Боюсь потерять работу, что делать

Как бороться со страхом потерять работу

Во время кризиса и массовых увольнений среди людей очень быстро распространяется страх потерять работу. Это угнетающее состояние и постоянные переживания могут привести к нежелательным последствиям в виде неврозов и депрессий.

Страх потерять работу известен многим людям

Люди держатся за своё рабочее место, даже если условия труда не очень им подходят, потому, что боятся потерять свой заработок. Постоянные мысли об этом только усугубляют ситуацию.

Причины страха

Когда на предприятии проходит волна увольнений, каждый из сотрудников задаётся вопросом: а не буду ли я следующим? Эта навязчивая мысль не даёт покоя и сильно угнетает человека. Причин может быть масса, они индивидуальны для каждого человека. Страх может возникнуть из-за:

  • неуверенности в себе;
  • пониженной самооценки;
  • понимания того, что уровень профессионализма в этой области низкий;
  • предшествующие этому ошибки в работе;
  • постоянное соперничество в коллективе.

Нервная система человека подвергается сильному давлению, которое может со временем перерасти в затяжной стресс. Часто подвержены этому мужчины, так как чаще всего являются главными кормильцами в семье. Боязнь потерять рабочее место появляется и у женщин во время декрета. Законодательство запрещает увольнять таких сотрудниц, но сами они начинают сомневаться в своём профессионализме из-за длительного перерыва в работе. Они боятся, что не справятся с должностными обязанностями после выхода из декретного отпуска.

Симптомы

Кризис становится огромным испытанием для многих людей. Боязнь остаться без средств к существованию из-за потери работы дополняется ещё и переживаниями о том, что новое место будет найти сложно. Поведение такого человека становится агрессивным.

Симптомы страха проявляются на уровне соматической нервной системы. Они не могут контролироваться человеком. Проявляются следующие симптомы:

  • сильная потливость;
  • учащённое сердцебиение, а также резкое повышение артериального давления;
  • головные боли, головокружение и даже потемнение в глазах;
  • тремор рук и ног;
  • першение в горле;
  • расстройство желудка;
  • снижение или повышение аппетита.

Наличие такой симптоматики свидетельствует о начальной стадии развития страха потери работы. Далее начинают проявляться более заметные окружающим проявления. Некоторые совершают непроизвольные движения руками, ногами или головой, другие становятся тихими, переживая всё это внутри.

Также имеет место агрессия, направленная на окружающих. Иногда страх по поводу потери рабочего места может стать и своеобразным толчком для развития в профессиональном плане.

Повышение аппетита может быть связано со страхом

Как справиться со страхом потери работы

Если избежать этого страха не удаётся, то нужно научиться с ним справляться и не допустить его перерастания в навязчивое тревожно — фобическое расстройство. С фобиями гораздо сложнее бороться, да и справится с этим только психотерапевт.

Повышение самооценки

Чаще всего боязнь связана именно с заниженной самооценкой. Человек не видит в себе выдающихся способностей.

Справиться с этим чувством довольно просто, если ответственно подойти к вопросу. Необходимо научиться любить себя и уважать свой труд. Большинство людей с низкой самооценкой стараются взять на себя как можно больше работы, чтобы компенсировать качество количеством. Это неправильно.

Бороться с пониженной самооценкой, и связанным с нею страхом потери работы можно несколькими способами:

  1. Заставить замолчать внутреннего критика. Это не что иное, как внутренний голос, который постоянно говорит человеку «ты ленивый», «ты не сможешь справиться со своей работой», «ты неудачник». Необходимо вовремя выявлять эти мысли и заменять их на положительные. Известно, что мысли материальны, поэтому от негатива нужно избавляться.
  2. Поиск преимуществ позволяет найти свои лучшие стороны. Каждый человек в чём-то хорош. Эту предрасположенность к какому-то занятию нужно в себе отыскать и развивать. В этом человек сможет найти своё призвание.
  3. Благодарность самому себе. В течение рабочего дня можно выделить всего две минуты для того, чтоб поблагодарить себя за достижения. Благодарность и похвала мотивируют и придают сил для новых свершений.
  4. Записывать свои достижения за день. Вечером можно взять блокнот и записать в него 3-4 дела, в которых была одержана победа.

Эти несложные методики способны поднять самооценку и помогут соискателю хорошо себя преподнести на собеседовании. Человеку, который адекватно себя оценивает, не будет бояться потерять работу, а если это и произойдёт, то будет расценивать это как возможность найти более подходящее и интересное место.

Не так страшен чёрт, как его рисуют

Боязнь того, что уволят, часто вытекает из-за страха перемен и неизвестности впереди. Человек переживает, что не сможет устроиться снова и останется без средств к существованию. Увольнение не самое страшное, что может случиться в жизни. Этот страх можно перебороть, если взвесить все за и против относительно нынешнего места работы.

Нужно взять лист бумаги и записать положительные и отрицательные стороны своей должности. Когда список будет закончен, то можно будет увидеть, что преобладает.

Если минусов больше, то это место работы не является для вас оптимальным. Если сотрудника уволят, то у него появится шанс избавиться от старого и найти более хорошие условия труда, проявить себя в другом виде деятельности.

Пути отступления

Чтобы побороть боязнь перед увольнением, необходимо подготовить для себя пути отступления. Если человек будет уволен, то у него будет резервный план действий. Прорабатывать эту схему нужно заранее: Начать стоит с простого:

  • позвонить по вакансиям, которые заинтересовали и узнать об условиях труда и заработной плате;
  • подготовить резюме и разослать его потенциальным работодателям;
  • подготовить речь, чтобы на собеседовании чувствовать себя более комфортно.

Если на данном этапе подготовки найдётся подходящий вариант, то можно смело идти на новую работу. Это не только поможет избежать стресса, но и значительно повысит самооценку.

Чтобы избавиться от страха, следует позвонить по интересным вакансиям

Подготовка путей отступления поможет морально подготовиться перед возможной сменой рабочего места. Даже если подходящий вариант не найден, то человек будет уже знаком с предложениями рынка труда и средней заработной платой в своём секторе.

Что делать с навязчивым страхом

Страх потерять или поменять работу может стать навязчивым и преследовать человека каждый день. Такое состояние приводит к моральному и физическому истощению, а это сказывается на качестве труда. По этой причине сотрудник может быть уволен впоследствии.

Нужно пересмотреть своё отношение к работе. Любому присуще профессиональное выгорание, независимо от рода деятельности и должности.

Многие психотерапевты советуют менять место работы раз в 5-7 лет. Это не означает, что должна меняться профессия, достаточно смены организации и коллектива. В США эта система активно практикуется и имеет немалый успех.

Когда сотрудник пересёк черту профессионального выгорания, но очень боится искать новую работу или боится попробовать свои силы на собеседовании, у него возможно развитие фобий или депрессии на фоне эмоционального напряжения.

Медикаментозное лечение

Если страх мешает не только нормальной работе, но и жизни, то стоит принимать более радикальные решения. В этих случаях обращаются к психотерапевту за консультацией. В зависимости от состояния пациента он может назначить медикаментозное лечение.

При назойливых страхах принимают:

  • транквилизаторы, обладающие мощным успокоительным эффектом;
  • нейролептики, обладающие быстрым расслабляющим эффектом;
  • антидепрессанты, улучшающие психофизическое состояние пациента.

Эти препараты отпускаются в аптеке только по рецепту. Необходимо соблюдать дозировку и способ приёма медикаментов во избежание проблем со здоровьем.

Заключение

Страх перед увольнением по-разному сказывается на людях. Кто-то сразу бросается на поиски нового рабочего места, кто-то впадает в депрессию, а для других это становится толчком к смене трудовой деятельности.

Бороться со страхом значительно сложнее, если человек не видит поддержки членов его семьи. Это снижает мотивацию и губительно влияет на самооценку.

Я боюсь потерять работу во время пандемии и поддаюсь на манипуляции начальства. Что делать?!

Подписаться

Поделиться

Как вы думаете, какие эмоции способствуют самой устойчивой и благотворной рабочей обстановке? Исследование эмоционального интеллекта рабочих коллективов в Европе и США показало: дольше и лучше всего работается людям, когда ими движет доверие, забота и предвкушение успеха. На таком эмоциональном «топливе» мы работаем качественно, дольше всего не теряем интереса к работе и выполняем больше всего задач. Менее эффективны, но тоже результативны бывают злость и постоянное удивление. Такие эмоции нельзя назвать экологичным «топливом», они заставляют нас работать на пределе, быть постоянно «перегретыми» – но с ними мы все равно продуктивны и энергичны, пусть и вполовину меньше, чем на доверии.

Есть еще одна эмоция, на которой любое дело может «ехать» долго: это страх. Именно на страхе долгое время держались и «выплывали» все знакомые нам структуры: советская школа и больница, научный институт и тюрьма. По сей день существуют крупные производства, образовательные организации, рекламные агентства, где основным «цементом» для продуктивной работы остается страх подчиненных.

Попробуем понять, почему страх – не лучший способ мотивации сотрудников и как можно противостоять постоянному осознанному или неосознанному запугиванию на работе?

Почему нас запугивают?

Как показывает опыт, чаще всего пугают напуганные. Что это значит? Чтобы избрать тактику эмоциональных ловушек для повышения эффективности, руководитель должен испытать сильный стресс. Например: отрасль, где вы работаете, претерпевает серьезные изменения, к которым ни шеф, ни организация, ни команда не оказались готовы. Беды еще не начались, но страх уже пришел. Или: руководитель вдруг почувствовал, что он теряет авторитет в компании, не справляется с управлением, и у него нет инструментов, чтобы удержать внимание и уважение команды. Или: высшее руководство надавило на руководителя дочерней компании или менеджера среднего звена, и тот по цепочке передал эту модель своим подчиненным.

Далеко ходить не нужно: пандемия коронавирусной инфекции обнажила все наши страхи на всех уровнях. Наемные работники боятся потерять работу и угодить в финансовый кризис, менеджеры боятся не «разрулить» очередные проблемы и уронить свою часть бизнес-процесса, высшее руководство боится потерять весь бизнес и больше не восстановиться. Вы заметили, как многие компании начали беспорядочно менять схему закупок, сокращать штат, оптимизировать процессы, экономить на «булавках»? Велик соблазн воспользоваться манипуляциями и надавить на сотрудников. Рынок труда сжался, предложений больше, чем спроса, поэтому кто-то уже слышал фразы вроде «да, у вас есть право не делать этого и иметь свое мнение, но мы хотели бы видеть у себя более лояльных сотрудников, особенно когда столько прекрасных свободных менеджеров вокруг».

Тут вы должны спросить: но ведь трудности с бизнесом или проблемы с высшим начальством происходят у всех, пандемия тоже вроде бы так или иначе коснулась всех, так почему же не все начинают манипулировать сотрудниками через страх? А просто одни руководители обладают достаточным эмоциональным интеллектом, чтобы гигиенично и незаметно для всех справиться со своими тревогами, а другие настолько разрушаются от страха и волнения, что прибегают к самому доступному методу.

Не всегда нами манипулируют осознанно. Иногда это просто заученная с детства схема: если ты руководитель, то должен быть страшным, иначе тебя не будут слушаться. Пока не прикрикнешь, не оштрафуешь, не запугаешь – результата не будет. Но бывает и так, что нами манипулируют совершенно осознанно, трезво, добиваясь конкретных действий, возможно, даже играя нашими чувствами и получая известное удовольствие от того, что все вокруг ведут себя так, как ты придумал и срежиссировал.

Чаще всего манипуляция отлично «срабатывает», но ненадолго. Надо отдать должное: страх действует почти безотказно. Это древняя базовая эмоция, которая тысячелетиями служила нам, помогая выживать. Другой вопрос, что в состоянии постоянного страха мы недолго будем фонтанировать энтузиазмом. Гормон кортизол, который вырабатывается у живых организмов при столкновении со страхом, парализует наши долгосрочные планы, блокирует все задачи по развитию, самообразованию, творчеству. В результате мы имеем команду, состоящую из армии сурикатов, всегда готовых бежать или методично выполнять привычные действия. Для развития бизнеса это не лучший вариант.

Самое популярное оправдание манипулятора. Он делает так не потому, что ему так нравится нас пугать, а потому что он болеет душой за результат. Он настоящий руководитель и на все пойдет, чтобы мы показали максимальное качество. Что ж, так действительно бывает, мировая культура богата такими образами – черствых мерзавцев, драконов, которые в душе любуются, гордятся и достигают вместе со своей передавленной командой высочайших результатов. Оправдывать ли манипулятора – вопрос философский, каждый может решить его сам. Я лишь хочу предостеречь: далеко не всегда страх является кратчайшим путем к величию, об этом говорят многочисленные исследования эмоционального интеллекта и мой личный пятнадцатилетний опыт работы с самыми разными профессиональными командами.

Чего мы боимся?

Чаще всего руководители спекулируют следующими темами:

  • Увольнение. Потерять работу и правда неприятно, особенно в кризис. С другой стороны, чаще всего мы не очень хорошо осознаем, чего боимся, а бросаемся в пучину эмоций, не разобравшись: просто страшно, и все.
  • Штрафы. Манипуляция первого уровня, довольно скучная и обесценивающая: как будто сумма в несколько тысяч рублей может настолько повлиять на человека, что он покорно станет выполнять все, что скажут. На самом деле многих работников огорчает не столько потеря премии или штраф, сколько сам факт наказания деньгами. Мы чувствуем унижение и досаду. Такая манипуляция быстро вызывает привыкание, и тогда ловушка страха начинает работать против манипулятора. Работник отчуждается от дела, становится черствым и безразличным к денежным «пугалкам».
  • Отчуждение от коллектива. Так делали наши родители, когда обещали, что если будешь драться, с тобой никто дружить не будет. Иногда руководители используют похожие приемы: обещают, что команда неправильно поймет, отношение к вам окончательно испортится, будут проблемы в коллективе, которые он «разрулить» не сможет.
  • Негативные последствия для других. Еще более изощренная манипуляция: обещание, что твои действия негативно отразятся на ком-то из твоих коллег.
  • Глубокое запугивание с нарушением личных границ и посягательством на личность. В девяностые было много таких шефов, которые позволяли себе любые проклятья в отношении работников. Вы никогда не найдете работу, у вас несносный характер, вы полное ничтожество, вы ни на что не годны… Будем считать этот тип вымирающим. Право же, он не заслуживает больше чем пары строк в этой статье.

Как может выглядеть манипуляция страхом?

К счастью, все реже встречаются руководители, которые топают ногами, кричат на сотрудников и разбрасывают вороха бумаг. Эти сцены остались в старых фильмах. Зато появились другие, более тонкие и витиеватые способы управлять вами через негативные эмоции. Например, такие:

  • Загадочность
Читайте также:  Выплаты сотруднику в декрете

Долго молчит, пристально смотрит тебе в глаза, пытаясь показать, что за его молчанием стоит нечто гораздо большее, чем он покажет.

  • Игра «мы в одной лодке»

«Вы понимаете, что если еще раз такой факап повторится, то уволят и вас, и меня, и Дашу, и наша команда просто перестанет существовать как класс?»

«Пойми, Сережа, если ты в этой ситуации упрешься рогом и будешь делать все как надо, меня просто уволят. Из-за твоей принципиальности».

  • Формирующие вопросы

Они задаются так, что ответ как бы очевиден, и нужно быть дураком, чтобы ответить на них как-то иначе.

«Нет, вы серьезно думаете, что за такую статью можно получить больше денег, чем я плачу вам?», «Вы что, шутите? Для вас два раза по десять часов работы это уже на износ?»

  • Указание на статус

Руководитель может мягко напомнить, что между вами существует некая незримая вертикаль, благодаря которой вы должны подчиниться.

«Если бы я работал, как вы, я бы никогда не сел в это кресло. А вы хотите в него когда-нибудь сесть?»

  • Прямые манипуляции и нарушение личных границ

«Я могу сделать так, чтобы вы больше никогда в этой отрасли не нашли себе приличную работу». «Вы и так о себе знаете, что вы не подарок, и никто кроме меня вас терпеть на этой работе не станет».

К сожалению, этот список неполный. Продолжая его, мы могли бы написать неплохую методичку для запугивания. Но у нас другие цели: лучше подумаем, как сделать так, чтобы манипуляция страхом ушла из нашей реальности.

Вами пытаются манипулировать. Что делать?

Чего делать не нужно, так это игнорировать. Возможно, для вас этот способ борьбы с внешней агрессией и является самым удобным, но он развязывает руки манипулятору, позволяет ему продолжать давить на страх и добиваться своего (или, по крайней мере, не встречать отпора). Поэтому лучше всего собраться и принять бой. Еще не рекомендуется отвечать той же монетой: начинать запугивать и угрожать в ответ. Во-первых, за каждой вашей угрозой должна стоять реальная возможность и перспектива, а это очень большая морока – прикидывать, сможете ли вы действительно отсудить у шефа-манипулятора компенсацию за моральный ущерб. К тому же, нужно помнить, что манипулятор обычно сам очень быстро пугается, а напуганный начальник никакому делу не полезен.

Предлагаем другие, более жизнеспособные способы борьбы с ловушками страха:

  • Выведите манипуляцию из тени

Управление вами через страх возможно только из состояния «полутьмы», недосказанности, неясности происходящего. Вроде все понимают, что происходит, а никто не останавливает эту странную игру.

  • Попробуйте ее остановить:

«Дмитрий Алексеевич, я правильно понимаю, что вы меня сейчас пытаетесь запугать? А можно узнать, какую цель мы преследуем?»

«Скажите, вы сеете панику для того, чтобы я взяла дополнительное дежурство в выходной? Я такой человек, что меня проще и выгоднее просить прямо»

«Позвольте узнать, угрозы – это обязательная часть вашего стиля управления?»

  • Сломайте шаблон

Если обычно манипулятор в ответ на свои многозначительные взгляды и многообещающие намеки получает «Угу, понимаю, постараюсь» – ответьте как-нибудь совсем иначе. Пусть ваши слова прозвучат странно, пусть даже покажутся смешными – не бойтесь этого, действуйте в зоне своего комфорта.

«Мне правда очень страшно потерять работу, но я все равно не сделаю отчет за сутки. Так что буду сидеть, бояться и работать в своем темпе».

«Прошу прощения, я не очень понимаю, в чем именно заключается моя ошибка. Пожалуйста, объясните мне еще раз, какие мои действия или слова позволили вам так низко меня оценить. Пожалуйста, давайте апеллировать только к фактам».

«Ну так и быть! Если у вас есть на примете специалист лучше меня, давайте с ним встретимся и устроим очную ставку. Если он окажется сильнее – что поделать, уйду сам».

А еще можно просто отказаться от коммуникации.

Вежливо объясните, что сейчас беседа явно недостаточно конструктивна, и вы будете готовы вернуться к ней через некоторое время. Встаньте и спокойно уйдите. Если нужно – уйдите навсегда. Не всякого манипулятора нам по силам склонить в сторону горизонтальных отношений и доказательной критики: если стиль руководства в данной компании для вас токсичен, то никакой страх не должен вынуждать вас оставаться здесь.

А что делать, если страх парализует?

Легко говорить – вывести манипуляцию из тени, сломать шаблон… А что делать, если действительно ну очень страшно потерять работу? Если на тебе дети, семья, ипотека и ты на самом деле не уверен в том, что новая работа будет лучше предыдущей и найдется быстрее, чем закончатся деньги?

Вопрос на миллион! И самое простое решение – пройти сквозь свой страх. Бесполезно отворачиваться и бояться: раз уж начальство вами манипулирует, действительно вероятность увольнения или сокращения зарплаты может быть велика. А раз так, то нет смысла терпеть запугивания, лучше уж принять вызов, брошенный вашими собственными эмоциями, и выйти из ситуации с сохранным чувством собственного достоинства.

Страх сужает сознание; постараемся противостоять этому и, наоборот, расширять свои внутренние горизонты. Для начала представьте себе, что случилось самое неприятное. Вас уволили. Послушайте себя: что вы будете чувствовать? Что вас будет пугать по-прежнему, когда основной источник страха разрешился? В какой-то момент пугаться нам надоест, ощущение конца света притупится, тогда мы сможем осмотреться вокруг и понять, что мир не рухнул. Более того, лишившись работы, вы создаете пустоту, в которую может “попроситься” совершенно новая работа, новое занятие, новая сфера деятельности, которая раньше была только вашим хобби, или мечтой, или давно забытой специальностью. Подумайте, чем бы вы стали заниматься, если бы не ваша текущая работа? Во что вложили бы ваше время и силы? Может быть, стоит именно этим делом и заняться? Поискать новые предложения, монетизировать ваши таланты, которые на этой работе пригодились меньше?

Пройдя это несложное упражнение, вы осознаете, что даже неблагоприятный выход из ситуации это на самом деле вход, и часто во что-то хорошее. Стоит немного расширить сознание, чтобы понять: нам всегда есть куда стремиться, есть куда прийти из той точки, в которой мы находимся. Если вдуматься, пандемия не только многих людей оставила без работы, но и обеспечила приток классных свежих специалистов в отрасли, которые раньше были не востребованы, не замечены. Может быть, и вы откроете в себе новые таланты и найдете себя там, где раньше и помыслить не могли.

Хорошо идти к шефу-манипулятору с мыслью о том, что у вас уже есть несколько отходных путей, пара классных задумок, а может быть и конкретное предложение. Ну что, страшно? Если только чуть-чуть.

И как больше в эти отношения не попасть?

Мы уже говорили о том, что пугает тот, кто напуган. Есть и другая формула: пугают того, кто пугается. Невозможно манипулировать человеком, внутри которого нет зачатков страха, нет триггеров, которые могут высвободить токсичную эмоцию и начать управлять его действиями и мыслями.

Хорошо, если нашим родителям удалось воспитать в нас рыцарей без страха и упрека – то есть, таких, которые ничего не боятся и которых поэтому невозможно ни в чем упрекать. Но даже если в вас живет страх, который может превратить вас в запуганного кролика – или даже в не менее запуганного, но уже пугающего удава, – вы можете сделать очень многое, чтобы взять под контроль свои эмоции. Триггеры к воодушевлению, спокойствию, удивлению оставить при себе, а триггеры к страху, панике, волнению, самоуничижению – оставить в прошлом. Это примерно то, что мы делаем с коллегами в рамках обучения руководителей и команд: помогаем понять себя, отрабатываем отдельные триггеры, придумываем задания и мониторим развитие мягких навыков, которые помогают выстроить коммуникацию на иных, более продуктивных принципах.

Может быть, скажете еще, что есть шефы, которые вообще не ругаются и не пугают? Конечно есть. Как есть родители, которые никогда не ругают детей и не ставят их в угол. Мой первый в жизни начальник, например, никогда не ругался. Он просто подходил и спрашивал: чем я могу тебе помочь, чтобы мы больше никогда не имели дело с таким косяком? После этого мне так хотелось все сделать идеально, что десятичасовые рабочие дни и дополнительные смены меня только радовали.

Административное расследование

Понятие административного расследования

Административное расследование — это совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Когда проводится административное расследование?

Административное расследование проводится в случае выявлении административных правонарушений только в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, а также в иных отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Административное расследование проводится в следующих случаях:

  • при совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1 (побои), 7.27 (мелкое хищение) КоАП РФ, — безусловно;
  • при совершении правонарушений в иных областях, указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, — если после выявления правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Кто уполномочен проводить административное расследование

Административное расследование вправе проводить:

  • должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ;
  • прокурор (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Порядок и срок проведения административного расследования

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  • решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
  • решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
  • решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Мероприятия, которые могут быть проведены при административном расследовании

В ходе административного расследования могут проводиться в том числе следующие мероприятия:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

Итоги административного расследования

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол направляется на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Читайте также:  Адвокатский запрос о предоставлении документов

Согласно п. 1.1 ст. 28.8 КоАП РФ к данному протоколу прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе.

Порядок проведения административного расследования

Этапы административного расследования и их краткая характеристика

Если весь процесс рассмотрения дела об административном правонарушении состоит из совокупности определенных стадий, то конкретно каждую стадию можно рассмотреть как совокупность этапов. Под этапом следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть стадии, которыя, наряду с её общими задачами, имеет свойственные только ему задачи, документы и другие особенности Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. проф. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. С. 5-6. Так, этапы отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждом этапе совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач этапа может оформляться отдельным процессуальным документом. Этапы органично связаны между собой: последующий, как правило, начинается лишь поле того, как закончен предыдущий, на новом этапе проверяется то, что было сделано раньше. Стадия административного расследования состоит из семи этапов Бахрах Д.Н. Административное право. М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. С. 146:

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

Принятие решения о проведении административного расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором – в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Требования и особенности данного документа будут рассмотрены в следующем параграфе.

Этап установления обстоятельств дела является центральным. Сущность этапа установления обстоятельств дела заключается в деятельности лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, по установлению неочевидных данных – признаков состава правонарушения, отягчающих и смягчающих обстоятельств и т.д. В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. 1) Обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. 2) Обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение для определения вида и размера взыскания. 3) Выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений, их предупреждении. Эти обстоятельства и данные устанавливаются путем проведения процессуальных действий, истребования документов, направлением запросов, проведением розыскных мероприятий. Объём данного этапа зависит от категории дел и обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.

Именно на данном этапе проводятся экспертизы. Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы обязательное для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В соответствии с ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”о чем и указано в его преамбуле. Там же указано, что производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Этап приостановления административного расследования не регламентирован в КоАП РФ, однако его существование обусловлено потребностями практики. В связи с этим, в ст. 28.7 КоАП РФ некоторыми теоретиками в области административного права предлагается внести следующие изменения:

“Административное расследование может быть приостановлено, если местонахождение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении неизвестно, а также в случае тяжкого заболевания этого лица, удостоверенного медицинским заключением, путем вынесения определения должностным лицом, осуществляющим административное расследование.

Административное расследование может быть приостановлено только в том случае, если должностное лицо, его осуществляющее, выполнило все процессуальные и иные действия, производство которых возможно в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и приняло меры к розыску этого лица” Филоненко, И. О. Возбуждение и административное расследование милицией дел об административных правонарушениях в сфере оборота» алкогольной продукции :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / www/fguyn.1hdh/ru/.

Далее следует этап процессуального оформления результатов административного расследования, на котором составляется протокол об административном правонарушении. Протокол – это важнейший процессуальный документ, закрепляющий результат деятельности уполномоченного должностного лица по делу об административном правонарушении на стадии административного расследования, фиксирующий в незначительном объеме существенные черты события правонарушения, квалифицирующие признаки состава, данные о применении мер процессуального обеспечения по делу, сведения о лице, в отношении которого он составлен и который служит основанием для рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения наказания правонарушителю компетентным лицом. В дальнейшем протокол направляется рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

Направление протокола теоретиками также считается самостоятельным этапом стадии административного расследованияСм.: Хаманева Н.Ю. Административный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 130-131; . Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Этап дополнительного административного расследования начинается с момента возвращения дела об административном правонарушении из органа или от должностного лица, которым он был направлен на рассмотрение, в установленных законом случаях для исправления недостатков, препятствующих рассмотрению дела, и заключается в повторном проведении этапа установления обстоятельств дела и последующих этапов. В последующем за ним идет этап повторного направления материалов компетентному должностному лицу или органу. Необходимо так же сказать о сроках и месте проведения расследования в целом, как стадии.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.Частью 4 ст. 28.7 КоАП РФ также установлено, что административное расследование проводится:

по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, – указанным должностным лицом;

по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Как разъяснено в подп. “а” п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования, в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим.

Сроки проведения административного расследования установлены в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ:

по общему правилу срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении;

в исключительных случаях срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца;

по делам о нарушении таможенных правил срок проведения административного расследования в исключительных случаях может быть продлен начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.

Итак, административное расследование как самостоятельную стадию процесса производства дел об административных правонарушениях, в свою очередь можно разделить на ряд самостоятельных этапов, центральным в которых является этап выяснения обстоятельств дела. Современное законодательство в данной сфере по мнению некоторых авторов несовершенно и ими предлагается внести ряд статей в Кодекс об административных правонарушениях. Конкретно это касается этапа приостановления административного расследования, что не регламентировано в кодексе, однако часто встречается на практике.

Статья 28.7. Административное расследование

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 133-ФЗ в статью 28.7 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 28.7. Административное расследование

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.7 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 марта 2021 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Часть 1 изменена с 19 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 420-ФЗ

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации, об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о применении контрольно-кассовой техники, а также после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 20.6.1 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

Читайте также:  Декрет при реорганизации предприятия

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя – на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, – на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 311-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр – на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Часть 5 дополнена пунктом 5 с 13 декабря 2019 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 409-ФЗ

5) решением руководителя вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица – на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 настоящего Кодекса.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Административное расследование

Понятие административного расследования

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Вопрос 3. Административное расследование, как этап возбуждения дела об административном правонарушении.

Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении[103], особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения[104], процедура для установления обстоятельств происшествия , дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения .

В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного

правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.

Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:

1. Принятие решения о проведении административного

Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Административное расследование проводится после выявления дел административных правонарушений, которые перечислены в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, а именно в области:

– антимонопольного, патентного законодательства,

– законодательства о естественных монополиях,

– законодательства о рекламе,

– законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах,

– законодательства о выборах и референдумах, [105] [106]

– законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

– законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах,

– законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним,

– валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

– законодательства о защите прав потребителей,

– законодательства об охране здоровья граждан,

– законодательства об авторском праве и смежных правах,

– законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,

– законодательства в области налогов и сборов,

– законодательства об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

– государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги),

– законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

– законодательства в области охраны окружающей среды,

– производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

– дорожного движения и на транспорте,

– размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Административное расследование в указанных случаях может производиться путем осуществления предусмотренных главой 26 КоАП РФ процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, таких как:

• экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ),

• взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ),

• сбора и фиксации вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ),

• истребования сведений и оценки доказательств (ст. 26.10, 26.11 КоАП

• при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

2. Установление фактических обстоятельств дела. Данный этап характеризуется установлением перечня обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

• наличие события административного правонарушения,

• лицо, совершившее противоправное деяние,

• характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением,

• обстоятельства, исключающие производство по делу,

• причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказывание, применительно к стадии расследования – это

процессуальная деятельность должностного лица, проводящего расследование, по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, представляющих собой фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющих значение для дела, а также деятельность иных участников производства по представлению доказательств.

3. Приостановление административного расследования. КоАП РФ не

предусматривает правовых оснований приостановления административного расследования. Однако в правоприменительной практике данный этап фактически осуществляется при возникновении обстоятельств, препятствующих установлению обстоятельств правонарушения и

своевременному составлению итогового документа (протокола об

административном правонарушении). Например, уклонение правонарушителя от явки по вызову препятствует назначению экспертизы по делу, т.к.

Временное психическое или иное тяжкое заболевание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении также является основанием для приостановления производства. Наличие заболевания должно удостоверяться врачом соответствующего медицинского учреждения. Заболевание должно быть тяжелым, но временным расстройством, возникшим после совершения административного правонарушения. По данному основанию приостановление расследования осуществляется до выздоровления лица – полного либо частичного, главное, чтобы его состояние позволяло учувствовать в производстве по делу.

Нахождение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в длительной командировке (отпуске) является препятствием для осуществления производства по делу. В таких случаях должностному лицу, проводящему административное расследование, известно местопребывания лица, но привлечь его к участию в производстве не удается. Расследование необходимо возобновлять сразу же по возвращении лица из командировки (отпуска).

4. Процессуальное оформление результатов административного

расследования. КоАП РФ предусматривает две формы окончания административного расследования: составление протокола об

административном правонарушении, либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол – основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. От грамотности, обстоятельности и мотивированности его составления зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность назначения административного наказания.

5. Направление материалов расследования на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу. Это заключительный этап административного расследования. Он реализуется лишь тогда, когда должностное лицо, проводившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы. Основная задача указанного этапа – определение предметной подведомственности и территориальной подведомственности. Перечень органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушений, закреплен главой 23 КоАП РФ.

Расследование по делу об административном правонарушении проводится по месту его совершения или выявления. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству сотрудника полиции, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа – на срок до шести месяцев

В рамках этих сроков сотрудник органов внутренних дел, проводящее административное расследование, должно провести все необходимые процессуальные действия, направленные на установление значимых обстоятельств административного правонарушения, исследовать данные обстоятельства, зафиксировать и дать их юридическую квалификацию.

Необходимо остановиться на особенностях рассматриваемой стадии в случае назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, что предусматривается статьей 28.6 КоАП РФ.

Данная норма определяет случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Это, как правило, возможно, при очевидности правонарушения и признании вины лицом, его совершившим. В случае, когда протокол об административном правонарушении не составляется, уполномоченное на то должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо назначает административный штраф, выписывая постановление-квитанцию.

Если лицо, в отношении которого возбуждено такое дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события

административного правонарушения и (или) назначенное ему

административное наказание, то в этом случае составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в общем порядке.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в виде постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото – и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления[107].

Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности, если юрисдикционный орган не уполномочен рассматривать данное правонарушение.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию