Отец изнасиловал, что делать

«Если отец изнасиловал ребенка, то виновата мать». Психолог развеяла частые заблуждения о педофилии.

Светлана Маркова рассказала, что люди часто ошибаются насчет образа насильника.

В насилии над детьми всегда виноват только насильник, но общество часто пытается найти ему оправдания.

Психолог Светлана Маркова развеяла десять мифов о педофилии.

Громкие случаи сексуального насилия над детьми всегда вызывают много эмоций и споров. В этой связи становится очевидным: в обществе очень низкий уровень осведомленности о том, что такое сексуальное насилие, кто его совершает и что делать, если такое произошло.

Клинический психолог, кандидат психологических наук Светлана Маркова отвечает на самые распространенные комментарии читателей. Светлана работает как с детьми, пережившими сексуальное насилие, так и со взрослыми, которые его совершили, и курирует благотворительный проект «Тебе поверят», который помогает людям, пережившим сексуальное насилие в детстве.

1. «Я не верю, что этот человек мог такое совершить! Я знаю его как прекрасного семьянина, друга, специалиста. Это очень образованный, талантливый и приятный во всех отношениях человек, профессионал своего дела»

— Уровень интеллекта, образования, профессионализма и склонность к насилию никак не связаны. Есть такое мнение, что сексуальное насилие над детьми совершают только маргиналы, асоциальные личности, люди в состоянии алкогольного опьянения и т. д.

«На самом деле, такие преступления могут совершать самые образованные, интеллигентные и уважаемые люди, про которых никто не мог бы подумать плохого».

Довольно часто в это очень сложно поверить, настолько сильно этот человек вызывает доверие и симпатию.

2. «Он совсем не похож на насильника».

— Как правило, люди представляют себе насильника как злодея-незнакомца, нападающего из-за угла. Между тем подавляющее большинство случаев растления и сексуального домогательства (до 90%) совершается членами семьи или людьми из ближнего круга. Это могут быть дяди и дедушки, отчимы и старшие братья, друзья родителей, преподаватели или соседи. Очень часто это милейшие с виду люди, которые заслужили авторитет в семье. Они умеют ладить с детьми, могут обаять всех членов семьи и совсем не похожи на коварных обольстителей, совратителей малолетних, развратников или насильников, какими мы их себе представляем.

Спавка. От 40 до 60% фактов насилия в семье совершается необязательно биологическими родителями. Девочки, которые живут с отчимом или маминым мужчиной, в два раза чаще подвергаются сексуальному насилию. 30% фактов насилия вне семьи совершается людьми, с которыми знаком ребенок (по данным ЮНИСЕФ).

3. «Он же не педофил!»

— Стоит разобраться с этим понятием. В России принято называть педофилами всех, кто совершил сексуальное преступление в отношении детей. Это некорректно. Есть люди, страдающие педофильным расстройством. Они испытывают сексуальное влечение именно к детям. Но человек с таким расстройством может успешно проходить терапию, иметь высокий уровень самоконтроля и за всю жизнь ни разу даже не прикоснуться ни к одному ребенку. В то же время сексуальные преступления против детей часто совершают люди без педофильного расстройства. То есть они могут иметь сексуальные отношения со взрослыми, просто с детьми легче установить собственную власть и контроль и при этом оставаться безнаказанным.

Насильники умеют ладить с детьми, могут обаять всех членов семьи и совсем не похожи на коварных обольстителей.

4. «Ребенок не был изнасилован, значит, никакого насилия не было».

— Сексуальное насилие — это не только изнасилование как таковое, но и «странные» прикосновения и поглаживания, попытки «пощекотать» ребенка в интимных местах, поцеловать его «по-взрослому», демонстрация ребенку порнографии или своих половых органов, просьбы к ребенку потрогать их — всё это «действия сексуального характера», которые могут быть очень травматичны для психики ребенка. Результатом могут быть сложности в отношениях с противоположным полом, серьезные проблемы c самооценкой, неприятие своего тела, суицидальные попытки… Иногда человек преодолевает эти последствия всю жизнь.

5. «Что, теперь нельзя мыть своего ребенка? Нельзя ходить по дому раздетым?»

— Помощь во время интимных гигиенических процедур нужна до тех пор, пока ребенок не может мыться сам. Естественно, тут все индивидуально: один малыш способен сделать это в три года, другой — в пять. Если родитель противоположного пола продолжает помогать вполне самостоятельному ребенку, возникает вопрос — зачем.

То же самое касается обнажения перед ребенком — тут важен возраст ребенка и детали происходящего.

«Одно дело, когда родители ходят раздетыми перед трехлеткой, другое — когда ребенку 10–12 лет».

Вы можете не иметь в виду ничего плохого, вам просто, может быть, нравится ходить в трусах. Но тем самым вы формируете у ребенка ложные представления о норме, о границах тела и создаете благоприятные условия для насилия. Если какой-то другой взрослый будет раздеваться перед ним или трогать его интимные зоны, он может подумать, что это нормально, ведь родители тоже так делают.

6. «Сексуальное насилие над детьми происходит только в неблагополучных семьях».

— Это не так. Дети могут подвергаться сексуальному насилию в самых обычных семьях. Жертвами насилия часто становятся дети, которые нуждаются в любви и внимании, чьи родители заняты своей жизнью или, например, очень много работают и поэтому как бы закрыты для детей.

«Случается, что насильник — единственный близкий взрослый для ребенка, это становится причиной молчания»

Ребенок готов терпеть все, чтобы не потерять «друга», не стать «предателем». Бывает, что у родителей возникают какие-то подозрения, но они отмахиваются от них: «Такого не может быть, у нас же приличная семья!» В этом случае насилие может длиться годами буквально под носом у родителей.

По данным ВОЗ, каждая пятая женщина и каждый тринадцатый мужчина подвергались в детстве сексуальному насилию. ЮНИСЕФ приводит более общую статистику: от 2 до 56% девочек и от 0,4 до 44% мальчиков в зависимости от страны сталкивались с сексуальным насилием. Точной статистики быть не может, так как в большинстве случаев об этом никто не знает, даже родители.

7. «Если бы насилие действительно произошло, ребенок бы сразу рассказал».

— Это большое заблуждение. В большинстве случаев дети никому не рассказывают о том, что случилось. Маленькому человеку сложно определить границы нормы, он не всегда понимает, что то, что с ним делают, — ненормально. Для ребенка действия насильника могут выглядеть как игра, проявление симпатии или даже забота со стороны взрослого: «Давай я помогу тебе помыться», «Давай я сделаю тебе массаж, а потом ты мне», «Прижмись ко мне, так уютнее». Именно поэтому дети не знают, как объяснить и доказать произошедшее, не могут сформулировать, что именно было не так.

Жертвами насилия часто становятся дети, которые нуждаются в любви и внимании.

Если речь не идет об агрессивном нападении в подъезде, на улице, из-за угла, то чаще всего действия насильника направлены на то, чтобы создать с ребенком такие отношения, при которых он ничего не станет рассказывать. Он может манипулировать ребенком: «Мы же с тобой друзья, мы никому об этом не скажем. Ты ведь не разболтаешь наш секрет?» или запугивать его: «Если кто-то узнает, тебя заберут в детский дом». Во многих случаях это тонкая игра, которую ведет взрослый. В итоге ребенок боится, что ему никто не поверит, что его обвинят во лжи против всеми уважаемого человека, будут ругать за то, что не сказал раньше, и т. д.

8. «Ребенку нельзя верить, он может все придумать».

— Исследования лжи в показаниях детей свидетельствуют о том, что только 4% детей делают ложные обвинения в сексуальном насилии. Многие дети, наоборот, сначала все отрицают. Это не значит, что ребенок вам не доверяет, просто стараниями насильника он может быть убежден в том, что ему не поверят, или в том, что он сам виноват.

9. «Если ребенок сначала говорит одно, а потом другое, он точно обманывает. Заинтересованные родственники могут научить его, что нужно говорить»

— Дети могут менять показания как в ту, так и в другую сторону — необязательно под влиянием взрослых, которые внушают, что нужно сказать. Иногда это может происходить от усталости, нежелания повторять одно и то же, психика может защищать от негативных переживаний, и подробности могут быть «заблокированы» спустя время. Именно поэтому важно, чтобы допрос ребенка и психологическая экспертиза проводились по всем правилам. В ходе допроса, очной ставки, опознания, проверки показаний на месте преступления необходима видеофиксация. Видеозапись позволяет избежать повторных допросов, травматичных для ребенка, и становится важнейшим источником информации по уголовному делу в случае, если родители отказываются от повторных следственных действий с ребенком или если ребенок меняет показания. Судебную экспертизу могут проводить только специалисты с высшим психологическим образованием, которые прошли дополнительное обучение по медицинской и судебной психологии.

Многие дети, сначала все отрицают, они думают, что им могут не поверить.

— У тех, кто совершает насилие над детьми, есть причины такого поведения. И эти причины гораздо глубже, чем влияние другого человека. Как правило, это совокупность различных факторов и обстоятельств: например, излишнее увлечение детской порнографией, импульсивность, низкий уровень самоконтроля, возможно, педофильное расстройство или особенности личности и поведения, сформировавшиеся на протяжении жизни. Далеко не каждый мужчина способен даже подумать о насилии над ребенком в отместку жене.

«Ссора с женой может стать спусковым механизмом для того, кто уже имел все предпосылки для совершения преступления»

Довести до такого в обыденном смысле просто невозможно, а заметить склонность к сексуальному насилию может даже не каждый специалист. Поэтому обвинять женщину в том, что она довела мужа, не только неправильно, но и жестоко. В насилии всегда виноват только насильник.

Как пережить изнасилование которое произошло в детстве

Меня несколько раз пытался изнасиловать отчим. Точнее как пытался – он нажирался, когда мамы не было дома, включал порнуху, клал меня рядом с собой и дрочил мне на спину, трогал везде, просил чтобы я …

вы виноваты в том, что это событие определяет вас как человека и личность. отбросить эту историю и у вас ничего не будет, вы не узнаете себя и вам не за что будет цепляться. случилось неприятное, автор, но вы живы, здоровы, не изуродованы. А люди переживают войны, пытки, убийство семьи на собственных глазах. Почитайте о блокадниках – чтО они пережили и вынуждены были увидеть. Со всем этим кто-то справляется, а кто-то нет. А вы с собой носитесь, вместо того что бы очевидным озаботится – что там с сестрой. Скорее всего к ней так же пристают, педофил редко разбирает между родными-неродными если у него есть возможность добраться до ребенка.

Убей себя об стену урод Изнасилование это не пытка, когда физическая боль Изнасилование это когда тебе ибу. т душу Особенно когда насильник – родственник

Автор, сочувствую Вам! Понимаю, сама прошла через это с родным отцом, еще до школы, через 10 лет он на моих глазах изнасиловал сводную сестру. Это ужас, безумие. Все, кто говорят- пошла бы, навела порядок, просто не понимают этого ощущения ШОКА, ОТВРАЩЕНИЯ КО ВСЕМУ, К МИРУ, К СЕБЕ- ЭТО ПАРАЛИЗУЕТ ВОЛЮ, СВЯЗЫВАЕТ РУКИ И РАЗУМ. Девочки, если есть здесь кто-то кто реально справился с этим кошмаром и кому удалось сбросить путы – ПОСОВЕТУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА – как это сделать.

У меня схожая ситуация с автором. Вот только меня не пытался изнасиловать отчим,а уже насиловал. Началось это тогда,когда мне было где-то 11 лет. И продолжалось вплоть до моего отъезда в университет. Я до сих пор держу язык за зубами. Говорить матери про случившиеся мне стыдно. Да это и вовсе поломает ей жизнь. Автор,увы,но эта душевная рана на всю жизнь. Хотя можно попытаться забыть,но мне пока это не удается.

Дорогая Автор! Я Вас понимаю. Знаю, что это. Недавно мне подсказали исцеление. Мне сразу стало легче. Это–метод Расстановок. Сначала нашла в инете: “Круг судьбы. Я не чувствую” Елена Брежнева”. Потом записалась на расстановки. Это исцеляется. Только надо грамотного психолога найти.

И ещё. Илья Шабшин—опытнейший деликатный психолог в Москве. Хочу к нему попасть на приём. Наберите в интернете. Ищущий–да найдёт. Люблю Вас и желаю Вам счастья.

автор, вы счастливая женщина, что нашли мужа, значит каким-то образом смогли контактировать с мужчинами. я вообще не могу. сразу агрессия, потом рыдаю, ведь человек не был даже груб со мной. короче, отталкиваю всех, поделать ничего не могу. но первая победа – почти год без самоповреждений. многие люди, которые тут вам советуют – они и понятия не имеют, что это такое, не слушайте их. травма тяжелая, только хороший психотерапевт поможет. только где его найти. да и дорого

Автор, сочувствую Вам! Понимаю, сама прошла через это с родным отцом, еще до школы, через 10 лет он на моих глазах изнасиловал сводную сестру. Это ужас, безумие. Все, кто говорят- пошла бы, навела порядок, просто не понимают этого ощущения ШОКА, ОТВРАЩЕНИЯ КО ВСЕМУ, К МИРУ, К СЕБЕ- ЭТО ПАРАЛИЗУЕТ ВОЛЮ, СВЯЗЫВАЕТ РУКИ И РАЗУМ. Девочки, если есть здесь кто-то кто реально справился с этим кошмаром и кому удалось сбросить путы – ПОСОВЕТУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА – как это сделать.

Читайте также:  Отказ в принятии ходатайства

+1 во всем правы

я вот стараюсь больше анализировать, больше бывать на природе, очень музыка помогает кстати. правда стала медлительнее. стараюсь знакомиться, но долго к этому готовлюсь. мне вообще кажется, что это никогда не уйдет, нет таблетки от беспамятства, стараюсь принять это и отпустить

[quote=”Гость”]Потому что ей понравилось. Иначе всё давно бы рассказала.[/quot
Идиот только мог такое написать. Какое понравилось? Об унижении и ужасе очень сложно рассказать. Да и вряд ли вы что- то подобное переживали иначе поняли бы почему невозможно поделиться.

Потому что ей понравилось. Иначе всё давно бы рассказала.

Вот гад отчим, ***** озабоченый, надо было матери сказать об этом, нормальная мать ребенка защитит как тигрица своего тиргенка, ты понимаешь что вот она живет и не знает что это *****тебя трогал, скотина, на всю жизнь морально искалечили девчонку, да как тут такое забудешь такое, на мужчин аллергия возникнет, никогда уже им доверять не сможет, только гипноз лечебный или психиатр поможет нормальный. Ты ни в чем не виновата. Мамка твоя ошиблась в выборе мужчины. Спасать ее надо,бежать от него, не молчать. Его место за решеткой. Девочка жалею тебя, солнышко.

Мне кажется, вас ранит и ранит кажый раз то, что человек этот, совершив надругательство над вами, остался безнаказан и продолжает жить, как ни в чём не бывало. И в самом деле, это абсолютно неверно. Человек должен ответить за своё преступление. И это обязательно должно произойти. Если его разоблачат и он понёсёт заслуженное наказание за свои гнусные действия, вы – уверена в этом – испытаете облегчение от своих мук. Как бы не говорили о том, что месть – низкое и неблагородное чувство, в вашем случае это не так. Вы не испытаете облегчения, пока он не получит своё за ваше сломанное детство. Поэтому – этого человека ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО РАЗОБЛАЧИТЬ, И не надо думать о спокойствии матери – ваша младшая сестра в опасности, этого урода не остановит то, что это его родная дочь, когда он в очередной раз напьётся. Этот человек – педофил, извращенец, *****. Для него нет понятий “родная кровь”, и он будет повторять и повторять свои надругательства, и над вашей сестрой, и над другими детьми, калеча детскую психику и ломая девочкам сУдьбы. Его необходимо разоблачить. Немедленно расскажИте обо всём маме, и подайте на него заявление в полицию. Пока вы не отомстите ему – вы не излечитесь от вашей боли. Ваше дальнейшее молчание загонит вашу проблему ещё глубже вовнутрь, и вы никогда от неё не избавитесь, она будет мучить вас всю жизнь. Поэтому надо вырвать с корнем её из себя, выплеснуть, пусть это будет и больно для вас, но зато потом принесёт вам облегчение. Вы избавитесь от этого кошмара своей жизни.

согласна, так и надо сделать-рассказать маме и идти в полицию заявление писать!

в детстве мой отчим пытался меня изнасиловать, а мама смотрела и не помогла мне. после этого они с мамой жили вместе еще несколько лет и расстались совсем по др причине. у меня чувство, что я что-то забыла, что там было не только “пытался”, но и что-то серьезнее, т к с первым парнем не было крови, не было больно и у меня огромная ненависть ко всем мужчинам объективного объяснения которой я не могу найти. здесь многие вам посоветовали забыть, жить дальше и бла-бла. я, как будто, тоже живу дальше и спокойно воспринимаю случившееся, ну было, ну что поделаешь, моя жизнь не вертится вокруг этих воспоминаний, мне не больно вспоминать. это как бы сгладилось. но иногда у меня будто открываются глаза и я понимаю всю чудовищность произошедшего: моя мать просто стояла и смотрела, моя мать!

Изнасилование в детстве или жизнь без ноги

Семья как психбольница

Нет смысла жизни

Скучаю по маме которая умерла

Я хочу рассказать свою историю о том, как я пережила насилие.

Это произошло почти 10 лет. Мне было 14 лет, и родители отправили меня отдыхать в Турцию. Это сделал незнакомый мужчина. Я не знала и не понимала, что он делает. Я просто хотела, чтобы это быстрее закончилось. Я была ребенком.
Сейчас мне 23, но до сих пор мне сложно об этом говорить или вспоминать. Но я во время осознала свои проблемы и обратилась к психологу. У меня были на это деньги и возможности.
С того момента, я очень повзрослела, хотя травма от насилия по-прежнему со мной. В будущем я хочу иметь семью и родить ребенка. Но то, что произошло, когда я была маленькой девочкой, до сих пор не дает мне покоя. Я не хочу, чтобы мой ребенок пережил что-то подобное. Этого никто не заслуживает.
Я решила сама начать бороться с насилием, изучая литературу о психологической и юридической помощи. Я считаю, что каждая жертва насилия имеет право получить поддержку. Я искала и нашла неравнодушных единомышленников, вместе с которыми мы хотим помогать другим людям и делать этот мир хотя бы чуть-чуть светлее.
Поэтому мы организовали онлайн кризисный центр для тех, кто также, как и я, пережил насилие. Мы помогаем бесплатно, и сейчас в нашей команде есть психологи, готовые помочь всем обратившимся преодолеть травму после насилия.
Вы можете анонимно обратиться к нам через наш сайт, где мы также опубликовали много полезных материалов о том, как помочь себе после пережитого изнасилования: https://www.stopsilence.ru/
Также наши психологи работают в закрытой группе вконтакте, куда вы можете написать в любое время:
https://vk.com/prervattishinu

Мы очень хотим помогать людям, потому что ни один человек не заслуживает пройти через такое.

Что делать, если отец изнасиловал несовершеннолетнюю?

Добрый день!Моя ситуация вкратце такова:была изнасилована в 14 лет отцом(как выяснилось не так давно он мне не является биологическим).То есть отчим-педофил находясь в привычном для него алкогольном опьянении изнасиловал меня в беспамятстве(обморк).Последнее что помню как он со спущенными штанами прибежал в мою комнату,я закричала и отрубилась.В квартире был человек,который спустя много лет дал о себе знать и об’яснил,что мои смутные воспоминания и боль внизу живота на утро,не смотря на умелую ложь и изворотливость отчима,вовсе не галлюцинации.Но это теперь свидетель об’явился,а до тех пор я думала,что он просто жестокий и ограниченный человек,который позволяет себе пить,угрожать или поднимать на меня руку.О своих воспоминаниях на следующий день матери рассказала.Он долго и ласково убеждал обоих,что это был страшный сон.И настолько велика у двух дур была вера в мужчин и сотрудников милиции,каким он и являлся,что все было забыто до 2018 года.Довольно рано,в 2006 году,в 19лет я ушла из дома из-за конфликтов и непонимания со стороны родителей,так и не ответив преступнику.А в 25,в 2011году,за неимением других вариантов вернулась к ним жить.У отчима начались тогда проблемы с законом,и он чтобы подстраховаться и наверняка закрыть мне рот сдал меня в психушку(13 больница).Вначале я предложила сходить вместе к психологу,разобраться с семейными конфликтами,а потом отчим(на тот момент уже адвокат),резонно беспокоясь о своей страшной тайне,невзначай предложил ПНД на что,ничего не понимающая мать,согласилась.Закончилось это тем,что на любое несогласие с мнением родителей,мой взбрык на провокации,несогласие принимать “препараты” меня госпитализировали силой.Даже в 13-ой больнице психиатр об’яснил,что меня туда упекают родители.И к своему великому стыду я за следующие 7 лет даже не проконсультировалась с юристом,запутавшись в его лжи и смирившись с ее потворством.К слову сказать,в 2014 году отчим по уже другому экономическому преступлению загремел за решетку на 4 года,а мать на каждый спорный вопрос продолжала вызывать мне “карету”.Под “препаратами” я даже работала и неплохо,пока меня не “закрывали” и не вынуждали подписывать “добровольное лечение”.На первой комиссии помню отчим разыграл целый концерт перед врачами “Отдайте мне мою дочку”.Хотя меня просил потерпеть немножко в больничке,мол,тебе это необходимо.А потом все кивал на мать.А она на него.Вообщем,да.Я прошла через ад.

По выходу из тюрьмы “родители”,обиженные на “несовершенство российской судебной системы”задумали сделать двойное гражданство,так как родились в Молдове(я тоже) и переехать на ПМЖ туда.Пришло время освобождать квартиру.В мае 2018 года меня отвезли “к бабушке на пару недель”,а потом и вовсе спрятали документы,когда я начала вспоминать об изнасиловании вслух.Да,свидетель узнав о моем переезде вышел на связь.Вообщем в течении всего последующего года угрожая дурдомом мне оформили молдавское гражданство и пенсию по инвалидности,крича что жить я теперь буду с ними,раз “не думаю что говорю”.Так же был факт побоев в глухой молдавской деревне,бил долго,пнул ногой в лицо,бил кулаками по голове.Пыталась вызвать участкового,мать выдернула из рук телефон.Хотя были как раз следы от перенесенных побоев.Спустя полгода жизни в деревне,переехали в Кишинев,где меня так же вынудили прописаться.Были опять побои.Ударил кулаком в живот до синяка.И тут моя прокростинация прошла,написала три заявления в разное время,где описала только в основном проблемы с документами и банковской картой,которые они держат у себя,а именно паспорт РФ,загран,свидетельство о рождении,трудовая книжка,диплом,водительское удостоверение,банковская карта Сбербанка.После первого заявления местный участковый написал письмо,которое перехватил отчим.И до сих пор утверждает,что ничего не находил.Надо ли напоминать что отчим работал в Следствии?Он разбудил меня с утра и вызвал двух полицейских,один из которых с ходу,не давая проснуться,”угрозил”,что если завтра же я не поеду становится на учет,то отправлюсь в местный дурдом.В последнем заявлении описала тоже,что сижу без документов год в чужой стране(молдованкой не являюсь,на пмж в России 25 лет)+жалобу на того дежурного,который мне угрожал.Позже вызвали родителей,они написали об’яснительную,что документов у них нет,что они(документы) в деревне.Это при том,что мы пересекали границу не так давно,где я постеснялась устраивать скандал.Молдаван это устроило,посоветовали “по-доброму” сходить за 800 лей востановить биометрический паспорт,а уже в России(куда я пытаюсь уехать год),восстанавливать другие документы.Обратилась в Посольство.Там сказали что запрос стоит 1200 лей.Но ведь даже если восстановить паспорт,то как восстановить другие документы?Вообщем театр абсурда.Сижу на хлебе и воде без документов и банковской карты в чужой стране.Что скажете,господа юристы?Как решить вопрос?Мне нужно в срочно в Россию так как там нашли жилье и работу,а так же свидетель,который поможет заставить ответить за сломанную жизнь.

    трудовая книжка, жилье, двойное гражданство, биометрический паспорт, экономические преступления, изнасилование
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 301 ответ
  • 78 отзывов

Добрый день, Елена!

Изнасилование несовершеннолетнего относится к категории особо тяжких преступлений. Уголовным кодексом установлены сроки привлечения к уголовной ответсвенности в зависимости от тяжести преступления.

УК РФ Статья 78. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

п. 1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

К сожалению, сроки истекли.

После пересечения границы отправляйтесь в место где вы родились и восстановите свидетельство о рождении посредством заявления в ЗАГС. На основе этого документа восстанавливайте остальные документы.

И никогда, никогда не связывайтесь с отчимом-педофилом и недоматерью. Начните жизнь сначала, а о прошлой не вспоминайте.

Видеонаблюдение в школах по закону. Основные положения

Краткое содержание:

В моей статье “Законны ли поборы в школах” Подробнее >>> , одна из комментаторов, являясь педагогом, посетовала на то, что в современных условиях, работа педагога стала не только малооплачиваемой, но и неблагодарной по своей сути. Многие родители, а нередко и слишком развитые современные дети, для достижения своих целей, начинают шантажировать педагога тем, что обратятся в органы правопорядка, либо управление образования по факту нарушения педагогом гражданских прав ребенка, либо применения педагогом насилия в отношении ребенка. Чтобы этого не последовало, педагогу предлагается “добровольно” поставить такому отпрыску оценки “не по знаниям”, а иначе будет то-то и то-то.

Мной было предложено, вести аудио или видеозапись общения с такими родителями, а потом я задумался о том, как сделать это по закону, дабы у честных педагогов была возможность защитить свои права и свое доброе имя.

Нормы, регулирующие видеосъемку в школах.

Школа, равно как и иное учебное заведение, является публичным местом, посему, допускается производить видеосъемку без получения разрешения лиц, попадающих в кадр. Однако, в школе есть такие места, в которых ведение видеозаписи запрещено по закону. Это могут быть все месте, где размещение видеонаблюдения явно нарушает право на частную жизнь. В частности, не допускается их монтаж в медицинских кабинетах или кабинетах психолога, комнатах отдыха, раздевалках. Впрочем, дети, считающие себя гуру юриспруденции, либо их родители, в подобных местах и не показывают свои навыки – нет практического смысла.

Монтаж видеонаблюдения и его эксплуатация в школах должны быть приведены в соответствие с нормами действующего законодательства, такими как:

Читайте также:  Поцарапал авто и уехал

1. ст. 29 Конституции РФ

2. Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных»;

3. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании»;

4. Рособразования от 29.07.2009 N 17-110 “Об обеспечении защиты персональных данных”;

5. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152 “Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования”

6. ст. 152.1 Гражданского Кодекса РФ

7. Федеральный закон, от 27.07.2006 № 149-ФЗ. “Об информации, информационных технологиях и защите информации”

8. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”

Во всех этих актах описывается как процедура ознакомления с видеозаписями, так и порядок осуществления видеонаблюдения в течение определенного периода времени. Закон о видеонаблюдении в школах содержит следующие положения:

1. У главы школьной администрации (директора) имеется право самостоятельно утвердить монтаж данной системы, одобрения как прочих сотрудников заведения, так и родителей ему не требуется.

2. Сведения, снятые с камер, не могут поступать широкой публике.

3. Продолжительность сохранения видео не бесконечная, существуют соответствующие сроки.

4. Запрещено размещение устройств в зонах, где наблюдение явно нарушает право на частную жизнь. В частности, не допускается их монтаж в медицинских кабинетах или кабинетах психолога, комнатах отдыха, раздевалках.

Все нюансы обустройства системы видеонаблюдения в определенном учебном заведении, должны быть оговорены в особом документе — положении, который принимается и действует в данной школе. В этом локальном нормативном акте нужно указать:

1. Продолжительность хранения полученной информации;

2. Ответственный сотрудник, которому вручается уникальный ключ, дающий доступ к устройству обработки информации с камер (видеорегистратору или иному);

3.Точки, в которых находятся мониторы, с которых можно увидеть происходящее в онлайн-режиме и, кроме того, точки, с которых на эти системы отображения осуществляется трансляция (в частности, учительская, пост охраны);

4.Круг лиц из числа работников школы, которые могут знакомиться с информацией, полученной путем видеонаблюдения, под надзором ответственного лица;

5. Схема получения родственниками учеников или иными заинтересованными лицами доступа к данным видеонаблюдения в ходе расследования происшествий, сопряженных с телесными повреждениями или моральным либо материальным ущербом, либо носивших спорных характер.

Четко выверенный и сформулированный документ прояснит любые вопросы как относительно допустимости системы видеонаблюдения, так и о порядке действия в конкретных ситуациях. В результате как сами родители, так и сотрудники учебного заведения будут без проблем взаимодействовать с системой видеонаблюдения.

Что делать, если родители ученика против видеосъемки?

Следует разъяснить родителям, тот факт, что образовательное учреждение является публичным местом и видеосъемка может проводиться без согласия.

ГК РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

Таким образом, установка системы видеонаблюдения не только нужная, но и весьма полезная вещь, которая позволит добиться истины при разрешении конфликтных ситуаций. От ее установки выиграют все стороны, задействованные в образовательном процессе.

Можно ли снимать педагога на видео во время занятий и выкладывать в сеть?

Вопрос

Можно ли снимать педагога на видео во время занятий и выкладывать в сеть?

Ответ

Ситуация:

Социальные сети, модные гаджеты, желание снимать всегда и везде, а потом делиться этим в сети все больше и больше захватывает людей в наше время. Школа не становится исключением – ученики снимают не только себя и своих друзей, но и учителей, именно из-за этого разгорелся спор в нашем сегодняшнем выпуске. Приятного чтения!

В понедельник в учительской разгорелся спор по поводу публикации в сетях видеозаписей, сделанных детьми с уроков в своей школе.- Снимать на видео учителя в классе, когда он ведет урок, не запрещено законом! Закон также не запрещает ученику размещать фото- и видеосъемку в интернете без разрешения учителя! – утверждала учитель химии Маргарита Николаевна.

– Но, согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина, – доказывала обратное Мария Протопоповна.
– Ладно, чтобы не поругаться, давайте найдем того, кто нас рассудит, – не успокаивалась Маргарита Николаевна. – Вот кто первый зайдет в учительскую, у того и спросим.

На том и порешили. Тут в учительскую вошла учительница математики, дама серьезная и невозмутимая.
– Анна Ивановна, – чуть запинаясь, начала Мария Протопоповна, – мы тут хотели спросить у Вас…

– Я вам, коллеги, скажу так, – не дождавшись окончания вопроса начала Анна Ивановна, – Если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

– Я думаю, что без помощи профессионального юриста нам не обойтись, – заявила Мария Протопоповна. – Позвоню-ка я личному юристу в Профконсалтинг… Что же ей ответил юрист?

Решение:

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 23, часть 1; статья 24, часть 1).

При этом каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается (статья 29, части 4 и 5).
Следует отметить, что реализация конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом возможна только в порядке, установленном законом, а федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации.

В частности, приведенные выше конституционные положения конкретизированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, предусматривающем, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату (статья 152.1 часть 1).

Из приведенной нормы права следует, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, в частности, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

В свою очередь, согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого проводятся публичные мероприятия. Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного количества различных людей, включая родителей школьников.

Более того, здание школы относится к государственной или муниципальной собственности, предназначенной для реализации публичных полномочий, соответственно, правовой статус территории школы нельзя сравнить с квартирой или иной частной собственностью.
Кроме того, как усматривается из Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», а также Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сведения об образовательном процессе, в том числе об урочной деятельности в государственном образовательном учреждении, к закрытым не относятся.

Таким образом, если съемка была произведена во время образовательного процесса, согласия учителя на ее размещение в сети не требуется. При этом, изображение педагога на видеозаписи, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом такая запись отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан. Однако, если изображение гражданина является основным объектом использования, видеозапись может быть признана размещенной неправомерно, следовательно, педагог вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Иначе говоря, если изображение учителя было сделано в публичном месте, но он являлся основным объектом съемки, изображение (видеозапись), в таком случае, не будет отображать какой-либо информации о каком-либо публичном мероприятии, на котором оно было сделано, а, следовательно, в данной ситуации, необходимо получить согласие педагога на публикацию видеозаписи с его изображением в сети Интернет.

Указанная позиция подтверждается правоприменительной практикой, в соответствии с которой изображение гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) в той или иной обстановке является частью частной жизни, распространение которой в той или иной форме сведений гражданин вправе запретить; он имеет право давать или не давать согласие на продолжение публикаций фотографий с его изображением.

Наряду с этим, в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю обществом и государством, если она носит непротивоправный характер.

В этой связи, видеозапись урока не может относиться к личной и семейной тайне учителя, к какой-либо конфиденциальной информации о его частной жизни, поэтому нет оснований полагать, что такая запись нарушает право педагога на частную жизнь.

Видеонаблюдение в школе: законна ли установка видеокамер в учебных заведениях?

В современном мире важно не только обеспечивать безопасность, но и иметь данные для расследования несчастных случаев, нарушений, информацию, способную также доказать невиновность участников.

Видеонаблюдение в школе — при правильной организации системы и уровня доступа к данным способно стать удобным и эффективным решением. Однако все участники процесса, как администрация, так и родители, ученики — должны быть защищены со стороны закона.

Зачем устанавливать в школе систему видеонаблюдения?

Установка видеонаблюдения в школе кардинально повышает уровень безопасности. Внутри здания и на протяжении периметра объекта можно легко отслеживать проникновение посторонних лиц с криминальными намерениями.

Кроме этого, положение о системе видеонаблюдения в школе совершенно правильно декларирует решение ряда задач:

  1. повышение общей дисциплины во время проведения занятий. Зная, что находятся в поле зрения камеры — ученики перестают заниматься посторонними делами, уделяя больше внимания уроку;
  2. повышение уровня профессионального соответствия. Зная, что в результате жалоб ученика данные в подтверждение его правоты найдутся — учитель более ответственно относится к своим обязанностям;
  3. рост уровня безопасности, быстрый мониторинг возгораний, несчастных случаев, других потенциально опасных ситуаций;
  4. быстрое расследование спорных случаев, драк, личных конфликтов;
  5. обеспечение ограниченного доступа родителей к данным видеонаблюдения для расследования спорных случаев или мониторинга поведения, успеваемости ребенка в школе;
  6. охрана территории;
  7. обеспечение ускоренного реагирования для быстрого оказания помощи ученикам;
  8. охрана личного имущества учеников, школьного имущества и инвентаря.

Для быстрого расследования криминальных действий, к примеру, кражи в гардеробе — можно быстро установить виновного, не прибегая к вызову полиции и началу разбирательства на законодательном уровне.

В процессе организации системы в школе оформляется приказ ответственный за видеонаблюдение в школе может, в режиме ограниченного доступа (в присутствии только руководства или родителей пострадавших) предоставлять доступ к архиву записей.

Какими законами регулируется установка видеонаблюдения в школах?

Видеонаблюдение в школе законодательство, относительно недавно — трактовало двояко. С одной стороны, это вмешательство в личное пространство и получение доступа к персональным данным. С другой — камеры устанавливаются в общественном месте, не требуется получать специального разрешения от объектов съемки.

Сегодня существуют четко регламентированные списки законных актов, на основании которых регулируется установка, порядок доступа к данным, использование видео в отдельных случаях, периоды хранения архива и многое другое.

Россия

В России видеонаблюдение в школах требования законодательства — это соответствие использования системы:

  • федеральным законам № 273-ФЗ «Об образовании» и № 152-Ф3 «О персональных данных»;
  • постановлению Правительства РФ №781;
  • письму Федерального агентства по образованию № 17-110;
  • постановлению Правительства Российской Федерации № 152.

Все эти документы четко регламентируют не только порядок доступа к видеозаписям, но и то, как должна функционировать система видеонаблюдения на длительном отрезке времени.

Закон о видеонаблюдении в школах, если приводить аспекты установки и использования сети видеокамер в целом, говорит:

  1. директор может принимать решение об установке системы единолично, без согласования с коллективом школы и родителями;
  2. данные, полученные с камер видеонаблюдения, не должны попадать в открытые источники;
  3. срок хранения данных архива ограничен по времени;
  4. не допускается установка камер в местах, где явно нарушаются права на частную жизнь. К примеру, это раздевалки, комнаты отдыха, кабинеты медицинской помощи, психолога.

Все аспекты деятельности, связанные с использованием системы видеонаблюдения в школе — четко описываются в специальном документе. Это положение о системе видеонаблюдения в школе.

  • срок хранения данных архива;
  • ответственное лицо, на хранении которого находится уникальный ключ для доступа к видеорегистратору или иному обработчику данных с камер;
  • места установки мониторов просмотра данных в режиме онлайн, а также точки трансляции на такие системы отображения (к примеру, посты охраны, учительская);
  • лица из списка сотрудников школы, могущие получить ограниченный доступ к данным видеоархива в присутствии ответственного лица;
Читайте также:  Судебные приставы полномочия и обязанности

порядок допуска к данным родителей учеников, иных лиц, при расследовании спорных, аварийных, связанных с получением травм или нанесением морального, физического, материального ущерба случаев.

Правильно составленный, продуманный документ не просто снимает все вопросы относительно того, видеонаблюдение в школе законно ли это, но и позволяет быстро и однозначно действовать в самых различных ситуациях. Это резко облегчает как реагирование родителей на установку системы, так и работу персонала.

Украина

Украина не имеет настолько четкой, специально разработанной законодательной базы. Порядок доступа к данным видеонаблюдения, сроки хранения архива — не регламентируется. Официально устанавливать видеонаблюдение в школах не запрещается.

Закон требует, чтобы камеры находились на виду. Они должны быть дополнительно снабжены табличками, оповещающими о том, что ведется видеонаблюдение.

Решение об установке системы мониторинга может приниматься как коллективом учебного заведения, так и по инициативе родителей.

Особенности монтажа систем видеонаблюдения в учебных заведениях

Видеонаблюдение в школе требования, к которому относительно невмешательства в частную жизнь, должны неукоснительно соблюдаться — организуется как развернутая система многофакторного контроля. Проект реализации для каждого учебного заведения разрабатывается отдельно.

Однако среднестатистический список точек установки камер можно сформулировать так:

  1. центральный вход — контроль посетителей, частично вносимых и выносимых материальных ценностей;
  2. гардероб — обеспечение общего порядка, недопущение краж, умышленной порчи имущества;
  3. столовая, кухня — контроль персонала, общего порядка;
  4. учительская, кабинет директора — повышение личной безопасности персонала;
  5. периметр — контроль проникновения посторонних;
  6. лестницы, коридоры — обеспечение порядка, возможности оперативного оказания медпомощи;
  7. спортивный зал, учебные классы — контроль учебного процесса, оперативное реагирование, расследование спорных случаев, мониторинг проведения специальных мероприятий.

Отдельно в системе наблюдения рассматриваются помещения, где камеры могут вмешаться в личную жизнь персонала или учеников.

В частности, для обеспечения безопасности — под наблюдением может находиться только дверь бухгалтерии снаружи, внутри помещения съемка запрещена.

Заключение

Правильно разработанная и соответствующая нормам законодательства система видеонаблюдения в школе — полезна с любой точки зрения. Она повышает общую результативность деятельности как учеников, так и персонала. Кроме этого, улучшаются возможности предотвращения опасных ситуаций, а также оперативного реагирования ответственных лиц.

Видео: Камеры видеонаблюдения в школах

Видеонаблюдение в образовательных учреждениях

здравствуйте! законно или нет установка видеонаблюдения в группах детских садов и классах школ?

как это все грамотно оформить?

    персональные данные, детские учреждения, детское образовательное учреждение, видеонаблюдение, видеокамера
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 160 ответов
  • 47 отзывов

Установка системы видеонаблюдения и ее использование является весьма эффективным способом контроля за соблюдением надлежащего порядка на предприятии, помогает пресекать противоправные действия сотрудников и посетителей. Тем не менее применение такой системы может нести в себе определенные риски.
В действующем российском законодательстве нет самостоятельного нормативного акта, регулирующего деятельность по организации и осуществлению видеонаблюдения. Регулирования, касающиеся различных отдельных правовых аспектов видеонаблюдения, содержатся фрагментарно в кодифицированных актах РФ (ГК, ТК, КоАП), а также в специальных законодательных актах:
• Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — «Закон о персональных данных»);
• Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
• и др.
Настоящая статья анализирует основные законодательные требования к осуществлению видеонаблюдения и возможность применения санкций за их несоблюдение.
В качестве базовых — и с точки зрения нормативного регулирования принципиально разных — вариантов осуществления видеонаблюдения следует рассматривать видеонаблюдение, с одной стороны, в местах общего доступа и, с другой стороны, в помещениях с ограниченным доступом.
В рамках настоящей статьи под видеонаблюдением будет пониматься:

1. непосредственное осуществление видеонаблюдения посредством использования видеокамер для получения видеоинформации об объектах и помещениях; а также
2. запись полученного изображения и его хранение для последующего использования.
Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа
Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа предполагает, что появление любого физического лица или объекта может быть зафиксировано системой видеонаблюдения.
Следовательно, заранее определить круг лиц, которые могут попасть в зону видеонаблюдения (в отличие от наблюдения за помещениями с ограниченным доступом), невозможно. Таким образом, в поле обзора видеокамер работодателя могут оказаться как работники, так и иные лица. То есть мы в данном случае не можем говорить о видеонаблюдении как о направленном на конкретного индивида действии.
Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает правовую охрану изображения гражданина как нематериального блага. Соответственно, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением. Тем не менее указанной статьей ГК предусмотрены изъятия из общего запрета — например, когда видеосъемка производится в местах, открытых для общего доступа. Таким образом, можно заключить, что если видеонаблюдение осуществляется в таких местах, как, например, общие коридоры, холлы, торговые залы, гостевые парковки, у граждан не возникает права на запрет получения своего изображения, как это предусмотрено положениями ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ.
Как правило, в указанных зонах видеонаблюдение осуществляется с целью документальной фиксации возможных противоправных действий, которые могут нанести вред имуществу. Предполагается, что в случае необходимости материалы видеозаписей, полученных камерами видеонаблюдения, будут использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве:

1. для доказывания факта совершения противоправного действия; а также
2. для установления личности лица, совершившего соответствующее противоправное действие.

Однако, как следует из ч. 2 ст. 55 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ, допустимыми судом признаются лишь доказательства, отвечающие, в частности, критерию законности.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, данные, позволяющие осуществить идентификацию лица, считаются персональными.
Соответственно, к таким данным применяются специальные требования, соблюдение которых обязательно изначально при осуществлении видеонаблюдения.
Часть 1 статьи 22 закона «О персональных данных» среди общих требований к обработке персональных данных устанавливает необходимость предварительного уведомления Федерального агентства по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи —например, обработка персональных данных в рамках трудовых отношений и т. д.
Таким образом, прежде чем приступать к установке системы видеонаблюдения и предполагая использовать ее для получения доказательств совершения неправомерных действий, работодателю необходимо уведомить Роскомнадзор. Форма такого уведомления введена приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. № 706. Роскомнадзор вносит указанные в уведомлении сведения в реестр операторов, который является общедоступным.
Информация, полученная с камер системы видеонаблюдения в отсутствие предварительного уведомления Роскомнадзора, не будет иметь юридической силы по смыслу ч. 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 50 Конституции РФ.
Принимая в качестве общего правила, что система видеонаблюдения устанавливается и эксплуатируется организацией самостоятельно, тем не менее, отмечаем распространенную практику, когда осуществление видеонаблюдения поручается стороннему охранному предприятию.
В таких случаях обязательно уведомление посетителей о том, что в помещениях производится видеонаблюдение в силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Для выполнения такого требования достаточно установить хорошо читаемые таблички в наиболее доступных для посетителей местах. Каких-либо дополнительных специальных требований к содержанию либо формату таких табличек действующее законодательство не устанавливает.
Видеонаблюдение в зонах, закрытых для свободного доступа (Вход только для сотрудников)
Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, позволяющая, прямо или косвенно идентифицировать конкретное лицо. Статья 85 Трудового кодекса РФ под обработкой персональных данных понимает их получение, хранение, комбинирование или передачу или любое иное использование персональных данных работника.
Соответственно, в том случае, если система видеонаблюдения позволяет отслеживать деятельность сотрудников на рабочем месте или иных помещениях, закрытых для общего доступа, такое наблюдение будет считаться обработкой персональных данных.
Таким образом, при осуществлении видеонаблюдения за объектами, имеющими режим ограниченного доступа, работодателю необходимо руководствоваться не только соображениями обеспечения законности получения доказательств, но и дополнительно соблюдать ограничения, связанные с регулированием процесса обработки персональных данных. В данном случае, предполагая, что круг лиц, имеющих доступ в помещение, где осуществляется видеонаблюдение, ограничен, то есть заранее определен, справедливо будет сделать вывод, что видеонаблюдение имеет своей целью только строго установленный круг лиц. Следовательно, осуществление такого видеонаблюдения изначально будет рассматриваться как получение и обработка персональных данных.
В отсутствие иных нарушений запись, полученную с соблюдением законодательства о персональных данных, можно использовать в качестве доказательства. Исключение, пожалуй, составляют лишь случаи несанкционированного проникновения в помещения, имеющие режим ограниченного доступа. Представляется, что для таких случаев полного соблюдения требований, установленных законодательством о персональных данных, достаточно уведомления Роскомнадзора об эксплуатации системы видеонаблюдения за таким помещением.
Основываясь на системном толковании норм закона «О персональных данных», можно установить, что для обработки персональных данных работника, работодателю необходимо:
• заключить с работниками соглашение о сборе и обработке персональных данных (или включить соответствующие положения в трудовой договор) с указанием целей обработки, предполагаемыми источниками получения персональных данных, способами ее получения, последствиями отказа работников от дачи согласия на ее получение;
• принять локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обработки персональных данных работников и связанные с этим права работников;
• осуществлять надлежащую охрану полученных данных;
• указать работников, ответственных за обработку персональных данных в данном локальном нормативном акте.
Следовательно, если на предприятии впервые вводится система видеонаблюдения, потребуется внесение соответствующих изменений в положение о персональных данных. Указанное справедливо и в случае осуществления видеонаблюдения силами частной охранной организации.
Срок хранения записей системы видеонаблюдения
Действующим законодательством РФ не установлено специальных требований к сроку хранения самих по себе записей системы видеонаблюдения.
Статья 5 закона «О персональных данных», однако, устанавливает применительно к персональным данным, что они должны храниться не более срока, необходимого для выполнения целей обработки (подразумевается, что после выполнения таких целей все персональные данные будут автоматически уничтожены).
Соответственно, в случае обработки персональных данных работника срок хранения таких данных ограничен периодом действия трудового договора: с увольнением соответствующего работника прекращает существовать цель обработки его персональных данных работодателем (за исключением случаев необходимости использования данных в судебном разбирательстве про-
тив такого работника).
Отметим, однако, что работник, скорее всего, не сможет эффективно отследить факт такого уничтожения. Тем не менее права работника в отношении его персональных данных не прекращаются с прекращением трудовых отношений. То есть, в случае если по каким-либо причинам, пусть и не зависящим от работодателя, после прекращения трудовых отношений с работником персональные данные последнего не будут уничтожены, а в последующем будет допущена их утечка, для работодателя наступает риск привлечения к ответственности (административной и гражданско-правовой).
Возможная ответственность
Говоря о мерах ответственности в рассматриваемом случае, мы главным образом подразумеваем административную и гражданско-правовую ответственность.
Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных в ст. 13.11 —штраф для граждан в размере от 300 до 500 руб.; должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб., который может быть наложен по итогам проверки Роскомнадзором соблюдения законодательства о персональных данных.
В свою очередь, ч. 2 ст. 24 закона «О персональных данных» налагает обязанность возместить причиненный ущерб (включая моральный вред) лицу, пострадавшему в результате разглашения персональных данных, в нарушение положений данного закона по иску такого лица. Доказыванию в данном случае подлежат обстоятельства, установленные ст. 151 Гражданского кодекса РФ.
Скрытое видеонаблюдение
Отдельно следует рассмотреть вопрос организации скрытого видеонаблюдения. Данный вид наблюдения представляет собой форму получения информации с помощью устройств, предназначенных для ее негласного получения. Осуществление такого наблюдения в принципе запрещено физическим и юридическим лицам в соответствии с ч. 6 ст. 6 закона «Об оперативной и розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
Кроме того, ст. 138.1 Уголовного кодекса РФ воспрещает приобретение и использование устройств, предназначенных для негласного получения информации под страхом лишения свободы сроком до 4 лет.
Таким образом, даже неофициальное использование скрытого видеонаблюдения несет в себе риск применения достаточно жестких санкций.
Заключение
Итак, действующее российское законодательство в принципе позволяет осуществлять видеонаблюдение без необходимости получения какой-либо разрешительной документации.
В то же время обработка материалов системы видеонаблюдения прочно связана с обработкой персональных данных, охрана которых обеспечивается законом «О персональных данных».
Соответственно, для целей обработки персональных данных работодателю необходимо соблюдать требования Трудового кодекса, закона «О персональных данных» и иных нормативных источников.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию