Куда жаловаться на оскорбление в магазине

Нахамил кассир, куда жаловаться?

Подскажите, кто-нибудь писал жалобы в книгу жалоб? Звонил на горячую линию магазинов? Был ли какой-то эффект от этих жалоб – замечания, выговоры или штрафы? Стоит ли писать в Роспотребнадзор из-за темы хамства?

Расслабься, тётя, и будь проще
Нахамили ей, кхах

А как она вам нахамила? Сказала, что мало набрали товару, ходят тут нищеё. ы всякие?

О боже, как вы, безгрешная святая, выживаете среди людей. 😂

А как она вам нахамила? Сказала, что мало набрали товару, ходят тут нищеё. ы всякие?

Отказался пробивать мои покупки

Отказался пробивать мои покупки

Потому что вы были без маски?

Позовите начальство и потребуйте книгу жалоб. Только надо было сразу, а теперь времени жалко руками махать, из-за какой-то кассирши.

Потому что вы были без маски?

Нет, дело в другом, более серьезном
Но речь не про причины, я хотела узнать про книгу жалоб

Обратись в общество защиты животных.

Господи, у этих кассиров зарплата максимум 30тыс и это в Москве. Зачем их ещё штрафовать? Успокойтесь, автор.

А если без шуток, то ничего кассиру не будет. Она вправе отказать человеку в обслуживании, ей даже служебную записку не надо писать. Достаточно оповестить старшегшего смены, которая сама и обслужит покупателя. Если это не противоречит закону.

Нет, дело в другом, более серьезном
Но речь не про причины, я хотела узнать про книгу жалоб

Вы хотели увести у неё мужа?

Куда жаловаться если нахамила кассирша?

Ситуация в автобусе.куда жаловаться?

Ситуация в детском магазине.

Мать достала.

Вот как раз магазин не имеет права по Закону отказать в обслуживании. Это нарушение Закона, и огребсти продавец может очень серьезно. За это громадные штрафы могут наложить, насколько я знаю.

Вот как раз магазин не имеет права по Закону отказать в обслуживании. Это нарушение Закона, и огребсти продавец может очень серьезно. За это громадные штрафы могут наложить, насколько я знаю.

Глупости не пишите.

Глупости не пишите.

А на каком основании может отказаться? Это где-то прописано? Правда интересно.

Глупости не пишите.

Самая глупая на это форуме – это ты. Вечно х. ету всякую пишешь.

Нет, дело в другом, более серьезном
Но речь не про причины, я хотела узнать про книгу жалоб

Книга жалоб – разводняк. Они сами Вам в ней и ответят , управляющий отдела или директор этого магазина. Если пожелаете ну еще грустное лицо специально для вас состроит и пообещает и даже напищет, что были проведены беседы с кассиром, он был оштрафован, убит, опозорен ну короче то что УСПОКОИТ ВАС в рамках закона)) А может даже 10 горячих при вас ему назначит! А потом вместе чаек в подсобке попьют)) Если неодекват совмем кассир конечно долго не проработает – кому из директоров лишние разборки нужны писанина отчетность статистика и т.п.

А на каком основании может отказаться? Это где-то прописано? Правда интересно.

В служебной инструкции, кассир, продавец вправе отказаться обслуживать покупателя.
Если это происходит, то покупателя обслуживает старший персонал или другой сотрудник.
Если ситуация противоречит закону, о продаже спиртных напитков, то покупателю отказывают в отпуске товара вообще.
Причина проста, сомнение в возрасте покупателя, его отказ от предоставления документа подтверждающего возраст.

Книга жалоб – разводняк. Они сами Вам в ней и ответят , управляющий отдела или директор этого магазина. Если пожелаете ну еще грустное лицо специально для вас состроит и пообещает и даже напищет, что были проведены беседы с кассиром, он был оштрафован, убит, опозорен ну короче то что УСПОКОИТ ВАС в рамках закона)) А может даже 10 горячих при вас ему назначит! А потом вместе чаек в подсобке попьют)) Если неодекват совмем кассир конечно долго не проработает – кому из директоров лишние разборки нужны писанина отчетность статистика и т.п.

Однако начать стоит как раз с книги жалоб или с претензии, даже при том что они могут сами вам отвечать что приносят извинения за неудобства, были приняты меры и бла бла. Зарегистрировать обращение, присвоить ему рег.номер и ответить вам – на все это установлены конкретные сроки! И вот как раз с жалобой за нарушение сроков можно обратиться в Потребнадзор. Если претензия – просите копию с фио сотрудника к ее принял и датой. С книгой честно не помню как было, рег номер уже по факту ответа писали или регили писали номер и затем ждали ответа и вносили ответ ( это если выше стоящее руковоство отвечает). А до этого если все оформлено верно, вам ответили в сроки что приняли меры – все как положено “ИДТИ” в потреб не с чем ( инфа за 2014 г. непродавольственные товары, может что то поменялось теперь)))

Как пожаловаться на магазин — образцы жалоб

Проблемы при совершении покупок из-за ненадлежащего качества обслуживания возникают нередко. Удивительно, что лишь 11% россиян известно о своих правах потребителя. Иногда, чтобы их защитить, приходится прибегать к такому довольно эффективному средству, как жалоба на магазин.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Права покупателя в магазине

Нормативная база, позволяющая потребителям отстаивать свои интересы, выглядит внушительно. В частности, Гражданским кодексом и профильным Законом «О защите прав потребителей» (№ 2300-1 от 1992 года) регулируются такие типичные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться множеству покупателей:

  • случайно повреждённый в зале торговой точки товар покупатель оплачивать не обязан (ст. 211 ГК);
  • неправомерное требование относительно сдачи при входе личных вещей (п. 1 ст. 421 ГК);
  • продавец не имеет права отказывать в продаже товара, мотивируя отсутствием сдачи. Этот момент регламентируется нормой ч. 2 п. 1 ст. 426 ГК;
  • статьёй 7 ФЗ № 2300-1 за потребителем закреплено право получать товары в безопасных условиях, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу, а также окружающей среде;
  • обнаружив в купленной продукции недостатки, покупатель вправе избрать один из вариантов действий, предусмотренных п. 1 ст. 18 ФЗ № 2300-1: можно поменять её, возвратить деньги, добиться исправления дефектов или снижения цены, а также потребовать возмещения убытков, понесённых в результате неудачной покупки;
  • необоснованный отказ принять обратно в магазин товар из-за отсутствия чека, подтверждающего приобретение (в ч. 3 п. 1 ст. 25 ФЗ № 2300-1).

Столкнувшись с подобными и другими нарушениями при обслуживании, покупатель может обращаться с жалобами на продавцов в магазине на основаниях, предусмотренных российскими Федеральными законами:

  • № 59 от 2006 года, в котором рассматривается порядок обращения граждан;
  • № 2202-1 «О прокуратуре РФ»;
  • № 8 — принят в 2009 году и открывает доступ к информации о работе властных структур;
  • и т.д.

Одним из злостных нарушений потребительских прав, к примеру, является досмотр сотрудниками охраны супермаркета личных вещей. Такие действия позволяются только сотрудникам полиции (согласно ч.1 п.1 ст. 27.3 КоАП).

Причины жалобы на магазин

Покупатели сталкиваются с разными нарушениями. Как правило, принимается решение о подаче жалобы на магазин в ситуации, когда потребителя, что называется, задело за живое:

  • нахамили при обслуживании;
  • продавец демонстративно уклонялся от выполнения своих обязанностей;
  • намеренно обсчитали или обвесили;
  • не сообщили (утаили) сведения о приобретаемой продукции, имеющие важное значение;
  • чинили всевозможные препятствия при возврате товара, которому были присущи недостатки;
  • цена товара, указанная в кассовом чеке, не соответствовала ценнику на витрине;
  • выставлялись продукты, у которых истёк срок годности;
  • нарушались правила, в соответствии с которыми полагается хранить и выставлять товары.

Видя, что ваши потребительские права беззастенчиво нарушаются, не стоит ни безропотно уходить в сторону, ни громко и безадресно возмущаться. Нужно принимать решительные меры, чтобы исправить положение и обращаться за помощью к тем, кто в состоянии помочь в этом.

Как написать жалобу на магазин

Приняв решение выступить против обнаруженных нарушений, нужно уточнить, как грамотно написать жалобу на продавца, совершившего их. Специальной формы для таких документов не предусмотрено, но придерживаться определённых норм необходимо, иначе заявление не получит ход.

Правила оформления

Выясняя, как правильно написать жалобу на нарушения, имеющиеся в торговой точке, прежде всего, обращаем внимание на стандартные требования к документообороту. К ним относится обязательное указание в заявлении сведений об:

  • адресате;
  • торговой точке, где выявлено нарушение прав потребителя;
  • заявителе, сообщающем свои контактные данные;
  • предмете заявления;
  • дате составления жалобы и подписи под ней.

Важно писать в корректной форме, не прибегая к использованию бранных и жаргонных словечек, нецензурщины, угроз и т.п. Наличие таких моментов в документе – прямой путь к тому, что его отправят в корзину, не рассматривая.

Что указать в документе

Разобравшись со всеми формальными моментами, следует чётко изложить суть. Указываем когда, где и при каких обстоятельствах произошли события, побудившие обратиться с заявлением. Этим основное содержание документа ограничиваться не должно. Обязательно следует зафиксировать требования со стороны потребителя. Он может, к примеру, предложить проведение проверки в супермаркете. Проверка подтвердит, что описанное нарушение действительно имеет место и станет основанием для применения определённых штрафных санкций к продавцу.

Образцы жалоб

Для обращения с жалобой на неподобающее обслуживание — пользуются стандартным вариантом документа. В нём изменяться будет только та часть, которая относится к сути.

Жалоба на магазин из-за шума. Образец

Например, жалобу на магазин, образец которой представлен ниже, написали из-за того, что и посетителям торговой точки, и прохожим, и жителям соседних домов приходилось постоянно слушать чрезмерно громкую музыку. Мощнейшие колонки работали практически не умолкая, так что даже разговаривать приходилось, повышая голос.

Скачать образец жалобы на магазин из-за шума (.doc)

Такая же проблема может возникнуть из-за того, что:

  • погрузочно-разгрузочные работы проводятся в ночное время;
  • сильно шумит вентиляционное или холодильное оборудование.
Жалоба на некачественные товары в магазине

Правильно составленному заявлению, написанному по случаю приобретения продуктов, качество которых не соответствовало заявленному, обязательно дадут ход.

Скачать образец жалобы на магазин из-за некачественных товаров (.doc)

Жалоба на обслуживание в магазине

Одной из наиболее распространённых проблем, с которыми приходится сталкиваться покупателям, становится ненадлежащее обслуживание. Продавцы заверяют, что товар находится в идеальном состоянии, заведомо зная, что это далеко не так. Такие действия потребитель, в приведённом ниже примере, посчитал противоправными действиями и обжаловал:

Скачать образец жалобы на обслуживание в магазине (.doc)

Покупатель, которого обсчитали, подал такое заявление:

Скачать образец жалобы за обсчет (.doc)

Куда обратиться с жалобой

Выбирая, куда обратиться с жалобами на магазин, где права потребителя были тем или иным образом нарушены, не стоит ограничиваться только одним адресатом.

Подав заявления об ущемлении своих потребительских интересов разным адресатам, удастся защитить их значительно эффективнее. Да и нарушителю придётся почувствовать болезненные удары, которые обрушатся на него с разных сторон, что окажется куда неприятнее.

В первую очередь претензии предъявляются на месте посредством:

  • записи в книге жалоб и предложений;
  • обращения в клиентский (претензионный) отдел;
  • личного посещения дирекции торговой точки.

Дальнейших адресатов для подачи жалобы в связи с нарушением прав покупателя выбирают исходя из особенностей сложившейся ситуации. Осуществляется защита прав потребителей:

  • Роспотребнадзором;
  • антимонопольной службой – ФАС;
  • МВД;
  • прокуратурой;
  • судами.

К руководству магазина

Первоочерёдная жалоба на продавца адресуется его руководству. По большей части, когда запрашивается книга жалоб, поведение провинившегося сотрудника перед потребителем резко изменяется в положительную сторону. Такая мера не всегда помогает, но её воздействие усиливается, если направить заявление на:

  • соответствующую страницу официального сайта торгового предприятия;
  • имя руководителя, посредством обычной или электронной почты или адресовать устно при личном визите;
  • телефонную линию, открытую для связи с клиентами;
  • адрес официальной группы, зарегистрированной в социальных сетях.

После появления заявления клиента в книге отзывов и предложений, администрации торговой точки отводится пятидневный срок. За это время нужно выяснить обстоятельства происшествия и принять решение. Об этом в книге после обращения покупателя должны сделать запись.

В Роспотребнадзор

Чтобы заручиться поддержкой ведомства, надзирающего за порядком в сфере торговли и услуг, стоит уточнить, как подать жалобу на магазин в Роспотребнадзор в связи с нарушениями, допущенными по отношению к покупателю.

Адресовать свои претензии можно несколькими способами:

  • во время личного приёма, который специалисты Роспотребнадзора проводят по графику, представленному на официальном сайте https://www.rospotrebnadzor.ru/;
  • в телефонном режиме 8-800-100-00-04.
Образец жалобы в Роспотребнадзор

Надзорный орган не разработал специальной формы, которую нужно использовать, подавая заявление в его адрес. Можно воспользоваться таким образчиком:

Скачать образец жалобы на реализацию товаров ненадлежащего качества (.doc)

В управление по борьбе с экономическими преступлениями

Электронное обращение при обнаружении нарушений экономического характера подаётся на официальном министерском сайте. Здесь же есть и контактные данные региональных управлений.

В ФАС

Став объектом чрезмерно агрессивной и недобросовестной рекламы и спама, зачастую теряемся, кому пожаловаться. Воздействовать на торговые предприятия, использующие в рекламных акциях сведения, не соответствующие действительности, возможно через ФАС. На официальном сайте ведомства указаны необходимые контактные данные.

Нажав в колонке слева кнопку «Обратиться в ФАС», можно ознакомиться с детальными инструкциями относительно подачи жалобы на представителей торговых точек, допустивших нарушения прав потребителей, предоставляя им недостоверную рекламу.

Читайте также:  Что поможет в суде справки о мед освидетельствовании

В прокуратуру

При обнаружении фактов мошенничества и других злоупотреблений со стороны торгового предприятия, пишется жалоба в прокуратуру.

Её направляют при нарушении гражданских прав покупателя, адресуя соответствующему территориальному органу прокуратуры. Желательно использовать письменную форму, подкрепляя заявление копиями документов.

В суд

Последней линией обороны в отстаивании интересов потребителя становится зал суда. К написанию искового заявления приходится прибегнуть, когда исчерпаны другие меры воздействия на магазин, допустившего нарушения. Государственную пошлину при этом платить не придётся, а адресуется заявление:

  • мировому суду, если сумма исковых требований не превысила 50 000 рублей;
  • суду общей юрисдикции, если она составляет более 50 000 рублей.

В случае сложности спора с магазином стоит заручиться юридическим сопровождением. Специалист поможет правильно составить заявление, проверит полноту пакета прилагаемых к нему документов. Для суда понадобится предъявление:

  • удостоверения личности истца;
  • досудебной претензии, адресованной торговому предприятию;
  • чеков, квитанций или иных документов, которыми подтверждается оплата товара;
  • заключения экспертизы.

На рассмотрение искового заявления в суде отводится пятидневный срок. Решение будет принято на протяжении двух месяцев после того, как иск приняли к рассмотрению.

Российская судейская практика рассмотрения исков, поданных потребителями, чьи права были нарушены магазинами, показывает, что решения в подавляющем большинстве случаев, принимаются в пользу покупателей. Однако для достижения такого результата нужно:

  • грамотно составить исковое заявление, выполняя требования, указанные в ст. 131 российского ГПК;
  • предоставить основательную доказательную базу в виде документов, имеющих отношение к предмету спора.

Сроки рассмотрения жалобы на магазин

Сроки реагирования представителей компетентных государственных ведомств или муниципальных структур на жалобу россиянина, столкнувшегося с нарушением своих потребительских прав, регламентированы ФЗ № 59. В ст. 12 указывается, что на рассмотрение отводится 30-дневный период. Срок отсчитывается с момента, когда письменное обращение зарегистрировали.

Не исключено, что рассмотрение затянется, но продление не может быть более, чем 30-дневным. В большинстве случаев ответ на жалобу поступает в довольно сжатые сроки. Хотя, конечно, потребители предпочли бы незамедлительную реакцию высших инстанций.

Причины отказа рассмотрения жалобы

Иногда письменные обращения граждан, поступившие в адрес компетентных структур или должностных лиц, получают отказ в рассмотрении. Как правило, причина отказа кроется в ошибках, допущенных заявителем:

  • направление жалобы органу, чья компетенция не распространяется на подобные случаи;
  • некорректность в оформлении послания, которая характеризуется наличием брани, ненормативной лексики, угрожающих высказываний и т.п.

Жизненный опыт

Казалось бы, что образовательный уровень большинства россиян и знание жизни таковы, что им не составит труда успешно выйти из ситуации, в которой их потребительские права оказались нарушены сотрудниками торгового предприятия. Ведь государство, в соответствии с требованиями ст. 3 ФЗ № 2300-1, позаботилось не только о распространении необходимой информации, но и включило её в рамки образовательных программ.

С правами потребителя россиян начинают знакомить ещё в школьном периоде. Однако практические действия по их воплощению способны на сегодня предпринять не более 11% соотечественников. И не все из них решаются выступить против торговых предприятий-нарушителей. То ли полагают, что жаловаться недостойно, то ли — не видят смысла в предстоящих разбирательствах.

Чтобы улучшить ситуацию в сфере торговли и обслуживания, необходима активная жизненная позиция каждого, кто сталкивается с допущенными в ней нарушениями. Ведь тем российским потребителям, кто не поленился написать жалобы, адресованные государственному ведомству в соответствии с его специализацией по большей части, удаётся достичь успеха в защите своих интересов потребителя.

Не нужно ждать, что компетентные органы будут наводить порядок сами по себе. Им нужно подсказывать, на что следует обратить внимание. Государство для того и существует, чтобы помогать гражданам в решение определённых жизненных ситуаций, включая и защиту потребительских интересов.

Заключение

В том, чтобы пожаловаться на магазин, нарушивший потребительские права, особой сложности нет. Нужно лишь представить себе примерное оформление документа и алгоритм составления обращения. Основной текст заявления не имеет особых отличий при написании его в различные инстанции. Необходимо проявить должную корректность и не забывать о необходимости предоставить документальные подтверждения обоснованности своих претензий.

В России сложилась довольно мощная и эффективная система, защищающая отечественного потребителя. Парадокс заключается в том, что покупатели в большинстве своём, упорно не замечают её существования и не пользуются имеющимися возможностями для защиты собственных интересов.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Особенности написания жалобы на магазин продуктов

При покупке товара в магазине человек рассчитывает на его качественность и добросовестность продавца. К сожалению, так бывает не всегда.

При нарушении прав потребителя возникает вопрос, куда жаловаться на магазин.

Повод

Основание для жалобы на магазин – правонарушение. Их виды:

  1. Административное (по КоАп):
  • Статья 14.7. – любые варианты обмана (например, обсчет, обвес, а также сообщение ложных сведений о свойствах, предназначении товара);
  • ст. 14.8. – нарушение любого права потребителя, закрепленного в ЗоПП:
  • непредоставление информации о товаре (в том числе неверные данные – несоответствие цены, указанной на прилавке, фактически уплаченной).
  • ущемление прав покупателя.
  • лишение законных льгот и преимуществ.
  • Статья 6.3. – нарушение санитарных норм:
  • хранение продукции без соблюдения нужных параметров (температуры, влажности и пр.);
  • продажа просроченных, испорченных, вскрытых продуктов;
  • неправильная утилизация товаров;
  • сильный шум и запах (пожаловаться можно на магазин в жилом доме).
  1. Уголовное:
  • мошенничество (по ст. 159 УК РФ);
  • нарушение санитарных правил с массовым заболеванием людей (ст. 236).
  1. За оскорбление, унижение чести и достоинства покупателя виновное лицо привлекается к гражданско-правовой ответственности или административной (по статье 5.61 КоАП).

Куда жаловаться на магазин продуктов

При нарушении прав потребителя можно обратиться с жалобой на любой магазин продуктов.

Руководителю

Информация, предоставленная руководству организации, может быть полезной для проведения бесед с продавцами, наложения на них дисциплинарных взысканий за неисполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей.

Книга жалоб

Быстрый и легкий способ оформить нарушение как в самом магазине, так и в поведении сотрудников.

ВАЖНО: хотя документ должен быть в каждой организации, работающей с потребителями, в законодательстве не предусмотрено наказание, если на жалобу нет реакции.

В общество ЗПП

Общество по защите прав потребителей призвано оказывать юридическую помощь гражданам.

Но это не государственный или муниципальный орган, наделенный властью по привлечению к ответственности.

Поэтому рассматривать такие общества можно лишь как консультативные организации, куда можно обратиться в случае составления жалобы, претензии, исковых заявлений, анализа договора.

В СЭС

Санитарно-эпидемиологическая служба – профильный орган по надзору в сфере соблюдения санитарных норм.

Согласно статье 23.13 КоАП, эти структуры наделены правом по привлечению к административной ответственности за нарушение, например по статье 6.3 КоАП.

Прокуратура

Обладает широкими надзорными полномочиями. После получения жалобы сотрудники проводят прокурорские проверки, прибегая к помощи специалистов в необходимых случаях.

По результатам разбирательства они не только могут привлечь к административной ответственности, но и найти признаки состава преступления, отправив материалы в органы дознания или следствия.

Роспотребнадзор

Профильный орган власти по ЗПП. В связи с этим основная масса жалоб направляется именно сюда. Роспотребнадзор обладает полномочиями по наложению административных наказаний по всем статьям, связанным с нарушением прав потребителей.

ВАЖНО: в некоторых случаях возможно обращение в суд для защиты прав потребителя, например для расторжения договора и возврата средств.

Как правильно написать жалобу на магазин

Общие правила составления установлены федеральным законом о порядке рассмотрения обращений граждан. Образцы размещены на сайтах государственных органов или других онлайн-ресурсах.

Жалобу можно подать:

  1. Лично:
  • с изложением обращения в устном виде;
  • в письменном виде.
  1. Прислать по почте с описью вложения и уведомлением о получении.
  2. Через интернет (с заполнением электронной формы).

ВАЖНО: для Роспотребнадзора также возможно обращение через портал Госуслуги

В структуру жалобы входят:

  1. Наименование органа.
  2. Должностное лицо (если известно).
  3. Ф. И. О. заявителя, адрес местожительства, телефон.
  4. Почтовый индекс или электронная почта для получения ответа.
  5. Описание нарушения, доказательства, указание на приложенные документы.
  6. Подпись заявителя и дата подачи заявления.

Кроме того, необходимы приложения:

  1. Копии договора.
  2. Чеки, квитанции, иные документы, свидетельствующие о совершенной покупке.
  3. Копия или оригинал претензии, поданной в продуктовый магазин, ответ на претензию (если это обращение в орган власти).
  4. Результаты экспертиз (если они проводились).

Ответственность

За административные правонарушения на организации налагаются штрафы до нескольких тысяч рублей. Кроме того, за нарушение санитарных норм возможно приостановление деятельности до 90 суток.

За преступления ответственность зависит от тяжести причиненного вреда: от штрафа до лишения свободы.

ЗПП предусматривает разные виды гражданско-правовой ответственности: возмещение ущерба, выплата штрафа, неустойки.

Виновные сотрудники магазина могут быть привлечены работодателем к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Какова ответственность педагога за здоровье и безопасность детей?

Частная группа продлённого дня. Педагог отводит 2 детей в школу. Один решает перепрыгнуть через маленькое ограждение, запинается, падает и ударяется головой. У него лишь ушиб сильный. Но мать подала в прокуратуру заявление. Несёт ли педагог или учреждение за это ответственность? спасибо

    жизнь и здоровье детей, кто несет ответственность за ребенка, ответственность за здоровье ребенка, ответственность ребенка в школе, права ребенка в школе, безопасность детей, школьная травма, Администрация занятия в школах, Аренда автобуса, Аренда детских
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 425 ответов
  • 176 отзывов

В законе «Об образовании» (статья 32) сказано: «Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса». А статья 51-я уточняет: весь груз ответственности несут должностные лица — директора, заведующие, воспитатели и учителя.

Во время образовательного процесса. Но тут уже нет никакого образовательного процесса и инцидент случился не на нашей территории

Все время нахождение ребенка в саду/школе — является образовательным процессом. Вопрос относительно полномочий воспитателя выходить с ребенком за территорию учреждения — не могу ответить так как не знаю вашего договора с родителями и наличие их согласий на подобное.

  • 83 ответа
  • 21 отзыв

Закон РФ «Об образовании» | Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Безусловно, в соответствии с действующим законодательством основной обязанностью любого образовательного учреждения является в первую очередь сохранение жизни и укрепление здоровья детей. Именно поэтому в школах категорически запрещается отпускать учеников на различные мероприятия (репетиции, соревнования) по личной просьбе учащихся, посторонних лиц, родителей без разрешения администрации школы. Запрещается удалять учеников с урока. Учитель во время урока несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей. И должен отпускать учащихся с урока только по звонку и не задерживать на перемене. Проведение экскурсий, походов, соревнований и иных мероприятий вне школы разрешается только после издания приказа на то директора школы. А ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении подобных акций несет тот учитель, воспитатель или любой другой сотрудник школы, который обозначен приказом директора в качестве сопровождающего и ответственного. В случае если детей в школу централизованно доставляет школьный автобус, то образовательное учреждение берет на себя ответственность за ребенка с момента его посадки в автобус.В некоторых школах родители в соответствии с письменным договором со школой берут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, когда тот идет на занятия и с занятий. Это активизирует желание родителей участвовать в профилактике ДТП и по возможности сопровождать детей в школу и обратно.Но объективно существующие школьные факторы риска, важнейший из которых – неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди мальчиков в школе во время перемены или на школьном дворе – далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно рассматривать сугубо индивидуально.Не так давно в городе Барнауле родители мальчика, упавшего с качелей во дворе школы, выиграли судебный иск у ее администрации и у строительной компании, установившей качели без ограничителей высоты.Тем не менее действующее гражданское законодательство РФ исходит, во-первых, из принципа виновности причинителя вреда как обязательного условия привлечения лица к ответственности и, во-вторых, учитывает грубую неосторожность самого потерпевшего, если она содействовала возникновению или увеличению ущерба. То есть, даже если все педагоги в школе прошли все необходимые инструктажи, даже все школьное оборудование, мебель и территория идеально благоустроены, даже если за каждый их квадратный миллиметр установлен ответственный из числа школьной администрации, все равно никакой самый выверенный комплекс мер безопасности не сможет помешать ученику улучить момент и на спор с одноклассниками прыгнуть с третьего этажа… Поэтому в данном случае о привлечении школы к имущественной ответственности едва ли стоит говорить.Да и в принципе судебная практика в настоящее время исходит из того, что в счет причинения вреда здоровью возмещаются лишь чрезвычайно незначительные суммы. А связанные с этим судебные процедуры себя попросту не окупают.Если же поделить ответственность за здоровье детей “на троих” – то есть на школу, семью и самих детей, – то груз ответственности каждого окажется не таким уж тяжелым.

Читайте также:  Образец иска о снятии с регистрации

Ответственность учителя
статья на тему

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
otvetstvennost_uchitelya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он ответственный человек .

Ответственность как личностная черта и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности – показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.

Ответственность учителя за жизнь и здоровье детей

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Методические рекомендации «Ответственность педагогических работников за обеспечение безопасности обучающихся во время образовательной деятельности»

Авторы-составители: Субботина Татьяна Валентиновна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Является ли сфера образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности? Можно считать, что сидящие за партами учащиеся получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, которые изучаются на уроках технологии; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физической культуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо также понимать, что присущие детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности–- это ещё одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков.

В статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится о том, что образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Одним из определяющих факторов успешного функционирования образовательной организации является обеспечение безопасности обучающихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по профилактике травматизма обучающихся во время образовательной деятельности.

Целью данных методических рекомендаций является показать ответственность педагогических работников за обеспечение безопасности обучающихся во время образовательной деятельности и предложить организационные мероприятия по исключению возможных неблагоприятных последствий учебно-воспитательной деятельности.

Создание безопасной образовательной среды

В статье 41 п. 1 п.п. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится, что образовательная организация должна обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в ней. В связи с этим основой деятельности образовательной организации является создание образовательной среды, ориентированной на сохранение жизни и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья всех участников образовательной деятельности. При этом основными задачами образовательной организации в части создания безопасных условий осуществления образовательной деятельности являются:

– обеспечение выполнения участниками образовательного процесса требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания;
– предотвращение несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками в ходе образовательной деятельности и во время проведения мероприятий, организованных образовательной организацией;
– формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
– выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
– профилактика и пресечение противоправного поведения, защиту детей и работников от преступных посягательств;
– организация транспортной безопасности при перевозке детей;
– обеспечение безопасной эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и технических средств обучения.

Обеспечение безопасности в школе должно быть организовано так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательной деятельности. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по мерам безопасности учителями школы, заведующими кабинетами и другими педагогическими работниками является обязательным условием в работе по организации безопасных условий при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, информатики, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.

Нормативно-правовое обеспечение безопасности образовательной деятельности

Школа должна иметь правовые и организационные документы по обеспечению безопасности: комплект внутренних приказов и документов образовательной организации по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, планы, памятки и рекомендации для детей, сотрудников и родителей).

В образовательной организации рекомендуется разработать локальный акт «Основные положения об организации работы по обеспечению безопасности образовательной деятельности в школе».

Руководитель образовательной организации, в соответствии с разработанным Положением, приказом устанавливает объекты ответственности педагогических работников по обеспечению безопасности образовательной деятельности. Например:

– Заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности обеспечивает безопасность обучающихся и сотрудников при эксплуатации здания, мебели, инвентаря и другого хозяйственного оборудования, находящегося в здании организации. Если в образовательной организации есть сотрудник, отвечающий за административно-хозяйственную работу (или сотрудник, назначенный по приказу), то ему может вменяться в обязанность ежедневный контроль состояния электропроводки, щитовой, туалетов, лестничных пролётов, регулярный осмотр здания и территории школы с целью предотвращения появления посторонних подозрительных предметов.

– Заместитель директора по содержанию образования отвечает за безопасность образовательного процесса при проведении учебных занятий согласно расписанию занятий, а также при проведении учебных экскурсий вне здания школы.

– Заместитель директора по воспитанию и социализации отвечает за безопасность образовательного процесса при организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, в том числе спортивных, как в здании школы, так и вне, если они были организованы в соответствии с планом работы школы, а также во время экскурсий по плану воспитательной работы организации; за организацию безопасной работы группы продлённого дня и организацию дополнительного образования.

– Заведующие кабинетами, учителя, руководители кружков, секций обеспечивают безопасность образовательной деятельности в своих кабинетах, мастерских, спортивном зале во время учебных занятий и занятий дополнительного образования.

– Классные руководители, назначаемые из числа педагогических работников общеобразовательной организации, несут ответственность за формирование у учащихся своего класса мотивов безопасного поведения. Классный руководитель обязан в своей деятельности планировать и проводить профилактическую работу с классом по предупреждению несчастных случаев и травм.

Конкретные должностные обязанности работников по обеспечению безопасности образовательного процесса излагаются в должностных инструкциях каждого заместителя директора, педагогического работника, специалиста. Учителя несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся непосредственно на проводимом уроке и во время воспитательных мероприятий. В случае возникновения ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью учащихся, учитель обязан незамедлительно сообщить о ней руководителю образовательной организации и действовать по определённому алгоритму, который разрабатывается в школе и имеет статус локального акта школы.

Если ребёнок получил травму во время нахождения его в школе, ответственность за причиненный вред здоровью несет образовательная организация. Родители имеют право предъявить требования по возмещению вреда, причинённого здоровью ребёнка, к школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В любой образовательной организации должен быть приказ «Об обеспечении безопасности жизни и здоровья участников образовательной деятельности», который должным образом должен быть доведён до каждого педагогического работника и сотрудника.

Предотвратить ситуацию, опасную для жизни и здоровья обучающихся, может систематический административный контроль:

– за своевременным проведением инструктажей по правилам и мерам безопасности, предусмотренных учебными программами, в том числе и в «специализированных» кабинетах (химии, физики, информатики, технологии, биологии, изобразительного искусства, физкультуры);

– за обеспечением безопасного пространства в образовательной организации (исключение возможности контакта детей с травмоопасными предметами) в здании школы и на прилегающей территории.

Локальный акт, регулирующий организацию работы по созданию безопасных условий образовательной среды, должен предусмотреть категорическое запрещение во время учебно-воспитательной деятельности:

– учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям – удалять обучающихся с учебных занятий;

– не пускать в класс учащихся, опоздавших на урок;

– отправлять детей во время учебного процесса домой за забытыми вещами и т. п.;

– учителям использовать на учебных занятиях несертифицированное оборудование;

– оставлять учащихся одних в кабинетах и на переменах без присмотра учителя;

– отпускать детей с общешкольных мероприятий без письменного заявления родителей (законных представителей).

Ответственность за безопасность обучающихся

В образовательной организации должна быть установлена строгая ответственность, в соответствии с приказом руководителя, для учителей и воспитателей за жизнь и здоровье учащихся при передаче их из классов на занятия внеурочной деятельностью, в период проведения консультативных, кружковых занятий, во время прогулок, при сопровождении учащихся в культурные, спортивные и другие учреждения.

С целью обеспечения соблюдения учащимися правил безопасности при проведении практических, лабораторных работ, спортивных занятий, всех видов кружковой работы, занятий в кабинетах физики, химии, технологии, информатики учителя и руководители кружков должны иметь утверждённые в школе инструкции по правилам безопасности, которые должны быть вывешены для ознакомления в учебных кабинетах, мастерских, спортивном зале. В процессе образовательной деятельности учитель обязан проводить вводный инструктаж при переходе от одного вида работ к другому.

Иногда травмы случаются из-за конфликтных ситуаций и драк. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей правовым нормам поведения в социуме, умению общаться друг с другом (умение выразить свое желание, выслушать желание другого человека, договориться и т. д.). Необходимо помнить, что предупреждение конфликтов наиболее перспективно на ранних стадиях, на этапе их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы других детей, затянувшееся выяснение отношений. При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: школа – модель общества, где обучающиеся усваивают социальные нормы отношений между людьми.

Но если конфликтная ситуация привела к нарушению здоровья обучающегося, отвечать придётся школе! Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он как представитель школы обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечён к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Если причинение вреда здоровью ребёнка произошло в результате нарушения норм и требований безопасности или правил охраны труда, наказание может быть намного серьёзнее, вплоть до уголовной ответственности. Статьей 293 «Халатность» УК РФ предусмотрено, что причинение особо крупного ущерба наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Если следствием нарушения правил безопасности стала смерть ребёнка, то педагогу, ответственному за соблюдение этих норм, за совершённое деяние предусмотрено наказание принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трёх лет или без такового. Иногда причиной травмы может стать случайность. Если администрация школы докажет, что факта недосмотра не было, то иск будет отклонен (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).

Ребёнку в школе стало плохо. Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок действия и ответственность образовательной организации в случае, когда у обучающегося возникают проблемы со здоровьем или были получены повреждения здоровья. Педагогический работник, непосредственно проводивший учебное занятие (мероприятие), во время которого произошёл несчастный случай с обучающимся, обязан немедленно сообщить о несчастном случае руководителю организации (или лицу, его замещающему), осуществляющей образовательную деятельность. Руководитель образовательной организации (или лицо, его замещающее), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая в первую очередь обязан немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости – доставку его в медицинскую организацию, а также проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, родителей или законных представителей пострадавшего.

Для предупреждения несчастных случаев и травм при проведении образовательной деятельности необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также о действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учёта несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»;

2. Приказ Департамента образования города Москвы от 30 октября 2017 г. № 1070 «Об организации работы по расследованию несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных организаций и иных учреждений, подведомственных ДОгМ»;

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

«Возложить ответственность за жизнь и здоровье на учителя»

Во время ЕГЭ учителя часто выполняют не свои обязанности: наблюдателей, сопровождающих, даже медицинских работников. Наш новый блогер, бывший педагог Екатерина Карпова, рассказывает о двух случаях из своей практики, которые доказывают — каждый должен заниматься своим делом.

Предисловие: я решила выпустить серию статей под общим названием «Модернизация в образовании», где публикую свои наблюдения и мысли о том, что бы я изменила в своём воображаемом идеальном государстве.

Учитель не должен сопровождать детей — это не его обязанность

Этот год сильно отличается от предыдущих по требованиям безопасности здоровья учителей и учеников: оно и понятно — пандемия. И так интересно наблюдать, когда привычки постсоветского пространства перемешиваются с современными «европейскими стандартами». Например, уменьшается количество детей в классах, измеряется температура, маски, перчатки, дистанция, и в то же время процесс доставки участников экзамена до пункта ППЭ остался «пионерско-лагерный». Собственно об этом я и хочу поговорить.

Учителям на экзаменах вменяют обязанность курьеров — собрать детей у школы и всем классом по определённому маршруту, расписанному на листочке, добраться для пункта сдачи экзамена. В голове у придумавших это правило стоит идеалистическая картинка, как дети в белых фартучках по парам, строем в колонну по два шагают вслед за главным пионером-учителем, негромко напевая гимн Российской Федерации.

И всё тихо и мирно, с минимальными затратами для руководящих постов управления образования

На самом деле в жизни всё намного сложнее. Шесть лет назад я работала в школе, руководитель которой посчитал правильным возложить на меня, приезжего учителя, обязанности по сопровождению детей до пунктов проведения всех экзаменов. Местность сельская — до ближайшего города нужно было проехать пару остановок на электричке и до школы ещё на автобусе.

Я должна была приехать в школу, забрать документы, встретиться с детьми на платформе и поехать в ППЭ (пункт проведения экзаменов). Почему на платформе? Тогда директор сказала мне: «Ваша обязанность, говорите с классным руководителем и договаривайтесь, как и где будете собирать детей».

Классный руководитель сообщил, что общим решением родителей и учащихся было выбрано место встречи с детьми на станции железной дороги, чтобы они подошли туда к определённому времени определённой электрички. Когда я пришла в школу забрать документы, в приказе значилось: «Возложить ответственность за жизнь и здоровье на учителя… (ФИО мои)». Я от такой формулировки была в шоке.

Мало того, что я ответственна за образование детей, так ещё и за их жизнь и здоровье приказом некоего сельского директора. Вот это поворот

И если в вопросах образования я компетентна, у меня для этого и дипломы имеются, то в вопросах безопасности и здравоохранения я — дуб дубом. Если бы хотела я быть специалистом по части безопасности и здравоохранения, я бы для этого пошла работать охранником или медиком (да и туда без соответствующего образования не берут). Сейчас, пройдя два экзамена сопровождающим, я принципиально отказываюсь от участия в этом идиотизме. Поскольку считаю, что каждый должен заниматься своим делом: кто-на-что-учился или кто-на-какой-должности-работал.

Поэтому первая моя модернизационная и бесплатная идея для министерства образования: наличие как минимум одного сотрудника полиции при сопровождении группы детей с учителем.

И желательно, чтобы предварительная организация перевозки детей так же осуществлялась с сотрудником полиции. Ладно, пусть учитель и побудет курьером, доставит до ППЭ документы детей и будет поддерживать связь с родителями, но возлагать на него непосильную ношу — жизнь и сохранность детей в дороге — это дурной тон, как минимум, и небезопасно, как максимум.

Как учителя отвечают за жизнь здоровье и детей

Так вот, рассказываю про наш случай. Родители одобрили встречу детей на станции, мы стояли и ждали одного ученика. С какой стороны он пойдёт я понятия не имела, поскольку была не местная, и адрес его в анкете, взятой утром со школы, мне ни о чем не говорил. Замечу, классный руководитель был со мной по своей воле, а не по приказу, она как чувствовала что-то.

И вот, когда я с детьми уже собиралась садиться в электричку, мимо нас неожиданно пронёсся экспресс, и с края платформы закричали, что мужчина попал под электричку. Пока одни разбирались с тем, кого же сбили, я пыталась успокоить возбудившихся детей и запихнуть их всех вовремя в следующую электричку. Классный руководитель остался ждать опаздывающего, а я повезла детей в город на экзамен.

Через час на экзамене я узнала, что сбила электричка как раз нашего ученика. Не буду дальше описывать, как меня возили в управление образования, как директриса пыталась договориться со мной о том, как и какие показания давать, как потом я должна была подписать задним числом инструктаж по технике безопасности для сопровождающих, который с нами не проводился, как потом хотели от меня, чтобы я подписала приказ о выговоре и несоответствии занимаемой должности, как чудом ничего так и не подписав, удалось забрать трудовую, но подставить хорошего человека.

А всего-то стоило включить в организацию перевозок детей хотя бы одного пешего сотрудника полиции

Он бы подсказал нам, что безопаснее, например, было бы разделиться и встречать детей по разные стороны железной дороги и с ними её переходить, что безопаснее было бы указать диапазон электричек и не торопить детей, не нервировать их или вообще забирать всех со школы, а не там где «родителям удобнее».

Эта ситуация была бы целиком и полностью продумана человеком, который соответствует занимаемой должности полицейского и действительно несёт ответственность за безопасность граждан, и имеет опыт оценить безопасны ли действия и их последствия. А что могут в этой ситуации по должности учителя, которые натасканы на донесение информации по своему предмету, а не на организацию перевозок, тем более, несовершеннолетних детей.

Я боюсь ходить в школу, я хочу улыбаться, входя в школу

Да и для меня, как для родителя, это стресс. Когда я знаю, что мой ребёнок поедет куда-то с учителем, пусть и с 35-летним стажем опыт работы, я понимаю, что нет гарантий, что учитель отобьёт детей от маньяков-террористов, прилетевших с неба на угнанном самолёте или будет знать, как действовать в ситуации со случайным неожиданным отёком Квинке. Тем более, всё становится понятнее, если представить, что мне, как родителю сообщают, что моих детей 16-18-летних повезёт молоденькая училка лет на 6 всего старше, тут уж совсем вопросы безопасности видны как на ладони.

После того случая я была один раз в сопровождении на экзамен, да, везла 11 класс, причём детей, которых совсем не знала. Перенервничала и перепсиховала я сильнее, чем они. Идём почти строем, как у магазинов начинается «ящакуплючёпопить», «язаорешкамипоесть», «вымедленноидётемывперёдпойдём», так ещё и к моей группе детей то один подходит останавливает «А как до Дирижабельной дойти?», то потом другая «А где тут почта?», так ещё и дети радостно начинают объяснять! Я с дёргавшимся глазом вопила «Какая почта, мы на экзамен идём?!», наверное зрелище было жуткое со стороны. Но мне было не смешно. Весна, обострение, псих с ножом (НЕ ДАЙ БОГ) подскочит к детям, что я буду делать?

Что вы будете делать? Что будет потом? Учитель не соответствует должности — не отнял у маньяка нож?

А в наше время в период пандемии, когда учитель ведёт детей на экзамены, как избежать контакта группы детей с людьми на улицах? А если они носители вируса? А если так же подойдут спросить дорогу, и ребёнок окажется в списке контактирующих с зараженным, кто за это будет нести ответственность?

Очередной учитель получит выговор за то, что не уберёг здоровье ребенка? А не уберёг просто потому, что он не медик, и мышление его не заточено под профилактические действия по выявлению опасных вирусных зон и их огибание или под предотвращение столкновений с потенциально опасными объектами. В период пандемии я бы к этой группе детей с полицейским добавляла ещё и медработника.

Не надо перекладывать ответственность с больной головы на здоровую

Был несколько лет назад случай, когда подростки из нашей школы во время экскурсии на станции железной дороги начали задираться к пьяному, но крепкому мужику, так тот спрыгнул с противоположной платформы, перелез на нашу и уже было направился к детям выяснять кто там козёл, кто не козёл. Учительница с 35-летним стажем буквально влезла между ним и детьми и грудью защищала-убалтывала, мол, школа, дети, подростки, экскурсия, они не хотели.

Какими-то остатками трезвого сознания тот мужчина всё понял и отошёл. Но не ушёл совсем, а встал в сторону и наблюдал за детьми издалека. Как же потом досталась подросткам — слышала вся станция патриотично-этичное нравоучение на повышенном тоне, чтобы лучше всем было слышно.

Можете себе представить такое сейчас, в наше карантинное время?

Другое дело, если среди группы детей будет виден хотя бы сотрудник полиции. Каждый будет знать — группа, сопровождение, лучше не влезать. И как раз сотрудник полиции будет разрешать такие конфликты. Либо на детей протоколы составлять, если они зачинщики, либо на нарушителей.

Бесправность, бессилие и ноль личной жизни: о молодых педагогах и школе

Есть понятие «должностные полномочия», есть понятие «превышение должностных полномочий», есть понятие «несоответствие занимаемой должности», а есть понятие «возложение полномочий несоответствующих занимаемой должности», и обо всех этих терминах стоит помнить всем: и работникам, и руководящему составу и власть имеющим, если мы хотим создать адекватное общество, а не перекладывать ответственность с больной головы на здоровую, ища козла отпущения, и прикрыть отсутствие житейской смекалки и фантазии очередным неадекватным приказом.

А в период пандемии могли бы дистанционную сдачу экзаменов устроить, ах да! Дистанционное обучение в наших школах сильно отстаёт.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Zhuravlev Andrey

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию