Признание отцовства: последствия

Установление отцовства. Плюсы и минусы.

Установление отцовства. Плюсы и минусы.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

Оставить пожелание Пропустить

Установить отцовство в отношении ребенка родившегося вне брака конечно можно, но всегда ли это столь необходимо?

Процедура «Установления отцовства» направлена в первую очередь на защиту прав и интересов ребенка, ведь в последнее время, статистика показывает увеличение рождаемости детей вне брака , во вторую — на возникновение прав и обязанностей родителей.

Установление отцовства может быть в добровольном порядке либо в судебном порядке.

Установление отцовства в добровольном порядке.

Установления отцовства в добровольном порядке, устанавливается путем подачи в орган ЗАГС совместного заявления отца и матери при регистрации рождения ребенка. Данное заявление можно подать во время беременности, в случае если имеются основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства после рождения ребенка может оказаться невозможной или затруднительной. При наличии такого заявления государственная регистрация установления отцовства производится одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка и новое заявление не требуется, если до государственной регистрации рождения ребенка ранее поданное заявление не было отозвано отцом или матерью (ч.3, ст. 50 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Данную процедуру проходят лица, не состоящие в законном браке.

Заявление оба родителя заполняют и подписывают собственноручно, т.е. для того, чтобы получить Свидетельство о рождении ребенка с заполненной графой «отец» им необходимо будет явиться в орган ЗАГС вместе. Однако вышеуказанный закон допускает неявку одного из родителей, этот родитель оформляет это отдельным заявлением об установлении отцовства, при этом подпись лица не имеющего возможности присутствовать при подачи такого заявления должна быть нотариально-удостоверена (п.5 ст.50 ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Также совместное заявление об установлении отцовства может быть направлено в орган ЗАГС в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью каждого заявителя (п.1.1 ст. 50 настоящего закона), далее орган Загс назначает дату приема.

После подачи совместного заявления, родители получают два документа — «Свидетельство об установлении отцовства» и «Свидетельство о рождении». Так проходит добровольное установление отцовства.

А вот как проходит процедура установления отцовства в судебном порядке?

Установление отцовства в судебном порядке.

Очень часто к нам обращаются для оказания юридической помощи в установлении отцовства. Поэтому постараюсь подробно рассказать о процедуре судебного установления отцовства.

Данная процедура регулируется ст. 49 Семейного кодекса РФ.

Если в добровольном порядке установить отцовство не удалось, то отцовство в отношении ребенка устанавливается через суд, путем подачи искового заявления.

Заявление могут подать:

  • один из родителей;
  • опекун ребенка;
  • лицо на иждивении, которого находится ребенок;
  • сам ребенок по достижении им совершеннолетия.

Заявление об установлении отцовства подается в суд общей юрисдикции. Далее суд назначает время и место слушания.

Для того чтобы суд установил отцовство, нужно предоставить максимум доказательств указывающих на факт отцовства конкретного лица. Как указывается в ст. 49 СК РФ «суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица».

  • свидетельские показания (друзей, родственников, соседей и др.);
  • документы из женской консультации (если в них в качестве отца было указано лицо в отношении, которого устанавливается отцовство);
  • совместные фото и видео;
  • ДНК экспертиза.

тест на отцовство

Вот о последнем следует рассказать более подробно. Подать ходатайство о проведении ДНК- экспертизы может любая из сторон судебного процесса, а также сам суд по своей инициативе. При этом суд выносит определение о назначении проведения экспертизы. Назначение экспертизы регулируется ст. 79 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Но и тут есть подводные камни, а именно, суд не может принудить или обязать в прохождении экспертизы, то лицо в отношении, которого стоит вопрос об отцовстве. Лицо, которому нужно пройти экспертизу может просто отказаться в её прохождении. Однако, п. 3 статьи 79 ГПК РФ закрепляет: «При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым», так что в большинстве случаев, отказ в прохождении экспертизы, лишь поспособствует в принятии судом решения об установлении отцовства в отношении лица, по которому стоял вопрос об отцовстве.

После вступления решения суда в законную силу, необходимо пройти государственную регистрацию установления отцовства. Правила государственной регистрации установления отцовства по решению суда регулирует ст. 54 ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Для этого необходимо подать заявление в орган ЗАГС.

Заявление могут по дать:

  • мать или отец ребенка;
  • опекун ребенка;
  • лицо на иждивении, которого находится ребенок;
  • сам ребенок по достижении им совершеннолетия.

Заявление может быть в письменной или устной форме, а также направленно электронно через единый портал ГосУслуг. Если подается электронно, такое заявление подписывается простой электронной подписью заявителя.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации установления отцовства представляется решение суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства.

В случае направления в форме электронного документа заявления о государственной регистрации установления отцовства, решение суда представляется заявителем при личном обращении в орган записи актов гражданского состояния в назначенное для государственной регистрации установления отцовства время.

Также данная статья предусматривает подачу такого заявления через уполномоченное лицо (представителя).

Плюсы и минусы установления отцовства.

Ну вот мы и подошли к самому главному, на мой взгляд, подводному камню. Зачастую, матери, подающие в суд на установления отцовства, не задумываются о всех последствиях данного установления. В большинстве случаев, они обращаются в суд об установлении отцовства, для того, чтобы впоследствии подать на взыскание алиментов с этих «горе» отцов.

Однако считаю своим правом рассказать о плюсах и минусах данной процедуры.

Чтобы избежать негативных последствий, можно составить «Соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка». Такое соглашение не требует нотариального заверение, достаточно письменной формы подписанной двумя сторонами.

Поэтому, советую хорошо подумать прежде, чем вы решитесь подать на установление отцовства, так как установление отцовства может сказаться не только на ребенке, но и на вас самих.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Установление отцовства 2021

Содержание:

Когда мужчина и женщина состоят в зарегистрированном браке и у них рождается ребенок, они автоматически записываются родителями этого ребенка. Это называется презумпцией отцовства.

Однако в наше время довольно распространенным явлением является так называемый «гражданский брак», когда мужчина и женщина фактически живут единой семьей, но в барке не состоят, и конечно, у таких пар также рождаются дети.

Соответственно, возникает необходимость записать ребенка на отца, и не всегда этот самый отец согласен добровольно записать на себя ребенка.

Итак, существует два способа установить отцовство: добровольное и судебное.

Добровольное установление отцовства

Первый способ — добровольное установление отцовства, безусловно, является самым простым и распространенным.

Если мужчина признает ребенка и не отказывается записать его на свое имя, то мать и отец просто должны обратиться в отдел ЗАГС по месту регистрации (прописки) одного из родителей, либо по месту нахождения роддома, где малыш родился, и представить совместное заявление об установлении отцовства в отношении их ребенка и иные необходимые документы.

Само заявление установленной формы, выдается в органе ЗАГС и заполняется родителями.

Это можно сделать как при регистрации рождения ребенка, так и в любой другой день.

В таком случае, орган ЗАГС, кроме самого свидетельства о рождении ребенка, также выдает и свидетельство об установлении отцовства в отношении этого ребенка.

Установление отцовства в судебном порядке

К сожалению, не всегда биологический отец ребенка признает свое отцовство, и тогда матери остается использовать второй способ – установление отцовства в судебном порядке.

Как правило, речь всегда идет об установлении именно отцовства, хотя могут быть и случаи установления материнства. К примеру, документы о рождении ребенка могут быть утеряны без возможности восстановления, либо в книге о регистрации рождений указана не настоящая мать ребенка, а другая женщина; не исключены случаи подмены ребенка в роддоме, случайно или преднамеренно, либо ребенок может потеряться и попасть в государственное учреждение и т.п., не единичны случаи, когда суррогатные матери пытаются передать родителям не их ребенка. В подобных случаях без добровольного либо судебного установления материнства не обойтись. Процедура ничем не отличается от установления отцовства.

Несомненно, установление отцовства или материнства влечет для отца или матери ребенка все, предусмотренные семейным законодательством обязанности – по воспитанию, содержанию, образованию детей, защите их прав и интересов, ну и конечно, возникновение родительских прав.

Дела об установлении отцовства относятся к категории достаточно сложных, рассматриваются судами в порядке искового производства.

Закон определяет необходимость судебного установления отцовства в следующих случаях:

  • Когда родители ребенка не состоят в браке, при этом не обратились совместно в ЗАГС для добровольного установления отцовства. Как правило, от этого уклоняется отец, и тогда мать ребенка может решить данный вопрос в суде.
  • Нередки случаи, когда и мужчине приходится устанавливать свое отцовство в отношении ребенка, поскольку от совместной подачи заявления в орган ЗАГС уклоняется мать ребенка.
  • Иные ситуации, например, в случае смерти матери ребенка (либо ее недееспособности, исчезновения, лишения родительских прав) орган опеки и попечительства не дает согласия на установление отцовства по заявлению отца. В этом случае он также может обратиться с иском в суд.

Истцом по делу об установлении отцовства в отношении несовершеннолетнего ребенка может быть:

  • Один из родителей;
  • Опекун или попечитель;
  • Лицо, на иждивении которого находится ребенок

Важно знать:

  • Несовершеннолетняя мать ребенка может самостоятельно быть истцом по делу об установлении отцовства при достижении ею 14-летнего возраста.
  • Самостоятельно ребенок может обратиться в суд с иском к предполагаемому отцу об установлении отцовства только по достижении совершеннолетия.

Какие доказательства необходимо представить в суде

В законе говорится, что судом могут приниматься любые доказательства, достоверно указывающие на то, отцом ребенка является конкретный мужчина.

Доказательства можно разделить на следующие группы:

  • Результаты генетической дактилоскопии (анализ ДНК)
  • Показания сторон и третьих лиц
  • Свидетельские показания
  • Любые письменные и вещественные доказательства: документы, дневники, письма, открытки, а также личные вещи, фотографии, аудио- и видеозаписи и т.п.

По закону суд должен оценить все доказательства в их совокупности.

Но в судебной практике все же одним из существенно важных доказательством по таким делам является заключение судебно-медицинской генетической экспертизы, и оно, как правило, имеет решающее значение.

Если предполагаемый отец отказывается от участия в такой экспертизе, то суд, на основании пункта 3 статьи 79 ГПК РФ, может установить его отцовство именно ввиду его уклонения от участия в экспертизе

Если ребенок родился до 1 марта 1996 года (в период действия КоБС РСФСР), то в суде одним из важных доказательств наравне с анализом ДНК является то, что:

  • Мать ребенка проживала совместно с ответчиком до рождения ребенка и они вели совместное хозяйство
  • Мать ребенка и ответчик совместно воспитывали и содержали ребенка
  • Ответчик совершал действия, которые подтверждают признание им отцовства

Иными словами, заключение генетической дактилоскопии, без других, вышеперечисленных доказательств, не будет иметь решающего значения.

Надо отметить, что лица, рожденные до 1996 года, на сегодняшний день уже являются совершеннолетними, и самостоятельно могут быть истцами по делам об установлении отцовства.

Подсудность дел об установлении отцовства

  • Родовая подсудность: дела об установлении отцовства рассматривают районные суды.
  • Территориальная подсудность: по данным делам предусмотрена альтернативная подсудность. Это значит, что истец выбирает в какой суд подать иск: по месту жительства ответчика, либо по своему месту жительства.

К исковому заявлению необходимо приложить:

  • Копию свидетельства о рождении ребенка
  • Справку о регистрации ребенка
  • Квитанцию об оплате госпошлины (реквизиты для оплаты госпошлины публикуются на сайтах судов)
  • Иные документы, подтверждающие отцовство
  • Сведения о направлении иска ответчику и третьим лицам
Читайте также:  Может ли мать сменить фамилию ребенку

К участию в деле в качестве третьих лиц, как правило, привлекаются органы опеки и попечительства, а также отдел ЗАГС, поскольку первые могут дать свое заключение по делу, а вторые должны будут внести изменения в актовую запись о рождении в случае удовлетворения иска.

Важно знать:

  • На требования об установлении отцовства не распространяется срок исковой давности.
  • Если мужчина устанавливает свое отцовство через суд, но у него нет свидетельства о рождении ребенка, он может получить дубликат этого документа в отделе ЗАГС, где зарегистрировано рождение ребёнка.
  • В иске об установлении отцовства можно также заявить требование о взыскании алиментов на содержание ребенка.

Для составления искового заявления и ведения дела в суде стоит воспользоваться помощью профессионального юриста, это сохранит ваше время и нервы. Юристы нашего центра имеют богатый опыт ведения дел данной категории, они помогут вам со сбором доказательств, быстро и грамотно составят иск и займутся судебным процессом, что также избавит вас от нежелательного общения с другой стороной и неоднократного посещения судебных заседаний.

Доверив ведение дела нашим юристам вы гарантированно получите профессиональный, грамотный подход и разрешение вашей проблемы в максимально сжатые сроки.

Использование субсидии из федерального бюджета

Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на создание условий для получения аккредитации ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации в национальной системе аккредитации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2020 г. № 25
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на создание условий для получения аккредитации ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации в национальной системе аккредитации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на создание условий для получения аккредитации ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации в национальной системе аккредитации.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 21 января 2020 г. № 25

ПРАВИЛАпредоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на создание условий для получения аккредитации ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации в национальной системе аккредитации

1. Настоящие Правила устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на создание условий для получения аккредитации ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации в национальной системе аккредитации (далее – субсидии, региональный проект).

Понятие “ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации”, используемое в настоящих Правилах, означает государственные ветеринарные лаборатории, подведомственные уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта “Экспорт продукции агропромышленного комплекса”, входящего в состав национального проекта “Международная кооперация и экспорт”, в рамках реализации мероприятия по аккредитации ветеринарных лабораторий в национальной системе аккредитации.

Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии, на указанные цели.

3. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета определяется в соответствии с пунктом 131.1 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 “О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации” (далее – Правила формирования субсидий).

4. Субсидии предоставляются при соблюдении субъектом Российской Федерации следующих условий:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядка определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования субсидий.

5. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

наличие понесенных ветеринарными лабораториями затрат на получение аттестата аккредитации в национальной системе аккредитации;

предоставление ветеринарной лабораторией информации в компонент федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии “Веста” в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. № 1140 “О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии”.

Сведения о понесенных затратах на получение аккредитации в национальной системе аккредитации представляются по форме и в срок, которые установлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

6. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, до которого как получателя средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет” и в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее – соглашение).

7. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (Wi) в очередном финансовом году, определяется по формуле:

,

W – размер субсидии, предусмотренной в федеральном бюджете на очередной финансовый год;

Di – количество ветеринарных лабораторий на территории i-го субъекта Российской Федерации по сведениям, представленным субъектом Российской Федерации;

Yi – предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета (процентов), определяемый в соответствии с пунктом 131.1 Правил формирования субсидий;

n – количество субъектов Российской Федерации, представивших сведения.

8. Размер субсидии в финансовом году не может превышать размер средств на исполнение в финансовом году расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.

9. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением средств из бюджета субъекта Российской Федерации их получателям на возмещение части понесенных ветеринарными лабораториями затрат на получение аттестата аккредитации ветеринарной лаборатории за период не более 2 лет, предшествующих году получения субсидии.

10. Ветеринарным лабораториям возмещается не более 100 процентов понесенных ими при получении аттестата аккредитации ветеринарной лаборатории следующих затрат:

а) капитальный ремонт здания (помещения) лаборатории;

б) модернизация и (или) приобретение оборудования;

в) обучение сотрудников лаборатории;

г) проведение межлабораторных сличительных испытаний.

11. При предоставлении субсидий не учитываются в составе понесенных затрат мероприятия, субсидируемые субъектами Российской Федерации, в рамках выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными учреждениями.

12. Не допускается предоставление субсидий субъектам Российской Федерации из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

13. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

14. В случае отсутствия у субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году потребности в субсидиях в связи с внесением изменений в региональные проекты, которые влекут изменение объемов финансового обеспечения и (или) значений результатов использования субсидий, высвобождающиеся средства перераспределяются пропорционально между субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий в соответствии с настоящими Правилами, на основании письменных обращений уполномоченных органов.

15. Орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

а) выписку из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) и (или) муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающую наличие утвержденных в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение указанных в пункте 2 настоящих Правил расходных обязательств субъекта Российской Федерации, – в срок не позднее 30 дней со дня заключения соглашения;

б) документ, содержащий информацию об использовании средств бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, с приложением перечня получателей средств – по форме и в срок, которые установлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

16. Для оценки эффективности использования субсидии результатом является наличие полученного (не менее одного) аттестата аккредитации ветеринарной лаборатории субъекта Российской Федерации.

17. Эффективность использования субсидии оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании сравнения фактически достигнутых значений результата использования субсидии и их плановых значений, предусмотренных соглашением.

18. В случае если при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субъектом Российской Федерации до 10 августа текущего финансового года представлено в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение, содержащее информацию об отсутствии частичной или полной потребности в субсидии, невостребованная субсидия распределяется между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.

19. Возврат субъектами Российской Федерации средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения предусмотренных соглашением обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, включая порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата и основания для освобождения субъектов Российской Федерации от возврата таких средств, осуществляется в соответствии с пунктами 16 – 18 и 20 Правил формирования субсидий.

20. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

21. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственного финансового контроля.

Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование

В июле Правительство приняло решение о выделении бизнесу новой субсидии. В отличие от предыдущих субсидий, эта носит целевой характер — она выдается на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. Целевое назначение субсидии вызывает следующие вопросы. На что ее можно потратить? Кто и как будет проверять целевое расходование средств? Можно ли зачесть целевые расходы, сделанные до получения субсидии? Что грозит тем, кто потратит деньги не по назначению? Давайте разбираться.

Что написано в правилах выдачи субсидии

Субсидия выделяется ООО и ИП с определенными кодами ОКВЭД, которые также включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (подробнее см. «Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить»).

Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также проверить, включены ООО или ИП в реестр малого и среднего бизнеса можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».

Подключиться к сервису «Контур.Фокус»

Порядок выдачи и использования «профилактических» субсидий регулируется постановлением правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Уже из его названия следует, что деньги выдаются бизнесу не просто так, а на определенные цели. А именно: «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

Постановление утверждает правила выдачи субсидии. В пункте 5 Правил сказано: деньги выделяются на первоначальные расходы по профилактике (15 тыс. руб.) и на текущие (по 6 500 руб. на каждого работника). Предприниматели, не имеющие сотрудников, получают деньги только на первоначальные расходы.

Читайте также:  Оградить ребенка от общения с отцом

Однако ни конкретного перечня мер по профилактике, на которые следует расходовать полученные деньги, ни положений о том, что будет, если средства потрачены на другие цели, Постановление не содержит. Единственный пункт об ответственности, который имеется в Правилах, касается искажения получателем данных в отчетности, которая сдается в ПФР — на основании этих сведений рассчитывается сумма субсидии. В частности, используются сведения из формы СЗВ-М.

Бесплатно заполнить, проверить и сдать СЗВ-М через интернет

В пункте 12 Правил указано, что в случае искажения отчетности полученные деньги подлежат возврату в бюджет. Кроме того, стоит обратить внимание на пункт 13, который предоставляет федеральному казначейству право контролировать соблюдение целей предоставления субсидий.

Подведем промежуточный итог. Основной документ, регулирующий выдачу субсидии на дезинфекцию, оговаривает ее целевое назначение и закладывает механизм контроля за его соблюдением. Однако никаких положений о мерах ответственности за нецелевое использование денег не содержит.

Что считать нецелевым использованием

Очевидно, что перед тем, как говорить об ответственности за нецелевое расходование денег, следует определить: на какие конкретно нужды может расходоваться субсидия. Как уже упоминалось, само Постановление описывает цель максимально широко: «проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции». Это значит, что траты на любые товары, работы или услуги, хоть как-то связанные с профилактикой (дезинфекция помещений, покупка средств защиты, проведение анализов и т.д.), в рамках Постановления № 976 будут считаться целевыми.

Ни в Постановлении, ни в Правилах не оговорено, что субсидия выделяется на покрытие уже понесенных затрат. Получается, что налогоплательщик не может направить бюджетные деньги на другие нужды, даже если ранее он уже потратил аналогичные суммы на профилактические мероприятия. Такое расходование субсидии может быть признано нецелевым.

Нецелевое использование и налоги

Налоговый кодекс содержит норму о необходимости соблюдать целевое назначение бюджетных ассигнований. Речь идет о правилах подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Там сказано: использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогообложения и должны включаться в состав внереализационных доходов. Однако применить эти положения к «профилактической» субсидии не получится.

Дело в том, что подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит собственный закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется данная норма. И коронавирусные субсидии там не поименованы. Более того, для них законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт за номером 60. А этот пункт не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных из бюджета денег и последствиях нарушения такового.

Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не будет облагаться налогом на прибыль (либо единым налогом при УСН) вне зависимости от того, на какие цели реально будут истрачены деньги. Более того, освобождение будет действовать и в ситуации, когда деньги в принципе не будут потрачены, а останутся на счете налогоплательщика.

Ведите налоговый и бухгалтерский учет при УСН в интуитивно понятном веб‑сервисе Попробовать бесплатно

Есть ли санкция в Бюджетном кодексе

Поскольку субсидия выделяется за счет бюджета, к отношениям по ее получению и расходованию могут применяться правила бюджетного законодательства. Давайте ознакомимся с ними.

Порядок предоставления субсидий получателям из внебюджетного сектора (коммерческим организациям и ИП) урегулирован статьей 78 Бюджетного кодекса. Данная статья содержит общее положение о том, что правила, на основании которых выделяется субсидия, должны содержать обязательный пункт о контроле за целевым использованием денег. Однако конкретной ответственности за нецелевое использование средств не устанавливает.

Не установлена такая ответственность и в статье 306.4 БК РФ, которая целиком посвящена нецелевому использованию любых бюджетных средств, в т.ч. и полученных на основании постановлений правительства РФ. Правда, пункт 2 данной статьи устанавливает наказание в виде безусловного взыскания использованных не по назначению денег только в отношении целевых межбюджетных трансфертов. В данном же случае деньги выделяются напрямую из федерального бюджета. Поэтому, хотя ситуация в целом и подпадает под действие п. 1 ст. 306.4 БК РФ (т. е. признается нецелевым использованием бюджетных средств), применить правила п. 2 ст. 306.4 БК РФ об ответственности не получится.

Вести учет и сдавать всю отчетность ИП через интернет

Грозит ли административная ответственность

Следующая норма, которая может применяться к получателям «профилактической» субсидии — статья 15.14 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Она так и называется: «Нецелевое использование бюджетных средств». А как мы помним, определение нецелевого использования, данное в п. 1 ст. 306.4 БК РФ, охватывает и получателей субсидии.

Статья 15.14 КоАП РФ гласит: ответственность в виде штрафа и дисквалификации может наступать за то, что бюджетные средства направлены на цели, не соответствующие указанным в том нормативном правовом акте, на основании которого они выделены. Очевидно, что расходование «профилактической» субсидии на какие-либо иные цели в полной мере подпадает под действие данной статьи КоАП РФ. А значит, если организация или ИП истратит полученные деньги на что-то не связанное с профилактикой коронавируса, то им грозит административный штраф: для ИП — от 20 до 50 тыс. руб.; для организаций — от 5 до 25 процентов использованных не по назначению средств. Также ИП или руководитель компании могут быть дисквалифицированы на срок от года до трех лет.

Если сумма израсходованной не по назначению субсидии составит 1,5 млн. руб. и более, то возможна уже уголовная ответственность. Статья 285.1 УК РФ предусматривает за нецелевое использование максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Подведем итог

Специального механизма контроля за расходованием субсидии на дезинфекцию не установлено, однако органы казначейства и финансового контроля имеют право проверять целевой характер соответствующих трат (п. 13 Правил, п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ). Соответствующие документы могут запрашиваться и у самих получателей субсидии (ст. 267.1 БК РФ).

Расходование бюджетных денег на цели, никак не связанные с профилактикой коронавируса, может обернуться для получателя штрафом и дисквалификацией (ст. 15.14 КоАП РФ). А при значительных суммах субсидии — даже уголовным преследованием (ст. 285.1 УК РФ). При этом каких-либо налоговых или «бюджетных» последствий в данном случае не предусмотрено.

Отдельно стоит заметить, что наказывается именно расходование субсидии на цели, не соответствующие Постановлению № 976. А значит, наказание не может применяться к организациям и ИП, а также их должностным лицам, если полученная сумма просто «осела» на банковском счете и вообще не использована.

Документы

Письмо Минфина России

от 20.04.2020 № 09-07-07/31689

Письмо Минфина России от 20.04.2020 № 09-07-07/31689 «Об использовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания»

Письмо Минфина России от 20.04.2020 № 09-07-07/31689 «Об использовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» Отправить по электронной почте

Письмо Минфина России от 20.04.2020 № 09-07-07/31689 «Об использовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» Поделиться в социальных сетях

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 24.04.2020

Дата изменения: 24.04.2020

Прикрепленный файл: pdf, 1005.82 кБ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями федеральных органов исполнительной власти (далее – орган- учредитель) об использовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными им санаторно-курортными учреждениями (далее – государственное задание, учреждения) сообщает.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – субсидия на выполнение государственного задания), субсидий, предоставленных в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.

В соответствии с положениями пункта 15 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых является субсидия на выполнение государственного задания, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральным законом.

При этом проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.

Использование средств субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с направлениями, установленными в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом бюджетным и автономным учреждением (далее – план финансово-хозяйственной деятельности) в порядке, установленном органом – учредителем, в соответствии с Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н).

В соответствии с положениями пункта 8 Требований № 186н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на сновании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат.

Пунктом 44 Требований № 186н установлено, что расчеты расходов, связанных с выполнением учреждением государственного задания могут осуществляться с превышением нормативных затрат, определенных в соответствии с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640.

Аналогичные положения установлены в отношении автономных учреждений положениями статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, положениями Требований № 186н не установлена обязанность учреждения детализировать показатели по выплатам, включенные в план финансово-хозяйственной деятельности, по источникам финансового обеспечения обязательств, если указанное требование не установлено органом – учредителем.

Учитывая изложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, средства субсидии на выполнение государственного задания могут быть направлены, в том числе на выплату заработной платы сотрудников учреждений, а также на оплату иных обязательств, в случае если соответствующие направления расходов установлены планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Использование субсидии из федерального бюджета

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • местной администрацией;
  • уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из местных бюджетов – местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Читайте также:  Отказ от отцовства и алименты

Доходы учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.5.2 Порядка № 209н.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями текущего характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.

Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС “Доходы”). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 152.

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС “Доходы”, п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе “Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора”, подразделе “Методический кабинет”.

Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Возврат субсидии

Остаток целевой субсидии, который не был использован в текущем финансовом году, бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). По решению учредителя этот остаток средств учреждение может использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат целевой субсидии прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).

Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 52, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета (коды ЦСР должны здесь отражаться, в частности, при отражении операций по субсидиям на реализацию национальных проектов (программ));
  • в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 150.

Номер счета 303 05 формируется так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – КИФ 610 (если на счете отражается задолженность перед бюджетом по возврату субсидии прошлых лет), код видов доходов 150 (если планируется подтверждение потребности в средствах без возврата в бюджет).

По счетам аналитического учета счета 201 00 “Денежные средства учреждения” в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.

Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии текущего характера

КРБ 5 106 2X 3XX,

КРБ 5 106 3X 3XX,

КРБ 5 302 XX 73X,

В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС “Электронный бюджет”, СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам.

Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь.

* Согласно п. 200 Инструкции № 183н сумма уменьшений сметных назначений по доходам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 способом “красное сторно”.

** Соответствующие изменения планируется внести в пп. 97, 186 Инструкции № 183н.

*** Бухгалтерские записи следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н, п. 5 Инструкции № 183н.

**** Соответствующие изменения планируется внести в п. 133 Инструкции № 174н, п. 161 Инструкции № 183н. Проекты приказов размещены на сайте Минфина России во вкладке “Документы”, подразделе “Проекты”, а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Субсидия

Субсидия – это денежные выплаты, которые предоставляются за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов, предназначенные юридическим и физическим лицам, местным органам власти или другим государствам.

Субсидия и Бюджетный кодекс РФ

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии

Основные свойства субсидии:

безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);

софинансирование (на условиях долевого финансирования).

Таким образом, субсидию отличает то, что:

субсидии выделяются на строго определенные цели (денежные средства, выделенные на определенную цель, не могут быть потрачены ни на что другое);

денежные средства предоставляются безвозмездно (то есть выдача субсидий не предусматривает возврата денежных средств или процентов за пользование субсидией. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;

субсидия является софинансирующим инструментом (т. е. не полностью «закрывает» ту или иную финансовую «дыру», а выступает в качестве дополнительного финансирования).

выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.

Виды субсидий

Государственные субсидии можно классифицировать следующим образом:

1. Субсидирование в зависимости от объекта-получателя финансирования:

субсидирование бюджета одного уровня бюджетом другого уровня;

субсидирование физических и юридических лиц.

2. Субсидирование в зависимости от формы предоставления денежной помощи:

Прямое субсидирование (прямые субсидии); и

Косвенное субсидирование (косвенные субсидии).

Прямые субсидии

Прямые субсидии, как правило, используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), или для внедрения в производство новых технологий и для переподготовки кадров.

То есть, прямые субсидии направлены на финансирование науки, переподготовку кадров, модернизацию производства и прочие направления, важные для функционирования государства.

Косвенное субсидирование

Косвенное субсидирование осуществляется государством с использованием средств налоговой и денежно-кредитной политики.

Государство предоставляет льготы при налогообложении прибыли компаний, выдает фирмам кредиты на льготных условиях, осуществляет возврат прямых налогов и таможенных пошлин.

То есть, косвенные субсидии являются не явной формой финансирования, а опосредованной: через предоставление налоговых льгот, возврата уплаченных пошлин, кредитование на льготных условиях и т.д.

Цели предоставления субсидий

Цели предоставления субсидий могут быть разными.

Так, в основном финансирование осуществляется ради:

оказания материальной помощи нуждающимся гражданам страны;

оказание поддержки юридическим лицам (например, предоставление льгот по налогообложению для предприятий малого бизнеса);

финансирования бюджетов нижестоящего уровня (например, софинансирование проектов, реализуемых в определенной отрасли экономики, и т.д.).

Таким образом, цели субсидирования могут быть различными, но предоставление субсидий всегда направлено на поддержание нуждающихся в материальной помощи физических лиц, компаний, или бюджета.

Основные виды действующей государственной помощи в виде субсидий

В законодательстве РФ о соцобеспечении рассматривается три вида субсидирования:

на покупку или строительство жилья;

на оплату услуг ЖКХ и жилого помещения;

субсидия безработным, создающим свой бизнес.

Также можно различать подтипы субсидирования:

помощь лицам с группой инвалидности;

малообеспеченным слоям населения;

компенсации затрат на медикаменты и дорогостоящее лечение, и т.д.

Кто может претендовать на получение субсидии

В РФ на государственную поддержку могут рассчитывать:

– малообеспеченные граждане. При этом выделение средств на поддержание их жизни производится из бюджетов:

субъекта Российской Федерации, на территории которого живет нуждающееся лицо;

– граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

– граждане, которые пострадали от стихийных бедствий;

– официально безработные, стоящие в очереди на бирже труда или занимающиеся предпринимательской деятельностью (начинающие бизнесмены);

– граждане, у которых имеется знак отличия или он относится к участникам льготной программы.

Порядок действий при оформлении субсидии

Порядок действий при оформлении субсидии будет следующим:

предварительно, отдельно сформированной комиссией будет расцениваться степень нуждаемости заявителя и его семьи;

заявителю нужно будет принести необходимые документы для оформления субсидии;

заявление будет рассмотрено, дан анализ и оценка комиссией предоставленных документов;

заявитель получает уведомление об одобрении или об отказе.

Основания для прекращения выплаты субсидии

Субсидию могут прекратить выплачивать при следующих основаниях:

у заявителя или его семьи в целом увеличился средний доход, в связи с чем они вполне могут себя полноценно обеспечивать;

поскольку субсидия привязывается к месту прописки заявителя, то при переезде, смене места проживания она автоматически аннулируется;

заявитель предоставил ложную информацию;

если заявитель допустил значительную задолженность, например, за коммунальные услуги.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию