Генеральная доверенность на представление интересов в суде

Инструкция по составлению доверенности для ведения дела в суде

Судебная доверенность — это документ, который предоставляет право представителю участвовать в судебном процессе вместо доверителя (представлять его интересы).

Скачать бланк доверенности на представление интересов в суде с комментариями по заполнению
Скачать образец доверенности на представление интересов в суде арбитражном
Скачать образец доверенности для мирового суда общей юрисдикции
Скачать образец доверенности на участие в судебном заседании с удостоверением подписи

Как оформить судебную доверенность

В п. 1 ст. 185 ГК указано, что оформляют ее письменно. Не удостоверяйте ее нотариально, даже если выдаете ее в порядке передоверия. Это указано в п. 3 ст. 187 ГК.

В документе на представление интересов юридического лица в суде расписывается руководитель или другое лицо, у которого есть такое право по закону или учредительным документам. Как правило у юридических лиц таким документом является устав.

Есть доверенности, в которых указывают образец подписи представителя, это не обязательно. Об этом Президиум ВАС указал в постановлении №750/09 от 16.06.2009.

Поставьте на документе печать, если она есть у компании. Если вы этого не сделаете, а для заседания предоставите учредительные документы, из которых не следует, что она есть, то судья не допустит представителя в процесс.

Что указать в судебной доверенности

В разрешении на представление интересов организации в суде обязательно указывайте:

  1. дату ее совершения или выдачи. Пропишите срок действия, в законе нет ограничений. Если не укажете срок, она действует год (п. 1 ст. 186 ГК);
  2. данные о представляемом и представителе. Если их не указать, неясно, кто и кому предоставил полномочия. Для граждан рекомендуем указывать ФИО, паспортные данные и адрес регистрации. Для организаций — название, адрес регистрации, ИНН и ОГРН. Указывайте должность и ФИО физлица, которое выдает доверенность представителя в суде от имени организации. Чаще всего это руководитель компании;
  3. полномочия представителя.

Указывать лиц, с которыми взаимодействует представитель (например, органы, в которых он уполномочен вести дела), необязательно, закон этого не требует.

Как описать полномочия представителя

Есть два варианта описания для формулировок полномочий представителя:

  1. широко. Например, доверяете представителю вести все судебные дела с участием организации и с правом совершать все необходимые действия в судебном процессе. Такие документы называют «генеральные», и их получают юристы из штата компании. Учтите, есть полномочия, которые прописываются отдельно;
  2. конкретно. Например, предоставляете представителю полномочия вести определенное дело или совершать отдельные процессуальные действий (подписать и подать конкретный иск).

Какие полномочия оговаривают отдельно

Они указаны в ч. 2 ст. 62 АПК, ст. 54 ГПК, ч. 2 ст. 56 КАС. Специально оговаривают такие полномочия:

  • подписывать иск. Такое полномочие разрешает представителю подписать и заявления о выдаче судебного приказа. Исключение — заявления в административном судопроизводстве. Это указано в п. 1 ч. 2 ст. 56 КАС, п. 14 Постановления Пленума ВС №62 от 27.12.2016;
  • подавать его в судебный орган. В отличие от ч. 1 ст. 54 ГПК и ч. 2 ст. 56 КАС, в ч. 2 ст. 62 АПК среди прав представителя, которые подлежат специальной оговорке, подача искового заявления в суд не указана;
  • подписывать отзыв (возражения) на иск в арбитраже;
  • отказаться от иска;
  • признать иск;
  • передоверить полномочия другому лицу. Такое полномочие важно, если представитель — организация. В противном случае представлять интересы вправе только ее руководитель лично, поскольку у него нет права перепоручить это работнику;
  • заключать мировое соглашение (соглашение о примирении сторон);
  • обжаловать судебные акты;
  • принимать участие в деле о банкротстве в арбитраже. Это указано в п. 44 Постановления Пленума ВАС №35 от 22.06.2012.

Выберете необходимые полномочия из этих норм и перечислите их в документе. Общей формулировки (например, «для представительства в судопроизводстве») недостаточно.

Образец доверенности на ведение дела в суде

ДОВЕРЕННОСТЬ

город Идеалов, второе апреля две тысячи двадцатого года

Общество с ограниченной ответственностью «Идеальный поставщик», ИНН 2346782552, зарегистрированное по адресу: г. Идеалов, ул. Идеальная Сосна, д. 5, в лице генерального директора Идеалова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, уполномочивает

Идеальнова Виктора Степановича, дата рождения 14.04.1983, паспорт 12 08 123456 выдан Отделением УФМС России по г. Идеалов по району Идеалинский 17.09.2012, код подразделения 321-077, зарегистрированного по адресу: г. Идеалов, ул. Идеальская, д. 23, кв. 30, совершать следующие действия:

  • представительствовать от имени ООО «Идеальный поставщик» в судах Российской Федерации, в том числе в арбитражных, федеральных судах общей юрисдикции и у мировых судей, совершать все процессуальные действия, предусмотренные действующим законодательством, в том числе подписывать исковые заявления и отзывы на них, предъявлять их в суд, подписывать заявления об обеспечении иска, иные заявления, ходатайства и жалобы, предъявлять встречные иски и подписывать заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обжаловать судебные акты арбитражных судов, судов общей юрисдикции и мировых судей, в том числе судебные постановления (с правом подписи апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, заявлений), обжаловать постановления и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
  • получать любую документацию с правом подписи всех необходимых документов и совершения всех действий, необходимых для осуществления полномочий, предусмотренных настоящей доверенностью.

Доверенность выдана сроком до 31.12.2020 без права передоверия другим лицам.

Образец доверенности на представление интересов в суде. Простая доверенность и доверенность на представление интересов в гражданском и арбитражном судах, в ФССП РФ, на осуществление действий, предусмотренных КАС РФ.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (статья 185 ГК РФ). Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом (статья 53 ГПК РФ). Ниже можно скачать образец доверенности на представление интересов в суде.

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены;

  1. в нотариальном порядке;
  2. организацией, в которой работает или учится доверитель;
  3. товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом;
  4. управляющей организацией по месту жительства доверителя;
  5. администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении;
  6. командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей;
  7. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).

Образец доверенности на представление интересов в суде (простая доверенность).

ДОВЕРЕННОСТЬ

Город Москва, двадцать третьего августа две тысячи восемнадцатого года

Я, гр. Иванов Иван Иванович, 01 марта 1973 года рождения, место рождения: гор. Москва, гражданство: Российская Федерация, пол: мужской, паспорт 0000 000000, выданный ОВД Лефортово гор. Москвы 05.09.2003 г., код подразделения 000-000, зарегистрирован по месту жительства по адресу: город Москва, улица Высокая, дом 19 (девятнадцать), квартира 5 (пять) настоящей доверенность уполномочиваю
гр. Петрова Петра Петровича, 15 мая 1979 года рождения, место рождения: гор. Москва, гражданство: Российская Федерация, пол: мужской, паспорт 0000 000000, выданный ОВД «Орехово-Борисово Северное гор. Москвы» 13.03.2007 г., код подразделения 000-000, зарегистрирована по месту жительства по адресу: город Москва, улица Летняя, дом 50 (пятьдесят)
представлять мои интересы во всех судебных, административных, правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуре, и иных правоохранительных органах, в том числе во всех судах судебной системы Российской Федерации со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитнику, потерпевшему, его представителю, в том числе с правом на:
урегулирование споров с помощью процедуры медиации, с правом заключения и подписания медиативного соглашения, подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, изменение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, с правом на подачу любых других документов, в том числе подачу жалоб, апелляционной жалобы, кассационной жалобы, жалоб в порядке надзора, заявление отводов и ходатайств, получение решений, определений суда, исполнительных документов, получение и истребование необходимых документов и информации в административных и иных органах,
при этом подавать от моего имени любые заявления, расписываться за меня, оплачивать государственную пошлину, и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.
Доверенность выдана сроком на пять лет, с запретом на передоверие полномочий по настоящей доверенности другим лицам.
Смысл и значение доверенности, ее юридические последствия, а также содержание статей 187-189 Гражданского кодекса Российской Федерации мне понятно и соответствует моим намерениям.
Содержание настоящей доверенности прочитано мной лично.

Какие полномочия представителя указывать в доверенности на представление интересов в суде.

Следует отметить, доверенность на представительство в суде должна составляться с учетом требований, содержащихся в статье 54 ГПК РФ, статье 62 АПК РФ, статье 56 КАС РФ. Согласно ГПК РФ представитель в суде вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом (статья 54 ГПК).

Доверенность на представительство на стадии исполнительного производства оформляется в соответствии с требованиями статьи 57 ФЗ «Об исполнительном производстве», что и содержит второй образец доверенности на представление интересов в суде.

Согласно статье 56 КАС РФ в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.

Стоит учесть, что представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия (статья 56 КАС РФ).

Образец доверенности на представление интересов в суде (в гражданском и арбитражном судах, в ФССП РФ, на осуществление действий, предусмотренных КАС РФ).

ДОВЕРЕННОСТЬ

Город Москва, двадцать третьего августа две тысячи восемнадцатого года

Я, гр. Иванов Иван Иванович, 01 марта 1973 года рождения, место рождения: гор. Москва, гражданство: Российская Федерация, пол: мужской, паспорт 0000 000000, выданный ОВД Лефортово гор. Москвы 05.09.2003 г., код подразделения 000-000, зарегистрирован по месту жительства по адресу: город Москва, улица Высокая, дом 19 (девятнадцать), квартира 5 (пять) настоящей доверенность уполномочиваю
гр. Петрова Петра Петровича, 15 мая 1979 года рождения, место рождения: гор. Москва, гражданство: Российская Федерация, пол: мужской, паспорт 0000 000000, выданный ОВД «Орехово-Борисово Северное гор. Москвы» 13.03.2007 г., код подразделения 000-000, зарегистрирована по месту жительства по адресу: город Москва, улица Летняя, дом 50 (пятьдесят)
представлять мои интересы во всех судебных, административных, правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуре, и иных правоохранительных органах, в том числе во всех судах судебной системы Российской Федерации со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитнику, потерпевшему, его представителю, административному истцу, административному ответчику, органам, организациям и лицам, обращающимся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, заинтересованным лицам, в том числе с правом на:
урегулирование споров с помощью процедуры медиации, с правом заключения и подписания медиативного соглашения, подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, изменение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, с правом на подачу любых других документов, в том числе подачу жалоб, апелляционной жалобы, кассационной жалобы, жалоб в порядке надзора, заявление отводов и ходатайств, получение решений, определений суда, исполнительных документов, получение и истребование необходимых документов и информации в административных и иных органах, а также в случае подведомственности арбитражному суду с правом представителя на:
на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, а также с правом полного представления моих интересов в исполнительном производстве, в том числе с правом представителя на:
представление интересов в Федеральной службе судебных приставов, предъявление и отзыв исполнительного документа, отказ от взыскания по исполнительному документу, обжалование действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, совершать иные процессуальные действия,
при этом подавать от моего имени любые заявления, расписываться за меня, оплачивать государственную пошлину, и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.
В случае рассмотрения и разрешения административных дел, связанных с защитой нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов, доверенность выдана с правом представителя на осуществление самостоятельно основных процессуальных действий, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а именно:
1) знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;
2) заявлять отводы;
3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;
4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;
5) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования;
6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;
7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;
8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;
10) знакомиться с особым мнением судьи по административному делу;
11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов;
12) пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными настоящим Кодексом, а также предоставляю право представителю:
1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;
2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
3) на подачу встречного административного искового заявления;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
5) на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;
6) на изменение предмета или основания административного иска;
7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
9) на обжалование судебного акта;
Содержание статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мне известно и понятно.
Доверенность выдана сроком на пять лет, с запретом на передоверие полномочий по настоящей доверенности другим лицам.
Смысл и значение доверенности, ее юридические последствия, а также содержание статей 187-189 Гражданского кодекса Российской Федерации мне понятно и соответствует моим намерениям.
Содержание настоящей доверенности прочитано мной лично.

Читайте также:  Право полиции на проверку документов

Какие данные нужно указывать в доверенности на представление интересов в суде.

Доверенность на представление интересов в суде должна быть совершена в письменной форме.

Доверенность на представление интересов в суде должна содержать:

  1. наименование документа;
  2. указание на место ее совершения (город (село, поселок, район), край, область, республика, автономная область, автономный округ полностью), а в случае удостоверения доверенности вне помещения нотариальной конторы — также адрес удостоверения;
  3. дату ее совершения (число, месяц и год совершения доверенности указываются прописью);
  4. сведения о представляемом и представителе: в отношении физического лица должны быть указаны фамилия, имя и (при наличии) отчество полностью, место жительства (при наличии); в отношении юридического лица — полное наименование, адрес, место нахождения и (при наличии) регистрационный номер;
  5. полномочия представителя;
  6. подпись представляемого или представителя юридического лица;

а также доверенность может содержать:

  1. срок, на который она выдана;
  2. указание на право или запрет передоверия, возможность или запрет последующего передоверия.

Кроме того, в отношении физического лица в доверенности рекомендуется указывать иные сведения, индивидуализирующие личность, в частности, дату и место рождения; данные документа, удостоверяющего личность.

Доверенность на представительство в суде

Краткое содержание:

Защиту своих интересов надежнее доверить профессионалам. На представительство в суде оформляют доверенность. Проверьте, как вы подготовили документ и прописали полномочия, чтобы в ходе процесса не возникло неожиданных препятствий.

В каких случаях понадобится доверенность на представительство в суде

ИП или руководители компаний не всегда могут присутствовать лично при рассмотрении дел в судебных разбирательствах. Нередко они не обладают специальными знаниями в области юриспруденции, не в курсе тонкостей проведения процесса, могут избрать не тот способ защиты своих прав (что как минимум потребует времени на исправление). Поэтому компании и предприниматели обращаются за профессиональной помощью. Доверенность на представительство в суде может выдавать:

-организация – физическому лицу;

-физическое лицо (ИП) другому физлицу.

Привлечь защищать интересы можно и другую организацию. Тогда в доверенности на представительство в суде нужно прописать реквизиты организации, включить в условия право передоверия (чтобы по этой доверенности могли действовать сотрудники компании) и указать, в рамках какого договора выдан документ.

Доверенность на представительство в суде оформляют независимо от того, будет ли представлять интересы штатный юрист компании или приглашенный. Его полномочия необходимо удостоверять от имени физического или юридического лица.

Судебную доверенность на представительство в суде выдают для ведения гражданских, арбитражных, административных процессов. Юристы, в частности:

-подают исковые заявления,

-обращаются к суду в течение заседания,

-следят за процессом взыскания выигранных денежных средств или имущества.

Какие нормы права регулируют оформление доверенности на представительство в суде

Право на ведение дел через представителей в гражданских спорах предоставляет:

-статья 48 ГПК РФ,

-статья 59 АПК РФ,

-статья 56 КАС РФ.

Оформление доверенности на представительство интересов в суде от имени гражданина предусматривает п. 1 ст. 53 ГПК РФ. Этот документ может заверить, например:

-организация, где работает либо учится доверитель;

-лечебное учреждение, где он находится.

Если доверенность на представительство в суде общей юрисдикции выдает организация, ее подписывает руководитель или уполномоченный им сотрудник. Также необходимо получить печать компании-доверителя. В случае участия руководства юридического лица в суде лично следует подтвердить его статус (п. 3 ст. 53 ГПК РФ).

Представление интересов в арбитражных спорах имеет схожее регулирование. Если от компании в суд идет адвокат, его полномочия подтверждают по закону об адвокатуре № 63-ФЗ. Другие юристы должны подтвердить свое профильное образование (п. 3 и 4 ст. 61 АПК РФ). Право на представительство также оформляют через доверенность. Однако организация или ИП могут сделать заявление в суде, в котором также выразят полномочия представителя (п. 4 ст. 61 АПК РФ). Такую же возможность в рамках гражданского спора предусматривает п. 6 ст. 53 ГПК РФ.

Доверенность на представительство в суде по арбитражному делу может быть нотариальной или простой (п. 7 ст. 61 АПК РФ). По закону обязанности идти к нотариусу нет, однако в ряде случаев это стоит сделать. Такая необходимость возникает при, в частности, распоряжении правами, которые входят в государственные реестры (ст. 185.1 ГК РФ).

Как правильно оформить доверенность на представительство в гражданском или арбитражном суде

Единый общий образец или форма доверенности от физического или юридического лица на представительство в суде отсутствует. По ГК РФ можно выделить элементы и особенности, которые должен в себе содержать любой вариант этого документа (ст. 182 – 188.1 ГК РФ). К ним относятся, в частности:

-срок действия доверенности в суд;

-наименование и реквизиты того, кто выдает доверенность;

-подробный перечень полномочий, которые передают представителю;

-реквизиты представителя (в том числе паспортные данные);

-ФИО и должность того, кто подписывает документ, а также ссылка на удостоверение и подтверждение его полномочий.

Место составления значения не имеет.

Если доверенность составляется с ошибками, они влекут ее недействительность.

Стандартным сроком действия интересов по доверенности на представительство в суде является 1 (один) год с даты совершения документа. Дата оформления влияет на срок действия, если он прямо не прописан. Если не указать дату выдачи документа, его сочтут ничтожным (ст. 186 ГК РФ).

Особо тщательно проработайте раздел о полномочиях представителя. Недостаточно полное описание приведет к ограничениям, которые выяснятся непосредственно в ходе судебного разбирательства. Слишком широкие возможности могут привести к злоупотреблениям со стороны юриста.

Не забудьте прописать условия досрочного отзыва полномочий.

Какие полномочия можно передать от физического или юридического лица по доверенности на представительство в суде

По общему правилу представители могут осуществлять все процессуальные действия (п. 1 ст. 54 ГПК РФ и п. 1 ст. 62 АПК РФ).

Однако есть конкретный перечень действий, которые необходимо прямо отразить в доверенности на представительство в суде. К таким полномочиям относят, в частности:

-подписание искового заявления и отзыва;

-обращение о наложении обеспечения по делу;

-заключение мирового соглашения; изменение основания или предмета иска, требований по нему (п. 2 ст. 54 ГПК РФ и п. 2 ст. 62 АПК РФ).

Если вы забудете это сделать, вашему поверенному могут отказать, например, в:

Наказания по делам об административных правонарушениях

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Административное наказание по КоАП РФ. Понятие, виды, условия назначения
  1. Понятие административного наказания и условия его назначения
  2. Виды административных наказаний
  3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу
  4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу
  5. Основные и дополнительные административные наказания
  6. Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?
  7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

1. Понятие административного наказания и условия его назначения

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:

  1. мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
  2. назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
  3. назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
  4. административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

2. Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП РФ содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Читайте также:  Жалоба на шум от магазина

3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу

К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу

В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное приостановление деятельности.

5. Основные и дополнительные административные наказания

Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

К основным административным наказаниям относятся:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

6. Какие административные наказания
вправе устанавливать субъекты Федерации?

Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний

7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи,
либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 – 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием..

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.1 КоАП РФ

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 345-ФЗ в часть 2.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения

2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2

2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.3

2.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ в часть 3.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3.1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.2

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. N 15-П часть 3.2 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования исключает возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения

3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.3

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. N 15-П часть 3.3 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования исключает возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.4

3.4. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.5

3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.6

3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.7

3.7. За административное правонарушение, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 20.31 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Читайте также:  Отпечатки пальцев на месте преступления

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний (действующая редакция)

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу. – Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 – 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 3.2 КоАП РФ устанавливает виды административных наказаний.

Так, исходя из ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ следует, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (ст. 3.4 КоАП РФ);

2) административный штраф.

Административный штраф – денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан и юридических лиц в размере, установленном положениями ст. 3.5 КоАП РФ в зависимости от совершенного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ);

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Лишение специального права заключается в запрете физическому лицу, совершившему административное правонарушение, пользоваться в течение определенного срока ранее предоставленным ему специальным правом, например, правом:

а) осуществлять охоту (ч. 2 ст. 7.11, ч. ч. 1, 1.1 – 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ);

б) приобретать и хранить или хранить и носить оружие (ч. 4 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ);

в) управлять транспортными средствами (ч. 1.1 ст. 12.1, ч. ч. 2 и 4 ст. 12.2 КоАП РФ);

6) административный арест.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 КоАП РФ);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ);

Дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность (ст. 3.11 КоАП РФ);

9) административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ);

10) обязательные работы.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 3.13 КоАП РФ);

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 3.14 КоАП РФ).

Перечень видов административного наказания, которое может быть назначено лицу за совершение административного правонарушения, установленный в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим.

Система административных наказаний, закрепленная в ст. 3.2 КоАП РФ, построена законодателем путем расположения их от менее строгого к более строгому виду наказания, т.е. в порядке усиления меры ответственности. Перечень административных наказаний начинается с такого вида, как предупреждение, из чего следует, что предупреждение представляет собой наиболее мягкий вид наказания. Административное приостановление деятельности, указанное в КоАП РФ последним в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер. Следовательно, из анализа указанной статьи усматривается, что административное приостановление деятельности является более тяжким видном наказания, чем административный штраф и иные виды наказаний, содержащиеся в санкциях соответствующих статей Особенной части КоАП РФ.

При этом КоАП РФ не предусматривает возможность применения наказания, не предусмотренного ст. 3.2 КоАП РФ. Размер санкции за совершение административного правонарушения устанавливается законодателем и не может быть снижен административным органом либо судом.

Отметим, что при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Общие правила назначения административных наказаний установлены в ст. 4.1 КоАП РФ.

Административные наказания: общие правила назначения и особые условия их применения

Содержание:

Административные наказания назначают органы или должностные лица, которые имеют право рассматривать дела о нарушениях административного законодательства. Наказания назначаются в соответствии с установленными КоАП общими правилами.

Общие правила назначения административного наказания формулируются следующим образом:

  1. Мера наказания определяется КоАП и законом об административных правонарушениях, который действует на территории конкретного субъекта РФ. Она не может быть больше или меньше установленных норм.
  2. Наказание не назначают, когда пройдет два месяца со дня, когда было совершено административное правонарушение. Аналогичная норма действует, если правонарушение было обнаружено два месяца назад. Это подразумевает действие или бездействие, при котором нарушитель выполняет или не выполняет обязанности. Например, это нелицензированная деятельность юридических лиц или ИП. Днем обнаружения называется день, в который должностное лицо обнаружило имеющиеся нарушения закона. В идеале, в этот день должен быть составлен протокол, а затем дело об административном правонарушении направляется в соответствующие инстанции. Но есть и исключения. Если обнаружено несоблюдение таможенного, валютного или антимонопольного законодательства, наказание может быть назначено в течение одного года. Отправить протокол на рассмотрение в соответствующие органы можно как со дня нарушения, так и со дня обнаружения.
  3. Если административное наказание назначается физическому лицу, судьи учитывают особенности совершенного правонарушения, личность виновного, его материальное состояние. Принимаются во внимание обстоятельства, которые отягчают или смягчают административную ответственность. Аналогичным образом за нарушение административного порядка наказываются юридические организации.
  4. Физические и юридические лица не прекращают свою работу после того, как суд назначит административное наказание. Но им предстоит выполнять обязанности, которые они не исполняли.
  5. За одно и то же нарушение дважды не наказывают.
  6. Если лицо совершило два и более административных нарушения, каждое из них наказывается отдельно.
  7. Если совершенное действие или бездействие предусматривается двумя и более статьями КоАП, виновному назначается более строгое административное наказание.

Замечание 1

Нормы федерального законодательства закрепляют факторы и условия, которые могут как смягчать или отягчать административную ответственность, так и освобождают от нее. Обстоятельства, которые исключают административную ответственность за совершение административного правонарушения также прописаны в КоАП.

Согласно ему от административной ответственности освобождаются:

  • несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет;
  • психически больные лица или лица, которые действовали в невменяемом состоянии;
  • лица, которых нельзя привлечь к ответственности по сроку давности;
  • физические лица и юридические организации, которые устранили опасность, угрожавшей личности, группе лиц, обществу или государству. При этом вред должен быть незначителен по сравнению с предотвращенной опасностью. Например, проводить аварийные или спасательные работы без соответствующего разрешения;
  • юридические лица, нарушившие пункт закона, согласно которому за конкретное деяние может отвечать только физическое лицо.

В данных случаях нарушителям выносится устное замечание. Если совершенное нарушение незначительно, виновному лицу также делают устное замечание и освобождают от ответственности. Если правонарушение совершило лицо 16-18 лет, дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних. От административной ответственности нарушитель освобождается, но к нему применяются меры воздействия, предусмотренные ФЗ о правах несовершеннолетних.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Речь идет о солдатах-срочниках, которые еще не перешли на контрактную службу, и курсантах военных училищ. Иностранцы не могут быть выдворены за границы РФ. Мера административного ареста не применяется к женщинам в положении и матерям, чьи дети не достигли 14 лет. Запрещается арестовывать несовершеннолетних, а также люди с ограниченными возможностями I и II групп. Лица, которые добывают средства к существованию благодаря охоте и рыболовству, не лишаются права охотиться и ловить рыбу. Дозволенные орудия для данных видов деятельности не подлежат изъятию и конфискации.

Инвалиды водительских прав не лишаются. Исключением являются случаи, если они сели за руль в состоянии опьянения, отказываются пройти на тест на алкоголь или покинули место ДТП. Допускается привлекать собственников автомобилей к ответственности на основе полученных записей с дорожной камеры, а также на основе фото- и видеоматериалов других участников дорожного движения. Исключением являются случаи, когда за рулем автомобиля был другой водитель, грубо нарушивший ПДД.

Порядок применения административной ответственности

К члену Совета Федерации, депутату Гос.Думы или депутату городского собрания субъекта РФ применяются особые меры ответственности за административные правонарушения. Прокурор привлекается к ответственности на основе проверки соответствующего органа прокуратуры. Действует определенный порядок по привлечению судьи к административной ответственности.

Генеральный прокурор РФ назначает судебную комиссию, состоящую из трех судей. Ее состав различается, в зависимости от статуса судьи. Если предстоит вынести вердикт судье Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, членами комиссии станут судьи Верховного Суда РФ. Если нужно возбудить дело в отношении судьи иного суда, привлекаются судьи верховного суда республики, краевого, областного суда. В любом случае, судья привлекается к ответственности в течение 10 дней. Мировые судьи пользуются статусом неприкосновенности.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию