Ходатайство о взыскании судебных расходов

Ходатайство о взыскании судебных расходов

Ходатайство о взыскании судебных расходов

Человек, который никогда не представлял свои интересы в суде, даже не задумывается, сколько денежных средств иногда тратиться на разбирательство дела. На первый взгляд кажутся большие суммы. Возможно это и так. В обязательном порядке нужно оплатить государственную пошлину, почтовые расходы, оплатить экспертизу, оплатить переводчиков и других специалистов, дать вознаграждение профессиональным юристам, которые представляют интерес физического лица или организации.

Организации и индивидуальные предприниматели для своей защиты обращаются за помощью к профессиональным юристам, которые защищают их интерес в судебном процессе. Перед началом сотрудничества обе стороны заполняют договор об оказании юридических услуг, где прописывается сумма вознаграждения.

Но закон в Российской Федерации находится в этом вопросе на стороне истца и предусматривает восполнение всех расходов и трат, для стороны которая докажет свою правоту в суде, то есть выиграет судебное разбирательство. Но есть ситуации, когда суд уменьшает размер расходов, по своему усмотрению.

Если заявление об уменьшении судебных расходов принято с проигравшей стороны, то суд обращает внимание на следующие факторы: стоимость услуг юриста должна быть разумной. Конечно, можно платить своему юристу по сто тысяч рублей за одно судебное заседание, но в таком случае суд не посчитает эти расходы разумными. Исходя из объема и проделанной работы, суды учитывают сложность разбирательства. Дело может касаться не только правовой области, но и области экономики, налогового законодательства и бухгалтерского учета.

Дело считается сложным, если на анализ всех документов из других областей потратилось много времени. Также учитывается время работы юриста. На практике было дело, когда истец заявил о возмещении расходов и указал сумму в семьсот тысяч рублей, аргументируя это тем, что его юристы работали четыре года, участвовали за это время в тридцати пяти заседаниях и подготовили сорок процессуальных документов. Суд счел эту сумму уместной и удовлетворил иск.

  1. Что такое гонорар успеха?
  2. Что нужно доказывать в суде?
  3. Как понять разумный характер возмещения денежных средств?

Что такое гонорар успеха?

В договоре часто можно прочитать о гонораре успеха. Гонораром успеха называют выплату юристу процентов от той суммы иска, которую одобрил суд.

Подробнее о перечне всех расходов можно прочитать в Гражданско Процессуальном Кодексе Российской Федерации, в статье девяносто четыре.

Если в суде удовлетворена только часть иска, то согласно статье девяносто восемь Гражданско Процессуального Кодекса РФ, расходы выплачиваются истцу пропорционально размеру его требований, а другой стороне (ответчику), пропорционально требований, в которых отказали. При этом, суд не имеет права уменьшать размер издержек, если сторона, которая будет оплачивать эти расходы не против указанной суммы и не выявляет чрезмерность этих расходов. Если взыскивают с государственного органа и сторона указала явно большую сумму на расходы, то в таких случаях суд с большим удовольствием снижает по максимуму судебные расходы. Но это практика…

Самое главное, что нужно знать, если хотите вернуть свои денежные средства. Не нужно рассказывать о своих денежных расходах устно, не подтверждая это никакими документами. Все расходы сторон могут возмещаться только при условии письменного ходатайства и приложенных к нему доказательств. Ходатайство можно написать на отельном листе формата А4, а можно вписать в требования в исковом заявлении в просительную часть. Также прикладывать только оригиналы платежных документов. В ходатайстве в обязательном порядке указываются все лица, участвующие в деле.

Что нужно доказывать в суде?

При рассмотрении ходатайства о возмещении расходов судом изучается были ли в реальности понесены такие расходы денежных средств, а также связаны ли эти расходы с рассматриваемым делом. Верховный Суд Российской Федерации указал, что при судебном разбирательстве сторона, с которой хотят взыскать судебные расходы вправе доказывать обратное, то есть чрезмерность указанных расходов.

Как понять разумный характер возмещения денежных средств?

Под этим понимаются расходы, которые оплачиваются за какие либо услуги при таких же обстоятельствах. Верховный Суд Российской Федерации под разумностью объясняет объем требований стороны судебного процесса, сколько времени потребовалось на разбирательство дела, сложное ли было дело, время, которое потрачено на подготовку всех необходимых документов и другие обстоятельства. Также учитывается регион в котором рассматривается дело. Ведь в зависимости от города и расценки будут разные. Например, в некоторых городах России (Омск, Киров, Воронеж, Самара) адвокатская палата утвердила минимальную стоимость гонорара за оказание юридических услуг.

На практике рассматривалось дело, где указали сумму расходов по московскими расценкам, так как представитель находился в столице. Но суд счел это неправильным и удовлетворил сумму гонорара по омскому региону. Эксперты утверждают, что размер вознаграждения адвоката, не может зависеть от его квалификации и опыта. Они должны быть построены на образовании, на преподавательском опыте и наличии наград от общественных организаций.

Всегда суд учитывает и детально проверяет конкретные действия, которые совершил представитель. Если в акте приема передачи указано, что все услуги выполнены и указана их стоимость, но нет расшифровки, какие именно действия выполнялись, какая цена была у каждого действия, то суд естественно будет сомневаться в сумме указанных расходов. Если хотите, чтобы все было правильно и грамотно составлено, то на помощь придет «биллинг». Что это такое? Это автоматические записи, в которых присутствует информация о всех действиях и потраченном времени. Такие записи могут обезопасить от снижения заявленных расходов и докажут суду правдивость документов.

Важный момент, что подавать ходатайство о возмещении судебных расходов нужно только после того, как судебное решение вступит в законную силу. Согласно статье сто четыре Гражданско Процессуального Кодекса РФ решение о судебных расходах могут быть вынесены как дополнительное решение суда или определением суда.

Что не относится к судебным расходам? Не учитываются денежные средства, которые потратились на урегулирование в досудебном порядке. Если у лица присутствует факт административного правонарушения, даже если истек срок давности. И также не учитываются расходы с работников, которые участвуют в трудовых спорах.

Процедура взыскания свои денежных средств не так сложна, если подходить к этому делу со всей серьезностью и уверенностью в своем выигрыше! Для достижения желаемого результата стоит обратиться к профессионалам.

​​Возмещение судебных расходов

Услуги хорошего юриста оцениваются высоко, поэтому некоторые люди предпочитают «вести» свои дела самостоятельно. Это не самое правильное решение, ведь его результатом может стать увеличение денежных трат: в случае отклонения иска проигравшая сторона будет вынуждена покрывать судебные издержки.

Возмещение сторонам судебных расходов

Они включают в себя оплату госпошлин, а также затраты, понесенные участниками во время разбирательства (статьи 88 и 94 ГПК РФ, 106 АПК России, 106 КАС РФ).

Решение о возврате затраченных средств выносится судом. Для этого направляется соответствующее прошение. Все траты должны иметь документальные подтверждения.

Важно: участники должны суметь доказать связь между этими тратами и рассматриваемым делом.

Что входит

Выделяют три категории затрат. Первая, общеобязательная — это уплата госпошлины. Ее размер определяется статьей 333.19 Налогового кодекса. Величина пошлины идентична для всех субъектов РФ: снижение или увеличение этого взноса не допускается. Оплачивать ее необходимо до подачи искового заявления. Иначе ходатайство будет оставлено без движения.

Госпошлина предусмотрена при подаче:

  • заявлений искового производства;
  • исков особого производства;
  • апелляций;
  • кассационных обжалований;
  • жалоб в порядке надзора.

Выдача судебных приказов также облагается госпошлиной.

Примечание: по имущественным спорам размер государственного взноса зависит от стоимости иска.

Для некоторой категории граждан предусмотрены льготы по оплате госпошлины. Перечень этих лиц указан в статье 333.36 Налогового кодекса РФ.

Вторая разновидность издержек — это затраты, связанные с рассмотрением заявления (статья 94 ГПК РФ). К ним относятся:

Оплата этих издержек возлагается на участников дела, или же на федеральный бюджет (с последующим возмещением).

Третья разновидность — оплата затрат на представителя. Процедура их возврата определяется ГПК РФ — статьей 100. Представителем в суде может быть не только адвокат, но и любое гражданское лицо. Его участие в процессе не обязательно.

Примечание: на практике обычно возмещается 30-50% от указанной суммы — все будет зависеть от сложности и длительности процесса.

Как составить и подать заявление

Ходатайство передается в инстанцию до момента определения результатов по делу, чаще всего одновременно с иском. Реже — после принятия решения (в виде определения).

Законом определен срок в течении которого можно подать заявление о возмещении судебных расходов Он составляет три месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.

Что указывается в прошении:

  • название судебного органа, в который направляется ходатайство;
  • данные инициатора иска (Ф.И.О., адрес регистрации, контакты);
  • название документа (заявление о возмещении издержек);
  • описательная часть — в ней указываются сведения об основном иске, и перечисляются все понесенные заявителем издержки, которые резюмируются общей суммой расходов (рекомендуется привести арифметический расчет);
  • ссылки на нормативные документы;
  • требования (взыскать с ответчика издержки в установленной сумме);
  • приложения (перечень свидетельств, подтверждающих понесенные затраты);
  • дата составления бумаги;
  • подпись заявителя.

Подобное прошение также допускается подавать и в случае подписания сторонами мирового соглашения, либо же при отказе истца от своих претензий.

Примечание: судебное постановление, касающееся распределения расходов, допускается обжаловать. Основание — статья 98, часть 3 ГПК России.

Образцы

В зависимости от того, какие именно издержки желает возместить истец, предусмотрено два варианта написания заявления. Первый касается возврата общих трат, второй — расходов на оплату представителя.

Важно: после принятия судебной резолюции у проигравшей стороны есть 3 года на то, чтобы возместить издержки.

Подтверждение

Суд может снизить требуемый размер компенсации, опираясь на то, что указанная сумма является неразумной, носит чрезмерный характер. Основание — пункт 11, часть 2 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 21.01.2016.

На основании действующего законодательства истец не обязан предоставлять подтверждения своим требованиям в части возмещения издержек. Достаточно лишь указать сам факт несения затрат. Но при этом вторая сторона имеет право доказывать, что требуемая сумма завышена. Поэтому заявителю рекомендуется предоставлять документальные подтверждения своих претензий.

Что может послужить обоснованием:

  • договор об оказании правовой помощи;
  • акты проведенных работ;
  • расходные ордера;
  • квитанции;
  • банковские выписки и прочее.

Что касается подтверждения обоснованности расходов на представителя, то таковыми могут являться:

  • документы, удостоверяющие высокую квалификацию специалиста (дипломы, документы об участии в научных конференциях, изданные статьи и прочие);
  • сведения о стоимости подобных услуг в других фирмах аналогичного уровня;
  • подробное описание всех услуг, оказанных представителем.

Важно: расходы, понесенные на оплату мобильной связи, интернета, отправку документов и ознакомление с материалами дела возврату не подлежат — они изначально входят в стоимость юридических услуг (если другое не указано в соглашении). Скачать для просмотра и печати:

Практические нюансы

Сторона, выигравшая процесс, имеет полное право требовать возврата финансовых средств, потраченных на организацию судебного разбирательства. То есть ущерб должен возмещать виновник, ведь это именно его действия стали причиной того, что другой участник оказался вынужденным нести убытки.

При этом не имеет значения, кто именно — заявитель или ответчик — окажется в проигрыше. Если прошение истца будет отклонено, то ему самому и придется погашать все траты ответчика.

Примечание: аналогичный порядок применяется в апелляционных, а также кассационных судах. Результатом слушания дел этими органами может стать отмена решения, принятого нижестоящими инстанциями. При этом общие расходы на процесс будут равны сумме госпошлин, оплаченных при рассмотрении прошения.

Что касается ситуаций, когда ходатайство удовлетворяется не в полном объеме: в этом случае взыскание затрат будет пропорциональным выигранному иску. Другие нестандартные случаи:

  • если инициатор отказывается от продвижения своего ходатайства в суде, то он автоматически будет признан проигравшей стороной — все расходы лягут именно на него. На практике подобное происходит, если разбирательства тянутся годами, и заявитель уже не хочет ждать окончания процесса;
  • при двукратной неявке заявителя на заседания суд вынесет постановление о приостановлении — компенсация затрат станет обязанностью истца.

Если участники подписывают мировое соглашение и дело закрывается, то размер обязанности по несению затрат, связанных с оплатой пошлин, также должен быть указан в тексте договора.

Кто может требовать возмещения

Основные лица, которые обладают полномочиями претендовать на компенсацию трат — это заявитель и ответчик. Но в некоторых случаях это право получает и человек, не являющийся одной из сторон процесса — если в ходе разбирательства будут задеты его частные интересы.

Когда такое становится возможным:

  • если участники процесса сами будут ходатайствовать об этом;
  • судья вынесет соответствующее постановление.

Примечание: подавать ходатайства о возмещении могут не только частные лица, но и организации (фирмы, компании, ассоциации). Но для этого в их уставах должны быть зафиксирована эта возможность. Причем если иск остается без удовлетворения, то эти объединения освобождаются от оплаты судебных издержек.

Когда могут отказать

Иногда направленное ходатайство отклоняется (полностью или частично). Такое возможно:

  • если инициатором подачи заявления выступал прокурор — в том случае, когда он защищает интересы неопределенного круга лиц или государства;
  • заявление подавалось представителем госорганов, которые действовали в интересах других лиц (если эти граждане сами не имеют возможности обратиться с ходатайством в суд).
Читайте также:  Взыскание долгов по расписке через суд

Наличие у таких объединений полномочий обращаться в суд для защиты интересов потребителей или частных лиц заранее определяет, что организации имеют необходимые ресурсы для осуществления этих функций. А именно:

  • штата сотрудников, обладающих нужными знаниями;
  • необходимое для этой деятельности финансирование;
  • наличие других источников восполнения затраченных средств.

Возможность вернуть деньги, потраченные на участие в разбирательстве — важная гарантия соблюдения 46 статьи Конституции, а именно права на судебную защиту.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Сроки и порядок присвоения очередных воинских званий

В армии Российской Федерации воинские звания присваиваются всем военнослужащим независимо от занимаемой ими должности. Звание определяет объем прав и обязанностей солдат и матросов, прапорщиков и мичманов, офицеров, а также обеспечивает субординацию между членами личного состава.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

В вооруженных силах РФ принято различать корабельные и общевойсковые звания. Если военнообязанный проходит службу на гвардейском корабле или в воинской части, к его званию добавляется приставки «гвардии» (гвардии капитан, гвардии полковник). Также оно пожизненно закрепляется за определенным человеком. К примеру, если военнослужащий вышел в запас в должности подполковника, о нем говорят «подполковник в отставке».

Сроки и порядок присвоения, а также лишения воинских званий регламентируются Федеральным законом РФ и Положениями о прохождении службы в Вооруженных силах. Принято считать, что соответствующие корабельные и общевойсковые звания равнозначны по отношению друг к другу. Их присваивают персонально каждому военнослужащему.

Сроки присвоения очередных воинских званий

Различают несколько групп военнослужащих, составляющих действующий состав Вооруженных сил РФ. К ним следует отнести солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, офицерский состав. Последняя группа разделяется на младший, старший и высший начальствующий составы.

Чтобы получить очередное воинское звание, солдатам, прапорщикам и офицерам необходимо прослужить в течение определенного срока. Матросы и солдаты за прилежную службу могут быть представлены к очередному чину (старший солдат или матрос) спустя 5 месяцев с момента ее начала.

Для получения звания младшего сержанта солдаты и старшие солдаты обязаны прослужить не менее 1 года, сержанта – не менее 2 лет, старшего сержанта и прапорщика – не менее 3 лет. Чтобы офицеру было присвоено очередное звание, необходимо отслужить:

  • 2 года младшему лейтенанту;
  • 3 года лейтенанту и старшему лейтенанту;
  • 4 года капитану (капитан-лейтенанту) и майору (капитану 3-го ранга);
  • 5 лет подполковнику (капитану 2-го ранга).

Чтобы получить очередное звание выпускникам военных высших учебных заведений, им необходимо пребывать в чине лейтенанта на протяжении 2 лет. Высшие офицеры могут пойти на повышение, если они прослужили в предыдущем звании не менее 2 лет и не менее 1 года занимали должность, которая подлежит замещению военнослужащими высшего офицерского состава.

Для генералов и адмиралов Российских Вооруженных сил, в том числе генерала армии или адмирала флота, сроки службы на занимаемой должности и в определенном звании не устанавливаются.

Исчисление срока пребывания в воинском звании начинается со дня его присвоения. В срок прохождения воинской службы в определенном звании входит время:

  • прерывания службы в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности;
  • прекращения службы из-за незаконного увольнения;
  • пребывания в запасе.

Важно: в законодательство РФ в 2016 году были внесены некоторые изменения, которые повлияли на сроки присвоения очередных воинских званий военнослужащим. Так, например, для получения звания «капитан» старшему лейтенанту нужно было отслужить в течение 3 лет. Сейчас в Вооруженных силах действует аттестация личного состава. Это означает, что военнослужащие для получения очередного звания должны доказать свою профпригодность. Немаловажную роль играют дисциплинированность, знание специальности, поведение и отсутствие должностных проступков.

Порядок присвоения воинских званий

Существует ряд оснований для присвоения воинского звания. Прежде всего сюда следует отнести поступление на службу в Вооруженные силы в добровольном порядке, по призыву, а также поступление в специализированные военные учебные заведения и их окончание.

Истечение определенного периода службы в предыдущем звании также является основанием для повышения. Военным может быть присвоено воинское звание и по решению должностных лиц в рамках их полномочий.

Также военнослужащие могут быть переведены на должность, когда для нее в штатном расписании предусмотрено определенное воинское звание. Оно может быть либо равным, либо более высоким в сравнении с имеющимся чином.

Обратите внимание, что новое воинское звание присваивается одновременно с назначением на новую должность. Что касается военнообязанных лиц, для которых предусмотрены сержантские (старшинские) должности, основанием для их повышения в звании может служить успешная сдача испытаний по служебной программе.

Присвоить воинские звания высшим офицерам может Президент Российской Федерации. Для этого их должен представить руководитель федерального органа исполнительной власти, в ведомстве которого они проходят воинскую службу. Данное должностное лицо также имеет право присваивать звание капитана 1 ранга либо полковника.

При поступлении на срочную службу в Вооруженные силы во всех субъектах РФ звание рядового призывникам имеет право присвоить военный комиссар. Если военнослужащие находятся в непосредственном подчинении у должностных лиц, последние имеют право присваивать им очередные воинские звания.

Важно понимать, что военнослужащим может быть присвоено первое и очередное воинское звание. Так, офицеры получают первое воинское звание «младший лейтенант» и «лейтенант», прапорщики (мичманы) – «прапорщик» («мичман»), а солдатский состав – «рядовой» либо «матрос» соответственно.

За личные заслуги военному ему может быть присвоено очередное воинское звание досрочно, но не выше того звания, которое предусмотрено штатным расписанием для занимаемой должности.

Порядок присвоения воинских званий также предусматривает поощрение военнослужащих за особые личные заслуги, если срок их нахождения в присвоенном звании истек. Так, офицера могут повысить в звании на одну ступень в соответствии с занимаемой должностью, но не выше «капитана 3 ранга» либо «майора».

Если военнослужащий имеет ученую степень, занимает преподавательскую должность в военных общеобразовательных или научно-исследовательских организациях, ему могут присвоить очередное звание, но не выше «капитана 1 ранга» или «полковника».

Прапорщики (мичманы) и сержанты (корабельные старшины) также могут быть представлены к очередному воинскому званию. Для прапорщиков (мичманов) это «старший прапорщик» («старший мичман»), а сержанты (корабельные старшины) получают звание не выше «старшины» («главного корабельного старшины»).

Могут ли лишить воинского звания?

Российские Вооруженные силы практикуют систему поощрения и наказания военнослужащих, поэтому их могут не только повысить в должности и звании, но и лишить таких привилегий. Подобное может произойти, если военнообязанный совершил тяжкий или особо тяжкий проступок.

Обвинить человека в содеянном может только суд. После вынесения приговора военного могут понизить в звании, а также лишить социальных льгот и привилегий.

Важно: по закону судебные органы имеют право лишить военнослужащего занимаемой им должности и звания. При этом не учитывается, кем звание было присвоено. Восстановить его можно только после погашения судимости. Одного ее снятия недостаточно для восстановления в звании. Для этого потребуется положительный отзыв от военного комиссара, а также согласие соответствующих органов.

Для восстановления в должности и звании военнослужащий после снятия судимости обязан обратиться в военкомат и подать соответствующее заявление. На его рассмотрение по закону может уйти 30 календарных дней. Если у военного комиссара будут все основания для восстановления человека в звании, на него оформляется представление и необходимый приказ.

Обратите внимание, что, если военнослужащий был осужден несправедливо, он будет реабилитирован, то есть восстановлен в звании автоматически. Более подробную информацию может предоставить военный юрист, услугами которого рекомендуется воспользоваться.

Когда дают внеочередное воинское звание?

Военнослужащие могут получить раньше положенного срока новое звание за особые личные заслуги. Нередко к лицам, доказавшим свой профессионализм, со стороны руководства части применяется поощрение в виде повышения в звании и должности, что позволяет человеку быстро подняться по карьерной лестнице. Если сделать кадровую перестановку не представляется возможным, могут только присвоить следующее звание.

Чтобы получить внеочередное звание, офицер может, к примеру, принимать активное участие в специальных операциях либо проявить себя в чрезвычайных ситуациях. Если подчиненные военнослужащего показали отличные результаты в учениях и боевой подготовке, велика вероятность того, что его могут быстро повысить в звании раньше положенного срока.

На практике получить внеочередное воинское звание бывает достаточно сложно, поскольку руководящий состав части может проводить данную процедуру на свое усмотрение. Не секрет, что быстрее других на повышение идут офицеры, которые имеют с командованием родственные связи. Тем не менее, если заслуги военнослужащего будут замечены вышестоящим комсоставом, то новое назначение не заставит себя долго ждать.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Порядок присвоения воинских званий

В армии Российской Федерации воинские звания присваиваются всем военнослужащим независимо от занимаемой ими должности. Звание определяет объем прав и обязанностей солдат и матросов, прапорщиков и мичманов, офицеров, а также обеспечивает субординацию между членами личного состава.

Воинское звание

Порядок присвоения

Очередное воинское звание не присваивается военнослужащему:

  1. находящемуся в распоряжении командира (начальника);
  2. в случае привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждения в отношении его уголовного дела – до прекращения уголовного преследования;
  3. в период проведения разбирательства по факту совершения им грубого дисциплинарного проступка – до применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания;
  4. в период проведения в отношении его проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению – до применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания;
  5. представленному к досрочному увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» – «з», «л», «м» п. 1 и подпунктами «в» – «е», «з» – «л» п. 2 ст. 51 Федерального закона;
  6. до истечения срока, в течение которого оно считается имеющим: дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;
  7. до окончания отбывания им уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;
  8. до погашения или снятия судимости;
  9. до окончания срока испытания при его поступлении на военную службу по контракту;
  10. военная служба которому приостановлена.

Сроки присвоения

В соответствии с п. 4 ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Воинское звание может быть первым или очередным.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237» от 19 марта 2007 г. N 364 ст 21 и 22 Положения о порядке прохождения военной службы были изменены.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы для прохождения военной службы в следующих воинских званиях с 1 января 2008 г. устанавливаются сроки:

  • рядовой, матрос — пять месяцев;
  • младший сержант, старшина 2 статьи — один год;
  • сержант, старшина 1 статьи — два года;
  • старший сержант, главный старшина — три года;
  • прапорщик, мичман — три года;
  • младший лейтенант — два года;
  • лейтенант — три года;
  • старший лейтенант — три года;
  • капитан, капитан-лейтенант — четыре года;
  • майор, капитан 3 ранга — четыре года;
  • подполковник, капитан 2 ранга — пять лет.

Прохождение военной службы в воинских званиях увеличилось на один год.

Например, практически аналогичные сроки были установлены Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА, утвержденным постановлением ЦИК и СНК Союза ССР 22 сентября 1935 г., Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-морских сил, утвержденным постановлением Совета Министров Союза ССР от 25 апреля 1955 г. N 818-490с (приказ министра обороны Союза ССР от 29 апреля 1955 г. N 0100), Положением о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240 (приказ министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100).

При этом хотелось бы отметить, что Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (с изменениями от 1 апреля 2005 г.) (ст. 23 и 24), также предусмотрены аналогичные сроки прохождения службы в званиях.

Читайте также:  Расписка о выплате кредита за другого человека

Кем производится присвоение воинских званий

Воинские звания военнослужащим присваиваются:

1. высших офицеров — Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба;

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

2. полковника, капитана 1 ранга — руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба;

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

3. иные воинские звания — должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военный комиссар присваивает гражданам, призванным на военную службу, воинское звание рядового, а гражданам, пребывающим в запасе, — от рядового (матроса) до старшего прапорщика (старшего мичмана) включительно.

По какой причине могут лишить воинского звания

Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Гражданин, лишенный воинского звания, в случае его реабилитации или изменения (отмены) приговора суда в части лишения воинского звания восстанавливается в прежнем воинском звании в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Солдат, матрос, сержант или старшина либо гражданин, призванный на военные сборы в качестве солдата, матроса, сержанта или старшины, может быть снижен в воинском звании, а также восстановлен в прежнем воинском звании в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

Внеочередное звание

Сотруднику органов внутренних дел в качестве меры поощрения может быть присвоено очередное специальное звание:

  • досрочно, но не выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, а сотруднику, имеющему ученую степень или ученое звание, — на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава);
  • на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел. Очередное специальное звание до полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, может быть присвоено сотруднику органов внутренних дел по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.
  • Специальные звания в соответствии с настоящей статьей присваиваются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Сотруднику органов внутренних дел при переводе на последний курс обучения по очной форме в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом положений статьи 45 настоящего Федерального закона присваивается специальное звание младшего лейтенанта полиции.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 22 порядок присвоения очередного воинского звания

В Вооруженных Силах нашей страны, других войсках, военных формированиях и ведомственных органах военнослужащим присваиваются заслуженные воинские звания. Эти самые звания определяют статус военнослужащего в существующей военной иерархии, плюс, оказывают сильное значение на положение гражданина в обществе. Также, от воинского звания напрямую зависит денежное довольствие военнослужащих и будущее пенсионное обеспечение, после увольнения со службы.

В большинстве ситуаций присвоение воинского звания происходит вовремя и в соответствии с профильным законодательством. Но одновременно с этим, бывает и так, что отдельно взятые военнослужащие, и граждане, кто находится в запасе, являются жертвами случайных ошибок или же прямого произвола чиновников, грубо нарушающих регламент присвоения положенных званий.

Очередные звания присуждаются отдельно каждому военному в соотношении с их служебным статусом, военной или профессиональной подготовкой, принадлежностью к роду войск, плюс с учетом их персональных заслуг. Воинские звания предусматривают старшинство во взаимоотношениях между военными.

В нашей армии различают категории военных и воинские звания . Непосредственно военные делятся на типовые категории:

солдаты, матросы, сержанты и старшины;

прапорщики и мичманы;

младшее офицерское звено;

старшее офицерское звено;

высшее офицерское звено.

Обычно в начале воинского званием военного, служащего в гвардейском воинском формировании, либо на гвардейском судне, наличествует приставка – «гвардии».

К званию военного или тех, кто находится в запасе, обладающего военно-учетной категории правового либо медицинского профиля, добавляются приставки «юстиции» либо соответственно «медицинской службы». К воинскому званию тех, кто находится в запасе или отставных граждан, добавляются приставки «запаса» или «в отставке». Для тех, кто не является военным, наше законодательство не разрешает вводить какие-либо звания или классные чины, по аналогии с воинскими.

Присвоение очередного воинского звания происходит в следующем порядке:

– высшее офицерское звено – назначаются верховным главнокомандующим;

– вплоть до полковника или же капитана 1 ранга соответственно – должностными чиновниками согласно Положению о порядке прохождения военной службы. Сроки положенной военной службы при имеющимся звании, а также процедура присвоения таковых регламентируются упомянутым выше Положением.

Новое воинское звание присуждается военнослужащему в день окончания срока его воинской службы в текущем воинском звании, если он занимает соответствующую должность, для которой расписанием предусмотрено воинское звание.

Военному, обладающему званием офицера и успешно проходящего обучение по очной форме в ведомственном образовательном учреждении высшего профильного образования, а также в адъюнктуре или ведомственной докторантуре, следующее воинское звание вплоть до подполковника или же капитана 2 ранга соответственно присуждается в день окончания срока несения службы в текущем воинском звании независимо от той должности, в какой он состоял до поступления в такое образовательное учреждение.

Следующее воинское звание военному может быть присуждено ранее положенных сроков , за значительные личные заслуги, но не выше того звания, которое предусмотрено расписанием для занимаемой им на данный момент служебной должности.

Военному, срок несения службы которого в текущем звании вышел, за значительные личные заслуги вполне может быть присуждено следующее звание на одну категорию выше того, которое предусмотрено расписанием для занимаемой на данный момент служебной должности, однако, но не выше майора либо капитана 3 ранга, а тем, кто имеет ученую степень или же ученое звание, занимающим служебную должность профессорско-преподавательского звена в ведомственном образовательном учреждении профильного образования, – не выше чем звание полковника или же капитана 1 ранга.

По поступлении на военную службу человека, проходящего либо уже проходившего службу в структуре МВД, ГПС, организациях уголовно-исполнительной системы, и других правоохранительных органах и имеющего специализированное звание, военное звание таковому присуждается в порядке, установленном указанным Положением.

Военный, а также тот, кто находится в запасе либо в отставке, могут быть подвержены лишению имеющегося звания только по вердикту суда за совершение (причастность к таковому) тяжкого или особо тяжкого правонарушения.

Те, кого лишили воинского звания, в случае отбытия ими положенного наказания и полного погашения судимости, могут быть восстановлены в бывшем звании, по решению должностных лиц, имеющих право на принятие подобных решений, в соответствии с нормами Положения.

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, и граждане, призванные на военные сборы в перечисленных званиях, могут быть понижены в звании, или же восстановлены в таковом, согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Гражданам, находящимся в запасе, тоже могут быть присуждены первые либо следующие звания, но, как правило, не выше званий полковника или капитана 1 ранга.

Тем, кто находится в запасе, очередное звание также может быть присуждено, если таковые граждане в данный момент приписанные или же могут быть приписаны к военной части, для призыва на несение службы по мобилизации на должность, для которой расписанием военного времени установлено военное звание равнозначное либо выше, чем воинское звание, присуждаемое гражданам, находящимся в запасе, а следующее воинское звание, помимо этого, – по окончанию обязательного срока пребывания в текущем воинском звании. Вместе с этим, гражданам, находящимся в запасе, очередное (первое) звание может быть присуждено в следствии прохождения ими военных сборов и обязательной сдачи соответствующих экзаменов либо в строгом аттестационном порядке.

Для тех, кто пребывает в запасе, сроки пребывания в текущих званиях, права уполномоченных лиц по присуждению очередных званий и порядок присуждения очередных званий регулируется также Положением.

Командир (начальник) в интересах соблюдения существующего порядка прохождения воинской службы подчиненными обязуется своевременно и без проволочек осуществлять присвоение очередных (первых) воинских званий военными.

Досрочное присуждение военным следующего воинского звания , плюс присвоение воинского звания на категорию выше воинского звания, предусмотренного расписанием для данной воинской должности, являются ничем иным, как обязательными формами поощрения.

При присуждении военному воинского звания прапорщика, мичмана, первичного офицерского звания, а также первого звания старшего офицера или высшего офицера на него составляется новая служебная карточка, в каковую ранее примененные к военному дисциплинарные взыскания не вносятся, а вносятся только поощрения, за исключением поощрений по снятию ранее примененного взыскания. Старая служебная карточка подлежит уничтожению.

Статья 22 порядок присвоения очередного воинского звания

С 1.01.2008 г. изменились сроки прохождения службы в воинских званиях (Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364 “О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237”)

Давайте проголосуем, только честно, у кого сорвалось в 2008 г. присвоение очередного воинского звания предусмотренного по должности.

Опрос специально и провожу, чтобы те кто осознают упущенное высказались, а те кто еще не ощутили потерю, задумались а какое “благо” от государства будет следующим.

12 февраля отправил жалобу в КС с просьбой – признать не соответствующим Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 г. N 364 “О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237”

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕКРЕТАРИАТ
№ 1875 21.03.2008 г.
Ваша жалоба о проверке конституционности положения Указа Президента Российской Федерации от 19 марта 2007 года № 364 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 рассмотрена в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации на основании статей 40 и 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Как следует из статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, статей 3, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, затрагиваются его конституционные права и свободы. При этом конкретным делом в смысле указанных положений Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является то дело, в котором судом или иным правоприменительным органом в установленной юрисдикционной и иной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос на основе норм соответствующего закона, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства (см.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2002 года № 187-0 по жалобе И.Н.Половцева). При этом гражданин обязан приложить к жалобе копию официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения оспариваемого закона при разрешении его конкретного дела (часть 2 статьи 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Каких-либо документов, подтверждающих применение оспариваемого нормативного акта в Вашем конкретном деле, Вы не представили.
Что касается существа вопроса, то согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороне» утверждение положения о порядке прохождения военной службы отнесено к полномочиям Президента Российской Федерации, который в силу статьи 87 (часть 1) Конституции Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» сроки военной службы в воинских званиях и порядок их присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Уведомляя об изложенном, возвращаем один экземпляр жалобы (остальные хранятся) в архиве Суда), документ об уплате государственной пошлины, а также направляем справку, дающую право на возврат уплаченной суммы из бюджета. По вопросу возврата госпошлины Вам следует обратиться в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС) Российской Федерации № 10 по г. Москве по адресу: 109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 46 Б, стр. 1. В заявлении следует указать свои паспортные данные, номер лицевого счета, на который будет осуществлен возврат, наименование отделения Сбербанка. К заявлению следует приложить справку Конституционного Суда о возврате госпошлины и подлинник квитанции о ее оплате.

Советник Управления конституционных основ публичного права
И.В.Соколова

2 Апреля 2008 19:22:38
msshveikin писал:

“Здравствуйте
Интересует следующий вопрос с 01.01.2008 года вносятся изменения в положение о порядке прохождения военной службы утвержденного указом Президента РФ от 16.09.1999 №1237 касательно сроков службы в воинских званиях. Конкретно интересует старший лейтенант – два года (три года). У меня в 2008 в марте будет два года в звание старший лейтенант запаса. Я заключаю контракт с МО РФ и вступаю в должность, штатом предусмотренное звание майор. Могут ли мне присвоить воинское звание капитан в марте 2008 года или ждать марта 2009 года? Т.е. на какие категории распространяется эта поправка? Заранее спасибо за ответ.”

Читайте также:  Исполнительный сбор

“на какие категории распространяется эта поправка”

– На все, каким очередные в/звания должны быть присвоены с момента вступления её в силу.

Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации

(Гаврюшенко П. И., Окунев А. И.)

(«За права военнослужащих», 2006)

ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ И ПУТИ ЕГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П. И. ГАВРЮШЕНКО, А. И. ОКУНЕВ

Гаврюшенко П. И., подполковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник отдела военного законодательства (Военно-воздушных сил).

Окунев А. И., майор юстиции, старший офицер отдела военного законодательства (Военно-воздушных сил).

Порядок присвоения воинских званий определен Положением о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

В соответствии со ст. 21 Положения первыми воинскими званиями считаются:

— для состава «офицеры» — младший лейтенант, лейтенант;

— для состава «прапорщики и мичманы» — прапорщик, мичман;

— для состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» — рядовой, матрос.

Воинское звание лейтенанта присваивается:

— военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, — по окончании указанного учебного заведения;

— гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, — по окончании указанного образовательного учреждения;

— гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность;

— военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность;

— гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, — по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов.

Воинское звание младшего лейтенанта присваивается:

— военнослужащему, окончившему курсы по подготовке младших офицеров, имеющему среднее (полное) общее образование, — по окончании указанного учебного заведения;

— гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность;

— военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, проходящему военную службу по контракту, имеющему среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, — при назначении на соответствующую воинскую должность;

— гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского звания офицера, имеющему среднее профессиональное образование, — по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов.

Воинское звание прапорщика (мичмана) присваивается:

— военнослужащему, окончившему военно-учебное заведение, осуществляющее подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям прапорщиков (мичманов), имеющему среднее (полное) общее образование, — по окончании указанного учебного заведения;

— гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), — при назначении на соответствующую воинскую должность;

— военнослужащему, не имеющему воинского звания прапорщика (мичмана), проходящему военную службу по контракту, имеющему высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), — при назначении на соответствующую воинскую должность.

Воинское звание рядового присваивается:

— гражданину, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, — при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

— гражданину, не имеющему воинского звания и зачисленному в запас, — при зачислении в запас;

— гражданину, не имеющему воинского звания и поступившему на военную службу по контракту, — при зачислении в списки личного состава воинской части;

— гражданину, не имеющему воинского звания, зачисленному в военно-учебное заведение, — при зачислении в указанное учебное заведение.

Воинское звание матроса присваивается военнослужащему, призванному на военную службу, — при зачислении в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

Звание матроса присваивается в том числе военнослужащему, которому при убытии из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы было присвоено воинское звание рядового, и иному военнослужащему в воинском звании рядового, переведенному для дальнейшего прохождения военной службы в воинскую часть, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

Порядок присвоения очередного воинского звания определяется ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 22 Положения.

Основанием присвоения военнослужащему очередного воинского звания является истечение срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а условием — штатом должно быть предусмотрено воинское звание по занимаемой воинской должности (должности), равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Таким образом, такие показатели служебной деятельности военнослужащего, как воинская дисциплина, уровень его профессиональной подготовки, в настоящее время не являются критериями, влияющими на срок присвоения военнослужащему очередного воинского звания, что по мнению авторов, представляется не совсем правильным.

Для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

рядовой, матрос — пять месяцев

младший сержант, старшина 2 статьи — три месяца

сержант, старшина 1 статьи — три месяца

старший сержант, главный старшина — три месяца

прапорщик, мичман — три года

младший лейтенант — один год

лейтенант — два года

старший лейтенант — два года

капитан, капитан-лейтенант — три года

майор, капитан 3 ранга — три года

подполковник, капитан 2 ранга — четыре года

Срок военной службы в воинском звании лейтенанта для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается один год.

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности, подлежащей замещению высшими офицерами. При этом сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:

— время перерыва в военной службе в случае необоснованного привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;

— время приостановления военной службы;

— время пребывания в запасе.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность одновременно, а при невозможности одновременного оформления — со дня назначения на высшую воинскую должность ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.

Военнослужащему, срок службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

При этом критерии оценки личных заслуг военнослужащего как особых законодательством Российской Федерации не определены. В этой связи оценка величины, степени общественной пользы поступков военнослужащего и его деятельности, достойных уважения и общего признания (его особых личных заслуг) носит субъективный характер и зависит исключительно от мнения прямых командиров (начальников) этого военнослужащего, которые представляют его к присвоению очередного воинского звания с отступлением от общего правила, в порядке поощрения, с учетом требований ст. 41 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса). Воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) присваивается рядовому (матросу), занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание младшего сержанта (старшины 2 статьи) и выше, по истечении срока его военной службы в предыдущем воинском звании, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).

Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста не засчитывается в срок военной службы в присвоенном воинском звании.

Права должностных лиц по присвоению воинских званий определяются ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 23 Положения. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами воинские звания военнослужащим — высшим офицерам присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; полковника, капитана 1 ранга — руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Иные воинские звания присваиваются должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

На основании вышеуказанных нормативных правовых актов и в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению их с военной службы и присвоению им воинских званий» 2004 г. N 410 в Вооруженных Силах Российской Федерации воинские звания присваивают:

— до подполковника (капитана 2 ранга) включительно — заместители министра обороны Российской Федерации; главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации; командующие войсками военных округов, флотами; командующий Воздушно-десантными войсками; начальники главных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом по воинской должности предусмотрены воинские звания «генерал-полковник», «адмирал», имеющие право издавать приказы по личному составу, и выше;

— до майора (капитана 3 ранга) включительно — должностные лица, имеющие право издавать приказы по личному составу, от командующего армией, флотилией, командира корпуса, эскадры, военно-морской базы и им равных, начальника главного и центрального управления, начальника военно-учебного заведения, для которого штатом по воинской должности предусмотрено воинское звание «генерал-лейтенант», «вице-адмирал», и выше;

— до старшины (главного корабельного старшины) включительно — командиры соединений и выше;

— до старшего сержанта (главного старшины) включительно — командиры воинских частей, замещающие воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание «подполковник» и выше.

Воинское звание досрочно и на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, прапорщикам, мичманам, сержантам, старшинам, солдатам и матросам, а также воинское звание ефрейтора и старшего матроса присваивается должностными лицами, указанными в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военнослужащим, проходящим военную службу в качестве прикомандированных к органам, учреждениям и организациям, воинские звания, за исключением воинских званий высших офицеров, присваиваются Министром обороны Российской Федерации.

Военный комиссар субъекта Российской Федерации присваивает воинское звание рядового гражданам, призванным на военную службу.

Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении. Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).

Наличие у военнослужащих воинских званий является одной из особенностей военной службы как государственной службы Российской Федерации. Вместе с тем установленный в Российской армии порядок присвоения воинских званий не стимулирует военнослужащих к повышению результатов своей служебной деятельности. По нашему мнению, система продвижения военнослужащих и присвоения им очередных воинских званий должна быть построена на культивировании духа соревновательности по принципу: чем выше воинское звание, тем более жестким должны быть критерии отбора. Вопрос о присвоении воинских званий должен решаться аттестационными комиссиями части с учетом аттестации военнослужащего, характеристик, впечатлений от личной встречи с офицером, его ответов на вопросы членов комиссии по специальности, из области военной и общей подготовки. Наряду с этим необходимо и стимулировать военнослужащих к получению очередных воинских званий с помощью установления более существенной разницы в окладах по воинскому званию.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию