Суд по взысканию задолженности по кредиту

Как судебные приставы взыскивают долги по кредитам?

Современные кредитные продукты достаточно популярны среди клиентов банковских организаций. Но далеко не все способны вовремя и без задержек выполнять взятые на себя обязательства. В связи с чем, финансовые организации вынуждены применять различные меры по возврату выданной суммы, процентов за ее использование и начисленные за время просрочки пени. Зачастую кредиторы обращаются в коллекторские агентства. Но согласно закону в 2021 году проводить возврат денежных средств по кредиту с заемщика, применяя различные методы принудительного взыскания, могут только судебные приставы.

Данная процедура проводится по решению суда. Для инициирования процесса приставам необходимы следующие документы:

  • исполнительный лист;
  • судебный приказ или надпись нотариуса на долговом договоре.

Они получают такие документа от банковской организации и от суда, принявшего решение по взысканию кредита.

Должнику предоставляется время для того, чтобы он в добровольном порядке погасил задолженность по кредиту. Если в отведенный период заемщик не вернул деньги, не получил рассрочку или не заключил с банком дополнительное соглашение, то возврат денег будет осуществляться приставами в принудительном порядке в рамках открытого исполнительного производства.

Полномочия судебных приставов

Вся деятельность судебных приставов регламентируется законодательством, а именно ФЗ № 229. Они могут использовать любые методы взыскания долга, которые указаны в законе.

Взыскание долга, после открытия исполнительного производства, приставами начинается с вызова должника для проведения беседы о сложившейся ситуации.

После этого специалисты приступают к проверке финансового положения должника и наличию имущества в собственности. Как только данные сведения будут собраны, пристав вправе принимать решение о том, какие меры возврата долга применить к конкретному лицу.

Но не всегда пристав сам определяет порядок взыскания. Последовательность процедуры может быть регламентирована в исполнительном листе, тогда управомоченное лицо будет четко следовать указаниям.

Процедура возврата долга, предписанная судом

В исполнительном листе может быть указан следующий порядок взыскания долга с заемщика:

1. Обязать должника возвращать долг частями в установленные сроки и в указанном размере.

Такая мера применяется в том случае, если заемщик имеет постоянную денежную прибыль — заработная плата официальная или неофициальная, пенсия, доход от бизнеса и прочее. При таком методе приставы направляют определенный документ в организацию, которая выплачивает должнику зарплату или пенсию. По этому документу организация обязуется удерживать не более 50 % денег от положенной суммы выплаты и перечислять их на счет банка – кредитора.

Такой метод взыскания долга по кредиту очень удобен и для приставов и для заемщика, потому что как только начнется удержание денег с дохода, то работа приставов на этом заканчивается, а взыскание продолжается до возврата всей суммы долга.

2. Обязать заемщика вернуть долг в полном объеме за один платеж и в установленный срок.

В данном случае порядок взыскания по исполнительному листу может не указываться, а осуществляться по усмотрению приставов.

Такая мера не выгодна для должника в том плане, что приставы опишут его имущество, арестуют все банковские счета, и если этих денег не хватит на покрытие долга, то отправят документы на удержание части дохода заемщика.

Как изменить метод взыскания должнику?

Если должник не согласен с установленным порядком взыскания имеющейся задолженности, то он вправе обратиться к приставу или в суд с просьбой о пересмотре процедуры изъятия денег, и замены её на более лояльную.

Очень важно совершить это действие до того момента, когда приставы наложат арест на имущество и денежные средства должника.

Без обоснованных доводов и доказательств заемщика в пользу того, что требуется изменение метода взыскания, суд не удовлетворит ходатайство должника. Поэтому нужно предварительно подготовиться к визиту в суд.

Причины, по которым должник подает заявление в суд с просьбой о пересмотре меры взыскания, могут быть различные. Например, раньше он не имел источника дохода, а теперь трудоустроен на постоянной работе. В таком случае вместо ареста имущества, заявитель просит об удержании части денег с дохода.

Наличие постоянного заработка необходимо подтвердить документально. В этом случае есть надежда на лояльность судьи в принятии решения. Но если трудоустройство неофициальное, и должник не имеет возможности подтвердить свой доход, суд, скорее всего, предоставит право выбора порядка взыскания приставам.

Чтобы управомоченные лица не арестовали имущество и банковские счета, юристы рекомендуют подать ходатайство в суд на получение отсрочки платежей. Сделать это можно и во время судебного разбирательства о взыскании долга, и по его завершению.

Кредит под залог имущества

Если долговой договор был оформлен под залог имущества, суд при вынесении решения по делу, в исполнительном листе обяжет приставов наложить арест на указанный в соглашении объект недвижимости. Имущество будет сначала арестовано, а затем, при отсутствии возврата долга, перейдет в собственность банка или же будет реализовано, а деньги переданы банку в счет долга. Решение в таком случае принимает банк.

Исполнительная надпись нотариуса

С июля 2016 года в законодательстве РФ появилось следующее нововведение – исполнительная надпись нотариуса на долговом договоре. Главным условием для ее применения является наличие определенных пунктов в соглашении между заемщиком и кредитором о возможности, в случае просрочки платежей и подтверждения образовавшегося долга, взыскания денег по этой надписи. Данные нормы регламентированы ст. 160 и 434 Основ законодательства РФ о нотариате.

Такая надпись предполагает возвращение долга в полной мере. Взыскание денег начнется сразу же с ареста счетов и имущества, а только после этого распространится на удержание с доходов.

В данном случае должник также имеет право подать ходатайство в суд на изменение порядка взыскания долга.

Какое имущество подлежит аресту?

Арест имущества производится в двух случаях:

  1. Метод возврата долга не основан на удержание части дохода.
  2. У заемщика нет дохода, либо он его тщательно скрывает.

В счет долга могут арестовать – любое недвижимое имущество, принадлежащее должнику, деньги, счета и активы. Изначально арест накладывается на денежные счета, открытые в любой валюте. Если этих денег недостаточно, тогда производится опись имущества. Важно, чтобы арестованное имущество не превышало по стоимости сумму долга.

Существует установленный перечень имущества, который не подлежит аресту. Этот список регламентирован ст. 446 ГПК РФ. Если имеющееся имущество входит в указанный перечень, суд может наложить на него определенные ограничения, например, запрет на сдачу квартиры в аренду или её продажу.

Имущество, попавшее под арест, подлежит реализации через аукцион. Если продать его не удалось, тогда это имущество покупает банк в счет долга, по сниженной стоимости. Когда банк не соглашается на погашение долга в материальном выражении, то данное имущество возвращается заемщику.

Судебные тяжбы с кредиторами. Исковая давность

Суд с банком – это очень важный этап в «мытарствах» должника. Если банк решился на этот шаг, значит работа коллекторов с Вами требуемых плодов не приносит. Для должника переход отношений с банком в судебную плоскость – это несомненный плюс, т.к. есть шансы расторгнуть кредитный договор в суде. В этом случае долг по решению суда будет зафиксирован: не будут больше начисляться баснословные пени и штрафы, работа по взысканию этого долга на основании решения суда перейдет в службу судебных приставов. Подробнее о взыскании долгов в исполнительном производстве через службу судебных приставов Вы можете прочитать в статье «Исполнительное производство». Также в суде Вы сможете снизить пени и штрафы, начисленные за неоплату кредита в срок.

Судебный приказ

Банк может использовать упрощенную схему судопроизводства – получение судебного приказа. Судебный приказ – это судебный акт, имеющий силу исполнительного документа, вынесенный по упрощенной схеме, без судебных заседаний с заслушиванием сторон. Применяется в случае, когда якобы нет предмета спора: «И так все понятно – есть долг, кредитный договор, Вы не платите». Но он также легко отменяется, как и выносится. В случае несогласия с суммой требований, да и просто при наличии желания его отменить, Вам необходимо в течение 10 дней после получения судебного приказа направить в выдавший его суд заявление об отмене судебного приказа по почте либо отнести собственноручно. Этого достаточно для того, чтобы судебный приказ был отменен.

Несмотря на то, что некоторые банки стремятся получить судебный приказ, надеясь, что должник не успеет его отменить, большинство банков используют традиционное исковое судопроизводство, которое подразумевает участие обеих сторон: кредитора и должника. Кредитор для этого направляет исковое заявление и документы, подтверждающие наличие задолженности, в суд. Копию указанных документов он направляет Вам. Если у Вас нет возражений относительно расчета задолженности по кредитному договору, и сумма исковых требований Вам не кажется завышенной, Вы можете не тратить свое время на визиты в суд. Если же Вы считаете, что банк начислил необоснованно высокие пени и штрафы, то можно потребовать снизить их в суде. Согласно закону «О Потребительском кредите» размер пеней и штрафов не должен превышать 20% годовых. Для этого Вы можете прибегнуть к помощи специализированных юридических фирм, а можете попробовать сделать это самостоятельно, подав заявление о снижении неустойки. Если Вы все-таки решили прибегнуть к помощи профессиональных юристов, рекомендуем прочитать статью «Юридические фирмы. Как не купить воздух» на нашем сайте.

Срок исковой давности по кредитам

Что если банк перестал звонить и так и не обратился в суд за принудительным взысканием с Вас долга по кредиту?! Какова вероятность, что банк, спустя какое-то время, «вспомнит» о Вас и обратится в суд за взысканием долга, причем за это время может и пеней прилично набежать. Если сумма долга невелика и преимущественно состоит из неразумных пеней и штрафов, то, вероятно, судебные тяжбы экономически невыгодны банку: нужно оплатить госпошлину, услуги юристов. В этом случае, скорее всего, долг будет продан коллекторскому агентству. В противном случае у банка есть три года с момента ее возникновения для обращения в суд о её взыскании. Этот срок называется сроком исковой давности. К сожалению, этот срок может прерываться и его истечение начинается заново в случае:

  1. предъявления иска или заявления банком о выдаче судебного приказа;
  2. частичной оплаты долга: если Вы по «просьбе» взыскателей оплатили хотя бы 100 рублей, срок исковой давности будет исчисляться с этой даты;
  3. признания претензии: подтверждением этому могут служить Ваши письма в банк, коллекторам. Поэтому если Вы дожидаетесь истечения сроков исковой давности, прекратите все контакты с кредиторами.

Исчисление сроков исковой давности по кредитам

Бытует ошибочное мнение, что сроки исковой давности истекают через 3 года с момента внесения последнего платежа по кредиту или кредитной карте. На самом деле, для классических потребительских кредитов, оплата по которым должна вносится ежемесячно, срок давности для каждого ежемесячного платежа рассчитывается отдельно. К примеру, при следующем графике платежей:

  • 15 декабря 2016 г. – 10 000 рублей;
  • .
  • 15 декабря 2018 г. – 10 000 рублей;
  • 15 января 2019 г. – 10 000 рублей;
  • .
  • 15 ноября 2019 г. – 10 000 рублей;
  • 15 декабря 2019 г. – 10 000 рублей;

если Вы прекратили оплату в декабре 2018 года, то 15 декабра 2021 года истечет срок давности лишь по платежу, который Вы должны были внести 15 декабря 2018. И далее, каждый месяц будет истекать срок давности по каждому платежу по графику в отдельности. Полностью срок исковой давности по этому кредиту истечет 15 декабря 2022 года, при условии, что течение срока давности не прервется по одной из причин, приведенных выше. Таким образом у банка есть масса времени для того, чтобы обратиться в суд для взыскания задолженности по этому кредиту. Причем всё это время на сумму основного долга будут начислять проценты, пени и штрафы.

Начисляются ли проценты по кредиту после решения суда?

Еще одна неприятная новость, что при вынесения решения суда о взыскании задолженности по кредитам, кредитный договор обычно не расторгается. И как следствие, договор продолжает действовать, а на сумму долга продолжают начисляться проценты, пени и штрафы. Кредитный договор может быть расторгнут в суде, но для этого банк (или другой кредитор) должны попросить суд об этом: «Просим взыскать просроченную задолженность в сумме ХХХХХ рублей и расторгнуть кредитный договор №ххх от хх.хх.хххх г.». Но крайне редко банки просят об этом в своих исковых заявлениях. Зачем им это? Ведь они через какое-то время могут еще раз обратиться в суд и взыскать с Вас дополнительно проценты за пользование денежными средствами.

Как же быть? Может быть, имеет смысл должнику попросить суд расторгнуть кредитный договор (договор займа)? По инициативе должника договор может быть расторгнут, если нарушены его существенные условия. Существенными условиями любого договора займа (кредитного договора) является то, что кредитор Вам дает денежные средства в долг, а Вы обязуетесь их вернуть в определенные сроки. Кредитор существенные условия договора выполнил при выдаче кредита (займа), и у Вас, скорее всего, нет оснований для расторжения договора.

Как узнать, расторгнут ли кредитный договор решением суда?

Узнать о том, был ли расторгнут кредитный договор по решению суда, Вы можете, прочитав его резолютивную часть (то, что написано после слова «РЕШИЛ»). Если кредитный договор был расторгнут, то помимо строки “взыскать с . ” должна присутствовать формулировка: “расторгнуть кредитный договор №ххх от хх.хх.хххх”. Если аналогичной формулировки в резолютивной части решения суда нет, значит, кредитный договор продолжает действовать, и сумма долга продолжает расти.

Мы рекомендуем не скрываться от банка в надежде, что он про Вас «забудет», а сроки давности истекут – это вероятно лишь при небольших суммах долгов до 30-50 тысяч рублей (суммы условны и зависят от конкретного банка). Долговые проблемы можно и нужно решать цивилизованно, а не «забиваться в норку» – глядишь и Вас не заметят. Самый цивилизованный и эффективный метод решения долговых проблем – через банкротство. Подробнее о банкротстве физических лиц Вы можете узнать в статье «Банкротство физических лиц – законный выход».

Виды ответственности за нарушения условий контракта

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту является одним из существенных условий контракта. Об этом прямо указано в ч. 4 ст. 34 ФЗ № 44, в соответствии с которой в контрактвключается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Читайте также:  Квалификация хулиганства

Законом вводится обязательная ответственность заказчика и подрядчика:

  • за просрочку исполнения обязательств —неустойка (заказчик — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, подрядчик — размер устанавливает Правительство РФ, но не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ);
  • за ненадлежащее исполнение — штраф (в виде фиксированной суммы в контракте, порядок установления которой определяет Правительство РФ).

То есть за нарушение условий контракта законом о контрактной системе предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде неустойки (пени) и штрафа.

Неустойка (штраф, пеня) согласно ст. 330 ГК РФ — это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Неустойка может быть законной, то есть определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (ст. 332 ГК РФ), или договорной, то есть установленной соглашением сторон, соответственно, условия, размер, порядок ее применения также определяются сторонами. ФЗ № 44 предусматривает законную неустойку.

Примечание: ГК РФ не разделяет понятия «неустойка», «штраф» и «пеня».

Неустойка — важный способ обеспечения обязательства. Широкое применение неустойки связано с рядом ее особенностей. Так, неустойка взыскивается за сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником. Она определяется уже в момент заключения договора, и кредитор не обязан доказывать причиненные ему убытки и их размер. Неустойка уплачивается за неисполнение обязательства либо за его ненадлежащее исполнение. Сторонам предоставлено право самим формулировать условия договора о неустойке. Ее специфика состоит и в том, что она одновременно является и мерой имущественной ответственности.

Внимание! В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.

Как уже было сказано ранее, неустойка (штраф, пеня) за нарушение условий контракта может быть применена как к заказчику, так и к участнику закупки. При этом если для заказчика установлен фиксированный размер неустойки за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных контрактом, то для поставщика установлен лишь ее минимальный размер.

Примечание:в контракте может быть предусмотрена неустойка и за иные нарушения обязательств по контракту (договорная неустойка), но только предусмотренные ФЗ № 44.

Конкретные размеры неустойки, случаи освобождения от уплаты неустойки подробно описаны в лекции «Контракт: правовая сущность, нормативное регулирование и существенные условия. Обязательные условия контрактов. Типовые контракты».

Штрафные санкции за ненадлежащее исполнение контракта могут быть применены как к заказчику, так и к поставщику. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отдельно в законе предусмотрено применение к поставщику штрафных санкций в случае непредоставления дополнительной информации, когда предоставление такой информации является обязательным (подробно данный вопрос рассмотрен в лекции «Контракт: правовая сущность, нормативное регулирование и существенные условия. Обязательные условия контрактов. Типовые контракты»).

Если к заказчику может быть применена только мера гражданско-правовой ответственности, то к поставщику на основании действующего законодательства за нарушение условий контракта, кроме гражданско-правовой ответственности, могут быть применены следующие виды ответственности:

  • обеспечение исполнения контракта;
  • внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение исполнения контракта является специфической для гражданско-правовых отношений мерой ответственности. Она применяется только в госзакупках и призвана обеспечить добросовестное исполнение условий контракта. Обеспечение исполнения контракта предоставляется победителем на этапе заключения контракта. Подробно вопросы предоставления обеспечения исполнения контракта рассмотрены в лекции «Обеспечение исполнения контракта. Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов».

Еще одной нормой, призванной стимулировать добросовестное исполнение условий контракта, является ведение реестра недобросовестных поставщиков. В такой реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Поставщики, сведения о которых внесены в такой реестр, лишаются права в течение 2 лет с даты внесения информации о них в реестр участвовать в госзакупках (в случае если заказчик в документации устанавливает такое требование). Подробно вопросы ведения реестра недобросовестных поставщиков рассмотрены в лекции «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Дата добавления: 2016-03-20 ; просмотров: 5477 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Чем регулируется ответственность сторон за неисполнение контракта по 44-ФЗ, и какие виды наказаний предусмотрены законом?

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

  • Права и обязательства заказчика и исполнителя
  • Правовое регулирование
  • Типичные нарушения и взыскания
  • Расчет неустойки по 44-ФЗ
  • Как избежать взыскания

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя. Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

  • законом 44-ФЗ;
  • Постановлением Правительства № 1042;
  • Административным кодексом;
  • Гражданским кодексом.

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Какова ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ?

Для того чтобы стимулировать заказчика и поставщика к качественному исполнению своих обязательств в рамках государственного контракта, законодательство о контрактной системе предусмотрело штрафные санкции и неустойки за допущенные нарушения.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Правовое регулирование начисления штрафов и пени

Начисление пени и штрафов за допущенные нарушения по 44-ФЗ опирается на положения ст. 34 44-ФЗ и Постановление Правительства №1042 от 2017 года. Последний нормативно-правовой акт сменил ранее действующий документ, который указывал на правила начисления неустоек – Постановление Правительства от 2013 года №1063. Обновленное Правительственное Постановление начало регламентировать сферу начисления неустоек более детально, но базовое условие остался прежним: чем выше цена контракта, тем меньше штраф.

Особенности начисления неустоек указываются в государственном контракте. Следует различать штрафы в виде фиксированной суммы и пени, которые начисляются за каждый день просрочки обязательств.

Также ответственность для сторон может устанавливаться в соответствии с нормами КоАП.

Права и обязанности заказчика и исполнителя по государственному контракту

Любое взятое на себя обязательство должно быть должным образом исполнено (ст. 309 ГК). Это требование распространяется и на обязательства по исполнению государственных контрактов по требованиям 44-ФЗ.

В обязанности поставщика входит качественное исполнение обязательств по государственному контракту в установленные сроки, тогда как заказчик должен принять выполненную работу и оплатить ее на условиях договора.

Помимо этого, к важнейшим обязанностям поставщика относят:

  1. Информирование государственного заказчика о процессе исполнения государственного контракта, а также обо всех возникающих сложностях.
  2. Соблюдение сроков исполнения обязательств.
  3. Соблюдение требований заказчика и нормативов к качеству товара, услуги или работы.

Помимо обязанностей, поставщику гарантирован ряд прав. Так, он может потребовать расторжения контракта при неоднократной просрочке при оплате, при противодействии со стороны заказчика в реализации контракта, при необоснованном занижении цены контракта. Поставщик вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества работы или оказанной услуги в случае, если он считает претензии со стороны заказчика необоснованными.

При неисполнении условий контракта поставщиком заказчик должен потребовать устранения недостатков, а если те не будут устранены в отведенные сроки, то заказчик вправе потребовать расторжения договора.

Наиболее типичными примерами неисполнения своих обязательств сторонами является:

  1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
  2. Выполнение работ в неполном объеме.
  3. Нарушение требований к качеству работ.
  4. Неоплата работы в положенные сроки.

На основании ч. 5 ст. 34 44-ФЗ при просрочке исполнения обязательств заказчиком поставщик вправе потребовать у него уплаты пени и штрафов по условиям договора. По п. 6 указанной статьи аналогичным правом наделен и заказчик.

Также заказчик не вправе изменить установленный законодательством порядок начисления пени и штрафов даже по соглашению сторон.

Заказчик вправе не начислять пени и штрафы лишь в оговоренных законом случаях. Например, при закупках у единственного поставщика на сумму 300 (или 600 тыс. р. ) по нормам ст. 93 44-ФЗ. В частности, при закупках медикаментов, посещений зоопарка, театра, концерта, кинотеатра, цирка и пр.

Виды нарушений

В 44-ФЗ предусмотрено две основные разновидности нарушений: ненадлежащее исполнение условий контракта и просрочка исполнения. Первый тип нарушений влечет за собой штрафные санкции, за просрочку заказчик начисляет пени или неустойку.

Ненадлежащее исполнение контракта обозначает, что поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга не соответствуют требованиям закупочной документации. Факт несоответствия может быть выявлен в ходе приемки работ заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы.

Изменять значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. К таким существенным условиям относят и сроки его реализации. При просрочке, которая была допущена по вине поставщика, придется заплатить неустойку. Если вины поставщика нет, то можно попробовать оспорить начисленные пени и штрафы.

В случае если поставщика смущают сжатые сроки реализации работ, то изменить их можно только на этапе подачи заявки на участие. В частности, поставщик может пожаловаться на заведомо невыполнимые сроки исполнения контракта в ФАС, так как они являются способом ограничения конкуренции.

В адрес поставщика могут одновременно предъявить требования о начислении пени и штрафов. Но если он допустил только просрочку, то правомерно начисление пени, если же это сопровождалось некачественным выполнением работ, то дополнительно начисляют штрафы.

Читайте также:  Возмещение ущерба причиненного кражей

Размер ответственности

Величина штрафов и пени за нарушения в исполнении контрактов имеет индивидуальный характер. Их начисляют по правилам, которые установлены в Постановлении Правительства №1042 от 2017 года.

Порядок расчета пени

Пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, рассчитанной от цены контракта за каждый день просрочки. Такая цена может быть уменьшена на сумму качественно исполненных работ, если поставщик уже приступил к реализации контракта. Размер неустойки ограничен ценой контракта и не может превышать ее.

С 2017 года порядок расчета пени стал одинаковым и для заказчика, и для поставщика. В ранее действующих правилах пени для поставщика рассчитывались по особой формуле и могли устанавливаться в размере более 1/300 ставки рефинансирования.

Пени начисляется со дня, который следует за датой исполнения обязательств по госконтракту.

Пени рассчитываются по следующей формуле:

  • цена государственного контракта за вычетом исполненных обязательств / 300 * ключевая ставка * количество дней просрочки.

Пени начисляют за каждый день просрочки, включая календарные, праздничные и выходные, согласно Пояснению Минфина от 2016 года №02-04-06/21780.

Например, заказчик должен был оплатить контракт 1 ноября на сумму 1 млн р., а оплатил 16 ноября. Пени за просрочку составят 1000000 / 300 * 6,5 * 15 = 3250 р.

Помимо уплаты пени, заказчика могут обязать уплатить штрафные санкции в размере 30-50 тыс. р. по ст. 7.32.1 КоАП.

Заказчик обязан прописать в контракте пени и штрафы в порядке, который утвержден законодательно. Если он этого не сделает, то заказчику придется заплатить штрафы по нормам КоАП, а положения контракта могут быть оспорены в суде.

Правила расчета штрафов

Размер штрафов начисляется в зависимости от НМЦК. Штрафы в адрес заказчика начисляются за каждое неисполненное им обязательство по государственному контракту. Штрафы за просрочку заказчику устанавливаются в виде фиксированной суммы, а не в виде определенного процента, как для поставщика. При цене контракта до 3 млн р. штрафы составляют 1000 р., от 3 до 50 млн р. – 5000 р., от 50 до 100 млн р. – 10000 р., свыше 100 млн р. – 100000 р.

Штрафные санкции за неисполненные или ненадлежаще исполненные обязательства по контракту в адрес поставщика устанавливаются в размере, который зависит от цены контракта или его отдельного этапа:

  • как 10% от цены госконтракта (отдельного этапа), если цена в пределах 3 млн р.;
  • 5% – при цене 3-50 млн р.;
  • 1% – при цене от 50-100 млн р.;
  • 0,5% – при цене от 100-500 млн р.;
  • 0,4% – при цене от 500 млн р. до 1 млрд р.;
  • 0,3% – при цене 1-2 млрд р.;
  • 0,25% – при цене 2-5 млрд р.;
  • 0,2% – при цене 5-10 млрд р.;
  • 0,1% – при цене госконтракта или этапа свыше 10 млрд р.

Величина штрафных санкций также зависит от категории исполнителя. Для представителей малого бизнеса и социально ориентированных НКО штрафы установлены в размере 1% от цены контракта или отдельного этапа, но не менее 1 тыс. р. и не более 5 тыс. р. (при цене контракта 10-20 млн р.), 2% – при цене 3-10 млн р., 3% – при цене до 3 млн р.

Сниженный размер штрафа для субъектов малого бизнеса применяется, если они участвуют в закупках по нормам ст. 30 44-ФЗ (исключительно среди СМП и СОНКО).

Если представители малого бизнеса реализуют контракт по результатам закупки на общих основаниях, то к ним применяются стандартные штрафы.

Если контракт заключается с поставщиком на условиях обязательного привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО по ч. 6 ст. 30 44-ФЗ, а поставщик его не исполнил, то для него предусмотрен штраф в размере 5% от объема непривлеченных поставщиков.

В другом порядке рассчитываются штрафы на повышение цены (такая ситуация возникает при электронном аукционе, когда на определенном этапе закупки участники начинают бороться за право подписания госконтракта). Если цена контракта более НМЦК, штрафы рассчитываются с учетом цены контракта. В других случаях поставщикам следует отталкиваться от НМЦК.

Если обязательства в части госконтракта не имеют стоимостного выражения, тогда за неисполнение сторонам положен штраф:

  • 1000 р., если цена госконтракта в пределах 3 млн р.;
  • 5000 р., если цена от 3-50 млн р.;
  • 10000 р., если цена от 50-100 млн р.
  • 100000 р., если цена более 100 млн р.

За ненадлежащее исполнение работ по строительству и реконструкции, которые подрядчик должен был выполнить самостоятельно, предусмотрен штраф в размере 5% от стоимости работ.

Если в рамках контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения, то штраф рассчитывается с опорой на цену отдельного этапа (на основании п. 2, 3 Постановления Правительства №1042).

Например, при цене контракта в 5 млн р. нужно, помимо штрафа в 5% для данной цены, установить штраф в 10%, как при цене в 3 млн р. Если поставщик контрактной службы не установит все возможные штрафы, то ему самому может грозить ответственность в 3000 р. по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

Как платить пени и штрафы

В случае если поставщик согласился с тем, что он нарушил обязательства по контракту, то порядок действий будет следующим:

  1. Заказчик оформляет письменную претензию в свободном формате с описанием факта просрочки, там он указывает реквизиты контракта, номер счета и сумму к оплате.
  2. Поставщик выражает согласие на оплату пени и перечисляет на указанный заказчиком счет денежные средства.
  3. Сторонами подписывается акт приемки.
  4. Заказчик оплачивает контракт.
  5. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, возвращаются исполнителю.

Допускаются и альтернативные способы уплаты штрафных санкций, когда деньги взыскивает заказчик самостоятельно из средств, положенных к выплате поставщику. В этом случае применяется три варианта для удержания:

  1. Из суммы, которую должен выплатить поставщик за исполнение контракта.
  2. Из обеспечения государственного контракта.
  3. От банка, в котором поставщиком была оформлена гарантия на исполнение обязательств. Если в гарантии указан пункт о взыскании пени за просрочку, то заказчик может потребовать компенсации неустойки.

Можно ли избежать наказания

Нередко возникают ситуации, когда поставщик недоволен с начисленными пени и штрафами, и он считает, что в возникновении просрочки виноват заказчик. Например, поставщик допустил просрочку в исполнении обязательств по строительству из-за того, что заказчик несвоевременно передал ему проектную документацию.

На основании ч. 9 ст. 34 44-ФЗ поставщик может оспорить начисленные штрафы и пени при условии, если он докажет отсутствие своей вины или возникновение обстоятельств непреодолимой силы. В подобных ситуациях поставщик может обратиться за защитой своих интересов в судебную инстанцию. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд может вынести одно из следующих решений:

  1. Отказать в требованиях поставщика, встать на сторону заказчика и обязать истца полностью погасить штрафы и пени.
  2. Удовлетворить требования поставщика частично. Суд может прийти к выводу, что назначенная к уплате неустойка несоразмерно велика, и уменьшить ее размер (например, по формуле величина неустойки составила 1 млн р., суд может обязать вернуть 200 тыс. р. из-за несоразмерности последствий неисполнения обязательств). Уменьшить размер неустойки суд вправе, если заказчик сознательно ее завысил, или если она превысила стоимость неисполненных обязательств по ст. 333 ГК РФ.
  3. Освободить поставщика от уплаты при отсутствии доказательств от заказчика.

Для того чтобы добиться удовлетворения своей позиции в судебной инстанции, поставщику следует позаботиться о сборе доказательной базы. В качестве доказательств могут выступать:

  1. Копия письменного отказа заказчика от проведения независимой экспертизы.
  2. Показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в установленные сроки или об отказе заказчика подписывать акт приема передачи.

Таким образом, в контрактной системе действует определенный порядок начисления штрафов и пени. Штрафы и пени начисляются за каждое нарушение при исполнении обязательств, при этом они не должны превышать цену контракта.

Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам

эксперт в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ, кандидат юридических наук

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения

Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Читайте также:  Видеозапись в школе

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) – устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Статья 7.32. КоАП РФ. Нарушение порядка заключения, изменения контракта

Ст 7.32 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2019 года

1. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

2. Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

3. Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

5. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

6. Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

7. Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, –

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц – от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

8. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 7.32. КоАП РФ:

1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на условия заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов, определенные в порядке, который установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп.). Стабильные условия заключения и исполнения контрактов, определенные в установленном федеральным законом порядке, обеспечивают эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

2. С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 17 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”. В соответствии с п. 7 указанной статьи наименование и ч. ч. 1.1 и 1.2 комментируемой статьи изложены в новой редакции, в другие ее части также внесены изменения. Указанные изменения связаны с наделением всех бюджетных учреждений статусом заказчиков товаров, работ и услуг. На все бюджетные учреждения будет распространен правовой режим, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ для нужд заказчиков, в том числе бюджетных учреждений, а не только для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, круг заказчиков значительно расширен.

3. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении объявленных условий заключения контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт. Указанный состав административного правонарушения является формальным в отличие от материального состава административного правонарушения по ч. 1.1 комментируемой статьи. Это означает, что для привлечения к административной ответственности достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, которое заключается в нарушении объявленных условий заключения или предложенных условий исполнения контракта.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1.1 комментируемой статьи состоит в нарушении объявленных условий заключения контракта по результатам торгов или запроса котировок либо условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для нужд заказчика. Указанный состав правонарушения является материальным. Это означает, что для привлечения к административной ответственности необходимо установить в действиях лица три элемента объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, выразившееся в нарушении объявленных условий заключения или предложенных условий исполнения контракта; дополнительное расходование бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ или оказываемых услуг; причинную связь между указанным нарушением и дополнительным расходованием бюджетных средств или уменьшением объема заказа. При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов объективной стороны административного правонарушения, ответственность по ч. 1.1 комментируемой статьи не применяется.

Объективные стороны составов административных правонарушений по ч. 1.2 комментируемой статьи состоят в нарушении сроков заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика; а также в уклонении от заключения государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в изменении условий контракта, в том числе увеличении цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий такого контракта не предусмотрена федеральным законом. Указанный состав правонарушения является формальным в отличие от материального состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена в ч. 3 комментируемой статьи. Это означает, что для привлечения к административной ответственности достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, которое заключается в изменении условий контракта, в том числе увеличении цены, при отсутствии в федеральном законе соответствующего разрешения.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи состоит в изменении условий государственного или муниципального контракта, в том числе увеличении цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий такого контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд. Указанный состав правонарушения является материальным. Это означает, что для привлечения к административной ответственности необходимо установить в действиях лица три элемента объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, выразившееся в изменении условий контракта, в том числе увеличении цены, при отсутствии в федеральном законе разрешения; дополнительное расходование бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ или оказываемых услуг; причинную связь между указанным нарушением и дополнительным расходованием бюджетных средств или уменьшением объема заказа. При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов объективной стороны административного правонарушения ответственность по ч. 3 комментируемой статьи не применяется.

4. Субъектами административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в настоящей статье, являются должностные лица заказчиков, а по ч. ч. 1.1 и 3 данной статьи – также юридические лица.

5. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. 23.66).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию