Имеет ли школа право не выдавать аттестат

Как школьный аттестат обесценился и превратился в ненужную «корку» для галочки

Как школьный аттестат обесценился и превратился в ненужную «корку» для галочки

Зачем нужен аттестат? Сегодня это вопрос не риторический. В нём есть здоровая доля недоумения и, если хотите, сарказма. Я вполне понимаю детей и родителей, которые задают этот вопрос с определёнными интонациями. Действительно, мой опыт мамы показывает, что статус этого документа нулевой. По-русски это называется «нужен для галочки».

Школьный аттестат входит в перечень документов для поступления в вуз. У меня опыт поступления детей двойной, так как я мама двух сыновей-близнецов. В обоих случаях никто в приёмной комиссии даже не думал разглядывать аттестаты моих детей. До сих пор перед глазами эта картинка. Милая девушка в приёмной комиссии быстрым, отточенным движением отделяет вкладыш с оценками от аттестата, синюю корочку оставляет себе, а вкладыш, сложенный вчетверо, отдаёт, не глядя, владельцу.

Так, может быть, он и не нужен? Увы, нет, современные законы не предусматривают поступления в вузы без документа о среднем образовании. Более того, именно его оригинал, принесённый летом в вуз, будет говорить о серьёзности ваших намерений. Когда вы окончательно определитесь с выбором института или университета, последним пунктом вашего поступления будет именно поездка в вуз с целью привезти в приёмную комиссию оригинал аттестата о среднем образовании.

Как получение аттестата связано со сдачей ЕГЭ

Связь, безусловно, есть, но она избирательная. Первое, что вы должны знать: если в году есть двойки или не сдано итоговое сочинение (получен «незачёт»), то к ЕГЭ вы не допускаетесь. Соответственно, ни аттестата, ни вуза вам не видать. Сочинение можно переписать два раза, в 2017 году даты дополнительных экзаменов — 1 февраля и 3 мая.

Второе. Баллы ЕГЭ по обязательным предметам (русскому языку и математике) не влияют на оценку в аттестате. В соответствии с Порядком заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённым приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115 оценки в аттестат представляют собой среднее арифметическое полугодовых и годовых оценок.

Если вы не сдали обязательные экзамены, то есть не набрали 36 баллов по русскому, 27 по профильному уровню математики или получили незачёт по базовому уровню математики, короче, если вы не сдали русский и математику, то вам предоставляется возможность пересдать эти предметы в этом же году. Если второй раз осечка, то аттестат вы однозначно не получаете. Вам выдаётся только справка о том, что вы обучались в такой-то школе.

Отдельно надо сказать про математику. Теперь её можно сдавать в двух вариантах: базовый уровень и профильный. В связи с этим большая путаница. Некоторые выбирают только один вариант, а некоторые сдают сразу два экзамена. Что делать, если постигла неудача и баллов мало. Вот официальная информация с сайта ege.edu.ru. Советую прочитать медленно и внимательно.

«Красный» аттестат и золото-серебро

Аттестат с отличием, а также медаль «За особые успехи в учении» — всё это богатство может добавить вам несколько баллов к тем, что накопятся после всех экзаменов. Сколько конкретно? Ответ на этот вопрос зависит от выбранного вами вуза. Централизованно они не устанавливаются, каждый вуз изобретает свою таблицу соответствия.

За индивидуальные достижения каждый вуз страны имеет право добавить максимум 10 баллов. Это и олимпиады, и ГТО, и итоговое сочинение, и волонтёрская работа. Сколько из них будет «весить» аттестат с пятёрками или золотой значок ГТО — вы сможете узнать в приёмной комиссии вуза или на официальном сайте. Советую обязательно собрать полную информацию о количестве дополнительных баллов за индивидуальные достижения в ваших вузах, чтобы заранее приготовить необходимые документы.

Ну и под занавес хочу сказать, что я по поводу всего этого думаю. Всё моё естество, если хотите, бурно протестует против такого положения вещей. И как мама, и как учитель я не понимаю, почему статус школьного аттестата так обесценился. Связь между 11 годами обучения и итоговыми экзаменами логичными трудно назвать. Сравним цифры.

Аттестат отражает систему знаний, которая оценивалась планомерно целых 11 лет, и при этом имеет статус ниже плинтуса. 11 лет жизни!

ЕГЭ по обязательным предметам — два похода на экзамен. Русский пишут 3 часа 30 минут. Математику базу — 3 часа, профиль — 3 часа 55 минут. При этом статус ЕГЭ очень высок, так как это шансы поступить в вуз. Получается, что судьбоносные решения вашей жизни или жизни вашего ребёнка была отдана на откуп трехчасовой контрольной работе, которая до сих пор не совсем научно обоснована?

Задания ЕГЭ вот уже 15 лет (официальный старт ЕГЭ в России был дан в 2001 году постановлением Правительства РФ — Прим. авт.) бесконечно меняют и совершенствуют, а значит, они далеко не идеальны с точки зрения объективности. Новый министр образования не стесняется постоянно озвучивать, что нынешняя форма Единого государственного экзамена её не вполне устраивает.

Мало кто знает, но официальная погрешность метода подсчёта баллов ЕГЭ — от 5 до 10 баллов. Погрешность — это допуск на ошибку в измерениях. То есть поставили вам 80 баллов за ЕГЭ, а на самом деле это может быть и другая цифра, диапазон — от 5 до 10 баллов. Особенно она велика, как утверждают создатели ЕГЭ, как раз после 80 баллов. А мы с вами знаем, что как раз 80 баллов и есть порог, за которым ведутся основные баталии за бюджетные места. То есть возможны ошибки в оценке знаний при принятии судьбоносного решения при поступлении на бюджет. Если в рейтинговом списке есть два абитуриента с близкими баллами, не факт, что знания того, чьи баллы выше, лучше его конкурента с меньшими баллами. Об это я прочитала в статье идеолога и автора тестов ЕГЭ Владимира Хлебникова.

Неутешительный вывод напрашивается сам: ЕГЭ не является объективным инструментом, отражающим готовность выпускника средней школы стать абитуриентом вуза. Если для вузов необходима оценка знаний ученика, выраженная в целых 100 максимальных баллах, то почему же нельзя в эти баллы заложить успехи ребёнка за все 11 лет учёбы?

Заработал ученик кровью и потом баллы за свою многолетнюю учёбу, сложил их в копилочку, а «вишенкой на торте» пусть будут баллы за ЕГЭ

Вот здесь я вижу логику. Накопительная система начисления итоговых баллов, кстати, может помочь решить и проблему «двух зайцев» в старших классах, когда профильное образование вынуждает расставить приоритеты в учёбе не в пользу «ненужных» для поступления предметов. Не секрет, что на уроках, где выпускнику не надо писать ЕГЭ, многие ребята либо «отсиживаются», ничего не делая, либо вообще отсутствуют.

И всё-таки хочется мечтать, что аттестат ребёнок когда-нибудь будет получать на выпускном с искренней радостью и гордостью, как будто свою первую честную трудовую зарплату, а не как ненужную «корочку».

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Проблемы с аттестацией

Мой приятель руководит частной школой – у него учатся дети с аутизмом, но которым нигде никто не ставил официальный диагноз, не хотят родители. Приближается аттестация. У частной школы есть договор с соседней обычной школой, где обычно дети сдают экзамены и получают аттестат. Этих детей эта школа аттестовать отказывается (они не тянут физику, химию и математику никак). Директор говорит, что не имеет права выдавать другие аттестаты. При этом родители хотят обычный аттестат, боятся, что после аттестата, например 7 или 8 вида их никуда не возьмут (например, в училище художественное).

1. Какой статус у аттестатов спец. школ, куда с ними берут, куда не берут (7 и 8 вида? 1 2 3 4 5 6 вида?
2. Может ли директор обычной школы такой тип аттестата выдать? Если у детей нет диагноза, но есть проблемы, как лучше поступить?

1. Коррекционные учебные заведения I-VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования. Образовательные учреждения VII вида обучают по программам начального и основного образования, в образовательных учреждениях VIII вида воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда (ПИСЬМО Минобразования РФ от 04.09.1997 N 48 «О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ I – VIII ВИДОВ».

Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения. Выпускники школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы, которое не является документом об уровне образования (ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 17.11.2005 N 281 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ (ПОЛНОМ) ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ДОКУМЕНТОВ ОБ ОКОНЧАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА, СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ”. Такие дети в последствии могут идти учиться в специальные профессиональные учебные заведения, поскольку обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (Закон об образовании).

2. Если дети не тянут программу обычной школы, то директор не может аттестовывать их. И, выдать аттестат коррекционной школы тоже не может, т.к. образовательные программы коррекционных школ разрабатываются на основе общеобразовательных программ, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. Также в коррекционных школах работают специально подготовленные педагоги для работы с особыми детьми. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. Т.е., у директора нет полномочий выдать аттестат (или свидетельство об окончании) коррекционного образовательного учреждения (I- VII вида) или свидетельство об окончании школы VIII вида.

Вы пишите, что родители хотят обычный аттестат для своих детей, но реально получить его не представляется возможным, т.к. дети не тянут некоторые предметы и аттестацию они пройти не смогут по стандартам обычной школы. Итак, директору частной школы и родителям следует подыскать коррекционную школу соответствующего вида, где дети смогут пройти аттестацию.

Опасения родителей, что после аттестата, например коррекционной школы (I- VII вида) их детей никуда не возьмут (например, в училище художественное) совершенно безосновательны. На основании документа государственного образца о соответствующем уровне образования (аттестата), который является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования и прохождения конкурса ребенок может поступить в образовательное учреждение соответствующего уровня.

Читайте также:  Можно отказаться от питания в школе

Начальное профессиональное образование можно получить на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
Среднее профессиональное образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Высшее профессиональное образование на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Дети, имеющие свидетельство об окончании коррекционной школы I-VIII вида, т.е. не прошедшие аттестацию, могут получить профессиональную подготовку (статья 21 Закона РФ «Об образовании».

В отличие от профессионального образования, профессиональная подготовка не приводит к изменению образовательного уровня человека. Цель профессиональной подготовки состоит в ускоренном приобретении обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Профессиональная подготовка позволяет приобрести лишь очень ограниченный набор умений и навыков и по своему характеру не может дать квалифицированного специалиста. Для лиц, не имеющих основного общего образования, профессиональная подготовка является одной из предпосылок трудоустройства. Порядок оказания помощи этим лицам со стороны государства российским законодательством не регламентирован, в связи с чем правоприменение в данном случае представляется затруднительным.

Таким образом, в такой ситуации, пока не урегулированной законом, нужно пытаться:

1) искать другую школу, которая будет готова аттестовать детей;
2) вести переговоры с органами образования (например, сделать запрос) о том как поступать в таких ситуациях;
3) обратиться в учебное заведение (колледж или ПТУ), где по мнению родителей у ребенка есть способности учиться, и попытаться договориться о приеме ребенка в качестве кандидата в студенты, вольным слушателем и т.п., если нет соответствующих документов для приема в специальное учебное заведение (например, художественное училище).

Подготовка к ЕГЭ

Как проводится ЕГЭ?

ЕГЭ начинается в 10.00. Участникам ЕГЭ напоминают правила выполнения экзаменационной работы.

В присутствии участников ЕГЭ вскрывают запечатанные пакеты с экзаменационными материалами. Участники ЕГЭ заполняют регистрационные поля бланков. Организаторы объявляют о начале экзамена с указанием времени его окончания.

Участники ЕГЭ приступают к выполнению заданий КИМ. По окончании экзамена в присутствии участников ЕГЭ экзаменационные работы запечатывают. Участники ЕГЭ могут выходить из аудитории только по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) в сопровождении одного из организаторов, предварительно сдав бланки ЕГЭ ответственному по аудитории, который отмечает в бланке регистрации «факт выхода из аудитории». Во время экзамена участники ЕГЭ должны соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и следовать указаниям организаторов.

Участники ЕГЭ не могут:

общаться друг с другом;

свободно перемещаться по аудитории и ППЭ без указания организаторов;

пользоваться мобильными телефонами, средствами связи, электронно-вычислительными устройствами и справочными материалами (за исключением утвержденных дополнительных устройств и материалов).

При нарушении порядка проведения ЕГЭ и отказе от его соблюдения организаторы удаляют участника ЕГЭ с экзамена. При этом составляется акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена, который передается в ГЭК для проведения служебного расследования.

Как оценивают и когда объявляют результаты ЕГЭ?

Результаты ЕГЭ оцениваются и выставляются в свидетельство в 100-балльной шкале. По каждому предмету ЕГЭ ежегодно устанавливается минимальное количество баллов (минимальный порог), преодоление которого подтверждает освоение выпускником основных общеобразовательных программ. Если ученик набрал меньше установленного минимального количества баллов (не преодолел минимального порога), то ЕГЭ считается несданным. Величина минимального порога объявляется в течение 6–8 дней после проведения ЕГЭ по предмету в основные сроки и через 2–3 дня после ЕГЭ в дополнительные сроки в июле.

Что необходимо для получения аттестата?

Удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике являются основанием выдачи выпускникам аттестата о среднем (полном) общем образовании.

По каким причинам могут не выдать аттестат?

Выпускнику могут не выдать аттестат по нескольким причинам:

Выпускникам, не завершившим среднего (полного) общего образования

Выпускникам, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию;

Выпускникам, получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике,

Выпускникам, получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов на государственной (итоговой) аттестации в дополнительные сроки,

Всем указанным выпускникам выдается справка об обучении в образовательном учреждении, форма которой утверждается Минобрнауки России.

Рассмотрим два последних пункта. Если выпускник, получил неудовлетворительный результат по русскому языку и математике. Выпускник, получивший неудовлетворительный результат по русскому языку и математике. Т.е. Выпускник получил «двойку» сразу по двум обязательным предметам.

Выпускникам, получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты по русскому языку и математике, выдается справка об обучении в образовательном учреждении, форма которой утверждается Минобрнауки России

Выпускник повторно получил неудовлетворительный результат по русскому или математике в дополнительные сроки.

Выпускникам, получившим неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов на государственной (итоговой) аттестации в дополнительные сроки, выдается справка об обучении в образовательном учреждении, форма которой утверждается Минобрнауки России.

Сколько и какие экзамены нужно сдать для получения аттестата?

Получить аттестат можно при успешной сдаче двух обязательных предметов – математики и русского языка.

Основанием для выдачи выпускнику аттестата о среднем образовании являются удовлетворительные результаты ЕГЭ, т. е. количество баллов не ниже минимального порога по обязательным предметам (русский язык и математика). В этом случае выпускник получает 2 документа: школьный аттестат и свидетельство о результатах ЕГЭ.

Как влияют результаты сдачи ЕГЭ по другим предметам на отметки в аттестате?

Результаты сдачи ЕГЭ по остальным общеобразовательным предметам на итоговые отметки, выставляемые в аттестат, не влияют.

Когда мне выдадут аттестат и свидетельство о ЕГЭ?

Школы обязаны выдать выпускникам аттестаты и свидетельства о ЕГЭ с 20 по 30 июня.

Какие отметки выставляются в аттестат?

В аттестат выпускнику, получившему удовлетворительные результаты на государственной (итоговой) аттестации, выставляются итоговые отметки: по каждому общеобразовательному предмету; по каждому дополнительному общеобразовательному предмету, за последние два года. В аттестат выставляются итоговые отметки по традиционной 5-балльной системе, которые определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за 10–11 (12) классы.

Каков порядок выдачи свидетельства о ЕГЭ?

Свидетельство о результатах ЕГЭ выдается участнику ЕГЭ при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, или родителям несовершеннолетнего участника ЕГЭ на основании документов, удостоверяющих их личность, или лицу, уполномоченному участником ЕГЭ, на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Выдача свидетельства о результатах ЕГЭ производится под личную подпись лица, получающего свидетельство о результатах ЕГЭ, в ведомости учета выдачи свидетельства о результатах ЕГЭ.

При выдаче свидетельства о результатах ЕГЭ в ведомость учета выдачи свидетельства о результатах ЕГЭ вписываются типографский и серийный номера свидетельства о результатах ЕГЭ, указывается дата его выдачи. В ведомостях учета выдачи свидетельства о результатах ЕГЭ не должно быть помарок и исправлений.

Какие сроки действия свидетельства о ЕГЭ?

Свидетельство о ЕГЭ действует до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Например, свидетельство о ЕГЭ образца 2009 года действительно до 31 декабря 2010 года

Если у меня несколько свидетельств ЕГЭ?

Лица, имеющие 2 и более свидетельств о результатах ЕГЭ, срок действия которых не истек, вправе самостоятельно определить актуальность свидетельств о результатах ЕГЭ, полученных ими в разные годы.

Меня призвали в армию, что делать со свидетельством о ЕГЭ?

Лица, получившие свидетельство о результатах ЕГЭ и призванные в том же году в Вооруженные Силы РФ, имеют право использовать результаты ЕГЭ в течение года с момента увольнения с военной службы. Свидетельство о ЕГЭ будет действовать в течение года с момента увольнения с военной службы.

Я потерял (испортил) оригинал свидетельства о ЕГЭ, что делать?

Образовательное учреждение (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования) выдает дубликат свидетельства о результатах ЕГЭ, если срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ не истек, в случае утраты свидетельства о результатах ЕГЭ или порчи.

Когда мне выдадут дубликат?

Выдача дубликата свидетельства о результатах ЕГЭ осуществляется в течение семи дней со дня подачи письменного заявления участника ЕГЭ в образовательное учреждение или управление по делам образования, выдавшее ему свидетельство о результатах ЕГЭ.

Что писать в заявлении на выдачу дубликата?

при утрате свидетельства о результатах ЕГЭ – с изложением обстоятельств утраты свидетельства о результатах ЕГЭ и предоставлением документов, подтверждающих факт утраты (справка из органов внутренних дел, пожарной охраны и др.);

при порче свидетельства о результатах ЕГЭ – с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, с приложением поврежденного (испорченного) свидетельства о результатах ЕГЭ, которое уничтожается в установленном порядке.

Как определить дубликат?

На лицевой стороне свидетельства о результатах ЕГЭ справа в верхнем углу делается запись от руки либо ставится штамп “Дубликат”. Дубликат свидетельства о результатах ЕГЭ выдается на бланках, действующих в период выдачи дубликата, независимо от года сдачи ЕГЭ.

Право на апелляцию.

Если выпускник считает, что проведение экзамена было с нарушениями установленного порядка или же он не согласен со своей оценкой, то он может подать апелляцию в письменной форме.

Два вида апелляций:

апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету;

апелляция о несогласии с выставленными баллами.

Что понимается под нарушениями?

Под нарушениями понимается любое отклонение от положений пункта V. «Проведение единого государственного экзамена» «Порядка проведения единого государственного экзамена».

Куда подавать апелляцию?

Порядок, сроки и место приема апелляций доводятся до сведения участников ЕГЭ, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету участник ЕГЭ подаёт в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету.

Кому подавать апелляцию?

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету участник ЕГЭ подаёт уполномоченному представителю ГЭК, не покидая пункта проведения ЕГЭ.

При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена, либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ, подавшего апелляцию.

Кто может присутствовать на апелляции?

При рассмотрении апелляции может присутствовать участник Единого государственного экзамена и (или) его родители либо же его законные представители.

Кто может входить в состав апелляционной комиссии?

В состав указанной комиссии могут включаться:

представители правоохранительных органов.

Результаты проверки оформляются в форме заключения комиссии. Апелляция и заключение комиссии о результатах проверки в тот же день передаются уполномоченным представителем ГЭК в конфликтную комиссию.

Конфликтная комиссия создается Рособрнадзором для организации и проведения ЕГЭ.

При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение апелляционной комиссии о результатах проверки и выносит одно из решений:

Читайте также:  Не берут в школу по месту жительства

Решение об отклонении апелляции;

Решение об удовлетворении апелляции.

Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.

В случае, если конфликтной комиссией было вынесено решение об удовлетворении апелляция участника ЕГЭ о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ, государственная экзаменационная комиссия (ФЭК) принимает решение об отмене результата ЕГЭ данного участника по соответствующему общеобразовательному предмету.

Участнику ЕГЭ, апелляция которого была удовлетворена, предоставляется возможность сдать экзамен по данному общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ЕГЭ в текущем году.

Копии протоколов государственная экзаменационная комиссия (ФЭК) об утверждении результатов ЕГЭ и об отмене результатов ЕГЭ в установленные сроки направляются в образовательные учреждения, в которых участники ЕГЭ осваивали основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования или сдавали ЕГЭ по общеобразовательным предметам, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, для информирования участников ЕГЭ о полученных ими результатах ЕГЭ.

Протоколы государственная экзаменационная комиссия об утверждении результатов ЕГЭ направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для организации

Как пройти аттестацию, если ваш ребенок не ходит в школу

В блоге «Учим дома» Дарья Лаговская рассказывает о всех этапах эксперимента по семейному образованию 7-летнего сына Мити.

В октябре я рассказывала, как узаконить свои отношения со средней школой и какие права имеют родители и дети, выбравшие семейное образование. Тогда мы оформили Митю в дистанционную школу ЦОДИВ из Санкт-Петербурга, где есть доступ к электронным урокам, а аттестации (кроме 9 и 11 классов) проходят в форме тестов.

В начале мая 2017 года мы решили, что наш сын уже готов сдать работы за первый класс и дали ему задания. По программе 1 класса Митя должен был сдать восемь предметов, я рассчитывала растянуть их на несколько дней, но сын сделал все за один день! На выполнение каждого предмета у Мити ушло от 20 до 40 минут.

Не думаю, что такой успех характеризует моего ребенка как мальчика с выдающимися способностями. Тесты, на мой взгляд, были легкие, как и сама программа первого класса достаточно простая.

Во время прохождения тестов я не помогала сыну с ответами на вопросы. Он сам читал задания и ставил галочки в ответах. Митя допустил по одной ошибке в тестах по русскому языку, литературе и музыке. Также в процессе аттестации выяснилось, что Митя не прочитал рассказ про утенка, по которому были вопросы в одном из тестов, но быстро сориентировался, что его можно найти в интернете. Очень странными нам показались вопросы по труду. Например, фото кусочка пластилина и вопрос «Как называется этот прием работы» (Ответ — «прищипнуть»). Зачем ребенку такие знания и правда ли это объясняют им в школе? Митя угадал правильный ответ интуитивно.

Такой формат аттестации очень нас устроил, все прошло спокойно, без стресса. Не надо было ходить в школу и писать задания под присмотром учителей. Сейчас школа все оформит и нам пришлют справку с итогами аттестации, а также внесут их в личное дело ученика. Так что на следующий год мы тоже будем аттестовываться в ЦОДИВе.

По опыту других родителей я знаю, что многие «семейники» прикрепляются к школам «Наши пенаты» и «Международная школа завтрашнего дня». В них тоже щадящие условия сдачи работ, но все же для первоклассников они уже письменные. Рассказывает мама первоклассника Екатерина Заостровцева:

  • Федор учится заочно в московской школе «Наши пенаты». В конце апреля мы получили по электронной почте итоговые контрольные работы, распечатали, ребенок выполнил задания и мы сдали работы в школу на проверку. По физкультуре достаточно предоставить справку из секции, по предметам ИЗО и технология — рисунок и фотографию поделки. Самым сложным для нас оказалось красиво оформить работы, это то, чему мы в течение года уделяли совсем мало времени. Мне кажется, навык красивого оформления письменной работы человеку в современном мире не нужен, сейчас все автоматически оформляет компьютер. Но для школы это важно, и учительница не должна тратить время на то, чтобы догадаться, что же имел ввиду ребенок. Поэтому первую работу сын переписывал трижды — ради красоты и отсутствия помарок. Еще одна сложность — очень мудреный тест по музыке (ваш первоклассник знает, например, героя какой оперы зовут Папагено?). Если бы сын не имел возможности писать этот тест дома, и писал бы в незнакомой обстановке в классе — завалил бы именно музыку. Зато у нас с сыном было время разобраться и погуглить правильные ответы, послушать оперы и музыкальные произведения, которые наверняка очники слушали в течение года. В остальном все темы контрольных соответствовали ФГОС, и были вполне посильными для первоклассника.

Пройти аттестацию можно в любой школе по месту жительства или которая нравится. Но будьте готовы, что не любая администрация лояльно относится к семейному образованию. Кристина Сандалова, мама Гриши, закончившего 4 класс:

  • По моему опыту могу сказать, что, конечно, прохождение аттестации очень сильно зависит от требований школы. Первые два года мой сын был прикреплен к обычной столичной школе с лояльным директором, и процесс аттестации проходил очень легко и приятно. В 3-м классе оттуда нам пришлось уйти, поскольку сменился директор, новый совсем не приветствовал семейное образование. Мы «прикрепились» к частной школе с государственной аккредитацией, довольно известной среди «семейников». Трудно поверить, но я была поражена некомфортными условиями сдачи. Мы столкнулись с массой придирок из серии «3 клеточки справа, 2 клеточки сверху», «килограммы в задаче надо писать целым словом, а не сокращать» — то есть всем тем, что процветает в рядовых школах, и что я не слишком люблю. За такие мелочи, которые, к слову сказать, заранее не обговаривали, нам снижали отметки. И эти проблемы выяснились уже в процессе. Мы требовали упростить условия, школа со скрипом, но шла навстречу, однако в какой-то момент мы устали бороться, постоянно доказывать нелепость формализма, которого не было даже в обычной школе. И в итоге мы и другие семейники из нашего центра после года учебы ушли из этой школы, и прикрепились к другой частной школе, также имеющую госаккредитацию.

Кстати, по закону об образовании промежуточные аттестации являются правом, а не обязанностью ребенка. Поэтому ученик, выбравший форму семейного образования или самообразования имеет право не сдавать контрольные каждый год. Елена Иванова, чей 13-летний сын первый год находится на семейном обучении, поделилась, почему они не сдают аттестации:

  • Первый год нужен для «расшколивания», чтобы понять, как и куда двигаться, а не просто формально выполнять какую-либо программу. Я осознанно выстраиваю учёбу, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, можно сказать я этому также учусь. Я исхожу из родительского понимания, куда направлять внимание сына, какая информация будет давать ему рост и развитие. Для этого — вся наша жизнь, практика отношений и обучения. Я допускаю возможность сдачи аттестаций, экзаменов в будущем, но на данный период времени для роста осознанности ребенка, для более качественного обучения, нам нужно найти свой ритм, свой стиль учебы, чем мы и занимаемся сейчас. Смысл ухода на семейное образование — это научиться учиться самостоятельно, постепенно переходя на самообразование, более осознанное отношение к жизни. Я хорошо прочувстовала, что жизнь без аттестаций сохраняет семейные отношения, они у нас стали крепче, теплее и доверительнее.

Обязательные экзамены без которых ребенок, находящийся на семейном образовании совершенно точно не получит аттестат, проходят в 9 и 11 классе. Я знаю, что в обычных школах начинают «грузить» детей про ОГЭ и ЕГЭ с самого первого класса, как-будто от этого экзамена зависит вся жизнь ребенка. Семейники подходят к «страшному» экзамену более творчески: кто-то просто учит программу нужного предмета, кто-то пользуется услугами репетиторов или специальных курсов. Герман Гласко, 14-летний ученик московской школы 1103 рассказывает как сдает ОГЭ (экзамен для 9 класса):

  • Я учусь на заочном в обычной школе уже в 9 классе, хотя 15 лет мне только исполнится в августе. Дело в том, что когда я был в начальной школе, я «перескакивал» через классы. 10 и 11 классы я тоже планирую пройти за один год. В этом году я сдаю ОГЭ, в принципе я буду доучиваться, поэтому результат экзамена мне не важен, но для себя я решил сдать его хорошо. К репетиторам не ходил, но самостоятельно решал тренировочные варианты. С русским языком мне бабушка помогала, математикой я занимался сам. Для экзамена по химии я записался в химический кружок и дополнительно готовился сам. Хотя, сейчас понимаю, что выбрать химию — было моей ошибкой, она оказалась очень сложной. Если, например, информатику я могу написать без специальной подготовки, то к химии готовился много. Конечно, в экзаменах есть свои хитрости, например, в русском в конце надо писать сочинение и примеры нужны из литературы, а я вставил из жизни, думаю за это мне снизят баллы. Пригодятся ли мне эти экзамены для ВУЗа, пока не знаю. Возможно я поступлю на географический факультет или пойду учиться на оператора кино. К выбору предметов ЕГЭ, конечно, подойду ответственно и выберу те, что нужны для института.

Так что вариантов аттестации детей на семейном образовании много, и найти тот, который устроит родителей и ребенка всегда можно. И хочу вернуться к нашей семье и главному итогу нашего года: мы все довольны домашним обучением. Конечно, были сложности, иногда завышенные ожидания к сыну, иногда наши страхи, иногда его нежелание что-то делать. Но к концу года все устаканилось. У Мити появилась осознанность, что образование – это не обязаловка для учителей или папы с мамой, а это то, что его развивает. Митя сам выполняет задания и главное не потерял интерес к знаниям. Даже сам попросил новые прописи, чтобы писать красиво. Где-то из-за особенностей нашего учебного плана Митя отстает (я писала, что мы пока не учим звуки), где-то идет на опережение программы (решает уравнения, умножает и делит). Мы с мужем избавлены от общения и выяснения отношений со школой, от сборов денег на подарки директору и на ремонт класса. Поэтому пока вдруг Митя сам не попросится в школу, мы продолжим наш маленький эксперимент с семейным образованием.

Читайте также:  Может ли студент оплатить учебу

Как восстановить школьный аттестат о среднем образовании

Школьный аттестат подтверждает наличие среднего или полного общего образования и продолжение дальнейшего обучения в профессиональном/высшем учебном заведении без него невозможно. При трудоустройстве работодатель также имеет право потребовать данное свидетельство. Поэтому, его утрата является серьезной, но разрешимой проблемой. Как восстановить аттестат из школы расскажет данная статья.

Нормативное регулирование

Восстановить школьный аттестат можно пользуясь алгоритмом, который регулируется Законом о порядке заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем образовании и их дубликатов. Этот регламент утвержден приказом Минобрнауки РФ в 2014 году. Пятый раздел нормативного акта устанавливает, что выпускники школ получают свидетельство после окончания 9 и 11 классов. Так, после девятого класса дают документ об основном общем, а по итогам 11-го — о среднем общем образовании.

Для справки! Школьный аттестат является государственной бумагой, поэтому его фальсификация строго пресекается законом и карается ст. 327 УК РФ. Наказание подразумевает применение штрафной санкции до 80 тыс. рублей, лишение свободы или привлечение к общественным работам сроком от 180 до 200 часов. Подложный экземпляр изымают, а у нарушителя появится судимость.

При утере/порче/замене данных в свидетельстве об образовании следует обратиться в школу, которая его оформила. Там можно запросить дубликат после подачи соответствующего заявления. Восстановить его возможно и спустя десятки лет после окончания образовательного учреждения.

Как восстановить аттестат

Следует иметь ввиду, что процедура запроса дубликата абсолютно бесплатная и не требует никаких пошлин. Правила получения дубликата документа регулирует 26 п. раздела 5 вышеприведенного закона. Перед тем, как явиться к директору учебного заведения с прошением о выписке дубликата, рекомендуется подать заявление в полицию об утере документов. В таком случае, гражданин получит справку, свидетельствующую об обращении в правоохранительные органы по факту утраты/хищения документа. После этого следует приступать к восстановлению свидетельства о школьном образовании. Утерянный экземпляр утрачивает силу, так как замене будут присвоены новые серия и номер.

Порядок получения дубликата

В зависимости от обстоятельств нужно предоставить доказательства, подтверждающие утрату аттестата:

  1. Это может быть справка из пожарной службы, если он сгорел или талон из полиции при предполагаемом хищении. В случае утери стоит сообщить об этом в местные СМИ.
  2. В случае порчи или при наличии недостоверной информации (например, ошибки в ФИО и т.п.), документ необходимо предоставить в учреждение, где он был получен. Там его уничтожат в соответствии с нормативными требованиями и взамен выдадут новый.
  3. Если у владельца бумаги поменялись ФИО, то для запроса дубликата требуется предоставить подтверждение об изменении личных данных. При наличии необходимых справок и других бумаг, соответствующим обстоятельствам утраты свидетельства, необходимо явиться в школу, приложив их к заявлению на выдачу дубликата.
  4. Если учреждение, которое выдало свидетельство, больше не существует, то следует обратиться в архив территориального отдела управления образованием. В таком случае должен быть документ, подтверждающий факт реорганизации/ликвидации школы.
  5. Если школа, которая выдала документ об образовании, преобразовалась в лицей/гимназию, то дубликат выдает именно это учебное заведение, появившееся в результате реорганизации.

Важно! Совершеннолетние граждане пишут заявление на восстановление свидетельства самостоятельно. Лица, не достигшие 18 лет, не имеют такого права. В этом случае обязанность по запросу дубликата ложится на родителей или законных представителей выпускника.

Срок получение дубликата

Срок восстановления свидетельства зависит от его вида:

  • об окончании 9 классов выдается в течение трех рабочих дней;
  • об основном полном образовании после 11 классов оформляют не дольше одного месяца.

Длительность изготовления копии нормируется п. 26, разделом 5 Закона о порядке выдачи аттестатов. Согласно регламенту, срок оказания услуги по восстановлению бумаги не должен превышать 1 месяца с момента подачи заявления. В некоторых ситуациях документы можно отправить в школу почтой. Забирать восстановленное свидетельство необходимо самостоятельно. Также его получить могут и другие лица при наличии нотариально заверенной доверенности.

На документе должны быть подписи следующих лиц:

  • директора школы;
  • зам. директора; учителей (минимум трех).

Важно! В противном случае, документ будет считаться недействительным.

Особенности процедуры

Утеря аттестата связана с определенной волокитой. Тогда необходимо явиться в школу, которая выдала свидетельство об образовании, и написать заявление на имя директора с просьбой о выписке нового. После подачи заявления школа запрашивает форму аттестата в местном отделе управления образованием.

Как восстановить утерянный аттестат? Для осуществления этой задачи гражданин должен предоставить:

  • заявление, заполненное по установленному в школе образцу;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • дополнительные бумаги: справки из полиции, выписка из ЗАГСа о вступлении в брак/разводе, свидетельство о смене ФИО и так далее.

Этот перечень зависит от конкретной ситуации, в результате которой бумага стала недействительной.

Образцы документов

Как говорилось выше, перед истребованием дубликата в случае его утери/кражи следует объявить через местные СМИ о том, что документ утратил силу. Текст объявления выглядит примерно следующим образом:

Важно! Аттестат (указать серию и номер) об общем (среднем/полном)образовании, выданный в (год получения) выпускнику (наименование школы, область, район, населенный пункт) ФИО считать недействительным.

Что касается заявления на получение дубликата, то в его шапке необходимо указать имя директора школы, а в содержании причины, по которым понадобилась замена документа и просьбу о выдаче нового:

Важно! Директору школы/лицея/гимназии(наименование образовательного учреждения, район, область) ФИО (имя руководителя) выпускника 9/11 класса (год выпуска) ФИО (имя заявителя). Прошу выдать мне дубликат аттестата об общем (среднем/полном) образовании, так как (указать причину замены документа и его серию/номер). Прилагаю экземпляр газеты (наименовании периодического издания).

В прилагаемой газеты должны быть все листы. Бумаги отдают непосредственно директору или его заместителю. Затем, школа получает форму аттестата из МОУ и указывает в бланке, что это дубликат, выданный взамен утерянного документа. При необходимости, сведения о выпускнике и его оценках для вкладыша возьмут из личного дела.

Заключение

Для восстановления утраченного аттестата необходимо следовать вышеизложенной инструкции. Следует помнить о том, что если утеряна копия этого документа, то повторное оформление дубликата невозможно. В таком случае, вместо него выдают удостоверение. Если школа реорганизована, то нужно обратиться в учебное учреждение-правоприемник, в архиве которого хранятся сведения об успеваемости выпускника. Таким образом, восстановить свидетельство не составит труда, но необходимо учитывать нюансы данной процедуры.

Остались вопросы?

Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

Внимание! Юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, не оказывают техническую поддержку по порталу Госуслуг!

Получить профессию можно будет без аттестата

Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ, согласно которому у школьников появится шанс получить свою первую профессию, не имея аттестата. Приказ вносит изменения в уже утвержденный порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Согласно подписанному документу (есть в распоряжении «Известий»), к освоению основных программ обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих отныне допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования. Ранее предъявлялось требование о наличии школьного аттестата.

Как пояснили в пресс-службе Минобрнауки, изменения вызваны необходимостью обеспечить равенство доступа к освоению основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, предоставив доступ всем категориям учащихся, в том числе и тем, кто еще не прошел государственную итоговую аттестацию 9 класса, включая учащихся с ограниченными возможностями.

— Программы профессионального обучения позволяют приобрести первоначальные профессиональные компетенции и не относятся к уровню среднего профессионального образования. В процессе обучения учащиеся смогут приобрести навыки по профессиям, требования к которым, согласно профессиональным стандартам, ограничиваются освоением программ профессионального обучения и не требуют уровня среднего профессионального и высшего образования, — заявили в пресс-службе.

Само по себе профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение обучающимися квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Организовывается оно зачастую центрами занятости населения и компаниями, заинтересованными в подготовке кадров определенной квалификации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное образование, состоит из нескольких сотен наименований, среди которых: кладовщик, охранник, грузчик, дворник, сортировщик, лесоруб, повар, официант, курьер, кучер, лифтер, младший воспитатель, фармацевт, бортпроводник и т.д.

Утвержденные изменения не отменяют действующих норм трудового законодательства, а лишь призваны дать возможность начать раньше осваивать необходимую сферу будущей деятельности молодого специалиста.

— Изменение направлено в первую очередь именно на расширение доступа к процессу обучения для всех категорий учащихся и не отменяет общего требования к получению гражданами Российской Федерации основного общего и среднего общего образования, закрепленного федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также не изменяет требования к работнику при приеме на работу, закрепленные Трудовым кодексом и иными актами трудового законодательства, — отметили в Минобрнауки.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что изменения являются шагом навстречу ребятам, которые в силу каких-то причин испытывают трудности в освоении программ основной школы.

— К программам профобучения отнеслись как к программам, дающим профессию, которая может базироваться на любом уровне образования. Было сочтено целесообразным не привязывать профобучение к наличию аттестата, считая, что любой человек, даже если у него раньше не получилось или имеются сейчас проблемы с окончанием школы в силу различных обстоятельств, сможет пройти программу профобучения и как-то не остаться за бортом и приобрести профессиональные навыки, — считает Абанкина.

Академик Российской академии образования доктор педагогических наук Анатолий Цирюльников уверен, что получение образования непосредственно на практике имеет право на существование.

— Надо смотреть по каждой профессии. Некоторые из них могут быть освоены практическим путем. Хочу привести в пример голландский проект по агрообразованию, где применяются практические школы, в которых доля практики очень высока. У немцев дуальное обучение, сочетающее теорию и практику, когда компании готовят специалистов под себя и предоставляют им рабочие места. Доля практического обучения в ряде стран значительно выше, нежели в России. Мы сами знаем, что по жизни люди получают чаще образование из жизни. Есть формальное образование (школы, вузы), неформальное (во время практики), и есть информальное (образование из жизни). Необходимо сочетать все три похода, но есть люди, которые занимаются самообразованием, — и такие примеры есть на каждом шагу, — отметил Цирюльников.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию