Доступ на крышу

Своими руками – Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками – сайт домашнего мастера

Как сделать выход на крышу – 7 способов

Выход на крышу своими руками – виды и устройства

Трудно представить себе уход за кровлей, очистку водосточных желобов, ремонт антенных устройств, обслуживание солнечных коллекторов или работу трубочиста без доступа на крышу. Выбор способа выхода на нее зависит от угла наклона ее скатов и назначения пространства под ней. Доступ на крышу может обеспечиваться вертикальной стремянкой или лестницей, установленными снаружи, внутренней складывающейся лестницей с откидной крышкой, а также разнообразными люками – утепленными и неутепленными. Удобно передвигаться по крыше помогают ступеньки и ходовые трапы, установленные на кровле. Путь на крышу должен быть надежным. Поэтому не столь важно, как он осуществляется, главное, чтобы он гарантировал быстрый и безопасный подъем на кровлю.

Стремянка на стене

(Вариант для плоских крыш)

Самым простым решением является вертикальная стремянка, укрепленная на наружной стене. Нижний край стремянки должен находиться на высоте около 1 м от земли, это не даст детям подниматься на крышу, а взрослые могут воспользоваться в этом случае обычной приставной лестницей. Подобным решением является и секционная стремянка, состоящая из двух частей. Ее нижняя, приставная секция имеет высоту около 1,5 м, пользуются ею при необходимости.

Важно, чтобы поверхность ступенек стремянки не была скользкой. Для этого их выполняют из рифленой стали или арматуры периодического профиля (с серповидными выступами).

Более безопасна стремянка, установленная на стене верхнего этажа, ведущая на крышу с балкона или террасы. Единственное ее неудобство в том, что для выхода на крышу необходимо пройти через внутренние помещения дома. Металлические конструкции стремянки должны иметь антикоррозионное покрытие лакокрасочными или полимерными порошковыми составами.

Наружная лестница

(Для плоских крыш)

Более удобной и привлекательной внешне, по сравнению с вертикальной стремянкой, является крутая наружная лестница, ведущая с террасы нижнего этажа на террасу (или площадку), расположенную в уровне крыши. Конструкцию такой лестницы выполняют из стальной трубы с приваренными к ней кронштейнами – для установки ступенек. Их проступи выполняют из рифленой листовой стали или из обработанной пропиткой древесины (дуб, бук, ясень). А перила могут быть из труб, прутьев, тросов и пр. Обычно поверхности всех стальных элементов лестницы предохраняют от коррозии лакокрасочными покрытиями. Но такую лестницу можно изготовить из полированной или шлифованной нержавеющей стали.

Элементы металлической лестницы выхода на крышу можно покрыть полимерными порошковыми составами или выполнить из нержавеющей стали

Люк в крыше

(как для плоских так и для скатных кровель)

Обычно люки выхода на крышу размещают над верхней площадкой лестничной клетки. Место установки люков в скатных крышах зависит от шага стропил. Расстояние между коробкой люка и соседними стропилами, к которым она крепится, не должно превышать 7 см. Если этот зазор получается больше, приходится устанавливать между стропилами два поперечных бруса и один вертикальный (к нему крепят одну из сторон коробки люка). Когда люк шире расстояния между стропилами, придется вырезать фрагмент одной стропильной ноги, а ее обрезанные края укрепить к поперечным лобовым балкам, передающим нагрузку на соседние стропила. Если такое решение проектом не предусмотрено, необходимо получить заключение конструктора, архитектора о возможности выполнения этой работы. На скатной крыше большой площади с несколькими дымоходами лучше устанавливать два люка. Тогда отпадет необходимость в ходовых трапах для трубочиста. Люки должны располагаться рядом с дымоходом. Рынок предлагает люки нескольких размеров: самые маленькие – 45 х 55 см, самые большие – 120 х 120 см. Можно также заказать люк нестандартного размера. Но цена такого люка будет на 20-30% выше стоимости люка серийного производства с аналогичными размерами. Крышку люка отделывают кровельной оцинкованной сталью, ее поверхность грунтуют и покрывают лакокрасочными составами или порошковым лаком.

Чтобы крышка люка на поверхности кровли не бросалась в глаза, ее облицовывают материалом, примененным в кровельном покрытии. Отделку крышки люка на кровле из битумного гонта или стального листа выполнить проще. Но это лучше доверить профессиональному кровельщику, который выполнит работу качественнее. Крышка может быть и прозрачной, с заполнением из стекла или поликарбоната. Люк открывается вверх или в сторону. В открытом положении крышка может фиксироваться двумя сервомоторами (газовыми пружинами). Серийно изготавливаемые люки оснащают устройствами, исключающими неконтролируемое закрывание крышки. Если люк монтируется над отапливаемым помещением (лестничная клетка, гардероб, хозяйственное помещение), большое значение имеют его теплоизоляционные свойства. Некоторые производители предлагают утепленные люки, конструкция которых может иметь сопротивление теплопередаче R = 1,5 m2*К/Вт (крышка из поликарбоната имеет R = 0,45 m2*K/Вт). Манжеты, которыми комплектуются люки, позволяют устанавливать их в крышах с покрытием из разных материалов, как плоских, так и волнистых, имеющих волны как обычного, так и высокого профиля.

Иногда люки оснащают защитой от взлома, их глухая крышка дополнительно усилена изнутри, а оси петель не позволят извлечь их при закрытой крышке. Люк может комплектоваться решеткой с замком, размещенной в нижней части коробки люка. Можно заказать люк с замком, имеющим трехригельный засов, или с замком, оснащенным аттестованным вкладышем замка.

Складная лестница с крышкой

(как для плоских так и для скатных кровель)

Обычно складную лестницу устанавливают для выхода на чердак или на плоскую кровлю.

Во втором случае люк лестницы имеет две крышки: наружную и внутреннюю (прикрывающую сложенную лестницу).

Внутренняя крышка представляет собой сэндвич: деревянная рама с двух сторон оклеена древесно-волокнистыми плитами, между которыми помещен лист пенополистирола толщиной 3-6 см.

Толщина внутренних крышек составляет 3,6-6,6 см. Внутренние крышки, имеющие более толстый слой теплоизоляции, рекомендуется устанавливать в плоских кровлях и перекрытиях между помещениями с большой разницей температур (между жилым и нежилым помещением).
Сопротивление теплопередаче такой крышки R составляет 1,54 м*К/Вт (с пенополистиролом толщиной 3 см, у которого R = 0,91m*K/Bt).

Герметичность примыкания внутренней крышки обеспечивает прокладка круглого сечения, расположенная во фрезерованной канавке коробки.

Есть лестницы двух видов – секционные и ножничные. Более популярны секционные лестницы, состоящие из трех или четырех складывающихся или сдвигающихся секций. Лестницы имеют разную длину, их выбирают в зависимости от высоты помещения. Стальные монтажные уголки маршей лестниц позволяют четко фиксировать секции в разложенном состоянии и регулировать угол наклона лестницы. Устойчивость лестнице обеспечивает механизм открывания крышки, он фиксирует ее в открытом положении.

Секционные лестницы выполняют из стали или древесины. Лестница с обеих сторон может иметь перила или ручки, обеспечивающие безопасный и удобный подъем или спуск по ней.

Ножничные лестницы делают из стали, они складываются «гармошкой». Разложить их сложнее, чем секционные. Поверхность ступенек, независимо от типа лестницы, не должна быть скользкой – для этого достаточно на поверхности деревянных проступей ступенек сделать канавки.

Внимание! Теплоизоляцию люка выхода из жилого в нежилое помещение можно повысить, дополнительно уложив на внутреннюю крышку лист полистирола толщиной 10 см.

Складная секционная лестница выдерживает нагрузку до 160 кг

Стальная ножничная лестница очень удобна, но ее сложнее разложить и сложить

Кровельные ступеньки и трапы

(Подойдет для скатных крыш)

Свободное перемещение людей по поверхности скатной крыши обеспечивают установленные на кровле ступеньки и ходовые трапы. На крышах с наклоном скатов менее 30° ступени необходимо монтировать с расстоянием между ними 70 см (в каждом втором ряду черепицы). Если наклон ската крыши более 30°, ступени устанавливают через 35-40 см (в каждом ряду черепицы). Ходовые трапы обычно имеет ширину 25 см и длину от 40 до 300 см.

Основание ступеньки выполнено из полосовой стали (40 х 4 мм), а ручка изготовлена из листовой стали толщиной 2 мм. По ступенькам, расположенным в каждом втором ряду черепицы, передвигаются, как по стремянке. Длинный трап вдоль конька выполняет функцию горизонтальной дорожки, ведущей от люка к дымоходам. Проступи ступенек и площадки ходовых трапов изготавливают из оцинкованного стального листа, поверхность которого покрыта лаком или окрашена порошковым составом под цвет кровельного материала.

Стальные трапы визуально не всегда сочетаются с покрытием крыши, например с битумным гонтом. Альтернативой типовому металлическому трапу будет трап с площадкой, выполненной из деревянных брусков сечением 40 мм, пропитанных под давлением. Эти бруски крепят над кронштейнами основания трапов. Основание трапов и ступеней может опираться на бруски, прикрепленные к стропилам винтами. Кронштейны основания выбирают в зависимости от вида кровельного материала: керамической и цементной черепицы, металлочерепицы, плоской или профильной кровельной стали, рубероида или битумного гонта.

Расстояние между кронштейнами трапа не должно превышать 80 см. Если дымоход высокий, на нем устанавливают скобы для подъема к его устью.

Ступеньки и ходовые трапы должны иметь рифленую или перфорированную поверхность, которая исключает скольжение

Для установки ступенек на кровле применяют специальные элементы черепицы с алюминиевой или бетонной накладкой. Эти элементы выбирают в зависимости от вида черепицы, примененной в кровле. Элемент черепицы со ступенькой крепят к бруску двумя болтами (например, 4,5 х 45 мм), а брусок крепится к стропилам гвоздями

Ходовые трапы, площадки и кровельные ступени обеспечивают удобное перемещение по кровле во время эксплуатационных работ

Окно в крыше

И для скатных и плоских крыш

Его можно устанавливать в любом помещении чердака. До недавнего времени существовали окна только для скатных кровель, но сейчас производители этой продукции предлагают окна и для плоских кровель. Оба вида окон могут выполнять функции аварийного выхода на кровлю (при соответствии их размеров требованиям норм). Устанавливая окно-выход в плоской крыше, на ее несущих конструкциях монтируют деревянный корпус окна, верхняя часть которого имеет наклон 19°. На этом корпусе устанавливают само окно.

Обычно такие окна имеют размеры 66 х 98 (или 118) см либо 78 (или 94, 114) х 140 см и предназначены для установки в отапливаемых помещениях. Поэтому на их края, примыкающие к кровельному покрытию, крепят специальные уплотняющие манжеты. Пластичная масса, наносимая на нижнюю сторону манжеты, способствует плотному соединению манжеты с поверхностью материала покрытия, гарантирует необходимую теплоизоляцию и исключает просачивание воды. Некоторые фирмы предлагают универсальные манжеты, рассчитанные на любой тип кровельных покрытий, другие – два вида манжет, рассчитанных на установку над волнистыми и плоскими кровельными материалами.

Манжеты, как правило, изготавливаются из алюминия и меди, но можно заказать манжету, изготовленную из сплава титана и цинка.

Внимание! Чтобы правильно уложить теплоизоляцию по периметру коробки люка, размеры проема для него в крыше должны быть на 5-7 см больше коробки окна.

Окно-выход для скатной крыши выбирают в зависимости от угла наклона ее ската. Рынок предлагает окна, предназначенные для установки в крышах с углами наклона скатов 15-85°, 20-65°, 20-85°.

Окно-выход может быть распашным или откидываться вверх. Некоторые из них оснащены газовыми сервомоторами, облегчающими открывание. Окна аварийного выхода могут комплектоваться устройством, автоматически поднимающим оконную створку. Обычно коробки и оконные рамы изготавливают из послойно клееной древесины (чаще сосны) и покрывают несколькими слоями лака. Наружное остекление выполняют из закаленного стекла. Теплоизоляционный стеклопакет должен гарантировать небольшие потери тепла. Если у оконного стекла сопротивление теплопередаче R = 0,91 м2*К/Вт, то R окна будет около 0,67 м2*К/Вт.

Окно-выход на крышу должно отвечать требованиям, предъявляемым к эвакуационному выходу, и иметь размеры не менее 60 х 80 см

Неутепленный люк-окно

(вариант как для скатных и плоских крыш)

Такие люки-окна предназначены для установки над нежилым чердаком, когда утепление находится в перекрытии последнего этажа. Обычно их монтируют в скатах с углом наклона 15-65°. Сопротивление теплопередаче окон с энергосберегающим остеклением составляет R = 0,4 м2*К/Вт, а с обычным -0,28м2*К/Вт.

Люки-окна для неутепленных помещений открываются вверх или в стороны.

“До несчастья рукой подать”. Почему двери на витебские крыши открыты настежь?

Почему двери витебских крыш открыты настежь? В проблеме разбиралась корреспондент «СБ Беларусь Сегодня» в рейде с работниками МЧС и милиции.

Незакрытые двери на чердак — практически в каждом подъезде.

Вот уже несколько лет как на чердак нашего десятиэтажного дома может попасть любой желающий: дверь не закрывается. Полгода назад именно отсюда мне прострелили балконное стекло.

А недавно я «тормознула» на подходе к техническому этажу трех незнакомых девчушек лет 14−15, пробравшихся в подъезд. Юные красавицы при полном параде, с макияжем и на шпильках, пытались незаметно юркнуть в темное чердачное помещение. Зачем? Ответить на этот вопрос подростки не смогли и предпочли убежать.

Потом чердак стал местом преступления местного масштаба: бомжи решили утеплиться — собрали по всему подъезду мягкие коврики и обустроили «берлогу» на высоте. Пропажу обнаружили, бомжей в очередной раз выгнали.

Так кто же и по каким причинам обитает в подвалах и на чердаках витебских многоэтажных домов и почему нарушается директива президента № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности»? Может быть, не запертый как положено чердак — это исключение из правил?

В поисках ответа на этот вопрос вместе со старшим инспектором по обеспечению общественного порядка Первомайского РОВД Андреем Ханяковым, работниками ГОЧС Витебска Татьяной Борисевич и Игорем Липницким мы отправляемся в рейд.

Начинаем экстремальное путешествие с двух домов — № 44 на улице Чкалова и № 5 на улице Воинов-интернационалистов. Они объединены и стоят на перекрестке буквой «г». Общий у них и технический этаж.

Мы зашли в один из крайних подъездов и без проблем смогли обследовать чердак и крышу обоих строений.

— Страшно представить себе, что сюда могут забраться дети и устроить игры. Ограждения-то нет, — Татьяна Борисевич с опаской смотрит вниз. — Кстати, среди молодежи сейчас стало модно организовывать романтические встречи на крыше. До несчастья рукой подать. Да и на самом чердаке, смотрите, жильцы складируют отходы стройматериалов, кто-то притащил тряпки, тюфяки. Вот валяется пачка из-под сигарет. Одна искра — пожар обеспечен.

Андрей Ханяков обращает внимание: на техническом этаже очень много пустой тары. Пивные бутылки валяются рядом с флаконами из-под настойки боярышника, пустырника и лекарственного бальзама «Московия», попадаются и жестяные банки из-под дорогостоящих «энергетиков». Значит, у молодежи это сомнительное место, где в любой момент можно наткнуться на дохлого голубя или стихийный туалет, тоже пользуется популярностью.

Читайте также:  Как разорвать договор аренды

— С начала года мы выдали уже около сотни предписаний жилищно-коммунальным службам на устранение подобных нарушений. Но, судя по всему, этих мер недостаточно. А ведь такая бесхозяйственность способствует совершению преступлений, — рассуждает сотрудник милиции.

Обследуем два соседних дома — ситуация здесь чуть получше: выйти на чердак и крышу можно не из каждого подъезда. Но все равно можно.

Обращаем внимание: лестничные площадки практически везде загромождены ящиками-кладовыми. Тут, рядом с дверью в квартиру, жильцы хранят овощи и закатки. Пытаемся найти хозяев-«коробейников», те в один голос утверждают: за 20−25 лет проживания им никто и никогда не говорил, что такое самоуправство противозаконно. И уж тем более никто не видел ни предупреждений, ни объявлений на этот счет.

Узнав о главной цели визита, советуют нам посетить дом № 50, корпус 4 на улице Чкалова — говорят, там живут бомжи.

Как оказалось, люди без определенного места жительства не зря облюбовали это место — тут для них созданы все условия. В многоподъездном доме только один подвал закрыт на ключ. Все остальные — нараспашку.

Удивляемся беспечности местного ЖЭУ № 26 — открыт даже теплоузел со всем дорогостоящим и стратегически важным оборудованием. А что будет, если кто-то захочет «пошутить» здесь? Под обгрызенным яблоком лежит папка с документами. Инструкции, правила, технический паспорт дома и… пустая упаковка от таблеток, избавляющих от похмельного синдрома. Тут же — разбитая рюмка.

Доступ любому желающему открыт и в еще одно сверхважное помещение — общую электрощитовую и кабельную шахту. Одно движение рычага — пропадет свет, остановятся лифты.

— Не закрываем, потому что взламывают постоянно, — объясняет слесарь Олег Орлов, который случайно зашел в подвал.

Андрей Ханяков осмотрел замки и пришел к выводу: сердцевины целые, без следов взлома. Значит, просто потеряли ключи? Да и кто мешает сначала закрыть эти замки, а потом и сам подвал? Звоним руководству ЖЭУ, объясняем обстановку, нам обещают прислать ответственных работников.

Идем в соседний подвал и встречаем там «самосела». На трубах отдыхает чумазый парнишка, на вид — лет 17−18. Под головой — грязная старая подушка без наволочки, укрыт старым женским халатом. Увидев нас, подхватился и начал оправдываться: поверьте, мол, подушку не украл — она тут валялась.

Показывает паспорт: оказывается, ему 25 лет, зовут Александром, прописан в Городке. Что делает тут? Просто зашел отдохнуть. Речь спутанная, многословная, но на большинство вопросов отвечает «не знаю, не помню, меня по голове сильно ударили». Есть все основания предположить наркотическое опьянение. Употреблял ли когда наркотики? Ответ категоричный.

Андрей Ханяков по телефону связывается с райотделом, там «пробивают» нашего «найденыша» по базе — в течение года в поле зрения милиции попадал более трех раз, однажды нанюхался клея. Прибывшая по вызову патрульная машина увезла парня на обследование в токсикологическую лабораторию.

А мы ждем представителей из ЖЭУ № 26. Мастера по текущему ремонту Валерий Жилко и Анатолий Дубко в оправдание чердачно-подвального «коммунизма» также ссылаются на зловредных жильцов, которые якобы ломают двери и замки.

Не верим. Жители этого дома утверждают, что у жилищно-коммунальных служб давно сложилась традиция держать подвалы открытыми. Мастера сообщают: на территории ЖЭУ уже отрабатывают отдельные дома, закрывают все места, которые по правилам должны быть недоступны. То, что мы попали именно в те дома, куда еще не дошли их руки, — чистая случайность. Скоро полный порядок будет и здесь. Почему нельзя было это сделать раньше? На новые замки и двери нужны деньги…

— Одна серьезная кража из теплоузла или, не дай бог, ЧП в электрощитовой, пожар, повреждение трубы на чердаке — и сомнительная экономия на запорных устройствах превратится в многотысячные убытки, — уверен старший инспектор Андрей Ханяков.

К сожалению, случайности нередко становятся закономерностями. И когда в очередной раз мы сталкиваемся с бедой, отчетливо понимаем: ее можно и нужно было вовремя предупредить.

Год назад трагедия случилась в Минске — одиннадцатилетний мальчик решил поиграть на крыше и упал вниз. Разбился насмерть. Родители уверены: ребенка сдуло внезапным порывом ветра. Доступ к заманчивой для парнишки высоте оказался открыт. Кроме небольшого бортика, там, наверху, не было никакого ограждения. Как нет его сегодня и на крышах в Витебске. Беда не учит?

Никакого экстрима: как безопасно обслуживать крышу круглый год

Для чего необходимы защитные заграждения на крыше

Ежегодно на территории ы случается несколько тысяч ЧП, связанных с высотными работами. Нелишне будет задуматься, что выгоднее – небольшие затраты на снегозадержатели на крышу и другие защитные приспособления или риск для здоровья и кошелька, чтобы восстановиться после возможной травмы.

Немало домовладельцев относится к обеспечению безопасности пребывания на крыше без должного внимания. Одни ошибочно считают, что установка кровельных аксессуаров – дело необязательное. Другие отказываются от защитных приспособлений, думая, что они испортят внешний вид крыши.

Любой профессиональный монтажник подтвердит: работать так очень рискованно, да и неудобно. А на закрепление и снятие подручных приспособлений уходит немало времени.

Установленные заранее защитные аксессуары позволят очищать или ремонтировать кровельное покрытие быстрее и качественнее, также они предотвратят повреждение кровли, которое может возникнуть, если двигаться непосредственно по покрытию.

Кровельные аксессуары выполняют следующие функции:

  • Обеспечивают удобство пребывания и передвижения на крыше;
  • Помогают предотвратить падение людей (а также предметов, льда и снега);
  • Дают возможность продлить срок службы покрытия.

Возможные варианты: выбираем защитные аксессуары

Защитных аксессуаров немало, но к основным, наиболее распространенным элементам относят кровельные лестницы, переходные мостики и кровельные ограждения.

Все они работают на повышение безопасности при уходе за крышей. Кроме того, применяют так называемые снегоупорные приспособления, которые препятствуют соскальзыванию снега с крыши (смерзшиеся глыбы могут нанести существенный ущерб здоровью человека или имуществу).

Дополнительно используют индивидуальные средства защиты – страховочные канаты.

Кровельные лестницы (или лестницы на скат) используют для безопасного передвижения вверх и вниз по скату крыши. Обычно их крепят к обрешетке, есть также кронштейны для фиксации к коньку кровли.

Все места крепления должны быть качественно загерметизированы. Расстояние между перекладинами лестницы следует выбирать в диапазоне от 0,25 до 0,4 м, ширину – принимать равной порядка 0,4-0,5 метра. В комплект могут входить поручни по обеим сторонам конструкции.

Есть также пристенные лестницы (их еще называют аварийными или фасадными).

Несмотря на название, они полезны для кровельных работ, поскольку позволяют быстро попасть на крышу и спуститься с нее. Нижнюю перекладину такой конструкции нужно предусмотреть на высоте 1-1,2 метра от поверхности земли.

Спроектировать кровельную и пристенную лестницы лучше так, чтобы они располагались на одной линии и представляли таким образом общий конструктивный элемент.

Пристенную можно завершить и в том месте, над которым на кровельном покрытии установлен переходный мостик. Расстояние от верхней перекладины пристенной лестницы до нижней перекладины кровельной (или до переходного мостика) не должно превышать 0,4 метра.

Переходные мостики через трубопровод

Переходные мостики применяют для перемещения по крыше параллельно ее коньку. Опоры устанавливают с шагом 0,8- 1,2 метра, а решетчатая конструкция не задерживает снег и не собирает воду, что хорошо с точки зрения безопасности передвижения.

Немало производителей оснащает платформы возможностью регулировки угла наклона. Это полезно с эстетической точки зрения: мостик можно опустить параллельно скату кровли на то время, пока он не используется.

Также обычно предусмотрена возможность увеличения длины мостика – крепежные элементы и стыковочные пазы позволяют временно прикрепить дополнительный участок.

Конструкция печей, каминов, твердотопливных котлов предусматривает наличие дымоходов, а значит, и необходимость их периодической очистки.

Для облегчения этой работы устанавливают так называемую кровельную скамейку, или скамейку трубочиста. Конструктивно это – те же переходные мостики, но гораздо меньшего размера. Они будут удобны не только для очистки труб, но и при удалении снега, обслуживании спутниковой тарелки и так далее.

Кровельные ограждения

Это поднятые вертикально решетки, устанавливаемые вдоль края крыши. По сути это невысокий заборчик, цель которого – обезопасить людей при передвижении по поверхности и предотвратить их падение.

Обычно кровельные ограждения состоят из вертикальных опор треугольного сечения и жестко прикрепленных к ним конструкций из горизонтальных и вертикальных труб. Опоры следует монтировать с шагом 0,9-1,2 метра.

Если в ходе работ на крыше не будет надобности подходить к краю ближе чем на 2 м, ограждение можно не устанавливать.

Допускается применение лишь предупредительных знаков: лент яркого цвета, досок и так далее. За пределами этой зоны запрещается не только ходить, но и складировать материалы и инструмент.

Устройства для чистки снега с крыши

Снегоупоры, или снегозадержатели, используют для предотвращения схода и очистка снега с крыши.

На частных домах применяют изделия, которые пропускают снежные массы порциями, не позволяя им накапливаться на крыше и снижая разрушительный эффект при падении.

Устанавливают снегоупоры либо по всей длине свеса, либо на отдельных участках. В частности, такие элементы необходимы над крыльцом (на фото выше), местом парковки автомобиля, окнами (в том числе мансардными) и балконами.

Располагают снегоупоры рядом с карнизом с тем, чтобы снеговая нагрузка максимально передавалась стенам дома.

Кстати, в западных регионах ы при длине ската крыши более 8 метров эти конструкции рекомендуется устанавливать только всплошную по краям скатов и более того – в два ряда (с отступом в 0,6-0,9 метра между рядами).

Снегоупоры производят нескольких видов. Наиболее популярны трубчатые модели, где через кронштейны на расстоянии 20-30 см друг от друга пропускают две металлические трубы. Сами кронштейны крепят к обрешетке с шагом в 1 метр.

В решетчатых между такими же кронштейнами вставляют решетки. Их, в свою очередь, изготавливают из труб или уголков.

Конструкция пластинчатых снегозадержателей ясна из их названия. Такие элементы рассчитаны скорее на «европейскую» зиму и больших снеговых нагрузок выдержать не смогут.

Снегостопоры-крюки представляют собой небольшие угловые элементы, равномерно и в шахматном порядке рассредоточенные по крыше. Они также рассчитаны на задержание небольшого объема снега.

Страховка: для чего она нужна?

Для дополнительной страховки во время ремонтных и монтажных работ на крыше применяют канаты (веревки, тросы).

Их можно привязывать только к стационарно установленным защитным элементам, например, верхним перекладинам кровельной лестницы или снегостопорам-крюкам.

Лучше использовать по два каната одновременно, а точки их крепления при этом разносить на расстояние 2-3 метра друг от друга.

Это способствует увеличению безопасности передвижений. Кроме того, при работе не следует выходить за пределы дуги в 30-35° от места крепления.

Наибольшей надежностью отличаются паракорд и нейлоновые канаты. Полипропиленовые дешевле, но и менее прочные. Применение страховочных канатов обязательно в случае выполнения работ на крышах со скатом от 30°.

Из дома на крышу: для чего нужен кровельный люк

Быстро и относительно безопасно проникнуть на крышу позволят кровельные люки. Особенно удобно их наличие в случае, если в доме имеются дымоход (от котла или камина) и выходные трубы системы вентиляции, которые нужно периодически проверять.

Вместо сплошного заполнения можно использовать прозрачные кровельные люки, тогда они послужат делу частичного освещения чердака.

В мансарде в качестве таких люков порой применяют окно – только не обычное мансардное, а эвакуационное (распашное, полностью открывающееся в стороны).

При этом рядом с ним на крыше устанавливают кровельную скамейку или переходной мостик.

Угловая примерка

Необходимость в применении тех или иных средств защиты человека на крыше зависит от угла ее наклона. Так, если скат крыши наклонен более чем на 60° от горизонтальной поверхности, применяют все защитные приспособления, а от края кровельного ограждения при работе лучше не отступать более чем на 2 м.

То же можно сказать и о крышах со скатом от 30° до 60° с той лишь разницей, что расстояние между рабочей зоной и краем кровельного ограждения должно составлять не более 5 м.

На крыше с уклоном от 15° до 30° стационарно рекомендуется устанавливать только кровельные лестницы. А если наклон ската не превышает 15°, обычно используют лишь индивидуальные средства защиты.

Большинство защитных элементов предназначено для использования на крышах, угол наклона которых превышает 7°. Это касается и кровельных лестниц, и переходных мостиков, и снегоупоров.

Высота ограждения на кровле должна подниматься не менее 0,6 м. Металлические конструкции ставят на скатных крышах, а на плоских эту роль обычно выполняет парапет здания.

Акцент на кровлю

Элементы безопасности для крыши дома необходимы в любом случае, вне зависимости от того, какой вид кровельного покрытия использован.

Однако аксессуары не только помогают без риска работать на крыше, но и предохраняют кровельные материалы от возможных повреждений, ведь физические качества у каждого покрытия свои, и это следует брать во внимание при выборе.

Например, такие штучные покрытия, как цементно-песчаная или керамическая черепица, представляют определенные трудности в обслуживании.

Передвигаться по ним следует с особой осторожностью: при неаккуратности или чрезмерном давлении элементы могут надломиться. А вероятность найти материал того же оттенка для замены не стопроцентная.

Поэтому производители черепицы предлагают наиболее богатый комплект кровельных аксессуаров: все их виды в различных вариациях по конструкции и внешнему исполнению.

Более того, компании изготавливают специальные ступеньки для доступа к дымоходам (они представляют собой скобы, которые равномерно распределяют по крыше, закрепляя на черепицах). И есть даже специальные виды черепиц, предназначенные для удобства монтажа защитных аксессуаров – половинчатые, опорные и др.

Фирмы, выпускающие битумную и металлочерепицу, «волнуются» меньше. Особенно это касается первых. Ведь качественно уложенная битумная черепица – это сплошной гидроизоляционный ковер, о котором на долгое время можно вовсе забыть.

Читайте также:  Приватизация кладовую комнату в общежитии, с чего начать

Правда, полноценные снегоупоры здесь применять нельзя, подойдут только снегостопоры-крюки, причем ряд производителей подтверждает гарантию на свой материал только в случае их применения.

Производители металлочерепицы обычно предлагают стандартные лестницы и переходные мостики, а также пластинчатые снегозадержатели.

Именно они могут применяться на крышах, покрытых любым металлическим материалом (металлочерепица, профнастил и др.)

На рынке существует большой ассортимент кровельных аксессуаров, предлагаемых независимыми производителями. Обычно это стандартный набор, нередко универсального применения, с креплениями под разные типы покрытий (для кровли из металлочерепицы, профнастила, еврошифера). Но чаще все же выпускают наборы для того или иного типа покрытия.

Цена ремонта: что входит в реальный ущерб от ДТП

По общим принципам возмещения убытков (ст. 15 ГК), в состав реального ущерба включаются расходы, которые пострадавший понес для полного восстановления своего нарушенного права. Несмотря на такое положение, судебная практика долгое время не была однородной и порой признавала все выплаты сверх суммы восстановительного ремонта машины недопустимыми, рассказывает партнер “Содружества земельных юристов” Юлия Бузанова. Она отмечает, что такой размер определялся с учетом износа авто, из-за чего в некоторых случаях цифра реальных выплат снижалась в десятки раз: “Этого не хватало на восстановление транспортного средства”.

Денег страховой не хватило на ремонт

С подобной проблемой столкнулась и Ольга Арапова*. В ее “Ауди” врезался Артур Юсупов*, устроив ДТП. Страховщик виновника аварии – АО “НАСКО” – выплатила пострадавшей 232 568 руб. Однако собственник иномарки посчитала такую выплату заниженной. Она попросила независимого эксперта из ООО “АвтоГарант” определить размер нанесенного ущерба машине. Исследование показало, что стоимость восстановительного ремонта авто составляет 450 381 руб., а размер утраты ее товарной стоимости – 77 290 руб. В добровольном порядке страховщик и Юсупов не захотели доплачивать эти деньги Араповой.

Тогда она решила взыскать их в судебном порядке. Она потребовала 167 431 руб. (страховое возмещение), 5000 руб. (компенсация морального вреда), 83 715 руб. (потребительский штраф) – с “НАСКО” и 127 671 руб. (ущерб) – с виновника аварии.

Истец:Ольга Арапова*

Ответчик:Артур Юсупов*

Суд:Верховный суд

Суть спора:Входит ли размер утраты товарной стоимости авто в сумму реального ущерба от ДТП

Решение:Отменить акт апелляции, отправить дело на новое рассмотрение

Прикубанский районный суд Краснодара в этом деле назначил две автотехнических экспертизы, чтобы оценить ущерб машине, – первую по ходатайству ответчика, а вторую по просьбе истца. Оба исследования установили, что расходы на ремонт авто не превышают 220 000 руб. Размер утраты товарной стоимости “Ауди” специалисты смогли оценить лишь примерно – 43 336 руб. (дело № 2-3866/2016

Опираясь на такие результаты экспертизы, суд отказал истцу, указав, что уже перечисленное страховое возмещение полностью покрывает расходы на восстановление иномарки. А для выплаты размера утраченной цены товара нет оснований, так как эксперты не смогли ее точно определить, добавила первая инстанция. Апелляция оставила такое решение без изменений (дело № 33-7923/2017).

Арапова не согласилась с актами нижестоящих инстанций и оспорила их в Верховный суд. ВС пояснил, что утрата товарной стоимости авто относится к реальному ущербу и ее размер тоже надо выплатить пострадавшему (п. 37 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 года № 58 “О применении судами законодательства об ОСАГО владельцев транспортных средств”). Судьи ВС подчеркнули, что в рассматриваемом случае нужно учитывать принцип полного возмещения убытков (дело № 18-КГ17-257). То есть потерпевшему нужно выплатить такую сумму, которая полностью восстановит его нарушенные права. Судебная коллегия по гражданским делам ВС отметила, что в этом деле нижестоящие суды должны были оценить всю совокупность доказательств для объективной оценки ущерба машине.

Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, “тройка” судей под председательством Вячеслава Горшкова отменила акт апелляции и отправила дело на новое рассмотрение обратно в Краснодарский краевой суд (прим. ред. – пока еще не рассмотрено).

Эксперты “Право.ru”: “Виновник аварии не понес должной ответственности”

Юрист АК “Павлова и партнеры” Надежда Попова замечает, что нижестоящие суды в этом споре не учли важность такой категории, как “утрата товарной стоимости”. Хотя ВС уже указывал, что она является реальным ущербом, который может непосредственно проявиться при продаже поврежденного имущества в будущем, подчеркивает юрист Дарья Суханова из ЮБ “Аронов и Партнеры”, ссылаясь на постановление Пленума ВС № 25 от 23 июня 2015 года.

Вместе с тем интересна иная правоприменительная практика. Окружной суд в деле № А40-215937/2014 признал, что отказ выплачивать сумму утраты товарной стоимости авто может быть правомерен. Но только в случае, если такое условие содержится непосредственно в договоре добровольного страхования, – то есть, когда стороны сами выбрали такие условия.

Старший юрист КА “Ковалев, Тугуши и партнеры” Ксения Степанищева

Она обращает внимание, что суды ошибочно решили не присуждать такую выплату, ссылаясь на невозможность точно определить ее размер. По ее словам, такой отказ нарушает принцип справедливости и соразмерности ответственности нарушенному обязательству. Кроме того, нижестоящие суды необоснованно ограничили ответственность второго ответчика – виновника ДТП, считает юрист. Хотя истец просил взыскать убытки и с Юсупова.

Старший юрист ЮК “Митра” Антон Томилин и вовсе уверен, что это дело демонстрирует другой важный момент – суды общей юрисдикции в должной степени не применяют разъяснения по вопросам судебной практики, которые дает Пленум ВС.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Публикации

При решении вопроса о возмещении ущерба на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля необходимо опираться на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, а не на сумму, которую владелец в своё время заплатил за машину, разъясняет Верховный суд РФ. Высшая инстанция отмечает, что продавец имеет право по собственным мотивам отдать автомобиль по цене ниже реальной, но покупатель не должен впоследствии страдать от подобных условий купли-продажи.

ВС также подчёркивает, что суды не могут подозревать владельца автомобиля в злоупотреблении правом без обоснованных причин: водители могут получить моральный ущерб и штрафы, если они не препятствовали страховщику в оценке ущерба.

Суть спора

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Ростова, машина которого была повреждена в ДТП. Заявитель обратился в страховую компанию, где была застрахована ответственность виновника аварии, за возмещением ущерба, однако получил отказ. Страховая компания сослалась на заключение эксперта о том, что заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Претензию заявителя также не удовлетворили, поэтому он обратился в суд.

Каменский суд Ростовской области частично согласился с аргументами заявителя и взыскал в его пользу более 250 тысяч страхового возмещения, 4 тысячи в качестве компенсации морального вреда, а также штраф 126 тысяч рублей.

Суд руководствовался выводами назначенной им экспертизы, которая сочла, что повреждения автомобиля истца образовались все же в результате ДТП, а стоимость ремонта с учётом износа составляет 252 тысячи рублей.

Однако Ростовский областной суд это решение отменил и принял новое: в пользу пострадавшего было взыскано страховое возмещение в размере 200 тысяч рублей, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Апелляция указала на то, что возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению, а поскольку истец купил автомобиль за 200 тысяч рублей, то и размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму.

Отказывая же в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда и штрафа, суд апелляционной инстанции сослался на злоупотребление правом.

Позиция ВС

ВС напоминает, что размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества — в размере действительной его стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков;

б) в случае повреждения имущества — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (пункт 18 статьи 12 Закон об ОСАГО)

ВС в специальном пленуме разъяснял, что под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт повреждённого имущества невозможен либо стоимость ремонта равна или превышает стоимость имущества на дату наступления страхового случая (пункт 42 постановления от 26 декабря 2017 года No58).

При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент ДТП равной средней стоимости аналога на указанную дату (пункт 6.1 Единой методики, утверждённой положением Центрального банка РФ от 19 сентября 2014 года No432-П), напоминает ВС.

При этом проведение восстановительного ремонта признаётся нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость аналога.

Таким образом, не имеет значение за какую сумму владелец приобрёл поврежденный автомобиль, опираться надо на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, поясняет высшая инстанция.

«В отличие от действительной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая цена договора купли-продажи – это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу.
С учётом свободы договора и различных мотивов продажи автомобиля цена договора купли-продажи автомобиля может не соответствовать действительной стоимости автомобиля», — отмечает ВС.

Он указал, что по данному делу имеются два экспертных заключения о стоимости восстановительного ремонта с учётом износа деталей, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности — 247 и 252 тысячи рублей.

Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что стоимость ремонта превышает стоимость неповреждённого автомобиля на момент ДТП, экспертами сделано не было, обращает внимание ВС.

Таким образом, считает он, если у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, то он должен был поставить этот вопрос на обсуждение сторон и назначить экспертизу именно по этому вопросу.

Моральный вред как злоупотребление

Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда и штрафа по мотиву якобы злоупотребления истцом правом, решил ВС РФ.

Он напоминает, что закон не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

ВС в пленуме разъяснял, в каких случаях следует отказывать во взыскании морального вреда с автостраховщиков: когда установлено, что в результате действий потерпевшего страховщик не мог исполнить свои обязательства в полном объёме или своевременно, например, предоставлен не полный пакет документов или недостоверные сведения, либо автомобиль не предоставляют для осмотра и независимой технической экспертизы. В данном деле таких фактов не установлено.

К тому же, частично удовлетворяя требования, областной суд тем самым признал факт нарушения страховой компанией обязательств и обоснованность исковых требований водителя, отмечает ВС.

«Таким образом, в судебном постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности», — считает ВС.

В связи с чем он отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в областной суд.

Ремонт или деньги: всё про возмещение ущерба по ОСАГО

Выберите тип транспортного средства

Возмещение ущерба по ОСАГО в большинстве случаев происходит путем направления поврежденного транспорта на СТОА. Однако в качестве альтернативы возможна и денежная выплата, но только в исключительных обстоятельствах.

Денежная выплата была заменена на ремонт транспортного средства в связи с непрекращающимися жалобами автовладельцев на случаи занижения суммы ущерба, а также для борьбы с недобросовестными автоюристами, выкупающими у потерпевших долги страховых компаний.

Новые автомобили должны ремонтировать на СТОА официальных дилеров и без учета эксплуатационного износа. Следовательно, для владельца новой машины в общем-то нет разницы, в какой форме произведут возмещение ущерба, ведь:

  • авто не снимут с гарантии;
  • будут установлены оригинальные детали;
  • не придется доплачивать.

Собственникам подержанных автомобилей, особенно когда износ достигает пятидесяти процентов, лучше получать возмещение в форме денежной выплаты, конечно, когда это возможно по закону.

Когда нельзя отказаться от ремонта?

Порядок урегулирования убытка по ОСАГО в натуральной форме, то есть путем ремонта на СТОА указан в пункте 15.1 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО». Как сказано в законе, возмещение ущерба при повреждении легкового автомобиля физлица-гражданина России производится путем организации и оплаты ремонтных работ.

Механизм урегулирования убытка предельно прост.

  1. Страховая компания осматривает поврежденную машину, при необходимости организовывает независимую экспертизу.
  2. Потерпевшему выдают направление на ремонт на СТОА.
  3. Страховая компания согласовывает с СТОА стоимость ремонта, после чего перечисляет необходимую сумму денег.

Есть несколько важных оговорок, касающихся восстановительного ремонта.

  • Не допускается установка бывших в употреблении деталей, если это не согласовано с владельцем поврежденного авто.
  • Минимальная гарантия по ремонту – полгода, а по кузовщине и ЛКП – двенадцать месяцев.

Таким образом, самые важные условия ремонта, в частности установка не новых запчастей и доплата, должны согласовываться с владельцем поврежденного транспортного средства. Соответственно, важно внимательно читать все документы, которые приходится подписывать в отделе выплат страховой компании и на СТОА.

В отзывах пользователей о восстановительном ремонте по автогражданке достаточно часто попадаются случаи, когда клиент не глядя подписал документ, дающий страховщику право на установку восстановленных или бывших в употреблении запчастей.

Излишне говорить, что будет практически невозможно доказать факт недобросовестного поведения со стороны сотрудников страховой компании.

В отдельных случаях ремонт на СТОА может организовать и клиент, когда у страховщика нет договора с нужным автосервисом. Правда, на практике такое случается крайне редко, так как для самостоятельной организации ремонта требуется письменное согласие страховой компании, которой не выгоден данный вариант возмещения ущерба.

Гораздо проще произвести денежную выплату, чем оплачивать счета СТОА, с которой нет договорных отношений и дружеских связей. Такой автосервис не сделает страховой компании скидку, да и вряд ли пойдет на какие-то уступки в ущерб владельцу автомобиля, например, не станет убеждать последнего в качестве бывших в употреблении деталей.

Читайте также:  Как вернуть задаток за квартиру по расписке

Когда можно получить возмещение деньгами?

Возмещение ущерба в форме денежной выплаты при повреждении легковой машины физлица-гражданина России производится в соответствии с пунктом 16.1 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО» . Законом предусмотрено восемь случаев, когда автовладелец или его представитель вправе получить деньги.

  1. Конструктивная гибель транспортного средства.
  2. Смерть владельца транспортного средства.
  3. Средний и тяжкий вред здоровью собственника транспорта в результате страхового события.
  4. Группа инвалидности у владельца поврежденного транспорта.
  5. При ущербе более четырехсот тысяч рублей, а в случае с Европротоколом – более максимально возможной выплаты.
  6. При взаимной виновности в ДТП всех его участников.
  7. Если у страховой компании нет договора ни с одной СТОА в местности, где произошло ДТП или проживает владелец поврежденного авто.
  8. Если при прямом возмещении убытков у страховщика нет возможности организовать ремонт на СТОА, которую клиент указал в заявлении на страхование.

Также допускается денежная выплата при наличии письменного соглашения об этом между клиентом и страховой компанией.

Таким образом, для большей части владельцев легковых авто доступна денежная выплата только на основании пунктов семь и восемь.

На практике чаще всего ремонт заменяют денежной выплатой из-за отсутствия у страховщика договоров с СТОА.

Данная практика особенно распространена в небольших городах, где нет официальных дилеров и СТОА, отвечающих требованиям правил ОСАГО в части организации ремонта. В крупных городах почти все страховые компании имеют десятки договоров с дилерами всех популярных автомобильных брендов и специализированными СТОА, которые занимаются, например, только кузовными работами или восстановлением лакокрасочного покрытия кузова.

Возможен и вариант с отсутствием у страховой компании договора с автосервисом, который указал клиент при оформлении полиса ОСАГО. Однако на деле нереально реализовать эту законодательную норму, так как при покупке полиса через Интернет заполнение пункта с СТОА обернется «техническим сбоем», а при посещении офиса менеджеры всеми доступными способами будут препятствовать внесению в заявление информации про нужный автосервис.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

justice pro…

юридическая помощь

  • Главная
  • Защита прав граждан-физических лиц
    • Банкротство физических лиц
    • ДДУ
    • Защита авторских прав
    • Защита прав автолюбителей
      • ДТП
    • Защита прав акционеров
    • Защита прав в сфере семьи и брака
    • Защита прав вкладчиков
    • Защита прав заемщиков
    • Защита прав пациентов
      • Мать и дитя
    • Защита прав потребителей
    • Защита прав собственников
    • Защита прав трудящихся
      • Стажировка
    • Разъяснения государственных органов
    • Юридические документы. Образцы для составления
  • Защита прав предпринимателей
    • Представление интересов
  • Налоги
    • Налог при дарении
      • Налог при дарении автомобиля
      • Налог при дарении денег
      • Налог при дарении недвижимости
      • О налоге при дарении
    • Налог при продаже
      • Налог при продаже автомобиля
      • Налог при продаже недвижимости
    • Налоговый вычет
      • Имущественный вычет
      • Налоговый вычет за лечение
      • Налоговый вычет за обучение
      • Налоговый вычет за страхование жизни
      • О налоговом вычете
  • Общественная деятельность
    • Взаимодействие с государственными органами
      • МВД
    • Взаимодействие с корпорациями
      • Отрицательные отзывы. Позорный столб
      • Положительные отзывы. Доска почета
    • Защита прав в Суде
      • Судебная защита прав граждан
      • Судебная защита прав предпринимателей
    • Юридическая помощь на безвозмездной основе

Взыскание ущерба без учета износа с виновника ДТП. Примеры из судебной практики

Может ли невиновный участник аварии, чей автомобиль получил повреждения, требовать полного возмещения причиненных ему убытков с виновника ДТП? Далее расскажем о возможности взыскания ущерба без учета износа с виновника ДТП, в том числе о взыскании разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, предложим примеры из судебной практики возмещения ущерба без учета износа.

Можно ли взыскать с виновника ДТП стоимость на ремонт без учета износа

Подобный вопрос может задать потерпевший в аварии, который

  • желает взыскать ущерб с виновника ДТП без страховки, с поддельным (фальшивым) полисом ОСАГО. В этом случае ущерб от ДТП возмещается самим виновным водителем без участия страховой компании. Убытки можно взыскать в досудебном порядке, например, по расписке, по соглашению между участниками ДТП, после составления досудебной претензии или же путем обращения в суд. Если же страховка у виновника ДТП есть, но он в нее не вписан, или закончился период использования автомобиля по полису виновника (срок страхования не истек), то потерпевшему удастся получить страховое возмещение;
  • интересуется возможностью взыскать с виновника ДТП разницу по ОСАГО и стоимостью ремонта без учета износа.

Ответ на данный вопрос дает Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 года.

Взыскание без учета износа с виновника ДТП: Конституционный Суд

Важным в решении вопроса о возмещении убытков в полном объеме (без учета износа) является Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. №6-П “По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других”

Гражданам, ранее получившим страховое возмещение, суды отказывали в удовлетворении исковых требований в части взыскания суммы причиненного ущерба в размере разницы между ущербом, исчисленным без учета износа подлежащих замене деталей, и ущербом, исчисленным с учетом их износа, обратились в Конституционный Суд РФ.

В Постановлении Конституционный Суд РФ дал разъяснения по вопросу возмещения имущественного вреда при ДТП. Данными разъяснениями могут руководствоваться суды, принимая решение о взыскании с виновника ДТП ущерба без учета износа:

«Положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») предполагают возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения».

Однако виновник ДТП не лишается возможности выдвинуть возражение касательно исковых требований в части определения размера ущерба без учета износа:

«Лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения. В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые)».

В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2017 г. № 6-П из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по ОСАГО был исключен пункт, касающийся расчета стоимости восстановительного ремонта для целей выплаты страхового возмещения по ОСАГО и для определения ущерба, возмещаемого причинителем вреда.

Возмещение ущерба по ДТП без учета износа: Верховный Суд

Суды при принятии решения о взыскании стоимости восстановительного ремонта без учета износа могут руководствоваться пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»:

«Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества».

Вы вправе предъявить исковые требования виновнику ДТП о возмещении ущерба без учета износа

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа

В настоящий момент потерпевший имеет право требовать с виновника ДТП возмещения ущерба без учета износа. А если причинитель вреда не согласен с требуемой суммой, именно на него возлагается бремя доказывания возможности восстановления поврежденного имущества без использования новых материалов, а также неразумности избранного потерпевшим способа исправления повреждений.

Если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована, то потерпевший получит страховое возмещение в размере, установленным в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов. Однако это не препятствуют возмещению вреда непосредственным его причинителем в соответствии с законодательством РФ, если размер понесенного потерпевшим фактического ущерба превышает размер выплаченного ему страховщиком страхового возмещения.

Взыскание с виновника ДТП без учета износа: судебная практика

Ранее суды в том случае, когда у виновника аварии нет страховки, выносили решение о возмещении убытков потерпевшему на основании результата экспертизы в размере стоимости восстановительного ремонта с учетом износа.

Разницу между ценой восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего и ценой ремонта с учетом износа детали считали неосновательным обогащением, поэтому суды часто удовлетворяли иски потерпевших в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом износа деталей (Решение Каневского районного суда (Краснодарский край) от 6 июля 2016 г. по делу № 2-1081/2016).

Но в настоящее время потерпевший может возместить полную стоимость ремонта путем взыскания с виновника ДТП ущерба без учета износа (судебная практика это подтверждает). Так, суд при принятии решения руководствовался следующим: «В отличие от порядка определения размеров страховой выплаты, где при определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей, при взыскании ущерба с владельца источник повешенной опасности потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков без учета износа деталей» (Решение Центрального районного суда города Сочи (Краснодарский край) от 23 октября 2018 г. по делу № 2-4534/2018). Кроме того, потерпевший в некоторых случаях может взыскать с виновника ДТП утрату товарной стоимости автомобиля.

Судебная практика: взыскание разницы с учетом износа и без

Не так давно при определении размера восстановительных расходов на ремонт автомобиля потерпевшего суды учитывали износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Считалось, что необходимость учета износа деталей позволяла потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключая неосновательное обогащение с его стороны. И при взыскании с виновника ДТП разницы между фактическим размером ущерба и страховым возмещением (в размере страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред) учитывалась стоимость ремонта с учетом износа (Решение Таганского районного суда (город Москва) от 5 ноября 2013 г.).

Сейчас же суд может удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с виновника ДТП убытков, не покрытых страховой выплатой, при этом для расчета разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может учесть стоимость восстановительных работ и материалов без учета износа (Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область) от 12 июля 2018 г. по делу № 2-857/2018). Потерпевший также взыскал со страховой компании УТС своего авто.

То есть в настоящее время потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему ущерба вправе предъявить виновнику ДТП требование на восполнение образовавшейся разницы.

Так, Верховный Суд в Определении от 27 февраля 2018 г. N 7-КГ17-11 отменил апелляционное определение, по которому следовало взыскать с виновника ДТП разницу между стоимостью устранения дефектов с учетом износа и выплаченным страховым возмещением. При этом Верховный Суд указал на следующие допущенные судом апелляционной инстанции нарушения:

  • суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильно распределил бремя доказывания по делу, возложив на истца обязанность доказать невозможность восстановления поврежденного автомобиля без использования новых запасных частей.
  • суд апелляционной инстанции в нарушение части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привел доказательств, подтверждающих возможность восстановления автомобиля истца без использования оригинальных запасных частей, и не указал мотивов, по которым он пришел к выводу о наличии такой возможности.

Верховный Суд учел, что для установления размера подлежащих возмещению убытков с разумной степенью достоверности суду следует дать оценку экономической обоснованности заявленной ко взысканию суммы убытков, сопоставив ее с рыночной стоимостью поврежденного имущества.

По вопросу взыскания ущерба с виновника ДТП Вы можете обратиться к специалистам настоящего проекта за юридической консультацией. Помощь окажут участники и партнеры проекта — практикующие юристы, имеющие большой опыт в данной сфере правоотношений.

Таким образом, в настоящее время потерпевший имеет право на взыскание ущерба без учета износа. Виновник ДТП при этом может попытаться уменьшить размер подлежащего выплате возмещения путем доказывания возможности восстановления автомобиля без использования новых материалов. Кроме того, при недостаточности страховой выплаты потерпевший вправе потребовать взыскания с виновника ДТП разницы между фактическим размером ущерба без учета износа и страховым возмещением.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию