Методы и приемы работы с аутистами

Дети-аутисты. Рекомендации по работе с аутистами

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми-аутистами, является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской. В письме изложены принципы работы с детьми-аутистами, проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой.

Между тем, по оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Несмотря на это, в России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

К то же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования, а именно в нашем детском саду. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массового детского сада.

Давайте,совместно со всеми дадим определение к слову «Аутизм», как это понимает индивидуально каждый из нас. Предлагаю продолжить предложение: «Я думаю,аутизм- это…» (фиксирую мысли на ватмане…Затем,даю определение с научной точки зрения)

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней

МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

Особенности поведения ребенка-аутиста

Психолог предлагает участникам семинара представить себе ребенка с подобными особенностями. На доске схематически представлена фигура ребенка, рядом с доской ставится коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый педагог подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. После того как комментарий завершен, психолог спрашивает: «Может быть, после нашего обсуждения кто-то хочет изменить свое мнение?» Если кто-то из педагогов понял, что его ответ неверен, он может его исправить и прикрепить карточку на доску (или снять с доски). При этом важно не акцентировать внимание на ошибках педагогов.

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

– постоянно задает вопросы,
– залезает на горку, на верх дивана,
– любит играть на детской площадке, когда там много детей,
– активно привлекает детей в свою игру,
– любит кошек,
– разбирает вещи по частям,
– разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
– любит разноцветные шерстяные свитера,
– любит громкую музыку,
– любит играть на барабанах или стучать,
– требует новых игрушек,
– постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
– пьет из разных чашек

– не смотрит в глаза,
– не играет со сверстниками,
– не испытывает радость,
– не нуждается в контакте с окружающими,
– не разговаривает с окружающими,
– повторяет одни и те же слова или предложения,
– выполняет одни и те же механические движения,
– играет только с определенными игрушками,
– использует постоянные ритуалы,
– играет с мелкими игрушками,
– выстраивает предметы в ряд,
– общается только с одним членом семьи,
– общается с одним выбранным взрослым,
– избирателен в еде,
– предпочитает еду одного цвета,
– не любит телесный контакт,
– избирателен в одежде,
– часто ходит босиком,
– плохо спит,
– играет один,
– фантазирует,
– делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
– постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
– сопротивляется переменам,
– выполняет действия в определенном порядке,
– совершает действия, приносящие вред ему самому,
– боится громких звуков, закрывает уши руками,
– избегает яркого света,
– нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
– избегает двигательной активности,
– не переносит прикосновения к себе,
– боится испачкаться,
– быстро утомляется,
– хаотично передвигается по помещению

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
  • начать работу с соответствующим специалистом.

Способы работы с детьми-аутистами

Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и воспитателей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.

Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Подведение итогов семинара

Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

  • Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,
  • игры с правилами,
  • пускать мыльные пузыри,
  • игры с водой,
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
  • избегать переутомления;
  • четко организовывать пространство;
  • использовать подписанные системы хранения;
  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
  • обращаться к ребенку по имени;
  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Семенова Галина Васильевна, учитель-логопед ГБОУ РК «Школа – интернат № 24»

Аннотация:

Статья посвящена вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются формы, приемы и методы установления эмоционального контакта и вовлечения аутичных детей в совместную деятельность. Статья может быть полезна дефектологам, психологам и логопедам.

Ключевые слова:

Расстройства аутистического спектра, установления эмоционального контакта, эхолалии.

У большинства детей, которые обучаются в классах ССД (сложная структура дефекта), наблюдаются расстройства аутистического спектра. Если рассматривать классификацию раннего детского аутизма (далее РДА) (по К.С.Лебединской и О.С.Никольской) – это дети самой сложной 1 группы.

Главная задача специалистов – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с аутичными детьми специфические формы, приемы и методы.

Важным при обучении ребёнка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) является установление эмоционального контакта. Это требует от специалистов тщательной подготовки, терпения, гибкости и интуиции. Изначально мы работаем в тесном контакте с родителями: изучаем привычки детей, манеру общения родителей с детьми, режимные моменты и т.д. Вместе с ними мы определяем предметы или деятельность, которые вызывают у ребенка интерес. Это могут быть компьютерные игры, лепка из пластилина и даже любимые блюда. Далее используем эти сведения на своих занятиях как стимул для совместной деятельности или поощрение за выполненное задание, что дает возможность в дальнейшем продуктивно строить взаимоотношения с ребенком.

Так как у детей с РАС наблюдаются эхолалии (повторение слов, фраз) и эхопраксии (повторение действий), в работе мы применяем специфические формы, приемы и методы. Одной из таких форм являются интегрированные (совместные) занятия специалистов, например, учитель-логопед и учитель – олигофренопедагог.

На занятиях воздействуем как на фронтальные, так и периферические зоны восприятия. Один специалист находится перед ребенком (во фронтальной зоне) и ведет занятие, а второй специалист – в периферической зоне, оказывает все виды помощи. Сначала говорит за ребенка, затем – помощь осуществляется частично (начало фразы, начало действия). Постепенное уменьшение помощи взрослого дает возможность ребенку в дальнейшем выполнять эти действия самостоятельно. В ходе систематической работы мы отметили, что фронтальная зона восприятия ребенка становится более активной.

Для улучшения коммуникативных возможностей используются средства альтернативной коммуникации, при которой осуществляется переход от реального предмета к фотографии этого предмета, затем к цветному изображению и к черно – белому изображению (схеме).

Также в работе с данной категорией детей используется расписание – изображения и слова, которые направляют ребёнка к выполнению последовательности действий на занятии. Расписание представляет собой альбом, в который включены фотографии заданий, расположенные в последовательности, соответствующей структуре занятия. Обязательным условием использования расписания мы считаем включение поощрения (стимула), который ребёнок получает в итоге работы.

С помощью пиктограмм и расписания происходит активизация общения детей, закрепляются представления о времени, характере деятельности, что способствует общей организации, развитию речи, других функций психической деятельности.

При коррекции эхолаличной речи учитель должен четко продумывать инструкцию и повторять ее не более 2-х раз. Объяснять следует спокойным, ровным тоном, чтобы излишняя эмоциональность не мешала, не отвлекала ребенка от подачи основного материала.

Задания должны иметь четкую цель, методы, и динамично сменять друг друга. Все задания предлагаются в игровой форме. Увеличение сложности заданий происходит по мере усвоения материала.

При двигательных аутостимуляциях (повторяющиеся движения) мы подстраиваемся под ребенка, используя рифмованные физминутки. Тем самым замещая стереотипные движения целенаправленными.

Так как дети с РАС стремятся к относительному постоянству, занятия имеют чёткую структуру.

Примерная структура занятия

1. Организационный момент

– настрой на работу – использование предметов, привлекающих внимание ребёнка (звучащие предметы, световые эффекты).

– фиксирование взгляда на лице педагога, сидящем напротив; на движущемся предмете.

– развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Сообщение темы занятия через расписание

Задачи этапа: нацеливание ребёнка на последовательность заданий расписания, формирование стимула (предметы, вызывающие у ребёнка интерес: игры, любимые блюда и т.д.).

3. Основная часть

– развитие понимания речи (на бытовых обобщённых понятиях);

– развитие понимания обращённой речи и простейших инструкций;

Читайте также:  Как получить социальную стипендию в вузе

– развитие зрительного восприятия: соотнесение предметов с картинкой, предмета с пиктограммой, нахождение одинаковых картинок;

– развитие возможности активно пользоваться речью (отражённо, с опорой на образец);

– развитие умения соотносить речевой образец с действием;

– формирование обобщённых понятий в пассивной речи.

4. Физминутка

– развитие общей моторики (подбор действий и упражнений с учётом физического развития ребёнка);

– развитие умения соотносить речь с действием;

– развитие целенаправленности движений;

– развитие мотивации с помощью предметов – стимулов.

– снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

5. Упражнение на развитие мелкой моторики

– развитие умения соотносить речь и движения (с помощью рифмованных стихов, соответствующих лексической теме);

– развитие пальчиковой моторики.

6. Штриховка, обводка, раскрашивание

– развитие зрительно-моторной координации;

– развитие зрительного восприятия (узнавание схематичного изображения и соотнесение его с предметом и названием (словом);

– формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

– закрепление обобщённого понятия.

7. Закрепление изученного материала (предъявление стимула, соответствующего лексической теме).

– развитие мимики (мимические упражнения);

– развитие артикуляционного аппарата;

– развития восприятия вкусовых качеств, запахов;

– развитие тактильно-двигательного восприятия (действия с разнофактурными материалами);

– развитие мотивации и волевой регуляции;

– установление тесного эмоционального контакта с педагогом.

8. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Интегрированные занятия направлены на создание благоприятного климата, для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

В процессе работы творческой группы была разработана программа для детей с РАС. Уровень усвоения программы у каждого ребенка с РАС разный, спрогнозировать динамику развития у детей этой категории очень сложно. Обязательное условие положительной динами мы считаем – многократное повторения речевого материала. Поэтому программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне с усложнением речевого материала.

Подводя, итоги я хочу сделать вывод: при правильно организованной среде обучения мы получаем положительные результаты развития, обучения и воспитания детей, страдающих аутизмом. Коррекционная работа с аутичными детьми требует от специалистов не только терпения, но и понимания природы этого нарушения, проводится совместно с родителями по одной программе.

Литература

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.
  3. Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.
  4. Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)».М.: Изд-во “СигналЪ”, 2002
  5. Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
  6. Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во “СигналЪ”, 2003.
  7. Нуриева Л. Г.«Развитие речи у аутичных детей» / Издательство: Теревинф, 2003 г.
  8. Шпицберг И. Л. «Коридор с прозрачными стенами» Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.
  9. Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»Теревинф, 2007.

Как потратить материнский капитал на обучение в вузе?

По данным портала Study in Russia, средняя стоимость высшего образования (бакалавриата) в России составляет 240-260 тысяч рублей в год. Дополнительно — общежитие, еда, транспорт, развлечения, связь — примерно та же сумма (расчет приведен по данным того же портала). Итого на образование и проживание нужно как минимум полмиллиона рублей ежегодно. Проблема решаема, если ребенок поступил на бюджет. А если нет, то использование материнского капитала на образование детей — отличный выход.

В этой статье:

Что такое материнский капитал?

Пенсионный фонд России определяет материнский капитал так:

(а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось).

С 1 января 2020 года государство начало выплачивать материнский капитал и тем, у кого появился первый ребенок.

Важно: на материнский капитал может претендовать не только женщина, но и мужчина — при условии, что он, и только он, усыновляет/удочеряет ребенка.

Размер материнского капитала стабильно растет. В 2020 году молодым семьям/матерям/отцам платят столько:

Изменения в размере материнского капитала с 2007 по 2020 год, Пенсионный фонд России

Какие условия надо соблюсти, чтобы потратить материнский капитал на высшее образование?

Согласно статье 11 N 256-ФЗ, начиная с 2018 года материнский капитал — как целиком, так и его часть — можно направить на платное образование любого ребенка. При этом придется соблюсти несколько условий:

  1. Возраст. Ребенок, чье образование вы оплачиваете, должен быть не старше 25 лет на дату начала обучения. При этом второму, третьему и последующим детям, если они есть, должно исполниться 3 года.
  2. Местоположение вуза. Увы, но оплатить материнским капиталом образование за границей не получится. Университет, институт или ссуз должен находиться на территории РФ.
  3. Аккредитация. Учебное заведение, в котором будет учиться ваш ребенок, должно иметь государственную аккредитацию и все необходимые лицензии. Обязательно проверяйте документы на сайтах вузов!

Какие документы нужны для оплаты обучения в вузе материнским капиталом?

Если все условия соблюдены, то следующий шаг — собрать необходимые документы. Вот их список:

  1. Сертификат, подтверждающий право на материнский капитал.
  2. Документы, удостоверяющие вашу личность: СНИЛС, паспорт.
  3. Письменное заявление о том, что вы хотите вложить материнский капитал в высшее образование ребенка. Бланк можно либо взять напрямую в отделении ПФР, либо скачать:

Сайт ПФР, раздел «Какие документы предоставить»

  1. Копия договора с вузом/ссузом о предоставлении платных образовательных услуг.

Если у вас как у владельца сертификата нет возможности самостоятельно подать документы, то можно оформить доверенность на другое лицо — представителя. В таком случае список документов будет точно таким же, но к нему надо обязательно приложить:

  1. Документы, удостоверяющие личность представителя: паспорт, СНИЛС.
  2. Документы, подтверждающие полномочия доверителя: например, доверенность (скорее всего, достаточно копии — но советуем уточнить в вашем Пенсионном фонде).

Процедура подачи документов для оплаты образования материнским капиталом

Когда все документы собраны, вам надо подать их в Пенсионный фонд РФ. Вы можете сделать это тремя способами:

  1. Лично. В любом территориальном органе ПФР — в независимости от вашей регистрации и места жительства.
  2. Онлайн. Через личный кабинет ПФР.
  3. Через МФЦ.

Если вы переехали в другую страну, то у вас по-прежнему остается право распоряжаться материнским капиталом. В таком случае вы можете подать заявление:

  1. Лично или через доверенное лицо в ПФР. В 2020 году вам нужно обращаться по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»).
  2. Почтой. Документы и копии в 2020 году надо отправлять по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.

В Пенсионном фонде проверят пакет ваших документов. Если вы ничего не забыли, то ваше заявление примут и в течение месяца проверят все данные. ПФР отправит запросы в образовательные учреждения, и когда все подтвердится, вам пришлют уведомление об удовлетворении вашей заявки.

Помните: материнский капитал вы не получите в виде денег — Пенсионный фонд самостоятельно будет перечислять необходимую сумму в учебное заведение.

Пенсионный фонд оставляет за собой право отказать в удовлетворении заявки. Мы полагаем, что это происходит тогда, когда какие-либо данные не подтверждаются. В таком случае у вас есть право обжаловать решение ПФР. Подробнее о порядке обжалования можно прочесть на сайтах территориальных Пенсионных фондов:

Отказ от оплаты обучения в вузе материнским капиталом

В некоторых ситуациях необходимо отказаться от выплат материнского капитала на образование. На данный момент таких ситуаций три:

  1. Ваш ребенок перешел на бюджет. Образовательные учреждения дают студентам право перейти с платного отделения на бюджетное, если у них высокая успеваемость и в учебном заведении освободились бюджетные места.
  2. Ребенок был отчислен. Например, из-за неуспеваемости или нарушения внутренних правил вуза или ссуза.
  3. Смерть ребенка.

В любой из этих ситуаций вы обязаны предоставить в ПФР:

  1. Заявление об отказе от оплаты образования материнским капиталом. Обязательно укажите в заявлении причину! Скачивайте бланк здесь:

Сайт ПФР, раздел «Аннулирование заявления о распоряжении средствами МСК

на образование детей»

  1. Документ, подтверждающий перевод на бюджет, отчисление или смерть ребенка.

Приостановление оплаты образования материнским капиталом

Вы также можете приостановить оплату обучения в вузе материнским капиталом.

Это может произойти, если ребенок взял академический отпуск. Например, ему срочно понадобилось посвятить время семье, позаботиться о собственном здоровье или просто отдохнуть.

Чтобы приостановить выплаты, нужно:

  1. Подать заявление об отказе с указанием причины.
  2. Предоставить копию приказа об академическом отпуске — обязательно заверьте документ в учебном заведении!

По окончании академического отпуска ребенка вы можете возобновить выплаты. Для этого в ПФР нужно подать:

  1. Заявление о распоряжении средствами (то же, что вы подавали в самый первый раз);
  2. Копию приказа о том, что ваш ребенок снова приступил к учебе.

Помните: уведомлять Пенсионный фонд обо всех описанных выше ситуациях — ваша обязанность!

У процесса, который мы описали, есть только один существенный недостаток: необходимость собирать документы и тщательно следить за тем, чтобы их комплект был полным. Но в итоге вам не придется тратить неподъемные суммы на образование ребенка, то стоит попробовать — согласитесь, это неплохо?

Как оплатить учёбу ребёнка материнским капиталом?

Краткое содержание:

Оплата учебы материнским капиталом

Оплатить обучения ребенка в ВУЗе из средств материнского капитала в 2020 году, можно если на начало обучения ему не исполнилось 25 лет (ст.11 №256-ФЗ). Для оплаты учебы, нужно написать заявление и вместе с пакетом документов отнести в пенсионный фонд. Материнский капитал можно использовать не только на ребенка, на которого он получен.

Перед тем как распоряжаться материнским капиталом, ребенку на которого получен маткапитал должно исполнится 3 года. Исключение составляет дошкольное образование, его можно оплачивать сразу после рождения ребенка.

Куда обратится

Для получения оплаты обучения из МК, можно обратиться:

  • Лично или через представителя в ПФР
  • в МФЦ
  • в ЕПГУ
  • на сайте ПФР

Какие документы нужно представить

Общий пакет документов на получение выплаты из МК:

  • Документ, удостоверяющий личность, владельца сертификата
  • Документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (при обращение через доверенное лицо)
  • Заявление от имени владельца сертификата
  • Копия договора с образовательной организацией, включая лицензии на образовательную деятельность
  • Копия сертификата на МК
  • Копия свидетельства о рождении ребенка и паспорт (на кого получен и за кого нужно оплатить)

Требования к образовательному учреждению

Основные требования к ВУЗу:

  • Организация должна находиться на территории РФ
  • Обучающая программа должна иметь государственную аккредитацию
  • Ребенку на момент начала обучения должно быть не более 25 лет

Средствами материнского капитала можно оплатить очное, заочное и вечернее обучение.

Из средств материнского капитала можно оплатить:

  • Обучение по общеобразовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, в государственных и негосударственных образовательных организациях
  • Содержание, присмотр и уход за ребенком в образовательной организации и детском саду
  • Проживания в общежитии, предоставленном организацией среднего и высшего образования

Материнским капиталом можно оплатить услуги любого образовательного (высшего, среднего или дошкольного) учреждения, при наличии у него лицензии и аккредитации на образовательную программу.

Договор с образовательной организацией

При оплате средствами материнского капитала, заключается трехсторонний договор. Стороны трехстороннего договора:

  • Исполнитель – образовательная организация
  • Заказчик – родитель, владелец сертификата
  • Обучающийся ребенок

В договоре должны быть перечислены оказываемые платные услуги, а также размер и порядок их оплаты.

Приложения к договору:

  • Устав образовательного учреждения
  • Лицензии на образовательную деятельность
  • Свидетельством о государственной аккредитации

Сроки перечисления денег в образовательную организацию

Рассмотрение заявления ПФР происходит в течение 1 месяца, а первый денежный перевод пройдет в течение 2 месяцев со дня подачи заявления. Это нужно учитывать и обратится в ПФР, сразу после заключения договора с образовательным учреждением.

Все платежи из ПФР идут только на расчетный счет образовательной организации.

Прекращение выплат по заявлению происходит в течение 5 рабочих дней со дня обращения.

Проживание на период обучения в общежитии

Для оплаты проживания ребенка в общежитии, на период обучения. Нужно заключить с образовательной организацией договор найма жилого помещения, при условии, если ВУЗ предоставляет общежитие.

В ВУЗе нужно взять справку подтверждающую факт проживания ребенка в общежитии.

Первый платеж поступит в течение 2 месяцев со дня подачи заявления, также как и при оплате за обучение, остальные платежи будут проходить в сроки, указанные в договоре.

Основанием для прекращения оплаты могут стать:

  • Академический отпуск по медицинским показаниям или по личному заявлению студента
  • Отчисление из ВУЗа по собственному желанию или из-за неуспеваемости
  • Смерть ребенка

Для внесения изменений в размер или сроки оплаты из средств материнского капитала, нужно писать заявление в ПФР, с указанием причины. Это также касается полного прекращения оплаты, или ее возобновление после академического отпуска.

Материнский капитал на обучение: какие условия нужно соблюдать, как направить, когда можно воспользоваться

Вы можете потратить материнский капитал на обучение, при условии, что соблюдете все требуемые правила

Читайте также:  Получение разовой выплаты

Использование материнского капитала не ограничивается только вложением суммы, которая дается матери от государства, в приобретение жилья, хотя разумеется, данное направление использования искомых средств является лидирующим. Тем временем, второй по популярности и востребованности способ использования материнского капитала заключается в отплате обучения для детей. Потратить денежные средства, полученные в качестве материнского капитала, можно на учебу абсолютно любого из детей семьи, даже если получены средства были за другого ребенка. Давайте изучим в данном материале, как использовать материнский капитал на обучение детей, какие нужно для этого собрать бумаги, и по какой схеме в принципе действовать.

Общая информация

Итак, вот вы и стали родителями второго (или сразу и третьего, а может четвертого и т.д. ребенка), и государство в качестве поощрения за участие в выравнивании демографического падения на территории нашей страны передало вам в пользование определенную сумму средств, выраженную сертификатом.

Данная сумма средств может использоваться по многим направлениям. Чаще всего с ее помощью погашают часть ипотеки или оплачивают часть цены квартиры, покупая оную без займа.

Оплатить материнским капиталом можно не только учебу ребенка, за которого он получен, но также и образование иных отпрысков

Однако, можно и даже нужно использовать искомые средства не только на покупку недвижимости, но также и на обучение детей.

Обратите внимание: направить денежные средства на обучение детей вы имеете право в любое образовательное учреждение, осуществляющее соответствующие услуги нашей страны.

  • дошкольную образовательную организацию;
  • школу;
  • гимназию;
  • лицей;
  • колледж;
  • вуз;
  • техникум и т.д.

Однако, важным условием является то, что данное образовательное учреждение, выбранное вами, должно иметь право на оказание услуг соответствующего типа.

Кроме того, средствами материнского капитала вы имеете право оплачивать любые иные расходы, которые официально будут связаны с образованием для ваших детей.

Использовать на обучение можно:

  • как все средства, которые даются при рождении второго ребенка;
  • так и только часть средств, распределив остаток на обучение оставшихся детей или иные нужды.

Обратите внимание: оплата образовательных услуг с использованием материнского сертификата возможна лишь только посредством безналичного проведения всех операций.

Когда можно воспользоваться материнским капиталом

Если вы приняли решение воспользоваться материнским капиталом для покрытия расходов на обучение одного из своих детей, вам придется подождать пока право его использования войдет в силу. К слову, наступает возможность совершить оплату лишь после того, как ребенку, за которого вы получили материнский капитал, исполняется три года.

Использовать средства семейного капитала на учебу можно только после того, как ребенку, за которого получен капитал, исполнится не менее 3 лет

Дело в том, что считается, что раньше он не может находиться в образовательных учреждениях ввиду естественных причин: малыш еще недостаточно взрослый. При этом не имеет значения и то, что вы, например, хотите потратить материнский капитал, полученный за младшего, на старшего ребенка закон обязывает вас подождать.

Если же вам срочно нужно оплатить учебу старшему ребенку, остается только искать иные источники средств, так как до достижения ребенком, за которого дали материнский капитал, трех лет, вы имеете право обналичить сертификат только на погашение ипотечного кредита, взятого ради улучшения жилищных условий семьи.

Какие условия нужно соблюдать, чтобы образовательные услуги могли быть оплачены материнским сертификатом

Изучить перечень видов образовательных услуг, которые могут по закону быть оплачены с использованием материнского капитала, вы можете непосредственно в Правилах направления средств семейного капитала на получение образования ребенком. Данный документ был утвержден еще в 2007 году и находится в свободном доступе.

Впрочем, практически любая образовательная услуга может быть погашена семейным капиталом. В то же время нужно учитывать, что произойти это может лишь в том случае, когда вы и образовательное учреждение выполните определенные условия. Какие, рассмотрим в нижеследующей таблице.

Существует несколько основных направлений, связанных с образованием детей, по которым можно использовать материнский капитал

Таблица 1. Какие условия нужно соблюсти родителям и образовательным учреждениям чтобы оплатить услуги, связанные непосредственно с обучением детей, можно было с использованием материнского капитала

УсловиеОписание
Нахождение в границах страныОбразовательная организация должна находиться на территории России.
Аккредитованные программыОбучение должно проходить по программам, имеющим государственную аккредитацию.
Определенный возраст ребенкаРебенку должно быть не более 25 лет на момент начала обучения

Сегодня направить материнский капитал можно на погашение различных образовательных услуг, и связанных с образованием благ.

Таблица 2. На оплату каких услуг может быть направлен материнский капитал

НаправлениеКакие организации
На оплату обучения по общеобразовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию.Оплата может быть произведена для:
· государственных учреждений;
· негосударственных образовательных организаций;
На оплату содержания, присмотра и ухода за ребенком.Все перечисленное можно оплатить для:
· общеобразовательной организации начального образования;
· общеобразовательной организации основного образования;
· общеобразовательной организации среднего образования;
· в детский сад.
На оплату проживания в ребенка общежитииМожно оплатить общежитие, которое предоставляется организациями:
· среднего образования;
· высшего образования.

Перечень документов, необходимых к предоставлению для получения возможности распоряжаться материнским капиталом

Фактически, оплатить материнским капиталом можно услуг любого учреждения, если у этого учреждения:

  • имеется лицензия на оказание образовательных услуг;
  • если платные программы данного учреждения прошли аккредитацию.

Уход за детьми в дошкольных образовательных организациях

Как вы могли понять, прочитав раздел выше, услуги, за которые может быть внесен материнский капитал, могут быть не только образовательными. Так, вы можете оплатить с помощью сертификата также и:

  • содержание ребенка;
  • присмотр за отпрыском;
  • уход за малышом.

Такая возможность стала доступна лишь недавно, в 2011 году, после выхода соответствующего постановления.

Кроме того, что можно оплатить содержание и т.д. в учреждениях для дошкольников, также разрешено содержать ребенка в группах продленного дня в школе.

Очень важно, чтобы и в этом случае у оказывающей услуги организации имелись соответствующие лицензии. При этом само учреждение должно иметь организационную структуру «ООО», и являться:

  • муниципальным;
  • ведомственным;
  • частным.

Как направить материнский капитал на оплату детского сада

Чтобы направить материнский капитал на оплату детского сада, нужно, чтобы Пенсионный Фонд нашей страны получил от вас договор, в котором будут подробно описаны оказываемые услуги, а также иные нюансы, необходимые по закону. О чем идет речь, посмотрим в нижеследующей таблице.

Материнским капиталом можно оплатить не только школу или ВУЗ, но также и содержание ребенка в детском саду

Таблица 3. Какие условия нужно соблюдать при составлении предъявляемого в Пенсионный Фонд договора

УсловиеОписание
Конкретные действующие стороныДействующими сторонами договора должны быть именно владелец сертификата и учреждение.
Четкое указание обязательствВ тексте договора должны содержаться обязательства по содержанию и (или) присмотру, уходу за ребенком.
Конкретная сумма оплаты, соответствующая определенному временному периодуДолжна быть указана конкретная сумма за определенный период, например, месяц, а не стоимость пребывания в день без указания фактического объема оказываемых услуг.
Банковские реквизитыДолжны быть указаны банковские реквизиты учреждения в полном объеме.

Обратите внимание: семья, которая будет оплачивать детский сад своему ребенку, используя для этого материнский капитал, должна будет самостоятельно определять частоту осуществления денежных переводов, а именно, будет она выбирать между переводами:

  • ежемесячными;
  • проводимыми каждые три месяца;
  • проводимыми за один раз на весь последующий год.

Первая выплата поступает в Пенсионный фонд нашей страны непосредственно через два месяца после того, как было подано заявление на распоряжение средствами семейного капитала. Все остальные выплаты будут производиться непосредственно согласно данным, указанным в договоре. Как мы уже говорили, каждая денежная сделка, и каждое поступление средств в рамках этой сделки, будут производиться только путем безналичного расчета.

Чтобы использовать средства материнского капитала, нужно подать соответствующее заявление в Пенсионный Фонд России

Обратите внимание: родители, которые приняли решение об использовании средств материнского сертификата на оплату детского садика для детей, по закону имеют право на частичную компенсацию искомой выплаты. Поэтому, при расчете конкретной суммы и обозначении ее в договоре необходимо также учитывать данную компенсацию.

Родителям в обязательном порядке нужно быть внимательными, и при изменении различных обстоятельств в том случае, когда они оплачивают ребенку детский сад материнским капиталом, им следует своевременно обращаться в Пенсионный фонд с соответствующей информацией. Речь идет о следующих возможных ситуациях:

  • досрочном приостановлении или полном прекращении действия договоренностей с детским садом или иным дошкольным образовательным учреждением (в этом случае в Пенсионный фонд также нужно отнести заявление об отказе в направлении средств материнского капитала);
  • изменении временных сроков перевода средств в пользу упомянутого учреждения или величины оплаты родителями детского сада (в этом случае нужно подать заявление с уточняющими данными).

Чем быстрее вы осуществите подачу заявлений, тем выгоднее будет в первую очередь вам, так как в противном случае Пенсионный фонд может налагать на вас различные санкции, да и заниматься возвратом излишне уплаченных средств материнского капитала также муторно.

Оплата платных образовательных услуг по аккредитованным образовательным программам

Чтобы воспользоваться образовательными услугами конкретной организации, необходимо, чтобы она имела аккредитацию по каждой из интересующих вас программ

Выше мы уже говорили, что одним из главных условий для использования материнского капитала является обязательное наличие у образовательной организации, в которую вы обращаетесь, аккредитации. Притом, речь идет не о единичной аккредитации, а непосредственно о наличии аккредитации по тем из программ, которые вас заинтересовали, и на которые вы планируете пустить средства семейного капитала.

Искомый факт вам стоит особенно внимательно учесть, так как, к сожалению, наличие подтвержденное аккредитации у самой организации не гарантирует того, что также с государственной точки зрения будут утверждены программы, предлагаемые данной компанией к выбору.

То, дать или не дать программе государственную аккредитацию, уполномоченные правительственные системы выбирают довольно тщательно.

Таблица 4. Каким образом проводится аккредитование образовательных программ соответствующих учреждений

Категория программКак проводится аккредитация
Основные общеобразовательные программы начального, основного, среднего образованияВ отношении каждого уровня в отдельности
Основные профессиональные образовательные программы высшего и среднего образования.По каждой группе профессий, специальностей и направлений.

Существуют определенные категории платных услуг, по которым можно использовать средства материнского капитала

Поскольку образование на территории нашей страны официально (мы бы сказали условно) считается бесплатным, то к категории платных услуг можно отнести следующие наименования:

  • нахождение на обучении по образовательным программам основного типа не на бюджетном месте, а на месте выделенном сверх бюджетного количества;
  • нахождение на обучении по программам дополнительного образования;
  • нахождение на специализированных курсах;
  • репетиторские программы;
  • изучение отдельных предметов с углублением в программу;
  • прохождение первичной или повторной подготовки специалистов, имеющих средне-специальное или же высшее образование, которое осуществляется помимо заданий по приему учащихся, образование которых оплачивается из казны бюджетов соответствующих структур.

К сожалению, далеко не для всех из вышеперечисленных пунктов можно использовать семейный капитал, полученный за рождение второго ребенка, так как согласно закону государственное аккредитование может быть осуществлено только по отношению к основным образовательным программам.

Чтобы оплатить материнским сертификатом платные образовательные услуги, владелец данного сертификата (или владелица) должен заключить договор в письменном виде об использовании данных услуг с какой-либо образовательной организацией, а затем предоставить его в Пенсионный Фонд вашего региона.

Оплата проживания ребенка в общежитии на время обучения в ВУЗе

Используя семейный капитал, можно оплатить ребенку пребывание в общежитии

Помимо того, что можно оплатить с использованием сертификата само обучение, суммой, которой он позволяет располагать, можно также оплатить непосредственно и проживание ребенка в общежитии на то время, пока он получает образование.

Для этого лицо, владеющее сертификатом, должно явиться в ВУЗ, и заключить с ним договор о найме жилого помещения. Оплата в данном случае также будет производиться безналично, средства поступят на счет ВУЗа, который вы укажете в договоре.

Поступление первой оплаты будет осуществлено через два месяца после того, как вы подадите заявление соответствующего содержания в Пенсионный фонд, последующие же выплаты будут производиться согласно указанным в договоре срокам.

Существует перечень оснований, ввиду которых может быть прекращено поступление средств на счет ВУЗа, снимаемых с материнского сертификата:

  • студент вынужден уйти в академический отпуск по состоянию здоровья или ушел в него по собственному желанию;
  • студент отчислился из ВУЗа согласно собственному желанию или ввиду низкой успеваемости;
  • студент умер.

При наступлении определенных обстоятельств вы должны уведомить Пенсионный фонд о том, что деньги можно больше не перечислять

В каждом из озвученных случаев лицо, владеющее сертификатом, должно в обязательном порядке предоставить в Пенсионный Фонд отказ от перечисления средств семейного капитала, и в искомом отказе также обязательно указать соответствующую причину.

Как только обстоятельства, мешающие студенту продолжать обучение, будут завершены, необходимо будет вновь предоставить в Пенсионный фонд нашей страны повторное заявление на то, чтобы вы могли распоряжаться положенными вам по закону средствами материнского капитала. К обращению нужно будет приложить копию приказа о допуске студента к учебе.

Подведем итоги

Воспользуйтесь семейным капиталом, чтобы дать детям образование

Использование материнского капитала на обучение – одна из возможностей, которые предоставляются государством. Обучение, как вы можете понять, в данной ситуации полагается вовсе не матери, а ее отпрыскам, нуждающимся в образовании. При этом не обязательно учить именно того ребенка, за которого вы и получили данный капитал, можете дать образование старшему или последующему отпрыскам. Главное, чтобы деньги пошли для них на максимальную пользу.

Видео – Материнский капитал на образование детей: как потратить

Как направить материнский капитал на образование детей

Направить материнский капитал на образование любого из детей можно, когда второму, третьему ребенку или последующим детям исполнится три года. Исключение составляет дошкольное образование – по этому направлению материнским капиталом можно распорядиться сразу после рождения ребенка, который дает право на сертификат.

На дату начала обучения ребенок должен быть не старше 25 лет. Организация должна находиться на территории России и иметь лицензию на оказание образовательных услуг.

Куда обратиться

Заявление о распоряжении материнским капиталом можно подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда России независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания лично, через личный кабинет или в МФЦ. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, заявление о распоряжении материнским капиталом и необходимые для этого документы (копии документов, сведения из документов) вправе подать в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное заявление может быть подано лично (через доверенное лицо), либо направлено по почте. Личный прием указанных граждан (их доверенных лиц), а также прием документов (копий документов, сведений из документов) от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»). Направление в ПФР заявления и документов почтовой связью осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.

На какие именно услуги можно направить материнский капитал

  • оплата платных образовательных услуг по образовательным программам;
  • оплата содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации;
  • оплата пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, предоставляемом организацией на период обучения.

Какие документы представить

Общий пакет документов

  • письменное заявление владельца сертификата о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала. Бланк заявления выдается в территориальном органе Пенсионного фонда России;
  • документы, удостоверяющие личность лица, получившего сертификат;
  • если заявление о распоряжении подается через представителя лица, получившего сертификат: документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

Документы для направления средств МСК на оплату платных образовательных услуг:

заверенная организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг.

Документы для направления средств МСК на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации:

заверенная организацией копия договора между организацией и владельцем сертификата. Договор должен включать обязательства организации по содержанию ребенка и (или) присмотру и уходу за ребенком, а также расчет размера платы за это.

Документы для направления средств МСК на оплату проживания в общежитии:

договор найма жилого помещения в общежитии с указанием суммы и сроков внесения платы;

справка из организации, подтверждающая факт проживания ребенка в общежитии.

В случае если территориальным органом ПФР заключено соглашение об информационном взаимодействии с образовательной организацией, с которой у владельца сертификата на материнский (семейный) капитала заключен договор на предоставление платных образовательных услуг ребенку, представление заверенной организацией копии договора не требуется.

В данном случае сведения договора на оказание платных образовательных услуг будут запрошены территориальным органом ПФР в рамках межведомственного взаимодействия.

Информация о заключенных соглашениях об информационном взаимодействии между образовательными организациями и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации

Аннулирование заявления о распоряжении средствами МСК на образование детей

Заявление о распоряжении средствами МСК на образование детей и других расходов, связанных с получением образования, которое принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, может быть аннулировано по желанию гражданина, получившего сертификат. Для этого необходимо подать заявление об аннулировании ранее поданного заявления о распоряжении средствами МСК на образование детей. Такое заявление можно подать лично либо через представителя. Указанное заявление об аннулировании должно быть подано – до перечисления территориальным органом ПФР средств (части средств) материнского капитала согласно заявлению о распоряжении.

Бывает так, что ребенка (детей) отчисляют до истечения срока действия договора об оказании платных образовательных услуг, а также в связи со смертью ребенка. В этом случае владелец сертификата должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда России заявление об отказе в направлении средств (с указанием причины отказа). К заявлению прилагается распорядительный акт (его заверенная копия) об отчислении из организации или свидетельство о смерти ребенка (решение суда об объявлении его умершим (признании безвестно отсутствующим). Заявление рассматривается в 5-ти дневный срок с даты подачи заявления об отказе в направлении средств МСК на образование.

Также перечисление средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) может быть приостановлено в связи с предоставлением студенту академического отпуска. Для этого владельцу сертификата на МСК необходимо направить в территориальный орган Пенсионного фонда России заявление об отказе в направлении средств и приложить копию приказа о предоставлении студенту академического отпуска, заверенную организацией. Чтобы возобновить перечисление средств, необходимо подать заявление о распоряжении средствами, к которому прилагается копия приказа о допуске студента к образовательному процессу.

В этих случаях либо в случае расторжения договора найма жилого помещения в общежитии и (или) договора между организацией и владельцем сертификата, если сумма средств, перечисленная на счет организации в соответствии с договором, превышает сумму фактических расходов, неиспользованные средства подлежат возврату организацией в территориальный орган Пенсионного фонда России.

Как использовать сертификат на материнский капитал

1. На что можно использовать маткапитал?

Средства материнского капитала могут быть полностью или частично направлены на:

  1. Образование детей . На дату начала обучения ребенок должен быть не старше 25 лет. Еще одно важное условие — организация должна находиться на территории России и иметь право на оказание соответствующих образовательных услуг.
  2. Улучшение жилищных условий семьи . Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории России. Обратите внимание: ремонт жилого помещения применительно к распоряжению материнским капиталом улучшением жилищных условий не считается. Материнский капитал нельзя использовать для приобретения жилого помещения, признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, кроме того, из средств маткапитала невозможно погасить кредит за такое жилье.
  3. Формирование накопительной части пенсии матери. Материнский капитал может быть полностью или частично включен в состав пенсионных накоплений и передан в доверительное управление управляющей компании или в негосударственный пенсионный фонд.
  4. Социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов. Средствами из материнского капитала можно компенсировать затраты на определенные товары и услуги для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. При этом средства маткапитала нельзя направить на медуслуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, если семья соответствует некоторым условиям, из средств материнского капитала можно оформить ежемесячную выплату.

2. Когда можно потратить средства из маткапитала?

Заявление о распоряжении средствами (или частью средств) из материнского капитала можно подать в любое время по истечении 3 лет с момента рождения того ребенка, после появления которого у вас возникло право на получение материнского капитала.

Это правило касается всех направлений использования материнского капитала, кроме:

  • уплаты первоначального взноса и/или погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией;
  • приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
  • оплаты платных образовательных услуг по реализации программ дошкольного образования, на оплаты иных связанных с получением дошкольного образования расходов;
  • получения ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В этих случаях заявление о распоряжении маткапиталом может быть подано в любое время, независимо от срока, прошедшего с момента появления ребенка.

3. Какие документы нужны для оплаты образования детей средствами маткапитала?

Чтобы оформить распоряжение средствами из материнского капитала, понадобятся:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность владельца сертификата;
  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя — если документы будет подавать представитель заявителя;
  • разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям — если заявление о распоряжении маткапиталом подает опекун (попечитель) или приемный родитель несовершеннолетнего ребенка;
  • документ, подтверждающий приобретение несовершеннолетним ребенком дееспособности в полном объеме — если заявление о распоряжении маткапиталом подает несовершеннолетний ребенок.
  • если средства маткапитала направляются на оплату платных образовательных услуг: заверенная образовательной организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг;
  • если средства маткапитала направляются на оплату содержания ребенка или присмотра и ухода за ребенком в организации, реализующей образовательные программы дошкольногообразования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: договор между организацией и владельцем сертификата. Договор должен включать обязательства организации по содержанию ребенка и (или) присмотру и уходу за ребенком, а также расчет размера платы за это.
  • если средства маткапитала направляются на оплату общежития:
  • договор найма жилого помещения в общежитии с указанием суммы и сроков внесения платы;
  • справка из организации, подтверждающая факт проживания ребенка в общежитии.

4. Какие документы нужны для улучшения жилищных условий за счет средств маткапитала?

Чтобы оформить распоряжение средствами из материнского капитала, понадобятся:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность владельца сертификата;
  • основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, — если документы будет подавать представитель заявителя;
  • разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям — если заявление о распоряжении маткапиталом подает опекун (попечитель) или приемный родитель несовершеннолетнего ребенка;
  • документ, подтверждающий приобретение несовершеннолетним ребенком дееспособности в полном объеме — если заявление о распоряжении маткапиталом подает несовершеннолетний ребенок;
  • основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, — если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат;
  • свидетельство о браке — если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат.

Кроме того, понадобятся документы, перечень которых зависит от вида улучшения жилищных условий:

  • приобретение жилья ;
  • строительство дома с привлечением строительной организации;
  • строительство дома своими силами (реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства);
  • сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем владельцу сертификата или супругу (супруге) владельца сертификата праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для ИЖС строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект ИЖС;
  • сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве владельца сертификата или супруга (супруги) владельца сертификата на построенный объект ИЖС, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированный после 1 января 2007 года объект ИЖС (независимо от даты возникновения указанного права);
  • cведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта ИЖС (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации Эта норма устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Такой документ выдает орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство. Узнать, как получить такой документ, можно, перейдя по этой ссылке ;
  •  сведения о реквизитах банковского счета владельца сертификата.

“>компенсация затрат на строительство дома или на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства;

  • участие в долевом строительстве ;
  • уплата вступительного взноса в кооператив;
  • выплата основного долга и процентов по кредиту на жилье;
  • уплата первоначального взноса по кредиту на жилье.
  • Обратите внимание: если в вашей семье с 2018 до 2022 года родился хотя бы второй ребенок, вы имеете право на льготную ставку 6% для ипотеки или на ее рефинансирование с понижением ставки до указанного уровня. Такая ставка будет действовать на весь период ипотеки. Льгота дается только при покупке жилья на первичном рынке. Материнский капитал входит в максимальную сумму кредита, для Москвы это 12 миллионов рублей. Первоначальный взнос должен составлять 20% и он может полностью состоять из материнского капитала.

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию