Незаконная продажа товаров, ответственность

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к ст. 14.2 КоАП

1. Объект правонарушения – общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

С точки зрения оборотоспособности все объекты делятся на три группы: объекты полностью оборотоспособные, объекты, изъятые из оборота, и объекты ограниченной оборотоспособности. В особую группу выделены земля и другие природные ресурсы.

В ст. 129 ГК РФ установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Изъятые из оборота объекты должны быть прямо указаны в законе. В настоящее время применяется Указ Президента от 22 февраля 1992 г. N 179 “О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена”, который содержит ограниченное число видов продукции (работ, услуг), имеющих в основном оборонное значение и связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан. Так, в данный Перечень входят: драгоценные камни и изделия из них, стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества и др. Кроме того, отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена, устанавливаются федеральными законами (см., например, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”).

Объекты с ограниченной оборотоспособностью могут принадлежать определенным участникам оборота (см., например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии”) либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (см., например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”). Такие объекты, характер и объем их ограничений определяются соответствующими нормативными актами.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях – незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Примером применения комментируемой статьи является достаточно распространенная ситуация – продажа пива несовершеннолетнему лицу, которая не допускается в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”.

3. Субъекты данного правонарушения – граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Судебная практика по статье 14.2 КоАП

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Ихтинской Лидии Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 в Советском судебном районе Воронежской области от 11.10.2017 N 5-517/17 и постановление заместителя председателя Воронежского областного суда от 18.05.2018 N 4А-236, состоявшиеся в отношении Ихтинской Лидии Владимировны (далее – Ихтинская Л.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 14.2. КоАП РФ. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Ст 14.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2019 года

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к статье 14.2. КоАП РФ:

1. Цель статьи – административно-правовыми методами обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, а также интересов государства в сфере торговли.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Оно посягает на права и законные интересы государства и его монополию в этой сфере; угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.

По смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно обороноспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.

Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно обороноспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 “О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена”. В перечень таких видов входят: вооружения, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

Читайте также:  Ходатайство на УДО: образец

3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю. См. по данному вопросу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (с изм. и доп.). Необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

4. С субъективной стороны данное правонарушение совершается с прямым умыслом.

5. Субъектами ответственности по данной статье являются индивидуальные предприниматели, юридические лица (организации-производители, организации оптовой и розничной торговли, независимо от их организационно-правовой формы).

К административной ответственности привлекаются также руководители и другие работники указанных организаций, на которых возложены обязанности по соблюдению законодательства, запрещающего продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, а также граждане.

6. Под действие норм данной статьи не подпадают случаи незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если административная ответственность за них установлена другими статьями Кодекса, например ст. ст. 14.16, 20.8.

7. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а при необходимости назначения конфискации – судьями (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

В СИЗО день за полтора или день за два: статья 72 УК РФ

Содержание статьи
    1. День за полтора или день за два — новый закон о сроках содержания в СИЗО
    2. Как учитывается время, проведенное в изоляторе
    3. Кого поправки не коснутся
    4. Домашний арест засчитают в лишение свободы по-новому
    5. Пересмотр приговоров
        1. Процессуальная процедура, которая необходима перед тем, как осужденному зачтут нахождение в СИЗО.
    6. Ходатайство о зачете времени содержания под стражей

В 2018 году в статью Уголовного Кодекса РФ о зачете сроков были внесены поправки, коснувшиеся того, как считается срок в СИЗО при последующем отбывании наказания в местах лишения свободы. Изменения влияют на положение не только подследственных, но и лиц, чей срок наказания истек полностью или частично.

День за полтора или день за два — новый закон о сроках содержания в СИЗО

Содержание под стражей, в СИЗО — самая строгая мера пресечения в уголовном процессуальном законодательстве. Она применяется в крайнем случае, когда нельзя применить залог или домашний арест. Назначается подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, влекущего не менее трех лет лишения свободы, согласно ст. 108 Уголовного процессуального кодекса.

Сроки содержания в СИЗО прописаны в ст 109 УПК РФ. Они не должны превышать двух месяцев, но если этого времени недостаточно для проведения предварительного следствия, то срок может быть повышен до полугода. Продлить срок до года могут только по инициативе следователя и дознавателя с согласия прокурора. Полтора года содержание в СИЗО может длиться лишь по ходатайству следователя в отношении того, кто подозревается или обвиняется в особо тяжком преступлении. По истечении 18 месяцев подследственный должен быть немедленно освобожден.

Учитывая указанные сроки, а также условия содержания в следственном изоляторе, которые являются более жесткими, чем в колонии общего режима, законодатель принял поправки о зачете срока нахождения в СИЗО в срок пребывания в колонии. Ранее зачет проходил на следующих условиях: день содержания под стражей эквивалентен одному дню лишения свободы. Поправками были предусмотрены для некоторых заключенных новые правила: день за два или день за полтора.

Как учитывается время, проведенное в изоляторе

С учетом изменений, время, проведенное в изоляторе, учитывается так:

  • для лиц, отбывающих наказание в колонии-поселении зачет происходит по формуле «день в СИЗО за два дня в колонии»;
  • для отбывающих наказание в колонии общего режима действует формула «день за полтора»;
  • для заключенных, находящихся в колониях строгого или особого режима, правила остались неизменными.

Если имел место перевод, например, из колонии общего режима в колонию-поселение, то зачет производится следующим образом: день за полтора в пределах срока, отбытого в ИК общего режима, день за два с момента перевода и до окончания срока лишения свободы.

Законодатель не разъясняет, производится ли зачет сроков за период, когда осужденный пребывал в следственном изоляторе после вынесения приговора вследствие обострения хронической болезни, необходимости допросить его в качестве свидетели и по ряду иных причин.

Кого поправки не коснутся

Поправки не коснутся тех, кто помещен в колонии строгого режима. Но части 3.2 и 3.3 рассматриваемой статьи содержат отдельные замечания о том, что зачет по формуле один к одному производится для осужденных:

Такие уточнения делаются с учетом того, что женщины не могут быть помещены в учреждения строгого и особого режима и с этой точки зрения ограничений в действии поправок для них не существует. Но если женщина была осуждена при наличии одного из изложенных выше обстоятельств, к ней также будет применяться ограничения.

Домашний арест засчитают в лишение свободы по-новому

Одновременно со смягчением условий для лиц, содержавшихся в изоляторе, законодатель ужесточает условия исчисления и зачета сроков для тех, кто до вынесения приговора находился под домашним арестом. Ранее к обоим случаям применялась одна формула зачета: «день за день». Согласно ч. 3.4 ст. 72 УК РФ, теперь два дня домашнего ареста будут приравнены к одному дню лишения свободы вне зависимости от вида исправительного учреждения.

Пересмотр приговоров

Из содержания ст. 10 УК РФ следует, что норма, ухудшающая положение лица, не имеет обратной силы, в отличие от той, которая это положение улучшает. Норма, применение которой влечет снижение срока отбывания наказания, безусловно, относится ко второй группе. Значит, лица, отправленные отбывать наказание в колонии-поселения или в колонии общего режима могут претендовать на уменьшение срока, назначенного приговором, который вступил в законную силу до даты внесения поправок.

Изменения датируются 14 июля 2018 года, поэтому в отношении лиц, которым был определен домашний арест до вынесения приговора, который вступил в силу ранее указанной даты, зачет будет произведен по формуле «дин к одному». Такие приговоры пересмотрены не будут.

Процессуальная процедура, которая необходима перед тем, как осужденному зачтут нахождение в СИЗО.

Вопрос зачета нахождения в СИЗО в срок отбывания наказания решается администрацией колонии. Колониям-поселениям на это отводилось три месяца, колониям общего режима полгода, с момента вступления нового закона в силу.

Обратите внимание! Сотрудники выявляют лиц, в отношении которых возможен пересчет, и направляют мотивированное представление в суд.

Ходатайство о зачете времени содержания под стражей

Подать соответствующее ходатайство может и сам осужденный, в суд, вынесший приговор, или в суд по месту отбывания наказания.

Когда лицо уже отбыло наказание с зачетом сроков по старым правилам целесообразно воспользоваться возможностью подать ходатайство о пересчете срока наказания с учетом новых правил, в течение некоторого времени после отбытия наказания гражданин будет иметь непогашенную судимость. В соответствии с п. в, г ч. 2 статьи 86 УК РФ, она погашается по истечении трех и восьми лет с момента отбытия наказания в отношении лиц, лишенных свободы за преступления средней тяжести и тяжкие соответственно. Сокращение срока отбытия наказания влияет на сокращение срока погашения судимости.

Обратите внимание! Чтобы подать ходатайство, заключенному нужно передать его как обычное письмо через администрацию колонии, которая самостоятельно направит его подсудности.

Являться в судебное заседание осужденному не нужно — будет установлена видеоконференцсвязь с колонией.

В удовлетворении ходатайства могут отказать. Такое решение обжалуется в десятидневный срок с момента получения копии решения.

Утвержден новый порядок контроля за находящимися под домашним арестом

С 15 сентября вступит в силу новый «Порядок осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог», утвержденный совместным Приказом Минюста, МВД, Следственного комитета и ФСБ от 31 августа 2020 г. № 189/603/87/371 (опубликован 4 сентября).

Первый раздел документа посвящен общим положениям, во втором регулируется подготовка документов, необходимых для осуществления контроля. Непосредственно контролю посвящен третий раздел.

В п. 12 Порядка закреплено, что должно разъяснить должностное лицо инспекции в первой беседе с подозреваемым или обвиняемым. В частности, необходимо сообщить о возможности применения технических средств при осуществлении контроля за соблюдением подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, возложенных судом запретов.

Согласно п. 13 беседа с несовершеннолетним лицом, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, проводится в присутствии его законных представителей, а при их отсутствии – педагога или психолога.

В п. 18 отражены полномочия уголовно-исполнительной инспекции. К примеру, не реже двух раз в неделю она проводит проверки в то время, когда подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, запрещено выходить из дома (при применении технических средств контроля – не реже одного раза в неделю).

В соответствии с п. 23 решение о применении технических средств контроля оформляется постановлением начальника инспекции. При этом подозреваемому или обвиняемому разъясняется ответственность за порчу оборудования, а при применении электронного браслета выдается памятка о мерах безопасности и правилах его эксплуатации. Решение об отмене использования, замене и (или) изъятии технических средств контроля также принимается начальником инспекции, но оформляется уже мотивированным постановлением (п. 25).

Раздел IV регулирует проведение проверки по фактам выявленных нарушений условий исполнения мер пресечения после назначения судебного разбирательства. В следующем разделе затрагивается организация доставки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избран домашний арест, в органы дознания, следственные органы и в суд. Согласно п. 33 в этом случае используется транспорт инспекции или территориального органа ФСИН.

В разд. VI урегулировано снятие подозреваемого или обвиняемого с учета, а в разд. VII – вопросы, связанные с личным делом подозреваемого, обвиняемого. Большая часть объемного документа посвящена рекомендуемым формам различных документов (извещения, личного дела, подписки и др.).

Комментируя документ «АГ», советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян отметил, что данный приказ заменил собой совместный Приказ от 10 февраля 2016 г. «Об утверждении порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов или ограничений». Нынешний акт касается не только домашнего ареста, но и меры пресечения в виде залога и запрета совершения определенных действий, которая была введена Законом от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ, заметил эксперт.

«Новый приказ усиливает контроль со стороны уголовно-исполнительных инспекций за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения, подробно прописывает процедуру осуществления контроля, полномочия должностных лиц и обязанности подозреваемых, обвиняемых», – указал Нвер Гаспарян. При этом, добавил он, предусматривается частое использование технических средств контроля, а при выявлении нарушений назначается проверка, по результатам которой возможно инициирование вопроса об изменении меры пресечения на более суровую.

«Для стороны защиты приказ представляет собой возможность проверить соблюдение сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции достаточно подробных предписаний приказа, чтобы попытаться признать предусмотренную процедуру нарушенной», – отметил советник ФПА.

Адвокат АК «Судебный адвокат» Валерий Саркисов положительно оценил новый приказ. Во-первых, пояснил эксперт, он приводит действующее правовое регулирование в соответствие с новеллами УПК: «Утративший силу Порядок, принятый в 2016 г., регламентировал отношения, связанные исключительно с исполнением домашнего ареста. Новый приказ регулирует организационные отношения не только в части домашнего ареста, но и по исполнению запрета определенных действий и залога».

Читайте также:  Отбывание исправительных работ

Во-вторых, устраняются некоторые пробелы, которые ранее, по словам адвоката, на практике могли привести как к организационным сложностям для органов предварительного расследования, так и к формальным ограничениям в реализации права на защиту. «Например, регламентирована возможность информирования уголовно-исполнительной инспекции о предстоящем судебном рассмотрении ходатайства следователя об избрании меры пресечения посредством телефонной связи, установлена необходимость информирования инспекции следователем в части сообщения контактных данных защитника», – пояснил Валерий Саркисов.

Новые правила контроля домашнего ареста

Ничто не стоит на месте, в том числе и российское законодательство. К счастью, во многих аспектах оно становится более гуманным: строгие меры пресечения зачастую заменяются более мягкими.

В этом отношении показателен пример домашнего ареста. Эта мера для России не нова, но сегодня она обретает все большее распространение. В текущем году были удовлетворены тысячи ходатайств подследственных об изменении традиционного предварительного заключения на домашний арест. А иногда и суды самостоятельно принимают решения о содержании нарушителей дома, несмотря на усилия следственных органов, требующих заключения под стражу.

Изменения в практике домашних арестов

Несмотря на то, что практика домашних арестов была в РФ достаточно наработанной, назрела необходимость в ее пересмотре. С 15 сентября 2020 года вступили в силу новые правила контроля «диванных арестантов». Теперь они регламентируются совместным приказом Минюста, Следственного комитета, МВД и ФСБ от того же числа.

Полномочия сотрудников ФСИН стали более жестко регламентированными, а права лиц, находящихся под домашним арестом, несколько расширились.

При ближайшем рассмотрении наиболее явные изменения выглядят следующим образом:

  • Сотрудникам ФСИН запрещено посещать «диванных арестантов» по ночам. Теперь инспекторы не имеют права поднимать арестованного с постели в ночное время.
  • Арестант имеет право обжаловать действия сотрудников ФСИН. Собственно, такое право существовало всегда, но теперь стало проще выявить «перегибы» со стороны инспекторов (в частности, «притягивание за уши» надуманных нарушений).
  • Памятка стала более подробной. В ней более четко прописаны последствия нарушения правил домашнего ареста и порчи контролирующих устройств.

Контролирующие устройства, как правило, представляют собой пару из стационарного и мобильного (реже – двух мобильных) гаджетов. Стационарное устройство устанавливается в помещении, где содержится арестованный. Мобильное же (в виде браслета) надевается ему на ногу (или на руку). Если арестант удаляется на расстояние свыше 100 м от стационарного устройства, в контролирующие органы поступает сигнал.

Последствия такого сигнала могут быть самыми разнообразными – от штрафа до изменения меры пресечения на более жесткую (заключение под стражу) – но неизменно неприятными для объекта контроля.

В памятке даются рекомендации по ношению браслета (его рекомендуют носить на носок, а не на голое тело). Запрещается использовать контролирующие устройства в каких-либо своих целях, снимать (срезать) браслеты, каким-либо образом их портить и так далее. За сломанный браслет «диванный» арестант в 99% случаев превращается в обычного и уплачивает достаточно внушительный штраф.

Если вы хотите более подробно ознакомиться с ныне действующими правилами домашнего ареста, рекомендуем прочитать статью 107 УПК РФ, с комментариями 2020 года.

Альтернативные меры пресечения

Все, что касается мер пресечения, существующих на данный момент, описано в Главе 13 УПК РФ. В 2018 г. там появилась новая Статья 105.1. «Запрет определенных действий». Это явный признак гуманизации нашего законодательства.

В соответствии с этой статьей, суд может назначить для подследственного определенный набор запретов. Эта мера гораздо мягче, чем вышеупомянутый домашний арест. Подследственному не запрещают выходить из дому тотально: ему нельзя лишь совершать некие оговоренные в постановлении действия.

Это может быть запрет на:

  • выход из дома в определенное время (например, поздним вечером или ночью);
  • посещение каких-либо мероприятий или конкретных мест;
  • личное общение с конкретными лицами;
  • использование средств связи (в том числе интернета);
  • управление транспортным средством и так далее.

Контролировать соблюдение запретов весьма затруднительно. Например, как можно реально запретить человеку использовать чужой гаджет для выхода в интернет? Или кто может определить, встречался ли этот человек с конкретным лицом?

Кстати, проблема контроля по-прежнему остается актуальной и для домашних арестантов. Пока эти вопросы полностью не урегулированы – нет технических возможностей для подобного контроля.

Несмотря на призрачность возможности контроля, лояльные меры пресечения на территории РФ применяются все чаще, что ярко свидетельствует о гуманизации общества.

Домашний арест. Что это?

Понятие домашнего ареста

С 2011г. в российском законодательстве появилось такое понятие, как домашний арест. В соответствии с действующим законодательством, домашний арест – мера пресечения, которая избирается судом в отношении подозреваемого/обвиняемого в совершении преступления и заключается в нахождении подозреваемого/обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает с возложением ограничений и запретов и осуществлением контроля.

Основания для домашнего ареста

К общим основаниям можно отнести:

  • возбуждение уголовного дела;
  • предъявление обвинения лицу в совершении преступления.

К специальным основаниям можно отнести обоснованные предположения, что обвиняемый/подозреваемый может воспрепятствовать производству по уголовному делу:

  • скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  • может продолжить заниматься преступной деятельностью;
  • может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Кроме того, следователь при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста обязан принять во внимание целый ряд обстоятельств:

  • тяжесть предъявленного обвинения, количество преступных эпизодов;
  • личность подозреваемого/обвиняемого (наличие судимостей, рецидива, антисоциальные установки личности, свойства характера обвиняемого);
  • возраст обвиняемого (снисхождения требуют несовершеннолетние лица, а также женщины старше 55-ти лет и мужчины старше 60-ти лет);
  • состояние здоровья обвиняемого (наличие инвалидности и хронических болезней, требующих постоянной медицинской помощи);
  • семейное положение обвиняемого (женат ли он, проживает ли с семьёй, есть ли в семье несовершеннолетние дети, престарелые родители, иные иждивенцы, материальное положение семьи);
  • род занятий обвиняемого (постоянное место работы или иное постоянное занятие);
  • наличие у подозреваемого/обвиняемого постоянного места жительства, регистрации по месту жительства, собственность на жильё;
  • деятельное раскаяние обвиняемого.

Порядок избрания меры пресечения в виде домашнего ареста

Домашний арест в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу по ходатайству участников судебного разбирательства или по инициативе суда. Только суд правомочен принять решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста. В большинстве случаев домашний арест избирается судом при отказе в удовлетворении ходатайства следователя о заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей. При наличии оснований для избрания меры пресечения в виде домашнего ареста следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании в отношении подозреваемого/обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста. Суд, рассмотрев данное ходатайство, удовлетворяет его или отказывает в его удовлетворении. В случае удовлетворения ходатайства домашний арест избирается на срок до двух месяцев, однако в последующем может быть продлён судом на основании ходатайства органа, осуществляющего расследование уголовного дела. Максимальный срок домашнего ареста составляет 1 год 6 месяцев. В постановлении суда указывается места, где следует находиться подозреваемому/обвиняемому под домашним арестом, а также установленные для него запреты и ограничения. Постановление суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста подлежит немедленному исполнению. Постановление суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста может быть обжаловано в течение трёх суток со дня его вынесения.

Место нахождения подозреваемого/обвиняемого при домашнем аресте

Суд определяет подозреваемому/обвиняемому место «отбывания» домашнего ареста – жилое помещение, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях.
С учётом состояния здоровья подозреваемого/обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Ограничения и запреты при домашнем аресте

Существуют следующие виды ограничений и запретов при домашнем аресте:

  • выход за пределы жилого помещения, в котором подозреваемый/обвиняемый проживает (суд может разрешить покидать жилое помещение, например, для прогулки в определённое время);
  • общение с определёнными лицами (например, со свидетелями, потерпевшими по уголовному делу);
  • отправка и получение почтово-телеграфных отправлений, за исключением использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб при возникновении чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, следователем;
  • использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечисленные запреты и ограничения являются исчерпывающими, суд не вправе подвергать подозреваемого/обвиняемого иным запретам и ограничениям.
Судебное постановление о домашнем аресте распространяется только на подозреваемого/обвиняемого и не несёт никаких ограничений для лиц, проживающих с подозреваемым/обвиняемым, или других лиц (родственников, коллег по работе и т.п.).

Образец ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста

В Индустриальный районный суд г. Перми
г. Пермь, 614022, ул. Мира, 17
судье Ивановой А.А.

Сидорова Ивана Ивановича,
21.05.19** года рождения в г. Перми,
проживающего по адресу:
г. Пермь, 614077, ул. Крупской, ** кв. **,
обвиняемого в совершении преступления,
предусмотренного п. “б” ч. 4 ст. 158 УК РФ
по уголовному делу № 11701570052000***

05.02.2018г. в ОРПОТ Индустриального СУ УМВД России по г. Перми возбуждено уголовное дело № 11701570052000*** по факту хищения денежных средств на общую сумму 10.000.000,00 рублей, принадлежащих ООО «******», дистанционным способом, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, по признакам преступления, предусмотренного п. “б” ч. 4 ст. 158 УК РФ.
06.02.2018г. мне предъявлено обвинение по п. “б” ч. 4 ст. 158 УК РФ.
Следователь ходатайствует об избрании в отношении меня меры пресечения в виде заключения под стражу.
С данным ходатайством я не согласен по следующим основаниям.
Личность моя установлена. Я не судим. Прошёл военную службу по призыву в ВС РФ. Имею постоянное место жительства/регистрацию в г. Перми. Женат. Имею высшее экономическое образование. Работаю специалистом в банке. По месту жительства и работы характеризуюсь положительно. Вину признал частично. Препятствовать производству по уголовному делу, либо скрываться от органов предварительного следствия и суда я не намерен.
Принимая во внимание расследуемые по делу обстоятельства, настоящую стадию расследования уголовного дела, данные о моей личности, моё семейное положение и условия проживания, полагаю, что избрание меры пресечения мне в виде домашнего ареста не может отрицательно повлиять на надлежащий ход расследования уголовного дела. В отношении меня возможно избрать меру пресечения в виде домашнего ареста, подвергнув меня ограничениям и запретам.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 107 УПК РФ, Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2013г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012г. № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций»,

В удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении меня отказать.
Избрать в отношении меня меру пресечения в виде домашнего ареста с нахождением по адресу: г. Пермь, ул. Крупской, ** кв. **.
Установить срок нахождения мне под домашним арестом до **.**.2018г.
Установить для меня следующие ограничения и запреты: покидать и менять фактическое место жительства; получать и отправлять корреспонденцию, в том числе письма, телеграммы, посылки и электронные послания; вести переговоры с использованием любых средств связи, включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», за исключением использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, следователем, защитником.
Разрешить мне ежедневные прогулки с 16.00-18.00 часов.
Возложить осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений и запретов на ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю.

Приложения:
-справка о составе семьи обвиняемого;
-копия свидетельства о праве собственности на квартиру;
-согласие собственника на проживание в квартире обвиняемого, находящегося под домашним арестом;
-копия военного билета обвиняемого;
-копия диплома об образовании обвиняемого;
-копия свидетельства о регистрации брака обвиняемого;
-учебная, бытовая, производственная характеристики обвиняемого.

Подпись: (И.И. Сидоров)
Дата: 07.02.2018г.

Осуществление контроля

Контроль за нахождением подозреваемого/обвиняемого в месте домашнего ареста осуществляет уголовно-исполнительная инспекция. На практике в отношении подозреваемого/обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде домашнего ареста, применяется электронный браслет, который крепится на ногу, незаметен для окружающих и позволяет отследить местонахождение подозреваемого/обвиняемого. С электронного браслета непрерывно круглосуточно передаётся сигнал на стационарное контрольное устройство, внешне похожее на телефон, которое устанавливается по месту жительства подозреваемого/обвиняемого.
В органы дознания, предварительного следствия и в суд подозреваемый/обвиняемый доставляется транспортом контролирующего органа.
Встречи подозреваемого/обвиняемого, находящегося под домашним арестом, с защитником, законным представителем, нотариусом проходят в месте домашнего ареста.
В случае нарушения подозреваемым/обвиняемым, условий исполнения домашнего ареста суд может изменить эту меру пресечения на более строгую.

Читайте также:  Как правильно оформить жалобу на судебного пристава

Новые правила зачёта времени содержания под домашним арестом

В силу ФЗ от 03.07.2018г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в ст. 72 УК РФ», время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы (прежде день за день). Новые правила распространяются на тех, кто уже отбывает наказание. Сроки наказания им будут пересчитаны.

Если Вам требуется адвокат по уголовным делам в Перми и Пермском крае – то Вы точно пришли по адресу. Уголовные дела являются моей ключевой специализацией.

Домашний арест как мера пресечения

Последнее обновление – Июль 2020

Законодатель определил ряд мер, чтобы расследованию преступлений не создавалось препятствий. Одна из них представлена в виде домашнего ареста привлекаемых к ответственности лиц. Положения, особенности, относящиеся к понятию и правилам его избрания, прописаны в статье 107 УПК РФ.

Что такое домашний арест

Домашний арест – мера принуждения в уголовном процессе, призванная обеспечить предупреждение вероятных помех выяснению истины по уголовному делу. Это одна из наиболее суровых мер пресечения. Ее выбор обусловлен невозможностью применения более гуманной меры, к примеру, залога или подписки о невыезде.

Домашний арест – изоляция от общества подозреваемого/обвиняемого в жилище, где он пребывает на любых правовых основаниях постоянно (в собственном, арендуемом жилище и пр.).

При условии, что он нуждается в стационарном лечении, его могут изолировать в медицинском учреждении. На арестованного также возлагается ряд запретов.

Контролирующие органы

Соблюдение условий и наложенных запретов контролируется специализированным государственным органом – Уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ) района, где находится жилище обвиняемого – место ареста.

При необходимости контроль происходит во взаимодействии с другими органами правоохраны и организациями – полицией, Следственным комитетом, учреждениями, оказывающими медицинскую помощь и иными.

Правила зачета в срок наказания

Надо понимать, что домашний арест является мерой пресечения, а не наказанием. Но все же время, проведенное под домашним арестом, впоследствии включается в срок наказания, которое будет назначено приговором.

То есть фактически начало отбывания наказания связано с началом течения срока домашнего ареста. Но этот зачет происходит по определенным правилам – один день лишения свободы это два дня нахождения под домашним арестом.

Такое исчисление стало действовать с июля 2018. Раньше применялся принцип «один к одному».

Каким образом избирается домашний арест

Домашний арест избирает только суд по итогам рассмотрения ходатайства следователя или дознавателя, расследующего преступление.

При этом вопрос о его применении может быть рассмотрен в любой стадии уголовного судопроизводства, то есть как в ходе следствия, так и в процессе рассмотрения судом уголовного дела.

Условия применения

Для того, чтобы домашний арест возможно было применить, по ст. 97 УПК РФ необходимо:

  1. Уголовное дело, где у человека имеется статус подозреваемого или обвиняемого.
  2. Наличие данных, дающих основания сделать вывод о том, что обвиняемый или подозреваемый:
    • будет воздействовать на свидетелей и очевидцев, может избавиться от доказательств или еще каким-либо способом помешает производству по делу;
    • будет и дальше совершать преступления;
    • может скрыться.

Помимо указанных, обязательно по ст. 99 УПК РФ принимаются во внимание и другие обстоятельства:

  1. Тяжесть содеянного преступления.
  2. Сведения о личности, возраст подозреваемого/обвиняемого.
  3. Состояние его здоровья, имеет ли он семью, чем занимается.
  4. Прочие обстоятельства, к примеру, поведение, отношение к содеянному и т. д.

Постановление суда

По итогам рассмотрения ходатайства о домашнем аресте, судом выносится постановление. В нем обязательно описываются условия исполнения, среди них:

  • жилое помещение, в котором будет пребывать подозреваемый/обвиняемый;
  • длительность пребывания под арестом;
  • варианты, как надлежит связываться со следователем, дознавателем и УИИ;
  • запреты, возлагаемые на арестованного.

Длительность домашнего ареста

Если суд сочтет ходатайство о домашнем аресте подлежащим удовлетворению, он может продлиться до 2 месяцев, которые отсчитываются с вынесения постановления.

Максимальные сроки продления

Если расследование невозможно завершить за этот период, домашний арест может продляться также судом в определенном ст. 109 УПК РФ порядке:

0,5 года

До полугода по делам о любых преступлениях.

1 год

До года для обвиняемых в тяжких и особо тяжких деяниях, если расследование особо сложное.

1,5 года

До 1,5 лет в исключительных ситуациях для обвиняемых в особо тяжких преступлениях.

Период, в который лицо было заключено под стражу в СИЗО (следственном изоляторе), входит в срок домашнего ареста. Это означает, что если человек первоначально находился под стражей, а впоследствии эта мера пресечения ему была заменена на домашний арест или наоборот, совокупная их длительность также не может составлять дольше этих пределов. При этом 1 день под стражей учитывают как 2 дня домашнего ареста (ч. 3.4 ст. 72 УК РФ).

Продление домашнего ареста свыше 1,5 лет не допускается. По его истечению обвиняемый незамедлительно освобождается кроме ситуаций, в которых продление срока необходимо:

  1. Для окончания ознакомления обвиняемого с материалами завершенного дела.
  2. Для принятия прокурором (направлять ли дело в суд) или судом (принимать ли к производству) решения по делу.
  3. Для разрешения вышестоящим прокурором или судом жалобы на возврат оконченного дела в орган расследования, если нижестоящий прокурор или суд не посчитает возможным направлять или рассматривать дело.

Основания для продления

Основания для продления срока домашнего ареста такие же, как условия его избрания. Только суды, первоначально назначившие эту меру пресечения, более внимательно и тщательно должны оценивать исключительную надобность ее продления и вероятность применить другую менее ограничивающую в правах меру.

Отказ в удовлетворении ходатайства

Если суд посчитает основания, приведенные в постановлении о возбуждении ходатайства, приложенные к нему материалы и исследованные обстоятельства не достаточными для домашнего ареста, он отказывает в его удовлетворении. В таком случае судья при наличии оснований может сам применить другую меру в виде:

  1. Запрета определенных действий.
  2. Залога.

Отмена и изменение домашнего ареста

Общие правила для отмены или изменения избранной меры пресечения прописаны в ст. 110 УПК РФ. Из них основные:

  • отмена при отсутствии дальнейшей надобности;
  • изменение на более строгую или более мягкую – при обстоятельствах, описанных в вышеприведенных статьях 97, 99 УПК РФ.

Домашний арест отменяется на основании соответствующего постановления следователя, дознавателя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Более строгая мера пресечения по отношению к домашнему аресту – только заключение под стражу.

Изменение на эту меру может происходить также исключительно по постановлению суда по ходатайству следователя или дознавателя (в период расследования) или УИИ (во время судебного рассмотрения). Такое решение может быть принято в следующих обстоятельствах:

  1. Несоблюдения условий домашнего ареста.
  2. Несогласия с применением тех. средств контроля.
  3. Умышленного их повреждения, уничтожения, нарушения целостности.
  4. Совершения действий, приводящих к нарушению нормальной работы оборудования.

Запреты при домашнем аресте

Исходя из сути домашнего ареста, подозреваемому или обвиняемому запрещено покидать пределы жилья, которое определено судом как место исполнения этой меры пресечения. Суд при назначении приводит список некоторых ситуаций, в которых:

  • арестованный может выходить из дома (гулять, учиться, работать и пр.), время, когда он может это делать;
  • покидать место домашнего ареста категорически запрещено, к примеру, ночью.

Исчерпывающий перечень прочих запретов для лица, подвергнутого домашнему аресту, перечислен в пунктах 3-5 части 6 ст. 105.1 УПК РФ. Они могут применяться как сразу все, так и некоторые.

Человеку под домашним арестом могут запретить:

  1. Общаться с определенными лицами. Суд указывает сведения, позволяющие определить этих лиц.
  2. Отправлять и получать почтово-телеграфные отправления.
  3. Пользоваться средствами связи и сетью «Интернет». Возлагая такой запрет, суд также указывает ситуации, когда пользоваться ими разрешается, к примеру, при дистанционном обучении для приема-передачи информации.
  4. Просить о расширении разрешенных действий, снятии некоторых из запрещенных, возможно и вполне перспективно, если ранее наложенные ограничения беспрекословно соблюдались, при рассмотрении судом ходатайства о продлении срока домашнего ареста.

Что не может быть запрещено?

Лицо, к которому применен домашний арест, не имеют права ограничить в том, чтобы воспользоваться телефонной связью:

  1. Для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, если происходит чрезвычайная ситуация.
  2. Для связи с контролирующим органом, лицом, расследующим дело.

О каждом таком звонке нужно сообщать в УИИ.

Как контролируется исполнение домашнего ареста

Порядок контроля за подозреваемыми и обвиняемыми, подвергнутыми домашнему аресту, утвержден совместным приказом правоохранительных органов и Минюста от 11.02.2016 года. Постановление суда о домашнем аресте незамедлительно направляется в подразделение УИИ по месту, где он будет исполняться.

Получив это постановление УИИ сразу же приступает к контролю за тем, чтобы арестованный находился в установленном ему месте и соблюдал запреты.

Начало контроля

При посещении лица под домашним арестом, уполномоченные сотрудники УИИ проверяют у него документы, наличие паспорта (если он есть, его впоследствии изымает миграционная служба или следователь/дознаватель) и составляют на него анкету. В ходе первичной беседы разъясняются:

  • условия домашнего ареста;
  • возможность изменения ограничений домашнего ареста на более строгую меру пресечения при нарушениях или на более мягкую;
  • право Инспекции беспрепятственно проводить проверки в любое время суток, за исключением ночного и не реже 2 раз в неделю;
  • возможность применения технических средств контроля.

Средства контроля

Для осуществления контроля Инспекцией может приниматься решение о применении технических средств контроля (аудиовизуальных, электронных и иных), оформляемое постановлением руководителя инспекции.

Если это произойдет, человеку под домашним арестом разъясняют ответственность в случае повреждения оборудования, ему передается памятка о мерах безопасности и правилах его эксплуатации, составляется акт приема-передачи устройств.

Перечень и правила использования этих устройств установлены Постановлением Правительства РФ № 134 от 18.02.2013.

Средства персонального контроля
  • Электронный браслет, устанавливаемый на теле. Он предназначен для долговременного ношения (больше 3 месяцев) и имеет защиту от повреждений.
  • Стационарное (устанавливается в жилище – месте домашнего ареста) и мобильное (идет вместе с браслетом) контрольные устройства. Они принимают сигналы с браслета.
  • Ретранслятор – устройство, увеличивающее зону приема сигналов электронного браслета на контрольные устройства. Монтируется в помещении, где мера пресечения исполняется.
  • Персональный трекер – прибор, отслеживающий местоположение, устанавливаемый на теле.
Средства аудиовизуального контроля

Их ставят в жилье, определенном судом местом домашнего ареста, исключительно с письменного согласия проживающих вместе с подозреваемым или обвиняемым лиц. Их могут предоставлять и для слежения в период пребывания вне пределов жилища.

Технические средства

Призванные обеспечивать работу приборов дистанционного контроля, сбор и хранение информации с них.

Необходимые средства контроля устанавливаются уполномоченными сотрудниками Уголовно-исполнительной инспекции, исходя из наложенных судом запретов и технической возможности.

Статистика

Статистические данные свидетельствуют, что домашний арест не столь «популярная» мера пресечения по сравнению с заключением под стражу. Безусловно, что следствию, что суду удобней работать с заключенными под стражу обвиняемыми и подсудимыми. Но все-таки число фактов применения тоже достаточно внушительно.

Так, в первом полугодии прошлого года судами рассмотрено 3 771 ходатайство о домашнем аресте, 3 336 признаны обоснованными и удовлетворены. Для сравнения ходатайств об избрании заключения под стражу в качестве меры принуждения рассмотрено 64 126, положительное решение принято по 54 650. Рассмотрено также 14 309 ходатайств о продлении его срока, 13 703 – удовлетворены. Изменение иной ранее примененной меры на домашний арест имело место в 3 267 случаях.

Заключение

Любые ограничения негативно сказываются на жизни человека, к которому они применяются. Однако закон предоставляет различные варианты этих ограничений. Они зависят от многих обстоятельств – характера преступления, поведения лица, в преступление которого расследуется и иных. Домашний арест в этом плане – альтернатива заключению под стражей с его полной изоляцией и отсутствием какой-либо возможности вести привычный образ жизни.

Безусловно, чтобы не допустить нарушения своих прав, предоставленных процессуальным законодательством, пользоваться ими в полной мере любому человеку необходима помощь квалифицированного юриста, специализирующегося на защите по уголовным делам.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию