Общий медицинский стаж

Медицинский стаж в частной клинике

Медицинский стаж в частной клинике не засчитывается ПФР в качестве льготного. Это значит, что право на досрочную пенсию, доплаты и федеральные льготы работники негосударственных организаций не получат. Суды поддерживают эту позицию.

  • Включается ли учеба в общий трудовой стаж
  • Товарный или кассовый: какие чеки подходят для авансового отчета
  • Как ИП на ЕНВД перейти на патентную систему налогообложения
  • Обзор законодательства за период с 21 по 27 декабря
  • Как уволить за невыполнение должностных обязанностей

Что такое медицинский стаж и что он дает

Медицинский стаж — это время профессиональной деятельности в медицинских учреждениях, по истечении которого устанавливается досрочная пенсия по выслуге лет, доплаты и льготы. Порядок его подсчета, перечень организаций и должностей регулируется Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002. В нем указаны только государственные учреждения, частные медицинские центры и льготный трудовой стаж за работу в них не упоминаются.

Для выхода на пенсию по выслуге лет медицинским работникам необходимо:

  1. Наличие медицинского стажа независимо от возраста (п. 20 ч. 1 ст. 30 закона №400-ФЗ от 28.12.2013):
    • не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа;
    • не менее 30 лет в городах.
  1. Минимально необходимое значение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на дату оформления выплат (ч. 3 ст. 8 закона №400-ФЗ).

Каждый год норматив по ИПК увеличивается на 2,4 балла, в 2020-м он составляет 18,6 балла, к 2025 году достигнет 30.

Правила исчисления

Правила исчисления льготного стажа в соответствии с Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 следующие:

  1. В него засчитываются периоды деятельности в должностях и в учреждениях, указанных в утвержденном Постановлением №781 списке. Ответ на вопрос, идет ли медицинский стаж в частных клиниках, отрицательный, частные организации не входят в список и по логике законодателя не являются учреждениями, то есть не дают право на льготы.
  2. Он учитывается в календарном порядке.
  3. В некоторых случаях он учитывается в льготном порядке:
    • год работы в сельской местности или в поселке городского типа учитывается как 1 год и 3 месяца;
    • лицам, трудившимся в должностях по перечню (содержится в Постановлении №781), год работы засчитывается как 1 год и 6 месяцев (например, оперирующие врачи, врачи анестезиологи-реаниматологи отделений реанимации и интенсивной терапии).
  1. Стаж до 01.11.1999 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты учету подлежат только те периоды, во время которых выполнялась норма рабочего времени по трудовому законодательству (нормальная либо сокращенная).
  2. В учреждениях здравоохранения РФ за границей стаж засчитывается на общих основаниях.
  3. В него включаются периоды, в течение которых уплачиваются страховые взносы в ПФР (ч. 1 ст. 11 закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»).

Место работы

В списке (Постановление №781 от 29.10.2002) содержится 21 наименование медицинских учреждений:

  • больницы;
  • психиатрические больницы;
  • медико-санитарная часть;
  • госпитали;
  • дом сестринского ухода;
  • центры, осуществляющие лечебную деятельность;
  • поликлиники;
  • амбулатория;
  • хоспис;
  • диспансеры;
  • женские консультации;
  • дом ребенка;
  • родильный дом;
  • санатории и др.

Работа в частной клинике

Постановление №781 перечисляет должности, после работы на которых начисляется досрочная пенсия:

  • врачи-специалисты всех наименований;
  • средний медперсонал (медсестра, акушерка, фельдшер, лаборант и т.п.).

Но имеет значение не только наименование должности, но и место работы. В 2009 году правительство внесло изменения в Постановление №781, исключив из наименования списка указание, что медицинские учреждения являются государственными и муниципальными (Постановление Правительства РФ от 26.05.2009 №449). Следовательно, в льготный стаж теоретически должна засчитываться работа в любом учреждении здравоохранения независимо от того, в чьей собственности оно находится. Тем не менее частные медицинские организации создаются не в форме учреждений, а в форме обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, и, по мнению Пенсионного фонда, работа в них не включается в льготный стаж. Так же не совсем очевидно, идет ли медицинский стаж в ООО, если работа сотрудников связана с вредными или опасными условиями труда.

Судебная практика

Судебная практика складывается в пользу Пенсионного фонда. Постановлением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 №11-П было признано, что форма собственности как таковая не служит достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости.

Верховный суд в Постановлении от 11.12.2012 №30 разъяснил, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений, а их форма собственности (государственная, муниципальная, частная) правового значения не имеет. Если учреждение было реорганизовано в другую форму (ООО, АО, МУП), но продолжало осуществлять лечебную деятельность, то работа в ООО врачом засчитывается в медицинский стаж, и суд вправе установить тождественность должностей до и после реорганизации медицинского учреждения.

Верховный суд продолжает придерживаться позиции, высказанной в Постановлении №30. Например, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11.04.2016 №89-КГ15-21 отказано в удовлетворении исковых требований истца к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности акушерки гинекологического кабинета общества с ограниченной ответственностью и досрочном назначении трудовой пенсии по старости. После вынесения Постановления ВС РФ №30 судебная практика по медицинскому стажу в частной клинике опирается на его позицию (например, решение суда г. Комсомольска Ивановской области от 13.01.2015 по делу №2-3/2015).

Переход на новую пенсионную систему для медиков

Федеральным законом от 03.10.2018 №350-ФЗ установлен пятилетний переходный период, в течение которого постепенно увеличивается срок назначения досрочной пенсии:

Год возникновения права на страховую пенсию по старостиСроки назначения страховой пенсии по старости
2019Не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости
2020Не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости
2021Не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости
2022Не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости
2023 и последующие годыНе ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости

Но при приобретении необходимого стажа в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия назначается за полгода до истечения установленного срока (Приложение 7 к Закону №400-ФЗ). Таким образом, если в первом полугодии 2020 года медработник отработает 25 или 30 лет (в зависимости от места деятельности) и ИПК достигнет 18,6 балла, он сможет получать пенсию по выслуге лет со второго полугодия 2021 года.

Льготы

Существуют надбавки медикам за работу в здравоохранении продолжительный период. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 №463н установлены доплаты для служащих подведомственных учреждений:

  1. В размере 30% оклада за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной деятельности, но не выше 80%:
    • старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи;
    • врачам, среднему и младшему медперсоналу и водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи;
    • врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи (станций санитарной авиации).
  1. Сотрудникам противолепрозных (лепрозных) подразделений — в размере 10% оклада за каждый год работы, но не более 80%.
  2. Работникам противочумных подразделений — в размере 10% оклада за каждый год, не более 100%.
  3. В размере 30% оклада за первые три года и по 15% за каждые последующие два года, но не выше 60%:
    • заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлинических отделений;
    • врачам врачебно-трудовых экспертных комиссий;
    • врачам-фтизиатрам и среднему медицинскому персоналу противотуберкулезных подразделений.
  1. Работникам подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями — в размере 10% оклада (ставки) за каждый год, но не более 60%.
  2. Остальным работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения — в размере 20% оклада за первые три года и 10% за последующие два года, но не выше 30%.

Указанные надбавки в частных организациях устанавливаются по усмотрению работодателя.

Как рассчитывается медицинский стаж для назначения льготной пенсии

Медицинский стаж дает возможность досрочно претендовать на получение пенсии. Медстаж для целей досрочного пенсионного обеспечения называется специальным. Досрочную пенсию получает только тот, кто имеет полный специальный стаж. Неполный медицинский стаж нужен для получения пенсии в общем порядке, но не досрочно.

Понятия непрерывного медицинского стажа и специального стажа в трудовом, пенсионном и ином законодательстве не раскрываются. Они формируются из практики применения.

Тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости.

Пенсионный фонд РФ часто отказывает бывшим и действующим медицинским работникам в получении пенсии досрочно из-за недостаточности подтверждения отработанного ими специального стажа либо из-за ошибок в оформлении документов. Несмотря на кажущуюся подробной регламентацию вопросов представления досрочной пенсии медикам, часто возникают спорные моменты.

Дефекты пенсионного законодательства, регулирующего вопросы исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.

Правовая база

Вопросы пенсионного обеспечения регулируются федеральными законами и множественными подзаконными актами о страховых и трудовых пенсиях, занятости населения, правилах исчисления стажа.

Судебный прецедент не является в России источником права, но ситуация сложилась в последние десятилетия так, что все суды опираются на положения Постановлений Пленумов Верховного суда и решения областных, краевых, республиканских и иных судов второй инстанции при рассмотрении и разрешении вопросов о признании законным или незаконным отказа в досрочном предоставлении медработнику пенсии.

Негласно суды изучают практику применения пенсионного законодательства по поводу пенсий медработникам другими судами и рассматривают возможность использования выводов из нее в собственной деятельности.

Предоставляются ли льготы по должности «санитарка» в связи с вредностью условий труда?

Длительность стажа

Расчет осуществляется по унифицированным нормам, разработанным Правительством России.

Досрочно пенсия предоставляется по заявлению претендента, который осуществлял лечебную и иную здравоохранительную деятельность:

  • Только в селе и в поселках городского типа не менее 25 лет;
  • В селе, поселках городского типа, городах или исключительно в городах не менее 30 лет.

При этом требования к возрасту будущего пенсионера отсутствуют.

Не имеет значения также, кто был работодателем, важно только то, что работник осуществлял деятельность в сфере здравоохранения.

При каких условиях медработнику, в том числе работающему во вредных условиях труда, пенсия назначается досрочно?

Какими документами подтверждается

В первую очередь специальный медицинский стаж подтверждается трудовой книжкой. Если трудовая книжка утеряна, частично или полностью испорчена, в ней содержатся неточности, то стаж подтверждается:

  • Трудовыми договорами, оформленными в соответствии с теми нормами трудового права, которые действовали на момент их заключения;
  • Справками, выданными работодателями и подтверждающими то, что претендующий на досрочную пенсию действительно занимал должность, предусмотренную перечнем медицинских должностей;
  • Выписками из приказов о приеме на работу, предоставленными работодателями или их правопреемниками;
  • Выписками из лицевых счетов;
  • Ведомостями о начислении заработной платы.

Важно! Учитываются также гражданско-правовые договоры, если они подменяли собой трудовые договоры, а работодатель уплачивал страховые взносы за работника. При отсутствии указанных документов запрашиваются архивные сведения.

Спорные моменты

В спецстаж часто не включаются следующие периоды:

    • Время прохождения выпускником медвуза интернатуры. Интерны не считаются врачами, поскольку только проходят дополнительное обучение под руководством профессиональных врачей. Официально такой должности не предусмотрено. Основываясь на этом, Пенсионный фонд РФ не считает время обучения в интернатуре специальным стажем. Суды также признают интернатуру программой послевузовского профессионального медицинского образования.
    • Время повышения квалификации. Пенсионный фонд исходит их тех соображений, что во время прохождения обучения в процессе повышения квалификации работник фактически не выполнял своих трудовых функций, не оказывал медицинскую помощь и не реализовывал лечебную, лечебно-профилактическую, лечебно-реабилитационную деятельность, соответственно, время повышения квалификации, по мнению органов пенсионной системы, не должно входить в специальный стаж. Но главным аргументом получивших отказ в досрочной пенсии является то, что работодатель трудовым и медицинским правом обязан организовывать повышение квалификации работников, а медработники обязаны повышать свою квалификацию именно для того, чтобы качественно оказывать медицинскую помощь и работать в системе здравоохранения в принципе, поэтому с точки зрения претендентов этот период в силу своей обязательности должен засчитываться в специальный стаж.

    Суды также принимают сторону медработников и обязывают Пенсионный фонд включать данный период в специальный медстаж, поскольку в это время работник считался занимающим должность (за ним на это время сохранялось рабочее место), уплачивал страховые взносы, повышал квалификацию потому, что это необходимо для работающих в сфере здравоохранения, улучшал свой профессиональный уровень.

Суды все чаще принимают сторону работников и постановляют считать период обучения на курсах повышения квалификации частью медицинского стажа.

    Время ухода за ребенком. Период нахождения родителя в отпуске по уходу за ребенком всегда включается в общий трудовой стаж – это практически бесспорно и очень редко в этом отказывают. Но вот для специального стажа этот период не учитывается. Пенсионный фонд исходит из соображений, что в этот время родитель вообще не работал и за него не уплачивались страховые взносы, хотя за ним и сохранилось рабочее место.

Пенсионный фонд полагает справедливым считать время нахождения в таком отпуске частью общего стажа, но не считать его частью стажа, дающего возможность досрочно выйти на пенсию. По этому поводу у большинства российских судов более или менее однообразная позиция. Суды считают, что если работник находился в отпуске по уходу за ребенком до 1992 года, когда действовала норма о включении этого вида отпуска в специальный стаж, то его надлежит включать, несмотря на отмену нормы. Если же отпуск пришелся на более поздний период, то он не учитывается при расчете.

Что делать, если отказали в получении льготы

Получившим отказ о включении того или иного периода в требуемый специальный стаж рекомендуется следующее:

  • Изучить правовые основания полученного отказа Пенсионного фонда;
  • Изучить законодательство того времени, когда работник работал врачом-интерном, повышал квалификацию, находился в отпуске по уходу за ребенком (если эти периоды совпадали со временем действия правовых норм, включающих их в специальный стаж, то суд примет сторону работника);
  • Собрать все возможные документы, подтверждающие оспариваемые или сомнительные периоды работы на должности медработника;
  • Предоставить в суд подготовленные и оформленные документы и выписки из нормативных документов, действовавших во время спорного периода.

Выполнение этих действий сократит время тяжб с Пенсионным фондом и ускорит получение окончательного решения о предоставлении досрочной пенсии.

Социальное развитие села до 2020 года

15 июля 2013 г. постановлением Правительства Российской Федерации №598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Данный документ является логическим продолжением предыдущей программы «Социальное развитие села до 2013 года» в рамках которой общая сумма социальных выплат за пять лет составила 67 млн. руб.

О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках реализации мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.» мы попросили рассказать председателя комитета экономического развития, сельского хозяйства и природопользования Администрации муниципального района Ю.О. Чахмахчеву.

– Юнона Олеговна, кто может рассчитывать на получение социальных выплат, и на что они могут быть потрачены?

– Приложением №4 программы утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Первоочередное предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, включённым в списки граждан, изъявившим желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. №858, при соблюдении условий, установленных настоящим Типовым положением.

Гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе её использовать на приобретение жилого помещения в сельской местности, находящегося в эксплуатации не более 5 лет с момента его ввода; на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома); а также на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

– Возможно ли в данной ситуации привлечение в качестве источника софинансирования жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного?

– В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имеющим право на получение социальной вы-платы и включения его в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, формируемый органом местного самоуправления.

– Имеются ли какие-то определённые требования к приобретённому или построенному жилью?

– Приобретённое или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания; оборудованным централизованными или автономными системами жизнеобеспечения (водо-, электро- и теплоснабжения) и не должно быть меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчёте на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

– Кто же будет являться собственником такого жилья?

– Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный органом исполнительной власти. В случае использования для софинансирования строительства (приобретения) жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного (приобретённого) жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чьё имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) заверенное в установленном порядке обязательство переоформить после снятия обременения построенное (приобретённое) жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный органом исполнительной власти.

В случае использования для софинансирования строительства (приобретения) жилья средств (части средств) материнского (семейного) капитала оформление построенного (приобретённого) жилого помещения в собственность осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной вы-платы в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

– Где можно получить более подробную информацию по участию в программе?

– Можно обращаться в комитет экономического развития, сельского хозяйства и природопользования Администрации муниципального района: 1 этаж, каб. 110, приёмный день – понедельник, либо в МФЦ. Информация о программе размещена также на официальном сайте Администрации района в разделе «Сельское хозяйство» – «информация для граждан».

Устойчивое развитие сельских территорий

Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя:

  • мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
  • мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • улучшение жилищных условий сельского населения;
  • повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
  • развитие социальной инфраструктуры села.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 года”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета на финансирование мероприятий предполагается дифференцировать по группам субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и других критериев начиная с 2009 года.

Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 250.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

  • приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
  • создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
  • приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов

Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • обеспечение благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
  • повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
  • распространение передового опыта комплексной компактной застройки сельских поселений среди субъектов Российской Федерации.

Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008 – 2012 годы в 220 сельских населенных пунктах.

Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий Программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.

В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:

  • инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
  • социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.

Изба-считальня

Директор института аграрных исследований НИУ ВШЭ профессор Евгения Серова принимала непосредственное участие в создании госпрограммы комплексного развития сельских территорий. Она утверждает, что в отличие от всех написанных до того новая программа – точно рабочая. А распространение COVID-19 сделало ее еще более востребованной.

– Первая идея нынешней программы – сделать сельскую местность привлекательной для проживания тех наших граждан, кто только рассматривает возможность жить на селе. В предыдущих программах помощь подразумевалась только тем людям, кто уже живет на селе. Это тоже хорошо. Но если мы хотим развивать сельскую местность, туда обязательно должна приехать “свежая кровь” – нам нужна реколонизация.

Во-вторых, сейчас минздрав, минтранс и многие другие ведомства финансируют строительство своих объектов в сельской местности. Но в правительственных кругах сложилось представление, что если есть госпрограмма по развитию села, то пусть из нее это строительство и финансируется. Это неправильно. На заседании Госсовета в конце 2019 года, посвященного селу, президент России четко объяснил, что во всех общих социальных программах должна присутствовать доля села. Так вот программа развития сельских территорий – она сверх существующих программ, сверх регулярного бюджета. В нее заложены те проблемы, которые нужно решить быстро.

Третья идея: во многих странах аналогичные программы развиваются снизу вверх – государство софинансирует местную инициативу. У нас до сих пор было наоборот – решение, каким территориям развиваться, а каким нет, всегда принималось сверху. Это очень опасно, когда государство сверху определяет, кто перспективен, а кто нет, не давая право выбора самим гражданам. Такой подход необходимо было ломать.Новая программа – программа местных инициатив. Их может представить группа граждан (при этом необязательно сельских), муниципалитет, некоммерческие организации и бизнес.

При этом у государства нет проблем с софинансированием инициатив граждан и муниципалитетов. Но ему сложно принять мысль о софинансировании инфраструктурных проектов бизнеса. Бизнес в нашем понимании должен сам за свои деньги все построить. Бизнес действительно может построить дорогу для своего производства, для своих работников он может построить жилье, провести интернет. Примеры есть. Но необходимо частно-государственное партнерство. Справедливо будет, если мы станем проводить газ в кооперации бизнеса и государства.

Четвертая идея – это инновационные подходы в развитии сельской местности. Мы сейчас живем в XXI веке, а применяем решения из ХХ. Энергообеспечение в нашем понимании – это обязательно дорогостоящий газопровод. И если в маленький поселок его тянуть дорого, мы лучше его переселим. А нужно наоборот: императивом должно стать энергообеспечение людей из этого поселка. В Китае я посмотрела программу борьбы с бедностью. Там повсеместно используются солнечные батареи. Забайкалье – самая инсолированная территория в стране. Но где там солнечные батареи?

Мы задолго до коронавируса говорили о том, что привезти в село хороших врачей и учителей сейчас, может, и получится. Но если не создать им хорошую среду, через четыре года они деградируют. Мы говорили о необходимости развития телемедицины, дистанционного обучения. Нам на это крутили пальцем у виска. Но коронавирус показал, что сумасшедшие не мы. Можно прекрасно жить и работать в сельской местности – был бы там интернет, нормальная дорога, энергообеспечение. Огромному количеству специалистов не обязательно жить в Москве. Уверена, что происходящие события подтолкнут горожан к переезду в село – до трети нынешних жителей мегаполисов могут рассредоточиться по сельским территориям.

Нынешняя программа развития сельских территорий для власти – это не прямое финансирование каких-то коробочных решений. В том виде, в котором сейчас есть программа, – это рычаг, с помощью которого на один вложенный рубль можно привлечь 20. Не надо жаловаться на то, что денег мало. Нужно увеличить их мультипликатор. Если вы привлечете деньги бизнеса, то может получиться лучше, чем если бы эти деньги просто раздавали бы всем нуждающимся.

Программа “Устойчивое развитие сельских территорий” до 2020 года

Развитие сельскохозяйственной отрасли на 2019 год является приоритетным направлением для страны. Поэтому правительственный аппарат издает новые законопроекты, разрабатывает усовершенствованные программы, позволяющие людям переезжать в сельскую местность и налаживать в ней свою жизнь.

Регламентирующие документы на 2019 год

Суть программы состоит в предоставлении определенным категориям граждан РФ социальных выплат на возведение или покупку жилого имущества. Сюда же относятся молодые специалисты, семьи, лица среднего возраста, работающие на селе, изъявившие добровольное желание переехать в деревню или поселок.

Существует несколько документов, посредством которых обеспечивается регламентирование этого аспекта. Основной регламент – Постановление Правительства РФ №717.

Категории участников

Граждане России, которые постоянно живут и осуществляют трудовую деятельность на территории страны, вправе рассчитывать на получение данных льгот. Под «молодой семьей» в рамках норм действующего законодательства принято понимать двух людей, состоящих в официальном браке, имеющих возраст до 35-ти лет. К данной категории имеет отношение и неполное семейство, состоящее из родителя и ребенка/детей.

Под фразой «молодой специалист» принято подразумевать гражданина РФ – одинокого человека или состоящего в браке, не достигшего 35-летнего возраста. Он должен получить высшее образование и трудоустроиться по специальности. Должно произойти заключение соглашения с работодателем, а также изъявлено желание постоянного проживания и трудоустройства на основании трудового соглашения в агропромышленном секторе.

Требования к получателям

Существует определенный перечень норм и требований, предъявляемых к потенциальному пользователю программы:

  1. Постоянное проживание на селе для одиноких граждан и в качестве альтернативы – изъявление такого желания для семейных людей.
  2. Выполнение трудовых функций на основании специального соглашения или ведение предпринимательской деятельности в агропромышленной/социальной сфере. Работа хотя бы одного участника семьи по трудовому соглашению, а также осуществление индивидуальной деятельности предпринимателя. Главное, чтобы такая форма деятельности выступала в качестве базового рабочего места.
  3. Присутствие денежных средств собственного или заемного происхождения. Для одиноких граждан эта сумма должна составлять 30% от расчетной цены возведения, а для семей – 10%. В качестве документов, способствующих подтверждению факта присутствия этих денег, выступают выписки со счета банка, справки кредитных организаций, кредитные соглашения, заемные договоры, справочные материалы, описывающие состояние лицевого счета, отчетность по оценке объектов незавершенного возведения, акты, связанные с приемкой работ, и т. д.
  4. Признание семьи или гражданина лицом, нуждающимся в повышении качества условий проживания (в соответствии со ст. 51 ЖК РФ).

Направления использования капитала

Лица, получившие государственную социальную выплату, наделены правом ее использования по следующим направлениям:

  • приобретение жилья на территории сельской местности (оно должно отвечать критерию пригодности к проживанию, быть подключенным к коммуникациям, иметь соответствующую площадь);
  • возведение жилого имущества с нуля (предполагается формирование индивидуальной жилищной постройки или завершение строительного процесса, который был начат ранее);
  • принятие непосредственного участия в долевом строительстве домов и квартирных объектов недвижимости;
  • уплата стартового взноса или погашение долгового обязательства по ипотечному кредитованию.

Какие документы потребуются для граждан

Гражданин или семья, наделенные правом на получение специальной социальной выплаты, обязуются предоставить в службу местного самоуправления следующие бумаги:

  • отксерокопированные версии документов, способствующих удостоверению личности заявителя и лиц, находящихся в составе его семьи;
  • копии бумаг, способствующих подтверждению присутствия родственных отношений между лицами, фигурирующими в заявлении;
  • ксерокопии документации, обеспечивающей подтверждение факта присутствия у заявителя собственных или заемных денег в соответственном размерном показателе 30% от предполагаемой расчетной стоимости жилища;
  • документ, способствующий подтверждению признания гражданина лицом, нуждающимся в совершенствовании условий жилищного характера;
  • отксерокопированный формат трудовой книги или прочих документов, включающих в себя данные, связанные с государственной регистрацией физических лиц в качестве ИП;
  • иные форматы документации, которые предусматриваются разрешение на возведение постройки.

Список требуемых бумаг традиционно подлежит определению со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Он во многом зависит от регионального расположения получателя льготы.

Какие бумаги должны предъявить семьи

Наряду с заявлением лица, состоящие в семейных отношениях, предоставляют в специализированные службы следующие разновидности документов:

  • ксерокопии бумаг, способствующих удостоверению личности (причем это относится к заявителю и к членам его семьи);
  • образовательная документация, принадлежащая молодому специалисту;
  • в качестве альтернативы первому варианту выступает справка из образовательного учреждения, в котором специалист обучается на последнем курсе;
  • отксерокопированная версия свидетельства о вступлении в брак;
  • свидетельства о рождении детей, если таковые имеются;
  • копии договора труда, заключенного с работодателем;
  • как альтернатива – документ, включающий в себя сведения о прохождении процедуры государственной регистрации в роли ИП;
  • ксерокопии соглашений о трудоустройстве на территории сельской местности;
  • документация, свидетельствующая о факте нуждаемости в улучшении жилищных условий;
  • подтверждение присутствия на руках собственных или заемных средств, в размерном показателе 10% от предварительной расчетной цены возведения;
  • прочие документы разрешительного характера, позволяющие осуществлять строительные работы;
  • бумаги, свидетельствующие о стоимости планируемой постройки.

После сбора и предоставления полного пакета бумаг можно рассчитывать на получение положительного ответа.

Определение размера выплат

В целях определения размерного показателя социальной выплаты одинокие граждане, семьи и молодые специалисты обязуются предъявить в адрес Министерства следующие бумаги:

  • при приобретении готовой постройки речь идет о соглашении купли-продажи;
  • при возведении индивидуального жилого объекта потребуется приложение копии разрешения на проведение строительных работ, документации проектно-сметного назначения, акта, связанного с приемкой произведенных работ в соответствии с формой КС-2;
  • в процессе принятия участия в долевом строительном процессе требуется обязательное наличие на руках договорного соглашения долевого участия, которое оформлено в связи с установленными нормами и требованиями федерального законодательства.

Гарантии и перспективы

Перспективы развития сельского хозяйства в России огромны. Это связано с большим количеством пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур земель. Политика правительства нацелена на привлечение в село молодежи. Тенденция такова, что все большее количество молодых людей-одиночек и семей с одним-двумя детьми переезжает из крупных городов в села, объясняя это хорошей экологической обстановкой и большим количеством перспектив для дальнейшего развития.

Таким образом, программа действует в большинстве российских регионов и предполагает оказание гражданам всесторонней помощи в процессе получения собственного жилья.

Дополнительная информация по действую данной программы в Очерском муниципальном районе представлена ниже.

Основные направления развития сельских поселений

сельскохозяйственные науки

  • Мухамадеев Эмиль Аликович , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • РАЗВИТИЕ
  • СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
  • ТЕРРИТОРИЯ

Похожие материалы

  • Повышение конкурентоспособности региона на основе маркетинговой модели формирования бренд — имиджа территории
  • Проблемы развития сельских поселений
  • Изменение роста и развития бычков черно-пестрой породы при голштинизации
  • Особенности прогнозирования и использования земель поселений
  • Влияние повышенного уровня кормления бычков на их мясную продуктивность и качество мяса

Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.

“Сельское поселение” – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].

Cогласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: cе́льское поселе́ние — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[1].

Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений.

Развитие любой территории, включает в себя преобразование, улучшение, изменение ее элементов. Такие перемены могут иметь как прогресс, так и деградацию.

Обозначение сельских поселений как формы пространственных отношений ландшафтов, хозяйства и населения позволяет по-новому решать актуальные вопросы регионального развития. С этих позиций сельские поселения являются одним из важнейших элементов территориального устройства, которое отражает особенности хозяйственной деятельности, природных условий, социально-демографического и историко-культурного развития региона и государства в целом [3].

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • улучшение жилищных условий сельского населения;
  • повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений;
  • развитие социальной инфраструктуры села.

Сельское развитие может быть обеспечено за счет разработки и реализации программ социально-экономического развития, которые в настоящее время имеются в ряде муниципальных районов России. В большинстве случаев это муниципальные образования с конкурентоспособной экономикой, в которых функционируют эффективные предприятия и имеется потенциал для саморазвития [3].

Для успешного развития сельских территорий необходимо проведения различных программ, таких как:

  • улучшение состояния здоровья жителей сельского поселения;
  • повышение обеспеченности жителей питьевой водой;
  • повышение уровня занятости населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
  • развитие культурно- досуговой деятельности;
  • создание условий для развития сельскохозяйственного производства;
  • развитие предпринимательства;
  • развитие экономического потенциала;
  • развитие жилищной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • обеспечения населения товарами, необходимыми для проживания.

Доходы бюджетов сельских поселений преимущественно формируются за счет трансфертов, которые адресно направляются на выполнение государственных функций: на жилищно-коммунальное хозяйство, зарплату учителям, медработникам и другие цели. В итоге, сельские администрации в основном заняты реализацией делегированных, то есть доведенных сверху, полномочий.

Все это сводит к минимуму простор для собственной инициативы самих поселений, без чего нет движения вперед, то есть улучшения социальной сферы на селе.

Сельские поселения занимают особое место в общей системе местного самоуправления. Являясь одним из типов муниципальных образований, они играют важную роль в формировании единого каркаса сельской территории, как региона, так и страны в целом. Сельские поселения по своему составу многообразны и отличаются размерами территории, численностью населения, административным статусом сельского поселения, наличием сельских населенных пунктов, отраслевым характером территории, хозяйственной спецификой территории. Принадлежность сельского поселения к той или иной типологической группе в зависимости от применяемых критериев позволяет определить особенности управления в данном муниципальном образовании с точки зрения, как внутренней организации, так и форм организации деятельности органов местной власти.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации’’ [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ : принят Гос. Думой 16 сент. 2003 г. : одобр. Советом Федерации 24 сент. 2003 г. : (ред. от 25.12.2008) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Панков С.В. Функциональное зонирование территорий сельских населенных пунктов [Текст]/Панков С.В// Вестник Тамбовского университета: науч.-теор. и практ.2009,-№1.-2.С.111.
  3. Юргенс, И.Ю. Местное самоуправление в России: нынешнее состояние и пути развития [Текст]/ Юргенс, И.Ю. // Муниципальная власть. 2008. № 4. С. 39-42.190.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Читайте также:  Как получить социальную стипендию в вузе

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию