Услуги не предоставляемые налоговой

Можно ли оказывать услуги без договора

Наша организация оказала услуги по консультированию (по осн.виду деятельности) другой организации без договора. Акты подписаны. деньги перечислены. Обменялись рукопожатиями.

Отсутствие договора чем-то может нам грозить? Все налоги со сделки уплачены.

Есть ли какой-либо правовой документ, обязующий (или не обязующий) заключать договора

заранее благодарю за ваши комментарии

    работа без договора, оказание услуг без договора, типовой договор аренды, Акт договор оказание услуга юридический
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

Добрый вечер!
Если налоги уплачены, то скорее всего проблем с налоговой инспекцией не будет. Просто иногда обращаются за налоговым вычетом в связи с расходами на услуги консультирования и надо будет обосновать документами.
Есть много нормативно-правовых актов, в которых говорится об обязательном заключении договора.
Если консультирование один из основных видов деятельности Вашей организации и Вы оказываете услуги каждой организации, которая к Вам обратится, то возможно надо будет применять правила о публичном договоре в соответствии со ст. 426 ГК РФ. В этом случае заключение договора обязательно.

Статья 426. Публичный договор
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

“. Просто иногда обращаются за налоговым вычетом в связи с расходами на услуги консультирования и надо будет обосновать документами. “

Не можете пояснить- в каком случае обосновывают документами и какими документами.

“. Есть много нормативно-правовых актов, в которых говорится об обязательном заключении договора. “

– не можете назвать такие акты?

Заранее спасибо за проявленный интерес к теме

P/S Наша организация оказала it-услуги (интернет-услуги). Для этого случая обязательно заключать письменный договор. Как я понимаю, данные услуги не относятся к заключению публичного договора

Добрый день!
Налоги и бухгалтерский учет не совсем моя специализация. Поэтому возможно Вам целесообразно дополнительно проконсультироваться на этом сайте у одного из юристов, который специализируется на этой тематике.
Но все же попробую ответить на Ваш вопрос.
1. За налоговым вычетом может обратиться Ваш контрагент, то есть организация, которой Вы предоставили консультационные IT-услуги. Поэтому проблема признания налоговых вычетов должна больше интересовать Вашего контрагента. Налоговые вычеты, связанные с оказанием консультационных услуг, обычно привлекают пристальное внимание налоговых органов, так как могут использоваться для осуществления различных «серых» схем «оптимизации налогов. Это связано с тем, что услуги не имеют материального воплощения и „потребляются“ заказчиком сразу после оказания. Поэтому сложно доказать, что услуги на самом деле не оказывались, чем и пользуются „оптимизаторы“.
2. Предоставление налоговых вычетов регламентируется в основном ст. ст. 171, 172 части второй НК РФ. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. Вычетам подлежат среди прочих суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, признаваемых объектами налогообложения. При этом налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, то есть затрат, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
3. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком услуг, после принятия на учет приобретенных услуг, а также при наличии соответствующих первичных документов.
4. Согласно ст. ст. 158, 159 части первой ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении. В соответствии со ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. К договорам возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде. Согласно ст. ст. 702-729 ГК РФ, регламентирующим данные правоотношения, для данных договоров не предусмотрена обязательная письменная форма.
Таким образом, следуя букве закона, можно сделать вывод, что если консультационные услуги, предоставленные Вашей организаций контрагенту, не носили пролонгированный во времени характер, а были оказаны непосредственно после заключения устного договора, то необходимость в письменном договоре отпадает.
5. С учетом сложившейся практики, для того того, чтобы наиболее полно обосновать перед контролирующими органами налоговые вычеты, связанные с расходами на консультационные услуги, Вашему контрагенту необходимо иметь следующие документы:
— договор с исполнителем;
— акт оказания услуги, из которого виден состав и характер оказания услуг;
— отчет исполнителя, в котором должна быть указана конкретная информация о проведенных консультациях, предоставленных рекомендациях и выполненных работах, а также приведен расчет стоимости оказанных услуг.
В этом случае вопросы у налоговых органов к Вашему контрагенту с большой долей вероятности отпадут.
Если консультационные услуги предоставляются Вашей организацией часто, возможно стоит разработать документацию в соответствии с вышеуказанными требованиями.
6. Какого-либо отдельного закона, более-менее детально регламентирующего правоотношения в сфере консультационных услуг нет.
Также уточню, что ранее я писал об обязательном заключении договора вообще (и устного, и письменного) вообще. Таких примеров, когда стороны обязаны заключить между собой или устный, или письменный договор очень много. Чтобы было понятно, простой бытовой пример: работник магазина не может отказать Вам в продаже товара, если он стоит на витрине, то есть отказаться от заключения с Вами устного договора купли-продажи.

Полагаю, что отсутствие письменного договора на оказание консультационных услуг вряд ли грозит неприятностями Вашей организации. Проблемы могут возникнуть у Вашего заказчика, если он произведет налоговые вычеты с учетом расходов на оказание консультационных услуг.

Исчисление НДС на услуги: опасности и подводные камни

Под услугами принято понимать виды деятельности, при выполнении которых не создается какой-либо новый продукт, а качественно изменяется уже имеющийся. Именно за это заказчик услуги и платит исполнителю.

  • Платить ли НДС с суммы, заработанной за оказание услуг?
  • Оказание услуг иностранным фирмам и наоборот
  • Ставка НДС для услуг
  • Услуги, вызывающие вопросы по исчислению НДС
  • Как исчислить НДС при перевыставлении услуг?
  • Как возместить НДС?
  • Документооборот при оказании услуг

Платить ли НДС с суммы, заработанной за оказание услуг?

Согласно ст. 21 НК РФ на территории нашей страны НДС исчисляется со всех торговых операций, в том числе и с реализации услуг. То есть в общем смысле все услуги облагаются НДС.

Оказание услуг иностранным фирмам и наоборот

В то же время согласно разъяснению Минфина РВ (Письмо от 02.09.2011 No 03-07-08/272), когда производитель и получатель услуг находятся в разных государствах, следует руководствоваться ст. 148 НК РФ, где указано, что местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если получатель услуги осуществляет свою деятельность на территории этой страны.

Документом, который подтвердит место оказания услуг, может быть договор, заключенный с российским или иностранными контрагентом, либо документ, подтверждающий сам факт оказания услуги.

Ставка НДС для услуг

По умолчанию ставка НДС для услуг, как и для всех других товаров—18%. Однако существует ряд услуг, которые НДС вообще не облагаются.

Их перечень приведен в ст. 146 НК РФ:

  • медицинские услуги, оказываемые специализированными учреждениями и врачами частной практики, кроме косметологии, ветеринарии и санитарно-эпидемиологических услуг;
  • услуги по уходу за инвалидами, престарелыми, больными (необходимость ухода должна быть подтверждена заключениями соответствующих органов);
  • услуги по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по проведению занятий в кружках, секциях, студиях с несовершеннолетними детьми;
  • услуги, предоставляемые архивными учреждениями;
  • услуги по перевозке пассажиров любым городским и пригородным общественным транспортом (за исключением такси и маршрутного такси), если перевозки осуществляются по единым тарифам и с предоставлением льгот;
  • ритуальные услуги;
  • услуги по предоставлению в пользование жилых помещений любых форм собственности;
  • услуги, относящиеся к депозитарным, которые оказываются депозитарием средств МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциацией развития в рамках статей Соглашений этих организаций;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию товаров и бытовых приборов, в период гарантиийного срока эксплуатации;
  • услуги некоммерческих организаций, лицензированные в сфере образования, воспитательного процесса;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, пожилых и лиц в трудной жизненной ситуации; услуги по выявлению таких граждан; услуги по подбору и подготовке опекунов таких граждан;
  • услуги населению по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий:
  • услуги по профессиональной подготовке и переподготовке, оказываемые по направлению службы занятости;
  • услуги, оказываемые уполномоченными органами, за которые взимается госпошлина;
  • услуги некоммерческих организаций культуры и искусства, в том числе организациями кинематографии;
  • услуги аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению или ремонту оптики, слуховых аппаратов,протезно-ортопедических изделий, оказание протезно-ортопедической помощи;
  • услуги по страхованию и пенсионному обеспечению;
  • услуги адвокатской палаты, бюро, коллегии своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций;
  • услуги по тушению лесных пожаров;
  • услуги по предоставлению эфирного времени или печатных площадей, оказанные на безвозмездной основе в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах;
  • услуги, относящиеся к жилищно-коммунальной сфере;
  • услуги по производству и распространению социальной рекламы, оказанные на безвозмездной основе.

Услуги, вызывающие вопросы по исчислению НДС

  • юридические услуги. Как и указано выше, не платят НДС со своих услуг адвокаты и адвокатские палаты при осуществлении своей профессиональной деятельности. Но данная льгота распространяется только эту деятельность! Ведь существуют и частные юридические консультации, которые тоже зарабатывают путем оказания консультационных услуг. Такая деятельность будет облагаться НДС по полной ставке, то есть 18 %.
  • продажа программного обеспечения. На первый взгляд это тоже предоставление услуги, однако ст. 149 НК РФ разрешает льготное налогообложение путем передачи исключительных прав согласно договору на отчуждение таких прав или лицензионному договору. В таком случае услуги по программному обеспечению не облагаются НДС.
  • налогообложение услуг МФЦ, открытых по всей стране. С одной стороны, организация, которая оказывает услуги, должна платить НДС. А поскольку МФЦ—это организация, она подлежит постановке на учет в налоговом органе согласно ст. 83,84 НК РФ в качестве налогового агента. Но в то же время согласно ст. 145 НК РФ бюджетная организация имеет право на освобождение от уплаты НДС при условии, что за три предшествующих календарных месяца (не квартала!) сумма выручки от реализации ее услуг не превысила одного миллиона рублей. Тогда она вправе предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие этот факт, и получить освобождение от уплаты НДС сроком на 12 календарных месяцев.
  • Электронные услуги—еще одна новелла в области НДС, она появилась в законодательстве с 1 января 2017 года. Согласно гл. 21 НК РФ в случае оказания иностранной организацией или предпринимателем электронных услуг, местом их реализации признается местонахождения покупателя, то есть РФ. Соответственно, все пользователи таких услуг обязаны уплачивать НДС, причем независимо от формы налогообложения. Под оказанием услуг в электронной форме подразумеваются, в том числе все услуги, оказанные через сеть «Интернет» (п.1 ст. 174.2 НК РФ). Но услуги не считаются электронными, если при заказе через сеть «Интернет» поставка товара или само оказание услуги происходит без использования этой сети, то есть «в офлайне». Также к электронным услугам не относятся:
  1. реализация прав на программы для ЭВМ, компьютерные игры, базы данных на материальных носителях;
  2. консультационные услуги по электронной почте;
  3. услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет».

Как исчислить НДС при перевыставлении услуг?

Довольно часто возникает ситуация, когда одна услуга не может быть оказана без какой-то другой, сопутствующей, оказываемой фирмой-посредником.
Тогда встает вопрос об исчислении НДС при перевыставлении расходов.

Ответ на этот вопрос зависит от документального оформления данной операции: прописано ли в договоре возмещение НДС, какая из сторон учтет расходы на своих счетах и как будут оформлены счета-фактуры.

Конечно, все зависит от конкретной ситуации, но общие рекомендации таковы:

  • при перевыставлении счетов-фактур указать в качестве продавца данные самого продавца, а не посредника;
  • прилагать заверенные копии первоначальных счетов-фактур, полученных посредником от продавца услуг;
  • посреднику вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур и отражать данные посреднических операциях в налоговой декларации по НДС;
  • при получении запросов от налоговых органов, связанных с возможными расхождениями в суммах НДС, предоставить пояснения со ссылками на первичные документы.

Как возместить НДС?

Раз с реализации услуг выплачивается НДС, логично, что его возможно вернуть.

Для возмещения НДС организация и налоговый орган обязаны соблюсти следующую процедуру:

  1. организация подает декларацию с суммой НДС к возврату;
  2. налоговый орган проводит камеральную проверку и в случае выявления каких-либо нарушений составляет ее акт;
  3. налогоплательщик предоставляет свои возражения по выявленным нарушениям в письменном виде;
  4. налоговый орган принимает решение о привлечении/непривлечении к ответственности организации;
  5. если изначально или в результате проверки признано, что нарушений нет, налоговый орган принимает решение о возмещении НДС;
  6. налоговый орган отправляет в ОФК поручение на возврат денежных средств;
  7. НДС перечисляется на счет организации в течение пяти дней с момента получения поручения ОФК.

Право аренды можно использовать в качестве залога при оформлении ипотеки. Подробнее об этом читайте здесь.
Признание права собственности на долю квартиры происходит в несколько этапов. Подробно об этом можно узнать здесь.

Документооборот при оказании услуг

Как правило, вначале составляется первичный документ—двусторонний договор, который и определяет порядок, форму, сроки, а иногда и стоимость оказания услуги. Каждая организация вправе разработать свою форму первичного документа, но в нем обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • наименование документа;
  • дата его составления;
  • наименование организаций, заключающих договор;
  • наименование должностных лиц, ответственных за заключение договора;
  • подробное описание услуги: сроки выполнения, единицы измерения и т.д.;
  • подписи указанных лиц, реквизиты обеих организаций, печати.

Подтверждает факт оказания услуги акт сдачи-приемки услуг или счет фактура. В этих документах обязательно должна быть выделена сумма НДС.

Читайте также:  Порядок обжалования актов налоговых органов

Итак, исчисление НДС услуг—достаточно сложный процесс, требующий тщательного подхода и неукоснительного исполнения всех законодательных норм.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Налоговая не принимает расходы

Компании на общей системе налогообложения и на упрощенке 15% могут платить меньше налогов за счет расходов. Это работает так: заработали сто рублей, потратили сорок рублей, заплатили налог с оставшихся шестидесяти. Но не все расходы налоговая принимает, иногда она может сказать: «Нет, ребята, эти расходы мы не учитываем, платите больше налогов». Разбираемся, почему так бывает и что в этом случае делать.

Какие расходы принимает налоговая

У налоговиков есть понятие «налоговая база» — это сумма, с которой компания платит налоги. Налоговая база — это не все заработанные деньги, из них вычитают расходы компании. Так налоговая база уменьшается, и можно заплатить меньше налогов.

Если бы налоговая не следила за расходами, все бы писали, что потратили много, и теперь налогов должны чуть-чуть. Поэтому расходы тщательно проверяют, какие угодно не учитывают, а только те, которые:

экономически обоснованы — действительно были нужны компании, а товары и услуги имеют рыночную стоимость. Нельзя купить дизайнерский диван за миллион, заплатить за перевозку с соседней улицы двадцать тысяч, а поставить его на дачу директора. Налоговая спросит: почему перевозка такая дорогая, зачем компании этот диван и где он стоит у вас в офисе;

документально подтверждены — есть договоры, счета, транспортные и товарные накладные, отчеты, принимают даже переписку в мессенджере и фотографии на телефоне. Возможно, компании нужен диван за миллион, чтобы производить впечатление на клиентов. Но тогда принесите накладную, которую подписал мебельный салон, транспортная компания и сама компания. Приложите фотографии этого дивана из офиса, а еще службную записку с объяснениями, почему именно этот диван.

Все расходы всех-всех компаний налоговая не проверяет, но она смотрит обороты, отчеты, сравнивает с тем, как в целом по отрасли, и понимает, жульничает компания с расходами или нет.

Для упрощенки 15% налоговая еще проверяет, входят ли расходы в список разрешенных. Для общей системы налогообложения такого списка нет — расходы могут быть любыми, но с документами и экономическим обоснованием.

Расходы для упрощенки 15%

Почему налоговая отказывает

Бывает, что компания работает честно, а налоговая всё равно не принимает расходы. Чаще всего так происходит, если компания не смогла объяснить и подкрепить документами свои покупки.

Торговая компания заказала у агентства маркетинговое исследование, его стоимость — миллион рублей. Компания подписала договор, оплатила счет и получила акт о выполненных работах — эти документы она и предоставила в налоговую. Налоговая компании отказала.

Если разбирать ситуацию глазами налоговой, она выглядит так:

Компания отдала миллион рублей за то, что нельзя потрогать руками. Возможно, это важно для компании, но в акте всего одна фраза: выполнено маркетинговое исследование. Зачем компании оно, почему за миллион, почему у этого агентства, что исследование дало — непонятно.

А вот как должно было быть:

Торговая компания заказала исследование, в договоре она прописала, что агентство предоставит полный отчет. Из отчета видно, что сотрудники агентства проверили компанию под видом тайных покупателей, сходили к конкурентам, предоставили фотографии ассортимента по всем магазинам города. Благодаря исследованию торговая компания смогла расширить ассортимент, потеснить конкурентов и заработать больше.

Когда налоговая не принимает расходы, она всегда объясняет, почему так. Отсутствие обоснования и документов — самая частая причина, но и есть другие. Например, компания работала с фирмой, которую налоговая считает однодневкой. Можно предоставить любые документы, но налоговая откажет, потому что компания-поставщик похожа на однодневку. Единственный выход тут — суд.

Что делать, если отказали

А теперь краткая инструкция о том, что же делать, если налоговая не принимает расходы по разным причинам. Идем по шагам:

  • собрать и дополнительно предоставить налоговой всё, что может подтвердить расходы: накладные, путевые листы, отчеты, договоры, презентации с картинками, электронные письма;
  • написать возражение. Когда налоговая рассмотрит расходы, она напишет и передаст акт. Можно не согласиться с результатами и написать в акте возражение, которые налоговая обязана рассмотреть. Возражение писать обязательно: если дело дойдет до суда, без него суд может отказать в рассмотрении заявления;
  • написать жалобу на должностное лицо в вышестоящую налоговую, если возражение не приняли. Жалобу пишут в свободной форме, в двух экземплярах — один отправляют в свою налоговую, вторую в вышестоящую;
  • обратиться за консультацией к налоговому юристу — он подскажет, стоит ли идти в суд, какие шансы выиграть;
  • идти в суд, но только если есть поддержка налогового юриста.

По опыту, если компания честная, а расходы реальные, вышестоящая налоговая еще до суда соглашается принять расходы.

Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться 🙂

Камеральная налоговая проверка

У слова «камеральная» интересное происхождение: много веков назад словом Camera называлось сперва помещение, а потом учреждение, занимавшееся имущественными и денежными вопросами. В немецком языке Kammer и сейчас означает помещение и имеет несколько вариантов перевода — от чулана до палаты парламента (помните кунсткамеру и камеру обскуру?). Иными словами, при камеральной проверке действие происходит в стенах ведомства, а налоговики никуда не выезжают. Но при необходимости могут провести осмотр помещений налогоплательщика — например, офиса или склада. И даже инвентаризацию всего, что там находится.

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка, вообще говоря, проверкой не является — точнее, проверяют не вас. По сути, это ситуация, когда налоговой нужна информация о сделках другой компании, если у налоговиков появились к ней вопросы. В таком случае налоговая направляет вам соответствующее требование и ждёт документы — их надо предоставить, иначе будет небольшой штраф и большой интерес, на этот раз уже к вам. Термин пришёл из старых редакций Налогового Кодекса, в нынешней его нет. Но им все пользуются.

Наконец, выездная проверка означает, что всё происходит у вас в офисе. Если по какой-то причине предоставить налоговикам помещение невозможно, то проверка проводится на территории ФНС или в помещении другой компании, но по-прежнему считается выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездные проверки бывают плановые и внеплановые. Тут все понятно из названия: в первом случае проверку налоговая решила провести в обычном порядке, во втором — экстренно. Но даже если проверка плановая, то едва ли получится узнать об этом заранее: Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей заблаговременно (критериев «заблаговременности» тоже нет). Поэтому чаще всего о проверке становится известно, когда гости уже пришли: начинается она с даты вынесения соответствующего решения — а вручить его инспектор может при первом визите в офис налогоплательщика.

Впрочем, не будем сгущать краски. Во-первых, таким образом проверяют обычно крупные компании — если у вас оборот пара миллионов в месяц, то налоговая, скорее всего, ограничится камеральной проверкой. Во-вторых, предстоящую проверку часто можно вычислить по ряду признаков: например, ваш контрагент рассказал вам, что ФНС затребовала у него документы за всё время вашего сотрудничества — похоже, что налоговая вознамерилась проверить вас на вашей территории.

Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, если налоговики уверены, что найдут нарушения. Благодаря современным технологиям инспекторы заранее знают, что и где искать — по статистике, дело заканчивается штрафами и доначислением налогов в 98% случаев.

Что проверяют?

При камеральной — своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период. При выездной — все ли правильно и чисто за предыдущие три года.

Почему проверяют?

Основанием для камеральной проверки является сам факт подачи налоговой декларации, проверка при этом проводится автоматически, распоряжение руководства для этого не требуется.

Для выездной, напротив, нужна санкция руководителя — утверждается соответствующий план проверок. Самое частое основание для включения в план — отклонение от среднеотраслевых показателей (налоговая нагрузка, зарплата, рентабельность). Кроме того, причиной будут убытки (особенно несколько кварталов подряд) и смена налоговой «прописки». Оценить риски и вероятность проверки можно самостоятельно — критерии общедоступны. Также самостоятельно можно рассчитать налоговую нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми индикаторами — на сайте налоговой есть калькулятор.

Когда проверяют?

Камеральная проверка начинается сразу же после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок короче — 2 месяца (но может быть продлён, если налоговая сомневается в добросовестности налогоплательщика). Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но этот срок может быть приостановлен, например, на время праздников, или продлён — до 4 месяцев или даже полугода, список оснований для продления открытый.

Цена вопроса

Статистика налоговой за прошлый год: 3,5 миллиона камеральных проверок выявили нарушения. Штрафы, пени и доначисленные налоги в сумме превысили 55 миллиардов рублей. Средний чек — 16 тысяч (для Москвы выше). Всего таких проверок было почти 68 миллионов, то есть санкции последовали в каждом двадцатом случае. Иными словами, когда вы подаёте декларацию, есть 5%-ная вероятность, что придётся доплатить ещё 16 тысяч. Или больше.

Выездных проверок за то же время было 14 152. Нарушения были найдены в 13 838 случаях, это почти 98% — та самая гарантия успеха, о которой мы говорили выше. Штрафы, пени и доначисления составили 307 миллиардов. Средний чек по стране — 22,2 миллиона. И это еще не все.

Какие последствия могут быть

В случае камеральной проверки все просто: есть нарушение — надо устранить, доплатить налог и заплатить пени. Если был штраф, то заплатить и его тоже. Также понадобится подать уточнённую декларацию.

Выездная проверка этим не ограничится: если всё серьёзно (а судя по суммам доначислений, это обычно так), то директора и учредителей могут привлечь к субсидиарной ответственности, правоохранительные органы могут возбудить уголовное дело, а в отношении самой компании-должника налоговики могут инициировать процедуру банкротства.

Знал бы, где упасть — соломки подстелил бы

Конечно, дожидаться такой развязки совершенно не обязательно. Дадим несколько советов, что делать, чтобы до этого не дошло.

  1. Поддерживайте порядок в документах: вам оказали услугу — запросите у исполнителя акт. Что-то купили — требуйте накладную. Если поставщик далеко, то пусть сперва будет хотя бы скан, а оригинал — бумажной почтой. В идеале вообще весь документооборот лучше перевести в электронный вид.
  2. Следите за цифрами: если у вас очень низкая или очень высокая рентабельность — ФНС проявит к вам особый интерес. Налоговая нагрузка и зарплата ниже средней по отрасли тоже привлечёт внимание налоговиков. Также стоит насторожиться, если расходы обгоняют доходы, а доля вычетов по НДС превышает 89% — это средний показатель по стране, в отдельных регионах может быть больше или меньше, но немного. Убедитесь, что ваш бухгалтер держит руку на пульсе и следит за изменениями.
  3. Будьте разумны и осмотрительны: неразборчивость в выборе контрагентов даст налоговой дополнительные козыри. Желание иметь дело только с родственниками — тоже, потому что на сделки взаимозависимых лиц налоговая смотрит косо.

И еще один очень важный момент — если налоговая присылает вам требование, то вы, конечно, можете хранить молчание, но оно будет истолковано против вас. Логика простая: если вы не отвечаете, то сомнения налоговой превратятся в подозрения — зачем это вам? Убедитесь, что у налоговиков есть ваши актуальные контакты. Электронный документооборот в этом случае тоже будет лучшим вариантом.

Если к вам все же пришли

Разместите инспекторов в отдельном кабинете: пусть они занимаются своим делом, а ваши работники — своим. Работа будет спокойной, а общение — контролируемым.

Будьте аккуратны в словах, настоятельно попросите сотрудников о том же. Все разговоры стоит доверить директору, бухгалтеру и юристу, если он есть. Если нет — стоит нанять хотя бы на время проверки. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать.

Когда передаёте документы, убедитесь, что на них нет непонятных отметок: символов, сокращений, даже рисунков — они могут быть истолкованы против вас. Налоговая и так что-то предполагает — иначе бы не пришла — зачем вам лишние подозрения.

Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Ещё раз напомним о пользе электронного документооборота — это очень, очень хороший способ иметь все документы под рукой. Всегда.

Не переусердствуйте: если у вас потребовали договор, не стоит вместе с ним передавать всю сопутствующую переписку и приложения. Задобрить инспекторов едва ли получится, а дополнительные вопросы, скорее всего, появятся.

Приготовьтесь давать пояснения. Если вас пригласили под расписку — это называется допрос. Отвечайте вдумчиво, незаполненные документы не подписывайте. Если на допрос вызывают ваших работников — убедитесь, что ваши показания не разойдутся. Ход беседы и возможные вопросы и ответы стоит продумать заранее — тут снова пригодятся юрист и бухгалтер. Впрочем, хороший бухгалтер до этого и не довёл бы.

Не паникуйте, не злитесь, не конфликтуйте. Это неприятно, но не смертельно.

Резюмируем. Профилактика лучше лечения, а камеральная проверка лучше выездной. Будьте аккуратны в сделках и вообще отношениях с контрагентами. Не забывайте собирать документы и отвечать на вопросы налоговой.

Регулярно подводите итоги и задавайте вопросы — себе и своему бухгалтеру. Не дожидайтесь, пока налоговая задаст их за вас

Материал подготовлен сервисом «Кнопка», партнером YCLIENTS.

Клиенты YCLIENTS могут использовать прозрачный бухгалтерский аутсорсинг Кнопка со скидкой 20% на первые три месяца. Кнопка заранее считает налог и выплаты сотрудникам, готовит документы и платежки, большинство поручений делает за час.

Для подключения вы можете обратиться по номеру 8 800 700 43 62 или оставить заявку на сайте.

Организация не предоставляет документы для налогового вычета.

В 2019 году проходила обучение и лечилась. Сейчас хочу вернуть налог. Но организации требуют от меня предоставить им кассовые чеки для того, чтобы они могли предоставить мне справку для налоговой. Но чеки уже не читаемые, выцвели. Правомерны ли их действия, у них же должна быть вся информация в бухгалтерской базе. Сама как бухгалтер знаю, что вывести отчет по клиенту не более 2 минут. Документы все хранят 5 лет на бумажном носителе. Правомерны ли их действия. Все сведения об оплатах хранятся в базе, даты приема в медучреждении они мне назвали На какие законодательные акты я могу сослаться, чтобы они предоставили мне документы для налоговой.

Читайте также:  Как начисляется налог на землю пенсионерам

Для налогового вычета нужно представить платежные документы с медицинским и образовательным учреждением, которые подтверждают произведенные Вами расходы, и договор об оказании услуг. Отчет по клиенту Вам не понадобится. Обычно такие документы они сразу предоставляют вместе с договором. Если Вы их не получили или потеряли – попросите восстановить. Но это будет касаться только договора. Платежные документы они вряд ли Вам восстановят. Если же ничего нет – обратитесь в налоговую и спросите, что они примут от медучреждения для получения социального вычета. Возможно, что какие-то выписки за подписью и печатью подойдут.

Хотя, как показывает практика, кроме указанных документов – договора и чеков об оплате, налоговая ничего больше не примет. Поэтому в вычете могут и отказать за его недоказанностью.

Однозначно считаю что Вам необходимо обратится на их адрес с заявлением о предоставлении справок в письменном виде, с обязательным подтверждением получения ими такого заявления.

Сошлитесь на ФЗ о защите прав потребителя, в разрезе того что Вы имеете право на получении информации по оказанной Вам услуге.

В том то и дело, что для налоговой кассовые чеки не нужны, подтверждением оплаты будет являться справка по форме от медучреждения или образовательной организации. А эти организации отказываются предоставлять справку, пока им кассовые чеки не предоставлю. Хотя вся информация о моих оплатах у них в базе есть. И предоставить такую справку они могут, но не хотят, вот и все. Мне нужны правовые основания, чтобы они предоставили мне справку.

Почему в колледже (ЖКХ СПб) не предоставляется бесплатное питание учащимся по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Все другие специальности имеют эту привилегию. Какие законодательные акты существуют по данному вопросу? Спасибо.

Устав учебного заведения существует на этот счет. Очевидно. Это коммерческое отделение, которое не финансируется из государственного бюджета.

Вы можете обратиться в деканат колледжа и уточнить интересующий вас вопрос. Удачи вам и всего наилучшего.

Нет, это не коммерческое отделение. Специальность 54.02.01 есть не только в РУКАХ, но и в других колледжах СПб. И существует документ о стандартах по этой специальности. Обучение бесплатное. Меня интересует-почему учащиеся по этой специальности не имеют бесплатного питания. А все другие – имеют.

Увы, но федеральным законодательством подобные вопросы не регулируются. Направьте письменный запрос руководству колледжа. Если ответа не получите, или напишут без ссылок на какие-либо, пусть даже локальные, нормы, то жалуйтесь в прокуратуру и Рособрнадзор.

P.S.Прежде чем что-то сделать – обязательно посоветуйтесь со специалистом. Это избавит от многих проблем в будущем. Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

Я проживаю в 4-х этажном доме на 2-м этаже. Соседи, живущие подо мною хотят продать свою квартиру, покупатели-же хотят в ней сделать-офис, или магазин бытовой химии. Существуют-ли какие-то законодательные акты регулирующие этот вопрос., и наши действия если почти все жильцы не желают такого соседства.

Прежде все следует проверить, переведена квартира на первом этаже из жилого фонда в нежилой. Этими вопросами ведает органы власти района, города, где Вы проживаете. Обратитесь в администрацию с заявлением о несогласии всех жильцов дома на такую замену. Использование жилой квартиры под офис, магазин, без получения решения на перевод квартиры в нежилой фонд, запрещено. Жилищный Кодексом РФ в ст. 9 закреплен порядок перевода жилых домов, жилых помещений в нежилые.

Законодательные акты на согласование с соседями смежного уч.-ка строительства хозпостройки?

Невнятный вопрос. Читайте ст. 38-39 ФЗ о государственном кадастре недвижимости и технический регламент 123-ФЗ.

Законодательные акты, постановления по вопросу распределения стимулирующих в школе.

Должен быть региональный закон о стимулирующих выплатах.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 269-ФЗ “О внесении изменения в статью 13 Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” разве не не является основанием для не установки ПУ газа в случае потребления только газа только для газовой плиты?

Закон – нет. Норма закона – может быть. Но только тогда, когда докажете, что максимальный объем потребления природного газа составляет менее чем два кубических метра в час.

Одна газовая плита в 4 конфорки для приготовления пищи без газовой колонки требует доказательств?

Вам нужно обратиться письменно в администрацию за разъяснением, чтобы получить письменный ответ, можно через их сайт или почтой заказным письмом. Установленного образца заявления не существует. Пишется в свободной форме с изложением и пояснением обстоятельств по делу. От кого, ваши адрес и телефон, кому (ФИО или название организации, должности), что, где, когда, что просите или что хотите узнать. Дата, подпись.

Чтобы составить коллективный договор без профсоюза мне нужны законодательные акты, кроме ТК РФ.

составление любых документов выходит за рамки бесплатной консультации на этом сайте, но может быть оказано Вам на платной основе.

В связи с этим разъяснения вроде “как составить документ”, “что указать в документе” и тому подобные – не осуществляются.

Сын-наркоман постоянно вымогает деньги. Есть ли какой-нибудь законодательный акт, который бы помог? Если я пойду, например, в полицию, они не отправят меня с моей проблемой домой?

Могут отправить, но все же обратиться надо. А прощу не давать деньги и все.

Не отправят. Не имеют права. Иначе подадите на них жалобу в прокуратуру, и уже у них будут проблемы. А сыну грозит статья 163 УК РФ, а коли наркоман, то и 228 статья прицепом.

Есть соответствующая статья УК РФ.

Если Ваш сын вымогает деньги с применением насилия или угрозами, то его могут привлечь к уголовной ответственности.

Статья 163. Вымогательство

1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. Вымогательство, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия;

г) в крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Вымогательство, совершенное:

а) организованной группой;

б) в целях получения имущества в особо крупном размере;

в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, –

наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать

Законодатель наделил налоговых инспекторов достаточно широкими полномочиями в части истребования у организаций и предпринимателей различных документов и сведений. И в последнее время инспекторы используют эти полномочия, что называется, по полной: налогоплательщикам постоянно поступают различные запросы о представлении документов и информации. Но далеко не всегда такие требования законны. В каких случаях налоговики могут запросить у проверяемого налогоплательщика документы и пояснения? Что именно может потребовать ИФНС в той или иной ситуации? Нужно ли отвечать на запросы в отношении «старых» деклараций? Ответы на эти вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Запросы при проверках и вне проверок

Ситуации, когда у налоговых инспекторов появляется право запросить у организации или предпринимателя какие-либо документы или информацию, можно разделить на две большие группы. Во-первых, подобные полномочия возникают у ИФНС при осуществлении проверок (выездных или камеральных) налогоплательщика, которому направлен запрос.

Во-вторых, налоговики могут потребовать документы (информацию) у организаций или ИП, в отношении которых никаких проверок не назначено. Это возможно, если документы потребовались в ходе проверки контрагента, который связан с адресатом запроса. Кроме этого, документы могут быть истребованы вне рамок какой-либо проверки, если они касаются определенной сделки, в отношении которой у ИФНС возникли сомнения.

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки

Сегодня мы подробно разберем вопросы, связанные с законностью требований, предъяв-ляемых инспекторами в рамках налоговых проверок. А «внепроверочным» запросам будет посвящена вторая статья цикла.

Требования при выездных проверках

Начнем с требований, предъявляемых налогоплательщикам, в отношении которых проводятся выездные налоговые проверки (ВНП). Поскольку такими проверками охватывается небольшой процент организаций и предпринимателей, то и соответствующие требования выставляются нечасто. Но именно в рамках ВНП налоговики могут запросить у налогоплательщиков самый широкий перечень документов.

Казалось бы, выездная проверка предполагает, что инспекторы присутствуют на территории налогоплательщика, и поэтому могут сами взять любые нужные им бумаги. Однако, как правило, ВНП сопровождается большим количеством запросов о представлении документов. Подобные требования выставляются в рамках статьи 93 НК РФ, которая не ограничивает налоговиков ни в количестве подобных запросов, ни в перечне истребуемых документов, сведений и информации. Что это означает на практике?

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Минфин России разъяснил, что в порядке статьи 93 НК РФ у налогоплательщика могут быть запрошены любые документы, и в том числе те, которые не предусмотрены налого-вым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете (письма от 14.10.13 № 03-06-06-01/42704 и от 05.08.08 № 03-02-07/1-336). Также есть судебные решения, из которых следует, что в рамках ВНП можно истребовать как документы, составленные по установленным формам, так и дополнительные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления налога (в т.ч. в виде расчетов, таблиц, справок). В качестве примера такого решения приведем постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.06 № А33-31096/05-Ф02-3658/06-С1.

Таким образом, если в ходе выездной проверки налогоплательщику поступило требование о представлении документов, то его придется исполнить. Но сначала нужно удостовериться в правильности оформления самого требования. В частности, необходимо убедиться, что оно исходит от той инспекции, которая организовала данную проверку, адресовано именно тому налогоплательщику, в отношении которого проводится ВНП, и содержит ссылку на статью 93 НК РФ. Также нужно проверить, подписано ли требование должностным лицом ИФНС (это может быть начальник инспекции или его заместитель, либо любой из инспекторов, указанных в решении о проведении ВНП). И, наконец, важно, чтобы требование содержало информацию, позволяющую идентифицировать те документы (сведения), которые нужно подготовить.

Бесплатно сдавать налоговую отчетность и отвечать на требования ИФНС через интернет

Требования при камеральных проверках

При камеральных проверках налоговики уже не могут запросить любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Дело в том, что полномочия инспекторов по направлению таких требований ограничены положениями статьи 88 НК РФ, которые регулируют процедуру «камералки».

Так, согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ в ходе камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, прямо предусмотренных данной статьей. Отметим, что таких случаев «набегает» почти два десятка (даже если не принимать во внимание достаточно редкие ситуации с запросом документов у организаций, работающих с «русским дьюти-фри», и инвестиционных товариществ). Для удобства мы свели в таблицу наиболее частые основания для направления требований в рамках «камералок».

Ситуация

Что может потребовать ИФНС

Норма НК РФ

Примечание

Выявлены ошибки в декларации (расчете)

уточненную декларацию (уточненный расчет)

Данное право есть у ИФНС при проверке любых деклараций и расчетов.

Суть выявленных ошибок, противоречий или несоответствий значения не имеет. Также не важно, приводят ли они к занижению суммы налога по декларации (расчету).

Отметим, что справка 2-НДФЛ не является декларацией (расчетом). Следовательно, при ее проверке налоговики не могут потребовать пояснений или корректирующей справки 2-НДФЛ.

Выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в декларации (расчете)

Выявлены противоречия между декларацией (расчетом) и представленными с ней (с ним) документами

Выявлено несоответствие между представленными сведениями (данными декларации, расчета, приложенных документов) и данными, которые есть у ИФНС

В декларации (расчете) заявлен убыток

Пояснения, обосновывающие размер убытка

Представлена «уточненка» с суммой налога к уменьшению

Пояснения, обосновывающие изменение показателей

Период, за который подана «уточненка», значения не имеет.

«Уточненка» представлена спустя два года со дня окончания срока сдачи отчетности

Документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях, и регистры налогового учета, где отражены показатели до и после изменений

Документы и регистры могут быть истребованы, если в «уточненке» заявлена сумма налога к уменьшению или увеличен убыток.

В декларации заявлены льготы

Пояснения об операциях (имуществе), по которым применены льготы, и (или) документы, подтверждающие право на льготы

В части НДС под льготу подпадают не все операции, указанные в статье 149 НК РФ, а только те из них, где говорится о конкретных группах налогоплательщиков (столовые образовательных организаций, медицинские организации и т.п.). Такие «льготные» категории налогоплательщиков перечислены в подп. 2, 4-7, 7.1, 12.1, 12.2, 14, 14.1, 16.1, 17, 17.2, 20 и 32 п. 2, подп. 1-5, 7, 11, 13-16, 18, 20, 23.1, 27, 29, 30 и 33 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Остальные операции, перечисленные в статье 149 НК РФ, не подпадают под льготу. Например, операции по предоставлению займов или реализация программного обеспечения на основании лицензионных договоров. В этих случаях налоговики не могут истребовать подтверждающие документы.

В декларации по НДС заявлено возмещение

Документы, подтверждающие право на вычеты

Речь идет о ситуации, когда сумма вычетов больше суммы НДС по реализации (только в этом случае на основании ст. 176 НК РФ появляется право на возмещение налога).

В декларации по НДС имеются противоречия между сведениями об операциях

Любые документы, относящиеся к соответствующим операциям

Требование может быть направлено, если противоречия или несоответствия безусловно говорят о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.

Читайте также:  Амнистия долгов по транспортному налогу

Сведения об операциях в декларации по НДС не соответствуют данным о тех же операциях, которые переданы в ИФНС другими налогоплательщиками

В декларации по акцизам заявлены вычеты в связи с возвратом реализованных подакцизных товаров

Документы, подтверждающие возврат товаров

В расчете по страховым взносам применены пониженные тарифы

Документы, подтверждающие право на применение пониженных тарифов

В расчете по страховым взносам отражены суммы, не облагаемые взносами

Документы, подтверждающие обоснованность отражение таких сумм

В декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный вычет

Документы, подтверждающие право на вычет

Представлена декларация по земельному, водному налогу или НДПИ

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога

Декларация (расчет) представлена организацией — участником регионального инвестиционного проекта, которая пользуется соответствующими льготами

Документы, подтверждающие соответствие показателей реализации проекта требованиям к таким проектам и (или) их участникам

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

Повторим, что в силу прямого указания пункта 7 статьи 88 НК РФ, перечень оснований для выставления требований в рамках «камералок» является закрытым (большинство оснований мы привели в таблице). В иных ситуациях, которые могут возникнуть во время камеральных проверок, налоговики не вправе направлять запросы о представлении документов или требовать пояснений. Если это все же происходит, то подобные запросы яв-ляются незаконными.

Следовательно, их можно не исполнять, не опасаясь привлечения к налоговой ответственности. Такие разъяснения давал как Минфин России (письмо от 02.03.17 № 03-02-07/1/12009, см. «Минфин: налоговики не вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение пониженных налоговых ставок»), так и ФНС России (письмо от 22.02.17 № ЕД-4-15/3411 и п. 7.7 письма от 17.07.13 № АС-4-2/12837). Аналогичной позиции придерживаются и судьи (постановле-ния Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 15333/07, Арбитражного суда Московского округа от 01.06.16 № Ф05-5927/2016).

Запросы по «старым» декларациям

Отдельно остановимся на вопросе о том, надо ли отвечать на требования налоговиков о предоставлении пояснений, документов и информации по декларациям (расчетам), поданным за прошлые периоды. В последнее время налогоплательщики все чаще стали получать такие запросы. Однако далеко не всегда они являются законными. Объясним почему.

Как мы помним, налоговики могут направлять требования, о которых говорится в статье 88 НК РФ (основные из них перечислены в нашей таблице), только в рамках камеральной проверки. А, согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ, такая проверка в общем случае осуществляется в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклара-ции (расчета).

Соответственно, инспекция не может проводить камеральную проверку декларации за пределами указанного трехмесячного срока. И, следовательно, по истечении этого срока налоговики не должны требовать у налогоплательщика пояснения или документы в по-рядке, установленном статьей 88 НК РФ (письма Минфина России от 18.02.09 № 03-02-07/1-75 и от 24.11.08 № 03-02-07/1-471). Этот вывод поддерживают и судьи (постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.09 № 10349/09 и ФАС Московского округа от 26.11.10 № КА-А40/14322-10).

Вместе с тем, нужно учитывать следующее. Тот факт, что ИФНС работает с декларациями по истечении срока «камералки», сам по себе нарушением не является. Ведь в статье 82 НК РФ среди методов налогового контроля названа проверка данных отчетности. И никаким сроком этот вид налогового контроля не ограничен.

Более того, в рамках такого мероприятия налогового контроля инспекторы могут потре-бовать представить «уточненки», и в том числе по «старым» декларациям, в отношении которых истекли сроки камеральной проверки. Это право налоговиков вытекает из подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ. В нем сказано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Таким образом, если, осуществляя мероприятия налогового контроля, связанные с проверкой данных отчетности, инспекторы выявили нарушения законодательства о налогах и сборах, то они вправе потребовать от налогоплательщика устранения данных нарушений. И, в частности, могут потребовать представить уточненную налоговую декларацию (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.14 по делу № А51-37897/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 29.03.06 по делу № А56-11128/2005). Но вышеуказанная норма подпункта 8 пункта 1 статьи 31 НК РФ не дает налоговикам права запросить у налогоплательщика пояснения и документы вне рамок проверки (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.14 по делу № А03-18421/2013).

Если в подобной ситуации инспекторам необходимо получить именно пояснения, то им придется направить налогоплательщику уведомление о вызове в инспекцию для дачи пояснений. Основанием для этого является норма подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Эта норма позволяет вызывать налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Каких-либо ограничений по времени совершения операций, в отношении которых инспекция планирует получить такие пояснения, налоговое законодательство не содержит. При этом вызов в ИФНС для дачи пояснений возможен и вне рамок проверки (письмо ФНС России от 21.11.13 № ЕД-3-2/4395@, см. «ФНС проинформировала о полномочиях налоговиков во время приостановления выездной проверки»). Правомерность такой позиции подтверждена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.14 по делу № А78-6657/2013 и ФАС Дальневосточного округа от 23.11.12 № Ф03-4485/2012 по делу № А51-7538/2012 (оба дела ВАС РФ отказался пересматривать в порядке надзора), Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.14 по делу № А67-7552/2013.

Что касается истребования у налогоплательщиков в ходе проверок «старых» деклараций каких-либо иных документов (кроме «уточненок»), то такой возможности у инспекторов нет. Чтобы получить такие документы, налоговикам необходимо назначить выездную налоговую проверку организации по соответствующему налогу и за соответствующий период. Запрос о представлении документов, направленный в рамках проверки отчетности за прошлые периоды, можно не исполнять, так как он является незаконным (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «Коннектор Контур.Экстерн». Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов. Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, пла-тежек и др.

Размер налога с продажи земельного участка. Кто не платит налог?

При продаже земельного участка собственник имеет определенную прибыль, которая подлежит налогообложению.

  • Плательщики налога при продаже земельного участка: резиденты и нерезиденты РФ
  • Кто освобожден от уплаты налога
  • Всегда ли необходимо платить налог с реализации земли
    • Время владения участком и особождение от уплаты налога
    • Сколько нужно владеть земельным участком, чтобы не платить налог
    • Уплата налога с реализации земли при владении участком менее 3 лет
    • Расчет налога при продаже земельного участка
  • Льготы и вычеты
    • Социальный вычет
    • Фиксированный налоговый вычет
    • Расходы, произведенные при приобретении земли
  • Уплата налогов
  • Что делать в отношении пая
  • Выводы

При этом налогоплательщиками являются абсолютно все лица без исключения и для физ. лиц такой налог является подоходным.

Плательщики налога при продаже земельного участка: резиденты и нерезиденты РФ

Уплачивать налог необходимо всем гражданам без исключения, как гражданам нашей страны, так и иностранным гражданам, а объект налогообложения (земельный участок) располагаться должен на территории РФ.

Граждане, находящиеся в пределах РФ больше 6 месяцев в течение года, называются резидентами, причем резиденты оплачивают налог с реализации земли, даже если участок расположен за пределами РФ.

Граждане, проводящие на территории РФ меньше 183 дней в году, называются нерезидентами.

При реализации земельного участка у юридических лиц доходы учитывают в общей массе доходов, это касается и ИП. Все будет зависеть от используемой системы налогообложения.

Кто освобожден от уплаты налога

Уплачивается налог непосредственно собственником земли, ведь именно он является выгодоприобретателем. При этом бывают случаи, что собственниками являлись несколько человек, значит, и уплачиваться налоги будут всеми собственниками данного земельного участка. Бывают, возникают вопросы по поводу пенсионеров, так вот здесь исключений не бывает. Уплачивать налог необходимо ежегодно даже пенсионерам при нахождении земельного участка в собственности.

Всегда ли необходимо платить налог с реализации земли

Время владения участком и особождение от уплаты налога

Не последнюю роль при ответе на данный вопрос играет время владения землей или другой недвижимостью. Одним из случаев является передача земли по договору дарения между близкими родственниками, недижимось получена, но подоходный налог не уплачивается.

На основании изменений в ст.217.1 НКРФ прописаны условия освобождения от уплаты налога с продажи земли и собственности, приобретенной после 01.01.2016г. Для такого имущества устанавливают два периода, освобождающих от уплаты.

Сколько нужно владеть земельным участком, чтобы не платить налог

  1. При сроке владения имуществом более 5 лет (по закону от 2016 года НКРФ) не следует уплачивать налог.
  2. При сроке владения имуществом более 3 лет и наличии следующих оснований на право собственности имуществом:
  • Наследование, дарение, осуществляемое родственниками или членами семьи;
  • Процесс приватизации;
  • Договор содержания иждивенца.

Поэтому, если вы владеете участком более 5 лет (не зависимо от способа получения прав собственности на недвижимость) или более 3-х лет, но при этом права на участок были получены путем дарения, приватизации или по договору содержания иждивенца, то подоходный налог при продаже земли с вас взиматься не будет. Достаточно удобный способ для совершения операций с имуществом, ведь стоимость участков высокая, а проценты по ним (13% или 30%) достаточно тяжкое бремя.

При возникновении у государства сомнений по поводу сроков владения землёй, у вас должно иметься свидетельство, указывающее на право владения землей и сроки владения. В настоящее время Росреестр переходит на электронный документооборот, новые свидетельства не выдаются. Все данные об участках, владельцах можно получить в выписке из Росреестра не отходя от компьютера.

Уплата налога с реализации земли при владении участком менее 3 лет

Сумма налога будет зависеть от того, кем проведена реализация: резидентом либо нерезидентом, составит он соответственно 13% (для резидентов РФ) или 30% (для нерезидентов) от базовой стоимости за минусом вычетов и льгот, применимых к данному объекту.

Расчет налога при продаже земельного участка

При расчете налога устанавливается непосредственный собственник или собственники, выясняются сроки владения землёй. Базой для расчета служит сумма, вырученная при сделке. Потом можно применять существующие вычеты к полученной базе, их мы рассмотрим позже. В настоящее время не стоит ориентироваться только на сумму, вырученную с продажи земли, ее придется сравнить с кадастровой стоимостью участка. При выяснении момента, что сумма сделки оказывается ниже кадастровой стоимости, умноженной на 0,7 (ниже 70% от кадастровой стоимости участка), принимают последнюю при расчёте . Вследствие чего первичная сумма сделки по продаже земли без применения вычетов, не должна оказаться меньше 70% от кадастровой стоимости участка.

Пример: Если кадастровая стоимость участка 100 000 рублей, а вы его продали за 60 000 рублей, то налоговой базой будет 70 000 рублей, а не 60 000 рублей.

(70% от 100 000 = 70 000). Т.е. владельцу участка не выгодно продавать землю дешевле, чем 70% от кадастровой стоимости, если он обязан платить налог.

Владелец самостоятельно рассчитывает сумму и подаёт декларацию в установленные сроки.

Льготы и вычеты

Социальный вычет

Существует определенный перечень категорий граждан, которым возможно применить социальный вычет.

Такими гражданами являются:

  1. Инвалиды с рождения;
  2. Люди, перенесших лучевую болезнь;
  3. Герои СССР и РФ.

При применении социального вычета обязаны предъявить перечень документов, подтверждающий статус льготной категории граждан. Льгота составляет 10000 рублей.

Фиксированный налоговый вычет

Составляет он 1 000 000 руб., применим может быть только для участков, которые находятся у владельца на протяжении 5 лет и более.

Налоговый вычет может быть равен:

  • 1 млн.руб. при продаже недвижимости, либо земельной собственности
  • 250 тыс. руб. при продаже иного имущества (к примеру, нежилых помещений, машин и т.д.)

Расходы, произведенные при приобретении земли

Занизить базовую часть стоимости можно на величину расходов, осуществленных при покупке собственности, при этом имейте в виду, что такие расходы должны быть документально подтверждены. В случаях, когда земля перешла по договору дарения или наследования, применять данный вычет незаконно.

Применение социального вычета уместно при любых ситуациях, а вот применения налогового зависит от каждого случая конкретно.

Вычет при продаже может применяться много раз, что является приятным бонусом.

Однако следует иметь в виду следующий фактор, если в продаже участвуют в течение года вы продаете несколько своих владений, то доход можно уменьшить в пределах 1 млн.руб.

Уплата налогов

Произвести оплату налога с продажи участка нужно до 30 апреля следующего года, при этом показатели вы берете с предыдущего года, также можно произвести оплату до 15 июля текущего года, в котором произошла сделка, именуется такой платеж авансовым.

Для того, чтобы отчитаться в налоговой инспекции о продаже имущества, необходимо подготовить пакет документов и заполнить декларацию 3-НДФЛ. Предоставить документы по продаже недвижимости и сделать копии нужно заранее. При применении вычета по расходам предоставляются документы, указывающие на приобретение имущества, а также расходы, дополнительно понесенные. Декларацию необходимо подать до 30 апреля следующего года.

Что делать в отношении пая

Нужно ли платить налог с продажи земельного пая? Ответ в данном случае — твердое Да! С продажи пая человек получает доход. Сколько необходимо платить в данном случае?

Для резидентов действует ставка 13%, а для нерезидентов ставка составляет 30%. При этом не заплатить не получится. Это будет чревато проблемами и претензиями со стороны налоговых органов.

Интересные моменты, связанные с налогообложением в наши дни:

В Тверской области чиновники решили отказаться от прибыли с дачных участков, равной 600 руб., так как затраты на доставку квитанций превысили эту прибыль в несколько раз.

Налогообложение достаточно щепетильная тема не только в наше время. Был случай, когда императору Тиберию в Риме предложили идею повысить существующие налоги, император дал разумный ответ, что пастухам следует периодически стричь овец, а не снимать с них шкуру, такой мудростью обладали, к сожалению, не все правители.

Выводы

Итак, подытожим вышеизложенное: с продажи земельных участков налог необходимо платить. Его название — подоходный налог для физлиц, платится он всеми гражданам без исключения, единственным исключением является срок владения данным участком перед его продажей. Выделяют таких сроков два: трехлетний и пятилетний. Величина налога для резидентов страны 13%, а для нерезидентов 30%. В определенный случаях можно воспользоваться существующими налоговым вычетом. Оплатить его следует до 30 апреля следующего года, после года сделки. В это же время стоит сдать декларацию 3-НДФЛ.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию