Права на расширение жилья

Кто имеет право на расширение жилплощади

Комфортное проживание в жилище возможно только при условии наличия достаточной площади, которая определяет личное пространство для полноценной жизнедеятельности людей. Различные ситуации в виде необходимости проживания с престарелыми родителями, пополнение в семье, или подрастающие дети, могут потребовать расширения жилой площади. Решить проблемы, связанные с недостатком квадратных метров можно несколькими способами.

Малоимущая семья имеет право подать заявление и воспользоваться помощью муниципальных органов, размер и форма которой определяется индивидуально. В случае, если площадь квартиры не соответствует определенным нормам проживания, принятым в определенном регионе, семья может претендовать на увеличение жилплощади.

Хорошее материальное положение семей позволяет использовать ипотечные кредиты, воспользовавшись лояльными условиями займа, или совершить обмен своего жилья с доплатой.

Варианты увеличения существующей жилплощади

Способ решения проблемы и куда можно обратиться во многом зависит от условий проживания. Собственник загородной недвижимости имеет право воспользоваться несколькими вариантами расширения жилищных условий:

  • применить строительные технологии по эргономике планировки жилья;
  • возвести пристройку в частном доме;
  • достроить дополнительный этаж в загородной собственности.

Первый вариант предусматривает максимальное использование каждого метра. Можно выполнить увеличение жилплощади за счет устранения ненужных перегородок ведущих на балкон, реконструкции стен. Обитатели многоэтажных домов присоединяют различные технические помещения: чердаки, кладовки, бытовки, колясочные, подвалы. Во избежание исков и недовольства остальных жильцов потребуется изначально составить и подать заявление, собрать подписи, делегирующие право занять вспомогательное помещение для жилищных потребностей.

Правильно оформленная документация в БТИ оградит от штрафов и взысканий за несанкционированную перепланировку жилья. Проживая в загородной недвижимости намного проще расширить жилое пространство. Достаточно лишь составить и заверить в местных органах заявление на проведение работ, заверить проект и достроить жилую площадь. Количество и размер комнат в пристройке не ограничиваются, для качественной эксплуатации понадобится провести необходимые коммуникации. Используя те же материалы, какие применялись для основного строения, пристройка будет выглядеть совершенно органично.

Увеличение этажности дома один из эффективных способов расширения загородной недвижимости. Рекомендуется заранее просчитать нагрузку на основную конструкцию и подобрать оптимальный вариант надстройки. Ознакомившись с проектом строения, следует определить, какие необходимо провести предварительные работы, укрепление несущих стен, или фундамента. Возведение второго этажа, или мансардного помещения поможет качественно решить проблему с недостающими метрами жилой площади.

Порядок постановки на очередь: необходимый статус и заявление

Получить право на расширение жилплощади, можно получив необходимый статус для улучшения жилищных условий, воспользовавшись муниципальной поддержкой.

Жилищный Кодекс предусматривает защиту и помощь гражданам в соответствии с принятым законом. Статьи Кодекса четко определяют категории населения, имеющие основания для положительного решения по изменению жилищных условий. Также существуют основания, определяющие отказ от предоставления социального жилья по договору найма.

Существует определенный порядок назначения улучшающих изменений условий проживания, или возможного выделения новой жилплощади. После получения статуса нуждающегося в жилье, нужно подать заявление и встать на очередь. Муниципальные органы тщательно рассматривают все документы на расширение жилплощади и выносят окончательный вердикт. Заявитель имеет право получить ответ в официальной форме, на рассмотрение по закону полагается 30 дней.

В случае подтверждение статуса и наличия объективных причин на помощь, заявителя ставят на очередь, подтверждая его право на расширение жилплощади. Возможности муниципалитета довольно ограничены, ведь количество нуждающихся значительно превышает выделяемые средства. Заявители вынуждены ожидать своей очереди на протяжении нескольких лет.

Главные претенденты на расширение жилья

Улучшение жилищных условий за счет государства доступно для определенных категорий граждан:

  • лица, не имеющие в собственности жилплощадь, или не использующие соглашение социального найма;
  • граждане, какие проживают в аварийных жилищных условиях;
  • при наличии у родственников, членов семьи заразных заболеваний, делающих совместное проживание невозможным;
  • жилье не соответствует общепринятым нормам на каждого проживающего;
  • семьи, проживающие на одной площади, не являются родственниками.

Вне очереди претендовать на улучшение жилищных условий могут лица с тяжелыми хроническими заболеваниями и граждане, проживающие в аварийных домах, непригодных для жизни. Государственная политика остро нацелена на сокращение неблагополучных в социальном плане категорий. Предоставляются сертификаты на новое жилье, упрощаются условия и правила получения ипотечных кредитов, оформляются договора найма социального жилья, субсидии. Все категории граждан, нуждающиеся в улучшении должны знать, куда обращаться, чтобы подать заявление.

Необходимая документация

Местные муниципальные жилищные органы определят объективность причины подачи документов, которые нужны, чтобы встать на очередь, и выполнят регулятивную функцию, выделяя оптимальный вид программы в каждом отдельном случае. Заявление должно быть дополнено:

  • справками БТИ;
  • документами, подтверждающими право на жилье;
  • проживание в загородной недвижимости, или пригороде, потребует наличия выдержки из домовой книги;
  • удостоверяющими личность документами;
  • медицинскими заключениями, подтверждающими наличие тяжелых заболеваний;
  • данными с места трудовой деятельности, учебы.

Куда обращаться при желании получить одноразовую помощь от государства в виде субсидии для покупки загородной недвижимости, или квартиры, можно узнать в региональных органах власти.

Кто имеет право на расширение жилплощади в 2020 году

Комфортное проживание в квартире предполагает, прежде всего, наличие достаточных для полноценной жизнедеятельности квадратных метров. В настоящее время лишь некоторые семьи могут не только получить от государства жилье, но и осуществить расширение жилплощади, которая уже имеется у них.

Несмотря на то, что государство всячески способствует улучшению жилищных условий, выделяя определенные средства из бюджета для реализации различных субсидий или программ, увеличить площадь квартиры за государственный счет дозволяется исключительно льготным категориям граждан, которые могут представить требуемые документы, подтверждающие наличие оснований для постановки их в очередь на учет.

Кто и в каких случаях вправе расширить имеющееся жилье

Чтобы увеличить имеющиеся квадратные метры, заинтересованному лицу достаточно подтвердить, то, что он принадлежит к льготной группе граждан, после чего его поставят в соответствующую очередь.

Главным основанием получения дополнительной площади является, то, что жилье перестало отвечать установленным законодательством нормам, прописным в ст. 50 ЖК РФ.

При этом нет единой положенной нормы жилплощади на человека, в каждом регионе страны она разная, так как устанавливается компетентными органами местного самоуправления.

Для того, чтобы определить, соответствует ли жилое помещение той цифре, которая утверждена в конкретном субъекте страны, необходимо общую площадь квартиры разделить на количество всех домочадцев.

Если полученный результат меньше учетной нормы на человека, то это является основанием для получения дополнительных квадратных метров.

К наиболее распространенной причине того, что квартира становится тесной, относится появление новых членов семьи, например, появление на свет еще одного ребенка.

Чтобы присоединить дополнительные метры к имеющейся площади, семья должна быть признана, прежде всего, малоимущей.

Как правило, среди малообеспеченных граждан встречаются многодетные семейные пары, матери-одиночки, пенсионеры, инвалиды, то есть наиболее социально уязвимые категории населения.

Согласно п. 2 ст. 49 ЖК РФ, граждане должны быть признаны малоимущими органом местного самоуправления того субъекта РФ, в котором они проживают.

При этом учитывается доход семьи и имущество, которым она обладает. С этим положением согласуется ст. 6 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в которой сказано, что малоимущей может считаться та семья (или человек), среднедушевая прибыль которой будет меньше прожиточного минимума введенного в регионе ее проживания.

Чтобы получить данный статус, заинтересованный человек должен обратиться в орган соцзащиты населения с соответствующим пакетом документов.

В него входят: заявление, паспорт, трудовая книжка, сведения о доходах всех домочадцев. Также понадобится справка из ЦЗН, если лицо состоит на учете, выписка с места проживания, документ о регистрации брака и свидетельства о рождении детей.

Через 10 суток орган соцзащиты населения признает семью малоимущей и выдаст подтверждающую справку, либо откажет в данном статусе.

Кроме того, законодатель установил строгий перечень тех лиц, которые могут быть признаны компетентными органами нуждающимися в получении соответствующей государственной помощи.

Так, чтобы человека внесли в очередь, он должен быть не только гражданином РФ и малоимущим, но подходить под одно из следующих оснований:

  • не иметь в собственности иное жилье и не владеть квартирой на основании соглашения об аренде;
  • помещение, в котором проживает гражданин, не соответствует установленным законодательством техническим нормам.
    Например, жилье находится на цокольном этаже, вентиляция, отопление, лифты, водоснабжение и прочие инженерные системы, имеющиеся в доме, смонтированы с нарушением правил безопасности.
    Нередко возникают ситуации, когда несущие конструкции здания находятся в аварийном состоянии, что непосредственно угрожает здоровью и жизни жильцов;
  • Если один из членов семьи имеет хроническое заболевание в тяжелой форме, при этом проживание с ним на одной жилплощади невозможно.
    К таким недугам, согласно Приказу Минздрава России от 30.11.2012 N 991н, относятся – туберкулез, ВИЧ-инфекция у детей, лепра, болезни опорно-двигательной системы и тп;
  • норма жилплощади на человека не соответствует принятым стандартам.

Таки образом, при наличии каких-либо из перечисленных проблем граждане могут обращаться в компетентный муниципальный орган для включения их в очередь на увеличение жилплощади. Поданные документы будут рассматриваться в индивидуальном порядке.

Как правило, расширения жилплощади ждать приходится довольно долго, чаще всего на приобретение заветных метров уходит не один год. Это обосновано тем, что социальное жилье строится медленно, а уже занятая жильцами площадь освобождается достаточно редко.

Алгоритм постановки на учет для расширения жилья

Чтобы стать обладателем дополнительных квадратных метров и, соответственно, расширить жилье, претендент должен не только иметь желание и основания для их получения, но и подготовить всю необходимую документацию, полный перечень которой придется уточнить в администрации конкретного субъекта страны.

Как правило, стандартный список сводится к наличию у гражданина следующей документации:

  • копии паспортов от членов семьи;
  • выписка из домовой книги;
  • справки о доходах семьи;
  • документы, подтверждающие родственные связи членов семьи, в частности, свидетельства о браке и рождении ребенка, о разводе;
  • документы о праве владения на жилище;
  • нотариальная доверенность с перечислением соответствующих полномочий, если интересы нуждающихся граждан будет представлять другое лицо;
  • выписка из БТИ;
  • медицинское заключение, если один из родственников имеет заболевание.

Вместе с указанными документами в компетентный орган передается заявление о расширении жилплощади.

Несмотря на то, что оно пишется в свободной форме, его содержании заинтересованное лицо должно отразить следующую информацию:

  • наименование органа, в который адресуется заявление и адрес его нахождения;
  • реквизиты заявителя;
  • количество членов семьи и указание на их родственные связи;
  • дата, с которой граждане проживают по указанному адресу;
  • кем и когда семья была признана малоимущей;
  • количество квадратных метров той жилплощади, на которой проживает заявитель и члены его семьи;
  • указание на обстоятельства, которые послужили причиной для увеличения имеющегося жилья, если таких оснований несколько, то гражданин в содержании заявления может по своему выбору указать одно из них;
  • о том, что за истекшие 5 лет никаких сделок с жильем граждане не осуществляли, а если совершались, то какие.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Собранный пакет документов подается в соответствующий муниципальный орган управления. Направить их можно, в том числе, посредством отделения МФЦ по месту проживания семьи.

После проверки специальной жилищной комиссией подлинности и наличия всех необходимых документов для получения данной государственной поддержки, компетентная организация примет решение о включении заинтересованного лица в очередь на получение дополнительных квадратных метров.

После включение гражданина в очередь, ему, как правило, приходится ожидать несколько лет, чтобы присоединить к имеющемуся жилью заветные квадратные метры. Это связано с тем, что численность граждан, нуждающихся в расширении жилья, существенно превышает количество квартир, имеющихся в муниципальном фонде.

Результатом может стать предоставление иного, большего по площади жилья, или же определенной субсидии.

Например, для использования ее в рамках государственной программы «молодая семья», в которой могут участвовать нуждающиеся в улучшении условий проживания молодые семьи, в которых возраст каждого из супругов не превышает 35 лет.

Данная программа субсидирования предполагает предоставление субсидий до 35 % от стоимости жилплощади. Проект постановлением Правительства РФ был продлен до 2020 года.

Подобные программы, ориентированные на оказание помощи гражданам в приобретении собственного жилья или расширения имеющегося, реализуются в различных субъектах РФ.

Также помощь от государства может выражаться в предоставлении ипотеки по сниженным процентным ставкам и с использованием государственных субсидий в качестве первоначального взноса.

Например, был реализован один из таких проектов, в соответствии с которым многодетным нуждающимся в улучшении жилья семьям предоставлялась ипотека с льготным периодом до 6 % и с возможностью привлечения созаемщиков.

При наличии веских оснований, препятствующих расширению жилья, гражданину может быть выслан мотивированный отказ, который можно в свою очередь обжаловать в судебной инстанции либо же устранить имеющиеся недочеты и подать документы заново.

Резюме

Таким образом, перед тем, как начать мероприятия для постановки в очередь, следует проверить, действительно ли семья имеет соответствующие основания и относится ли к льготной категории граждан.

Важно, чтобы площадь имеющейся квартиры с учетом всех зарегистрированных в ней домочадцев была ниже той нормы, которая утверждена в регионе страны, где проживает семья. Также, чтобы подготовить все документы, следует заранее ознакомиться с их списком в местной администрации.

Трудовое право

1. Основные начала трудового законодательства

Трудовое право– отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления трудовой деятельности.

Основными источникамитрудового права являются:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права;

2. Конституция РФ;

3. Трудовой кодекс РФ ( далее ТК РФ) (введен в действие с 1 февраля 2002 года);

4. ФЗ «О занятости населения РФ»;

5. Указы, постановления, инструкции, регулирующие трудовые отношения в РФ.

Целитрудового законодательства РФ:

– установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

– создание благоприятных условий труда;

– защита прав и интересов работников и работодателей.

Принципы трудового права:

– свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

– запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

– защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

– обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

– равенство прав и возможностей работников;

– обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

– обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом

производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

– обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

– сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Трудовые отношения

Трудовые отношения– отношения, основанные на соглашении между работникоми работодателемо личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Сторонамитрудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник– физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ, – также лица, не достигшие указанного возраста. В частности:

Читайте также:  Выплаты на ребенка

1) по достижении 15 лет, в случае получения основного общего образования;

2) по достижении 14 лет с учащимися, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения (с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства);

3) не достигшим 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений в организациях кинематографа и театрах, цирках без ущерба здоровью и нравственному развитию (с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства).

Работодатель– физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, – со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

3. Права и обязанности работника и работодателя

Работник имеет право на:

– заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ;

– предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

– рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

– отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

– полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

– профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

– объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

Работник обязан:

– добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

– соблюдать трудовую дисциплину;

– выполнять установленные нормы труда;

– соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

– бережно относиться к имуществу работодателя (в том
числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя,
если работодатель несет ответственность за сохранность этого
имущества) и других работников;

– незамедлительно сообщить работодателю либо
непосредственному руководителю о возникновении ситуации,
представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя.

Работодатель имеет право:

– заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с
работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК
РФ, иными федеральными законами;

– вести коллективные переговоры и заключать коллективные
договоры;

– поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

– требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя;

– привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

– принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

– создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель обязан:

– соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

– предоставлять работникам работу, обусловленную
трудовым договором;

– обеспечивать безопасность и условия труда,
соответствующие государственным нормативным требованиям
охраны труда;

– обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

– обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

– выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

– осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

4. Трудовой договор

Для возникновения трудовых правоотношений необходимо заключение трудового договора.

Трудовой договор– соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Содержание трудового договора:

– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя -физического лица), заключивших трудовой договор;

– сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица;

– идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

– сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

– место и дата заключения трудового договора.

– место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

– дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора;

– условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

– режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

– компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

– условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

– условие об обязательном социальном страховании работника.

Понятие трудового права (предмет, метод правового регулирования, система)

Понятие трудового права

Трудовое право – одна из важных отраслей права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей, а также иные, непосредственно связанные с трудом отношения.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ (создания материальной основы общества).

Однако не каждый труд связан с трудовой деятельностью и нормами трудового права. Так, труд на личном садовом участке, труд домохозяйки по уборке собственной квартиры, стирке, приготовлению еды для себя и своей семьи, труд учащегося по освоению знаний – всё это общественно-полезный труд. Но он не регулируется нормами трудового права.

Труд может быть индивидуальным и в общественной кооперации труда.

Общественная организация труда – это совместный труд как кооперация труда для получения определенного продукта данного производства, в том числе и духовного (оркестровая музыка, театр и т.д.), деятельности по управлению или оказанию определенных услуг сферы обслуживания населения (медицина, образование и т.д.). Общественная организация труда в любом обществе имеет две стороны:

  1. техническую;
  2. социальную.

Трудовое право не регулирует техническую сторону (технологические процессы, работу техники, машин) – здесь применяются технические правила, которые в разных странах могут быть одинаковыми.

Трудовое право – это совокупность норм, регулирующих общественные (социальные) отношения по труду на производстве, по социальной (общест­венной) организации труда во всем ее многообразии, по защите трудовых прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Предмет трудового права

В систему об­щественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Индивидуальный предприниматель (без наемных рабочих), являясь собственником средств производства и одновременно обладая рабочей силой, которой распоряжается, трудится самостоятельно, индивидуально. Здесь нет места трудовым отношениям, отсутствует совместный (коллективный) процесс труда.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Предметом трудового права являются не все отношения, связанные с трудом, а лишь общественно-трудовые отношения, воз­никающие в связи с непосредственной деятельностью людей в про­цессе труда, выполнением работы. Будучи связанными с использо­ванием наемного труда, они возникают между наемными работника­ми и работодателями (в некоторых случаях в этих отношениях могут принять участие представители работников и работодателей, а так­же государство в лице своих органов).

Предмет трудового права включает:

1) собственно трудовые от­ношения ;

Эти отношения имеют как общие черты, так и существенные признаки, характерные только для них и отличающие их от других отношений, так или иначе связанных с применением труда наем­ных работников.

Отличие предмета отрасли трудового права (как системы отношений, регулируемых нормами трудового права), от предмета науки трудового права и учебного курса: у них предметом является изучение самих норм трудового законодательства, не только российского, но и международного, а также их истории и учений о правоотношениях сферы трудового права.

Метод трудового права

Если предмет трудового права указывает на род, вид общественных отношений, которые регулируются нормами трудового права, то метод трудового права показывает, как и какими правовыми приемами и средствами производится регулирование трудовых отношений .

Метод трудового права – совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования трудовых и производных от них отношений.

Метод каждой отрасли права имеет свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования труда. Специфика метода трудового права отличает эту отрасль от других отраслей права.

Исходя из общей теории права, метод правового регулирования трудовых отношений выражается в следующих признаках:

    1. в своеобразии оснований возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений;
    2. в юридически общем положении участников трудовых правоотношений;
    3. в характере установления прав и обязанностей;
    4. в способах защиты прав и средствах обеспечения обязанностей сторонами трудовых правоотношений.

Первый признак метода трудового права проявляется в договорном возникновении трудовых правоотношений, в том числе в случаях и порядке, установленных законодательством или иным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, или уставом (положением) организации: избрания на должность; избрания по конкурсу; судебного решения о заключении трудового договора и др.

Второй признак метода трудового права проявляется в особенности общего юридического положения субъектов трудовых правоотношений – их равенстве при заключении трудового договора; в подчинении работников в процессе выполнения ими трудовых функций правилам внутреннего трудового распорядка, с одной стороны, а с другой – в обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, или иным нормативно-правовым коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Третий признак метода трудового права характеризуется сочетанием централизованного (общего и отраслевого) регулирования трудовых отношений с локальным регулированием при участии трудовых коллективов и профсоюзов в данном процессе. Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных актов и иных правовых норм в области труда. Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимают коллективный договор, различные соглашения.

Четвертый признак метода трудового права связан со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. При нарушении трудовых прав работника со стороны работодателя вопрос об их восстановлении решается специальным органом (комиссия по трудовым спорам), при участии профсоюзов или в судебном порядке. Надлежащее исполнение работниками трудовых обязанностей обеспечивается специфическими для трудового права средствами – мерами дисциплинарной и материальной ответственности.

К этим общим признакам метода трудового права можно добавить еще два признака метода, отражающих специфику трудового права:

  1. участие работников через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;
  2. единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 Трудового кодекса, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).

Дифференциация правового регулирования труда (т.е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения), являются следующие:

    • вредность и тяжесть условий труда;
    • климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
    • субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его детородная функция и материнская роль), а также социальная роль одинокой матери (одинокого отца), лиц с семейными обязанностями, психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченная трудоспособность инвалидов;
    • специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников;
    • особенность трудовой связи членов производственных кооперативов, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица;
    • особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;
    • специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.

Специальные нормы дифференциации трудового права – трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) – позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные их трудовые права и обязанности.

    1. публично-правовой ( императивный );
    2. частно-правовой ( диспозитивный – заключение гражданско-правовых договоров).

Если граждане России реализуют конституционное право на труд в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна (и чаще всего она имеет место) комбинация методов .

Поскольку трудовые отношения охватывают три элемента: иму­щественный, управленческий и охранительный, то особенности каж­дого из этих элементов оказывают свое влияние на метод трудового права. В результате он оказывает различное воздействие на разные институты данной отрасли права. Предметный признак трудового права, обладающий вполне определенной спецификой, наклады­вает своеобразный отпечаток на его метод.

Особенности ме­тода правового регулирования трудовых отношений (метода трудо­вого права):
    • сочетание централизованного и децентрализованного (в первую очередь, локального) регулирования;
    • сочетание единства и дифференциации правового регулирова­ния, характеризующееся наличием, как норм общего характера, так и норм, учитывающих особенности труда различных категорий ра­ботников (по объективному или субъективному критериям);
    • договорный способ установления и изменения трудовых отно­шений (за исключением тех параметров, которые устанавливаются в централизованном порядке);
    • социальное партнерство (достаточно широкое участие предста­вителей работников в регулировании многих аспектов трудовых отношений);
    • специфику защиты трудовых прав участников трудовых отноше­ний, находящую свое отражение в механизме осуществления над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также в механизме разрешения трудовых споров.

Система трудового права

Система отрасли права – это ее внутренняя структура, обеспечивающая наилучшее расположение правовых норм для четкого и правильного понимания. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Трудовое право — это совокупность взаимосвя­занных правовых норм, составляющих определенную целостную сис­тему, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой от­раслью права общественных отношений.

К трудовым отношениям относятся следующие правовые институты:

    1. трудового договора;
    2. рабочего времени;
    3. времени отдыха;
    4. оплаты и нормирования труда;
    5. гарантий и компенсаций;
    6. охраны труда;
    7. институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, составляют следующие правовые институты:

    • трудоустройства и занятости у конкретного работодателя;
    • трудового распорядка и дисциплины труда;
    • профессиональной подготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя;
    • материальной ответственности сторон трудового договора;
    • защиты трудовых прав работников.
Читайте также:  Можно гасить кредит материнским капиталом

Система отрасли трудового права делится на части:

    1. Общую (ТК РФ);
    2. Особенную (ТК РФ);
    3. Специальную (международные договоры и т.д.).

Общая часть трудового права включает правовые нормы, определяющие:

    • предмет и метод трудового права;
    • цели и задачи правового регулирования;
    • принципы правового регулирования трудовых отношений;
    • правовой статус работников как субъектов трудового права;
    • источники трудового права;
    • социальное партнерство в сфере труда;
    • общие положения, касающиеся всех правовых институтов трудового права.

К Особенной части трудового права относятся нормы, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Система трудового права, ее Общая и Особенная части, закреплена в различных формах, и прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Специальная часть системы трудового права включает принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией. Международные договоры, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как приоритетные перед внутренним трудовым законодательством в области трудовых отношений.

Трудовое право

Все моменты, касающиеся отношений между наемными сотрудниками и лицами, предоставляющими им работу, организации трудового процесса, гарантий обеспечения прав, свобод и обязанностей обеих сторон, декларируются в контексте трудового права.

Рассмотрим, какие именно функции возложены на трудовое право в системе правоустанавливающих отношений в нашем государстве, какие цели преследует и какие задачи помогают выполнению поставленных целей.

Трудовое право как система

Установление в правовом поле норм регулирования нюансов производственных отношений в процессе наемной работы и производства составляет правовую систему в трудовой сфере. В РФ принципы трудового права закреплены в Трудовом Кодексе, в который периодически вносятся изменения и дополнения. Поскольку эта ветвь права существует как целостное динамическое образование, ей присущи все характеристики системного объекта:

  • элементы;
  • структура (связи между элементами);
  • цель функционирования;
  • сами функции;
  • задачи, ставящиеся перед системой.

Поэтому, анализируя эту правовую отрасль, нужно рассмотреть все ее системные параметры.

СПРАВКА! Трудовое право выступает одним из самых молодых направлений правоохранительного поля. Как самостоятельная сфера оно выделилось на рубеже 19 и 20 столетий, что можно связать с интенсивным развитием в этот период наемного труда. Одним из «отцов-основателей» этой правовой отрасли был ученый Л.С.Таль. Сегодня есть тенденция к более мелкому «дроблению» трудовой сферы права, к выделению из нее самостоятельных областей, например, «право соцобеспечения», «право наемного труда для публичных служебных функций» и др.

Какой предмет рассматривает трудовое право

Предметом рассмотрения трудового права выступают все формы трудовых отношений и некоторые другие, напрямую объединяемые с трудовыми (так декларирует ст.1 ТК РФ).

В качестве таковых рассматриваются 2 основные формы взаимодействия сторон.

  1. Индивидуальные отношения в производственном процессе (ИТО).
  2. Общественные отношения, имеющие касательство к трудовым, в основном, сферах:
    • организации процесса труда;
    • руководства трудом;
    • особенностей трудоустройства;
    • обеспечения нужного уровня квалификации сотрудников (дополнительная спецподготовка, перепрофилирование, профобучение и т.п.);
    • обязанности по возмещению ущерба, причиненного той или иной стороной производственных отношений;
    • возможностей разрешения трудовых конфликтов;
    • требований к полномочиям сторон;
    • социального партнерства;
    • надзора государственных органов за выполнением правовых норм.

Цели, поставленные перед трудовым правом

Цели каждой отрасли права отображают как государственные, так и народные интересы. Целеполагание динамичной системы, каковой является сфера труда, может меняться вследствие внесения качественных изменений в ее содержание. В настоящий момент актуальны цели, заявленные на момент 7 ноября 2015 года (они регламентированы в самой первой статье ТК РФ).

  1. Гарантирование государством обеспечения гражданам страны свободного права трудиться.
  2. Действия, направленные на создание благоприятных и эффективных для обеих сторон условий труда.
  3. Охрана интересов и обеспечение выполнения полномочий сотрудников и работодателей как действующих сторон процесса труда.

Задачи трудового права – на благо общества

Обеспечение соблюдения правовых трудовых норм призвано способствовать правопорядку в трудовой сфере, что благотворно влияет на общество. Задачи каждой правовой отрасли отражают часть социальных задач в целом, будучи направлены на достижение задекларированных целей. Они приведены в тексте ТК (ч.2 ст.1) и декларируют:

  • формирование оптимальных факторов для консенсуса интересов собственников производства, руководителей и наемных сотрудников, а также пользы для державы;
  • способствование возрастанию производительности труда;
  • содействие росту качественности труда;
  • меры содействия эффективности производства;
  • участие в улучшении финансового и культурного благополучия работающих граждан;
  • упрочение трудовой дисциплины.

Функции, обеспечиваемые трудовым правом

Функции правовой отрасли – это те направления, по которым декларируемые в конкретной сфере нормы призваны воздействовать на различные стороны внешней среды.

В трудовой отрасли права речь идет о влиянии производственных факторов на человеческое сознание и поведение в процессе наемного сотрудничества, максимально обеспечивающим решение вышеприведенных задач.

  1. Регулятивная функция – главная в сфере труда. Все граждане согласно Основному закону РФ имеют свободное и ничем не ограничиваемое право на труд, и в качестве его обеспечения и функционирует эта конкретная отрасль.
  2. Социальная функция (следует из регулятивной). В ТК РФ декларируются нормы, содействующие разрешению многих социальных задач:
    • влияние на занятость населения;
    • прерогатива человеческих свобод и прав в трудовых процессах;
    • создание безопасных условий для труда;
    • предоставление возможности заниматься госслужбой и др.
  3. Защитная функция. Она призвана гарантировать всем сторонам трудового процесса возможность выступить за свои интересы, права и свободы, связанные с занятостью, всеми дозволенными законом способами. Нормы, касающиеся этой функции, рассматривают:
    • порядок преодоления споров и конфликтов в трудовых ситуациях;
    • обеспечение гарантированных прав и восстановление их в случае попрания;
    • установление соответствующего уровня трудовых условий и др.
  4. Хозяйственная функция (иначе называемая производственной) предназначена для работодателей как стороны трудового процесса, нормы в рамках этой функции действуют именно в их пользу:
    • стимулирование эффективности производственного процесса;
    • требования трудовой дисциплины;
    • полномочия в отношении наемного персонала;
    • разные формы ответственности сотрудников;
    • рачительное использование ресурсов и пр.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Защитная и производственная функции являются специфичными именно в отношении трудового права, остальные функции можно отнести к общеюридическим и социальным.

  • Воспитательная функция касается мер гарантии выполнения сторонами своих обязанностей, то есть действий по стимуляции, дисциплинированию, убеждению и иногда даже принуждению. Реализуется в таких нормах:
    • положения о стимулировании сотрудников;
    • система премирования и депремирования;
    • дисциплинарный кодекс ответственности персонала.
  • Экономическая функция характеризует взаимное влияние труда на государственные интересы, потому что он оказывает самое прямое воздействие на экономику страны. Нормы в рамках этой функции направляются на поддержание заинтересованности государства в эффективной трудовой деятельности населения, на контролирующие и надзорные меры над правами и обязанностями сторон в трудовой сфере.
  • Функция развития рабочей демократии. Наемный персонал не должен восприниматься исключительно пассивной стороной трудовых отношений, хотя и обеспечивает их реализацию. В рамках заявленной функции трудовое право стремится задекларировать нормы, дающие возможность сотрудникам в той или иной форме воздействовать на управление производством, формирование условий труда, соблюдении социальных гарантий и пр.
  • ВАЖНО! В разные периоды развития нашего государства все эти функции проявляются по-разному и имеют различный приоритет. Например, последняя функция, столь активно проявляющаяся в обновлении норм трудового права в 80е годы, в настоящее время не столь актуальна вследствие все большего преобладания рыночных отношений. Кризис современной экономики обусловил снижающееся значение и воспитательной функции.

    Перечисление функций трудового права нельзя определить как закрытое. Еще раз напоминая о том, что данная правовая отрасль является живой, развивающейся системой, важно не забывать, что в процессе практического применения нормы трудового права могут обеспечивать выполнение и других дополнительных функций.

    Трудовое право

    Трудовое право, как одна из отраслей российской системы права регулирующая общественные отношения, определяющие: порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, режим и меру труда, отдыха, правила по охране труда и другие трудовые и непосредственно связанные с трудом отношения и трудовые споры, установленные Конституцией Российской Федерации в статьях 2, 7 и 37.

    Что такое трудовое право

    Трудовое право – это отрасль права, регулирующая трудовые отношения, а также ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

    • Предметом трудового права являются, как отношения работников с работодателями, так и отношения между трудовыми и профессиональными коллективами.
    • Нормы трудового права регулируют вопросы производственной деятельности, условий труда и быта работников, заключения коллективных договоров, трудоустройства граждан по специальности и личным способностям.

    Виды трудовых отношений

    Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:

    • трудовые отношения по основному месту работы;
    • трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);
    • трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);
    • трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);
    • трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц1 (гл. 48 ТК РФ);
    • трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);
    • трудовые отношения на государственной службе;
    • трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).

    Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.

    Рассматривая механизмы воплощения базисных конституционных принципов в трудовом законодательстве России, а также проблем соответствия норм Трудового кодекса РФ конституционным принципам и правам с учетом последних изменений трудового законодательства, трудовое право в РФ стало представлять собой систему государственного контроля над законодательными весами регулирующими трудовые отношения работников и работодателей, а так же тесно связанные с ними иные отношения, к примеру налоговые вопросы. Именно социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание,

    Свобода труда (п. 1 ст. 37 Конституции РФ)

    понимается как право каждого субъекта права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конкретизация принципа свободы труда дана в абз. 2 статьи 2 Трудового кодекса РФ: свобода труда включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается.

    Следует признать, что Конституция провозглашает не право на труд как на гарантированную государством занятость, а право на безопасные условия труда.

    В России основным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ, пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР.

    Кодекс позволяет регулировать и определять: порядок приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего времени, формы оплаты труда, поощрения за успехи в работе и меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров.

    Что регулирует трудовое право

    Существующие отношения вытекающие из данного права:

    1. взаимодействие работодателя и работника;
    2. организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, и администрации предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;
    3. перераспределению рабочей силы в процессе труда;
    4. процессы по поводу занятости и трудоустройства;
    5. возмещением материального ущерба;
    6. процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.

    К трудовым отношениям относятся следующие вопросы:

    1. подписание трудового договора;
    2. рабочее время и режим рабочего времени;
    3. условия труда и время отдыха;
    4. оплата и нормирование труда;
    5. гарантии и компенсации;
    6. охрана труда;
    7. институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

    Статья 1 Трудового кодекса РФ выделяет девять групп таких отношений.

    1. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.

    Процесс трудоустройства может быть разнообразным: во-первых, человек может сам искать работу; во-вторых, он может обратиться в коммерческое кадровое агентство; в-третьих, человек может обратиться в государственную службу занятости. Трудовым правом регулируется, по существу, только третий вариант трудоустройства, обязательным участником которого является служба занятости населения. Основа правового регулирования этого вида трудоустройства определена федеральным законом. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» регулирует этот институт трудового права, следующие подгруппы правоотношений:

    Отношения между службой занятости и работодателями по поводу определения вакантных рабочих мест. Законодательство о занятости населения устанавливает обязанность работодателей сообщать в государственную службу занятости населения информацию об имеющихся вакансиях рабочих мест.

    Отношения между службой занятости и гражданами, желающими трудоустроиться, по поводу их регистрации в качестве безработных, определения их квалификации и поиска подходящей для них работы. Данная подгруппа включает в себя обучение безработных, не имеющих профессии, информационное обеспечение граждан о наличии свободных рабочих мест и некоторых других вопросов.

    Отношения между гражданами, желающими трудоустроиться, и работодателями по поводу трудоустройства граждан на вакантные места по направлению службы занятости. Эта подгруппа включает в себя также специальные формы трудоустройства отдельных категорий граждан на квотируемые для этого рабочие места. Так, ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает квоту рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что определяет социальное значение данного подинститута права и соответственно тесную связь трудового права и права социального обеспечения.

    2. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

    Как видно из названия, данный вид правоотношений включает в себя несколько подгрупп по характеру обучения: подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Но, так как во всех случаях речь идёт об освоении новых знаний (в ходе обучения работника), следует отдельно выделить ученические отношения, которые складываются между учеником (лицом, проходящим подготовку, переподготовку или повышающим свою квалификацию) и работодателем: по поводу самого процесса обучения, который осуществляется в рабочее время; по поводу сдачи квалификационных экзаменов и предоставления работы по полученной профессии или повышенному разряду (квалификации).

    Особенности ученических отношений отражены в гл. 32 Трудового кодекса РФ, которая определяет, что ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ).

    3. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

    Особенностью данной группы отношений является то, что система социального партнерства охватывает все уровни социально-трудовых отношений — начиная от локального уровня организации и заканчивая уровнем Российской Федерации. На всех уровнях федеративного устройства может осуществляться договорное регулирование отношений, складывающихся в сфере труда. На локальном уровне результатом такого реагирования является коллективный договор, а на более высоком уровне правового регулирования (уровень региона, отрасли народного хозяйства, субъекта РФ) результатом являются социально-партнерские соглашения. На уровне Российской Федерации уже на протяжении двадцати лет каждые три года заключается Генеральное соглашение.

    Социальное партнерство представляют собой отношения между работниками и работодателями в лице их представителей, осуществляемые, как правило, при участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые направлены на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в сфере труда.

    4. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

    Основные формы участия работников в управлении организацией обозначены в ст. 53 ТК РФ.

    • учёт мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
    • проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
    • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
    • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
    • обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
    • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
    • иные формы, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

    Если оценить характер участия работников и профессиональных союзов в установлении тех или иных условий труда, то все случаи их участия можно разделить на две части:

    1. ситуации, при которых участие работников или их представителей обязательно, и без него решение работодателя не может считаться правомерным. Например: создание комиссии по трудовым спорам (КТС), заключение коллективного договора и др.;
    2. ситуации, когда решение работодателя требует согласования с мнением представительного органа работников или решение принимается с учетом пожеланий работников. Например: составление графика отпусков, принятие локальных нормативных актов с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 372 ТК РФ) и др.

    Для второй группы характерно то, что при несогласии с мнением работников или представительного органа работодатель вправе принять собственное решение.

    5. Отношения по организации труда и управления трудом.

    В Трудовом кодексе РФ нет отдельного раздела или главы, посвященных вопросам организации и управления трудом, но концептуально через нормы трудового законодательства проходит правило, основанное на том, что работодатель создает рабочие места по своему усмотрению, принимает на эти рабочие места работников для осуществления ими интересующей работодателя трудовой функции, поэтому работодатель организует труд работников по своему усмотрению и управляет трудом также по своему усмотрению. Но при этом работодатель не должен нарушать трудового законодательства и не должен нарушать прав работника, установленных законодательством, коллективным договором, трудовым договором. То есть если законодательством установлена нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов (ст. 91 ТК РФ), то работодатель не должен требовать большей продолжительности рабочего времени, кроме случаев, предусмотренных законодательством и с соответствующей оплатой. В то же время если законодательством не определен способ перемещения по территории организации, то работодатель может предъявить работнику дополнительное требование по умению управлять электромобилем или умению ездить на роликовых коньках, если такой способ перемещения работодатель определит как оптимальный для работников, которым требуется быстрое перемещение по территории, а территория большая. Естественно, требования работодателя должны быть разумными и обоснованными.

    Читайте также:  Лечение за границей по страховке

    6. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

    Материальная ответственность представляет собой обязанность одной из сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный в результате ее виновного противоправного деяния, другой стороне трудового договора в порядке и размере, установленных законодательством.

    Ну, а так как у трудового договора две стороны, то выделяют две подгруппы в зависимости оттого, кто привлекается к ответственности:

    1. отношения по материальной ответственности работников;
    2. отношения по материальной ответственности работодателя.

    Материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, которая наступает независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности. Исключение составляет гражданско-правовая ответственность в случае причинения ущерба работником имуществу работодателя или иных лиц при исполнении работником возложенных на него трудовым договором обязанностей. В этом случае работник привлекается к материальная ответственности.

    7. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Следует отметить, что выделяется:

    • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, который в первую очередь осуществляют такие государственные органы как Федеральная инспекция труда и прокуратура, а также контроль на общественном уровне осуществляют профсоюзы, которые в случае отказа работодателя устранить нарушения могут обратиться в государственные органы надзора;
    • надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, в котором, кроме вышеназванных в первом пункте органов общего надзора и контроля, участвуют также специальные государственные органы в сферах своей подведомственности: Роспотребнадзор — за соблюдением санитарных правил, Пожарный надзор — за пожарной безопасностью, Энергонадзор — за правилами использования электроприборов, Атом надзор — за использованием ядерной энергии, Ростсхнадзор — за правилами эксплуатации опасных механизмов, теплоустановок, проведением горных, взрывных и других работ.

    Все эти и некоторые другие органы контролируют деятельность, требующую соблюдения специальных правил безопасности работ с целью сохранения жизни и здоровья работников, что и составляет суть охраны труда.

    8. Отношения по разрешению трудовых споров.

    Трудовой спор — это неурегулированные разногласия между участниками трудовых отношений, поступившие на рассмотрение специального юрисдикционного органа.

    Выделяют две подгруппы:
    • отношения по разрешению индивидуальных споров, когда затронуты интересы отдельного работника;
    • отношения по разрешению коллективных трудовых споров, когда затронуты интересы всего трудового коллектива или его части.

    Отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Обязательное социальное страхование работников основано на применении двух основных федеральных законов — это Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ, а также Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ.

    Исходя из содержания этих законов, можно выделить три направления социального страхования в сфере труда:

    • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое пришло на смену материальной ответственности работодателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников;
    • социальное страхование по временной нетрудоспособности, которое предусматривает сохранение в определенных размерах заработка работника на период его болезни и иных случаев (например, период карантина, протезирования, санаторно-курортного лечения, ухода за больным членом семьи). Сама медицинская помощь основана на обязательном медицинском страховании, которое изучается правом социального обеспечения, что определяет связь этих отраслей права;
    • социальное страхование в связи с отпуском по беременности и родам, что также определяет связь с правом социального обеспечения, изучающим социальное обеспечение в связи с материнством и уходом за детьми.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, уже можно определить общее понятие трудового права РФ.

    Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, которые, при активном участии сторон трудового договора, регулируют трудовые и непосредственно с ними связанные отношения, устанавливают взаимные права и обязанности их участников и определяют меры ответственности за нарушение.

    Трудовое право
    Группа авторов, 2009

    В книге кратко изложены основные вопросы темы «Трудовое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

    Оглавление

    • 1. Предмет, метод и система трудового права
    • 2. Основные принципы трудового права

    Из серии: Конспект лекций

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудовое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    1. Предмет, метод и система трудового права

    1.1. Понятие и предмет российского трудового права

    Трудовое право как отрасль права — важнейшая из отраслей российского права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя.

    Трудовое право — это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые складываются в процессе реализации гражданами права на труд, в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда на основе трудового договора с юридическим или физическим лицом.

    Предметом трудового права являются трудовые отношения в общественной организации труда и некоторые другие, тесно связанные с ними отношения, то есть совокупность общественных отношений по труду на производстве. К таким отношениям относятся:

    ✓ по рассмотрению трудовых споров;

    ✓ по трудоустройству и обеспечению занятости населения;

    ✓ по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве.

    Трудовое право наделяет стороны трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений определенными трудовыми правами и обязанностями.

    Организационно-управленческие отношения (социально-партнерские) возникают по поводу участия работников и их представителей в организации и управлении коллективным трудом. Субъектами таких отношений выступают работодатели и работники, а также их представители. Такие отношения возникают в связи с принятием локальных правовых актов, регулирующих условия труда работников данной организации; в связи с ведением коллективных переговоров и заключением коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам. Участником соглашений может выступать и третий партнер — орган исполнительной власти или местного самоуправления. Эти отношения сопутствуют трудовым отношениям, для работника они возникают с момента вхождения его в коллектив.

    Отношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда (контрольно-надзорные) возникают между работодателями, должностными лицами и органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 244 КЗоТ). Эти отношения направлены на создание здоровых, безопасных условий труда, охрану социально-трудовых прав и законных интересов работника.

    Отношения по рассмотрению трудовых споров возникают между спорящими сторонами и органом, рассматривающим индивидуальный или коллективный трудовой спор по поводу установления условий труда и их применения. Эти отношения сопутствуют трудовым или приходят им на смену.

    Отношения по трудоустройству и обеспечению занятости населения возникают:

    ✓ между службами занятости и гражданами по поводу трудоустройства, организации общественных работ и содержания безработных;

    ✓ между службой занятости и работодателями по поводу обмена информацией и направления граждан на работу;

    ✓ между гражданами и работодателями по поводу заключения трудового договора на основании направления службы занятости.

    Эти отношения обычно предшествуют трудовым, но могут и сопутствовать или приходить им на смену.

    Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве возникают между работником и работодателем по поводу обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства или руководству обучением.

    1.2. Цели, задачи и функции трудового права

    Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.

    Основные задачи трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    ✓ организации труда и управлению трудом;

    ✓ трудоустройству у данного работодателя;

    ✓ профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

    ✓ социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    ✓ участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    ✓ материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    ✓ надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    ✓ разрешению трудовых споров;

    ✓ обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Функции трудового права — это воздействие норм трудового права на поведение людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

    Основные функции трудового права:

    защитная — создание системы государственных гарантий трудовых прав работников;

    производственная — защита интересов работодателя в трудовых отношениях;

    воспитательная — отражена в нормах о поощрениях, в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности.

    1.3. Метод трудового права

    Метод трудового права — это совокупность приемов, способов, используемых государством для правового регулирования трудовых и тесно связанных с ним отношений. Метод трудового права состоит из следующих специфичных для данной отрасли права приемов правового регулирования труда:

    ✓ основание возникновения трудовых отношений;

    ✓ правовое положение субъектов трудового права;

    ✓ своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения выполнения трудовых обязанностей.

    Процесс нормотворчества выражается в расширении сферы договорного регулирования условий труда в коллективных договорах (соглашениях) и индивидуальных трудовых договорах (контрактах). Государство устанавливает в централизованном порядке:

    ✓ процедуру ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;

    ✓ порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

    ✓ минимум прав и гарантий труда работников. Этот минимум может быть повышен в коллективных договорах (соглашениях) и контрактах.

    Основание возникновения трудовых отношений. Для трудового права характерен договорный характер установления трудовых отношений. Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с данной организацией и устанавливает необходимые его условия. Коллективный договор устанавливает локальные нормы, распространяющиеся только на работников данного производства.

    Правовое положение субъектов трудового права характеризуется сочетанием равноправия сторон и подчинения. Равноправие сторон трудовых договоров — при их заключении и расторжении, подчинение — в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка.

    Защита трудовых прав осуществляется в организациях (комиссиях по трудовым спорам) по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров. Выполнение трудовых обязанностей обеспечивается мерами поощрения и специфическими санкциями — мерами дисциплинарной, материальной ответственности и дополнительными мерами трудового воздействия. Защита трудовых прав может сочетаться и с судебной защитой, закрепленной Конституцией РФ. В санкциях законодательства за трудовые правонарушения расширяется такая мера, как штраф, налагаемый на должностных лиц, работодателей.

    Через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы и работодателей работники участвуют в правовом регулировании труда, то есть в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

    1.4. Система трудового права

    Система трудового права России — это совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и взаимосвязанные структурные образования (институты) и их части (подинституты).

    Правовые институты в зависимости от содержания и характера распределяются по двум основным частям трудового права — Общей и Особенной.

    Общая часть трудового права охватывает нормы, имеющие общее значение, поскольку проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элементов трудовых и иных связанных с ними общественных отношений.

    В Общую часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию всех работников в целом, а не по отдельным ее элементам и условиям труда. Она включает в себя правовые нормы, определяющие предмет, задачи, сферу действия трудового права, порядок установления правовых норм в области труда, основное содержание трудовых и иных связанных с ними отношений, а также основные принципы правового регулирования труда работников.

    К Общей части принадлежат и нормы, закрепляющие право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия через представительные органы, и прежде всего через профсоюзы, образуя институт правового положения профсоюзов и коллектива работников, а также нормы о социальном партнерстве в сфере труда, порядке ведения коллективных переговоров, заключении коллективных до говоров и соглашений.

    Особенная часть трудового права значительно шире Общей части. При этом роль и функции правовых институтов данной части различаются. Одни институты призваны регулировать отдельные элементы содержания трудового отношения (например, институт трудового договора регламентирует порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений); другие — какое-либо одно из отношений, связанных с трудовым (например, отношения по рассмотрению трудовых споров).

    Система трудового права России включает в себя следующие институты:

    ✓ трудоустройства и занятости (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);

    ✓ трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);

    ✓ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у работодателя;

    ✓ оплаты и нормирования труда;

    ✓ гарантии и компенсации;

    ✓ материальной ответственности сторон трудового договора;

    ✓ особенностей регулирования труда отдельных категорий работников;

    ✓ надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

    ✓ разрешения трудовых споров.

    Эти институты трудового права России в рамках предмета данной отрасли права призваны регулировать отдельный вид общественных отношений либо отдельный элемент единого трудового отношения.

    Система трудового права закрепляется в различных формах, и прежде всего в Трудовом кодексе Российской Федерации.

    1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права

    Трудовое право как самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в то же время тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права — конституционным, гражданским, административным и др.

    Соотношение трудового права с конституционным

    Конституционное право выступает основополагающим для трудового права. Оно устанавливает основные права и гарантии, такие как право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, свободу труда и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции РФ. Однако конституционные нормы конкретизируются в нормах трудового права.

    Соотношение трудового права с гражданским

    Трудовые отношения тесно связаны с гражданскими, поскольку возникают из договорных отношений между сторонами и носят возмездный характер, но отличаются по предмету договора.

    Соотношение трудового права с административным

    Трудовое право и административное право регламентируют деятельность государственных и иных служащих, выполняющих организующие функции или обеспечивающих их выполнение. Отношения служащего с руководителем государственного учреждения по поводу своего труда к управлению не относится и регулируется нормами трудового права, подобно отношениям работника с соответствующими должностными лицами и структурными подразделениями.

    Соотношение трудового права с правом социального обеспечения

    Трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, а право социального обеспечения (на социальную поддержку семей с детьми, на обеспечение старости) — отношения, складывающиеся по поводу, например, нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений — сам процесс труда, а объект отношений по социальному обеспечению — пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д.

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию