Предоставление бесплатного адвоката

Закон города Москвы об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве (с изменениями на 12 июля 2017 года)

от 4 октября 2006 года N 49

Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве

(с изменениями на 12 июля 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 72, том 1, 28.12.2012);
Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 04.04.204);
Законом города Москвы от 10 декабря 2014 года N 60 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2014);
Законом города Москвы от 24 февраля 2016 года N 6 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 09.03.2016);
Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 28 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.07.2017).
____________________________________________________________________

Статья 1. Оказание адвокатами бесплатной юридической помощи

1. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве бесплатную юридическую помощь гражданам оказывают адвокаты, сведения о которых внесены в Реестр адвокатов города Москвы и которые включены в список адвокатов, формирование которого осуществляет Адвокатская палата города Москвы (далее – адвокаты).

2. Сформированный список адвокатов с указанием их регистрационных номеров в Реестре адвокатов города Москвы и адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, направляется Адвокатской палатой города Москвы в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее – уполномоченный орган).

3. Уполномоченный орган опубликовывает в средствах массовой информации список адвокатов, указанный в части 1 настоящей статьи, и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

4. Сроки, в которые формируется, направляется, опубликовывается и размещается в сети “Интернет” список адвокатов, определяются в соответствии с Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

Статья 1.1. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 1.2 настоящего Закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13.

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13.

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
(Пункт дополнительно включен с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13)

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
(Пункт дополнительно включен с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13)

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях стационарного социального обслуживания;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2016 года Законом города Москвы от 24 февраля 2016 года N 6.

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была бы для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
(Пункт 8.1 дополнительно включен с 4 января 2015 года Законом города Москвы от 10 декабря 2014 года N 60)

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

10) граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, нанимателями жилых помещений в таких многоквартирных домах на условиях социального найма, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с учетом мнения указанных граждан при формировании и реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, с защитой их жилищных и имущественных прав при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 28)

(Статья дополнительно включена с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66)

Статья 1.2. Виды и случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи

Адвокаты осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях, определенных Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”.
(Статья дополнительно включена с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66)

Статья 2. Документы, необходимые для получения бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается на основании письменного заявления гражданина или его представителя при предъявлении следующих документов и их копий:

1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) документов, подтверждающих принадлежность гражданина к категориям, указанным в статье 1.1 настоящего Закона;

3) справки о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина и величине прожиточного минимума в городе Москве в целях оказания бесплатной юридической помощи за три месяца, предшествующих месяцу обращения гражданина, относящегося к категории, предусмотренной пунктом 1 статьи 1.1 настоящего Закона.

4) свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение или выписки из Единого государственного реестра недвижимости либо иного документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, – для собственников жилых помещений, указанных в пункте 10 статьи 1.1 настоящего Закона, или договора социального найма жилого помещения либо иного документа, подтверждающего право пользования жилым помещением на условиях социального найма, – для нанимателей жилых помещений, указанных в пункте 10 статьи 1.1 настоящего Закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 28)

2. В заявлении указываются сведения и факты, подтверждающие правовые основания для предъявления соответствующих требований в суд, государственный или муниципальный орган, организацию. Адвокат оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

3. Порядок выдачи и форма справки, указанной в пункте 3 части 1 настоящей статьи, утверждаются уполномоченным органом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

Статья 3. Порядок предоставления документов, необходимых для получения гражданами бесплатной юридической помощи

1. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, предоставляются непосредственно гражданином адвокату (в адвокатское образование).
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

2. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, могут быть предоставлены по просьбе гражданина другим лицом в случаях, если гражданин находится на стационарном лечении, содержится в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, отбывает уголовное наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо по иным причинам не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Полномочия представителя в указанных случаях подтверждаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

3. Адвокат (адвокатское образование) обеспечивает проверку предоставленных документов, хранение и предоставление их для отчета и получения компенсации за оказание бесплатной юридической помощи.*3.3)
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

4. Адвокат (адвокатское образование) в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в статье 2 настоящего Закона, в письменной форме сообщает гражданину о принятом решении по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи с указанием мотивов принятия данного решения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

5. В случае принятия положительного решения по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи адвокат адвокатского образования, указанного в части 1 настоящей статьи, заключает с гражданином соглашение об оказании бесплатной юридической помощи. Примерная форма такого соглашения утверждается Правительством Москвы по согласованию с Адвокатской палатой города Москвы.

Статья 4. Основания для отказа в оказании бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь адвокатами не оказывается в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”.

2. Отказ в оказании гражданину бесплатной юридической помощи может быть обжалован в Адвокатскую палату города Москвы или в суд.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

Статья 5. Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь

Статья 5. Порядок компенсации расходов на оказание бесплатной юридической помощи *5)

________________
* Название в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66..

1. Компенсация адвокатам, Адвокатской палате города Москвы расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на очередной финансовый год.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66.

2. Размер и порядок выплаты компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”

Кто и в каких случаях имеет право на бесплатную юридическую помощь по гражданским и уголовным делам (в том числе услуги адвоката)

О праве россиян на квалифицированную юридическую помощь сказано в ч. 1 ст. 48 Конституции России, а о праве на бесплатное юридическое обслуживание – в ч. 1 ст. 2 ФЗ №324 «О бесплатной юридической помощи в РФ».

  • Бесплатное юридическое обслуживание
  • Категории лиц с правом на бесплатное правовое обслуживание
  • В каких случаях производится
  • Бесплатное обслуживание юристами гражданских дел
  • Бесплатная помощь юристов (адвокатов) по уголовным делам
  • Подведём итог

Бесплатное юридическое обслуживание

Юридическое бесплатное обслуживание производится в письменной или устной формах путём:

  • консультаций;
  • составления правовых документов;
  • защиты интересов россиян в государственных органах и в судах (ст. 6 ФЗ №324).

Услугу подобного рода оказывают юрлица, физлица или какие-либо другие лица, которые участвуют в системе оказания бесплатной юридической поддержки (ст. 7 ФЗ №324).

Услугу могут оказывать только специалисты, обладающие высшим юридическим образованием и дополнительной квалификацией, определяемой законами РФ (ст. 8 ФЗ №324).

Категории лиц с правом на бесплатное правовое обслуживание

Государственной системой оказания бесплатной юридической помощи могут воспользоваться (ч. 1 ст. 20 ФЗ №324):

  • малообеспеченные с доходом меньше прожиточного минимума;
  • ветераны ВОВ, Герои СССР, Герои РФ, Герои Социалистического Труда РФ, Герои Социалистического Труда СССР;
  • дети, оказавшиеся без попечения родителей, дети-сироты и дети-инвалиды, относящиеся к ним лица, представители этих детей и граждан;
  • лица, выразившие желание взять на воспитание ребёнка, оказавшегося без попечения родителей;
  • усыновители;
  • пожилые граждане и инвалиды, проживающие в стационарных заведениях соцзащиты;
  • несовершеннолетние, находящиеся в социальных приютах, реабилитационных центрах, в специальных закрытых или открытых учебно-воспитательных учреждениях, осуждённые и отбывающие наказание;
  • доверенные лица этих несовершеннолетних;
  • пострадавшие в стихийных бедствиях или чрезвычайных ситуациях – супруг или супруга, дети, родители, иждивенцы погибших, граждане, потерявшие здоровье, оставшиеся без жилья или имущества;
  • лица, нуждающиеся в психиатрическом обслуживании;
  • недееспособные лица и их представители.
Читайте также:  Компенсация причиненных убытков

В каких случаях производится

Члены госсистемы оказания бесплатной юридической помощи могут составлять документы, ходатайства, жалобы, заявления в следующих случаях (ч. 2 ст. 20 ФЗ №324), если:

  • у гражданина и его семьи имеется единственное жильё, и ему нужна помощь в регистрации прав собственности на него или в проведении сделок с ним;
  • у детей-сирот, детей без попечения родителей, лиц из их числа имеется единственное жильё, и им нужна помощь в получении прав на это жильё или в проведении юридических действий в отношении его;
  • у гражданина и его семьи имеется единственное жильё в виде дома, и ему нужна помощь в оформлении спорного земельного участка, на котором стоит этот дом;
  • гражданам оказываются коммунальные услуги, и нарушаются их потребительские права;
  • нарушаются права граждан, обеспеченных положениями Трудового кодекса РФ;
  • нарушаются права безработных при оказании им социальной поддержки;
  • гражданам нужна помощь по получению компенсации при потере кормильца или утрате здоровья в случае чрезвычайной ситуации или в связи с трудовой деятельностью;
  • малоимущим нужно оказать поддержку и соцпомощь;
  • пенсионерам нужно решить любые вопросы пенсионного обеспечения;
  • беременным и молодым матерям нужно получить пособия по беременности и по уходу за детьми;
  • нужно содействие в получении пособий при потере работы, при получении увечий и профзаболеваний, при временной неработоспособности;
  • нужно решить споры по отцовству или материнству, оказать содействие в назначении алиментов;
  • детям-сиротам и детям без попечения родителей нужно помочь решить вопросы опеки и попечительства;
  • нужно содействие политически репрессированным гражданам в восстановлении их прав;
  • необходимо установить ограничения в дееспособности;
  • психически больным необходимо содействие в установлении нарушения их прав и/или свободы;
  • инвалидам нужно содействие в их реабилитации;
  • гражданам нужно содействие в обжаловании решений органов власти любого уровня без участия суда;
  • гражданам нужно содействие в получении компенсации при чрезвычайных ситуациях, реабилитация их прав на потерянное имущество или иных прав.

Бесплатное обслуживание юристами гражданских дел

Бесплатную юридическую помощь лицам, имеющим право на её получение, оказывают адвокаты и государственные юридические бюро в государственных органах, организациях или в судах, когда эти лица становятся ответчиками/истцами и им необходимо бесплатное правовое обслуживание в суде, если:

  • у них имеется единственное жильё, и им нужна помощь в регистрации прав на него или при рассмотрении сделок с ним;
  • дети без попечения родителей, дети-сироты и лица из их числа имеют единственное жильё, и им в отношении этого жилья нужно содействие в признании их прав и проведение юридических действий, необходимо содействие при решении вопросов найма и выселения из предназначенного для них жилья;
  • у них имеется единственное жильё в виде жилого дома или его части, и им нужна помощь в признании права собственности на спорный земельный участок, где стоит этот дом;

когда эти лица, становятся истцами при рассмотрении дел в суде и им нужна помощь, если:

  • им не выплачиваются алименты;
  • дети-сироты и дети без попечения родителей нуждаются в защите прав при усыновлении, опеке и попечительстве;
  • этим детям, а также детям-инвалидам положена господдержка, и им необходимо содействие в её получении;
  • нужно содействие в получении компенсации при потере кормильца или утрате здоровья в результате чрезвычайной ситуации или в связи с трудовой деятельностью;

если эти граждане являются:

  • лицами, которых суд может признать недееспособными;
  • лицами, которым требуется психиатрическая помощь;
  • репрессированными по политическим мотивам, которым нужна реабилитация;
  • пострадавшими при чрезвычайных ситуациях, которым необходима реабилитация имущественных и неимущественных прав и получение компенсаций.

Бесплатная помощь юристов (адвокатов) по уголовным делам

Перечень подобных услуг определён в ст. 51 УПК РФ. Бесплатное содействие в качестве защитника оказывается, если обвиняемый, подозреваемый:

  • не стал отказываться от услуг защитника;
  • имеет статус несовершеннолетнего;
  • не может самостоятельно пользоваться правом защиты из-за недостатков психического или физиологического рода;
  • отсутствует в зале суда, уклоняется от явки в суд или находится за пределами РФ при рассмотрении дел об особо тяжких или тяжких преступлениях;
  • не владеет русским языком;
  • если обвиняемый совершил преступление, предусматривающее наказание в виде смертной казни, пожизненного заключения или лишения свободы на срок больше 15 лет;
  • если в рассмотрении уголовного дела участвуют присяжные заседатели;
  • если обвиняемый подал ходатайство о прекращении судебного разбирательства и признал себя виновным;
  • если подозреваемый подал ходатайство о проведении судебного разбирательства в сокращённом виде.

Подведём итог

Право на получение бесплатной правовой поддержки закреплено в Конституции РФ. В России создана система государственного и негосударственного характера по оказанию подобных услуг нуждающимся гражданам. Условия выполнения требований этой системы закреплены в федеральном законодательстве и обязательны к выполнению всеми её участниками.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Оплата и порядок отбывания исправительных работ – что нужно знать?

Краткое содержание:

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, кому может быть назначено наказание в виде исправительных работ, о порядке и условиях его отбывания, что грозит за их нарушение.

Кому и на какой срок назначаются?

Исправительные работы назначаются в виде наказания по ст. 50 УК РФ как лицам, имеющим постоянную занятость, так и безработным. Срок таких работ не может быть менее 2 месяцев и более 2 лет, при этом из зарплаты осужденного удерживают суммы в пользу государства, размер которых устанавливается приговором суда, в пределах от 5% до 20%.

Порядок отбывания наказания определен ст.ст. 39-46 УИК РФ и Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142. Исправительные работы не назначаются инвалидам 1 группы, беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до 3 лет, призывникам и контрактникам на воинских должностях рядового и сержантского состава, если приговор им вынесен до окончания срока службы по призыву (ст. 49, 50 УК РФ).

Исправительные работы: порядок отбывания и оплаты?

Наказание в виде исправительных работ отбывается без отрыва от основной трудовой деятельности, а если осужденный таковой не имеет, – в местах, определяемых местной администрацией по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ). При этом такие места не могут находиться за пределами района проживания осужденного (ч.1 ст. 39 УИК РФ). Осужденные направляются к месту исправительных работ в течение 30 дней со дня поступления в инспекцию распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). Осужденные не имеет права отказаться от предложенной работы (ч.3 и 4 ст. 40 УИК РФ), на срок выполнения которой недопустимо увольнение по собственной инициативе без письменного разрешения УИИ.

Осужденные к исправительным работам получают зарплату за вычетом удержаний, размер которых определяется судом (ч.2 ст. 40 УИК РФ). Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска на 18 рабочих дней осуществляется по решению руководства организации, согласованному с УИИ (п. 76 Приказа Минюста России от 20.05.2009 N 142). Другие виды отпусков по ТК РФ предоставляются осужденным в общем порядке (ч.6 ст. 40 УИК РФ).

Что грозит за нарушение порядка отбывания?

Порядок и условия отбывания наказания в виде исправительных работ считаются нарушенными при наличии одного из следующих условий:

  • отсутствие на работе в течение 5 дней без уважительных причин;
  • неявка в УИИ без уважительных причин;
  • прогул или появление на рабочем месте в состоянии опьянения (ч.1 ст. 46 УИК РФ).

В случаях допущения нарушений инспекция должна провести беседу с осужденным, вызвав его или посетив в месте проживания. При этом выясняются причины допущенного нарушения, также осужденному разъясняется необходимость соблюдать порядок и условия отбывания наказания. После этого осужденного ознакамливают под роспись с содержанием беседы, отчет о проведении которой составляется в виде справки. Если нарушения совершены в отсутствие уважительных причин, инспекция предупреждает о том, что исправительные работы могут быть заменены более строгим видом наказания. Это должно быть сделано в течение 3 рабочих дней после нарушения трудовой дисциплины. Предупреждение также объявляется осужденному под роспись.

По решению инспекции нарушителя могут обязать два раза в месяц регистрироваться в УИИ. Такое решение оформляется постановлением. В ходе посещения инспекции проводится профилактическая беседа, составляется справка. Неявка по вызову или на регистрацию без уважительных причин может стать причиной решения инспекции о приводе осужденного. Уклонение от отбывания исправительных работ считается злостным, если осужденный:

  • повторно нарушил порядок и условия отбывания наказания после объявления письменного предупреждения;
  • скрылся с места проживания, его местонахождение неизвестно.

В указанных случаях инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания (п.п. 97-102 Приказа Минюста России от 20.05.2009 N 142).

Скрывающийся гражданин, осужденный к наказанию в виде исправительных работ объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч.3 ст. 30, ч.4 ст. 46 УИК РФ).

Исправительные работы на долдности генеральный директор

Добрый день! Являюсь генеральным директором организации, где я единственный учедитель и работник. Назначено наказание в виде исправительных работ. Заключил трудовой договор с фиксированным окладом сам с собой и предоставил в уголовно-исполнительную инспекцию. Они согласились с моей работой в организации и вынесли предписание об удержании из зп. Выдали извещение для ООО о том, что с меня списывается зп, и о других обязанностях организации. В течении трех месяцев проводились удержания зп в пользу госадарства, проводились выездные проверки рабочего места. ООО зарегестрирована по месту жительства генерального директора. После проверки из прокуратуры им сказал, что нельзя чтобы я являлся и генеральным директорам, так как получается что я не могу проводить воспитательную наботу ии следить за поведением осужденного. Требуют на словах, чтобы я уволился из организации по собственному желанию и перешел на место работы, которое будет их устраивать. Правомерны ли действия УИИ? Какие нормы закона я могу привести в качестве защиты своей позиции?

    трудовой договор
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 8,5 рейтинг
  • 11342 отзыва

Нет. В п. 1 ст. 50 УК РФ указано, что

1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Аналогичная по содержанию норма представлена и в ст. 39 УИК РФ

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Как понимаю, на момент вынесения приговора

Являюсь генеральным директором организации, где я единственный учедитель и работник.

Вы уже являлись генеральным директором ООО, но без оформления трудового договора.

Как было разъяснено в

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

15. По смыслу закона, указание в приговоре места отбывания осужденным исправительных работ (по основному месту работы либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного) не требуется,место отбывания определяется уголовно-исполнительной инспекцией при исполнении приговора в зависимости от наличия или отсутствияу лица основного места работы.

Таким образом, если у Вас к моменту исполнения приговора суда имелось основное место работы — то назначить отбывание наказания Вам должны были по основному месту работы.

  • 7,8 рейтинг
  • 7415 отзывов

Условия отбывания исправительных работ определены статьёй 40 УИК РФ

1. Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

3. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Кроме этого статьёй 43 УИК РФ предусмотрены обязанности администрации, в которых, работает осуждённых к исправительным работам

1. На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам,возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.

2. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Можно ли отменить сделку с мат капиталом

Отбывание исправительных работ

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Исправительные работы как вид уголовного наказания по УК РФ. Сроки. Условия назначения. Замена при уклонении

Исчерпывающий перечень видов уголовных наказаний приведен в статье 44 УК РФ. Одним из видов уголовного наказания являются исправительные работы (ст. 50 УК РФ).

Исправительные работы предполагают:

  • принудительное привлечение к труду на определенный срок;
  • привлечение к труду лиц, имеющих основное место работы, а равно не имеющих его;
  • отбытие по основному месту работы либо в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями в районе места жительства осужденного;
  • удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.

Исправительные работы – более строгий вид наказания, чем обязательные работы, и назначаются только в качестве основного вида наказания.

Срок исправительных работ

Исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ).

Окончательное наказание в виде исправительных работ, назначенное по совокупности преступлений или совокупности приговоров, не может превышать срок в два года.

Содержание (суть) исправительных работ:
удержание из зарплаты от 5 до 20%

Содержание исправительных работ заключается в отбывании лицом определенного в приговоре суда срока по месту работы, а также в удержании в доход государства от пяти до двадцати процентов из заработка осужденного (ч. 3 ст. 50 УК РФ), а для лиц, не имеющих основного места работы, и в обязанности трудоустроиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание, но в районе места жительства осужденного.

Из каких денежных выплат, получаемых
осужденным, не производится удержание?

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

В то же время удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

Условия снижения размера удержаний

Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения.

Ограничения в правах
при отбывании исправительных работ

В период отбывания наказания осужденный ограничивается и в ряде прав. Например, в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией и т.д.

Проверки трудоспособности осужденного
и иных обстоятельств для целей назначения
наказания в виде исправительных работ

С учетом того, что наказание в виде исправительных работ предполагает привлечение осужденного к труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, наличие или отсутствие у него основного места работы, наличие у иностранного гражданина разрешения на работу или патента на осуществление трудовой деятельности в пределах соответствующего субъекта РФ, место постоянного жительства, а также другие свидетельствующие о возможности исполнения этого вида наказания обстоятельства, в том числе указанные в ч. 5 ст. 50 УК РФ (исправительные работы не назначаются инвалидам первой группы, беременным женщинам и другим категориям лиц, перечисленных в ч. 5 ст. 50 УК РФ).

По смыслу ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы могут быть назначены и пенсионерам. При решении вопроса о назначении наказания в виде исправительных работ лицам, являющимся пенсионерами, следует выяснять вопрос о том, позволяет ли их состояние здоровья выполнять работу в обычных условиях.

Назначение исправительных работ предпринимателям

По смыслу ч. 5 ст. 50 УК РФ, этот вид наказания может быть назначен индивидуальным предпринимателям.

Если осуществление предпринимательской деятельности для индивидуального предпринимателя является его основной работой, то отбывание наказания ему назначается по месту этой работы.

Начало срока отбывания исправительных работ

Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу. Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается (ч. 3 ст. 42 УИК РФ).

Замена наказания в случае уклонения
от отбывания исправительных работ

Понятие злостного уклонения от обязательных работ дано в ст. 46 УИК РФ.

При решении вопроса о том, является ли злостным уклонение от отбывания исправительных работ, судам необходимо проверять, применялись ли к осужденным УИИ предупреждения, указанные в ч. 2 ст. 46 УИК.

Согласно ч. 4 ст. 50 УК РФ в случае злостного уклонения лица от отбывания исправительных работ суд вправе заменить неотбытый срок этого вида наказания принудительными работами или лишением свободы на срок менее чем два месяца (соответственно из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за три дня исправительных работ). Эти положения применяются судом независимо от того, предусмотрено ли наказание в виде принудительных работ или лишения свободы санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено наказание. При этом замена исправительных работ лишением свободы допускается и в отношении тех осужденных, которым в соответствии с ч. 1 ст. 56 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Разъяснения Верховного Суда РФ
о назначении исправительных работ

Вопросы практики назначения уголовного наказания в виде исправительных работ разъясняются в п. п. 14 – 16 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.2015 N 58 “О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания”.

Особенности назначения исправительных работ несовершеннолетним и замены этого наказания разъясняются в Постановлении Пленума ВС РФ от 01.02.2011 N 1 “О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних”.

Исправительные работы как вид уголовного наказания

Исправительные работы как вид уголовного наказания практикуются уже более 15 лет. По шкале суровости это третье из наиболее мягких наказаний (самым лояльным считается штраф), цель которого – достичь исправления осужденного посредством привлечения к оплачиваемому труду. Каковы условия отбывания таких работ, в каких случаях они назначаются и когда могут быть заменены – читайте в этой статье.

Исправительные работы – что это

Понятие и правила назначения этого вида наказания содержатся в общей части Уголовного Кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предполагают труд осужденных в месте, которое определяется государственным уголовно-исполнительным органом (инспекцией), контролирующим впоследствии исполнение приговора. Если осужденный до постановления приговора уже был трудоустроен, ему разрешается продолжить работу там же. Когда постоянной работы нет, определяют место, в районе по месту жительства, где он будет трудиться.

Обычно для безработных подбираются муниципальные организации, где необходим малооплачиваемый труд (озеленитель, дворник, уборщик, грузчик). Список таких организаций утверждается ежегодно начальником уголовно-исполнительной инспекции и муниципалитетом. Иногда в числе работодателей могут быть и индивидуальные предприниматели, а также и коммерческие организации, где необходима простая рабочая сила.

Общий срок таких работ может составлять от 2 месяцев до 2 лет. Не запрещается устанавливать данное наказание не только в месяцах, но и днях — обычно так бывает при зачете других видов наказаний.

В отличие от обязательных работ, при выполнении данного вида наказания осужденному начисляется зарплата согласно установленным тарифам, которые приняты в каждой отдельной организации. Часть зарплаты выплачивается осужденным, другая часть (от 5 до 20%, конкретно будет указано в приговоре) идет в доход государства.

Таким образом, при отбывании исправительных работ достигается сразу две цели: во-первых, гражданин занят и применяет свои навыки и умения на благо обществу, во-вторых, государству поступают денежные средства.

На практике возникают ситуации, когда сами подсудимые желают, чтобы им назначили исправительные работы. Многие из таких граждан находятся в постоянном поиске работы, но из-за низкой квалификации или (и) проблем с законом в прошлом (например, неснятая судимость) их желание жить честным трудом не всегда бывает реализовано. Нередко такие лица после окончания срока работ так и продолжают трудиться в том же месте, где отбывали наказание.

Кому не могут быть назначены

По правилам, установленным Уголовным Кодексом, данный вид наказания может быть определен не всем категориям граждан. Так, исправительные работы не могут быть назначены:

  1. инвалидам 1 группы;
  2. беременным женщинам;
  3. женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  4. призывникам;
  5. военнослужащим по контракту.

В судебной практике известны случаи, когда гражданам из приведенного списка все же назначали исправительные работы. Иногда это происходило вследствие судебной ошибки. По некоторым делам обстоятельства, которые исключают возможность отбывания исправительных работ по приговору суда, стали известны позднее. В любом случае, при наступлении перечисленных жизненных событий отбывание приостанавливается или отменяется.

В отдельных случаях, когда осужденный не был признан инвалидом, но страдает заболеванием, исключающим выполнение работ, закон предусматривает право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания:

В Ленинский районный суд г. Самары

Осужденного Мирного М.Р., 1988 г.р.,
проживающего в г. Самара, ул. Куницына, д. 4

ХОДАТАЙСТВО
Об освобождении от дальнейшего отбывания наказания

Приговором Ленинского районного суда г. Самары от 21.09.2020 я был осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 5% в доход государства. В этой связи с 1 октября 2020 года я состою на учете в уголовно-исполнительной инспекции по Ленинскому району г. Самара, приступил к работе в МУП «Лесное хозяйство» согласно выданному мне направлению, с 03.10.2020.

20.10.2020 я почувствовал себя плохо, обследование выявило хроническое заболевание – сахарный диабет 4 степени, что исключает возможность работы любого характера.

В связи с поставленным мне диагнозом дальнейшее исполнение наказания в виде исправительных работ считаю невозможным.

На основании ч. 4 ст. 42 Уголовно-исполнительного кодекса РФ,

Освободить меня от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с тяжелым заболеванием.

Приложение: медицинские документы на 10 листах, справка из УИИ об оставшемся сроке неотбытого наказания, копия приговора (если приговора на руках нет, в ходатайстве можно изложить просьбу к суду запросить его).

Осужденный Мирный М.Р., число, подпись.

Такое ходатайство рассматривается судом в присутствии прокурора и представителя инспекции. Кроме того, заявителю предоставлено право пригласить адвоката.

Отметим, что есть правило о трехдневном сроке, в течение которого судьи обязаны направлять копию приговора в адрес инспекции. На практике оно не всегда соблюдается, поэтому в течение определенного срока, когда приговор уже вступил в законную силу, но еще не принят к исполнению, могут наступить важные события в жизни человека, влияющие на возможность выполнения работ.

Ответ: Да, уголовный закон разрешает назначать несовершеннолетним исправительные работы, при этом максимально возможный срок отбывания ограничен одним годом.

Известно, что уголовная ответственность по некоторым преступлениям может наступить и с 14 лет. Если исправительные работы назначаются детям, возраст которых соответствует 14-15 лет, то исполнение такого наказания может быть только с учетом правил трудового законодательства. Так, граждан этой возрастной категории можно привлекать к легкому труду с разрешения законных представителей. Остальные несовершеннолетние (с 16 до 18 лет) привлекаются к труду на общих основаниях, с учетом усеченного максимального срока.

Порядок отбывания

Итак, после того, как приговор вступит в законную силу, его копия направляется в уголовно-исполнительную инспекцию – государственное учреждение районного звена, сотрудники которого непосредственно участвуют в процедуре исполнения всех видов наказания, кроме лишения свободы.

Осужденный ставится в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) на специальный учет, на него заводится личное дело. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает:

  1. Первоначальное посещение осужденного по месту жительства инспектором. Это делается для того, чтобы вручить гражданину повестку с указанием даты и времени, когда он будет обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию, которая обязана привлечь его к отработке не позднее 30 суток со дня поступления копии приговора.
  2. В день явки осужденного с ним проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются права и обязанности, выясняются все обстоятельства, имеющие значение для отбывания наказания. Так, одним из таких обстоятельств может быть трудоспособность осужденного. Если у него имеется какое-либо заболевание, препятствующее отбыванию, данный факт должен быть проверен инспектором.

Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности.

Если в период отбывания наказания материальное положение осужденного резко ухудшилось по каким-либо причинам (наличие иждивенцев, выплата алиментов, состояние здоровья, уничтожение или повреждение имущества и т.д.), ему можно обратиться в суд с заявлением о снижении размера процентов, определенного приговором. Также с таким предложением может обратиться к суду и инспекция, и работодатель, но, исходя из практики, таких случаев практически не существует.

Ответ: Да, закон позволяет уходить работающему осужденному «на больничный», если есть официальное подтверждение состояния здоровья. Кроме того, гражданину, отбывающему наказание в виде исправительных работ, положен отпуск, который составляет 18 суток.

После окончания срока отбывания осужденный снимается с учета в инспекции, но в течение одного года с этой даты он считается судимым лицом.

Контролирующие органы и его полномочия

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы. Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства:

  1. ведут общий контроль за поведением всех осужденных, состоящих на учете, в том числе и за осужденными к работам;
    2. следят за соблюдением установленного законом срока – 30 дней, в течение которого осужденный должен начать отбывание исправительных работ;
  2. проверяют ежедневную явку на работу и отсутствие прогулов со стороны подучетных лиц, периодически (2-3 раза в неделю) путем телефонных звонков или личного посещения места отработки;
  3. принимают меры к получению достоверных сведений, подтверждающих неявку на работу по уважительным причинам. Например, временная нетрудоспособность должна подтверждаться больничным листом, и если такового нет, то неявка будет признана фактом уклонения от работ. Отметим, что при наличии больничного листа пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из полной зарплаты, без учета вычетов;
  4. проводят сверку данных об удержании денежных сумм из заработка, предоставляемых администрацией организации, где отбывается наказание, с фактически поступившими деньгами на государственный счет. При этом в сумму, с которой вычитается процент государству, входят не только оклад и надбавки, но и социальное пособие, а также другое социальное обеспечение в денежном выражении, кроме страховки.
  5. направляют в различные организации (СИЗО, больницы, ФМС и т.д.) запросы в рамках работы по поиску местонахождения осужденного, если, к примеру, он не является в инспекцию, не выходит на связь, не проживает по указанному в приговоре адресу и т.д.

Кроме того, именно сотрудники инспекции применяют меры ответственности к тем осужденным, которые не желают отбывать наказание.

Помимо инспекции, к контролю всегда подключены:

  1. прокуратура – надзирающий орган, сотрудники которого не менее 1 раза в квартал проверяют все личные дела осужденных и условия отбывания исправительных работ. Если в действиях сотрудников инспекции выявляются нарушения уголовно-исполнительного законодательства, прокурором вносится в адрес начальника уголовно-исполнительной инспекции представление, в котором содержится требование о привлечении сотрудников УФСИН к дисциплинарной ответственности.
  2. Полиция, отдел ПДН (в отношении несовершеннолетних осужденных) призваны помогать инспекторам УИИ, такая обязанность прямо предусмотрена как в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, так и в межведомственных приказах УФСИН и МВД. Кроме того, статья 12 Федерального Закона «О полиции» наделяет полицейских правами и обязанностями контролировать поведение осужденных, состоящих на учете в УИИ, и при необходимости принимать соответствующие меры. Так, одним из полномочий сотрудника полиции является составление ходатайства о направлении материала в отношении осужденного в суд для замены более строгим наказанием.

Ответственность за уклонение от отбывания

Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:

  • игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
  • неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
  • прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
  • появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).

Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:

  1. письменное предупреждение . Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
  2. возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ . Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.

Если состоящий на учете в инспекции гражданин, которому необходимо отбыть исправительные работы, два и более раз допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, к нему могут быть применены более жесткая мера ответственности – направление в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Закон предусматривает возможность замены исправработ еще и на принудительные работы, но в связи с тем, что данный вид наказания в настоящее время в России не практикуется, остается только лишение свободы.

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Как мы уже отмечали, в судебном заседании должен присутствовать сам нарушитель. Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда осужденного нигде нет – ни по месту жительства, ни у родственников, нет сведений о нем в официальных учреждениях (например, ФМС не располагает данными о месте регистрации). Получается, что нарушитель спокойно продолжает уклоняться от исполнения приговора, но заменить ему наказание в его отсутствие нельзя. В таких ситуациях инспекция готовит документы для объявления гражданина в розыск. Впоследствии, в течение суток после его задержания, суд рассмотрит вопрос о помещении его в СИЗО на срок до 30 дней, в течение которых будет рассмотрено и представление о замене.

Исполнение наказания в виде исправительных работ – как это проходит?

Современное законодательство предусматривает различные виды наказаний, которые подразделяются по уровню суровости. Одним из самых лояльных видов ответственности, которое практикуется на протяжении уже 15 лет, являются работы исправительного характера.

Понятие и особенности

Исполнение наказания в виде исправительных работ регламентируется Уголовным кодексом в статье 50. В случае установления меры ответственности в виде исправительных работ осуждённому определяют объект, где он будет проходить назначенное наказание.

Где осужденный отбывает наказание в виде исправительных работ устанавливает уголовная инспекция, на которую и возложен контроль над исполнением приговора. Если до вынесения судебного решения осужденный уже имел официальное место работы, ему позволят проходить наказание на своём рабочем месте.

Большую часть организаций, которые предоставляют рабочие места — это объекты, принадлежащие муниципалитету. Периодически в подобные списки включаются ИП и другие коммерческие компании, которым необходима неквалифицированная рабочая сила.

Подобное наказание назначают на срок не более двух лет, а минимальный период отбытия наказания составляет два месяца. При наличии определённых обстоятельств исправительные работы могут назначаться и на несколько дней.

Обязательные работы имеют принципиальное отличие от рассматриваемого наказания. Оно заключается в том, что при выполнении исправительных работ осужденному гражданину будет начисляться заработная плата, в соответствии с утверждёнными в организации тарифными ставками или расценками. В зависимости от суровости наказания часть полученных денежных средств в размере от 5 до 20% удерживается в пользу государства, остальное получает гражданин. Подобное наказание создаёт два положительных момента:

  1. Осужденный трудоустроен и в полной мере использует свой профессиональный опыт.
  2. В бюджет муниципалитета поступает дополнительное финансирование.

К кому не применяют

Условия и порядок исполнения наказания в виде исправительных работ не могут быть применены к следующим категориям граждан:

  1. Лицам с установленной инвалидностью первой группы. Если осужденный не имеет группу инвалидности, но вследствие неудовлетворительного состояния здоровья не может осуществлять назначенную судом обязательную трудовую деятельность, он имеет право подать ходатайство о пересмотре приговора.
  2. Женщины, вынашивающие ребёнка.
  3. Лица, на попечении которых находится ребенок возрастом менее трёх лет.
  4. Граждане, проходящие военную службу по контракту.
  5. Призывники.

В результате судебной ошибки, лицам из вышеперечисленных категорий применялось наказание в виде исправительных работ. В случае установления или наступления события, в результате которого гражданин получает один из статусов, указанных в списке, вынесенное наказание полностью отменяется.

Процесс отбывания наказания

После приобретения приговором законной юридической силы копию постановления передают в УИИ. Гражданин, которому было назначено наказание, должен встать на учёт в уголовно-исполнительную инспекцию, после чего на него заводиться личное дело. Порядок отбывания наказания предусматривает следующие действия:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Осужденного гражданина по месту его основной приписки посещает сотрудник УИИ, который передаёт ему повестку с указанием назначенной даты и времени для явки в местное отделение уголовно-исполнительной инспекции. Время, отведённое для трудоустройства и привлечения к исправительной трудовой деятельности не должно превышать 30 суток с момента получения официальной копии приговора.
  • В первую очередь с явившимся гражданином проводят разъяснительную беседу. Осужденный получает информацию о своих правах и обязанностях, также ему поясняют все особенности и нюансы, имеющие непосредственное отношение к отбытию наказания.
  • Гражданин получает направление в организацию, которую выбрал для него инспектор УИИ. Она должна входить в утверждённый список организаций, в которых предусмотрено прохождение подобного вида наказания.
  • С момента получения направления осужденному даётся 5 дней для того, чтобы трудоустроиться в определённой организации.
  • В крайний день установленного срока инспектор отправляет запрос в организацию, в которую был направлен осужденный о его трудоустройстве. С момента получения официального ответа будет зафиксировано начало отбытия наказания.
  • Должностные лица организации ежемесячно отправляют в адрес УИИ табель гражданина, выполняющего работы исправительного характера. Документ должен содержать достоверные данные о фактически отработанном времени и суммах, удержанных в пользу государства.
  • После отбытия полного срока наказания в табеле ставиться соответствующая отметка.

Если организация не трудоустроила направленного осужденного, её руководитель будет привлечён к административной ответственности. Если во время прохождения наказания, финансовое состояние гражданина существенно ухудшилось по причинам:

  • наложение обязательств по выплате алиментов;
  • на иждивении есть несовершеннолетние подростки;
  • резкое ухудшение здоровья;
  • потеря или причинение существенного ущерба материальному имуществу лица, отбывающего наказание;
  • другие обстоятельства;

осужденный может подать ходатайство о пересмотре объёма удержания денежных средств, установленного приговором суда.

Полномочия контролирующих органов

Уголовно-исполнительная инспекция ведет строгий контроль над осужденными, которым было вынесено наказание, не связанное с реальным лишением свободы, среди которых работы исправительного характера. Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает подробный перечень обязанностей сотрудников УИИ:

  1. Ведение контроля над поведением поднадзорных лиц.
  2. Принятие мер по соблюдению срока, который даётся для трудоустройства гражданина, приговорённого к исправительным работам.
  3. Различными способами (по телефону, личное посещение объекта) контролируют явку поднадзорного гражданина на работу.
  4. Устанавливают достоверность уважительной причины, по которой осужденный отсутствовал на работе.
  5. Применяют соответствующие меры ответственности к лицам, которые нарушают установленные правила отбытия наказания.

Дополнительный контроль

Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ должны контролироваться:

  1. Прокуратурой. Контроль над прохождением наказания осужденными дополнительно осуществляют сотрудники прокуратуры. В их обязанности входит ежеквартальная проверка личных дел, осужденных и условий выполнения постановления суда. Если в ходе прокурорской проверки, были выявлены нарушения со стороны сотрудника УИИ, в адрес руководителя этого государственного органа направляется представление о необходимости привлечь нарушителя к ответственности дисциплинарного характера.
  1. Полицией. Обязанность контролировать условия исполнения наказания в виде исправительных работ возложена на правоохранительные органы Уголовно-исполнительным кодексом и целым рядом приказов МВД. Сотрудник полиции обязан контролировать, как ведёт себя осужденный, находящийся на учёте в УИИ в обществе. В случае установления фактов нарушения установленных норм, полицейский имеет право принимать необходимые меры. Самым действенным воздействием считается подача в суд ходатайства о назначении осужденному более суровой меры наказания.
  1. Работодателем. Администрация организации, в которой проходят исправительные работы, обязана контролировать соблюдение установленных правил непосредственно на рабочем месте:
  • Ведение табеля;
  • Учёт фактически отработанного времени;
  • Факты нарушения требований охраны труда;

Если осужденный не будет выполнять предписания суда, УИИ имеет право собрать материалы и передать их на рассмотрение в суд, с целью пересмотра применяемых санкций и ужесточения наказания.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию