Украден автомобиль, что делать

Воруют. Что делать, если угнали машину

В случае угона авто собственник ТС должен предпринять ряд мероприятий, которые обеспечат эффективный поиск машины и повысят шансы на скорейший возврат транспортного средства. Кроме того, правильный порядок действий облегчит получение страховки, если на автомобиль оформлен полис КАСКО.

Угнали машину. Первая помощь автовладельцу

Что делать, если угнали машину и куда звонить? Разберем первые действия автовладельца:

  1. Проверить, действительно ли вы стали жертвой угонщиков. Автомобилем могли воспользоваться ваши родственники или друзья. Кроме того, отсутствие авто на месте стоянки нередко объясняется тем, что его эвакуировали ввиду нарушения правил парковки, это легко проверить, позвонив в ГИБДД.
  2. Сделать звонок по номеру единой службы спасения или отделения РОВД по месту происшествия и сообщить об угоне машины. Вас попросят назвать предположительное время угона. Рекомендуется назвать временно интервал 15-30 минут. Почему? От этого зависит, объявит ли полиция план «перехват», в котором обычно задействуется несколько подразделений ГИБДД. Считается, что если авто угнали более 30 минут назад, машина уже находится в «отстойнике», и предпринимать экстренные меры смысла нет.
  3. Осмотреть место происшествия и при обнаружении следов преступления вызвать наряд полиции. Если на месте никаких заметных признаков работы угонщиков не обнаружено, отправляйтесь в ближайшее отделении внутренних дел и пишите заявление.
  4. Сообщить об угоне диспетчеру, если в авто установлена спутниковая сигнализация.

Как вести себя в полиции?

В общении с сотрудниками полиции следует быть предельно вежливым и корректным. «Качать права» не стоит, а вот обращение к жалости может сработать.

При составлении заявления по факту преступления необходимо:

  • четко и лаконично описать обстоятельства, при которых был совершен угон. Если авто находилось на стоянке, находящейся под видеонаблюдением, об этом тоже стоит сообщить сотрудникам полиции;
  • предоставить информацию о транспортном средстве, уделяя внимание отличительным особенностям ТС, включая аэрографию и другие специфические элементы дизайнерского оформления машины, повреждения кузова и т.д;
  • если вы видели на месте происшествия возможных свидетелей угона, например, соседей или дворника, об этом тоже можно сообщить сотрудникам полиции.

После подачи заявления обязательно возьмите контрольный талон, который послужит подтверждением факта обращения в правоохранительные органы. В дальнейшем рекомендуется регулярно звонить и лично наведываться в отделение полиции с вопросами о ходе расследования.

Что делать, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО, узнайте в другой статье.

Какие действия может предпринять автовладелец для розыска машины?

Что делать, если угнали машину? После обращения в полицию необходимо предпринять ряд самостоятельных действий, которые могут значительно ускорить возврат транспортного средства. Итак, как искать авто собственными силами:

  • опросить соседей или других возможных свидетелей происшествия. Если кто-то владеет существенной информацией, попросите его дать показания в полиции;
  • обойти авторынки;
  • просматривать объявления о продаже машин в печатных изданиях и интернете;
  • разместить объявления об угоне в социальных сетях и на тематических форумах;
  • расклеить по городу ориентировки на машину. В объявлениях, которых должно быть порядка 5 000 – 6 000, коротко указываются основные данные и особые приметы транспортного средства;
  • разместить объявления о пропаже авто в СМИ.

По статистике в 80% случаев угонщики выходят на связь с собственником ТС, если располагают его координатами. Поэтому пользуйтесь всеми доступными средствами, чтобы сделать информацию о себе, что называется, доступной для широкой публики.

Что делать, если вы нашли свою машину?

При обнаружении транспортного средства сообщите о месте нахождения авто в полицию и дождитесь приезда наряда. Предпринимать самостоятельные действия в такой ситуации не стоит, поскольку есть риск, что преступники вооружены.

Если номера на автомобиле сохранились, его вернут законному владельцу сразу. Если номерные обозначения успели перебить, придется ждать результатов экспертизы. Худший вариант развития событий, это когда номера уничтожены полностью, и восстановить их не представляется возможным. При этом своим права на авто заявляют сразу несколько лиц. Подобные споры решаются в суде.

Угонщики требуют за машину выкуп. Как себя вести?

Злоумышленники достаточно часто предпринимают попытку выручить деньги за краденое авто, предлагая вернут его собственнику за вознаграждение, размер которого обычно ограничивается 20% от рыночной стоимости ТС. Что делать, если угнали машину и требуют выкуп?

  • условится о первой встрече с угонщиками. Преступники, вероятно, попросят провести первый разговор без свидетелей. Поэтому на это «рандеву» лучше прийти одному, а вот на последующие встречи прихватите с собой пару крепких спутников;
  • торговаться. Для злоумышленников обращение к собственнику машины может быть единственным относительно безопасным способом получить деньги за угнанное ТС. Им проще снизить сумму, чем искать другие пути реализации авто. Можно сразу обозначить приемлемую сумму, заявив, что больше просто нет и не будет. Еще одним аргументом послужит наличие КАСКО с покрытием таких страховых случаев, как хищение авто. Скажите, что вы готовы заплатить только определенную сумму, а иначе выгоднее будет получить страховое возмещение. В принципе, к этому аргументу можно прибегнуть, даже если страховки на самом деле нет;
  • после завершения переговоров происходит обмен: деньги на авто. На это встречу обязательно нужно прийти в сопровождении нескольких человек.

Угнанная машина разбита. Что делать?

Что делать, если угнали машину и разбили? По условиям КАСКО хищение ТС обычно относится к страховым случаем, и можно обращаться за страховым возмещением. Собственник также вправе заявить в суд требования о компенсации причиненного ущерба . Подать иск к угонщикам можно в рамках уголовного судопроизводства или еще в ходе следствия обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Ваши действия при угоне машины, на которую оформлен полис КАСКО

При наличии КАСКО, по условиям которой предусмотрена выплата возмещения в случае хищения машины, автовладельцу нужно предпринять ряд срочных мер, которые обеспечат беспрепятственное получение страховки.

Итак, что необходимо сделать, чтобы получить страховку:

  • сразу по обнаружении пропажи авто сообщить об этом в страховую компанию;
  • в течение двух дней с момента угона обратиться в офис СК и письменно уведомит страховщика о происшествии. Страховщику нужно предоставить все комплекты ключей от ТС, брелоки сигнализации, документацию на автомобиль, а также оригинал страхового полиса;
  • по прошествии 10 дней с момента обращения в полицию получить постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения. Непосредственно при подаче заявление преступление квалифицируется как угон без цели хищения, что, как правило, не входит в перечень страховых случаев. Если в течение 10 дней машину не вернули, то происходит переквалификация дела по статье 158 УК РФ о хищении имущества. Обязательно проверьте правильность квалификации преступления и с этим постановлением обращайтесь в страховую компанию;
  • получить постановление о приостановке следствия по уголовному делу. Как правило, следствие приостанавливается примерно через 2 месяца после подачи заявления. Данное постановление также необходимо предоставить страховщику, после чего СК обязана составить акт на предоставление возмещения по КАСКО.

Приведенный порядок действий подходит для стандартных ситуаций, однако что делать, если угнали машину с документами? В договорах КАСКО правилах страхования страховщик обычно прописывает условие о том, что, если клиент не смог предоставить документы на машину, полис и/или все комплекты ключей, он лишается права на получение выплаты. Верховный суд РФ со страховщиками не согласен и считает отказ СК в произведении выплаты по указанным основаниям незаконным. Поэтому в подобной ситуации действия страховщика рекомендуется обжаловать в суде, ссылаясь на несоответствие положений договора или правил страхования нормам гражданского законодательства.

Что делать, если виновник ДТП скрылся? Читайте тут.

Машину нашли или вернули уже после выплаты страховки

Что делать автовладельцу в такой ситуации? Существует два пути:

  • оставить себе страховую выплату и отказаться от авто, в том числе, если оно было найдено поврежденным или с перебитыми номерами. После получения страховой выплаты и передачи страховщику документов и комплектов ключей ваше право собственности на машину, по сути, прекратилось. Страховщики иногда требуют вернуть произведенную выплату, однако сделать это они могут только через суд, и шансы их невелики;
  • вернуть страховую выплату СК и оставить себе машину. В этом случае придется заново переоформлять все документы на автомобиль.

Выбор в пользу последнего варианта целесообразен, если рыночная стоимость авто оказалась выше, чем размер страхового возмещения. Дело в том, что при расчете выплаты за угнанную машину страховщик вычитает амортизационный износ транспортного средства за каждый месяц с даты заключения договора страхования. Эта сумма составляет примерно 1-1,3% в месяц. Поэтому вернуть машину может быть выгоднее, чем оставить за собой страховую выплату.

Угнали машину, что делать?

Главная мысль – что делать и как поступить правильно. Прежде всего, не падать духом и не терять самообладания. Да, произошла серьёзная неприятность, но сама она не рассосётся. Необходимы разумные, грамотные действия именно в первый момент обнаружения факта угона машины. Всё, что будет сделано немедленно и предрешит, во многом, вероятность возвращение угнанного авто. Эта статья именно про то, что делать, если угнали автомобиль.

  • Что делать водителю если угнали машину
  • Что делать если автомобиль угнали вместе с документами на него
  • Угон нового автомобиля без номеров
  • Стоит ли платить налог за угнанную машину
  • Как можно избежать угона машины

Оглянитесь вокруг места происшествия. Будет это Москва или прекрасный Санкт-Петербург, кругом ходя, сидят, стоят или чем-то занимаются люди. Многие не видели ничего, внимание других привлекли необычные действия злоумышленников, третьи, от нечего делать, наблюдали за происходящим в окно. Это возможные свидетели.

В магазинах, ресторанах или офисах есть камеры наблюдения. Сведения об этом, будут несомненным подспорьем в работе следственной группы.

Именно первоначальный анализ места события и будет той единственной палочкой-выручалочкой, которая и приведёт потерпевшего к счастливому исходу.

Что делать водителю если угнали машину

Корить себя или обвинять советчиков, порекомендовавших удивительную сигнализацию, надо будет потом. В момент обнаружения незаконной экспроприации принадлежащей вам собственности необходимо:

  • немедленно звонить по лёгкому номеру 02 (с мобильника – 002);
    • в Москве (495) 233-12-03 (ПУЛЬТ ЦПЭО);
    • или Санкт-Петербурге (812) 926-64-02 (ПУЛЬТ ЦПЭО);
  • или номеру дежурной местного отделения полиции и сообщить об исчезновении автомобиля;
    • устное заявление будет записано;
    • сверены представленные данные;
    • на место возможного угона будет выслана следственная бригада;
    • при проведении ею следственных действий;
      • будет осмотрен район происшествия;
      • опрошены возможные свидетели;
      • проверен факт фальсификации угона, во избежание наказания за ранее совершенное ДТП;
    • назначен план «Перехват». Начальные 15 минут являются крайне важными. Автомобиль может находиться совсем рядом;
    • в разрезе этого плана;
      • факт угона вносится в свод данных;
      • камеры слежения на дорогах считывают номера;
      • сообщается постам ГИБДД;
      • другим службам, имеющим рации (пожарным, МЧС, аварийным);
      • выставляются специальные посты;
  • уточнить адрес местного отделения полиции и посетить его с целью;
    • подачи заявления в письменной форме о пропаже авто;
      • на бланке специального образца с адресом заявителя;
      • в разделе о факте происшествия необходимо подробно остановиться;
        • кто является владельцем автомобиля;
        • по каким документам;
        • о непричастности к передаче их другим лицам;
        • об отсутствии разрешения владельца на использование машины другими людьми и передаче им ключей от неё;
        • о незнании её теперешнего местопребывания;
    • среди признаков отличия автомобиля требуется указать;
      • внешнее, подробное описание;
      • официальные, регистрационные данные;
      • модель и характеристики противоугонной сигнализации;
      • отдельные маркировки, нанесённые на агрегаты самим владельцем;
      • примерный остаток горючего в баке;
      • специальные приметы в салоне и багажнике. Перечень личных вещей находящихся в машине;
    • передать регистрационное свидетельство на автомобиль и ключи от него;
      • обязательно получить на это расписку у изымателя;
  • получения специального Акта о подаче заявления;
  • и в Москве, и в Санкт-Петербурге, в течении 2-х дней, сообщить о случившемся в свою страховую компанию, с приобщением всех имеющихся и полученных в полиции копий.
Читайте также:  Разногласия между соседями

После прохождения всей процедуры у потерпевшего есть 3 дня на ожидание получения результатов. С возможным продлением до 10 дней. По окончании десятидневного срока и отсутствии результатов, угон будет переквалифицирован в кражу. Результаты расследования будут направлены владельцу машины по почте.

Теперь начинается, труднопереносимый, процесс ожидания результатов. По статистике находится 1 угнанный автомобиль из 100.

Действия потерпевшего, с этого момента, носят чрезвычайно интенсивный характер. Поскольку требуется сделать очень много и очень быстро:

  • осмотреть ближайшие дворы и стоянки, где возможно поставлена на отстой украденный автомобиль. Друзья и знакомые. Несомненно, окажут действенную помощь;
  • через ГИБДД поинтересоваться различными транспортными происшествиями. Может быть подростки являются причиной всех неприятностей.
  • осмотреть все штрафстоянки и места разборки;
  • дать объявления в местные газеты и радио;
  • отклонить любые просьбы дознавателей об аннулировании заявления и начале негласного поиска. Это повод обратиться в службу собственной безопасности МВД.

Тесные и регулярные контакты с дознавателем позволят быть потерпевшему в курсе событий. При передаче вашего дела в другие подразделение, удастся не потерять дело из виду.

Что делать если автомобиль угнали вместе с документами на него

Этот неприятный случай мало чем отличается от угона автомобиля без них. Что в столице родины Москве, что в северной столице – Санкт-Петербурге, да и в любом другом городе страны, примут жалобу об угоне, даже если самих документов на неё нет. Тот же стандартный алгоритм действий:

  • звонок в ближайшее районное отделение полиции;
  • заполнение бланка заявления об угоне;
    • заполнение данных об авто придётся осуществить по паспорту транспортного средства (ПТС) который хранится дома;
    • если же был украден и ПТС, тогда заполнение ведут по Договору купли, хранящийся у владельца автомобиля;
      • сотрудники полиции в состоянии сами выяснить имя владельца на основании этих документов и его гражданского паспорта;
    • сдаётся и второй экземпляр ключей от вашей машины;
  • на основании всех этих бумаг принимается жалоба об угоне и справка о краже документов;
  • в дальнейшем осуществляется процедура восстановления украденных документов;
    • гражданского паспорта – в районном паспортном столе. Будь это хоть Москва, хоть Санкт-Петербург;
      • предоставляется заявление;
      • квитанция об уплате госпошлины;
      • фотографии;
      • справка об утере документов из полиции;
      • вдаётся временное удостоверение личности в день обращения;
      • дубликат паспорта – за 30 дней;
    • необходимо оформить медицинскую справку со сроком действия 3 года;
    • по медицинской справке и удостоверению личности в экзаменационном отделении ГИБДД оформляется водительское (временное) удостоверение;
      • постоянные водительские права будут выданы через 2-а месяца;
    • оформление ПТС и регистрационного свидетельства – самая сложная процедура. При наличии договора купли, процесс заметно упрощается.
      • он может продлиться до 2-х недель;
    • переоформление полиса ОСАГО проблем не вызывает.

Вот так можно стать владельцем новеньких документов на украденную машину. Далее процесс её обнаружения протекает как обычно, без существенных изменений.

Угон нового автомобиля без номеров

Совершенно неприятный случай, когда угоняют новое авто без номеров. Из этого следует, что машина не зарегистрирована. Её нет в базе ГИБДД. Бланк заявления на угон можно заполнить по обычному паспорту и договору купли.

Его даже возьмут в производство по обычному дознавательскому алгоритму. А вот надежда на скорую находку такой пропажи крайне незначительна. Номера будут скорее всего фальшивые. Находка подобной машины будет удачей чрезвычайной.

При приобретении нового автомобиля, когда есть опасение не поставить новинку на учёт быстро, следует немедленно поставить механический блокиратор. Внимательно контролируя нахождение машины. Особенно в чудесной Москве. Да и в замечательном Санкт-Петербурге то же.

Стоит ли платить налог за угнанную машину

Налоговики России, руководствуясь письмом № БС-3-11/3660@, разъяснили всем заинтересованным лицам, что при производстве розыскных действий, по факту кражи машины, транспортный налог не насчитывается.

Органы, производящие подобные розыскные мероприятия, выдают подтверждающие документы. Подобные машины предметом налогообложения не являются.

Как можно избежать угона машины

Перефразируя слова популярной песни: если нет автомобиля, то его не угонит никто. Иными словами избежать угона невозможно – враг хитёр и беспощаден. Но минимизировать такую возможность можно;

  • бдительность при владении или покупки машины из своеобразной группы риска;
    • модели популярных марок которые чаще угоняют;
    • новые машины не прошедшие регистрацию;
  • установка современных телематических охранных систем с диалоговой системой шифрования;
  • приобретение и использование механических блокираторов;
  • индивидуальная окраска машины;
  • маркировка стекол и основных её узлов.

Будет очень хорошо, если рекомендации этой статьи автовладельцу никогда не потребуются. Но при возникновении подобной ситуации необходимо, что бы непродуманных действий, особенно в первый момент, было поменьше. Не забывайте в первые минуты после обнаружения угона автомобиля можно найти самое большое количество свидетелей, которые что-то видели или слышали, так же не забывайте и о камерах наблюдения, информация с которых может быть автоматически стерта по истечении времени, так и не успев быть исследованной на предмет полезной информации по угону. Благоприятные шансы есть всегда.

Статья 3.4. Предупреждение

СТ 3.4 КоАП РФ
1. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Предупреждение устанавливается как КоАП РФ, так и законами (кодексами) субъектов РФ об административных правонарушениях и применяется только в качестве основного административного наказания.

2. Предупреждение, легальное определение которого содержится в ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, выражается в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме и применяется только в качестве основного административного наказания.

С учетом положений ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, закрепившей цели административного наказания, предупреждение является вынесенным в письменной форме официальным предостережением физического или юридического лица от возможности совершения ими противоправного действия (бездействия).

3. Предупреждение рассматривается как наименее строгий вид административного наказания и, как правило, предусматривается в санкции статьи как альтернатива административному наказанию в виде административного штрафа.

4. Назначение предупреждения, как и любого другого вида административного наказания, образует состояние административной наказанности физического или юридического лица, длящееся до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания.

5. По замыслу законодателя, выраженному в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается при условии сочетания двух обстоятельств:

– за впервые совершенные административные правонарушения;

– при отсутствии: причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства; угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущественного ущерба.

6. С учетом того, что административное наказание должно быть соразмерно совершенному административному правонарушению, положения ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ надлежит понимать таким образом, что предупреждение не может быть назначено лицу, находящемуся в состоянии административной наказанности, т.е. до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предыдущего административного наказания, либо в случае грубого и систематического нарушения законодательства об административных правонарушениях, либо если субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется умышленной формой вины, а также при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

7. Предупреждение назначается судьей, органом, должностным лицом, рассмотревшими дело об административном правонарушении.

Наряду с этим в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 28.6 КоАП РФ допускается назначение административного наказания в виде предупреждения без составления протокола об административном правонарушении, но с вынесением уполномоченным на то лицом постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания при условии, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание.

8. Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от:

– устных замечаний, выносимых судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными решить дело об административном правонарушении и освободившими лицо от административной ответственности в случае совершения им малозначительного административного правонарушения (см. комментарий к ст. 2.9 КоАП РФ);

– предупреждений (предписаний), выносимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по контролю и надзору, их должностными лицами об устранении допущенных нарушений и (или) их последствий. Подобные предупреждения (предписания) могут выноситься наряду с назначением административного наказания, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Статья 3.4. Предупреждение

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Читайте также:  Оценка рыночной стоимости материалов

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.4 КоАП РФ

1. Предупреждение является одной из самых легких мер административной ответственности. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица.

Согласно ст. 32.1 комментируемого Кодекса постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 комментируемого Кодекса: постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 — 5 ст. 29.6 Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно комментируемой статье предупреждение выносится в письменной форме. Комментируемый Кодекс предусматривает упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении, в случае, если соответствующей статьей предусмотрено административное наказание в виде предупреждения. Так, статьей 28.6 комментируемого Кодекса предусматривается назначение административного наказания без составления протокола. В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 29.10 Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрены условия, при которых возможно назначение административного наказания в виде предупреждения:

1) административное правонарушение совершено впервые;

2) отсутствуют последствия совершения правонарушения в виде причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Статья 3.4 КоАП РФ. Предупреждение (действующая редакция)

1. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3.4 КоАП РФ

Комментируемая ст. 3.4 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде предупреждения.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

При этом устное предупреждение не входит в систему административных наказаний, не предусматривается в качестве такового санкциями норм Особенной части КоАП РФ и объявляется лицу, совершившему правонарушение, устно в случае признания совершенного правонарушения малозначительным. Объявление устного замечания, в отличие от назначения наказания в виде письменного предупреждения, не влечет для нарушителя никаких юридических последствий. Иными словами, объявление устного замечания как результат рассмотрения дела об административном правонарушении не тождественно привлечению к административной ответственности путем назначения наказания в виде предупреждения. Вынесение арбитражным судом решения об отказе в привлечении к административной ответственности и объявлении устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ фактически означает прекращение производства по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Аналогичные положения установлены и в ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ, из которой следует, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий:

а) правонарушение совершено впервые;

б) и оно не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

В КоАП отсутствует понятие впервые совершенного административного правонарушения. Вместе с тем п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП, ст. 4.6 КоАП установлены обстоятельства (критерии), наличие которых свидетельствует о повторности административного правонарушения, а именно: совершение со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня исполнения данного однородного административного правонарушения.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Такая мера административного наказания, как предупреждение, может быть назначена должностным лицам за совершение, например, правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, за:

а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);

б) невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);

в) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 – 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ);

г) нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ);

д) уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ);

е) непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ);

ж) необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ).

Исходя из ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 рассматриваемой статьи.

Из буквального толкования вышеприведенных норм следует, что замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение возможна лишь в случае наличии следующей совокупности обстоятельств:

1) отнесение лица, совершившего административное правонарушение, к субъектам малого и среднего предпринимательства;

Читайте также:  Заказчик не оплачивает выполненные работы, что делать

2) совершение административного правонарушения впервые.

При определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в Постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (письмо Минфина России от 22.12.2016 N 03-01-15/76986);

3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также иным объектам, перечисленным в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

По смыслу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, в отсутствие совокупности всех упомянутых обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения) возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается. Названная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.10.2016 N 302-АД16-3851 (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 N 02АП-8853/2016 по делу N А17-5451/2016).

При этом по смыслу ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не является обязательной (Постановление Пермского краевого суда от 25.05.2017 по делу N 44а-717/2017).

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ (ст. 32.1 КоАП РФ).

О первичности совершения административного правонарушения в целях для замены штрафа на предупреждение

Минфин России разъяснил понятие “первичность совершения административного правонарушения” как основание для замены наказания в виде штрафа на предупреждение.

С 04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ, которым КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1 “Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением”.

Данная статья предусматривает возможность такой замены в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение.

Сообщается, что при определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016.

В частности, в постановлении суда было отмечено, что условиями применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является в том числе наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено им впервые.

Подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, согласно выводам суда в случае отказа от применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в материалах дела должны иметься доказательства того, что соответствующее лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Вопрос: Компаниям, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Замена допускается при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП. В частности, если нарушение не причинило вред жизни или здоровью людей, объектам животного и растительного мира и т.д. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение при нарушениях, которые перечислены в части 2 статьи 4.1.1 КоАП.

Обязана ли инспекция, выявив первое нарушение малой компании (например, по статье 14.5 КоАП), сама заменять штраф на предупреждение? Или чтобы инспекция объявила предупреждение, об этом должна ходатайствовать компания?

Должна ли компания представлять в инспекцию какие-то документы, которые подтверждают, что нарушение является первым?

Какое нарушение считается впервые совершенным? К примеру, если компанию в августе оштрафовали за недекларирование товаров по статье 16.2 КоАП, а в октябре организация не пробила кассовый чек, будет ли считаться неприменение ККТ первым нарушением? Обязана ли инспекция в этом случае заменить штраф на предупреждение, если компания не совершала других кассовых нарушений?

Если инспекция учитывает все нарушения по КоАП, чтобы решить вопрос, является ли нарушение первым, откуда инспекция получит сведения о том, что другие органы не штрафовали компанию?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 декабря 2016 г. N 03-01-15/76986

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение > по вопросу административной ответственности за нарушения применения законодательства о контрольно-кассовой технике (далее – ККТ) и сообщает следующее.

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Перечень административных наказаний, по которым штраф не подлежит замене на предупреждение, поименован в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В части возможности субъекта малого и среднего предпринимательства представлять документы, подтверждающие совершение административного правонарушения впервые, следует учитывать, что согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

При определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Что означает фраза «за впервые совершенное административное правонарушение»?

Что означает фраза в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ «за впервые совершенное административное правонарушение»? Как понимать впервые – нарушитель ранее никогда никакие правонарушения не совершал или не совершал правонарушения того вида, по которому налагается взыскание или совершал правонарушение ранее, но оно в настоящий момент «погашено».

Лицо считается впервые совершившим административное правонарушение, если до этого момента оно не было подвергнуто административному наказанию либо если истек один год с момента привлечения лица к административной ответственности до совершения им повторного административного нарушения по соответствующей статье КоАП РФ. Указанное правило также распространяется на совершение лицом однородных административных правонарушений (имеющих один объект посягательств).

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

В силу положений статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в Письме от 22.12.2016 N 03-01-15/76986 при определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Между тем, следует учитывать также определение повторности, которое приведено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Кроме того, дополнительно в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).

При этом по смыслу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В этой связи при решении вопроса о применении в отношении лица статьи 4.1.1 КоАП РФ необходимо выяснить, привлекалось ли ранее это лицо к административной ответственности за однородное правонарушение. Если да, то необходимо выяснить исполнено ли постановление о назначении лицу административного наказания и дату окончания исполнения указанного постановления, не прекращалось ли его исполнение, не истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не пересматривались ли постановление о назначении лицу административного наказания и последующие постановления, связанные с его исполнением (данный вывод также соответствует правовой позиции, изложенной в Письме ФНС России от 08.12.2016 N ОА-4-17/23483@).

На вопрос отвечала:
Надежда Владимировна Корженевская,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию