Наказать охранников магазина

Написать жалобу на охранника в магазине

Не всегда охранники магазинов действуют в рамках своей компетенции. Пользуясь низкой юридической грамотностью граждан, они нарушают их права и пренебрегают нормами действующего законодательства, ссылаясь на наличие соответствующих полномочий. Но охранник магазина – это не сотрудник правоохранительных органов. Он не может обыскать покупателя, забрать его личные вещи или силой удерживать без веских на то оснований. Поэтому, столкнувшись с превышением должностных полномочий или самоуправством, не стоит игнорировать факт нарушения закона. Чтобы добиться увольнения сотрудника или даже получить денежную компенсацию причиненного ущерба, необходимо правильно обжаловать его действия, придерживаясь определенной последовательности в своих действиях.

На что можно пожаловаться

Полномочия работников частных охранных структур ограничены нормами профильного закона N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с его положениями на охранника можно пожаловаться в том случае, если он:

  • совмещает охранную деятельность со службой в государственном органе;
  • носит форму, которую носят полицейские;
  • применил физическую силу во время конфликта с покупателем;
  • без особой необходимости использовал специальное средство или огнестрельное оружие, превысив свои полномочия;
  • причинил тяжкий вред здоровью, нанес физические увечья или травмы посетителю;
  • по собственной инициативе провел досмотр личных вещей покупателя (его сумки, карманов и т. д.);
  • провел несанкционированный обыск;
  • силой удерживал покупателя до приезда полиции без веских на то оснований;
  • грубил, хамил и словесно унижал посетителя и т. д.

Куда обратиться

Если работник, на которого возложена функция охраны, превысил свои полномочия (нагрубил, пытался осмотреть сумку с покупками, требовал паспорт и т. д.), сначала стоит обратиться к его непосредственному руководителю. В зависимости от статуса, это может быть начальник ЧОП (частного охранного предприятия) или руководитель магазина. Но если речь идет о серьезном правонарушении (например, о нанесении телесных повреждений или обыске), следует сразу обратиться в:

  1. Росгвардию (в отделение лицензионно-разрешительной работы). Жалобу лучше подать в свое территориальное подразделение, руководствуясь информацией https://rosgvard.ru/ru/catalog/?categoryId=ff2290c3-51eb-4573-85f5-f9d7e939348b. Если выяснится, что на сотрудников ЧОП систематически поступают жалобы от граждан, которые столкнулись с превышением должностных полномочий, у нее могут отозвать лицензию.
  2. Полицию. Чтобы пресечь нарушение закона, лучше сразу вызвать патруль полиции (например, если сотрудник охранной структуры пытается незаконно осуществить задержание). Впоследствии рекомендуется подать жалобу в территориальное подразделение МВД.
  3. Прокуратуру. Если жалобы в Полицию и Росгвардию не принесли желаемого результата, стоит обратиться в Прокуратуру. Документ можно отправить по почте, лично принести в канцелярию или подать онлайн через интернет-приемную. В частности, чтобы пожаловаться на действия сотрудника охранной структуры в г. Москве, следует заполнить форму по ссылке https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/internet-reception/personal-receptionrequest.
  4. Суд. Если в результате конфликта гражданину был причинен моральный или материальный ущерб, для получения денежного возмещения придется обратиться в суд. Но инициатором судебного рассмотрения может стать Прокуратура, которая на основании заявления потерпевшего решит привлечь охранника к административной или уголовной ответственности. В зависимости от обстоятельств инцидента, покупатель может выступить в суде в роли свидетеля или потерпевшего.

Как действовать

Чтобы наказать охранника, допустившего самоуправство, важно правильно действовать в конфликтной ситуации. Только при таком условии потерпевший сможет зафиксировать факт нарушения и собрать достаточный объем доказательной базы. Если работник охранной структуры совершил или пытается совершить какое-либо незаконное действие, гражданин должен:

  1. Заявить о нарушении закона и своих прав, предупредить о последствиях, и сообщить о своем намерении подать жалобу его руководителю или в надзорный орган.
  2. Вызвать наряд полиции для составления протокола (если речь идет о серьезном правонарушении, например, о нанесении побоев). Такой документ можно будет использовать для последующего обжалования действий нарушителя, так как в нем будут указаны все обстоятельства конфликта.
  3. Обратиться к администратору магазина, чтобы выяснить, кто является начальником сотрудника, который был уличен в превышении своих полномочий. Если он является работником ЧОП, то жалобу сначала необходимо подать его начальнику, а потом в отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии. Если выяснится, что охранник – это работник магазина, пожаловаться на несоблюдение закона можно его директору.
  4. Найти свидетелей, которые смогут подтвердить тот факт, что сотрудник охранной структуры совершил противоправное деяние. Как правило, в их роли выступают другие покупатели. Важно взять у них контактные данные на случай, если их показания потребуются для рассмотрения дела в надзорных органах.
  5. Постараться собрать достаточный объем доказательной базы. Лучше снять весь разговор с охранником на камеру телефона или сделать ее аудиозапись. Даже если в торговой точке установлено видеонаблюдение, нет никакой гарантии, что такая запись будет предоставлена для разбирательства. Если в результате общения с сотрудником магазина гражданин получил травму или увечье, это должно быть зафиксировано в медицинском учреждении (важно снять побои в порядке, предусмотренном действующим законодательством).
  6. Подать жалобу директору магазина (начальнику ЧОП) или в надзорный орган.

Как составить жалобу

Для обжалования действий сотрудника охранной структуры, который совершил противоправный поступок или нарушил права гражданина, потребуется мотивированная жалоба. Такой документ следует составить в письменном виде, указав сведения следующего характера:

  • наименование органа, куда подается обращение (получателем может быт определенное должностное лицо, которое уполномочено рассматривать подобные заявления);
  • контактные и персональные данные заявителя. В тексте документа рекомендуется указать, куда следует направить ответ об итогах рассмотрения дела (например, на электронный адрес);
  • обстоятельства инцидента: когда произошел конфликт, по какому адресу находится торговая точка, как разворачивались события (например, после отказа предъявить содержимое сумки сотрудник вытряхнул все покупки на пол, а потом был вызван наряд полиции);
  • идентификационные данные охранника (при наличии таких сведений);
  • какое противоправное деяние совершил или пытался совершить работник охранной структуры (например, пытался провести личный досмотр, силой удерживал покупателя, требуя вернуть неоплаченный товар и т. д.);
  • ссылки на нормы закона, которые были нарушены. Указание подобной информации не является обязательным условием для принятия жалобы, но это существенно ускорит процесс ее рассмотрения;
  • перечень требований: провести проверку по изложенным фактам и обстоятельствам, привлечь виновное лицо к ответственности, сообщить о результатах рассмотрения.

Чтобы подтвердить обоснованность претензий, гражданин вместе с жалобой может предоставить дополнительные материалы (видеозапись, копию протокола полиции, медицинское заключение и т. д.). Чтобы исключить вероятность утери важной информации, в надзорные органы лучше передавать копии, а не оригиналы документов и материалов

Видео: В Москве охранник магазина избил инвалида

Вопрос-ответ

Вопрос: Постоянно с одним охранником в магазине возникает конфликт: он не пускает с личной сумкой, мотивируя это тем, что я могу украсть товар. На мою просьбу озвучить, какой нормой закона он руководствуется, ответа так и не получила. При этом над камерой хранения висит объявление, что администрация не несет ответственность за украденные вещи. Что делать в такой ситуации?

Ответ: Администрация торговой точки не может «выдумывать» собственные правила для посещения, так как это противоречит нормам Гражданского Кодекса РФ. Поэтому покупатель вправе зайти в торговый зал со своей сумкой. Чтобы урегулировать ситуацию, следует обратиться к администратору. Скорее всего, это личная инициатива охранника, о которой не знает руководство магазина. Если выяснится, что запрет – это решение директора, лучше обратиться в Прокуратуру.

Вопрос: Может ли сотрудник охранной структуры применять физическую силу?

Ответ: Такие действия вполне допустимы, если они необходимы для самообороны или предотвращения преступления. Но это не означает, что можно повалить посетителя на пол, избить и нанести ему серьезные увечья. Подобные действия должны быть адекватны и оправданы.

Вопрос: При выходе из торгового зала сработала сигнализация, и охранник потребовал, чтобы я показала содержимое сумки. Я отказалась, мотивируя это тем, что она для личных вещей, которые я не хочу демонстрировать. Но такой ответ его не удовлетворил, и он якобы нечаянно ее перевернул, высыпав все содержимое на кассовую ленту. Как мне лучше поступить, чтобы наказать этого сотрудника?

Ответ: В данном случае все будет зависеть от наличия доказательств. Если вы не записали процесс общения с работником на телефон, максимум, на что вам стоит рассчитывать – это на свидетельские показания. Даже если в торговой точке ведется видеонаблюдение, вам вряд ли кто-то предоставит запись. Но даже если у вас нет доказательств, лучше обратиться к непосредственному начальнику охранника. Если окажется, что это не первая жалоба на его работу, возможно, заявление будет использовано в качестве основания для его увольнения.

Законодательная база

Чтобы защитить свои права и интересы, гражданин должен руководствоваться такими законодательными актами:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020).
  3. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г. N 3-ФЗ (ред. 06.02.2020).
  4. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. N 2202-1 (ред. от 31.07.2020).
  5. ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.08.2019).

Дежурные юристы

Шлагбаум позволяет ограничить движение автомобилей на определенной территории. Но иногда его установка производится…

Техника безопасности – свод правил, которые регулируют рабочий процесс с целью предотвращения нанесения…

Что охранник по закону имеет право делать, а что нет?

Каждый из нас сталкивается с охранниками практически ежедневно: в офисах, продуктовых магазинах, торговых центрах, банках, театрах и т. д. Как правило, службу по охране таких объектов несут сотрудники частных охранных предприятий (ЧОПов). Их права и обязанности закреплены в профильном законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Но распространяется он только на работников лицензированных ЧОПов, которые носят специальную форму и имеют удостоверения. Если же человек носит бейдж охранника, но магазин нанял его «с улицы», особых полномочий, отличающих его от обычных граждан, он не имеет.

Какие права есть у охранников?

Полномочия частных охранников ограничены обязанностями по охране объектов и имущества, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов, защите жизни и здоровья граждан.

Согласно ст. 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с договором на оказание охранных услуг, сотрудники ЧОПов при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов имеют право:

  • требовать от персонала и посетителей соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов;
  • допускать лиц на объекты с пропускным режимом при предъявлении ими документов, дающих право на вход или выход, въезд или выезд транспортных средств, внос (ввоз) или вынос (вывоз) имущества;
  • осматривать на объектах с пропускным режимом въезжающие или выезжающие транспортные средства;
  • применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в особых случаях, установленных законодательством РФ;
  • оказывать содействие правоохранительным органам.

Может ли охранник магазина потребовать положить вещи в камеру хранения?

Охранники магазина не вправе требовать от посетителей оставить личные вещи в камере хранения или запаковать их в пакет. Также они не могут преграждать вход в магазин, если человек отказывается выполнить подобные требования.

В случае нарушения охраннику следует напомнить, что принуждение клиентов к заключению договора хранения личных вещей в камере хранения магазина является незаконным. Если же он продолжает препятствовать проходу в магазин с личными вещами, следует попросить его пригласить администратора учреждения и выяснить, на каком основании действует сотрудник. Если вам отвечают, что охранник действует в соответствии с внутренней инструкцией магазина, это не является аргументом, т. к. локальные акты не могут противоречить законодательству.

По этим же причинам охранник не может требовать от посетителей магазина брать корзину и запрещать складывать товары до их оплаты в свой пакет или сумку.

Имеет ли сотрудник право осматривать личные вещи?

Ст. 12 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» гласит, что сотрудник может задержать гражданина, если тот совершил противоправное посягательство на охраняемое имущество. При этом задержанный должен быть незамедлительно передан в полицию.

Если охранник подозревает покупателя в краже, например, сработала сигнализация или он лично видел, как человек положил товар в карман или сумку, сотрудник может попросить покупателя показать личные вещи. Однако последний имеет полное право отказаться.

В случае согласия покупателя сотрудник ЧОПа может только провести визуальный осмотр вещей в присутствии владельца. Притрагиваться к ним, вынимать содержимое сумки, выворачивать карманы он не имеет права, т. к. это является досмотром. По закону производить досмотр вещей имеют право только сотрудники полиции в присутствии не менее чем двух понятых и с составлением протокола.

Если окажется, что посетитель что-то украл, или он отказывается показать охраннику сумку, сотрудник ЧОПа может вызвать полицию и задержать человека до ее приезда.

Может ли охранник насильно задерживать вора?

Закон разрешает охранникам применять физическую силу, а также специальные средства (дубинка, наручники) и оружие в целях самообороны, защиты посетителей учреждения и для того, чтобы предотвратить преступление. Между тем действия сотрудника ЧОПа должны быть соразмерны ущербу, от которого он пытался уберечь охраняемый объект. Если он применит физическую агрессию в случае небольшой кражи в продуктовом магазине и дело дойдет до суда, суд может расценить действия охранника как превышение должностных полномочий. А за это может грозить реальный срок.

Читайте также:  Федеральный закон часть 3 статья 17

Законен ли запрет охранника на фото- или видеосъемку в торговом зале?

Нет, охранник не может запретить человеку фотографировать товары или ценники, а также проводить съемку в магазине. Если он говорит, что такой запрет прописан в правилах магазина, он нарушает Конституцию РФ. Она дает гражданам право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Может ли охранник требовать паспорт на входе в офисное здание?

На некоторых пропускных объектах, например, в офисных зданиях, охранники могут просить посетителей предоставить паспорт, а также переписывать данные документа в журнал посещений. Как правило, это распространяется на людей, которые не работают в этих учреждениях и, соответственно, не имеют карточки-пропуска.

Действия охранника законны, если о них говорится в его должностной инструкции и руководство включило его в список сотрудников, которые имеют право на обработку персональных данных гостей. Между тем посетители могут отказаться предоставлять сотруднику свои персональные данные, но в этом случае он также имеет право не пропускать человека в здание.

Куда можно пожаловаться на незаконные действия охранника?

Если охранник нарушил какое-либо право посетителя, тот может пожаловаться непосредственно его работодателю, — руководству охранного предприятия — в полицию, прокуратуру или подать иск суд. В судебном порядке с сотрудника ЧОПа, превысившего полномочия, можно взыскать компенсацию морального вреда.

Необходимо собрать доказательства нарушения прав. Это могут быть показания свидетелей, справка из медицинского учреждения о нанесении телесных повреждений, видеозапись и т. д. В момент нарушения посетитель может снимать происходящее на камеру. Гражданский кодекс позволяет снимать человека (в данном случае — охранника) в общественных местах без его согласия, если он не является основным объектом съемки. Также это разрешено, если видеосъемка ведется для использования в качестве доказательства в суде.

Порядок избрания, применения, отмены и изменения мер пресечения

Действие меры пресечения складывается из ее избрания и применения.

Избрание – принятие решения о мере пресечения (п. 13 ст. 5) в общем виде регулируется ст. 101. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом – определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. При этом следует учесть, что избрание меры пресечения не обязательно. Если отсутствуют основания для избрания меры пресечения, то от обвиняемого или подозреваемого отбирается обязательство о явке (ст. 112).

Существуют две принципиально противоположных процедуры избрания мер пресечения: состязательная и розыскная. В публично-состязательном судопроизводстве (каковым провозглашается российский уголовный процесс – ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК) все меры пресечения должны были бы избираться в состязательном порядке, когда одна сторона (обвинитель) ходатайствует о применении меры пресечения перед независимым арбитром (судом, судебным следователем), а другая сторона (защита) вправе возражать и оспаривать обоснованность этой меры. Но в современном российском законодательстве это условие выдержано лишь для избрания в качестве мер пресечения заключения под стражу и домашнего ареста (ст. 108 УПК).

Розыскной порядок состоит в том, что мера пресечения избирается ведущим процесс органом по своей инициативе. Так происходит в российском уголовном процессе при применении всех остальных мер пресечения следователем, дознавателем, органом дознания, прокурором в стадии предварительного расследования. Этим нарушается коренное правило состязательного процесса – равноправие сторон. Сторона обвинения (следователь) избирает в отношении стороны защиты (обвиняемого) меру пресечения. Но равноправные субъекты не отдают друг другу обязательные для исполнения приказы. Розыскная процедура применения процессуального принуждения может быть оправдана только в неотложных ситуациях.

Не способствует состязательности и инициатива суда в применении мер пресечения. В исковом процессе действия суда всегда должны находиться в пределах иска (жалобы, ходатайства, обвинения). Действующий УПК разрешает суду избирать меру пресечения без ходатайства обвинителя (в том числе и вопреки его желанию – ч. 10 ст. 108; ч. 3 ст. 237; ст. 255). Однако в силу прямого действия ст. 123 Конституции РФ суд не должен избирать меру пресечения, если государственный или частный обвинитель против нее возражает.

Дознаватель и следователь избирают или изменяют меру пресечения по делу, принятому к своему производству. При этом процессуальный закон не предусматривает получения письменного согласия начальника органа дознания для избрания меры пресечения дознавателем. Он вправе избрать или изменить меру пресечения при утверждении обвинительного заключения (ч. 2 ст. 221) или при принятии дела к своему производству. Прокурор вправе дать письменное указание следователю и дознавателю об избрании меры пресечения. Суд принимает решение о мере пресечения в досудебном производстве по ходатайству органов уголовного преследования (заключение под стражу и домашний арест); отменяет меру пресечения по жалобе стороны защиты. В судебном производстве вопрос о мере пресечения решает суд.

Решение об избрании меры пресечения вступает в силу с момента вынесения, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Так, решение дознавателя или следователя об избрании залога вступает в силу после получения санкции прокурора, а решение об избрании домашнего ареста или заключения под стражу допускается только по судебному решению.

Применение меры пресечения – это процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 28 ст. 5). Совокупность процессуальных действий по выполнению принятого решения об избрании конкретной меры пресечения регулируется ст. 102-109 и зависит от ее вида. Так, применение меры пресечения может состоять в помещении под стражу, принятии залога, взятии подписки.

Отмена или изменение меры пресечения регулируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется или изменяется на другую при отпадении либо изменении оснований для ее применения.

Мера пресечения отменяется в случаях:

1) признания незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения. Как правило, это происходит при рассмотрении соответствующих жалоб вышестоящей инстанцией. Отмена меры пресечения по данному основанию обосновывает право обвиняемого (подозреваемого) на возмещение причиненного вреда этой мерой пресечения (ч. 3 ст. 133);

2) отпадения необходимости в ее применении. Это может быть связано с достижением целей меры пресечения (надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого), отпадением оснований (ст. 97) или мотивов (ст. 99) ее применения. Например, обвиняемый заболел тяжкой болезнью и нет оснований опасаться процессуальных нарушений с его стороны;

3) отпадения общих условий для применения меры пресечения: когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование конкретного лица –

ст. 213, 239; постановляется оправдательный приговор или приговор, не связанный с назначением наказания, – ст. 306, 311; обвинительный приговор обращается к исполнению – ч. 4 ст. 390, ст. 393; приостанавливается уголовное дело (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого);

4) отпадения специальных условий для применения конкретных мер пресечения: истекает 10 суточный срок применения меры пресечения в отношении подозреваемого, которому не было предъявлено обвинение (ст. 100); обвиняемый, поручители, залогодатели отказываются от своих обязательств (ст. 102-106); прекращается статус военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104); наступает совершеннолетие при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105); истекает срок содержания под стражей или под домашним арестом (ст. 109).

Мера пресечения может быть изменена на более строгую или более мягкую. Избрание более строгой меры пресечения возможно при появлении дополнительных обстоятельств, устанавливающих: а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения; б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. 97, 99). Так, согласно ч. 2 ст. 238, суд обязательно избирает заключение под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого, не содержащегося под стражей.

Изменение меры пресечения на более мягкую допускается при наличии общих оснований, условий и мотивов ее избрания, когда прежняя более строгая мера пресечения отменяется в связи: а) с отменой вышестоящей инстанцией; б) с отпадением необходимости в применении; в) с отпадением специальных условий. Например, вместо заключения под стражу избирается подписка о невыезде в связи с истечением срока содержания под стражей.

Решение об отмене или изменении меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. При этом закон ограничивает компетенцию должностных лиц по изменению мер пресечения, устанавливая правило: мера пресечения, избранная прокурором или по его указанию, отменяется или изменяется следователем или дознавателем с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110). Однако это правило не распространяется на отмену меры пресечения в связи отпадением условий ее применения. Например, при прекращении дела отменяется любая мера пресечения.

Обжалование решения об избрании меры пресечения является важной гарантией соблюдения прав граждан. Право подачи жалобы принадлежит лицам, чьи интересы нарушены избранной мерой пресечения. В том числе, подать жалобу может лицо, в отношении которого мера пресечения избрана, но еще не исполнена (постановление Конституционного Суда от 03.05.95 г. № 4-П “По делу о проверке конституционности статей 2201 и 2202 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна”).1

Постановления следователя и дознавателя могут быть обжалованы прокурору, а постановления прокурора – вышестоящему прокурору (ст. 123). Заинтересованные лица вправе подать жалобу и непосредственно в суд (ст. 125). Право судебного обжалования мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, подтверждено решением Конституционного Суда РФ.2 Решения суда первой инстанции об избрании или изменении меры пресечения могут быть обжалованы в течение 3 суток в кассационном порядке (если это домашний арест и заключение под стражу – ч. 11 ст. 108) или 10 суток в апелляционном или кассационном порядке (все остальные меры пресечения).3 Подача жалобы не приостанавливает применение меры пресечения.

Основания, условия и порядок применения мер пресечения. Отмена или изменение мер пресечения

Основания и условия применения мер пресечения

Меры пресечения — это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исклю­чительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их конституционные права и свободы.

Основания применения мер пресечения

Дознаватель, следователь и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

    1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
    2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
    3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для

    • обеспечения исполнения приговора или
    • возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном статьей 466 УПК РФ.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в от­ношении подозреваемого, обвиняемого (п. 13 ст. 5 УПК).

Применение меры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании ме­ры пресечения до ее отмены или изменения (п. 29 ст. 5 УПК).

Наличие оснований для избрания мер пресечения должны подтверждаться собранными по уголовному делу доказательст­вами (ч. 1 ст. 74 УПК). Конституционный Суд РФ указал, что нормы об избрании мер пресечения не предполагают возмож­ность принятия судом решения по указанному вопросу без ис­следования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие осно­ваний для применения данной меры пресечения (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений УПК, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пре­сечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизвод­ства, следующих за окончанием предварительного расследования и на­правлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан (ВКС РФ. 2005. № 3). Аналогичной позиции придерживается и Пле­нум Верховного Суда РФ, указывая, что к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу должны быть прило­жены «доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свиде­тельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения» (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1).

Поэтому участники уголовного судопроизводства не вправе делать вывод о наличии либо об отсутствии оснований для избрания мер пресечения на основании иных данных (оперативно-розыскной информации или сведений, полученных непроцессуальным пу­тем и т. п.), не являющихся доказательствами в смысле ч. 1 ст. 74 УПК.

Также следует учитывать, что в качестве оснований для из­брания меры пресечения в законе установлены категории веро­ятностного характера: «достаточно полагать», что обвиняемый «может» продолжать заниматься преступной деятельностью (п. 2 ч. 1 ст. 97 УПК), «может» угрожать участникам уголовного судопроизводства или иным путем воспрепятствовать произ­водству по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК).

Условия применения мер пресечения:
    1. наличие возбужденного уголовного дела;
    2. определение в процессуаль­ном порядке лица, в отношении которого применяется мера пресечения, статусом обвиняемого или подозреваемого.
Читайте также:  Купили тур можно ли отказаться

Порядок применения мер пресечения

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь вы­носят постановление, которое должно отвечать требованиям

    • за­конности,
    • обоснованности,
    • мотивированности (ч. 4 ст. 7 УПК).

В мотивировочной части должны быть приведены: данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК, а также основания, предусмотренные ст. 97 УПК; обстоятельства, обос­новывающие необходимость избрания конкретной меры пресе­чения.

В резолютивной части указывается: мера пресечения, кото­рая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документах, удостоверяющих личность.

Факт объявления постановления об избрании меры пресече­ния обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения по­рядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуаль­ном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его об­жалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не при­останавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями, которые определены в гл. 5 УПК.

Только суд в досудебном и судебном производстве правомо­чен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), домаш­него ареста и залога. Суд правомочен решать вопрос и о про­длении срока содержания под стражей (п. 1, 2 ч. 2 ст. 29 УПК). В досудебном производстве суд принимает эти решения по хо­датайству дознавателя, следователя, заявленному соответствен­но с согласия прокурора, руководителя следственного органа. Судебное решение принимается судьей в форме постановле­ния, а судом — определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсу­димому любую из мер пресечения при наличии к тому основа­ний, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, мо­жет быть отменена или изменена только судом.

Отмена или изменение меры пресечения

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость.

Мера пресечения отменяется во всех случаях:
    1. прекращения уголовного дела,
    2. оправдания подсудимого либо
    3. постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсроч­кой исполнения приговора, а также без назначения наказания или с назначением и освобождением от наказания.
Мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда
    • изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 Кодекса;
    • изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Отмена или изменение меры пресечения производится по по­становлению дознавателя, следователя или судьи либо по опре­делению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд — определение. Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103-107 УПК, также поручи­телям, командованию воинской части, родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского уч­реждения, залогодателям, органу или должностному лицу, осу­ществляющему надзор за соблюдением ограничений при до­машнем аресте.

При объявлении обвиняемому (подозреваемому) постанов­ления об изменении меры пресечения на более строгую разъяс­няется порядок его обжалования.

Процессуальный порядок применения отмены и изменения мер пресечения

Действие меры пресечения складывается из ее избрания и применения.

Избрание — принятие решения о мере пресечения. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом — определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. При этом следует учесть, что избрание меры пресечения не обязательно. Если отсутствуют основания для избрания меры пресечения, то от обвиняемого или подозреваемого отбирается обязательство о явке.

Можно выделить две процедуры избрания мер пресечения, которые являются принципиально противоположными в отношение друг друга. Под такими процедурами понимается розыскная и состязательная процедуры. При осуществлении публично-состязательного судопроизводства, каким согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, а также статье 15 Уголовно-процессуального Кодекса, является российский уголовный процесс, избрание любых мер пресечения должно осуществляться в состязательном порядке. В таком случае одна сиз сторон, которую представляет собой обвинитель, выступает с ходатайством о том, чтобы независимый арбитр (которым является суд) избрал ту или иную меру пресечения. Другая сторона, которая представляет собой сторону защиты, может высказывать возражения и добиваться оспаривания того, что та или иная мера является обоснованной. Тем не менее, надо сказать, что в современном российском законодательстве рассмотренное выше условия применяется только для того, чтобы избрать в качестве меры пресечения домашний арест или заключение под стражу.

Основной чертой, которой можно охарактеризовать розыскной порядок, является тот факт, что меру пресечения избирает орган, который ведет тот или иной процесс, исходя из своей инициативы. Так осуществляется российский уголовный процесс в части применения остальных мер пресечения, решение о применении которых выносит следователь, дознаватель, орган дознания или прокурор в процессе осуществления стадии предварительного следствия.

Дознавателем или следователем выбирается или изменяется мера пресечения по тем делам, которые приняты ими в своем производстве. В данном случае процессуальным законодательством не предусматривается необходимость получить письменное согласие от начальника органа дознания для того, чтобы дознаватель смог избрать меру пресечения. Дознаватель имеет возможность осуществить избрание или изменения меры пресечения в том случае, если утверждено обвинительное заключения или же дело принято им к производству. Прокурор вправе дать письменное указание следователю и дознавателю об избрании меры пресечения. Суд принимает решение о мере пресечения в досудебном производстве по ходатайству органов уголовного преследования (заключение под стражу и домашний арест); отменяет меру пресечения по жалобе стороны защиты. В судебном производстве вопрос о мере пресечения решает суд.

Решение об избрании меры пресечения вступает в силу с момента вынесения, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Так, решение дознавателя или следователя об избрании залога вступает в силу после получения санкции прокурора, а решение об избрании домашнего ареста или заключения под стражу допускается только по судебному решению.

Под применением меры пресечения понимается совокупность процессуальных действий, которые осуществляются с того момента, как принято решения о том, чтобы избрать ту или иную меру пресечения, до того момента, как эта мера пресечения будет отменена или изменена. Применение меры пресечения может осуществляться в форме взятия подписки о невыезде, принятия залога, заключения под стражу.

Отмена или изменение меры пресечения на другую возможно в том случае, когда отпадают или изменяются причины, исходя из которых она применялась.

Меру пресечения можно отменить в следующих случаях:

  • – если первоначальное решение об избрании тех или иных мер пресечения признано незаконным или необоснованным. Как правило, меры пресечения отменяются в подобных обстоятельствах, когда имела место жалоба, обращенная в вышестоящие инстанции. В том случае, если мера пресечения отменяется исходя из данного основания, то это дает право подозреваемому или обвиняемому требовать возмещения вреда, который был причинен ему той или иной мерой пресечения.
  • – в случае, когда отпадает необходимость в применении меры пресечения. Данный факт может иметь место в том случае, если достигнуты цели, которые изначально ставились перед применением меры пресечения. Например, удалось достигнуть того, чтобы обвиняемый стал вести себя надлежащим образом. Также могут отпасть основания или мотивы применения той или иной меры пресечения. Например, в том случае если обвиняемый тяжело заболевает, то нет оснований для опасения, что с его стороны возможны какие-либо процессуальные нарушения.
  • – меры пресечения отменяются в том случае, когда отпадают общие условия для того, чтобы осуществлять применения мер пресечения. Это может быть связано с прекращением уголовного дела или уголовного преследования определенного лица, в случае, когда суд выносит постановление об оправдании подозреваемого или же выносится такой приговор, который не предполагает назначение наказания. Также это может быть связано с началом исполнения обвинительного приговора или приостановлением уголовного дела;
  • – меры пресечения также подлежат отмене в том случае, когда отпадают специальные условия для того, чтобы применять конкретные меры пресечения. Например истекают 10 суток, в течение которые применялась мера пресечения в отношение того или иного подозреваемого, которому в течение данного срока не предъявили обвинения. Также определенные меры пресечения могут быть отменены в том случае, если залогодатели, поручители или обвиняемый отказываются от обязательств, которые предусматриваются определенными мерами пресечения. Также может прекратиться статус военнослужащего в случае применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Может также наступить совершеннолетие несовершеннолетнего или истечь срок домашнего ареста или содержания под стражей.

Также в законодательстве предусматриваются нормы согласно которым меру пресечения можно заменить на более мягкую или же более строгую. Избрать более строгую меру пресечения возможно в том случае, если проявляются дополнительные обстоятельства, которыми устанавливают:

  • – факт того, что обвиняемый или подозреваемый может осуществить процессуальные нарушения;
  • – факт того, что прежняя мера пресечения не неспособна обеспечить, чтобы обвиняемый или подозреваемый вел себя надлежащим образом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что можно выделить две процедуры избрания мер пресечения, которые являются принципиально противоположными в отношение друг друга. Под такими процедурами понимается розыскная и состязательная процедуры. При осуществлении публично-состязательного судопроизводства, каким согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, а также статье 15 Уголовно-процессуального Кодекса, является российский уголовный процесс, избрание любых мер пресечения должно осуществляться в состязательном порядке. В таком случае одна сиз сторон, которую представляет собой обвинитель, выступает с ходатайством о том, чтобы независимый арбитр (которым является суд) избрал ту или иную меру пресечения. Другая сторона, которая представляет собой сторону защиты, может высказывать возражения и добиваться оспаривания того, что та или иная мера является обоснованной. Тем не менее, надо сказать, что в современном российском законодательстве рассмотренное выше условия применяется только для того, чтобы избрать в качестве меры пресечения домашний арест или заключение под стражу.

Под применением меры пресечения понимается совокупность процессуальных действий, которые осуществляются с того момента, как принято решения о том, чтобы избрать ту или иную меру пресечения, до того момента, как эта мера пресечения будет отменена или изменена. Применение меры пресечения может осуществляться в форме взятия подписки о невыезде, принятия залога, заключения под стражу.

Отмена или изменение меры пресечения на другую возможно в том случае, когда отпадают или изменяются причины, исходя из которых она применялась.

Под институтом мер пресечения понимается способ, который используется правоохранительными органами для обеспечения их нормальной деятельности в вопросах, которые касаются лиц, привлекающихся к уголовной ответственности. Также указанные меры, в ряде случае, применяются и к лицам, которые являются подозреваемыми в том или ином преступлении. Меры, связанные с уголовно-процессуальным пресечением являются весьма значительной частью мер, относящихся к уголовно-процессуальному принуждении. Применение подобных мер всегда имеет связь с фактом значительного ущемления прав и свобод вовлеченной в сферу уголовно-процессуальной деятельности категории лиц.

Применение мер пресечения, которые представляют собой меры уголовно-процессуального принуждения, возможно только исходя из положений, которыми определяется уголовный процесс. Данный меры могут применятся, исходя из уголовно-процессуального законодательства, должностными лицами, которые обладают правами для принятия таких мер в отношении лица, являющегося обвиняемым, лица, которое подозревается в том, что оно совершило уголовно-наказуемое деяние, а также в отношении лиц, которые являются подсудимыми и осужденными.

Классифицировать меры пресечения можно по весьма широкому кругу критериев. Одним из основных способов классификации мер пресечения является классификация на общие и специальные меры пресечения.

Первая группы представляет собой совокупность общих мер пресечения, которые применяются в отношении любого подозреваемого или обвиняемого.

Вторая группа представляет собой такую совокупность мер пресечения, которые являются специальными и применяются к отдельным субъектам. Такими субъектами могут быть военнослужащие или лица, проходящие военные сборы, а также несовершеннолетние.

Реализации общих мер пресечения включает в себя применение таких мер пресечения как:

  • – подписка о невыезде;
  • – домашний арест;
  • – личное поручительство;
  • – залог;
  • – заключение под стражу.

Специальные меры включают в себя:

  • – осуществления наблюдения со стороны командования военной части;
  • – осуществление присмотра за несовершеннолетним, который является подозреваемым или обвиняемым.

В качестве основного отличия общих мер пресечения от специальных мер, можно считать тот факт, что общие меры применяют ко всем лицам, которые являются обвиняемыми или подозреваемыми. Наличие или отсутствие специального субъекта, род занятий, а также возраст в данном случае значения не имеет.

Читайте также:  Признание гражданина дееспособным, решение суда

Применение специальных мер уголовно-процессуального пресечения возможно только в отношении определенной категории субъектов.

Можно выделить две процедуры избрания мер пресечения, которые являются принципиально противоположными в отношение друг друга. Под такими процедурами понимается розыскная и состязательная процедуры. При осуществлении публично-состязательного судопроизводства, каким согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, а также статье 15 Уголовно-процессуального Кодекса, является российский уголовный процесс, избрание любых мер пресечения должно осуществляться в состязательном порядке. В таком случае одна сиз сторон, которую представляет собой обвинитель, выступает с ходатайством о том, чтобы независимый арбитр (которым является суд) избрал ту или иную меру пресечения. Другая сторона, которая представляет собой сторону защиты, может высказывать возражения и добиваться оспаривания того, что та или иная мера является обоснованной. Тем не менее, надо сказать, что в современном российском законодательстве рассмотренное выше условия применяется только для того, чтобы избрать в качестве меры пресечения домашний арест или заключение под стражу.

Под применением меры пресечения понимается совокупность процессуальных действий, которые осуществляются с того момента, как принято решения о том, чтобы избрать ту или иную меру пресечения, до того момента, как эта мера пресечения будет отменена или изменена. Применение меры пресечения может осуществляться в форме взятия подписки о невыезде, принятия залога, заключения под стражу.

Отмена или изменение меры пресечения на другую возможно в том случае, когда отпадают или изменяются причины, исходя из которых она применялась.

Порядок применения, изменения и отмены мер пресечения

Процессуальный порядок применения, изменения и отмены мер уголовно-процессуального пресечения строго регламентирован законодательством Российской Федерации.

Меры пресечения в уголовном процессе применяются дознавателем, следователем, прокурором и судом в пределах предоставленных им полномочий. К исключительной компетенции суда законодатель отнес избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) таких мер пресечения, как домашний арест и заключение под стражу.

Гарантии судебной защиты имеют особое значение для ситуаций, связанных с ограничением одного из основных прав человека – права на личную неприкосновенность, что признается, в частности, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом о гражданских и политических правах. Согласно этим правовым актам, являющимся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо должно быть незамедлительно доставлено к судье или другому должностному лицу, который по закону представляет судебную власть. Ему должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или право на освобождение Арестова Е.Н. Взаимодействие дознавателя и суда при применении к участникам уголовного судопроизводства мер процессуального принуждения // Российский судья. 2007. № 7..

К одному из основных принципов обеспечения эффективности и правомерности применения такого уголовно-процессуального принуждения, как мера пресечения, следует отнести положения Конституции РФ, из которых вытекают следующие принципиальные положения реализации мер пресечения:

  • 1) органами судебной власти – посредством конституционного и уголовного судопроизводства;
  • 2) только судом в гласном процессе на основе осуществления принципа состязательности и равноправия сторон независимыми судьями;
  • 3) органами прокуратуры в пределах их полномочий;
  • 4) под контролем органов прокуратуры, суда и Конституционного Суда РФ.

Постановление или определение об избрании меры пресечения объявляется под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, и его защитнику или законному представителю при наличии соответствующей просьбы последних. Одновременно с вручением копии постановления или определения лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется право на обжалование в соответствии со ст. ст. 123 – 127 УПК РФ.

Процессуальный порядок применения мер пресечения условно можно разделить на три группы:

  • 1) применяемая судом, прокурором, дознавателем, следователем без специального согласия прокурора. Это подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.
  • 2) применяемая судом, прокурором, а также следователем при наличии специального согласия прокурора. Мера пресечения – залог.
  • 3) применяемая исключительно по судебному решению – арест и заключение под стражу. Судебный порядок также распространяется на продление срока содержания под стражей.

Применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

При невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и наличии необходимости избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, опираясь на которые прокурор, следователь и дознаватель пришли к выводу о необходимости применения в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей и невозможности избрания иной меры пресечения Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М.: Право и закон, 1996..

К постановлению о возбуждении ходатайства прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность обращения. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и ст. 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания. Постановление о возбуждении ходатайства рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, с участием подозреваемого или обвиняемого (если обвиняемый не объявлен в международный розыск – ч. 5 ст. 108 УПК РФ), прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Под ред. К.Ф. Куценко. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. – 608 с..

По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит одно из следующих постановлений:

  • 1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, с указанием конкретных, фактических обстоятельств, на основании которых судья принял такое решение.
  • 2) об отказе в удовлетворении ходатайства. При этом судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.
  • 3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания. Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу Трунова Л. Меры пресечения в новом УПК Российской Федерации. Адвокатские вести, 2002, №8. – С. 8-11. .

В соответствии со ст. ст. 32, 33 Декларации прав и свобод человека и гражданина арестованный и его защитник имеют право обжаловать в суд незаконно избранную, по их мнению, меру пресечения в ходе досудебного производства. Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Жалоба на избранную судом меру пресечения подается в вышестоящий суд в кассационном и даже в надзорном порядке. Постановление судьи об избрании меры пресечения – заключение под стражу в период досудебного производства может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, законным представителем в вышестоящий суд в апелляционном порядке (если меру пресечения избрал мировой судья), в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения (ч. 11 ст. 108 УПК) или в надзорном порядке. Мера пресечения, избранная следователем или прокурором, обжалуется вышестоящему прокурору.

Как уже отмечалось, постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящем суде в кассационном порядке в течение трех суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через трое суток со дня их поступления. Если кассационная инстанция устанавливает, что применение или продление меры пресечения в виде заключения под стражу судом первой инстанции принято незаконно и необоснованно, и отменяет его, то такое определение подлежит немедленному исполнению, т.е. подозреваемый, обвиняемый должны быть немедленно освобождены из-под стражи. На практике же немедленного освобождения не происходит хотя бы в силу того, что такое решение должно быть изготовлено, заверено и направлено в следственный изолятор по местонахождению подозреваемого, обвиняемого. Если же такое лицо лично присутствовало при рассмотрении жалобы судом кассационной инстанции, то оно подлежит освобождению в зале суда.

Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда (гл. 48 УПК РФ).

Курс уголовного процесса

Отмена или изменение меры пресечения

Отмена меры пресечения производится постановлением избравшего ее лица (дознавателя, следователя или суда) либо а) в случае завершения производства по уголовному делу (прекращение уголовного дела), либо б) при отпадении в ней необходимости в ходе производства по уголовному делу (например, в силу состояния своего здоровья обвиняемый более не может скрываться, продолжать преступную деятельность и т.п.). При вступлении приговора в законную силу мера пресечения отменяется автоматически , т.е. без вынесения специального решения.

Изменение меры пресечения всегда предполагает необходимость вынесения процессуального решения (постановления) и происходит либо а) при изменении обстоятельств, послуживших основанием для избрания меры пресечения (изменение на более мягкую или более строгую меру пресечения), либо б) при невыполнении обвиняемым (подозреваемым) обязанностей, предусмотренных первоначальной мерой пресечения (изменение на более строгую меру пресечения). В случае выявления у обвиняемого (подозреваемого) тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей и установленных Постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», мера пресечения в виде заключения под стражу в обязательном порядке изменяется на более мягкую после проведения медицинского освидетельствования в соответствии с правилами, предусмотренными данным Постановлением.

В том случае, если мера пресечения, избранная по решению суда, полностью отменяется или изменяется на меру пресечения, не требующую при избрании судебного решения (например, заключение под стражу изменяется на подписку о невыезде), обращение в суд не требуется: достаточно соответствующего решения органов расследования. Иначе говоря, суд, принимающий решение об избрании определенных мер пресечения, не участвует в решении вопроса об их отмене или изменении. Это связано с пониманием функций суда в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: они в данном случае ограничиваются контролем за обеспечением индивидуальных прав личности. Соответственно, когда то или иное решение ограничивает данные права (избрание меры пресечения), то вмешательство суда необходимо. Когда же решение их никоим образом не ограничивает (отмена меры пресечения), то вмешательство суда не требуется. Здесь речь скорее может идти о посягательстве на публичные интересы (выход из-под стражи лица, представляющего опасность для общества и т.п.), поэтому отмена (изменение) меры пресечения может производиться следователем только с согласия руководителя следственного органа, а дознавателем — только с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110 УПК РФ). Обязательное согласие руководителя следственного органа и прокурора, в чьи функции входит контроль за соблюдением публичных интересов, и является достаточной гарантией отсутствия злоупотреблений со стороны следователя (дознавателя) при отмене или изменении меры пресечения.

При изменении меры пресечения срок предыдущей меры пресечения учитывается только при замене домашнего ареста на заключение под стражу (п. 2 ч. 10 ст. 109 УПК РФ). При замене заключения под стражу на домашний арест такой учет законом не предусмотрен, т.е. отсчет сроков домашнего ареста начинается заново. Это скорее всего связано с тем, что законодатель стремится максимально мотивировать правоприменителя к применению домашнего ареста в качестве меры пресечения, поскольку изменение меры пресечения с заключения под стражу на домашний арест в некоторых случаях становится почти бессмысленным, особенно когда лицо уже длительное время содержится под стражей. Что касается остальных мер пресечения (подписка о невыезде, залог и т.п.), то здесь при переходе от одной меры пресечения к другой вопрос о зачете сроков вовсе не стоит, так как сами сроки не предусмотрены законом.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию