Задержали с марихуаной

Какое наказание за употребление травки в России по статье

Марихуана на территории РФ входит в список запрещенных веществ № 1, полностью изъятых из гражданского оборота. Наказание за хранение марихуаны зависит от количества травки, обнаруженной правоохранительными органами, и цели ее приобретения или изготовления. Хранение любого наркотического средства с целью сбыта, в соответствии с законодательством, наказывается строже, чем для собственного употребления. Если травка предназначена для себя и найдена в небольших количествах, виновному грозит административная ответственность — штраф или административный арест. Уголовная ответственность за хранение марихуаны, приобретенной для личного пользования, начинается со значительного размера (6 г).

Есть ли право у сотрудников полиции остановить в метро или на улице и обыскать вас?

Адвокат Головин Сергей Николаевич: Нет, у них такого права нет. Обыскать гражданина можно исключительно тогда, когда против него возбуждено уголовное дело. А вот произвести личный досмотр они имеют право. Выражение другое, а суть практически та же, что и при обыске. Учтите, для произведения личного досмотра должны быть веские основания, например, подозрение, что человек преступник или совершил административное правонарушение. Поэтому, если полицейские хотят провести досмотр или требуют предъявить документы, выясните, на каком основании они это делают.

В пункте 2 первой части ст.13 Федерального Закона «О полиции» говорится, что сотрудник полиции имеет право проверить документы, удостоверяющие личность человека, если у него есть основания подозревать его в совершении преступления, если он полагает, что данное лицо разыскивается, либо если есть какой-то повод к возбуждению административного дела по факту правонарушения.

Полицейский должен соблюсти следующий порядок: попросить предъявить документы, объяснить на каком основании он к вам обратился, затем должен составить протокол о задержании и указать в нем причину задержания (например, нахождение в состоянии опьянения задержанного лица), потом приводятся два понятых того же пола, что и задержанный, и исключительно в присутствии понятых проводится личный досмотр. То есть, во-первых, составляется протокол, а, во-вторых, потом – личный досмотр.

Признаки наркотической зависимости

У курильщиков марихуаны наркотическое опьянение проявляется в виде повышенной любвеобильности и блаженного вида, появляется зверский аппетит, иногда сопровождается гиперсексуальностью. Пристрастившиеся к травке люди страдают апатией и сонливостью, снижаются их интеллектуальные способности, кожа становится сухой и бледной, взгляд теряет осмысленность. При переходе с марихуаны на гашиш, для которого характерна более высокая концентрация наркотического вещества, человек теряет способность к самокритике и самоконтролю, у него полностью нарушается логическое мышление, ухудшается память.

Опиаты, входящие в состав мака снотворного, вызывают заторможенное полусонное состояние: у человека сужаются зрачки, снижается частота пульса, возможны расстройства пищеварения в виде диареи или запоров. Характерными чертами кокаинизма являются крайнее нервное возбуждение и желание действовать, которое сменяется депрессивным состоянием. Некоторые виды грибов содержат галлюциногены, снижающие внимание и вызывающие эйфорию. При их употреблении повышаются пульс и давление, возможна дезориентация человека в пространстве и во времени. При любой форме наркотической зависимости необходимо, чтобы человек осознал свою болезнь и проявил волю к ее излечению.

В случае нахождения конопли при досмотре без понятых, имеют ли право выдвинуть обвинение?

Адвокат Головин Сергей Николаевич: Могут попытаться. В жизни это будет выглядеть так: остановили, досмотрели, если что-то нашли, задерживают. После этого составляют с участием понятых протокол личного досмотра, в процессе которого изымается то, что нашли ранее. В связи с этим важно при понятых сказать, что досмотр уже происходил ранее без понятых и сделать об этом замечание в протоколе досмотра. В суде понятых допросить, они должны будут об этом рассказать.

Важно! Процессуальные действия в отношении человека могут проводится сотрудниками правоохранительных органов исключительно после составления протокола о задержании (рапорта). Иначе они являются незаконными. В жизни случается, что полицейские прежде осуществляют досмотр, а потом задним числом составляют протокол. Настаивайте на соблюдении своих прав, не позволяйте осуществлять досмотр без присутствия понятых и составления протокола.

Можно ли выращивать мак в России?

Наверняка, многие из вас помнят недавнюю громкую историю с пермским пенсионером, на садовом участке которого полицейские обнаружили более 400 растений мака, за которыми осуществлялся заботливый уход. Поначалу в Сети в защиту дедушки поднялся «хайп», но впоследствии, когда начали выясняться подробности и детали «макового дела», общественное мнение успокоилось и пенсионер получил свою судимость, пусть и условную.

Причиной такого исхода стало то обстоятельство, что мак, который выращивал у себя на огороде дедушка, являлся опийным, при этом, занимал, едва ли не половину всего огорода и в суде было доказано, что владелец участка тщательно ухаживал за ним.

Собственно, в истории пермского пенсионера и кроется ответ на вопрос – в каком случае мак в России выращивать запрещено?

Уголовная ответственность за мак на огороде может наступить при наличии следующих обязательных условий:

  • Растения мака должны быть наркотикосодержищими
  • Количество растений мака должно составлять крупный размер, т.е, более 10 растений, либо особо крупный – более 200 растений (выращивание мака в количестве 10 растений и менее влечет ответственность по КоАП РФ)
  • Должно быть доказано, что виновник осознавал факт произрастания у него на участке опийного мака и намеренно продолжал его выращивать, хотя имел возможность ликвидировать растения, либо сообщить о них в полицию

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 934, в настоящее время в России запрещенным к выращиванию является мак снотворный (растение вида Papaver somniferum L) и другие виды мака рода Papaver, содержащие наркотические средства.

В соответствии со статьей 18 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», культивирование наркотикосодержащих растений допускается только для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, в фармацевтике и в промышленных целях, при наличии соответствующей лицензии.


Таким образом, можно подытожить, что культивирование опийного мака гражданами на своих личных участках в России запрещено, независимо от цели его выращивания.

У юристов часто спрашивают, можно ли выращивать восточный или декоративный мак на садовом участке? Ответ на этот вопрос нужно искать в ботанических справочниках, которые гласят, что восточный мак относится к роду Papaver и также является наркотикосодержащим.

А вот некоторые декоративные сорта мака, не содержащие в себе наркотических веществ, выращивать не запрещено. Однако, прежде чем заняться посевом этих красивых цветов, лучше все-таки проконсультироваться не только с юристом, но и с квалифицированным специалистом в области ботаники, дабы не совершить роковую ошибку.

В идеале, огородникам лучше вообще не связываться с маком, так как обычному садоводу отличить разрешенные сорта растений от запрещенных весьма непросто, а иногда даже специалисты затрудняются это сделать без проведения экспертизы

Как поступить, если вам траву подкинули?

Адвокат Головин Сергей Николаевич: О данном факте нужно сделать заявление сразу во время осуществления личного досмотра, отметить в протоколе и сказать об этом факте понятым. Хороший адвокат сумеет оказать вам нужную помощь, он знает, что необходимо делать в конкретной ситуации и поможет избежать уголовного наказания за хранение наркотического средства.

Если при личном досмотре что-либо изымают и задают стандартные вопросы, откуда у вас это, является ли данное вещество вашим, то логично ответить в присутствии понятых, что данное вещество не ваше, и вам не известно, откуда оно взялось.

Как найти телефон адвоката в данной ситуации, полицейские скажут, что номеров адвокатов у них нет?

Адвокат Головин Сергей Николаевич: Вы можете заранее записать в телефон мой номер. Так же возможно напечатать в Яндексе запросы «адвокат по ст. 228 УК РФ» или «адвокат по наркотикам» и заранее найти контакты компетентного специалиста. Номер нужно сохранить в мобильном телефоне, если возникнет необходимость – сразу звонить. Эту возможность вам обязаны предоставить. Если уголовное дело возбуждено, а вы находитесь на допросе у следователя (дознавателя), он должен пригласить бесплатного адвоката, его услуги оплачиваются из бюджета.

Может ли полиция забрать сотовый телефон, если у них на это право?

Адвокат Головин Сергей Николаевич: Исключительно если уже составлен протокол о задержании. С задержания до составления протокола есть время и право набрать адвоката или близких.

В части 5 ст. 14 ФЗ «О полиции» сказано, что задержанный имеет право воспользоваться услугами адвоката прямо с момента задержания.

Часть 7 гласит, что у задержанного лица есть гарантированное право на телефонный звонок, в котором может сообщить близким о причинах своего задержания и о месте в котором он находиться. Задержанный также может попросить полицейского позвонить адвокату. При задержании несовершеннолетнего лица сотрудники правоохранительных органов должны срочно уведомить его родителей, в случае их отсутствия, то законных представителей (часть 8).

Есть ли статья за употребление травы

Использование наркотических средств в любой форме без назначения врача на территории России запрещено законом. Форма наркотиков и способ их использования различны: от растворов для внутривенных инъекций и таблеток до курительных смесей. Курение травы стоит в ряду наиболее распространенных способов использования наркотических средств.

В Российском законодательстве предусмотрено административное наказание за употребление травки. Курение марихуаны попадает под несколько статей Кодекса РФ:

  • ст. 6.9 — распространяется на персонажей, предпочитающих «ловить кайф» в комфортных домашних условиях. Цена такого «удовольствия» колеблется от 4 до 5 тысяч рублей, штраф может быть заменен административным арестом на 15 суток. Иностранец за курение травы выдворяется из страны. Срок давности правонарушения — 1 год, в течение этого периода времени курильщика могут привлечь к ответственности, если факт правонарушения будет доказан;
  • ст. 20.20 — предусматривает ответственность для лиц, решивших покурить травку в общественном месте — на дискотеке, в парке, сквере и т. п. Для них предусмотрен штраф в размере от одной до полутора тысяч рублей, срок давности правонарушения составляет два месяца;
  • статьи 20.21 и 20.22 предусматривают ответственность за прогулки в одурманенном виде, первая — для взрослых, вторая — для несовершеннолетних подростков в возрасте до 16 лет. Срок давности по обеим статья — 2 месяца, при доказанном правонарушении взрослых ждет штраф до 500 рублей или арест на 15 суток. Если в одурманенном состоянии был пойман ребенок, то разбираться будут не с ним, а с его родителями: кроме штрафа за сам факт правонарушения им дополнительно придется заплатить на безответственное отношение к воспитанию своего ребенка.

«Бонусом» к штрафу или пребыванию под административным арестом идет постановка на учет в наркодиспансер.

Законом предусматривается освобождение от ответственности, если лицо, пристрастившееся к наркотикам, добровольно изъявит желание освободиться от зависимости и обратится в медицинское учреждение. Ответственность снимается даже после того, как административное делопроизводство уже начато, в том случае, если правонарушитель согласится на прохождение соответствующего обследования и лечения.

Отказ от прохождения медицинского освидетельствования по требованию правоохранительных органов для установления факта употребления наркотических средств приравнивается автоматически к их непосредственному употреблению и влечет соответствующую ответственность.

Какова ответственность за хранение марихуаны?

Адвокат Головин Сергей Николаевич: Ответственность за хранение марихуаны и производных от нее указана в статьей 228 УК РФ и зависит от веса вещества в граммах. Так при обнаружении менее 2 г гашиша и менее 6 г марихуаны, человеку могут вменить только административное правонарушение. Это влечет за собой штраф или административный арест до 15 суток.

За хранение каннабиса и гашиша в значительном размере (от 6 г до 100 г и от 2 г до 25 г соответственно) предусмотрены штрафы, исправительные работы (обязательные), ограничение или лишение свободы до 3-х лет. За хранение марихуаны в крупных и особо крупных размерах наказание еще более суровое.

Итак, уголовная ответственность наступает при приобретении больше 6 грамм высушенной марихуаны (конопли). Под приобретением понимают не только покупку, а также получение в дар, присвоение найденного, получение в качестве взаиморасчета, самостоятельный сбор дикорастущих растений, обмен на вещи и другие способы.

Что такое марихуана и ее действие на организм

Марихуана представляет собой наркотическое средство, полученное на основе стеблей и листьев конопли с добавлением небольшого количества цветков. Активным веществом является ТГК, которого содержится в марихуане 0,5-4 %.

Наркоманы иногда добавляют марихуану в пищу для получения одурманивающего эффекта, но главным способом ее использования является курение. Для этой цели используется самокрутка (косяк) либо папироса, в которой табак заменен травкой. Вдыхаемый дым с ТГК через легкие проникает в кровь и расходится по всему организму, в результате чего возникает наркотическое опьянение.

Активное вещество марихуаны после попадания в кровяное русло начинает действовать почти сразу же, максимальный эффект достигается через полчаса, а продолжительность действия составляет 2-4 часа, в зависимости от концентрации ТГК и чувствительности организма.

Характерные черты каннабиноидного наркотического воздействия:

  • эйфория;
  • общее мышечное расслабление, ощущение легкости;
  • нарушение пространственно-временного восприятия;
  • беспричинный безудержный смех;
  • гиперестезия звуковых, цветовых и вкусовых раздражителей.

В состоянии наркотического опьянения после употребления марихуаны изменяется восприятие вещей: цвета становятся ярче, отдельные звуки сливаются в музыку, становится еще вкуснее еда и т. д. Ход времени замедляется или наоборот ускоряется, возрастает социальная активность — человек становится общительным и болтливым.

В сочетании с алкоголем может появляться ощущение грозящей опасности, возникать беспокойство и панический страх. Появляется общая заторможенность, нарушаются мыслительные процессы и память.

Влияние марихуаны на органы человека:

  • мозг — оказывает негативное влияние на ближнюю память, способность к пониманию происходящего, абстрактному мышлению и обучению;
  • легкие — вызывает отрицательные эффекты, свойственные табакокурению, в усиленных масштабах — фарингиты, бронхиты, синуситы, рак, отеки, развитие различных заболеваний верхних дыхательных путей.
  • сердце — повышение кровяного давления, усиление сердцебиения;
  • половая система — нарушение гормонального фона, снижение тестостерона и повышение количества аномальных клеток в сперме у мужчин, нарушения овуляции и токсическое действие на плод у женщин.

Марихуана может накапливаться в женских половых органах и нарушать развитие плода, у курящих марихуану матерей рождаются дети со сниженным весом — «фетальный синдром марихуаны», по сравнению с «фетальным алкогольным синдромом» наблюдается в 5 раз чаще. При кормлении грудных детей наркотик с молоком матери переходит в организм ребенка. Травка может вызывать непредсказуемые последствия у людей с пороками сердца и страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Марихуана нарушает координацию движений, после курения «травки» замедляется реакция на звуковые и световые сигналы, снижается степень восприятия и способность к выполнению последовательных операций. У наркомана появляется потребность активно двигаться и разговаривать, в состоянии покоя принимают неестественные позы.

Марихуана действует более мягко, чем тяжелые наркотики, но в конечном итоге вызывает те же самые последствия — разрушение здоровья и деградацию личности. Последствиями употребления наркотика могут стать психические расстройства — апатии, депрессии, склонность к суициду. При отсутствии травки появляется состояние крайнего дискомфорта, что вынуждает постоянно повышать дозу.

Марихуана приводит к быстрому привыканию, а затем — к потребности увеличивать дозу с последующим переходом на более сильные наркотики. Медицинские исследования показывают, что почти во всех случаях употребляющие героин, крэк и другие «тяжелые» наркотики, начинали с марихуаны. Каннабис и все препараты на его основе входят в список № 1 Конвекции ООН и соответствующих законодательных актов РФ, запрещены к свободному обороту.

Продолжительное употребление марихуаны приводит к серьезных нарушениям деятельности мозга и жизненно важных систем у человека. Единственный положительный эффект марихуаны — посредством блокирования рецепторов боли она способна оказывать мощный обезболивающий эффект.

Наказание за употребление марихуаны

В России долгое время было запрещено выращивание любых наркосодержащих растений. В первую очередь, речь идёт о конопле и опийном маке. Данный запрет был установлен ФЗ №3 от 1998 года. Принятие такого закона объяснялось распространением кустарного производства растительных наркотиков. Однако, российская промышленность столкнулась с обратной стороной борьбы с наркотиками – зависимостью от иностранных производителей опиумного мака и канабиса в медицинских целях. Для создания сырья отечественного производства Госдума решила принять соответствующий закон ещё в 2019-м году.

Что предшествовало принятию закона

Так называемый «закон о марихуане» стал следствием введения санкций в отношении российской промышленности. В итоге оказалось, что девять из десяти мировых производителей наркосодержащих растений для медицинских целей перестали поставлять сырьё в РФ.

Необходимость развивать местный фармацевтический рынок была отмечена ещё в 2012-м году в Указе Президента №598. Тогда была поставлена цель довести количество отечественных жизненно важных медицинских препаратов до 90%.

Принимая законопроект, разрешающий выращивать мак и коноплю, депутаты отметили также необходимость создания государственной монополии на данный вид производства. Кроме того, закон разрешил переработку сырья зарубежного производства, но также только лицензированным компаниям.

10 февраля 2020 года Кабмин утвердил перечень растений, которые будут разрешены для выращивания в медицинских целях. В него вошли снотворный мак и конопля, но только из семян, внесённых в государственный реестр.

Кто может выращивать коноплю и мак по новым правилам?

Несмотря на послабления в наркотическом законодательстве, рядовых «предприимчивым» гражданам радоваться не стоит. Статья за употребление марихуаны и её выращивание из российского законодательства никуда не исчезла.

Право на заготовку сырья для производства жизненно важных лекарств получат лишь некоторые Федеральные Государственные Унитарные Предприятия (ФГУПы).

Подробности внесённых изменений

Пояснения к законопроекту построены вокруг уже упомянутой проблемы международных санкций. В результате ограничений на поставку в Россию ряда товаров под угрозой оказалось производство некоторых сильнодействующих медицинских препаратов. Для решения проблемы законодатели и решили пересмотреть ограничения на выращивание сырья российскими компаниями.

Номинально новый закон отменяет нормы ФЗ №3 от 1998 года, но изменения коснутся не всех. Выращивать ранее запрещённые сорта мака и конопли смогут только лицензированные компании с большой долей государственного капитала. Таким образом, депутаты решили избежать рисков маскировки наркобизнеса под медицинское производство.

Читайте также:  Как разговаривать с приставами по алиментам

Также в законе отмечают необходимость развивать выращивание пищевого мака, поскольку и это сырьё российские компании закупают за границей в объёме до 10 тысяч тонн в год.

Помимо необходимости получения лицензии на культивирование мака и конопли, к растениям установлены следующие требования:

  • при их использовании в медицине – содержание в растениях психотропных веществ не ограничивается;
  • для использования в иных целях (в пищевой промышленности и т.п.) допускаются только мак с содержанием кодеина, тебаина, морфина и орипавина не более 0,6%, и конопля, в одном кусте которой не более 0,1% тетрагидроканнабинола.

Для посева можно использовать только семена первой репродукции (для мака) и с первой по третью репродукцию (для конопли).

Могут ли посадить за покупку или продажу семян конопли?

Из ограничений описанного выше закона следует, что разрешена продажа только некоторых видов семян конопли. При этом продавать их можно для промышленных целей, а значит, юридическим лицам, производителям определённых препаратов.

Помимо этого существует Постановление Правительства РФ №460 от 2007 года, в котором указаны сорта конопли, разрешённые для продажи в промышленных целях. Все они характеризуются низким содержанием каннабинола (ТГК). Продажа остальных сортов запрещена.

Помимо ответственности за употребление марихуаны, предусмотрено наказание за её покупку и продажу.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Лицо, купившее коноплю, в объёме которой содержание ТГК превышает 0,05 граммов (значительный размер) может быть приговорено к:

  • Штрафу до 40 тысяч рублей;
  • Обязательным работам на 480 часов;
  • Исправительным работам на 2 года;
  • Лишению свободы или её ограничению до 3 лет.

За крупный размер содержащегося в «травке» ТГК (0,25 грамма) посадить могут на 3-10 лет, с дополнительным ограничением свободы ещё на год и штрафом на полмиллиона рублей.

При 50 граммах ТГК срок заключения определяется в интервале от 10 до 15 лет, а дополнительный штраф и ограничений свободы составят 500 тысяч рублей и 1,5 года, соответственно.

Что касается покупателей небольшого количества «травы», то им грозит только штраф по статье 6.8 КоАП РФ на сумму 4-5 тысяч рублей, либо арест на 15 суток.

Описанная выше градация позволяет понять, сколько можно при себе иметь травы. Однако, стоит учесть, что если её владельца признают виновным в продаже данного растения, то могут привлечь к ответственности по статье 228.1 УК РФ. В этом случае ему грозит от 4 до 8 лет тюрьмы с дополнительным ограничением свободы ещё на год.

Отягчающими обстоятельствами считается продажа через СМИ и интернет, а также в транспорте, исправительных и образовательных учреждениях, а также на спортивных площадках и в развлекательных заведениях.

В этом случае срок определяется в интервале 5-12 лет, ограничение свободы может достигать 1,5 лет, а штраф – полумиллиона рублей.

До 15 лет лишения свободы можно получить за продажу конопли с значительным содержанием ТГК, а за крупный размер, как и за совершение преступления с использованием служебного положения или в составе организованной группы, можно сесть на срок до 20 лет. Дополнительно суд может запретить работать в определённой сфере на тот же срок и назначить штраф на сумму до миллиона рублей.

Какое наказание грозит за употребление марихуаны?

Статья за употребление марихуаны есть только в КоАП РФ. Поэтому наказание относительно мягкое.

За курение дома по статье 6.9 КоАП РФ грозит штраф на сумму 4-5 тысяч рублей или арест на 15 суток. Иностранных граждан депортируют из России.

Идентичное наказание предусмотрено и по статье 20.20 КоАП РФ, но это ответственность за употребление марихуаны в общественном месте.

Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает штраф в сумме 1,5-2 тысячи рублей для родителей подростка, курившего «травку» в общественном месте.

Однако, не стоит думать, что всегда наказание ограничится небольшим штрафом. Между употреблением и хранением марихуаны очень тонкая грань. И если количество найденного наркотика окажется значительным (больше 6 грамм), то будет возбуждено уголовное дело, а виновного могут посадить на срок до 3 лет. Крупный и особо крупный размер «травки» (100 грамм и 100 килограмм, соответственно) повлечёт лишение свободы до 10-15 лет.

Как поступить, если вам траву подкинули?

Попытки подбросить наркотик обычно происходят при личном досмотре или обыске. Отличие этих понятий в том, что обыск можно произвести только в случае возбуждения уголовного дела, а досмотр при подозрении о причастности данного лица к преступлению. Но по сути действий сотрудников полиции это практически идентичные оперативные мероприятия.

Важно, чтобы досмотр происходил в присутствии понятых. Но поскольку полицейские имеют право при наличии подозрений досмотреть человека самостоятельно, то на практике после обнаружения у него наркотиков и иных запрещённых веществ, они привлекают понятых для повторного досмотра и составления протокола.

В таком случае нужно указать в протоколе и сообщить об этом понятым, что до их привлечения уже производился досмотр.

Если в его процессе подбросили наркотики, нужно отрицать, что они принадлежат досматриваемому, а также воспользоваться правом, которое даёт статья 51 Конституции РФ, и не давать показаний в отношения себя.

Сразу же после составления протокола задержанный вправе обратиться за помощью к адвокату, который поможет доказать факт фальсификации улик и ложного обвинения человека в хранении наркотиков.

Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел

В зависимости от того, сколько судей одновременно рассматривают дело, различают принцип коллегиальности, когда дело рассматривается коллегией из нескольких судей (обычно трех, но может быть и более) и принцип единоначалия, когда дело рассматривается одним судьей.

К преимуществам коллегиальности, несомненно, могут быть отнесены следующие моменты [1] .

Во-первых, при добросовестном и тщательном отношении всех судей к своим обязанностям по осуществлению правосудия (что, безусловно, является условием, без которого нет правосудия), решение коллегиального суда будет более продуманным и взвешенным. Судьи при его вынесении обсуждают все спорные моменты. Здесь сталкиваются различные точки зрения, различные суждения суда по тем или иным обстоятельствам дела, все тщательно продумывается с разных сторон. Это способствует более полному выяснению спорных моментов дела и повышает качество судебного решения.

Во-вторых, коллегиальность обеспечивает большую независимость и беспристрастность судей. На одного судью значительно легче оказать давление, нежели на нескольких судей. Кроме того, окружение коллег заставляет удерживаться от проявления явного пристрастия и совершения недобросовестных действий. Коллегиальность также может нейтрализовать или компенсировать недобросовестность одного из судей.

В-третьих, каждый чувствует себя более уверенным, если с ним согласны и его поддерживают другие. Судьи не являются исключением из этого правила. Они чувствуют себя более независимо, увереннее в своих решениях, если за ними стоит мнение разделяющих их ответственность коллег. Согласное мнение нескольких человек вызывает большее доверие и у общественности. Таким образом, решение коллегиального суда оказывается более авторитетным, чем решение, вынесенное единолично.

При единоличном рассмотрении дела могут разбираться несколько быстрее, ибо коллегия тратит время на предварительное обсуждение решения. Кроме того, принцип единоличного рассмотрения дел экономит государственные средства на зарплату судей, так как позволяет рассмотреть то же количество дел меньшим количеством судей, либо увеличить количество рассматриваемых дел без увеличения судейского корпуса. Единоличное правосудие делает ставку на высокий профессионализм, независимость и беспристрастность каждого члена судейского сообщества.

Решение вопроса о том, как должно быть рассмотрено дело в гражданском судопроизводстве – единолично или коллегиально, основано на ст. 7 ГПК РФ: “Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных законом случаях коллегиально”. Однако коллегиальное рассмотрение дел по первой инстанции в составе трех профессиональных судей предусмотрено пока лишь в одном случае – по делам расформирования избирательных комиссий (ч. 1 ст. 7 ГПК РФ, ч. 6 ст. 31 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”), Тем не менее закон, как следует из названия и содержания ст. 7 ГПК РФ, исходит из сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел. Поэтому хотя сейчас реально подавляюще преобладает единоличное рассмотрение дел, не исключено, что действие коллегиального начата в гражданском процессе будет расширено.

Аналогично обстоит дело в уголовном судопроизводстве (ст. 30 У ПК РФ). Коллегия из трех судей рассматривает дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, перечень которых содержится в п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ. Дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, по ходатайству подсудимого могут быть рассмотрены в суде присяжных, т.е. судьей-профессионалом и коллегией из 12 присяжных заседателей. Однако если такого ходатайства не последовало, эти дела также рассматриваются коллегиально профессиональными судьями, либо судьей единолично. Остальные уголовные дела рассматриваются судьей единолично (п. 1 ч. 2 ст. 30 УПК РФ), а это подавляющее количество дел.

В административном процессе дела по первой инстанции рассматриваются судом единолично.

Принцип независимости суда и судей

В интересах эффективности выполнения поставленных перед Конституционным Судом РФ задач сам Суд и его судьи должны функционировать в условиях соблюдения принципа независимости.

Этот принцип закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Кроме того, принцип независимости Конституционного Суда РФ отнесен к числу основных начал его деятельности (ст. 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”).

Концепция судебной реформы в Российской Федерации в качестве приоритетной задачи определила утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Таким образом, независимость Конституционного Суда РФ как высшего органа, осуществляющего конституционное правосудие, определяется конституционным положением, зафиксированным в ст. 10 Конституции РФ. Согласно закрепленному в этой статье принципу разделения властей органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По мнению Н. М. Чепурновой, подобная конституционная формулировка “достаточно точно определяет положение судебной власти, которая не обладает независимостью, а лишь относительно самостоятельна, поскольку связана наличием сдержек и противовесов в системе всех властей”1.

Подобное толкование представляется не совсем верным. Поэтому нет необходимости менять российское законодательство с целью устранения якобы неконституционности, противоречия ст. 10 Конституции РФ в части независимости судов, что предлагает Н. М. Чепурнова. Судебная власть действительно самостоятельна и независима в принятии своих решений. Органы законодательной и исполнительной власти не могут оказывать влияния на органы судебной власти, а значит, и на Конституционный Суд РФ, не могут принимать решения, отменяющие решения Суда, не вправе совершать действия, влекущие вторжение в компетенцию органа конституционного контроля. Таким образом, самостоятельность в принятии решений органами судебной власти говорит об их независимости от органов государственной власти.

o значимости принципа независимости в деятельности судебных органов говорит тот факт, что этот принцип закрепляется не только в федеральном законодательстве, но провозглашается в общепризнанных нормах международного права. В частности, в “Основных принципах независимости судей”, принятых VII Конгрессом ООН в 1985г., подчеркивается, что независимость судебных органов должна быть гарантирована государством, закреплена в конституции и других законах страны. Безусловно, независимость, как принцип деятельности судебной власти в целом, как характеристика конкретных судов, неразрывно связана с независимостью судей в принятии решений, и в международных актах эти два понятия рассматриваются в одной связи. Поэтому независимость судебных органов анализируется через независимость судьи при осуществлении им судебных функций.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону вытекает из положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, где закреплено, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дел компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона1.

В ст. 10 Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом2.

Принцип независимости означает наделение судей всей полнотой власти по рассмотрению и разрешению дел, связанных с проверкой конституционности нормативных актов и их правоприменения. Вопросы независимости суда и судей достаточно подробно отражены в ст. 29 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Судьи Конституционного Суда РФ самостоятельно исследуют предоставленные доказательства по делу, руководствуясь при этом только смыслом Конституции РФ, Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” и собственной правовой позицией. Названный федеральный конституционный закон, провозглашая независимость судей, устанавливает подчинение их только Конституции РФ.

Следует отметить, что норма, фиксирующая принцип независимости судей и их подчинение только Конституции РФ, обращена не только к судьям Конституционного Суда РФ, но и к органам государственной власти, общественным организациям, должностным лицам и гражданам, которые сталкиваются с деятельностью Конституционного Суда РФ. Категорически запрещается оказывать воздействие на судей, навязывать им определенные решения. В свою очередь, судьи обязаны противостоять всем посторонним воздействиям, от кого бы они ни исходили. Судьи Конституционного Суда РФ при решении вопросов о конституционности тех или иных нормативных актов обязаны применять Конституцию РФ и не вправе подчинять свое решение усмотрению органов государственной власти, должностных или заинтересованных лиц. Иное может повлечь за собой ответственность в соответствии с законом.

Реализации принципа независимости служит, в частности, институт тайны совещания судей. В ранее действовавшем Законе о Конституционном Суде РФ не было самостоятельной статьи о том, что итоговое решение по делу принимается в закрытом совещании. Совещание и голосование, как правило, проводилось открыто. Однако судебной системе свойственна процедура, когда совещание и голосование судей проводится только при закрытых дверях. Ранее Конституционному Суду РФ предлагалось обсуждение и голосование в присутствии участников рассматриваемого вопроса и публики. Объективности ради нужно сказать о том, что законодатель в исключительных случаях допускал удаление публики по ходатайству не менее трех судей (п. 7 ст. 28 Закона 1991 г.). Таким образом, вместо закрытого совещания судей в деятельности Конституционного Суда РФ практиковалось открытое, и только в ряде случаев – тайное голосование или поименный опрос (п. 1 ст. 44), в то время как принцип независимости предусматривает отсутствие посторонних влияний на судей при выражении ими своего мнения. Представляется, что без тайны совещания судей нет истинного судопроизводства. Таким образом, тайна совещания судей не является самостоятельным принципом судопроизводства, в том числе конституционного. Однако именно его применение гарантирует независимость судей от влияний извне.

Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации” определены гарантии независимости судей, к которым относятся:

предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленный порядок отбора кандидатов на должности судей и наделения судей полномочиями;

установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку;

наличие системы органов судейского сообщества;

предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

1 Чепурнова Н. М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Ростов н/Д, 1999. С. 20.

1 См.: Права человека: Сб. международных документов. М., 1986. С. 53.

Принцип коллегиальности

Коллегиальность отнесена к одному из основных принципов деятельности Конституционного Суда, наравне с такими, как независимость, гласность, состязательность и равноправие сторон. Коллегиальное рассмотрение дел в суде способствует наиболее глубокому, всестороннему и объективному их разбирательству и разрешению. Именно коллегиальность обеспечивает возможность тщательного исследования всех доказательств, правильной и всесторонней их оценки, обдуманного и внимательного применения нормативных актов и норм права и принятия объективного решения дела по существу.

Согласно ст. 30 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” разрешение дел осуществляется только коллегиально. В отличие от иных видов судопроизводств, конституционное судопроизводство не знает единоличного рассмотрения дел. Более того, Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность лишь при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Коллегиальность предполагает непосредственное участие судей в исследовании вопросов дела. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях двух палат. В пленарных заседаниях принимают участие все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат (их две, по девять и десять судей соответственно) — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Законом устанавливается кворум, при котором Конституционный Суд РФ может принимать решения. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае разделения голосов поровну дело считается решенным в пользу конституционности оспариваемого акта. В ряде случаев Федеральным конституционным законом установлены иные требования. Например, решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей (часть четвертая ст. 72). Таким же большинством решается вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда (часть пятая ст. 18). Следует отметить, что судьи, чьи полномочия приостановлены, а также судьи, отстраненные от участия в деле, не учитываются при определении кворума.

Читайте также:  Иск о выплате компенсации

Принцип коллегиальности учитывается и при принятии Конституционным Судом РФ иных решений, не связанных с правосудной деятельностью. Например, коллегиально выносится решение о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в этом (ст. 42 и 43), решается вопрос о назначении дела к слушанию и устанавливается очередность рассмотрения дел (ст. 47), определяется судья-докладчик (ст. 49), составом суда может быть предложено компетентным органам приостановить действие оспариваемых актов до вынесения Конституционным Судом РФ решения по делу (ст. 42) и т. д.

Принцип гласности

Принцип гласности закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ: “Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом”. Данный принцип установлен и в ряде международных актов. “Каждый человек. имеет право. на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно. “, – записано во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10). Право на публичное рассмотрение дела закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 14), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 6).

Гласность – это установленный порядок рассмотрения дел, при котором судебные заседания проводятся открыто с предоставлением реальной и равной возможности гражданам присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести необходимые записи; представителям средств массовой информации (пресса, радио, телевидение) – фиксировать все происходящее в судебном заседании для более широкого обнародования содержания и результатов процесса1.

Некоторые авторы выделяют две формы гласности как самостоятельные: присутствие публики в суде и возможность прессы сообщать обо всем происходящем в суде.

Следует согласиться с мнением В. А. Кряжкова, что гласность – это основополагающая идея функционирования органа, а информирование – активная форма ее воплощения2.

Подобной точки зрения придерживается Ф. А. Ержанова, отмечая, что “не совсем оправдано отождествление гласности с информированностью. Во многих аспектах информированность является лишь способом достижения подлинной гласности”3.

Бесспорно, что информирование выступает одним из основных атрибутов реализации принципа гласности. Авторы учебника “Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации” пытаются раскрыть содержание принципа гласности, определяя его как способ осуществления контроля со стороны общества. Возможность присутствия на суде широкой публики содействует развитию в обществе уверенности в правильном функционировании судебных учреждений и доверия к ним. Это, по мнению авторов, побуждает судей и всех участвующих в деле лиц добросовестно исполнять свои процессуальные обязанности и строго соблюдать все формы и правила судопроизводства, гарантирующие установление истины.

Гласность ставит под контроль общественного мнения деятельность суда и участвующих в деле сторон. Внимание публики заставляет стороны напрягать свои силы в судебном состязании, а судей – соблюдать установленный законом порядок судопроизводства. Безусловно, в условиях открытого процесса затруднительно оказать какое-либо давление на суд, что гарантирует его независимость и подчинение только закону1.

Следует поддержать мнение авторов Комментария к Федеральному конституционному закону “О Конституционном Суде Российской Федерации” о том, что “гласность судебного разбирательства, с одной стороны, является существенным признаком демократизма судопроизводства, а с другой – своеобразной формой контроля населения за реализацией в судебной деятельности конституционных принципов правосудия”2.

Закон разрешает присутствующим в зале судебного заседания Конституционного Суда РФ фиксировать ход заседания со своих мест. Интересно отметить, что действующий закон, провозглашая в ст. 31 принцип гласности, устанавливает, что кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускается с разрешения Конституционного Суда РФ (часть первая ст. 54).

Принцип гласности распространяется не только на свободный доступ желающих в суд, но и на само обсуждение вопросов. Прежде всего, законодатель гарантировал оповещение о заседаниях Конституционного Суда РФ через средства массовой информации (ст. 51). Заседания происходят открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Однако провозглашая принцип гласности, законодатель обозначил и ее пределы. Например, в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ Председатель Конституционного Суда РФ с согласия судей может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре (часть вторая ст. 54).

В соответствии с частью первой ст. 55 в строго ограниченных случаях допускается проведение закрытых заседаний. Например:

когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной, профессиональной, коммерческой или другой охраняемой законом тайны;

при необходимости охраны тайны личной или семейной жизни;

по делам, связанным с усыновлением;

в целях обеспечения безопасности граждан;

в целях защиты общественной нравственности.

Применительно к перечисленным основаниям будет уместно сказать, что ограничения гласности допускаются и международными актами, названными ранее. Так, в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах предусмотрено, что “печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, – при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия”1. Подобные ограничения допускаются и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека.

Проявить инициативу о проведении закрытого заседания по Федеральному конституционному закону “О Конституционном Суде Российской Федерации” могут стороны, участвующие в деле, либо сам Суд. Закрытое заседание проводится только на основании решения, принятого судьями, причем коллегиально (само решение оформляется определением). Решение о проведении закрытого заседания может быть принято одновременно с назначением дела к слушанию, в начале заседания или уже в ходе заседания. Такой порядок связан с тем, что основания для проведения закрытого заседания могут появиться уже в ходе рассмотрения дела и касаться только части подлежащих рассмотрению в Суде вопросов.

Кроме того, Закон устанавливает ограничение гласности при рассмотрении вопросов неприкосновенности судей Конституционного Суда РФ, приостановлении их полномочий, при отстранении судьи от участия в деле и по другим вопросам.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители. Возможность присутствия иных лиц определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Все анализируемые выше нормы международных актов очень требовательно относятся к форме объявления судебного решения. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что “любое судебное постановление. должно быть публичным”. Исключение составляют случаи, когда задеты интересы несовершеннолетних, когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми1.

Согласно ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод “. судебное решение объявляется публично. “2. Аналогичное требование закреплено в Федеральном конституционном законе “О Конституционном Суде Российской Федерации”. Независимо от формы проведения заседания (открытое или закрытое) решения Конституционного Суда РФ в любом случае провозглашаются публично и обнародуются в официальном издании.

1 См.: Петрухин И. Л. Конституционное правосудие в СССР. М., 1981. С. 171.

2 См.: Кряжков В. А. Конституционный принцип гласности в деятельности Советов // Проблемы национально-государственного строительства в условиях развитого социализма. Свердловск, 1980. С. 52.

3 Ержанова Ф. А. Государственно-правовые аспекты принципа гласности // Советское государство и право. 1988. № 10. С. 13.

1 См.: Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / Под ред. В. И. Швецова. М., 1997. С. 97-98.

2 Комментарий к Федеральному конституционному закону “О судебной системе Российской Федерации”. М., 1998. С. 42.

1Права человека: Сб. международных документов. М., 1986. С. 53.

1 См.: Прав;а человека: Сб. международных документов. М., 1986. С. 53-54.

2 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. М., 1996.

В чем выражается коллегиальность и независимость судей

Основой правосудия является независимость судей, и каждый вправе рассчитывать, что его дело будет рассмотрено объективно и справедливо. Порядочность, непредвзятость, отсутствие корысти и личной заинтересованности вершителей дел и споров не должна вызывать нареканий.

Согласно Конституции РФ, при реализации правосудия все судьи независимы и могут подчиняться только Конституции РФ и законодательству РФ. При этом никому не подотчетны. Гарантиям независимости в в законодательстве РФ уделяется значительное внимание. Так в чем же заключается этот принцип и как обеспечивается? Обо всем этом информация ниже.

Что такое независимость судей

Независимость судей основывается на следующих принципах:

  • судья самостоятельно выносит решение исходя из представленных доказательств по гражданскому делу, на основе всестороннего их исследования и оценки, в том числе доводов сторон, иных полученных сведений при реализации прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Никто не может воздействовать на судью;
  • из всех государственных служащих судья – единственный, который не обязан кому-либо отчитываться или подчиняться. Даже непосредственный руководитель – председатель суда не вправе вмешиваться в решение исхода дела;
  • не допускается вмешательство в его деятельность, а любое вмешательство предусматривает ответственность, включая уголовную;
  • при рассмотрении дела коллегией (состав суда) – все судьи равны;
  • принимая решение, суд руководствуется федеральным законодательством, совестью и своими убеждениями;
  • неприкосновенность судьи;
  • установленный порядок прекращения (приостановления) полномочий судьи;
  • право на отставку;
  • защита судьи и его имущества;
  • материальное и социальное обеспечение за государственный счет.

Кроме этого, независимость зависит от их моральных и профессиональных качеств. Исходя из этого, одной из гарантий независимости является определенный законом порядок отбора граждан на должность судьи, формирующий независимый и справедливый судейский корпус. При сомнениях в его объективности, стороны могут заявить об отводе судьи. Независимость гарантируется бессменностью суда, то есть не допускается перевод на другое рабочее место без его согласия.

Политическая и материальная независимость судей

Политическая независимость судей заключается:

  • в разделении властей, которое заключается в самостоятельности судебной власти, отделении ее от власти законодательной и исполнительной;
  • в свободе средств массовой информации;
  • в демократическом общественном и государственном устройстве;
  • в законодательном запрете судьям вступать в партии и движения, быть депутатами и заниматься любой политической деятельностью.

Материальная независимость заключается в создании необходимых условий для судебной деятельности, ее организационному и кадровому обеспечению, осуществляемому органами судебной системы РФ, а в частности аппаратом Верховного Суда РФ, Конституционным Судом РФ и тому подобное.

Порядок финансирования судов как гарантия независимости

Федеральное законодательство определяет материальные гарантии независимости относительно конкретного судьи отдельно:

  • Оклад судьи составляет более 80% оклада председателя суда; заработная плата, оплата труда включает оклад, доплату за выслугу лет и квалификационный класс, за ученую степень, поощрения, а также 50% доплаты за особые условия труда. Они не подлежат уменьшению.
  • Ежегодные оплачиваемые отпуска длительностью 30 рабочих дней без учета времени на дорогу к месту отдыха и обратно, а также дополнительные оплачиваемые отпуска.
  • Возмещение стоимости проезда в обе стороны.
  • После получения судьей полномочий на протяжении полугода местная администрация предоставляет вне очереди жилье по месту расположения суда, которое по истечению 10 лет работы передается в собственность бесплатно. Допускается предоставление беспроцентной ссуды за счет федерального бюджета на приобретение либо строительство жилья, которая в последствии выплачивается за счет средств местного бюджета. Также такая норма закона распространяется на отставных судей со стажем более 20 лет и судей, получивших инвалидность по время осуществления судебных полномочий, которые переехали в другую местность.
  • Компенсируются расходы на найм жилья.
  • Внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях за счет местного бюджета.
  • Предоставление бесплатного медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, лекарственных средств за счет федерального бюджета.
  • В случае его смерти, семье выплачивается единовременное пособие из расчета месячной зарплаты за каждый год его работы, но не менее годовой заработной платы.
  • Бесплатное пользование общественным транспортом.
  • Бронирование и внеочередное получение мест в гостинице, покупка билетов на любые виды транспорта.
  • Обязательное государственное страхование за счет федерального бюджета.
  • Возмещение причиненного ущерба имуществу судьи, в связи с осуществлением служебных полномочий.

Правовая независимость судей

Кроме вышеупомянутых принципов, правовая независимость заключается в возможности привлечения судьи к ответственности.

Привлечение к административной ответственности осуществляется установленной законом коллегией судей, по представлению Генерального прокурора РФ.

Уголовное производство – возбуждается исключительно Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии судей о присутствии в действиях судьи признаков преступления. При этом необходимо согласие соответствующей квалификационной комиссии судей.

Следственно-процессуальные действия, касающиеся судьи, в отношении которого не возбуждалось уголовное дело, возможны исключительно на основании решения вышестоящего суда.

Судебная коллегия такого суда принимает решение об избрании меры пресечения в отношении судьи. Составы коллегий судей, уполномоченных принимать такие решения, каждый год утверждаются квалификационной коллегией судей субъекта РФ либо Высшей коллегией судей РФ.

Независимость судей и предоставление гарантий со стороны государства имеют целью исключить материальную заинтересованность судьи в разрешении дела, а возможность сторон заявить отвод, пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования, подать надзорную жалобу, принести частную жалобу способствуют объективному рассмотрению дела.

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.

При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает:

а) наличие особой процедуры осуществления правосудия;

б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

г) право судьи на отставку;

д) неприкосновенность судьи;

е) систему органов судейского сообщества;

ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует и опасность влияния на судей со стороны председательствующего или со стороны других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему Закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту проблему. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении – совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается. При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных – старшина) подает свой голос последним.

Ограждение суда от проникновения влияния извне еще не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому Закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора.

Закрепление в Законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия, стабильности правопорядка в стране.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 8 ГПК РФ с комментариями)

1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Комментарий к статье 8 ГПК РФ в действующей редакции


Статья 8 ГПК РФ в действующей редакции устанавливает принцип независимости судей применительно к гражданскому судопроизводству, конкретизируя конституционный принцип независимости судей, закрепленный в статье 120 Конституции РФ.

Принцип независимости означает, что судьи подчиняются только закону. Нельзя указать судье, как следует поступить при решении вопроса о принятии искового заявления (статья 133 ГПК РФ) , как нужно рассматривать дело, и какое по нему должно быть вынесено решение. Принятие законного и обоснованного решения по делу возможно только при отсутствии внешнего влияния на судью. Вместе с тем судья не может рассматривать дело по собственному усмотрению и руководствуясь своими желаниями. Все процессуальные действия судьи должны быть подчинены закону.

Действие комментируемой статьи распространяется не только на судью, рассматривающего конкретное гражданское дело. Оно распространяется на всех участников гражданского судопроизводства, предупреждая их от вмешательства в осуществление правосудия. Стоит отметить, что данная статья не вводит ответственности за подобное вмешательство, она отсылает нас к другим законам, устанавливающим ответственность за допущенные нарушения принципа независимости судей.

В качестве примера установленной ответственности можно привести положения главы 31 Уголовного кодекса РФ, которые определяют ответственность за преступления против правосудия, в том числе связанные с воспрепятствованием осуществлению правосудия, посягательство на жизнь и здоровье судей, высказывание угроз судьям, рассматривающим дело.

Читайте также:  Право на пересмотр приговора

В статье 8 ГПК РФ закреплено, что гарантии независимости судей специально устанавливаются в законе. Сам кодекс, устанавливая процессуальные процедуры, при решении возникающих вопросов позволяет суду опираться именно на закон при оценке письменных доказательств, разрешении заявления об отводе судьи, вынесении решения в совещательной комнате.

Принцип независимости опирается на процессуальные нормы при обжаловании судебных постановлений. Устанавливая четкую процедуру и сроки обжалования, основания для изменения и отмены судебных решений, законодатель минимизировал возможное влияние вышестоящих судебных органов. Кроме того, нужно отметить, что несоблюдение принципа независимости влечет отмену судебного постановления.

Дополнительный комментарий к ст. 8 ГПК РФ

Положения рассматриваемой статьи 8 ГПК РФ в действующей редакции в полной мере соответствуют ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Нормы, закрепленные в ст. 8 ГПК РФ, предписывают судьям быть независимыми при исполнении ими служебных обязанностей, т.е. при разрешении дел и всех иных вопросов, связанных с их рассмотрением, они не должны быть подчинены кому-либо, а также связаны в действиях волей либо влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, сковывающими или заранее предопределяющими то или иное решение. Судьи должны рассматривать и разрешать дела в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.

Вместе с тем свободное выражение судьями своей воли при осуществлении правосудия вовсе не означает, что принимаемые ими по всем вопросам решения обусловлены только их собственным, ни на чем не основанным усмотрением или желанием.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей — не самоцель, а средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений, означает, что при рассмотрении и разрешении спора судьи никому, кроме законов, подчиняться не должны. С другой — подчиненность судей только закону обеспечивает их независимость.

Правовая норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия. Нарушение закона влечет уголовную ответственность.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях процесса и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.

Обеспечение независимости судей

Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается многими нормами и институтами ГПК.

Независимость судей в гражданском судопроизводстве обеспечивается прежде всего действием принципов законности, гласности, непрерывности, непосредственности и др. Реализация принципа независимости судей гарантируется наличием в ГПК правил, регулирующих порядок разрешения судьями всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 15), института отвода судей (ст. ст. 16 — 21), правил оценки доказательств (ст. 67), правил о тайне совещательной комнаты (ст. 194) и др.

Важную роль в укреплении гарантий реализации принципа независимости судей играют и детально разработанные правила об основаниях к отмене решений, постановлений, закрепленные в ст. 330 Кодекса.

Содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону раскрывается в Кодексе в какой-то мере односторонне — только под углом запрета постороннего воздействия на судей и вмешательства в их деятельность.

Но ведь нарушителем рассматриваемого принципа может быть и сам судья. Никаких преград, барьеров действующая редакция ГПК судье не ставит. Это, видимо, обусловлено односторонней оценкой в теории и практике содержания принципа, который понимается лишь как право судей на свободное принятие решения. Между тем независимость, независимое положение судьи в процессе рассмотрения конкретного дела — это не только право, но и его обязанность. Зависимый судья не вправе садиться в судейское кресло. Выполнение этой обязанности тоже надо надежно (может быть, и гораздо жестче, чем в отношении судьи — лица, участвующего в деле) гарантировать. Действующие правила отвода судей, правила о недопустимости повторного участия судьи в деле лишь в какой-то мере решают проблему. Но в действующем законодательстве в этом направлении далеко продвинуться не удалось.

Нарушение установленных законом правил о независимости судей при рассмотрении конкретного гражданского дела следует рассматривать как безусловное основание к отмене решения.

2 комментария к “ Статья 8 ГПК РФ. Независимость судей ”

Источники:
http://studopedia.ru/18_31182_printsip-nezavisimosti-sudey-i-podchineniya-ih-tolko-zakonu.html
http://vseiski.ru/statya-8-gpk-rf-nezavisimost-sudej.html

Статья 8 ГПК РФ. Независимость судей

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 8 ГПК РФ с комментариями)

1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по гражданским делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по гражданским делам.

Комментарий к статье 8 ГПК РФ в действующей редакции

Статья 8 ГПК РФ в действующей редакции устанавливает принцип независимости судей применительно к гражданскому судопроизводству, конкретизируя конституционный принцип независимости судей, закрепленный в статье 120 Конституции РФ.

Принцип независимости означает, что судьи подчиняются только закону. Нельзя указать судье, как следует поступить при решении вопроса о принятии искового заявления (статья 133 ГПК РФ) , как нужно рассматривать дело, и какое по нему должно быть вынесено решение. Принятие законного и обоснованного решения по делу возможно только при отсутствии внешнего влияния на судью. Вместе с тем судья не может рассматривать дело по собственному усмотрению и руководствуясь своими желаниями. Все процессуальные действия судьи должны быть подчинены закону.

Действие комментируемой статьи распространяется не только на судью, рассматривающего конкретное гражданское дело. Оно распространяется на всех участников гражданского судопроизводства, предупреждая их от вмешательства в осуществление правосудия. Стоит отметить, что данная статья не вводит ответственности за подобное вмешательство, она отсылает нас к другим законам, устанавливающим ответственность за допущенные нарушения принципа независимости судей.

В качестве примера установленной ответственности можно привести положения главы 31 Уголовного кодекса РФ, которые определяют ответственность за преступления против правосудия, в том числе связанные с воспрепятствованием осуществлению правосудия, посягательство на жизнь и здоровье судей, высказывание угроз судьям, рассматривающим дело.

В статье 8 ГПК РФ закреплено, что гарантии независимости судей специально устанавливаются в законе. Сам кодекс, устанавливая процессуальные процедуры, при решении возникающих вопросов позволяет суду опираться именно на закон при оценке письменных доказательств, разрешении заявления об отводе судьи, вынесении решения в совещательной комнате.

Принцип независимости опирается на процессуальные нормы при обжаловании судебных постановлений. Устанавливая четкую процедуру и сроки обжалования, основания для изменения и отмены судебных решений, законодатель минимизировал возможное влияние вышестоящих судебных органов. Кроме того, нужно отметить, что несоблюдение принципа независимости влечет отмену судебного постановления.

Дополнительный комментарий к ст. 8 ГПК РФ

Положения рассматриваемой статьи 8 ГПК РФ в действующей редакции в полной мере соответствуют ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

В ст. 8 ГПК РФ в новой редакции говорится о независимости судей при осуществлении правосудия. Это вовсе не означает, что судьи независимы и подчиняются только закону лишь при рассмотрении и разрешении ими спора, т.е. в то время, когда они участвуют в судебном заседании, а до заседания и после него этот принцип не действует. Введение в ст. 8 слов «при осуществлении правосудия» преследовало лишь одну цель — четко определить сферу действия принципа независимости судей и подчинения их только закону: он действует только при исполнении судьями своих служебных, судейских обязанностей и не функционирует вне этой сферы.

Нормы, закрепленные в ст. 8 ГПК РФ, предписывают судьям быть независимыми при исполнении ими служебных обязанностей, т.е. при разрешении дел и всех иных вопросов, связанных с их рассмотрением, они не должны быть подчинены кому-либо, а также связаны в действиях волей либо влиянием граждан, должностных лиц, государственных и иных органов, организаций, сковывающими или заранее предопределяющими то или иное решение. Судьи должны рассматривать и разрешать дела в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.

Вместе с тем свободное выражение судьями своей воли при осуществлении правосудия вовсе не означает, что принимаемые ими по всем вопросам решения обусловлены только их собственным, ни на чем не основанным усмотрением или желанием.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей — не самоцель, а средство, непременное условие правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений, означает, что при рассмотрении и разрешении спора судьи никому, кроме законов, подчиняться не должны. С другой — подчиненность судей только закону обеспечивает их независимость.

Правовая норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия. Нарушение закона влечет уголовную ответственность.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях процесса и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.

Обеспечение независимости судей

Независимость судей судов общей юрисдикции обеспечивается многими нормами и институтами ГПК.

Независимость судей в гражданском судопроизводстве обеспечивается прежде всего действием принципов законности, гласности, непрерывности, непосредственности и др. Реализация принципа независимости судей гарантируется наличием в ГПК правил, регулирующих порядок разрешения судьями всех вопросов, возникающих при разбирательстве дела (ст. 15), института отвода судей (ст. ст. 16 — 21), правил оценки доказательств (ст. 67), правил о тайне совещательной комнаты (ст. 194) и др.

Важную роль в укреплении гарантий реализации принципа независимости судей играют и детально разработанные правила об основаниях к отмене решений, постановлений, закрепленные в ст. 330 Кодекса.

Содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону раскрывается в Кодексе в какой-то мере односторонне — только под углом запрета постороннего воздействия на судей и вмешательства в их деятельность.

Но ведь нарушителем рассматриваемого принципа может быть и сам судья. Никаких преград, барьеров действующая редакция ГПК судье не ставит. Это, видимо, обусловлено односторонней оценкой в теории и практике содержания принципа, который понимается лишь как право судей на свободное принятие решения. Между тем независимость, независимое положение судьи в процессе рассмотрения конкретного дела — это не только право, но и его обязанность. Зависимый судья не вправе садиться в судейское кресло. Выполнение этой обязанности тоже надо надежно (может быть, и гораздо жестче, чем в отношении судьи — лица, участвующего в деле) гарантировать. Действующие правила отвода судей, правила о недопустимости повторного участия судьи в деле лишь в какой-то мере решают проблему. Но в действующем законодательстве в этом направлении далеко продвинуться не удалось.

Нарушение установленных законом правил о независимости судей при рассмотрении конкретного гражданского дела следует рассматривать как безусловное основание к отмене решения.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Санкт-Петербург: +7 (812) 565-33-70

Принцип самостоятельности судов,независимости судей и заседателей

Независимость судей – важнейший принцип правосудия. Особо необходимо отметить ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

И не случайно данный принцип получил отражение во многих ФКЗ и ФЗ о судебной власти, правосудии и судах:

  • Ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»;
  • Ст. 5, 13, 29 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • Ст. 5 п. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»;
  • Ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»;
  • Ст. 5 ФКЗ «О военных судах РФ»;
  • Ст. 1 ч. 4 Закона «О статусе судей в РФ»;
  • Ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в РФ»;
  • Ст. 81 УПК РФ;
  • Ст. 7 ГПК РФ;
  • Ст. 5 АПК РФ;
  • Ст. 6 КАС РФ.

Корректируя Закон «О статусе судей в РФ» в связи с принятием Конституции РФ, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчётны».

Не менее категорично констатируют самостоятельность и независимость судебной власти ч. 2 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ», п. 4 ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», ст. 5 ФКЗ «О военных судах РФ». Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением.

Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд ограждён от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на которую со всей определённостью указывает ст. 10 Конституции РФ.

В ст. 5 п. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» указано: «Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей».

Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость – это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан с мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон «О статусе судей в РФ» указывает:

  • наличие особой процедуры осуществления правосудия;
  • установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • право судьи на отставку;
  • систему органов судейского сообщества;
  • предоставление судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
  • наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

К числу гарантий, помимо перечисленных, следовало бы отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость. Так, в Конституции РФ в п. «е» ст. 83 указано: «Президент РФ: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов», об этом же говорится в п. «ж» ст. 102: «К ведению Совета Федерации относятся: назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации»; в ч. 1 ст. 121 Конституции РФ провозглашено: «Судьи несменяемы»; о специальном порядке назначения и их несменяемости указано в ст. 5, 13, 15 ФКЗ «О судебной системе РФ»; ст. 6, 11, 12 Закона «О статусе судей в РФ».

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Конечно, существует проблема ограждения суда от влияния со стороны, от посторонних лиц. Но существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. Вот почему закон, в особенности при рассмотрении уголовных дел, призван процессуальными средствами решить эту двуединую проблему. В этих целях УПК РФ, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении – совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается – ч. 1 ст. 298 УПК РФ. В ходе совещания присяжных заседателей старшина голосует последним – ст. 342 УПК РФ. Ограждение суда от проникновения влияния извне ещё не решает, как было отмечено, проблемы обеспечения тайны совещания судей. Поэтому закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания – ч. 2 ст. 298 УПК РФ. Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора – ст. 381 УПК РФ.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию