержание:

Земельным участком признается часть земной поверхности, которая имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218)).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221); ч. 2 ст. 8 Закона № 218).

При выполнении кадастровых работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.

В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.

Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ). Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ст. 43 Закона № 218).

В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, то она может быть исправлена в порядке ст. 61 Закона № 218.

Для определения или уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка

Акт оформляется на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.

Если уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, то количество актов согласования должно соответствовать количеству таких участков (п. 82 Требований, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»; Письмо ФГБУ “ФКП Росреестра” от 09.08.2017 № 10-0918-ИШ «О рассмотрении обращения»).

При этом если в результате проведения кадастровых работ будет установлено, что считавшийся согласно сведениям ЕГРН смежным земельный участок фактически таковым не является, то согласование местоположения границ с правообладателем такого участка не требуется (Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д 23 и «Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ»).

Если заинтересованное лицо, получившее в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом оформленное извещение, не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования (ч. 1, 2 ст. 43 Закона № 218; ч. 2, 3 ст. 40 Закона № 221).

Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования. В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что орган регистрации прав откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (ч. 3, 7 ст. 22, п. п. 20, 25 ч. 1 ст. 26 Закона № 218; ч. 4 ст. 40 Закона № 221).

При наличии неурегулированных разногласий переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Инициируйте повторное согласование местоположения границ земельного участка

Не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, поэтому нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления (ст. 61 Закона № 218).

Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования (п. 87 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921).

Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч. 2 ст. 43 Закона № 218; ч. 5 ст. 40 Закона № 221).

Шаг 3. Подготовьте исковое заявление и пакет документов

При подготовке иска об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).

Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п.

Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам (ч. 10 ст. 22 Закона № 218).

В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с вашим земельного участка, в качестве третьих лиц – орган регистрации прав и кадастрового инженера.

Также необходимо правильно сформулировать требования к суду (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

Исковые требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими:

• признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика технической или реестровой ошибкой;

• установить смежную границу между земельными участками (как правило, в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера).

К исковому заявлению следует приложить, в частности, следующие документы (ст. 132 ГПК РФ; ч. 1, 6 ст. 62 Закона № 218):

• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. К таким документам относятся, например, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на земельный участок (документ, на основании которого осуществляется владение участком, свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН), межевой план, сведения из ЕГРН о смежном участке;

• документ об уплате госпошлины в установленных порядке и размере или документ, подтверждающий право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.

Размер госпошлины рекомендуется предварительно уточнить в суде, поскольку суд может рассмотреть данный иск как требование неимущественного характера либо как требование имущественного характера, подлежащее оценке, поскольку иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Справка. Размер госпошлины
Размер госпошлины за подачу искового заявления неимущественного характера составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Размер госпошлины за подачу искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, составляет при цене иска (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):
• до 20 000 руб. – 4% от цены иска, но не менее 400 руб.;
• от 20 001 руб. до 100 000 руб. – 800 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 20 000 руб.;
• от 100 001 руб. до 200 000 руб. – 3 200 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб.;
• от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – 5 200 руб. плюс 1% от суммы, превышающей 200 000 руб.;
• свыше 1 000 000 руб. – 13 200 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.;

• уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи искового заявления в электронной форме;

• документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.

Иск предъявляется по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Шаг 4. Примите участие в судебном заседании

При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков (ст. 79 ГПК РФ).

Шаг 5. Получите решение суда и обратитесь в орган регистрации прав

После вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о постановке вашего земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 3 ст. 61 Закона № 218).

Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Читайте также:  Право собственности на сарай

Спор о границах участка

Важной характеристикой границы земельного участка является порядок ее определения – они подлежит описанию в кадастре после проведения процедуры межевания. Только с момента внесения таких сведений в кадастр, участок земли получает юридическое индивидуальное определение.

Согласование границ участка

Первоначальное определение границ, которое происходит в результате межевых работ, является итогом деятельности кадастрового инженера. Для того, чтобы выделить конкретный участок среди остальных, инженеру предстоит описать уникальные характеристики предмета межевания, в том числе и определить индивидуальные границы участка, что позволит индивидуализировать его для последующего учета.

Так как процесс формирования границ конкретного участка неразрывно связан с границами соседних участков в пределах кадастрового квартала, инженеру предстоит согласовать местоположение во избежание будущих противоречий между владельцами участков.

Если межевание проводится в отношении объекта, который граничит с земельными участками, ранее поставленными на кадастровый учет, инженер обязан согласовать расположение границ с субъектами, обладающими соседними участками. Для этих целей кадастровый инженер должен располагать сведения из ГКН обо всех смежных участках.

Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что предметом согласования является формирование границ участка, которые одновременно являются границами другого земельного надела. Итогом такого согласования является акт, который должны подписать все заинтересованные лица (владельцы смежных участков).

Если владелец смежного участка уклоняется от согласования (не выразил согласие или не предоставил мотивированный отказ), граница будет считаться согласованной в случае надлежащего уведомления этого владельца о проводимых мероприятиях.

В случае если владелец соседнего надела представил письменные возражения с отказом в согласовании границ, такие возражения указываются в акте согласования. Такая ситуация является причиной для возникновения спора о границах земельного участка.

Классификация споров о формировании границ участков

С учетом изложенных выше ситуаций споры об установлении местоположения границ можно классифицировать по следующим группам:

Участки, между которыми проходит согласование пересекающихся границ, не поставлены на учет в кадастровых органах. В этом случае в отношении обоих участков отсутствуют сведения в ГКН. При этом у владельца соседнего участка уже может быть пройдена процедура учета, однако отсутствие сведений в государственном кадастре не позволяет считать его границы сформированными. Для уточнения границ ранее учтенного участка владелец должен провести кадастровые работы, которые будут являться основанием для последующего представления информации в кадастр. В этом случае может возникнуть межевой спор, так как процедура межевания будет проводиться в отношении обоих участков.

Один или несколько соседних участков, с которыми происходит пересечение границ, обладает сведениями о границах, внесенными с ГКН. Причиной такого пересечения являются несколько факторов: техническая ошибка государственного органа в сфере кадастрового учета, повлекшая недостоверность сведений в ГКН; ошибка, допущенная инженером при выполнении работ (кадастровая ошибка в сведениях); ошибка с местоположением границ ранее учтенного участка земли (допущена в результате действий лиц, отвечавшим за выполнение работ по территориальному землеустройству).

Земельный кодекс РФ и ФЗ-221 единственной процедурой разрешения спора об установлении границ участка признают судебное разбирательство заинтересованных сторон. Тем не менее, в законодательстве существует возможность провести повторное согласование границ, при котором разногласия владельцев участков могут быть устранены.

Значение разрешения спора

Главным юридическим последствием разрешения спора является установление географических координат границ спорного участков, которое будет основанием для внесения соответствующих сведений в ГКН.

Без установления границ невозможно наделить земельный участок индивидуальными признаками, поэтому он фактически не существует до тех пор, пока не описано местоположение его границ.

Разрешение спора снимает такое противоречие, участок приобретает свой главный уникальный признак – географические координаты, позволяющие установить его границы.

Как изменить границы участка?

Для разрешения спора о границах земельного участка законодательство предусматривает следующую процедуру.

Добровольный порядок урегулирования спора. Владелец участка, в отношении которого возникли разногласия, может провести повторное согласование местоположения границ. Такая возможность предусмотрена Приказом МЭР России от 24 ноября 2008 года № 412. В этом случае ошибка, допущенная в кадастровых сведениях, может быть устранена после снятия заинтересованными сторонами своих возражений в акте согласования.

Если предыдущая процедура не привела к снятию разногласий, заинтересованное лицо имеет право на обращение в суд. Исковое заявление об установлении местоположения границ подается в суд общей юрисдикции. К судебному разбирательству привлекаются владельцы смежных участков, с которыми происходит пересечение границ, а также, по мере необходимости, органы кадастрового учета и кадастровые инженеры, проводившие межевание.

К исковому заявлению об установлении границ участка земли прилагаются следующие документы:

  • Копии искового заявления по числу участников процесса;
  • Копии документов, подтверждающих наличие права на участок;
  • Копии документов межевого дела и, прежде всего, межевой план;

Сведения и государственного кадастра недвижимости в отношении соседних земельных участков;

  • документ, подтверждающий уплаты государственной пошлины.

В зависимости от типа спора, заинтересованное лицо может просить у суда:

  • установление факта кадастровой ошибки в отношении определения границ соседнего участка;
  • установить смежную границу между спорными участками в соответствии с предложенными в межевом плане координатами.

Вынесение положительного решения по исковому заявлению после вступления его в законную силу влечет наступление юридических последствий, которые являются обязательными для участников процесса. Вступивший в законную силу судебный акт направляется в органы кадастрового учета с приложением заявления о постановке участка на учет, либо провести кадастровый учет в связи с уточнение границ. Органы кадастрового учета обязаны исполнить решение суда в точном соответствие с его резолютивной частью: исправить ошибку, внести сведения в государственный кадастр, осуществить кадастровый учет.

Земельный спор по границе участка

В нашей стране ведется масштабный процесс учета земель, для чего были внесены поправки в основные законодательные акты: Кодекс РФ № 136-ФЗ, законы федерального значения «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (далее – Закон № 218-ФЗ) и «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (далее – Закон № 221-ФЗ). Но не только государство озабочено правильным межеванием территорий; в судах все чаще рассматривают вопросы, причиной которых становится земельный спор по границе участка, как между гражданами, так и между организациями. Юристы сайта Правовед.RU не раз сталкивались на практике с подобными делами, находя в каждой ситуации верное решение и устраняя конфликтную ситуацию. Предлагаем вам в помощь советы, которые помогут сориентироваться в этом нелегком вопросе и даже выиграть судебный спор.

Причины возникновения земельных споров по границе участка

Все предпосылки, из-за которых на практике инициируются судебные дела по территориальным конфликтам, можно разделить на несколько групп:

  • документальная ошибка, внесенная в единый федеральный реестр (ЕГРН). Чаще всего она возникает из-за несовершенства техники и методов, связанных с кадастровыми работами. Если план территории одного надела составили лет 10–15 назад, а соседнего недавно, то возможно их наложение друг на друга;
  • неверные расчеты кадастрового инженера при определении границ одного из наделов. В таком случае придется доказывать их необоснованность;
  • самозахват чужой территории. Речь идет о случаях самовольного передвижения соседями забора, что повлекло за собой изменение в меньшую сторону площади соседнего надела. Это может быть сделано умышленно, или границы сами сместились в процессе использования земли.

После изменения законодательства о территориях в 2016 году стало обязательным во избежание судебных споров согласовывать результат межевания с владельцами соседних территорий. При его нарушении лицо, чьи права были задеты, может опротестовать результаты процедуры, даже если они уже внесены в кадастровую ведомость.

Экспертиза в судебной практике по земельным спорам, связанным с межеванием

Законодательство РФ не обязывает при решении дел о межевании проходить государственную экспертизу, но в девяти из десяти случаев она назначается судом, если участники процесса не провели ее до обращения в правоохранительные органы по собственной инициативе. Необходимость экспертизы территорий обусловлена возникновением спорных вопросов при рассмотрении судом искового заявления владельца одного из участков. Процедура выполняется по двум направлениям.

  1. В соответствии со ст. 6 закона № 78-ФЗ, регламентирующего землеустройство в нашей стране, осуществляется государственное исследование кадастровых и иных документов по частным наделам, чтобы определить их соответствие первоначальным данным, соблюдение технических условий и требований нормативных актов РФ. Процедуру документальной экспертизы регулирует Постановление Правительства Российской Федерации № 214, принятое в 2002 году. Ее могут инициировать судебные органы, организации местного самоуправления или любые другие лица, заинтересованные в проверке. Она проводится специалистами представительств Росреестра, работающими в регионах, на что им дается не более 3 месяцев с момента принятия бумаг на исследование.
  2. Если проверки документов недостаточно для решения земельного спора по границам участка, то назначается практическая экспертиза, проводимая по инструкции, разработанной Роскомземом в 1996 году. По своему алгоритму она ничем не отличается на практике от обычного межевания земель. Ее выполняет кадастровый инженер, имеющий официальное разрешение на проведение геодезических работ. Он же подписывает экспертное заключение, являющееся итогом процедуры. Срок определения точных границ участков законодательством РФ не установлен, он обозначается в договоре с кадастровым инженером.

Когда участникам конфликта по расположению территорий заранее известно о необходимости экспертизы, им лучше инициировать ее самостоятельно, а не по решению суда. В таком случае процедура обойдется дешевле.

Как решить земельный спор по границе участка

Чтобы избежать судебной катавасии, сначала необходимо попытаться договориться с соседями о решении конфликта в добровольном порядке. Если по разным причинам уладить земельный спор на границе участка не удалось, то придется обращаться в суд. Алгоритм действий в таком случае следующий.

  • Найдя в кадастровом реестре ошибку технического характера, нужно представить в Росреестр заявление с просьбой исправить ее на основании ст. 61 федерального закона № 218. К нему, при необходимости, прилагаются документы, доказывающие правоту заявителя. Регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с момента принятия документов решить, исправить недочет или отказать в подобном действии.
  • Уточнение границ участка и его местоположения по отношению к другим территориям. Оно потребуется, чтобы отстоять свое мнение в суде, или убедить соседей в реальном положении вещей. Для процедуры межевания территорий приглашают кадастрового инженера, с которым заключается договор подряда. Он обязан осуществить ряд действий, прописанных в инструкции Роскомзема за 1996 год и в Методике Росземкадастра, выпущенной в 2003 году. В ходе процедуры межевания определяются границы территории на местности и составляется акт их согласования. Его подписывают все заинтересованные в земельном споре по границе участка лица, которых надо известить за 7 дней до начала процесса разграничения территории.
      Если уведомление получили все соседи по земельному участку, но кто-то из них не явился на межевание, ему сообщают, где и когда он может завизировать акт. В случае повторной неявки документ утверждается без него.
    • При отказе одного из соседей согласовать действительное положение границ участка потребуется решать спор в судебном порядке (ст. 43 закона № 218-ФЗ, ст. 40 закона № 221-ФЗ). Для этого пишут исковое заявление, по которому ответчиком считается владелец смежного надела, препятствующий оформлению кадастровых документов (акта, межевого плана). В соответствии со ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) к заявлению прилагаются копии: 1. документов, подтверждающих право владения земельным наделом; 2. межевого плана; 3. выписки из ЕГРН о смежном участке, с владельцем которого возник спор; 4. бумаг об уплате государственной пошлины в размере 300 рублей; 5. других документов, запрашиваемых правоохранительным органом. Когда в момент обращения в суд у заявителя не оформлен план межевания, вместо него представляется выписка из Госреестра. Если ее недостаточно для принятия правильного решения, то представитель власти обяжет владельца определить границы участка.
    • Участие в заседании суда. Истцу не обязательно тратить свое время на данную процедуру, он может дать подобное полномочие третьему лицу – профессиональному юристу или адвокату. При успешном решении судебного спора затраты, связанные с наймом специалиста, несет ответчик.
    • Передача судебного решения в Росреестр для регистрации прав собственности или исправления ошибки в учете недвижимости (ст. 14 и 61 Федерального закона № 218).
  • В какой суд обращаться с земельным спором по границе участка

    Иск подается в суд по территориальному признаку (ст. 30 ГПК РФ), то есть по месту расположения надела. К полномочиям мирового судьи относятся споры, касающиеся определения порядка применения имущества, в том числе участков. Установление периметров территорий относят к компетенции районного суда.

    Сроки исковой давности

    К конфликтам в отношении участков применимо общее положение о сроке исковой давности, равном 3 годам. Он исчисляется с момента, когда заявитель узнал о наступлении обстоятельств, нарушающих его права.

    В ряде случаев при рассмотрении судебных дел, касающихся земельных споров, сложно установить точную дату, когда были нарушены права заявителя. Потому по решению суда период рассмотрения иска может быть увеличен.

    Судебная практика по земельным спорам, связанным с межеванием

    По делам, решаемым в судах районной инстанции, не ведется единый федеральный учет. Тем не менее можно выделить несколько обстоятельств, когда представители власти выносят решение в пользу заявителя:

    • соседи самовольно заняли не принадлежащую им территорию, передвинув забор по своему усмотрению;
    • допущены неточности при определении периметра надела во время его образования и первоначальной регистрации;
    • владельцы смежных участков необоснованно отказываются подписать акт межевания;
    • в кадастровом реестре обнаружена техническая ошибка, которую Росреестр не соглашается исправить в общем порядке;
    • некомпетентность кадастрового инженера, повлекшая неточности при составлении плана территории.

    Какова бы ни была причина конфликта, касающегося земли, истцу придется доказывать обоснованность своих требований. Суд рассматривает любые аргументы, в том числе показания свидетелей.

    Судебная практика по земельным спорам, связанным с межеванием, показывает сложность таких вопросов. Все дело в обширной и часто меняющейся законодательной базе. Юристы сайта Правовед.ru готовы найти пути решения любой конфликтной ситуации, в основе которой лежит земельный спор на границе участка между собственниками. С нашей помощью вы быстрее добьетесь положительного результата.

    Как оспорить постановление ФССП?

    Юлия Меркулова
    Автор статьи
    Практикующий юрист с 2012 года

    Происходящее в рамках исполнительного производства редко когда устраивает обе стороны – или должник останется недоволен, или взыскатель. Но ладно-бы если все по закону, куда уж деваться. А что, если постановление судебного пристава-исполнителя нарушает закон? Если действия пристава неправомерны – в руках у заинтересованной стороны карт-бланш! Такое постановление вполне успешно можно оспорить, и если не у начальника ОСП, так в суде уж точно.

    Читайте также:  Раздел придомовой территории

    В отношении каких постановлений это возможно? Что можно считать основанием для оспаривания? И каков порядок оспаривания постановления судебного пристава? Правовед.RU разобрался в нюансах.

    Какие постановления и кто может оспорить?

    Право на оспаривание постановления пристава предоставлено как сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), так и иным лицам, если они считают, что (ст. 121 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»):

    • нарушены их права и законные интересы;
    • созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов;
    • на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

    Это могут быть не только физические лица или предприятия, но и государственные органы и учреждения, а также прокурор. Характер постановления значения не имеет – главное, чтобы оно нарушало чьи-либо интересы или было вынесено незаконно. Ну, например, должники обычно обжалуют постановления:

    • о наложении ареста на счета или иное имущество, когда ценность арестованного имущества явно превышает задолженность;
    • о запрете выезда за границу, когда основания для его наложения отсутствовали;
    • об обращении взыскания на зарплату, если было другое имущество, на которое можно было обратить взыскание;
    • о взыскании исполнительского сбора, если долг был погашен добровольно в пределах установленного для этого срока и т.д.

    Взыскатели, наоборот, обычно обжалую т:

    • вынесение постановления судебным приставом-исполнителем о прекращении или окончании исполнительного производства;
    • бездействие пристава в части невыявления ликвидного имущества, неналожения на него ареста;
    • постановления о снятии ареста;
    • постановления о назначении эксперта-оценщика;
    • постановления об исключении имущества из под ареста и т.д.

    Как обжаловать?

    Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде . Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».

    Жалоба в порядке подчиненности

    В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП. Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ. Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).

    Действовать нужно в следующем порядке:

    1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства , делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
    2. Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
    • должность и ФИО пристава;
    • реквизиты обжалуемого постановления;
    • ФИО и адрес заявителя;
    • основания, по которым обжалуется постановление;
    • требования лица, подавшего жалобу.

    Пример удачно составленной жалобы смотрите здесь. К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).

    1. Направляем жалобу . Подать ее можно как лично в ФССП, так и направить по почте. Еще есть электронная приемная ФССП, через которую также принимаются жалобы. Но так как в законе указано, что обязательная ее форма – письменная, есть риск, что в ее рассмотрении могут отказать.
    2. Ждем рассмотрения . Ответственное должностное лицо обязано рассмотреть жалобу на постановление судебных приставов в срок до 10 дней с момента ее поступления (ст. 126 ФЗ № 229).
    3. Ждем копию постановления . Если жалоба частично или полностью удовлетворена, ответственное лицо выносит об этом постановление, которым отменяет частично или полностью постановление пристава. Затем, в 3-дневный срок с момента его вынесения, оно направляет копию такого постановления заявителю (ст. 127 ФЗ № 229).

    Оспаривание в судебном порядке

    Если порядок подчиненности результатов не дал или вы в принципе не намерены терять на него время, нужно обращаться в суд с административным иском. Сделать это необходимо также в 10-дневный срок с момента вынесения постановления или момента, как заявитель узнал о нем (п. 3 ст. 219 КАС). Этот срок, впрочем, сам по себе пресекательным не является, а его несоблюдение не может служить основанием для отказа в удовлетворении жалобы (Постановление ФАС Северо-кавказского округа № Ф08-597/14 от 26.02.2014). Но в любом случае нарушать его не рекомендуем.

    Чтобы оспорить постановление пристава в суде, рекомендуем соблюдать такой алгоритм действий:

    1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии . Находим основания для оспаривания постановления.
    2. Готовим административное исковое заявление об отмене постановления судебного пристава. Такой иск должен соответствовать требованиям ст. 125 и ст. 220 КАС. С образцом такого иска можно ознакомиться ниже. К нему необходимо приложить комплект документов, включающий:
    • копию исполнительного документа;
    • копию постановления пристава;
    • документы, подтверждающие незаконность постановления;
    • документы, подтверждающие, что постановление нарушает права и интересы истца;
    • копия постановления по жалобе в порядке подчиненности;
    • иные документы по ситуации.

    1. Подаем заявление в суд . Его необходимо подать в районный суд по месту нахождения подразделения ОСП, в котором работает пристав, чье постановление обжалуется. Документы и иск можно подать лично, направить по почте или через ГАС «Правосудие».
    2. Ждем назначения дела и являемся на его рассмотрение в суд. Явка в суд необязательна – можно направить своего представителя или вовсе не явится, на результат дела это повлиять не должно.
    3. Ждем принятия решения . Срок рассмотрения – 10 дней с момента принятия иска (ст. 226 КАС). По результату рассмотрения суд выносит решение, копию которого в 3-дневный срок направляет и истцу, и ответчику (п. 6 ст. 227 НК).

    Если оно положительное, дополнительно подавать его копию в ФССП не нужно. Приставы получат свою копию и отменят оспоренное постановление. Правда, если они будут не согласны с решением, у них есть право на его обжалование по правилам Главы 34 КАС. Ровно, как и у истца, если решением суда постановление пристава оставили в силе. Но это уже совсем другая история!

    Как обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства

    Краткое содержание:

    Как обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства

    Вы можете обжаловать такой отказ в порядке подчиненности. Для этого подайте вышестоящему приставу письменную жалобу на постановление об отказе, и в течение 10 дней ее рассмотрят по существу.
    Также вы можете обратиться в суд. Это называется не обжалованием, а оспариванием постановления и делается в порядке гл. 24 АПК РФ или гл. 22 КАС РФ.
    Если подать заявление в суд и жалобу вышестоящему приставу параллельно, пристав приостановит рассмотрение жалобы. А если суд примет решение, пристав откажет в ее рассмотрении.

    1. В какой срок подать жалобу вышестоящему приставу

    Подайте жалобу на постановление об отказе в течение 10 дней со дня, когда вы узнали или должны были узнать о его вынесении (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

    Если вы пропустили срок, вместе с жалобой подайте ходатайство о его восстановлении. Если причины пропуска признают уважительными, а срок, в который вы обратились, – разумным, то его восстановят. Без ходатайства вам в любом случае откажут в рассмотрении жалобы по существу (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве).

    Учтите, что обосновать уважительность пропуска очень непросто. Но если он незначителен, ваши шансы выше. Например, уважительной причиной могут признать госпитализацию руководителя организации во время командировки в другой регион.

    2. Как составить жалобу

    Оформите жалобу в бумажном виде и подпишите у руководителя вашей организации или лица, уполномоченного на это доверенностью. ИП может подписать жалобу сам или тоже поручить это доверенному лицу. Жалобу также можно подать в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в установленном порядке, если данная возможность технически реализована (ч. 1.1 ст. 50, ч. 1, 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве).

    Укажите в жалобе, кому вы ее подаете, и обязательно включите в нее (ч. 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве):

    1)должность и Ф.И.О. пристава, чье постановление вы обжалуете;

    2)ваши данные: наименование организации и ее местонахождение. Если вы ИП, то укажите свои Ф.И.О. и место жительства либо место пребывания;

    3)основания для обжалования. Опишите, какие положения закона и других нормативных актов нарушил пристав, когда отказался возбудить исполнительное производство. Обоснуйте, почему постановление им не соответствует и нарушает ваши права и законные интересы;

    Пример формулировки
    В нарушение ч. 1, 2 ст. 30, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 указанного Закона в связи с тем, что заявление о возбуждении исполнительного производства подано без учредительных документов взыскателя, которые подтверждают полномочия руководителя.
    Однако прикладывать к заявлению учредительные документы нужно, лишь если заявление подписывает руководитель. Заявление было подписано представителем взыскателя по доверенности. К нему приложен оригинал доверенности на представителя Смирнова Е.П. от 15.02.2019 N 31/д, которая подписана генеральным директором взыскателя и скреплена печатью. В доверенности указано полномочие представителя на предъявление исполнительного листа к исполнению. Все это соответствует ч. 2 ст. 30, ч. 1, 2 ст. 54, п. 1 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве.
    Таким образом, судебный пристав-исполнитель нарушил права и законные интересы взыскателя на правильное, своевременное исполнение исполнительного документа, так как отказался возбудить исполнительное производство.

    4)ваши требования. Четко и однозначно сформулируйте требование признать обжалуемое постановление незаконным (отменить его). Укажите все реквизиты постановления, чтобы его индивидуализировать.

    Пример формулировки
    В соответствии с ч. 4 ст. 14, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” прошу отменить постановление судебного пристава-исполнителя Дмитровского ОСП УФССП России по Москве Авилова Е.Б. от 28.02.2019 N 77023/19/37 об отказе в возбуждении исполнительного производства.

    В текст жалобы также можно включить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, чтобы не составлять его отдельно.

    3. Что приложить к жалобе

    К жалобе приложите:

    1)документ о полномочиях на подписание жалобы. Если ее подписал руководитель, приложите заверенные копии протокола или решения о его назначении и устава. Если доверенное лицо – доверенность с полномочием на обжалование постановлений и действий (бездействия) пристава. Без этих документов вам откажут в рассмотрении жалобы по существу (п. 3 ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 124, п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве, п. п. 3.4, 3.5 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб);

    2)документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба. Например, пристав отказал в возбуждении исполнительного производства из-за того, что вы предъявили исполнительный лист не по месту совершения исполнительных действий. Однако вы пояснили в заявлении, что обращаетесь по адресу филиала должника, который указан в его лицензии, и это единственно известное вам местонахождение его имущества (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона об исполнительном производстве). В этом случае к жалобе нужно приложить копии заявления, постановления об отказе и лицензии должника.

    Закон не требует прикладывать подобные документы, но это может ускорить рассмотрение жалобы. Если их не будет, а вышестоящий пристав при рассмотрении решит, что они все же важны, он запросит их. И пока он не получит эти документы, срок рассмотрения приостановится, но не более чем на 10 дней (ч. 3 ст. 124 Закона об исполнительном производстве);

    3)ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, если вы его пропустили (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве). Этот документ нужно приложить, если вы не включили ходатайство в текст жалобы.

    Если вы подаете жалобу в электронной форме, то документы, приложенные к ней, представьте в форме электронных документов, подписанных электронной подписью (п. 7 Правил подачи и рассмотрения жалоб, п. 3 Порядка подачи документов в ФССП в электронной форме).

    4. Кому подать жалобу

    Укажите в жалобе в качестве адресата вышестоящего пристава. Если вы обжалуете постановление судебного пристава-исполнителя, то адресатом будет старший судебный пристав, которому он подчиняется (ч. 1 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). Как правило, это начальник районного отдела УФССП России, в котором служит пристав.

    Подать жалобу можно как самому адресату, так и приставу, чье постановление вы обжалуете (ч. 4 ст. 123 Закона об исполнительном производстве). Используйте адрес отдела УФССП России из текста обжалуемого постановления.

    Рекомендуем направлять жалобу приставу, постановление которого вы обжалуете: обычно документ к нему попадает быстрее, чем к начальнику. Он сам в трехдневный срок перенаправит жалобу вышестоящему приставу, который вправе ее рассмотреть (ч. 5 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

    Если вы все же решите направить жалобу непосредственно вышестоящему приставу и ошибетесь в выборе адресата – не страшно. Если окажется, что он не правомочен рассматривать вашу жалобу, он сам перенаправит ее тому, кто вправе это сделать, а вас об этом письменно известит (ч. 6 ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

    5. Как подать жалобу

    Вы можете подать жалобу:

    по почте. Рекомендуем делать это заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Чтобы доказать отправку документов и их получение отделом приставов, вы можете сформировать на сайте Почты России отчет об отслеживании отправления;

    с помощью представителя. Отвезти жалобу может любое уполномоченное юрлицом или ИП на подачу документов лицо, в том числе курьер. Уточните в районном отделе УФССП России, в который подаете жалобу, брать ли курьеру с собой доверенность на подачу документов и паспорт. Многие отделы этого требуют;

    лично, если вы ИП;

    через личный кабинет на портале госуслуг, если такая возможность технически реализована (ч. 1.1 ст. 50, ч. 1.1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве, пп. “б” п. 6 Правил подачи и рассмотрения жалоб, п. 3 Порядка подачи документов в ФССП в электронной форме).

    Если вы подаете жалобу лично или через представителя, потребуйте поставить на ее копии отметку о получении отделом приставов, чтобы доказать факт подачи.

    Федеральный закон “Об исполнительном производстве” от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция)

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию