Отказ в очереди на жилье

Отказ в очереди на жилье

1. Кому предоставляется

Жилье по договору соцнайма предоставляется семьям, стоящим на жилищном учете, в порядке очередности по году постановки на учет. Федеральным либо областным законами или президентом РФ могут быть предусмотрены и другие категории граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору соцнайма (49-2-4 ЖК*)

Кто может встать на жилищный учет?

Для принятия на жилищный учет требуется:

1) иметь статус малоимущего;

2) проживать в жилье площадью менее учетной нормы. В Москве соблюдения учетной нормы не требуется: для проживающих в жилом помещении, признанном непригодным для проживания; в многоквартирных домах хотя бы без одного из видов удобств; либо вообще не имеющим никакого жилья (8-1.2, 8-1.4, 8-1.6 М-29). Требуется и срок проживания в данной местности, который устанавливается законом субъекта РФ (например, в Москве – это 10 лет (7-3 М-29));

3) не совершать за 5 лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых семья может быть признана нуждающейся в жилье (53 ЖК; 7-4 М-29).

Размеры учетной нормы площади жилья и дохода для признания малоимущим определяет орган местного самоуправления, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – Думы этих городов (например, в Москве – это 10 кв. м для отдельных квартир и 15 кв. м для коммуналок (9-3-4 М-29))

Кто может быть признан малоимущим?

Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми местным управлением соцзащиты с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Порядок признания малоимущими устанавливается законом субъекта РФ (49-2 ЖК)

Вправе ли иностранные граждане встать на жилищный учет?

Не вправе, иностранцам не предоставляется жилье по договору соцнайма (49-5 ЖК)

Сколько лет требуется стоять на жилищном учете до предоставления жилья?

Очень долго, даже в Москве – более 25 лет. Но в разных субъектах РФ для очередников реализуются жилищные программы, ускоряющие срок ожидания: социальная ипотека, молодая семья, субсидии и др. Имеет значение год принятия на жилищный учет, многодетность, наличие у вас собственных денежных средств и др.

Кому именно из очередников предоставляется жилье в текущем году?

По общему правилу, новое жилье предоставляется очередникам, исходя из даты их принятия на учет, кроме двух категорий граждан, которым жилье предоставляется вне очереди

Кому другое жилье предоставляется вне очереди?

Вне очереди другое жилье по договору соцнайма предоставляется только двум указанным в части 1 ст. 57 ЖК РФ категориям граждан:

– жителям непригодного для проживания жилья, которое не подлежит ремонту или реконструкции;

– больными тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в приказе Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н (до 2018 г. действовало постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378), проживание с которыми в одной квартире невозможно.

Сиротам вне очереди предоставляется жилье по договору найма специализированного жилищного фонда (раздел 4 ЖК РФ), т.е. без права приватизации сроком на 5 лет, затем решается вопрос о возможности его предоставления по договору соцнайма (с правом приватизации)

Какое жилье предоставляется очередникам в случае сноса дома?

В Москве установлен следующий порядок:

– если семья очередников проживает в доме так называемой «несносимой серии», то при его сносе она получает равнозначное по площади жилье и продолжает стоять на жилищном учете (7-1; 13-1 М-21);

– если же семья нуждающихся проживает в квартире в панельном пятиэтажном жилом доме, относящемся к первому периоду индустриального домостроения серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300, то в случае сноса дома она получает жилье по норме предоставления и снимается с жилищного учета (2 М-4). При этом, не имеет значения вид права собственности или пользования квартирой: собственность, соцнайма, найм, безвозмездное пользование

2. Новая квартира: площадь и район

Какое жилье предоставляется семье очередников?

Предоставляется отдельная квартира с чистовой отделкой, а комната – лишь в случае ее присоединения жителям коммуналки (57-6 ЖК). Возможно два варианта предоставления жилья на выбор нуждающихся: в дополнение к занимаемому либо с его освобождением (22 М-29)

Квартира какой площади предоставляется очередникам?

Новая квартира должна быть площадью не менее установленной законом субъекта РФ нормы предоставления. В Москве норма предоставления установлена статьей 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 и составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на каждого очередника, а вследствие конструктивных особенностей домов и квартир:

1) на семью, состоящую из супругов, предоставляется однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, – двухкомнатная квартира площадью до 54 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, – двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, – трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех или пяти граждан – жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (размер может быть увеличен не более чем на 9 кв. м);

6) на семью из шести и более граждан – жилье площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер может быть увеличен не более чем на 9 кв. м)

Кому может быть предоставлено жилье большей площади? Учитывается ли наличие в семье очередников больного тяжелой хронической болезнью, проживание с которым в одной квартире невозможно?

По ЖК РФ жилое помещение по договору соцнайма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, но не более чем в два раза, если это одна комната или однокомнатная квартира, либо предназначено для вселения больного тяжелой хронической болезнью, проживание с которым в одной квартире невозможно (58-2 ЖК).

По московскому законодательству в вышеназванном случае семье очередников должна быть предоставлена квартира с выделением тяжелобольному изолированной комнаты, и «не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если тяжелобольной может быть обеспечен отдельной комнатой» (20-7 М-29)

Учитывается ли наличие в семье очередников инвалидов (в т.ч. с заболеваниями опорно-двигательного аппарата)?

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилье по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем .

Порядок жилищного обеспечения очередников, имеющих инвалидов и детей-инвалидов, зависит от даты их принятия на жилищный учет:

– вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 г. – по субвенциям из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, в котором проживает соответствующая семья (ст. 28.2. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ );

– вставшим на жилищный учет после 1 января 2005 г. – по законодательству субъекта РФ, в котором проживает семья инвалида.

В Москве существует следующая льгота: «Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению медицинских организаций либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации или абилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации или абилитации» (20-9 М-29).

Учитывается ли наличие в семье очередников разнополых детей?

Поскольку заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (58-1 ЖК; 20-4 М-29), при предостапвлении жилья по договору соцнайма разнополым детям должна предоставляться квартира с изолированными комнатами

Можно ли выбрать желаемый этаж, квартиру в новостройке или старом доме?

Жилищный кодекс РФ возможности такого выбора не предусматривает.

Но несмотря на то, что Московское законодательство содержит следующую норму: «Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат» (20-10 М-29; 3-5 М-21), все равно стоит обратиться в жилищный департамент с соответствующим заявлением, ведь при наличии альтернативы могут и учесть

Можно ли просить предоставления более чем одной квартиры, если семья очередников уже превратилась в несколько семей?

Жилищный кодекс РФ этого прямо не предусматривает, а московское законодательство запрещает. В частности, «при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования граждан, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат» (23-4 М-29).

В данном случае следует обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта признания разными семьями (в порядке статей 264, 265 ГПК РФ), обязательно указав заинтересованным лицом жилищный департамент. После этого – заключить отдельные договоры социального найма (если это позволяет закон, учитывая конкретные условия).

Правовым основанием этого является часть 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29, согласно которой: «в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с г.Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты)».

Потребуются доказательства о раздельном фактическом проживании, отсутствии ведения общего хозяйства и др.

При наличии фактических семейных отношений мы крайне не советуем выдумывать несуществующие обстоятельства и фабриковать доказательства, чтобы не подвести под уголовную ответственность ни себя, ни лжесвидетелей. Будьте осторожны

Учитывается ли наличие у семьи очередников другого жилья?

Учитывается наличие другого жилья в собственности членов семьи очередников, принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 г.

У очередников, принятых на учет до этой даты, другое жилье учитываться не должно (57-7 ЖК) и они подлежат снятию с жилищного учета только после предоставления им жилья по договору соцнайма площадью по норме предоставления (6-2 ЗВ ЖК). Хотя на практике часто незаконно учитывается другое жилье у очередников, принятых на учет до марта 2005 г., судебная практика по таким спорам в целом в пользу очередников

В каком районе должна быть предоставлена новая квартира?

По Жилищному кодексу РФ «квартира предоставляется «в границах соответствующего населенного пункта» (57-5 ЖК). Более детальное правовое регулирование осуществляется субъектами РФ.

В Москве под районом проживания понимается «территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом, эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы» (3-1 М-21). Предоставление жилого помещения за пределами района проживания возможно только на основании письменного согласия очередников (3-2 М-21). Это разумно в случае предоставления квартиры чуть большей площади в местности подальше от МКАДа с развитой транспортной доступностью, социальной инфраструктурой и хорошей экологией.

Из этого правила предусмотрены следующие исключения (3-3, 3-4 М-21):

– переселение в Центральном, Зеленоградском, Троицком и Новомосковском административных округах осуществляется в их границах;

– переселение из районов, которые в силу исторических, географических и градостроительных особенностей не имеют границ с другими районами Москвы, осуществляется в границах административных округов Москвы, в состав которых входят эти районы;

– в случае предоставления двух и более жилых помещений только одна квартира обязательно предоставляется в районе проживания, а многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, – все квартиры должны быть в районе проживания.

3. Отказ от плохой квартиры

Сколько вариантов квартир предлагается на выбор?

В Москве очередникам соответствующего года принятия на учет предлагается три различных квартиры по случайной выборке, которые соответствуют предъявляемым законом требованиям к качеству и площади, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания (21-3 М-29).

Внимание: в Москве в большинстве случаев это требование нарушается и очередникам НЕЗАКОННО предлагается дать согласие на предоставление жилья:

– с нарушением права очередников на сохранение района проживания при переселении, предусмотренного статьей 3 Закона г.Москвы от 31 мая 2006 г. № 21;

– меньшей площади, чем предусмотрено статьей 20 Закона г.Москвы от 14 июня 2006 г. № 29;

– с учетом площади жилья родственников и свойственников членов семьи очередников, которые не стоят с ними на жилищном учете, в жилье очередников не вселялись и на жилье которых не имеют права члены семьи очередников;

– с учетом площади недвижимости без «городских» (т.е. квартирных) коммунальных удобств и не пригодного для постоянного проживания (дач и деревенских домов);

– без учета права на проживание в разных комнатах разнополых детей;

Каждую из трех квартир можно посмотреть и в установленный в извещении жилищного департамента срок дать согласие на предоставление одной из них

По каким основаниям можно отказаться от неустроивших вариантов новой квартиры?

Отказаться можно по любому из вышеназванных и по другим не соответствующим требованиям закона основаниям

Как правильно оформить отказ от непонравившейся новой квартиры?

Надо направить обращение в жилищный департамент. Поскольку в Москве предлагается на выбор три варианта, то в случае отказа следует мотивировать отказ от каждого ссылками на конкретные основания и крайне желательно – на нарушение требований законодательства

Что будет в случае отказа?

При отказе от предложенной к предоставлению квартиры, не соответствующей требованиям закона, жилищный департамент должен предоставить вам к осмотру еще одну квартиру.

В случае отказа от предоставления каждой из трех квартир, соответствующих требованиям закона, семья очередников подлежит исключению из программы обеспечения жильем на текущий год и переводится в отдельный список на следующий год. В следующем году ей будет предложен только один вариант (21-3 М-29)

Сколько раз можно отказаться от плохих вариантов?

В случае отказа семьи очередников, включенных в отдельный список, от предложенной квартиры, соответствующей требованиям закона к качеству и площади для семьи данной численности и состава, и пригодной для заселения и постоянного проживания, такая семья переводится в отдельный список на следующий год (21-3, 21-4 М-29)

* Примечание: использованы следующие сокращения:

пример: 7-3 М-29 – часть 3 статьи 7 Закона г.Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

ЖК – Жилищный кодекс РФ

ЗВ ЖК – Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ

М-4 – Закон г. Москвы от 26 января 2011 г. № 4 « О внесении изменений в статьи 7 и 13 Закона города Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

М-21 – Закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

М-29 – Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Официальный список причин, по которым отказывают в постановке на очередь за социальным жильем. Есть ли такой?

Есть перечень оснований для отказ в постановке на учет в жилье.

ЖК РФ, Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

Читайте также:  Продажа часть дома с земельным участком

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

ЖК РФ, Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; (п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.
Читайте также:  Ремонт труб в приватизированной квартире

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Топ 4: Самые вопиющие случаи снятия нуждающихся с очереди на жилье

По последним данным Росстата, в улучшении жилищных условий официально нуждаются более 2,6 млн российских семей. При нынешних темпах выдачи квартир, многие из них получат бесплатные «квадраты» от государства только к 2037 году. Некоторые — не получат вовсе. Ведь вместо того, чтобы строить социальные метры, власти сегодня идут по пути наименьших затрат: граждан массово вычеркивают из списков под выдуманными предлогами, порой откровенно нарушая закон. О том, к каким уловкам чаще всего прибегают чиновники в попытках «проредить» очередь на жилье, рассказывает адвокат Олег Сухов (Юридический центр адвоката Олега Сухова).

1 место: учет личного имущества супругов и дальних родственников

Эту простую, но действенную схему наши госслужащие давно поставили на поток. Суть в следующем: чиновники тщательно проверяют ближнюю и дальнюю родню претендента на бесплатную квартиру и если находят у кого-то недвижимость, учитывают ее площадь при определении жилищных условий заявителя. Неожиданной «прибавкой» может стать что угодно: от добрачной «однушки» бывшего зятя до деревенского дома тетушки из Урюпинска. Как только общая квадратура достигает нормативов, очередника и его семью снимают с учета. Ведь чтобы сохранить место в заветном списке, граждане должны действительно нуждаться в государственных метрах. Например, вообще не иметь своего угла либо ютиться в очень маленьком помещении. Скажем, в Москве и области учетные нормы составляют не более 10 кв. м на человека (для коммуналок — 15 кв. м).

При этом власти старательно игнорируют тот факт, что владелец дополнительных «квадратов» зарегистрирован в другом месте и к жилищной очереди не имеет никакого отношения, а сами очередники не вправе пользоваться его имуществом. Типичный случай: гражданка К. вместе с родителями живет в деревянном бараке и скоро получит квартиру от государства. Ее супруг прописан в собственном коттедже, купленном задолго до свадьбы, и на социальные метры жены не рассчитывает. По закону, в такой ситуации личную недвижимость мужа нельзя брать в расчет, а значит, все должны остаться при своем. Но Департамент городского имущества города Москвы решил иначе: нуждающихся исключили из списка, и чтобы восстановиться, им потребовалось идти в суд.

Или вот, еще более абсурдная история. Москвичка прописана в коммуналке вместе с двумя детьми и с середины девяностых стоит в очереди на жилье. После 23 лет ожидания департамент внезапно ее «отчислил». Оказалось, работники мэрии приплюсовали к 34 кв. м заявительницы дом ее двоюродного брата площадью 180 кв. м. В итоге на четверых человек по документам пришлось 214 «квадратов», и необходимость в улучшении условий за счет бюджета отпала. Однако бывшая очередница сумела убедить суд в том, что не вселяла брата в свою коммунальную квартиру, а значит, он не является членом ее семьи. Долями в праве собственности на недвижимость родственника ни истица, ни ее дети также не обладают. В итоге распоряжение городских властей признали незаконным.

2 место: учет помещений, непригодных для проживания

Другой не менее популярный способ незаконно снять очередника с учета — добавить к его жилплощади метраж дачи, садового домика, а то и вовсе земельного надела. Во многих регионах страны, включая Москву, эта процедура доведена до автоматизма: стоит гражданину обзавестись дачной постройкой либо участком и зарегистрировать право собственности в Росреестре, как новое имущество тут же плюсуют к его старым квадратам, а незадачливого хозяина лишают права на госквартиру, – объясняет адвокат Олег Сухов. Доказывать, что на самом деле недвижимость непригодна для постоянного проживания, очереднику приходится уже в суде. Недавно участником такого процесса стал житель Подмосковья. Отец малоимущего семейства получил в наследство классический «домик в деревне»: в садовом товариществе, без водопровода и канализации, зато с печным отоплением. Объект решили использовать как летнюю дачу. Чиновники же, не долго думая, учли помещение в качестве допустимого жилья и сняли заявителя с очереди. Суд с подобной позицией не согласился, указав, что по действующему законодательству дом без удобств не может использоваться при определении уровня обеспеченности очередников, и отменил решение муниципалитета.

3 место: завышение площади коммуналки за счет коридора

Еще один яркий образчик чиновничьей смекалки. Впервые власти опробовали этот прием в массовом порядке пару лет назад в Москве. Тогда бывшие ведомственные общежития начали целыми этажами переводить в коммунальные квартиры на 20-60 семей, а места общего пользования пропорционально делить между нанимателями. В результате к метражу собственно комнат добавились «квадраты» коридоров, кухонь, санузлов и лифтовых холлов, и уже на эти несуществующие увеличенные помещения муниципалитет заключил договоры соцнайма. По документам квартиросъемщики оказались полностью обеспечены жилой площадью и потеряли право получить отдельную квартиру.

Так, у обитательницы одной из столичных коммуналок, проживающей в 12-метровой комнате, после «коридорной реформы» вдруг появились лишние 10 кв. м. На этом основании Департамент городского имущества снял женщину с учета, а суды первой и второй инстанций с этим согласились. Дело дошло до Верховного суда, который занял сторону очередницы и отменил прежние вердикты. ВС РФ подчеркнул — своих жилищных условий с момента вселения истица фактически не улучшила, а приплюсованная часть коридора не делает ее менее нуждающейся в нормальном жилье. Мэрии пришлось восстановить москвичку в очереди.

4 место: отказ из-за улучшения материального положения

Новый Жилищный кодекс, вступивший в силу в 2005 году, разрешил выдавать бесплатные квартиры только тем нуждающимся, которых официально признали малоимущими. На практике это означает, что для получения социальных метров семья должна не просто жить в тесноте, но и не иметь ценного имущества, а также зарабатывать настолько мало, чтобы за 20 лет не суметь накопить на недвижимость. Причем условие распространяется на все время стояния в очереди, – обращает внимание адвокат Олег Сухов. Если через несколько лет после попадания в список заявитель устроится на хорошую работу и выберется из нищеты, его автоматически исключат. Чиновники используют правило в своих интересах. С одной стороны, вполне легально и очень активно отчисляют новых очередников. С другой — незаконно применяют изменившийся порядок к старым. Дело в том, что по нормам ЖК имущественный ценз не распространяется на тех, кто встал на учет до 1 марта 2005-го. Соответственно, и снимать таких людей с очереди лишь потому, что они поправили свое финансовое положение нельзя. Тем не менее, чиновники это делают. Вопреки закону, здравому смыслу и многочисленным судебным решениям. Свежий пример из Тульской области: супруги ждали квартиру с 1998 года, вдвоем проживая на 18,5 кв. м. Прошлой осенью очередников вычеркнули из списка из-за того, что жена вышла на пенсию. Местные власти посчитали, что теперь-то доходов семьи должно хватить на покупку жилья, и предсказуемо проиграли процесс.

Основания снятия с очереди на улучшение жилищных условий.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории “малоимущие”.
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, “коммерческого” найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);
3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.
Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.
Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса).
Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.
По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
– разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
– выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
– ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
– по решению суда;
– в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Что делать если сняли с очереди на жилье

Низкий уровень жизни заставляет граждан РФ становиться в очередь на улучшение условий проживания. Люди собирают множество документов, тратят время на общение с чиновниками и постановку на учет. Но в определенный момент человек может узнать, что его сняли с очереди на жилье. В такой ситуации он теряется в догадках и считает, что все надежды разрушены.

Ниже рассмотрим, что делать в таких обстоятельствах, к кому обращаться за помощью, и во сколько обойдется услуга. Разберем примеры судебной практики, позволяющие разобраться в причинах и последствиях. Отметим, что почти во всех случаях вина лежит на государственных органах и их представителях, которые превышают полномочия и нарушают требования законодательства. Но обо всем подробнее.

  1. Основания для снятия с очереди
  2. Дополнительные ситуации
  3. Как восстановиться в очереди
  4. Что потребуется
  5. Перечень документов
  6. Образец иска
  7. Пошаговая инструкция
  8. Сроки и стоимость восстановления
  9. Примеры из судебной практики
  10. Возможные проблемы и нюансы
  11. Ответы на частые вопросы
  12. Вывод
  13. Помощь юристов в случае снятия с очереди на жилье

Основания для снятия с очереди

Распространенный вопрос среди граждан РФ — могут ли снять с очереди на жилье. Теоретически это реально, но для этого должны быть веские причины. Выделим основные:

  1. Получение земли под строительство дома. По законам РФ многодетные семьи вправе рассчитывать на участок под ИЖС. В дальнейшем земля подлежит приватизации. Если у семейства три и более детей, муниципальные органы не имеют права снимать с очереди.
  2. Переезд в другой город или государство. Сюда не входит перемена места жительства в столице РФ или СПб, а с 2014-го и в Севастополе. Иными словами, на вопрос, могут ли снять с очереди на жилье при переезде из Москвы или других населенных объектов федерального уровня, ответ отрицательный.
  3. Добровольное желание. Претенденты на недвижимость вправе оформить заявление и попросить исключить из перечня претендентов. Документ должен составляться по всей форме и с указанием реквизитов заявителя.
  4. Получение денег из бюджета. Если вас сняли с очереди на жилье, проанализируйте последние поступления от государства. Получение жилищного сертификата, оформление субсидии при ипотеке, возведении дома или ремонте квартиры влечет за собой аннулирование права на новую недвижимость.
  5. Улучшение условий проживания. Если во время нахождения в очереди у семейства изменились обстоятельства в лучшую сторону, к примеру, имеет место увеличение общей площади жилого помещения, позиция в очереди аннулируется. Ее занимают другие люди, имеющие более серьезные проблемы с жильем.
Читайте также:  Согласие на покупку доли в квартире

Дополнительные ситуации

Существует еще ряд моментов, которые могут влиять на решение:

  1. Предоставление неправдивых сведений. Нередко бывают ситуации, когда человека сняли с очереди на получение жилья из-за указания некорректной информации. Уполномоченные органы проверяют заявителя и при выявлении обмана могут вычеркнуть его из списка.
  2. Увольнение с работы. Иногда уполномоченные органы снимают с очереди на арендное жилье, если предоставление льготы планировалось со стороны работодателя. Увольнение сотрудника дает право приостановить этот процесс.

Нередко семью удаляют из очереди на жилье из-за создания ситуации, позволяющей претендовать на недвижимость. Что это значит? К примеру, пара продает единственную недвижимость, прячет деньги «под подушку», а после этого становится в очередь для улучшения условий. Такие действия запрещены. Но здесь нужно разграничивать ситуацию с отказом от наследования, ведь при таких обстоятельствах удаление семьи из списка претендентов является незаконным.

Как восстановиться в очереди

В случае произвола нельзя находиться в стороне. Если власти сняли с очереди на жилье необоснованно, необходимо восстановиться в правах.

Что потребуется

Успех мероприятия зависит от наличия под рукой инструкции, необходимых документов и правильности оформления исков. Ниже рассмотрим основные вопросы более подробно.

Перечень документов

Для начала разберитесь, могут ли власти снять с очереди на жилье и получение квартиры, и в каких случаях. Если пояснение не соответствует ни одному из законных оснований, приступайте к сбору документов. В пакете должны быть следующие бумаги:

  • паспорт РФ (копия)
  • чек о выплате пошлины
  • бумаги на квартиру (покупка, регистрация, изменение планировки)
  • справка из домовой книжки
  • доверенность в случае привлечения третьего лица
  • бумаги из соцзащиты, от работодателя, ВУЗа, тюрьмы, армии и т. д.
  • жалоба, оформленная в жилищный департамент (копия)
  • справка о снятии с очереди на недвижимость (копия)
  • медзаключение из больницы, если человек — инвалид
  • иные бумаги

Если снимают с очереди на арендное жилье или квартиру, список документации может быть немного иным.

Образец иска

В ситуации, когда уполномоченные органы нарушили законодательство, к примеру, сироту сняли с очереди на жилье или многодетную семью, необходимо защищать интересы через суд. Для этого оформляется иск с учетом требований ГПК РФ (статей 131 и 132). В заявлении должна быть такие данные:

  • название суда, где ведется разбирательство
  • ФИО истца, контактные данные и адрес
  • данные по стороне-ответчику
  • стоимость заявления (чаще всего 300 р)
  • наименование документа (в центральной части)
  • описание ситуации, к примеру, арендное жилье снимают с очереди и т. д.
  • указание статуса семейства, причин удаления из списка, данные о жилье и другие сведения
  • несогласие с ситуацией и обоснование причин
  • статьи и ссылки на нормы законов, которые были нарушены
  • просьба к судебному органу рассмотреть заявление и восстановить в очереди

В конце указываются приложения-документы, прописывается день заполнения искового заявления, а также ставится подпись с ФИО заявителя.

Пошаговая инструкция

Гражданам, принятым на учет, а в дальнейшем удаленным из списка по надуманным основаниям, необходимо действовать с учетом обстоятельств. Общий алгоритм такой:

  1. Получите справку об удалении со списка претендентов на недвижимость. Такие сведения поступают по e-mail или обычной почтой. Первый вариант возможен при подаче заявки через Интернет. При отсутствии уведомления отправляйте в учетный орган для получения извещения. Орган учета граждан обязан выдать документ в течение десяти суток.
  2. Уточните причину удаления со списка. Как правило, в роли основания дается ссылка на ЖК РФ (статью 56). Уже на этом этапе можно судить о законности принятого решения и определиться с защитой интересов в суде.
  3. Пишите жалобу на имя непосредственного руководителя. Отрицательный ответ должен быть в письменном виде, что позволяет приложить его к исковому заявлению.
  4. Заполните иск и передайте его в районный орган с учетом места прописки ответчика.
  5. Участвуйте в заседаниях суда и экспертной оценке, если это требуется.
  6. Заберите выписку из решения судебного органа. Копию можно забрать у секретаря.

Приходите в уполномоченный орган, пишите заявление и требуйте восстановления в очереди. Прежний номер претендента должен сохраниться за человеком.

Сроки и стоимость восстановления

У людей, снимаемых квартиру и стоящих в очереди на арендное жилье, а также на улучшение условий проживания, имеется 90 дней для подачи жалобы. Отсчет начинается с момента удаления субъекта из списка претендентов. Во избежание неприятных ситуаций сохранение места необходимо проверять ежегодно. После подачи искового заявления у судебного органа имеется до пяти суток на рассмотрение, а первое заседание назначается в срок до месяца. Это время используется для сбора доказательств и привлечение юриста.

Стоимость восстановления зависит от привлечения к работе адвоката. Оплата пошлины составляет 300 р. Это обязательный платеж. Цена услуг юриста может составлять от 30-40 тысяч рублей и выше.

Примеры из судебной практики

При рассмотрении вопроса, могут ли снять с очереди на жилье, необходимо исходить из особенностей судебной практики. Суды ориентируются на следующие моменты:

  1. Отказ от наследования не является причиной для удаления из списка претендентов на жилье.
  2. Улучшение материального положения семьи может привести к отказу в рассмотрении иска.
  3. Если на одного человека приходится меньше 10 квадратов площади, суд пойдет навстречу заявителю.
  4. При снятии с учета из-за садового домика проводится экспертиза на факт пригодности объекта для проживания.

Рассмотрим пример. В одном из районов Москвы изучалась ситуация семьи, которую сняли с учета из-за отсутствия необходимости улучшения условий. Семья владеет двумя квартирами, которые принадлежат дедушке и брату. Но истец и дети не зарегистрированы в недвижимости и не живут в ней. При этом суд признал решение о снятии с очереди неправомерным.

Возможные проблемы и нюансы

Главные трудности возникают на этапе сбора документов и подготовки искового заявления. Истец должен понимать могут ли уполномоченные структуры снимать с очереди на жилье, и что делать, если они уже сняли (убрали вас из списка претендентов на жилье). Успех процесса зависит от доказательной базы и пакета бумаг, имеющихся в распоряжении. Чтобы избежать отказа, лучше привлечь юриста. Он поможет собрать бумаги о праве собственности, подготовить иск и подготовить доказательства против действий государственных структур.

Ответы на частые вопросы

В завершение приведем вопросы и ответы, касающиеся неправомерного снятия с очереди. Базовые моменты:

  1. Могут ли снять с очереди, если оформлена ипотека? Если причиной постановки на учет являлись плохие условия проживания, жилье не дадут.
  2. Могут ли власти снимать с очереди, если мне подарили землю за городом? Этот момент не является причиной для удаления из списка претендентов на имущество.
  3. Мы рассчитывали на недвижимость по программе Молодая семья, но спустя два года разорвали арендный договор и купили жилье. Снимут ли с учета? Да, в таких случаях в очередь будут включены люди, которые больше нуждаются в квартире.

Нередко возникают трудности, если человек арендует квартиру, а его снимают с очереди из-за наличия арендного жилья. Как правило, такие действия неправомерны. Существуют и другие вопросы, связанные с удалением из списка претендентов на жилье, но каждый вопрос решается индивидуально.

Вывод

Имея под рукой приведенную инструкцию, вы сможете защитить интересы и восстановиться в очереди. Это реально, если уполномоченные органы нарушили права и исключили из перечня незаконно. Чтобы повысить шансы на успех, лучше привлечь к работе квалифицированного юриста. Он помогает на всех этапах и озвучивает вероятность выигрыша уже на начальном этапе разбирательства.

Помощь юристов в случае снятия с очереди на жилье

Какие документы подготовить и нюансы при проверке критериев на получение жилья можно уточнить у наших дежурных юристов. Заполните форму ниже и получите бесплатную консультацию по интересующему Вас вопросу.

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

  • В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?
  • Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?
  • Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ. Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье. С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

  • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.
  • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.
  • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.
  • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.
  • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.
  • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

  • Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).
  • Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.
  • Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».
  • Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.
  • Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.
  • Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.
  • Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.
  • Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.
  • Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.
  • Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.
  • Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.
  • Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими. Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников. Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию