Возобновление исполнительного производства после закрытия
- Главная
- О компании
- Наши Услуги
- Статьи
- Вопрос-Ответ
- Контакты
Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!
Чем мы можем Вам помочь?
- Главная
- О компании
- Наши Услуги
- Статьи
- Вопрос-Ответ
- Контакты
Возможно ли возобновление исполнительного производства после его окончания?
Отмена постановления об окончании исполнительного производства
Основания для окончания производства приставом-исполнителем приведены в ст. 47 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229). Однако в большинстве случаев (за исключением фактического исполнения требования исполнительного документа) окончание производства не означает невозможности его продолжения через некоторое время.
Если же срок предъявления исполнительного документа для взыскания не истек, постановление об окончании производства может быть отменено как на основании заявления взыскателя, так и по решению вышестоящего судебного пристава или его заместителя (ч. 9 ст. 47 закона № 229). Пристав в таких случаях обязан снова возбуждать производство.
В частности, производство оканчивается при возвращении исполнительного документа (далее — ИД) взыскателю. Происходить это может по разным причинам (они перечислены в ст. 46 закона № 229). Самый распространенный случай — невозможность установить местонахождение как самого должника, так и его имущества. Пристав обязан составить при этом акт о наличии обстоятельств, по которым стало невозможно исполнить судебное решение. Вместе с актом взыскатель получает постановление об окончании производства.
На практике часто бывает, что пристав не использует для поиска должника и его имущества все предоставленные ему возможностей, т. е. проще говоря — бездействует, не желая приложить усилия к взысканию долга. Если взыскатель заподозрит халатность со стороны исполнителя, то может подать на его действия/бездействие жалобу вышестоящему должностному лицу или в суд.
Если взыскатель получил обратно свой исполнительный документ без взыскания, он может не добиваться отмены постановления об окончании производства, а просто повторно его предъявить в пределах установленного в ст. 21 закона № 229 срока. По заявлению взыскателя будет произведено повторное возбуждение исполнительного производства после его окончания.
Возобновление производства после его прекращения
Окончание производства следует отличать от его прекращения, т. к. второе не предполагает возможности повторно предъявить ИД к взысканию. Прекращается же производство лишь при наличии веских оснований. Такое решение может принять, согласно ст. 43 закона № 229, суд или судебный пристав.
Среди основных причин прекращения можно назвать:
- в отношении физлиц — смерть одной из сторон (должника или взыскателя), если право требований (обязательств) не переходит к другому лицу — правопреемнику; в отношении юрлиц — ликвидацию и исключение записи о них из ЕГРЮЛ;
- утрату возможности совершить взыскание;
- отказ взыскателя от получения изъятого исполнителями у должника имущества или полный отказ от взыскания;
- отмену ИД;
- признание долга по платежам в бюджет безнадежным.
Как возобновить исполнительное производство после его прекращения? Первой возможностью возобновить прекращенное исполнительное производство является отмена постановления пристава о его прекращении (в том числе по жалобе взыскателя).
Производство также возобновляется, если (ч. 3 ст. 43 закона № 229):
- отменено судебное решение, которое послужило причиной прекращения производства;
- изменились обстоятельства, которые легли в основу прекращения производства.
Инициатором возобновления в этой ситуации может быть как взыскатель (для этого ему нужно подать в ФССП заявление), так и пристав.
Как возобновить приостановленное производство
В ряде случаев исполнительное производство может быть приостановлено судом или приставом-исполнителем (ст. 39–40 Ззакона № 229). Главное основание для возобновления исполнительного производства — это устранение обстоятельств, из-за которых оно было приостановлено (ч. 2 ст. 42).
Чтобы суд возобновил согласно ч. 1 ст. 438 ГПК РФ приостановленное по его решению производство, требуется:
- Подача взыскателем или приставом соответствующего ходатайства.
- Фактическое устранение препятствующих ходу исполнительного производства оснований.
Кроме того, согласно ч. 2 указанной выше статьи ГПК, срок, на который изначально приостановлено производство, может быть сокращен судом.
Возобновление судом
Анализ ст. 39 закона № 229 позволяет определить, какие обстоятельства должны быть устранены, чтобы суд возобновил приостановленное производство.
Суд вынесет решение о возобновлении производства, если:
- получен отказ по иску об освобождении арестованного имущества;
- имеется результат рассмотрения судом вопросов, связанных с оспариванием результата оценки имущества, находящегося под арестом, или взысканием исполнительного сбора;
- должник вернулся из длительной командировки;
- отказано по иску об оспаривании исполнительного документа или завершилась процедура оспаривания судебного акта, по которому был тот выдан.
Решение о возобновлении производства принимается тем же арбитражным судом, который первоначально выдал исполнительный документ и затем приостановил его (ч. 1 ст. 45 закона № 229), либо тем, который ближе находится к месту осуществления деятельности исполнителя.
Возобновление приставом
Пристав может приостановить производство, если ему подаст соответствующее обоснованное заявление одна из сторон (ч. 4 ст. 45 закона № 229). Чтобы возобновить производство, потребуется убедиться, что основания для приостановки производства устранены, либо получить соответствующее заявление от взыскателя (ч. 7).
Основываясь на анализе положений ст. 40 закона № 229, обобщим сведения о том, по каким основаниям исполнитель может возобновить производство:
- должник либо взыскатель вернулся из зоны боевых действий либо прекратил исполнять задания в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ч. 1);
- должник закончил лечение в стационаре (п. 1 ч. 2);
- отменено признание должника безвестно отсутствующим или умершим по причине его появления (п. 1 ч. 1);
- должник восстановил свою платежеспособность и финсостоятельность путем выхода из процедуры банкротства (пп. 5 и 5.1 ч. 1);
- завершился срок предоставленной судом отсрочки исполнения обязательства (п. 6 ч. 1);
- снят арест с имущества организации-должника, непосредственно участвующей в производственном процессе (п. 7 ч. 1);
- отсутствие имущества у должника — иностранного государства (п. 8 ч. 1);
- найден разыскиваемый ранее должник (п. 2 ч. 2);
- должник-призывник вернулся из армии (п. 3 ч. 2).
Производство может быть приостановлено высшими должностными лицами исполнительной службы (ч. 3 ст. 40 закона № 229) или судом (ч. 3 ст. 39 закона № 229) по причине поступления жалобы на действия или бездействие пристава. Для возобновления производства при этом необходимо, чтобы орган, рассматривающий жалобу одной из сторон производства или постановление исполнителя, не нашел оснований для приостановления или получил доказательства урегулирования ситуации.
О возобновлении исполнительного производства приставом читайте также готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Порядок подачи жалобы на пристава
Если взыскатель получил не устраивающее его постановление о прекращении/окончании/приостановлении исполнительного производства, он может подать жалобу. Оформленная в письменном виде по стандартному образцу жалоба с необходимыми обоснованиями подается вышестоящему приставу либо направляется в суд.
После этого орган, получивший жалобу, в рамках имеющихся материалов исполнительного производства изучит:
- выполнял ли пристав свои обязанности в рамках законодательства;
- направил ли он исполнительные документы во все инстанции для обеспечения проведения взыскания (на работу должнику-физлицу, в банк для ареста счета, в налоговую или регистратору для ареста имущества);
- выполнены ли действия, необходимые для розыска должника и его активов;
- надлежащим ли образом составлялись акты о невозможности взыскания.
Если в процессе изучения этих вопросов найдут допущенные нарушения, соответствующее постановление будет отменено. После этого исполнительное производство продолжится в обычном порядке.
Порядок повторной подачи документа
Если взыскателю были возвращены исполнительные документы в связи с окончанием производства, он в пределах срока давности может их повторно подать на исполнение.
Согласно ч. 1 ст. 21 закона № 229, в общих случаях срок предъявления документов для исполнения составляет 3 года с момента вступления в силу судебного акта, на основании которого был выдан ИД. Особенность в том, что этот срок не течет в то время, пока производство открыто (ч. 1 ст. 22 закона № 229).
Если это периодичные платежи (пример — алименты), тогда взыскатель может снова и снова подавать на исполнение и в течение срока, на который был выдан ИД, и в течение трех лет после его завершения (ч. 4 ст. 21 закона № 229).
В том случае, если документы возвратились заявителю в пределах данного срока, он имеет право подать их повторно на исполнение, причем сколько угодно раз. Пристав-исполнитель, получивший соответствующее заявление, должен на общих основаниях открыть новое исполнительное производство. Его отказ может быть обжалован заявителем в суде. В рамках нового исполнительного производства пристав обязан воспользоваться полным комплексом предоставленных ему полномочий для исполнения судебного решения.
Если исполнительное производство окончено и документы (исполнительный лист, судебный приказ) возвращены взыскателю, это необязательно означает закрытие производства навсегда, т. к. его можно возобновить. При этом важно учесть, сколько осталось времени до истечения срока предъявления документов для исполнения. Если три года с момента вступления в законную силу решения суда или нотариальной надписи еще не истекло, заявитель имеет право повторно подать документы в ФССП. В том же случае, когда пристав нарушил закон и безосновательно окончил (либо прекратил или приостановил) производство, взыскатель может подать на него жалобу.
Источники:
- Федеральный закон “Об исполнительном производстве” от 02.10.2007 № 229-ФЗ
- Гражданский процессуальный кодекс РФ
Возможно ли возобновление исполнительного производства после его окончания
Во время выполнения действий по выполнению решения суда у заинтересованных лиц могут возникать юридически оправданные основания для прекращения или приостановления разбирательства, что влечет за собой возврат документации, которую преподнес взыскатель. Многие не знают, можно ли в таком случае требовать повторного рассмотрения дела. Эта статья поможет получить ответ на данный вопрос.
Как вести себя при условии, если дело прекращено
Остановка исполнительного производства (например, по алиментам) обязательно должна быть оформлена судебным приставом в виде деловой бумаги. То есть только при наличии соответствующего документа впору считать, что производство прекращено.
Основания для такого решения могут быть разные:
- кончина должника или закрытие (ликвидация) организации;
- исполнение судебного решения произошло в полном объеме;
- отсутствие у должника имущества, которое можно было бы использовать для возврата задолженностей.
Невозможность дальнейшего исполнения обязательно должна быть подтверждена документально и на основании материала исполнительного производства. Однако надо понимать, что даже факт невозможности взыскания не означает, что заявитель обязан смириться с тем, что ему не будут возвращены денежные средства. После получения документа о том, что суд решил остановить исполнительное производство, взыскатель, намеренный добиваться своей цели до конца, вправе совершить следующие действия:
- Подать корректно оформленную жалобу на незаконные действия приставов. Однако это имеет место лишь в том случае, если вы уверены, что лица ФССП действовали незаконно.
- Повторно направить исполнительные документы в службу приставов для принудительного исполнения.
Если у вас есть основания для продолжения исполнительного разбирательства, не упускайте возможности отстоять свои права.
Однако важно соблюдать срок, иначе могут быть проблемы. Как правило, жалоба подается в течение 10 дней после закрытия производства.
Возобновление исполнительного производства после его окончания: как происходит
Оспаривать незаконные действия судебных приставов имеют право все заинтересованные в этом деле лица. Как уже выяснилось, для повторного открытия исполнительного производства необходимо подать жалобу вышестоящему приставу. Также есть вариант повторного предъявления документов в суд. Исходя из процессуальных действий, будет происходить проверка законности и обоснованности принятого решения.
Во время рассмотрения жалобы вниманию подвергаются такие обстоятельства:
- Выполнил ли пристав полностью все предоставленные ему законодательством полномочия. Если окажется, что государственный работник уклонился от каких-либо действий, его ожидает наказание, а дело по заявлению взыскателя будет повторно рассматриваться.
- Был ли наложен арест на имущество должник и направлялись ли ему документы по месту работы. Также при условии, что эти действия не были выполнены, взыскатель сможет вновь отстаивать свои права в плане взыскания своих денежных средств.
- Разыскивался ли должник, посещали ли сотрудники его место работы и проверяли ли имущественные активы.
- Правильно ли были составлены все акты.
Если во время рассмотрения жалобы в действиях и решениях пристава будут выявлены нарушения, то постановление о закрытии производства будет отменено. В таком случае повторно проводят все процессуальные действия, выполненные раннее не по правилам.
Следует отметить, что повторная отправка исполнительной документации зависит от процессуального срока этих документов. Законодательством предусмотрен срок, который составляет не более трех лет. Если выяснится, что на момент возврата исполнительного листа этот срок истек, то заявителю нужно вновь направить его в службу судебных приставов. Должностные лица обязаны принять заявление и вынести решение о начале исполнительного производства. Если взыскатель уверен, что впереди у него есть время до окончания временного промежутка, он может сначала подать жалобу на незаконные действия приставов, а при ее удовлетворении направить документацию судебному приставу.
Важно знать, что судебные приставы имеют право отказать и в повторном принятии документов, но только при условии, что истек срок взыскания. Если отказ будет получен до истечения сроков, то и это решение можно обжаловать. Конечно, на все эти разбирательства придется потратить много времени и сил, но зато таким образом удастся восстановить справедливость и вернуть себе материальные средства. Если у вас нет времени на все эти разбирательства, от вашего имени может действовать доверенное лицо.
ВНИМАНИЕ!
В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо — все лишь задать вопрос в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:
Первый выпуск нового спецпроекта «Денег»
4 марта на коллегии МВД Владимир Путин призвал избавить Россию от такого позора и трагедий, как убийство Бориса Немцова. Коснулся президент и проблемы чистоты рядов, отметив, что “серьезная проблема для экономики — коррупционное давление со стороны правоохранительной сферы”. Спецпроект “Денег”, посвященный коррупции и борьбе с ней в разных сферах российской жизни, мы начинаем с материала о полицейских.
4 марта на коллегии глава МВД Владимир Колокольцев привел такие данные: в 2014 году за коррупционные преступления уволено более 400 сотрудников, 2,5 тыс. понесли дисциплинарную ответственность. За взятки наказаны 630 сотрудников, из них 113 — руководители. По словам Колокольцева, полицейские в полтора раза чаще уведомляют начальство о факте предложения взятки.
В МВД “Деньгам” рассказали о новациях в профилактике коррупции. Сотрудники полиции обязаны ежегодно подавать декларацию о доходах и расходах, имуществе и имущественных обязательствах — своих, супругов и несовершеннолетних детей. Сотрудникам запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью. В МВД действует федеральная горячая линия, телефоны доверия в каждом регионе. В 2014 году только в ГУСБ МВД поступило 17 455 жалоб-заявлений, из них 13 373 — непосредственно от граждан. По результатам проверок заявлений возбуждено 8 уголовных дел, 274 сотрудника ОВД привлечены к дисциплинарной ответственности, 24 из них уволены.
Чистка рядов, очевидно, стала одной из главных задач полиции, что пока вряд ли меняет сформировавшиеся за долгие годы схемы “кормления”.
Аттестация с профанацией
О коррупции в МВД впервые серьезно заговорили на высшем уровне в 2003 году, тогда с легкой руки министра внутренних дел Грызлова появился термин “оборотни в погонах”. Это определение он дал группировке сотрудников МУРа, занимавшихся выбиванием денег из предпринимателей: суд приговорил их к заключению от 15 до 20 лет.
Переименование милиции в полицию произошло ровно четыре года назад, 1 марта 2011 года, когда вступил в силу федеральный закон “О полиции”, и сопровождалось переаттестацией. После которой собственно завершилась начатая еще в 2009 году реформа МВД. Подразумевалось, что все “оборотни в погонах” останутся в старой милиции. Новый состав сократился на 22%. Впрочем, наивно было бы ожидать, что, вычистив каждого пятого, система перезагрузится: реформа проводилась силами той же системы. “У нас нормально, когда проверку по жалобе проводит то самое должностное лицо, на которое жалуются,— пожимает плечами бывший участковый оперуполномоченный, а ныне руководитель юридической фирмы “Защита” Роман Хабаров.— Когда я работал в МВД, бывало, материалы по жалобам на меня передавали для проверки мне”.
“Аттестация при переводе из милиции в полицию была чистой профанацией,— замечает заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.— Об этом свидетельствует хотя бы скорость, с которой ее провели: переаттестовали 875 тыс. человек за полтора месяца”. Роман Хабаров переаттестован не был. “Аттестационная комиссия ориентировалась исключительно на рекомендации непосредственного начальника,— рассказывает Хабаров.— Начальство использовало эту возможность, чтобы избавиться как от реальных разгильдяев, так и от тех, кто не хочет участвовать в общем параллельном заработке, приносить доход начальству, да еще и свое мнение имеет. Я как раз относился к этим вторым”. Иногда участвовавшие в переаттестации кадровики и сотрудники ОСБ требовали взятки за хорошие характеристики. Один из моих собеседников, пожелавший остаться неназванным, был уволен по сокращению штатов 31 марта 2011 года. “Я отказался платить,— объясняет он.— С меня за должность старшего дознавателя затребовали 75 тыс. руб.”.
“Начиная с 2012 года количество привлеченных к уголовной ответственности полицейских растет в среднем на 10-15% в год. И это при том, что общее число сотрудников полиции ежегодно сокращается”,— депутат Хинштейн убежден, что цифры свидетельствуют именно об ухудшении ситуации, а не об усилении борьбы с коррупцией.
“Есть низовая коррупция — на уровне рядовых граждан,— рассказывает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.— Есть другая — крышевание и поборы. Крышевать можно кого угодно, от проституток до угонщиков автотранспорта. А можно крышевать серьезные схемы, связанные с отмыванием денег, контрабандой, но это уже, как правило, межведомственные отношения с другими правоохранительными органами — сами по себе сотрудники МВД такие схемы крышевать не могут. Другой рынок — передел собственности путем уголовного преследования предпринимателей. Еще одна функция — крышевание внутри системы: сотрудники ОСБ при выявлении нарушений претендуют на свою часть ренты”.
Зоны “кормления” у силовых органов поделены по отраслевому и территориальному, земельному принципу. Попытки поехать “помахать корочкой” на чужую территорию обычно пресекаются собственным начальством. На “земле”, во-первых, вполне легальный малый бизнес: рынки, магазины, предприятия сферы услуг. Это в большинстве случаев вотчина службы участковых. Основной доход дают, конечно, рынки: они официально в ведении службы. С палатки в зависимости от размера и вида товара ежемесячно взимается в фонд полиции 1-5 тыс. руб. Деньги собирает специальный человек, или они уже внесены в арендную плату администрацией рынка. “Обычно вновь назначенному участковому ничего специально делать не нужно: представители местного бизнеса сами приходят устанавливать отношения, тем более если таковые уже были налажены с предшественником,— рассказывает Хабаров.— Рынок по определению место, где постоянно сами собой возникают конфликты, дружить с участковым необходимо”. Второй источник дохода участковых — мелкие “услуги” гражданам вроде ускоренного оформления разрешения на оружие (в провинции стоит 1-5 тыс. руб.). Доход участковые получают и от крышевания незаконной торговли спиртным, в том числе самогоном: или постоянная такса с точки, или разовые выплаты по принципу “пойман — заплати”. В зависимости от доходности точки — от 2,5 тыс. до 20 тыс. руб. в месяц.
Вотчина патрульно-постовой службы (ППС) — условные “бабушки, торгующие с рук”, то есть вся нелегальная уличная торговля, а также попрошайки-нищие и торговцы наркотиками в зоне поста ППС. “Один командир роты ППС признался, что с уличных торговцев на своей “земле” берет по 5 тыс. руб. в месяц, а их там около 50 — получается в месяц 250 тыс. руб. И это только один такой куст на его участке. Понятно, не сам ротный собирает: есть специальный человек, бывший сотрудник”,— рассказывает председатель координационного совета межрегионального профсоюза “Московский профсоюз полиции” Михаил Пашкин. По мелочи патруль может снять с пьяных: или мотает нервы на тему протокола “нецензурно выражался в общественном месте”, или отпускает за символические деньги. И конечно, мигранты. “Когда пэпээсник видит на горизонте группу гастарбайтеров, он исходит слюной примерно как гаишник при виде увешанной ксеноном тонированной “Приоры” без номеров”,— смеется Хабаров. Почем отпустить иностранца без регистрации? 1-3 тыс. руб.
Более серьезные сферы криминального бизнеса из зоны доходов районных отделов МВД выпадают. Точки торговли наркотиками — обычно за ФСКН. “С наркопритонами на моей “земле” у меня была договоренность, что меня туда всегда пускают и я могу забрать оттуда любого,— вспоминает бывший участковый.— Но попытайся я их прижать — сразу ФСКН или реже угрозыск наедет на меня через мое же начальство, мол, эти барыги в оперативной разработке, их пока не трогают, а я всю стратегию борьбы порчу”. Подпольные казино тоже, видимо, кормят другие структуры — об этом можно догадаться хотя бы после знаменитого дела подмосковных прокуроров, крышевавших сеть игорных точек.
Как замечают сами сотрудники МВД, крышевание одними полицейскими не дает стропроцентной защиты от других. Если только крышей не является ОСБ (отдел собственной безопасности) — эти сносят всех. Забавно, но сфера, имеющая эту самую надежную крышу,— бордели, об этом мне говорили несколько бывших сотрудников МВД. Или вот можно почитать тему “Кто крышует в Москве притоны и проституток?” на форуме “Профсоюз милиции Москвы”. “Кто крышует? Окружные КМ УСБ ОСБ, это их хлеб, и все это знают”,— утверждает один из посетителей форума. “Нужна фактура”,— требует другой. “Фактура нужна? Да легко! Выбираете в интернете любой притон, приезжаете, делаете закупку (при этом нужно показать удостоверение СМ) и ждете! Через 10-15 минут прилетит фактура сама на своих недешевых авто! Проверено в СВАО!” — пишет третий.
Что касается следователей на “земле” — у них свои клиенты. Как рассказал пожелавший остаться неизвестным бывший сотрудник следствия, самый стабильный левый доход приносит сотрудничество с бесплатным адвокатом, которого подозреваемому назначает государство в соответствии со ст. 51 УПК РФ. “Государство платит адвокату по числу его визитов для участия в следственных действиях. Число этих судодней зафиксировано в протоколах, подписанных следователем,— рассказывает он.— Следак и адвокат подписывают все бумажки в один день, а даты ставят разные. Реально адвокат был два раза, а напишут, ему, допустим десять. Адвокат или сразу делится полученными деньгами со следаком, или вынужден делиться потом, так как в противном случае его тупо не будут вызывать, а вызов по ст. 51 УПК РФ — основной источник дохода и опыта для любого начинающего адвоката”. Государственный тариф оплаты одного судодня адвоката — от 550 руб. до 2,4 тыс. руб. По словам эксперта, следователь частенько берет деньги с родственников за разрешение на свидание: “Может даже устроить секс-свидание в условиях следственного кабинета ИВС под предлогом производства очной ставки между жульбаном и его любовницей”.
Однако самые серьезные взятки — за прекращение уголовного преследования или переквалификацию дела на более легкую статью. Вот, например, по сообщению пресс-службы главного управления МВД по Свердловской области, в феврале в Екатеринбурге задержан начальник службы участковых уполномоченных. По данным оперативников, 29-летний майор потребовал 2,5 млн руб. за прекращение проверки в отношении двух неработающих граждан, подозреваемых в обналичивании денег с банковских карт. В главном следственном управлении МВД по Москве обороты выше: 14 января следователь управления был задержан по подозрению в вымогательстве взятки $500 тыс.
Одолеть гидру коррупции не помогли даже переименование милиции в полицию и сокращение каждого пятого сотрудника
Мой приятель детства — из профессорской семьи. В 1990-х получил инженерную специальность. В науку на нищенскую зарплату не пошел — стал охранником. В 2000-х понял, что зарплата в частной охране падает. Пошел опером в местное ОВД: после военной кафедры звание лейтенанта запаса конвертировалось в звание лейтенанта милиции. Если отбросить профессорское происхождение, то такие, как он, в МВД составляют основную массу: ни в детстве не мечтали, ни местными бандитами не внедрены, а просто так получилось. Проработал не меньше десяти лет, недавно уволился. Мужик за 40, жена, двое детей. Выплаченная ипотека за “двушку” в спальном районе и дешевый автомобиль. Но если бы жил только на зарплату (сегодня она составляла бы 40-50 тыс. руб.), то и этого бы не было, признается приятель. Он не видит ничего стыдного в том, что имел и неофициальный доход: “Я честный полицейский — мне люди не взятки дают, а благодарят за хорошую работу”. Оценить, где в его понимании грань между взяткой и благодарностью, я не смог.
По оценкам моих источников, неофициальные поступления приносят полицейским в среднем от 50% до 250% зарплаты. Благодарности действительно занимают свое место в структуре неофициальных доходов полицейских — хотя, как рассказали в пресс-службе МВД, сегодня любой подарок сотруднику дороже 3 тыс. руб. считается взяткой. В большинстве случаев благодарные потерпевшие и правда горячо жмут руку и дарят бутылку коньяка. Но бывают и сказочные удачи. У одного бизнесмена похитили родственника и потребовали выкуп более $1 млн. Бизнесмен обратился в местный угрозыск. Родственника нашли, похитителей арестовали. Счастливый бизнесмен раздал оперативникам почти весь приготовленный выкуп. “Когда мы с товарищем раскрыли кражу на крупном предприятии, его директор звонил в кадры РОВД — ходатайствовал о поощрении. Но получил ответ, что мы не достойны — имеются взыскания,— рассказывает Роман Хабаров.— Тогда он сам выдал нам из кассы предприятия в качестве премии по полугодовой нашей зарплате”. По словам Хабарова, у полицейских на “земле”, особенно участковых, с теми, кому они помогли, устанавливаются добрые отношения, позволяющие получать косвенную материальную поддержку: приобретать товары по закупочным ценам, бесплатно стричься, обедать в кафе, мыть и чинить машину — с точки зрения полицейской морали это вообще не взятки.
Впрочем, во многих случаях повод для благодарности создают сами же полицейские. “Некто поймал и сдал в полицию вора, выламывавшего магнитолу из его машины,— приводит пример Хабаров.— Понятно, в процессе задержания несколько помял вора. В полиции потерпевшего благодарят, на злодея заводят дело. При этом заставляют злодея написать заявление о нанесении ему потерпевшим телесных повреждений. Заявление демонстрируют потерпевшему и обещают “решить проблему””. По словам Хабарова, по полицейским понятиям это тоже вполне нормально — человек же сам подставился.
“Попался на взятке — сам столько же должен”
Принцип “что охраняешь, то и имеешь”, похоже, в системе правоохранительных органов реализуется буквально. Значит, самый большой побочный доход должен быть у отделов по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Многие из опрошенных мной экспертов утверждают, что именно из этих соображений за перевод в ОБЭП необходимо дать взятку. Об этих внутренних взятках мне вообще рассказывали много. Если подытожить, получается, что ушлый полицейский начальник получает с подчиненных не только свою ренту от собранного с “земли”, но и мзду за нормальный график работы (а иначе одни ночные дежурства), отпуск в удобное время и т. д. Последнее выглядит совсем дико, но меня уверяли, что такое сплошь и рядом. Кадровики, которые с внешним миром вообще не соприкасаются, свою долю в системе имеют за содействие в получении очередного звания или переводе на хорошую должность. В 2012 году завели уголовное дело на психолога медсанчасти УВД Ульяновской области, которая брала взятки (1-3 тыс. руб.) с сотрудников полиции, проходящих медкомиссию. “Любой сотрудник, заступивший на должность и зарабатывающий этой должностью на квартиру, машину и виллу где-то там, обязательно держит какую-то сумму под матрасом на случай, если придется откупаться от своих же — ОСБ, прокуратуры,— рассказывает Михаил Пашкин.— Несколько лет назад трое сотрудников ППС попались на взятке. По моим данным, они отдали 1 млн руб. следователю Следственного комитета. Их уволили, но они не сели. Тут принцип соответствия: попался генерал на взятке $2 млн, ну, значит, примерно столько же и сам отдать должен”. По его сведениям, несколько лет назад в качестве взятки за назначение на должность начальника милиции общественной безопасности УВД одной из дальневосточных областей в управление кадров центрального аппарата МВД везли в качестве взятки 1 тонну красной икры и $500 тыс. наличными. “Скорее всего, это были не собственные деньги кандидата, а предоставленные ему местными бандитами”,— замечает Пашкин.
Форма взяток и правда бывает разная. “Недавно арестован теперь уже бывший начальник УВД ЗАО Москвы Владимир Рожков,— рассказывает Хинштейн.— Предприниматели ему платили взятки в виде приобретенных его жене и дочери автомобилей, ремонта квартиры”. Полковник Рожков, переведенный в Москву на генеральскую должность после 30 лет безупречной службы в Липецкой области, сразу закорешился со столичными рейдерами, по заказу которых возбуждал дела на предпринимателей. А эти партнеры-рейдеры, ранее судимые, видимо на память, вели видеозапись переговоров с ним.
Расстрел в супермаркете, учиненный майором Евсюковым, после чего всплыл ряд коррупционных схем, пытки в казанском ОВД “Дальний” и тому подобные истории не прошли даром. “После скандала с “Дальним” начальство стало резко реагировать на сигналы о пытках”,— делится со мной один из собеседников. Однако главные изменения связаны с нововведением министра МВД Владимира Колокольцева — принципом персональной ответственности начальства за подчиненных: начальник подлежит увольнению в случае преступления во вверенном коллективе. Сбор денег с “земли” руками подчиненных для линейных руководителей все рискованнее: высока вероятность, что кто-то попадется. “Недавно общался с действующими пэпээсниками — говорят, что начальство запретило брать”,— рассказывает Михаил Пашкин.
Неужели система уничтожает свои источники дохода? По мнению Пашкина, рубят не сук, на котором сидят, а мелкие ветки, колющие глаза обществу. Кстати, и Владимир Путин, выступая на недавней коллегии МВД, заметил, что основная масса раскрытых коррупционных дел — мелочовка: “Рассмотрение в судах дел о коррупционных преступлениях в крупных и особо крупных размерах встречается крайне редко, как будто их и нет совсем”.
Образ честного полицейского в российском исполнении у меня сложился после разговора с одним из действующих сотрудников МВД, курирующим весьма взяткоемкую отрасль. “Абсолютно честно борюсь с теми, до кого, правда, мне позволяют дотянуться, взяток не беру ни мелких, ни крупных”,— заявил он. У моего собеседника высокие показатели, шансы дослужиться до генерала. Однако и на сегодняшней должности он купил хорошую квартиру, ездит на новом внедорожнике. “У меня доля в бизнесе, с моей специализацией никак не связанном. Участие в управлении тоже не принимаю. Но пока я рядом, компаньоны застрахованы от любых наездов, за это и доля моя”,— раскрыл он источник своего достатка.
Автор благодарит Центр антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси Интернешнл — Р” за помощь в подготовке материала
Куда сообщить о коррупции: МВД, ГУЭБиПК или ГУСБ?
Первое Антикоррупционное СМИ поможет разобраться, когда следует обращаться в Министерство внутренних дел РФ и в какие его структурные подразделения – в каких случаях сообщить о коррупции в подразделения Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК )МВД РФ, а когда в Главное управление собственной безопасности (ГУСБ)МВД РФ?
От правильного выбора, куда сообщить о факте коррупции, зависит оперативность реагирования правоохранителей, возможность утечки информации, а соответственно и в целом результаты фиксации и пресечения противоправной деятельности коррупционеров по вашему обращению.
Сообщить о коррупции в ГУЭБиПК МВД РФ
Борьба с коррупцией, а точнее пресечение взяток и иных должностных преступлений – это задача МВД РФ, внутри которого создано ГУЭБиПК МВД РФ и его структурные подразделения в субъектах РФ. Сообщить о коррупции в ГУЭБиПК следует в случаях вымогательства взятки, хищениях бюджетных средств, иных должностных преступлений чиновниками и должностными лицами всех уровней и статусов, а также при коммерческом подкупе и других злоупотреблений лицами, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
Внимание! Следует знать, что ГУЭБиПК МВД РФ занимается пресечением противоправной деятельности чиновников федеральных министерств, служб, агентств, сенаторов СФ ФС РФ и депутатов ГД ФС РФ, руководителей субъектов РФ, региональных органов государственной власти, иных высокопоставленными должностными лицами, а также руководителей крупных российских коммерческих и иных организаций.
Поэтому, сообщить о фактах коррупции в таких случаях нужно именно в ГУЭБиПК МВД РФ.
ГУЭБиПК МВД РФ располагается по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3;
телефон: 8-495-667-20-20; факс: 8-495-667-28-43.
По данному телефону вы можете договориться о встрече, либо сразу приехать по указанному адресу, так как дежурные сотрудники ГУЭБиПК работают круглосуточно.
В отношении всех коррупционеров регионального уровня, если это не первые лица субъекта, либо руководители региональных ОГВ, занимаются территориальные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК.
Контакты необходимого подразделения вы всегда можете найти на сайте регионального ОВД
Сообщить о фактах коррупции в ГУСБ МВД РФ
В случае, если полицейские вымогают денежные средства или имеются материалы, подтверждающие должностные преступления, совершенные сотрудниками ОВД, необходимо обращаться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения в субъектах РФ.
Обратите внимание! Также как и с ГУЭБиПК, ГУСБ занимается пресечением противоправной деятельности сотрудников ОВД федерального уровня, то есть центрального аппарата Министерства и его подразделений, также руководителями Главных управлений в субъектах РФ. Региональными «оборотнями» занимаются региональные подразделения УСБ/ОСБ, соответствующих субъектов РФ.
Важно знать, что сообщать о коррупции со стороны сотрудников ОВД нужно в подразделения собственной безопасности, так как, сообщив в обычную дежурную часть ОВД, шансы на утечку информации возрастут во много раз. При вымогательстве руководителями или группой сотрудников, что реально может вызвать резонанс, лучше обращаться в Управление «М» ФСБ РФ и их соответствующие региональные подразделения. Обратившись в УСБ возможны «срывы», так как все работа ведется по «своим». Не все руководители ОВД дают согласие на задержание подчиненных, этого просто могут не оценить, а просчеты в контроле вспомнят всегда. У ФСБ таких проблем не возникнет.
ГУСБ МВД РФ располагается по адресу: г. Москва, ул. Пионерская Б. ул., д. 6/8;
телефоны: 8-495-667-07-30, 8-495- 667-74-47.
Не стучите во все двери
Важно понимать, что необходимо обращаться в профильные службы в соответствии с их зоной ответственности и территориальной принадлежностью. В противном случае, вы можете потерять важное время и нервы. Не нужно также добавлять лишнюю нагрузку на правоохранителей.
Также, помните, что не следует сразу обращаться к руководству страны (как это делают некоторые), не пройдя необходимые инстанции. Президент, Премьер-министр, Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета, Председатель Государственной Думы, Министры — важнейшие акторы в борьбе с коррупцией, но они не помогут в оперативном изобличении и поимке коррупционера. Они не документируют противоправную деятельность с использованием оперативно-розыскных мероприятий, вся фиксация начинается, как правило, с двух ведомств — МВД и ФСБ России, а уже потом материалы с зафиксированными признаками противоправной деятельности направляются в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела и соответствующего расследования.
Противодействие коррупции в органах внутренних дел
В современных социально-экономических и политических условиях Российская Федерация столкнулась с множеством вызовов и проблем различного характера. Одной из самых серьезных проблем, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц, которые взаимодействую с органами государственной власти и управления, и существенно препятствующих проведению многих государственных преобразований, является проблема коррупции. Эта проблема затрагивала публичные интересы государства практически на всем протяжении развития человеческой цивилизации и государственности. Вследствие коррупции разрушилось множество империй, были подорваны основы государственного суверенитета целого ряда государств, причинен огромный моральный и материальный ущерб. В связи с этим государственная власть – в целях собственного выживания – обязана вести борьбу с коррупцией, которая подрывает основы, а также делает неэффективной систему государственного управления.
Проблема коррупции – это проблема, которая нс может быть решена в короткий промежуток времени. Для ее решения практически каждому государству, которому удалось в этом направлении хоть сколь-нибудь продвинуться вперед, требовалось определенное время, в течение которого формировалось законодательство о противодействии коррупции, создавались необходимые структуры, призванные ей противодействовать, развивалось гражданское общество и т.д. Именно по такому эволюционному пути шли многие индустриально развитые государства. В чем-то похожий процесс идет сейчас и в Российской Федерации.
Сегодня можно видеть интенсивно развивающееся российское законодательство о противодействии коррупции. Приняты Федеральные законы: от 25.12.2008 № 273-ΦЗ “О противодействии коррупции”, от 17.07.2009 № 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов”, от 21.11.2011 № 329-ΦЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции”, от 03.12.2012 № 230-ΦЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”, от 07.05.2013 № 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами” и др.
Коррупция в органах внутренних дел имеет социальные корни, и, следовательно, представляет собой социальное явление, а точнее – явление антисоциальное, которое самой сутью своего существования, а также своими последствиями причиняет весьма серьезный, а порой и невосполнимый ущерб всему обществу и в конечном счете – каждому человеку, независимо от того, состоит он на государственной службе или нет. Вследствие коррупции подавляющая часть населения нашей страны вытесняется из устоявшейся системы социальной защиты и обеспечения, а также все более отдаляется от целого ряда бесплатных государственных услуг и сервиса. Все это вызывает негодование в обществе, а также весьма серьезную озабоченность, особенно со стороны малообеспеченных и слабо защищенных с правовой точки зрения слоев населения нашей страны. Коррупция же
в правоохранительных органах в целом и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку вследствие коррупции устраняются субъекты, призванные вести борьбу с этим негативным социально-правовым явлением, поразившим в настоящее время практически все органы государственной власти и управления.
Правовую основу противодействия коррупции в системе МВД России составляют вышеперечисленные законодательные акты, а также ведомственные нормативные документы, которые определяют порядок предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в сфере внутренних дел. В частности, приняты приказы МВД России: от 19.04.2010 № 293 “Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений”, от 08.09.2010 № 652 “О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов”, от 26.06.2013 № 474 “Об утверждении Перечня должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей” и др.
В целях противодействия коррупции сотрудникам органов внутренних дел запрещается:
- • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; осуществлять предпринимательскую деятельность;
- • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе внутренних дел, в котором он замещает соответствующую должность;
- • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
- • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
- • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- • разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом
к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором сотрудник замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности;
- • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
- • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
- • создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
- • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
- • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
- • заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Сотруднику органов внутренних дел, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в порядке предусмотренном федеральным законом.
В случае если владение сотрудником ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, сотрудник обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Гражданин после увольнения со службы в органах внутренних дел не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
В целях противодействия коррупции сотрудник органов внутренних дел обязан:
- • исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
- • осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции органа внутренних дел;
- • обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, нс оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
- • не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- • соблюдать ограничения, установленные законом;
- • соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
- • не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
- • проявлять корректность в обращении с гражданами;
- • проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- • не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
- • соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Сотрудник органа внутренних дел обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью сотрудника. Невыполнение сотрудником данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение со службы в органах внутренних дел либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.
За нарушение законодательства о противодействии коррупции сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
- 1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
- 2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
- 3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
- 4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- 5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;
- 6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
- 7) нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Для выявления фактов коррупции в системе МВД России создано Главное управление собственной безопасности МВД России (ГУСБ). Это подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающее и осуществляющее в пределах компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.
Основными задачами ГУСБ МВД России являются:
- 1) организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и их близких;
- 2) разработка и реализация мер обеспечения собственной безопасности в системе МВД России, предотвращение проникновения в подразделения, находящиеся в оперативном обслуживании, лиц, преследующих противоправные цели;
- 3) противодействие коррупции, разработка и реализация мер по вопросам деятельности Главного управления в системе МВД России;
- 4) предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России, а также выявление их коррупционных связей;
- 5) организация государственной защиты и участие в обеспечении безопасности сотрудников, гражданских служащих и их близких;
- 6) профилактика в пределах компетенции правонарушений сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России, выявление и устранение условий, способствующих их совершению;
- 7) осуществление ведомственного контроля за деятельностью органов, организаций и подразделений системы МВД России по вопросам соблюдения сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России законности, в том числе прав и свобод граждан, при исполнении служебных обязанностей, а также установленных ограничений и запретов, и т.п.
К вопросу о противодействии коррупции в полиции
доктор юридических наук
профессор, кафедра подготовки сотрудников по охране общественного порядка, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
142008, Россия, Московская область, Домодедово, ул. Пихтовая, д. 3.
Kostennikov Mikhail Valerevich
professor of the Department of Training Public Order Maintenance to Officers at Russian Institute of Advanced Training of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
142008, Russia, Moscow Region, Domodeovo, ul. Pikhtovaya 3.
Просмотров статьи: 15248 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Дата публикации:
В статье рассматриваются организационные проблемы противодействия коррупции в служебной деятельности сотрудников полиции. Предлагаются меры по минимизации коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Говорится, что коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Выделяется ряд правонарушений, создающих условиях для возникновения коррупции в полицейской среде. Также выделяется ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах. Отмечается, что коррупция может проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Предлагаются основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел. Делается вывод, что комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становиться все более угрожающей.
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, полиция, противодействие, государственная служба, коррупционный риск, ответственность, исполнительный орган, административно-правовые средства, государственное управление
The article discusses organization measures regarding fighting corruption in the service activities of the police officers. The authors offer measures in order to minimize the corruption offences within the state administration system. It is stated that corruption in the activities of the internal affairs bodies facilitates the development of organized crime, forms the basis for development of extremism and terrorism, complicates public state reforms, which are currently ongoing in Russia. The authors single out a number of offences, forming preconditions for corruption in the police. The authors also single out a number of factors provoking corruption processes in the internal affairs bodies, as well as in other executive bodies. It is noted that corruption may manifest itself with the violations of financial, information, and administrative law. The authors offer some tactical actions, aimed at the weakening the corruption threat in the internal affairs bodies. The conclusion is made that complex use of all of the measures against the corrosive influence of corruption in the internal affairs bodies may considerably ease the situation, which is currently becoming more and more threatening.
corruption, internal affairs bodies, police, counteraction, state service, corruption risk, responsibility, executive body, administrative legal means, state administration
Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет сегодня непосредственную угрозу национальной безопасности, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, препятствует реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики, а также финансовой системы и всей инфраструктуры российского государства в целом.
Коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел, как одного из важнейших правовых механизмов, которые сегодня могут и должны противостоять коррупции.
Растущая коррупция в органах внутренних дел (полиции), создала целый ряд проблем в деле обеспечения правопорядка, помимо всего прочего коррупция в ОВД снижает престиж государственного управления в Российской Федерации, как внутри страны, так и за рубежом. Коррупция, в том числе и коррупция в органах внутренних дел препятствует поступлению в экономику нашей страны иностранных инвестиций, стимулирует отток национального капитала за рубеж, создает угрозу правопорядку и безопасности государства. Коррумпированный государственный аппарат не способен противодействовать ни терроризму, ни экстремизму, ни организованной и экономической преступности. Исходя из вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что повышение эффективности административно-правовых и организационных средств противодействия в органах полиции представляется крайне актуальной проблемой.
Анализируя опыт специальных исследований в области противодействия коррупции [6, С. 18] , представляется возможным выделить целый ряд правонарушений, создающих условиях для возникновения коррупции в полицейской среде:
• использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов;
• оказание не предусмотренного законодательством или необоснованного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений по разного рода вопросам, входящих в компетенцию сотрудника ОВД;
• участие в качестве поверенных или представителей третьих лиц по делам органа, в котором данный сотрудник состоит на службе, либо по делам органов, подчиненных сотруднику, либо по делам органов, деятельность которых контролируются (или проверяется) сотрудниками ОВД.
• использование сотрудниками ОВД в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий;
• нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц;
• необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также передача недостоверной или неполной информации или затягивание ее представления;
• требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законами и иными нормативными правовыми актами;
• незаконное или необоснованное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов [6, С. 18] .
Считаем возможным также выделить целый ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах.
- Правовой нигилизм значительной части сотрудников, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти [2, С. 51] .
- Назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.
- Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения.
Эффективное противодействие коррупции в органах полиции, возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер:
• антикоррупционное образование и воспитание;
• антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов МВД России;
• мониторинг коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
• принятие в установленном законом порядке специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;
• поощрение сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;
• развитие института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
• создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
• формирование законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по ним проверку или расследование.
Развитие в последние годы административно-правовых средств противодействия коррупции в самих органах внутренних дел обусловлено в том числе и тем, что коррупция может иметь место в самых различных сферах правоохранительной деятельности. Коррупция может также проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Представляется, что именно административно-правовые средства, в первую очередь, могут и должны(!) поставить барьер на пути возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти [5] .
Коррупция в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах государственной власти носит социальный характер, имеет сложную структуру. В этой связи коррупция в органах полиции может рассматривается с экономической, политологической и правовой точки зрения. Такой подход позволит выявить различные формы коррупции, а также разработать современные средства борьбы с коррупцией в органах внутренних дел, дает возможность выявить связь полицейской коррупции с чиновничьей. Рассмотрев проблему зарождения и процветания коррупции в системе органов внутренних дел, мы можем еще раз, подытожив все вышесказанное, предложить следующие основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел:
• активное внедрение (на разных уровнях) в сознание сотрудников органов внутренних дел идеологии неукоснительного соблюдения законов;
• повышение эффективности кадровой политики МВД, направленной на повышение уровня профессионализма;
• обеспечение «прозрачности» назначений на руководящие должности в МВД России и достижение хотя бы минимального уровня целесообразности с точки зрения интересов службы, таких назначений;
- честное и неукоснительное подавление протекционизма и фаворитизма, кумовства и т.д. в работе с кадрами органов внутренних дел (полиции);
• проведение мероприятий в системе МВД России, направленных на выработку позитивного отношения к службе, закрепление у сотрудника желания честно служить в органах внутренних дел Российской Федерации.
Все перечисленное органично связано между собой и только комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становиться все более угрожающей.
Следователь МВД без прикрас рассказал о коррупции в Департаменте
1 Автор: Юлия Соболева
Сегодня, 14 августа, следователь Центрального аппарата МВД и подчиненный Владимира Колокольцева дал интервью «Первому антикоррупционному СМИ» о ситуации с коррупцией, происходящей внутри Следственного департамента, а также озвучил прайс-лист на услуги по закрытию дел.
Сотрудник Центрального аппарата МВД рассказал ПАСМИ, что чаще всего «решить вопрос» обращаются знакомые, которые доверяют следователю.
Это обращения знакомых лиц, с которыми раньше как-то контактировал. Это всё стандартно, ничего нового. Кто-то из коллег обратился, адвокатский корпус в меньшей степени. Если ты работал с людьми, естественно, тебе там доверяют. Но доверяют уже меньше. То есть, если появляется Вася Батарейкин, которого ты второй раз видишь, и сразу же просит какие-то там моменты и предлагает решить… Раньше люди велись на это, сейчас — конечно же, нет. Стало опасно, общаются только с доверенными лицами, — говорит следователь.
При этом сотрудник Центрального аппарата отметил, что честные следователи в Следственном департаменте остались — их около 20%, а в остальных 80% есть особые «карманные следователи», которым поручаются только дела, по которым нужно было «по этому банку провести работу».
Также следователь сообщил об интересной схеме с «письмами счастья», которые высылаются выборочным организациям наугад с просьбой предоставить документы о финансово-хозяйственной деятельности. Стоимость того, чтобы дело не возбуждали — порядка 100 тысяч долларов.
— Например: по банковской выписке «выбили» 20-300 организаций, во все организации делается веерная рассылка данных «писем счастья». Рассылаешь и сидишь, ждешь. Через некоторое время прибежал человек. Видишь выводы — не докажешь никаким образом преступную составляющую, да и времени нет, но раз он прибежал сам — давай «соточку»… Обычно прибегает кто-нибудь знакомый. Большинство как делает — я лучше отдам, но лучше бы меня не трогали. А по факту он не понимает, что он деньги отдает просто так, и никто «копать» и не собирался.
Коррупция процветает и не только на уровне следователей. Глобальные дела решаются по указаниям руководителя, а 90% следователей остаются «не в теме». Так дела могут направлять в какие-то другие регионы, где о них благополучно забывают, или возбуждают дело не в отношении лиц, а по факту. Но на этом уровне суммы уже другие — миллионы долларов.
Подчиненный Колокольцева рассказал и другом виде коррупции, когда на высокие должности берут своих знакомых, а не тех, кто реально заслуживает продвижения по карьерной лестнице.
— Руководителями назначают тех, кто всю жизнь был руководителем, с первого курса института. Но как ты можешь быть руководителем, если ты не знаешь, как дела расследовать? Нужно дать возможность расти и развиваться сотрудникам, которые имеют колоссальный опыт в расследовании, а не по признаку «свой, но некомпетентный».
Говоря о первом и втором отделах в ЦАО, которые занимаются экономикой, все дела здесь с коррупционной составляющей, отметил следователь.
— Если взять наш первый-второй отдел — экономику — можно говорить, что все дела такие, на чем можно заработать. Дела имеют большой общественный резонанс, и все фигуранты крупные. Один отдел банковский, другой просто — общая экономика. Название формальное. Расследуют всю экономику независимо от специализации.
Говоря о проблемах следователей МВД, подчиненный Владимира Колокольцева выделил несколько основных. Во-первых, это медицинское оснащение за счет государства, все следователи прикреплены к ведомственной поликлинике и не имеют права лечиться в обычных городских больницах. Во-вторых, это нагрузка — по 5-6 дел на следователя, причем есть план по раскрываемости, который нужно выполнять. В-третьих, это пенсионное обеспечение. Следователи, уходящие с должности следователя в МВД после 20 лет работы, получают около 25 тысяч, а следователь СК РФ — около 45 тысяч рублей, хотя расследует он более «ограниченные категории уголовных дел».