Получить справку о зарплате для пенсии

Скачать образец справки о зарплате в Пенсионный фонд для начисления пенсии – где получить, как оформить?

Каждый год вступают в силу государственные программы, позволяющие получать отдельным категориям граждан финансовую помощь.

Одним из таких направлений является пенсия.

Когда возраст гражданина приближается к пенсионному, ему необходимо подготовить документы, подтверждающие его заработок и требующиеся для начисления ежемесячных выплат.

Таким бланком является справка о заработной плате.

  1. Где получить сведения о доходах для начисления пенсионных выплат?
  2. Куда подается бланк о заработной плате?
  3. За какой период составляется для назначения и расчета пенсии?
  4. Заполнение для органов Пенсионного фонда
  5. Скачать образец в ПФР
  6. Полезное видео
  7. Выводы

Где получить сведения о доходах для начисления пенсионных выплат?

Пенсия по старости для мужчин наступает при достижении возраста 60 лет, для женщин — 55 лет. Но некоторые профессии (льготные) подразумевают выход на пенсию в более раннем возрасте.

Справка о средней заработной плате работника для назначения пенсии по старости запрашивается в бухгалтерии организации.

Как правило, сотрудник предпенсионного возраста лишь в устной форме просит справку. Такая практика применяется в небольших компаниях, на крупных предприятиях оформляется еще и соответствующее заявление.

Форма справки о зарплате для ПФР каждое предприятие может разработать самостоятельно, также допускается заполнение по уже существующему документу, взятому у другой организации в качестве основы.

Заполненную справку подписывает руководитель отдела кадров, главный бухгалтер, начальник предприятия.

Если организация ликвидировалась, необходимо направить письменное обращение в архивный отдел, принявший бумаги снятой с учета компании, и оформить выписку из документов по заработной плате.

Форма справки для Пенсионного фонда известна работникам архива, они помогают собирать необходимые документы для назначения пенсии.

Не всегда сотрудник архива может составить справку по утвержденной форме, но он вправе сам заполнить документ согласно имеющимся у него сведениям.

Дополнительно на нашем сайте вы можете скачать образцы справок о заработке:

Куда подается бланк о заработной плате?

В приказе Министерства труда и соцразвития № 884н (от 17.11.2014 г.) обозначено, что граждане для оформления пенсии свои обращения направляют в территориальные органы Пенсионного фонда, расположенные по месту их прописки.

Лица, у которых регистрация и место фактического проживания различаются, могут подать комплект документов для начисления пенсии по месту их жительства.

Осужденные граждане подают бланк в ПФР через администрацию исправительной колонии по месту их нахождения.

Сроки по обращению в Пенсионный фонд за начислением пенсии по старости законодательно не ограничены.

За какой период составляется для назначения и расчета пенсии?

Пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, допускаются 2 способа расчета среднемесячной заработной платы для установления размера будущей пенсии:

  • исходя из сведений персонифицированного учета, в расчет берется среднемесячный заработок в 2000-2001 годах;
  • в соответствии с представленной справкой о зарплате за 5 лет трудовой деятельности, идущие подряд.

Как показывает практика при постоянном месте работы гражданину выгоднее для расчета брать заработную плату, полученную в период 1976-1986 годов.

Справка о зарплате за 5 лет не нужна в случаях, когда месячный заработок сотрудника в 2000-2001 годах равен:

  • 2100 руб. — для регионов, где заработная плата умножается на районный коэффициент до 1,5 (к примеру, 1,5 для Удмуртской Республики);
  • 2600 руб. — для местности с установленным коэффициентом в диапазоне от 1,5 до 1,8 (Мурманская область);
  • 2900 руб. — для районов с коэффициентом свыше 1,8 (Якутия).

В противном случае сотруднику, собирающемуся на пенсию, необходимо заранее подготовить для ПФР справку за 5 лет труда с более высокой зарплатой, если такие были за другой период работы.

Справка о заработке, передаваемая в Пенсионный фонд, служит одним из главных документов из всего необходимого пакета для начисления пенсии.

Именно от суммы дохода зависит величина начисленной пенсии. Каждый гражданин очень заинтересован в предоставлении данного бланка.

Заполнение для органов Пенсионного фонда

Справка о заработке сотрудника для оформления пенсии обязательно должна включать в себя информацию по выплаченным суммам зарплаты за каждый отдельный год.

Усредненные значения (за 3 или 6 месяцев) в расчет пенсии не берутся.

Для начисления и расчета пенсии в ПФР принимается любая официальная выплата сотруднику:

заработная плата за совмещение, сверхурочные, выходные, за исключением пособия при увольнении или компенсация за неиспользованный отдых, пособия по уходу за ребенком.

Справка для Пенсионного фонда составляется в произвольной виде, в ней должна присутствовать информация:

  • штамп фирмы (угловой) с датой выдачи документа и ее номером;
  • Ф.И.О. (полностью) обратившегося сотрудника;
  • дата рождения трудящегося;
  • период трудовой деятельности;
  • ежемесячная сумма зарплаты и подсчет годового значения дохода;
  • валюта исчисления заработной платы (рубль).

Бланк в ПФР также должен содержать информацию об организации выдавшей его:

  • полное ноименование юридического лица (в соответствии с учредительной документацией);
  • адрес регистрации предприятия в налоговом органе;
  • телефоны компании, ИНН.

Необходимо учитывать в справке суммы фактически выплаченной работнику заработной платы, а не начисленной.

В качестве примечания следует отметить сроки нахождения на больничном и в неоплачиваемом отпуске, а также зафиксировать наличие листка нетрудоспособности до рождения ребенка и после.

В нижней части бланка обязательно фиксируется факт отчислений страховых взносов в ПФР на все начисления сотрудника по принятым тарифам, а также основания оформления справки о зарплате (лицевые счета, расчетные (платежные) ведомости по начислению зарплаты).

Справку подписывают ответственные лица компании, проставляется печать предприятия.

Скачать образец в ПФР

Скачать бесплатно образец заполнения справки в Пенсионный фонд для начисления и назначения пенсии – word.

Полезное видео

Какие документы необходимы для начисления пенсии и важные моменты, на которые стоит обратить внимание, можно узнать из данного видео:

Выводы

При реорганизации компании в качестве дополнения выдается справка о переименовании юридического лица.

Подтверждения требует стаж и заработок трудящихся до 1998 г., после этой даты произошла регистрация граждан в системе персонифицированного учета и их данных о трудовой деятельности.

Для людей, приближающихся к пенсионному возрасту, очень важным моментом является наличие представленных на них индивидуальных сведений персоучета не только за предыдущие периоды трудовой деятельности, но и за текущий год (в период обращения сотрудника за пенсией).

Для этого следует заранее написать своему работодателю заявление.

Справка о зарплате для начисления пенсии

Для чего нужна справка о зарплате для начисления пенсии

При выходе на пенсию, будущему пенсионеру, понадобится справка о зарплате за определенный период. Кажется, что в этом сложного — заказал в архиве, получил и предъявил в Пенсионный Фонд. Но, это только кажется. На самом деле, после обращения в архив, если он сохранился, начинается самое сложное.

После развала СССР, многим пришлось уйти с высоких, хорошо оплачиваемых должностей. Многие предприятия и заводы закрылись. А правопреемников нет или они исчезли. Исчезли архивы. Тем, кто работал на Крайнем Севере больше некуда обращаться. Те, кто занимался писательской деятельностью, потеряли возможность восстановить ведомость о своих доходах. Многие, после закрытия заводов, стали работать неофициально. Но, всё равно, нужна справка о зарплате для начисления пенсии.

Людям приходится ездить по архивам, в Пенсионный Фонд, банкам. Искать справки и доказывать факт получения заработной платы и отчислений в ПФ. К этому времени, некоторые, сменили трудовые книжки и старые затерялись вместе с архивами. Всё это усложняет оформление пенсии. Выходит так, что человек, много лет, трудился и теперь не может получить, честно заработанную, пенсию. И кажется, что выхода, из сложившейся ситуации, нет. Что государство отвернулось от человека. И, хоть, государство перевернуть страницу и настроенной на новое поколение, создает удобства для будущего. Выход есть!

Необходимо купить справку о зарплате для пенсии у нас! Наша компания, не первый год оказывает услуги в получении справок о зарплате и других подобных документов. У нас накопился бесценный опыт и подобран штат высококвалифицированных специалистов, которые оформят справку 2ндфл для пенсии в кратчайшие сроки.

Нередко случается, что человек запрашивает справку о доходах за период, когда в стране была другая валюта. Но, даже в сохранившихся архивах, работают молодые сотрудники, которые не помнят этот период и не могут правильно пересчитать размер заработной платы, на новую валюту. И приходится самому вникать во всё и по несколько раз переделывать справку. Иногда, не правильно оформив справку, сотрудники архива отказываются её переделывать.

Для избежания потери пенсии или назначения минимального размера, стоит заказать справку о зарплате для пенсии в нашей компании. Нам много раз приходилось пересчитывать доходы на новую валюту. Наш опыт позволяет оформлять документы в строгом соответствии с требованиями норм и законов. Став клиентом нашей компании, Вы будете избавлены от потери времени, сил и нервов. Вам, больше не придется доказывать свою правоту, получение зарплаты и отчислений в Пенсионный Фонд. Мы оформим для Вас справку два ндфл для пенсии, а при необходимости — весь пакет документов.

Мы дорожим доверием своих клиентов и подтверждением тому тысячи довольных людей, получивших, с Нашей помощью, свою заслуженную пенсию. Наша компания гарантирует качество оформляемых документов. И, поэтому, принимаем расчет за сделанную работу, только после получения справок на руки. Вы сами сможете убедиться в качестве наших документов и после этого оплатить купленные справки.

Мы уважаем частную жизнь своих клиентов и не разглашаем их данные третьим лицам. Наша компания ценит Ваше время, поэтому заказать документы можно находясь дома, всё оформление займет не больше одного дня, а после наши сотрудники доставят их. Становясь клиентом нашей компании, Вы делаете шаг в новую, свободную жизнь. Где больше нет проблем с оформлением кредитов, пенсий, социальных пособий. Где любой документ, не требует вложений сил и времени.

Оставьте заявку и менеджер свяжется с вами в ближайшее время!

Как работать с детьми аутистами

Аутизм – состояние, связанное в первую очередь с коммуникативными трудностями: оно оказывает специфическое влияние на общение аутичного человека с окружающими людьми и его отношение к ним. Дети-аутисты испытывают затруднения в построении отношений с близкими и посторонними людьми, включая сверстников, поскольку обладают ограниченной способностью к дружбе, равно как и пониманию эмоций другого человека. Таким образом, даже высокофункциональный аутист чаще всего сталкивается с проблемами в сферах:

  • социального взаимодействия;
  • социальной коммуникации;
  • социального воображения.

Квалифицированные школьные педагоги и воспитатели детских садов знакомы с алгоритмами включения особенных учеников в класс или детсадовскую группу нейротипичных детей. Речь в этом случае идет в основном о детях с трудностями в учебе и/или детях-инвалидах (интеллектуальная, эмоциональная, физическая инвалидность). Однако «безболезненное» включение в группу ученика-аутиста, а также правильная поддержка и продуктивное обучение такого ученика нередко становятся серьезными проблемами, подчас ставящими в тупик даже самых опытных учителей и воспитателей. Кроме того, аутичные дети в школе нередко не усваивают всю программу и могут плохо контактировать со сверстниками.

Существуют проверенные приемы и рекомендации , как заниматься с детьми аутистами в группе нейротипичных детей, создавая безопасные и комфортные условия обучения – о них мы и поговорим в этой статье.

Цели занятий с детьми-аутистами

Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими учениками необходимы и такие шаги, как:

    • поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;
    • посильное смягчение различных патологических симптомов в поведении и мировосприятии ученика.

Итак, обучение аутичного ребенка среди обычных детей должно помочь ему адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС, посещавшим детсад и школу с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы. Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) – не только с профильным специалистом , но и в домашних условиях с родителями. Также эффективными оказываются и прикладные обучающие материалы — визуальное расписание занятий для аутиста, игры, карточки.

Методы работы с аутичными детьми в группе

Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные индивидуальные особенности и всегда принимать их во внимание, разрабатывая учебный план . Для продуктивной работы можно использовать следующие методы:

  • сбор максимального объема информации о ребенке. Получать информацию можно как у его родителей, так и у него самого в форме «интервью». Также необходимо выявить его сильные стороны – что получается у ученика особенно хорошо, что способствует его успехам и т. д., а затем использовать эти наблюдения в педагогической работе;
  • поддержка во время любых изменений. Свести к минимуму дискомфорт аутиста, связанный с какими-либо внешними изменениями, можно при помощи напоминаний всей группе о том, что скоро предстоит новое занятие (напомнить за 5 минут, а затем еще раз за минуту до начала этого занятия);
  • разрешение ребенку периодически делать перерывы, во время которых он может выйти в коридор, обойти класс по периметру, или «отдохнуть» каким-либо другим подходящим ему способом. Такие передышки не дают накапливаться усталости и способствуют лучшему усвоению учебной информации.

Если ученику нравится постоянно крутить в руках какой-то мелкий предмет, слушая учителя, или рисовать что-то в тетради – не стоит запрещать ему это: так ему проще сосредоточиться на объяснении учебной темы. Также стоит подобрать игры для детей аутистов, которые помогут лучше усвоить материалы.

Многие дети с РАС, даже гиперактивные , успокаиваются, выполняя какую-либо рутинную работу. Это можно использовать во благо: например, поручать аутичному ученику складывать в шкаф учебные пособия по определенной системе .

Конечно, в процессе адаптации в коллективе сверстников дошкольника или младшего школьника с РАС могут возникать некоторые специфические трудности, к которым педагогу следует быть готовым.

В школе

Аутичный ученик в школе может вести себя как очень маленький ребенок: ему может быть трудно усидеть за партой, он будет стремиться встать, пройтись по классу, прервав урок и т. д. При этом он может очень быстро осваивать какой-либо сложный учебный материал (например, иностранный язык), но нуждаться в дополнительной поддержке педагога для усвоения обыденной информации и переноса навыков из АВА-занятий в реальную школьную жизнь.

Также ученик может игнорировать учительские обращения к нему и отказываться от выполнения инструкций, будто бы не слыша и не видя педагога. Однако зачастую он вполне способен понимать происходящее, а внешнее «игнорирование» основывается лишь на затрудненных концентрации и реакции.

Читайте также:  Муниципальное служебное жилье

Задача учителя – деликатно приучить ученика к стабильной работе на уроках. «Торопить события» не стоит: процесс должен быть как можно более мягким и постепенным, поскольку излишнее переутомление ребенка может привести к его нервному перевозбуждению, стереотипным действиям, истерике и т. д.

В детском саду

Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет ), оказываясь в детском саду, часто демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.

Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» детсадовских занятий, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и справлялся с горшком, в детсаду начинает отказываться от еды и/или у него начинается энурез (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая туалет).

Разумеется, малыш испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно на первых порах. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не выказывает интереса на занятиях. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя на музыкальном часе даже не пытался петь.

Чтобы адаптация протекала более успешно, нельзя отдавать маленького аутиста в сад «внезапно». Сначала походите с ним на прогулки по территории его будущего садика, посмотрите вместе, как там играют детки. При этом нужно детально рассказывать малышу о предстоящих занятиях в саду, режиме дня, времени, когда за ним будут приходить родители. В первые недели или даже месяцы следует приводить ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания там. Также помогут и развивающие игрушки для детей аутистов, которые приучают контактировать с другими людьми.

В секциях

В секции или кружке ребенок может столкнуться с трудностями в следовании общим инструкциям, данным группе. Поэтому инструкцию лучше повторять для него индивидуально, начиная фразу с его имени. Тренер должен говорить спокойно, внятно и медленно, стараясь использовать короткие предложения и, если есть возможность, дополнять их изображениями, жестами и т. д.

Аутичные ученики часто имеют склонность к буквальному восприятию слов. Поэтому если тренер просит всех «собраться» (то есть, собраться с силами , чтобы лучше сыграть или пробежать/проплыть дистанцию и т. д.) – аутист может решить, что группу просят собраться вместе. Поэтому лучше не использовать идиомы и метафоры слишком часто, чтобы избежать недопонимания.

Как помочь адаптироваться аутисту в детском саду, школе

Рассуждая, как работать с ребенком аутистом «простому» педагогу, необходимо изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.

Визуальные коммуникации

Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие «порции», б) в наглядной форме . Так, очень действенным методом станет визуальное (иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет дальше. Этот способ можно использовать как в школе или детсаду, так и в кружке или секции.

Поддержка

Работа с детьми аутистами в детском саду или школе обязательно должна включать в себя помощь аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.». Для любого аутиста очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально «выбивает почву из-под ног».

Сенсорные игры

Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду. Например, если воспитатель замечает, что аутенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.

Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

Стереотипные игры

Аутенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами, обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим , придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.). Постепенно нужно добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру, поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.

В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать поезд и т. д.

Контакт с другими детьми

Корректная работа с детьми аутистами в школе или детсаду невозможна без помощи со стороны педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм, предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.

При этом просто пересекать нежелательное поведение недостаточно: нужно доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более «правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш, книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п. При этом важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможности понимания их ребенком.

Ошибки при работе с ребенком-аутистом

Основные ошибки, которые допускают учителя и воспитатели при работе с аутятами, базируются на непонимании самой сути аутизма. К ним относятся:

  • поспешность, желание за короткий срок добиться от аутичного ребенка тех же реакций, что и от нейротипичного, не давая ему времени полноценно адаптироваться к новому коллективу;
  • навязчивое и жесткое принуждение ребенка к взаимодействиям с другими детьми, визуальному контакту, активному участию в общих играх и занятиях;
  • попытки «ускорить» действия малыша, медлительного просто по своей природе;
  • повышение голоса, приказной тон, насмешки и многое другое.

То есть самые серьезные и грубые педагогические нарушения всегда основываются на недостаточной компетентности в вопросах правильного взаимодействия с аутичными учениками. Для сокращения числа подобных случаев созданы курсы дистанционного обучения АВА терапии , программа которых позволяет педагогам и родителям детей-аутистов освоить наиболее эффективный подход к их обучению и всесторонней социальной адаптации.

Методы обучения детей-аутистов

Определиться с методикой коррекции школьников, имеющих аутичный спектр, поможет таблица «Аутичный ребенок и методы коррекции».

Аутичный ребенок и методы коррекции

Имеют отклонение в поведении

Обеспечивает поведенческую терапию

    Разрешает с тьютором выходить из класса

В начале не заинтересованы учиться

Учит работать постепенно

  • Приучает постоянно выполнять задания
  • Не требует немедленно приступать к работе
  • Не требует обязательного следования правилам выполнения задания

Не обладают психологической зрелостью

  • Трудно приспосабливаются
  • Капризничают, проявляют агрессию
  • Постоянно что-то делают руками, снимая напряжение: переворачивают листы книги, крутят веревочку, хлопают в ладоши
  • Бессмысленно подражают одноклассникам

Постепенно учит общению

  • Сажает за парту одного или с тьютором
  • Подсаживает другого ученика и помогает принять его
  • Переключает внимание от соседа на происходящее на уроке

Негативно реагируют на трудности в учебе, неуверенны, эгоцентричны

  • При трудностях отказываются заниматься
  • Отвлекают внимание учителя на себя
  • Ревностно реагируют на похвалу других

  • Помогает выполнять задание, убеждая, что он уже может это делать
  • Обучает новому, как совершенствованию умений
  • Подбирает задания, дающие ощущение собственной состоятельности
  • Создает хорошую репутацию в глазах одноклассников
  • Грамотно использует поощрения
    1. Словесная похвала
    2. Прикосновения, пожимание руки
    3. Частый эмоциональный контакт и контакт глазами
    4. Разрешает подвигаться, побегать

    Не имеют социального воображения

    • Склонны к уединению, замыканию в себе
    • Не умеют интерпритировать мысли, чувства, действия других
    • Не умеют прогнозировать
    • Ограниченно усваивают происходящее

    Специфично воспринимают и перерабатывают учебный материал

    • Медленно работают
    • Медленно переходят от задания к заданию
    • Фрагментарно усваивают материал
    • Воспроизводят лишь первоначально усвоенное
    • Теряются при соревновательной работе

    Имеют проблемы с мышлением

    • Не умеют применять знания на практике
    • Материал запоминают механически
    • Принимают все как есть, не понимая подтекста
    • Воспринимают мир в виде отдельных частей
    • Осмысливают предметы и явления с одного ракурса
    • С трудом обобщают и абстрагируют

    Затрудняются отслеживать и понимать речь других

    • Не запоминают длинные предложения и их суть
    • Не могут решать многоэтапные задания
    • Иногда не понимают значение слов
    • С трудом понимают знаковые системы

    Использует ясное и конкретное обращение

    • Говорит короткими предложениями Объясняет задание четко, последовательно, с долгими паузми
    • Пользуется жестами
    • Использует наглядность

    1. Пиктограммы, картинки с предметами, событиями, явлениями
    2. Компьютерные программы: превращают статичные картинки в динамичные и наоборот
    3. Методика «Цветные буквы». Определенный цвет букв и слов улучшает восприятие смысла, логических ударений и эмоций текста

    Стимулирует произвольное внимания

    • Разговаривает с другими детьми
    • Часто обращается по имени, контактируя глазами
    • Поглаживает по плечу, спине
    • Поручает задания, связанные с движением: раздать тетради, вытереть доску
    • Заменяет устные задния на письменные
    • Использует карточки «да», «нет», предлагая поднимать карточку при ответе
    • Поручает работы по объемному конструированию и созданию аппликаций

    Имеют проблемы с речью

    • При наличии богатого словарного запаса использует мало слов
    • Затрудняются вступить в диалог
    • Говорят сами, не слушая собеседника
    • С трудом рассказывает урок
    • Не понимают, почему должны что-то рассказывать другим
    • Не понимают, почему мысли и чувства надо выражать словами
    • Не придерживаются общепринятого ритма, интонаций
    • Повторяют только что сказанное другим («эхолалия»)

    Проводит системную корреционную работу

    • Дает и тренирует правила диалога, обращений, речевых форм
    • Учит произносить монологи через пересказ книги и фильмов
    • Учит рассказывать стихи
    • Стимулирует изучение иностранных языков

    С трудом понимают других и самих себя

    • Имеют слабые эмоциональные привязанности
    • С затруднением дифферинцируют людей
    • Имеет поверхностный сознательный подход к людям и слабую интуицию

    Объясняет характерные черты описанных образов

    Помогает понять чувства и внутренний мир героев

    О. Никольская, Т. Фомина и С. Цыпотан, разработчики методов, помогающих школьникам с РАС учиться и социально адаптироваться, убеждены: дети с аутизмом в основном нуждаются в том же, что и их здоровые сверстники. Но главным стимулом в обучении, эмоциональном и социальном развитии для них являются сложившиеся отношения с учителем. Педагогические приемы в работе учителя, основанные на гибкости, умении отслеживать прогресс, фокусировании на удачах показывают: все дети обучаемы. Только нужно знать, чему и как их учить.

    Работа с детьми аутистами: рекомендации практикующего специалиста

    Для многих родителей, учителей и психологов камнем преткновения становится именно непонимание: как же вовлечь, заинтересовать ребенка, который ничего не хочет? Сделать безошибочный выбор в каждом конкретном случае (выбор пособий, заданий, скорости подачи материала и всего остального) можно, только если понимаешь, как устроена психика ребенка. Я для себя впервые раскрыла это в 2015 году на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И это был настоящий прорыв в понимании природы аутизма.

    На вопросы отвечает Евгения Астреинова, психолог, работает с аутичными детьми 11 лет индивидуально и в группах.

    — Работа с детьми аутистами наверняка имеет свою специфику. Что самое сложное в вашей работе?

    — Главная трудность в том, что аутичный ребенок поначалу жаждет, чтобы его оставили в покое. Пытается уклониться от контактов с внешним миром. Так что, пожалуй, самая трудная задача — вовлечь такого ребенка в занятия, пробудить в нем желание сотрудничать.

    Конечно, нужно в меру использовать и принуждение тоже, как при воспитании любого ребенка. Но на одном только принуждении задачу реабилитации не решить. Для многих родителей, учителей и психологов камнем преткновения становится именно непонимание: как же вовлечь, заинтересовать ребенка, который ничего не хочет?

    Если удается решить эту задачу — все остальные проблемы преодолимы.

    — Вам удается вовлекать детей? Каким образом?

    — Все живое, в том числе и человек, устроено так, что пытается сохранить себя. Избегает негативных, травмирующих воздействий и тянется к благоприятным, полезным. Так что главный вопрос в том, каких воздействий нужно избегать при работе с детьми аутистами, а какие, наоборот, стоит использовать, потому что они пробуждают желание ребенка сотрудничать.

    Сделать безошибочный выбор в каждом конкретном случае (выбор пособий, заданий, скорости подачи материала и всего остального) можно, только если понимаешь, как устроена психика ребенка. Я для себя впервые раскрыла это в 2015 году на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И это был настоящий прорыв в понимании природы аутизма.

    Любой ребенок, имеющий психогенно обусловленный аутизм, — это травмированный и задержанный в развитии обладатель звукового вектора. У него от природы высокая чувствительность слуха. Рождается звуковик абсолютным интровертом, а желание «выходить наружу», вслушиваться в мир возникает у него исключительно по принципу наслаждения.

    Если снаружи приятно (звучит негромкая речь, окрашенная теплыми эмоциями, играет негромкая классическая музыка и т. д.) — малыш с радостью вслушивается. Но если он растет в атмосфере сильных шумов (громкая музыка, постоянно работающая бытовая техника, а особенно — ссоры и крики взрослых), его развитие нарушается.

    Крик и сильные шумы — непереносимый сверхстресс для развивающейся психики ребенка звуковика. Он перестает вслушиваться и может практически полностью утратить способность воспринимать смыслы речи. Чувственная связь с миром в этом случае тоже не развивается адекватно.

    Читайте также:  Льготы ветерана труда

    Исходя из этого, понятно, что работа с аутичными детьми должна строиться на основе принципа звуковой экологии. С ребенком стоит говорить на пониженных тонах, а если он болезненно воспринимает даже такие звуки (например, закрывает уши), то иногда уместно переходить даже на шепот.

    В атмосфере негромких звуков и благоприятного эмоционального состояния окружающих к ребенку возвращается утраченное чувство защищенности и безопасности, и постепенно он начинает проявлять интерес к миру снаружи.

    — Существует какой-то план работы с ребенком с РАС (расстройством аутистического спектра)?

    — Есть общий принцип, который я применяю и в индивидуальной, и в групповой работе с детьми аутистами. Для подавляющего большинства из них на первых порах хорошо срабатывают музыкальные занятия. Ребенок может быть не готов еще вслушиваться в речь. Но вслушиваться в звуки музыки легче: она несет не смыслы, а передает некие образы или ощущения.

    Задания могут варьироваться в зависимости от состояния и возраста ребенка. Самые простые, например, — определить предмет, который издает звук (негромкий маракас, колокольчик, шуршащая бумага, льющаяся вода). Потом учимся на слух определять высокие и низкие звуки, находить их на клавиатуре, ассоциировать с «дождиком» или «мишкой», то есть объектами реального мира.

    Учимся распознавать короткие и длинные звуки. Здесь можно добавлять и логоритмику — совмещать вслушивание с действиями тела. Например, «простукивать» короткие звуки рукой по мячику и «катать» длинные, протяжные звуки. Многим детям это помогает начать подражать не только движениям, но и звукам.

    Со способностью подражать приходится работать комплексно, потому что она нарушена у подавляющего большинства аутистов. Традиционное развитие болезни чаще всего выглядит так: до года ребенок в целом соответствует норме, но в возрасте от 1 до 3 лет он задерживается в развитии. Тем самым упускает важнейший период, в ходе которого дети осваивают наглядно-действенное мышление, приобретают способность действовать по образцу.

    Так что учимся подражать и через задания на мелкую моторику (пальчиковая гимнастика), и через общемоторные упражнения (движения под музыку), и через действия с предметами (поставить определенным образом кубики, сложить фигуру из счетных палочек и т. д.).

    В остальном же план работы с ребенком с РАС должен учитывать все вектора, заданные ему природой с рождения. Ведь звуковой вектор доминантный, но не единственный в устройстве психики такого ребенка.

    — Как отличаются методы работы с аутистом в зависимости от его индивидуального набора векторов?

    Кардинально отличаются: от выбора пособий до формы и скорости подачи информации.

    Например, малыши с кожным вектором от природы неусидчивы, много двигаются. При аутизме у такого ребенка может быть множество навязчивых движений, он поминутно вскакивает, убегает. Здесь необходима частая смена заданий, причем часть из них — в подвижной, игровой форме. Аутисту с кожным вектором легче усвоить любые смыслы, когда они подкреплены движениями или тактильными ощущениями. Инструкции такому ребенку нужно давать очень кратко, лаконично — иначе он вообще не станет слушать.

    Бывает, что ребенок с большим трудом способен воспринимать смыслы на слух, но выручает именно восприимчивость других векторов (например, тактильная, кожная). С такими детьми мы усваиваем понятие «большой-маленький», например ощупывая мячики разного размера — от большого гимнастического до маленького теннисного. Ребенок различает их наощупь, и постепенно ассоциирует с речевыми понятиями «большой» и «маленький». И в дальнейшем способен показать это и на картинках, и на других предметах. Этот же принцип используем при освоении других понятий.

    А вот методы работы с аутистом, который наделен анальным вектором, совсем другие. Это дети неторопливые, им требуется многократное повторение материала. Такого ребенка ни в коем случае нельзя торопить, подгонять, обрывать посреди действия или попытки сказать что-то.

    Дети с анальным вектором усидчивы, больше любят работу за столом, предпочитают настольные игры и пособия. При аутизме именно у таких малышей сложнее всего складывается навык управлять собственным телом, так как они от природы не склонны к высокой подвижности. Здесь важно уделять особое внимание навыкам наглядно-действенного мышления — у них оно сложнее складывается.

    — Те особенности поведения ребенка-аутиста, что вы описали, сразу бросаются в глаза? Или нужно какое-то время, чтобы понаблюдать и только потом выбрать подходящие методы работы?

    — Благодаря тренингу «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана любые особенности детей заметны и понятны сразу.

    Это существенно облегчает работу: ведь раньше приходилось двигаться вслепую. Уходила масса времени, чтобы подобрать задания, почти что методом тыка. Любой подход мог отлично сработать с одним ребенком и совершенно не сработать с другим. Сегодня я, конечно, понимаю почему: просто психологически это были совершенно разные дети.

    Неоценимую пользу приносит это в работе с полиморфными детьми. Сегодня практически каждый городской ребенок такой — он наделен свойствами сразу 3-4 векторов. Соответственно, и особенности поведения ребенка-аутиста в этом случае более сложные. Например, он может в один момент вскакивать и бегать по комнате, демонстрировать множество навязчивых движений. И тут же, через минуту, впасть в ступор, начать монотонно совершать одно и то же действие, и переключить его на другое не выходит.

    Раньше меня это обескураживало, но сейчас все понятно. Просто у малыша есть одновременно свойства анального и кожного векторов, поэтому и симптомы меняются, словно перед вами два разных ребенка.

    Добавьте сюда еще зрительный вектор — и вы увидите, что такой ребенок играет со светом-тенью (например, прищуривает глаза, рассматривает предметы на просвет). Раньше эти симптомы мне ничего бы не сказали. Сегодня я понимаю, что такому малышу важно убрать все зрительные помехи — лучше, чтобы в комнате не было пестрых плакатов, обстановка была однотонной. А вот пособие, с которым вы будете работать, непременно должно быть ярким и красочным, оно гарантированно привлечет внимание малыша.

    — И как проходит коррекционная работа с аутичным ребенком, если у него несколько различных векторов? Приходится же менять подачу и формы задания прямо по ходу занятия?

    — Когда вы воспринимаете психику ребенка изнутри — это не составляет проблемы. Возникает эффект особой сознательной и чувственной «сонастройки» с подопечным. Например, еще раньше, чем ребенок потянулся к ушам в попытке их закрыть, я чувствую, воспринимаю, что он устал от смысловой нагрузки. Голос просто автоматически падает до шепота, инструкции становятся короче.

    Или, например, мы сидим и неторопливо повторяем с малышом что-то, пока он воспринимает информацию через анальный вектор. Но еще раньше, чем он переключится на «кожное» восприятие реальности, я улавливаю, что вот сейчас он вскочит и побежит. И сразу переключаю на что-то другое, меняю задание, подключаю пособия, рассчитанные на тактильное восприятие.

    Несмотря на кажущиеся трудности, передать некое понятие, смысл намного легче именно полиморфному ребенку. Ведь у него много разных чувствительных зон, разных способов восприятия реальности.

    Скажем, нам надо изучить тему «обитатели моря» с полиморфным ребенком. Мы используем пальчиковую гимнастику — показываем медузу, дельфина и т. д. Потом задействуем звук и тренируем наглядно-действенное мышление — учим песенку про море и повторяем крупномоторные движения на подражание. Дальше нам помогают свойства анального вектора (стремление все упорядочить), и мы делаем сортировку, раскладываем в одну сторону наземных животных, в другую — обитателей моря. Анально-зрительная связка векторов помогает ребенку выполнить красочную работу на эту тему — аппликацию, картину из пластилина.

    Таким образом через все занятие проходит единая линия смысла, единая тема. И нужный смысл идеально и с первого раза укладывается в голове ребенка, поскольку воспринят через несколько разных каналов связи с миром.

    — Вы даете какие-то рекомендации родителям, основанные на том методе, которым пользуетесь?

    — Конечно, даю. Даже желая ребенку самого лучшего, родители часто не понимают, что необходимо для его благополучного развития. Например, мама с кожным вектором, и ей кажется, что ее малыш слишком медлительный, копуша. На самом деле у него просто другие свойства — анального вектора. Но они не совпадают с мамиными, и она нервничает, начинает торопить и подгонять его. В результате ребенок впадает в ступор все чаще и надолго. То есть, сама того не желая, мама причиняет ему ущерб.

    Но к сожалению, не всегда мамы могут выполнить рекомендации, даже если сами очень хотят. Например, я сразу объясняю, что без звуковой экологии дома не обойтись. Но сколько выдержит мама попыток говорить негромко и спокойно, если она сама в сильном стрессе и ее «колотит» изнутри?

    Мы не управляем своими бессознательными состояниями. Единственный выход тут — это маме самой пройти тренинг Юрия Бурлана, чтобы получить свой результат, изменить к лучшему внутренние состояния. Тогда она будет надежным гарантом чувства защищенности и безопасности для своего малыша. Сможет верно воспитывать его, понимая его психику. А чувственно — будет наполнять ребенка радостью от жизни. И он сам намного охотнее будет к ней тянуться.

    Для детей до 6-7 лет эта связь с мамой настолько значима, что есть случаи, когда с ребенка снимают диагноз «аутизм» после того, как мама проходит тренинг.

    — А с какой возрастной аудиторией работаете вы? И насколько тяжелое состояние детей?

    Последнее время основная категория моих подопечных — 8-9 лет и старше. Часто эти дети фактически «отказники школ». То есть они там номинально числятся, но обучаться не могут. Педагоги не могут найти подход к ребенку, не знают, как и чему его учить.

    Особенно трудно школьным учителям с полностью аутичными, неговорящими детьми. Ведь мы привыкли, что у нас в целом обратная связь с человеком — это его ответ. А здесь ребенок не может его дать. Не только педагоги, но и родители теряются. Говорят: мы-то показывали и учили с ним вот это и то, но не знаем, насколько он вообще что-то понимает и знает.

    На самом деле обратную связь легко можно получить и с таким ребенком. Это простой принцип выбора: дай, покажи (нужную цифру или букву). Положи столько предметов, сколько показывает цифра. Таким образом можно обучить полностью неговорящего человека и читать, и писать, и помочь ему освоить многие другие навыки. Так что приходится «подменять собой» школу в тех случаях, когда ребенок не может получить необходимые знания обычным образом.

    — Какие результаты дает системная работа с аутичными детьми?

    — Дети намного быстрее усваивают материал, идут на контакт. Если мама реализует дома системные рекомендации, то достаточно быстро она отмечает, что поведение ребенка меняется, становится более «здоровым». Например, ребенок начинает играть в обычные детские игры, пытается вовлечь в них маму. Сам инициирует контакт с ней — пытается что-то показать, проявить свое желание.

    Бывают и реальные прорывы. Один из последних случаев — когда удалось запустить старт речи у девочки 11 лет, которая до этого не говорила. Поначалу пошло подражание звукам, затем слогам, потом появились первые облегченные слова — как у годовалых. И эта динамика воплотилась за считанные 3-4 месяца. Хотя обычно принято считать, что если речь не появилась до 7 лет, то она уже не появится вовсе — однако системный подход опровергает это.

    — Что вы можете посоветовать специалистам, которые работают с такими детьми?

    — И для родителей, и для специалистов рекомендация одна — пройти тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Сегодня число детей с аномалиями развития постоянно растет. Только опираясь на системные знания, мы все вместе сможем повернуть эту динамику вспять. Еще немного, и сегодняшние дети будут основой государства, станут нашим общим будущим. И какое оно будет, зависит от каждого из нас.

    «Не могу не подчеркнуть, насколько упростилась диагностика различных состояний, есть ясное понимание, чего не хватает конкретному ребенку, какие психологические причины тормозят его развитие или мешают адекватно выразить себя, адаптироваться в коллективе, глубже понимаю родителей, какие переживания испытывают мама и отец ребенка. И самое главное, сегодня я могу им объяснить, как помочь развитию конкретного ребенка, как улучшить его состояние.

    И только сейчас я системно понимаю, какая ответственность лежит на мне как на специалисте! Всем-всем психологам рекомендую, не откладывая на потом, пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. »

    «Теперь, перебирая в памяти случаи из логопедической практики, рассматриваю их через восьмигранную призму СВП и искренне сожалею, что раньше в моей жизни не было подобного тренинга. Что дал мне тренинг по Системно-векторной психологии в моей профессиональной сфере? Прежде всего, четкое осознание причинно-следственных связей возникновения речевых нарушений у моих маленьких пациентов, объяснение родителям индивидуальной картины особенностей патологии в речи их детей и пути выхода из нее. »

    Исследование. Двадцать семь методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью

    Анализ 29 000 научных статей позволил установить, какие подходы к коррекции аутизма можно однозначно рекомендовать специалистам и родителям

    Национальный центр профессионального развития в области расстройств аутистического спектра США в январе этого года опубликовал долгожданный отчет о практиках для детей и молодых людей с аутизмом, эффективность которых была подтверждена научными исследованиями. Отчет подготовила группа ученых из Института детского развития Франка Портера Грэхама при Университете Северной Каролины, США. Авторы проанализировали 29 000 научных статей о расстройствах аутистического спектра и выявили самые надежные исследования по методам вмешательств при аутизме, начиная от рождения и до возраста 22 лет.

    «Аутизм диагностируется у все большего числа детей, — говорит директор института, Сэмюель Л. Одом, один из главных авторов нового отчета. — Мы стали выявлять их раньше, благодаря лучшему инструментарию, и эти дети нуждаются в подходящих для них услугах».

    Средняя стоимость аутизма в течение жизни в США достигает 3,2 миллионов долларов на человека, но ранняя диагностика и эффективные методы помощи уменьшают затраты, связанные с поддержкой человека с аутизмом, на две трети.

    «Некоторые методы могут показаться передовыми технологиями, но в действительности мы просто пока не знаем их недостатков и проблемных аспектов, — говорит исследователь института, Конни Вонг, которая участвовала в разработке нового отчета. — Наш отчет включает только испытанные методы».

    Читайте также:  Расчет получения пенсии

    «Эти доказательные методы чрезвычайно ценны, — добавляет Шарлотта Крейн, педагог-консультант по аутизму и сертифицированный поведенческий аналитик из школьного округа Лоудон в городе Лисбург, штат Вирджиния. — Этот отчет позволяет нам всем говорить на одном языке и предоставляет последовательный список вмешательств, основанных на научных исследованиях».

    Кристин Ганли и Карен Берлин, специалисты по обучению и технологиям в Университете Джорджа Мэйсона, полагаются на эти отчеты по практикам, основанным на научных доказательствах, когда помогают людям в профессиональном развитии. «Мы не предоставляем обучения по тем методам, которые не включены в этот отчет», — говорит Берлин.

    По словам Ганли и Берлин, до того как Национальный центр профессионального развития начал публиковать свои комплексные обзоры существующих исследований, методы коррекции для детей с аутизмом вызывали большие споры. «Поиск в Интернете выдает столько подходов, сколько есть авторов, а уровень мастерства в каждом из методов был редкостью», — говорит Ганли.

    «Если нет надежного отчета по практикам, основанным на научных доказательствах, то коррекция будет строиться на мифах», — говорит Ганли.

    Последний отчет был опубликован в 2008 году и включал 24 практики. В новом отчете одна из этих практик была исключена из-за более строгих критериев, кроме того, ученые переименовали и расширили одну из категорий — «инструкции с помощью технологий» — и добавили еще 5 практик, включая «физические упражнения» и «структурированные группы для игр».

    «Расширение списка эффективных практик предоставляет педагогам и специалистам больше инструментов, — говорит Ганли. — Это улучшает прогноз для детей с РАС».

    Отчет важен не только специалистам, он также может быть полезным инструментом для семей. «Очень часто родители платят за методы, которые не поддержаны никакими доказательствами, но этот отчет позволит им сделать наилучший выбор», — считает Одом.

    Алисон Смит, мать четырехлетних мальчиков-близнецов с аутизмом, воспользовалась этим отчетом, чтобы добиться необходимых услуг для своих сыновей.

    «Знание — сила, говорит Смит. — Знание о том, что действительно работает, дает тебе преимущество при поиске подходящей терапии и инструментов».

    По словам Смит, видеомоделирование — практика, уже давно включенная в список отчета — помогло ее мальчикам научиться сдувать перышко. Развитие этого важного моторного навыка часто связывают со способностью говорить.

    «Они никак не могли научиться сдувать перышко, пока не начали смотреть, как их старший брат делает это на видео, — говорит она, хотя тераписты много месяцев работали над этим навыком индивидуально. — Но им было достаточно несколько раз посмотреть короткий клип, и оба мальчика поняли, что нужно делать».

    «Возможность исследовать существующие практики и дальнейшие попытки их применить избавили нас от необходимости гадать, — говорит Смит. — Если бы не было никакого обзора практик, основанных на научных доказательствах, то многие дети остались бы без вмешательств и услуг, которые наиболее важны для них».

    Краткий перечень практик

    1. Вмешательства, основанные на контроле антецедентов. Антецеденты — термин из прикладного анализа поведения (ABA), стимулы, которые предшествуют поведению. Контроль антецедентов означает анализ ситуаций, в которых происходит то или иное поведение, и изменения в окружающей обстановке или условиях, что приводит к уменьшению нежелательного поведения.

    2. Когнитивно-поведенческие вмешательства (когнитивно-поведенческая психотерапия). Метод связан с инструкциями по контролю над своими представлениями о тех или иных ситуациях, что ведет к изменениям в поведении.

    3. Дифференциальное поощрение альтернативного, несовместимого или другого поведения. Основанный на прикладном анализе поведения метод коррекции нежелательного поведения, включающий предоставление позитивных/желательных последствий за определенное поведение или отсутствие нежелательного поведения. Поощрение предоставляется: а) когда ученик демонстрирует желательное поведение, отличное от нежелательного поведения; б) когда ученик демонстрирует поведение, физически несовместимое с нежелательным поведением; или когда в) ученик не проявляет неуместного поведения.

    4. Обучение методом отдельных блоков. Метод обучения, обычно происходящего между одним инструктором/специалистом и одним учеником/клиентом, направленный на обучение конкретным навыкам или желательному поведению. Инструкции обычно включают множество проб подряд. Каждая проба состоит из инструкции/презентации специалиста, реакции ученика, последствия в соответствии с тщательно составленным планом и паузы перед следующей инструкцией.

    5. Физические упражнения. Повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение.

    6. Техника угасания. Отмена или устранение поощрения мешающего поведения с целью уменьшения частоты этого поведения. Хотя эта техника может применяться как отдельный метод, часто она используется в рамках функционального анализа поведения, тренинга функциональной коммуникации и дифференциального поощрения.

    7. Функциональный анализ поведения. Систематический сбор информации о мешающем виде поведения для определения функциональных обстоятельств, поддерживающих это поведение. Функциональный анализ поведения состоит из описания мешающего или проблемного поведения, определения предшествующих и последующих событий, которые контролируют это поведение, разработки гипотезы о функции этого поведения и/или тестирования этой гипотезы.

    8. Тренинг функциональной коммуникации. Замещение проблемного поведения, имеющего коммуникативную функцию, более приемлемой коммуникацией, которая выполняет ту же функцию. Обычно тренинг функциональной коммуникации включает функциональный анализ поведения, дифференциальное поощрение и технику угасания.

    9. Моделирование. Демонстрация желательного целевого поведения, которая приводит к имитации этого поведения учеником, что приводит к закреплению имитируемого поведения. Моделирование часто сочетается с другими поведенческими стратегиями, такими как подсказки и поощрение.

    10. Вмешательство в естественных условиях. Стратегии вмешательства, которые происходят в обычных ситуациях, во время типичных занятий или распорядка дня из жизни ученика. Педагоги/специалисты привлекают интерес ученика к обучающему событию, манипулируя ситуацией/занятием/распорядком, предоставляют ученику необходимую поддержку для демонстрации целевого поведения, подчеркивают поведение, когда оно происходит, и/или предоставляют естественные поощрения за целевые навыки или поведение.

    11. Вмешательства, проводимые родителями. Родители предоставляют индивидуальное вмешательство для своего ребенка с целью обучения его различным навыкам и/или уменьшения мешающего поведения. Для этого родители проходят структурированные программы обучения по проведению вмешательств на дому и/или в общественных местах.

    12. Вмешательства и инструкции с участием ровесников. Типично развивающиеся сверстники общаются и/или помогают детям и молодым людям с РАС научиться новому поведению, коммуникации и социальным навыкам, увеличивая возможности для общения и обучения в естественной обстановке. Учителя/специалисты систематически обучают ровесников стратегиям того, как вовлечь детей и молодых людей с РАС в позитивное и продолжительное социальное взаимодействие как во время занятий, управляемых педагогом, так и во время занятий, которые инициирует сам ученик.

    13. Система коммуникации обменом изображениями (PECS). Первоначально ученика обучают давать изображение желаемого объекта партнеру по коммуникации, чтобы получить желаемый объект. PECS состоит из нескольких фаз: а) «как» вступать в коммуникацию, б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации, в) выбор нужного изображения, г) структура предложения, д) просьба в ответ на вопрос и е) комментирование.

    14. Тренинг ключевых реакций. Ключевые переменные обучения (например, мотивация, реакция на множественные сигналы, саморегуляция и самостоятельная инициация) направляют практики вмешательства, которое проводится в условиях, определяемых интересами и инициативой ученика.

    15. Подсказки. Вербальная, жестовая или физическая помощь, которая предоставляется ученику при освоении целевого поведения или навыка. Подсказки, как правило, предоставляются взрослым или ровесником до того, как ученик попробует применить навык.

    16. Положительное поощрение. Событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

    17. Прерывание реакции/перенаправление. Использование подсказки, комментария или другого отвлекающего фактора, который переключает внимание ученика от мешающего поведения и приводит к его уменьшению.

    18. Сценарии. Вербальное и/или письменное описание конкретного навыка или ситуации, которое становится моделью для ученика. Как правило, сценарии отрабатываются много раз до того как применяются в естественных условиях.

    19. Обучение управлению своим поведением. Обучение ученика навыкам различать уместное и неуместное поведение, наблюдать за своим поведением и вести записи о нем, а также награждать самого себя за желательное поведение.

    20. Социальные истории. Истории, описывающие социальные ситуации, включая детальные описания важных факторов и примеры уместных для ситуации реакций. Социальные истории являются индивидуальными и соответствуют потребностям ученика, обычно они очень короткие, включают картинки и другие визуальные подсказки.

    21. Тренинг социальных навыков. Групповое или индивидуальное обучение учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) адекватному и уместному поведению со взрослыми, ровесниками и другими людьми. Большинство встреч по тренингу социальных навыков включают знакомство с основными концепциями, проигрыши по ролям или практику, а также обратную связь, которая поможет ученику с РАС развивать и практиковать навыки коммуникации, игр или общения для позитивного взаимодействия с ровесниками.

    22. Структурированная группа для игр. Занятия в маленькой группе, которые происходят в определенном месте и в определенном порядке, для участия в группе привлекаются дети с типичным развитием, группу ведет взрослый, который определяет тему игры и роли, подсказывает и помогает ученику справиться с целями занятия.

    23. Анализ задач. Процесс, в рамках которого занятие или поведение разбивается на маленькие и простые для выполнения шаги для обучения данному навыку. С целью облегчения обучения отдельным шагам применяется положительное поощрение, видеомоделирование или отсрочка по времени.

    24. Инструкции и вмешательства с помощью технологий. Инструкции и вмешательства, в которых технологии играют центральную роль, поддерживая достижение учеником цели. Технология определялась как «любой предмет/оборудование/приложение/виртуальная сеть, которая применяется целенаправленно для увеличения/поддержания и/или улучшения повседневной жизни, работы/продуктивности и способностей к досугу/отдыху у подростков с расстройствами аутистического спектра» (Odom, Thompson, et al ., 2013).

    25. Отсрочка по времени. В ситуации, когда ученик должен продемонстрировать определенное поведение или навык, происходит задержка между возможностью применить навык и дополнительными инструкциями или подсказками.

    26. Видеомоделирование. Визуальное моделирование целевого поведения или навыка (как правило, в области поведения, речи, коммуникации, игровых и социальных навыков), которое демонстрируется с помощью видеозаписи и воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка.

    27. Визуальная поддержка. Визуальные материалы, которые помогают ученику демонстрировать желательное поведение или навыки самостоятельно и без подсказок. Примеры визуальной поддержки включают изображения, письменную речь, предметы, модификации окружающей среды и визуальных границ, визуальные расписания, карты, ярлыки, системы организации и временные шкалы.

    Методы и приемы работы с детьми с расстройством аутистического спектра

    Полухина Елена Николаевна,

    педагог-психолог МКДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

    Методы и приемы работы с детьми с расстройством аутистического спектра

    В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Проблема обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Это связано с тенденцией к активному увеличению числа детей данной категории. Частота нарушений такого рода, определяемая методами психолого-педагогической диагностики, возрастает до внушительной цифры: в среднем 15-20 из 10000 детей [Никольская, Баенская, Либлинг, 1997]. Сейчас эта цифра, к сожалению, намного больше. Так что же делать, если рядом с Вами находится ребёнок с расстройством аутистического спектра?

    Ну, во-первых. Чем больше я углубляюсь в тему обучения и развития деток-аутистов, тем больше убеждаюсь, что успех коррекционной деятельности зависит от того, насколько сплоченной и координированной будет работа с детьми с РАС. Все звенья, которые задействованы в процессе, должны придерживаться одной линии, совместно избрать путь и двигаться вперед, несмотря на препятствия.

    Во-вторых, создание максимально возможных условий для комфортного нахождения ребёнка с РАС в детском саду.

    В-третьих, грамотное сочетание всех основных направлений работы с детьми с РАС. Это и способ «эмоционального присоединения» (К.С.Лебединской и О.С.Никольской), и прикладной анализ поведения – Applied Behavior, Analysis (ABA), и визуальная терапия, и многие другие.

    И обязательно составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года. Индивидуализация! Обязательно! Двух одинаковых детей с РАС не бывает. Именно поэтому очень важно не забывать о индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

    Далее я расскажу о некоторых формах и приемах, которые в своей работе может использовать любой педагог.

    1. Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с аутизмом. Эмоциональная связь с близкими людьми, общение, игровое взаимодействие – те условия нормального развития, которые необходимо воссоздать в воспитании ребенка с аутизмом.

    2. Эмоционально-смысловое комментирование. Любое присоединение взрослого к аутостимуляции аутичного ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, – постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.

    3. Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме. Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть, каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.

    4. Положительное поощрение Событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

    5. Техника угасания. Отмена или устранение поощрения мешающего поведения с целью уменьшения частоты этого поведения. Хотя эта техника может применяться как отдельный метод, часто она используется в рамках функционального анализа поведения, дифференциального поощрения.

    6. Физические упражнения. Повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение.

    7. Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством. Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению.

    8. Видеомоделирование или аудиомоделирование. Визуальное или аудимоделирование целевого поведения или навыка (как правило, в области поведения, речи, коммуникации, игровых и социальных навыков), которое демонстрируется с помощью видеозаписи или воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка.

    Это лишь некоторые из приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.

  • Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию