Споры с налоговой по отчетности предприятия

Как побеждать в налоговых спорах

В процессе ведения хозяйственной деятельности у каждого, кто занимается бизнесом, могут возникнуть разногласия с налоговыми органами. Грамотно использовать имеющиеся механизмы и отстоять позицию налогоплательщика в споре вам всегда готовы помочь налоговые юристы «Правовест Аудит». Многолетний опыт правоприменительной, в т.ч. судебной практики, глубокое знание законодательства о налогах и сборах — основа успешного ведения споров налоговыми специалистами.

Ниже мы рассмотрим понятие, особенности налоговых споров, способы их урегулирования.

Понятие налогового спора

Налоговые споры между инспекцией и налогоплательщиком выделяют в отдельную особую категорию. Отметим основные квалифицирующие характерные черты налогового спора:

предметом разбирательства всегда выступают права или обязанности налогоплательщика, возникающие в связи с исчислением и уплатой им налогов, сборов;

участниками выступают налоговый орган (или в отдельных случаях таможенный орган) и налогоплательщик (юр. лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);

налоговые споры рассматриваются с соблюдением строго определенных законом требований (как на досудебной, так и на судебной стадии). Это правило обусловлено неравным положением участников спора (частное лицо выступает против государственного органа).

С учетом вышеизложенного, налоговый спор — это столкновение противоречащих друг другу точек зрения налогового органа (таможенного органа) и налогоплательщика на исчисление и уплату налогов и сборов в конкретной ситуации, рассматриваемое строго в соответствии требованиями закона.

Теоретики налогового права классифицируют налоговые споры следующим образом:

по субъектному составу споры делят на те, которые инициировал налогоплательщик и которые возникли по инициативе налогового органа. Налогоплательщик инициирует спор, если нарушены его права при реализации налоговых правоотношений или ему вменены излишние обязанности. Налоговый орган начинает спор, чтобы побудить налогоплательщика выполнить свои налоговые обязательства, тем самым защищая интересы бюджета;

по основаниям возникновения выделяют споры, направленные на признание неправомерными ненормативных правовых актов (решений) налогового органа, или признание незаконными действий налогового органа (как правило, преследующих цель взыскать налог или штрафные санкции), или оспаривание бездействия инспекции (например, невозмещение налога, невынесение решения в установленный срок). Инспекция инициирует спор в большинстве случаев тогда, когда выявлено невыполнение налогоплательщиком надлежащим образом и в срок своих обязательств по уплате налога в бюджет;

исходя из стадии рассмотрения, выделяют досудебные споры и судебные споры.

В современном мире от налогового спора не застрахован ни один бизнес. При этом официальная статистика показывает, что в 80% судебных споров побеждают налоговые органы. Причиной этого является как «пробюджетный» настрой судебной системы, так и улучшение качества проводимых налоговиками контрольных мероприятий, изменение подхода к функционированию механизма досудебного урегулирования споров в сторону более внимательного рассмотрения поступивших жалоб.

Кроме того, в настоящее время фискальные органы стремятся к сокращению количества выездных проверок и одновременно к повышению их эффективности с точки зрения поступлений в бюджет. Также значительное внимание уделяется досудебной стадии урегулирования спора с целью снижения количества дел, переходящих на стадию судебного разбирательства.

Как отметила ФНС России, за 1-ое полугодие 2018 года на 6,9% по сравнению с 2017 годом сократилось количество решений, принятых судами по искам налогоплательщиков, по тем спорам, которые прошли через досудебное урегулирование.

Налогоплательщику также следует учитывать указанные тенденции в своей деятельности. Во-первых, внимательно анализировать каждую хозяйственную операцию с позиции потенциальных налоговых рисков. Во-вторых, при проведении контрольных мероприятий грамотно взаимодействовать с инспекцией, помогая ей установить добросовестность вашего бизнеса и корректность налогового учета. В-третьих, если налоговый спор всё же возник, грамотно отстаивать свои интересы на досудебной стадии урегулирования спора.

На каждой стадии предотвратить налоговый спор, снизить риск предъявления претензий, построить эффективную стратегию преодоления разногласий помогут налоговые юристы «Правовест Аудит». Ниже рассмотрим порядок рассмотрения споров, предусмотренный законодательством.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Под досудебным урегулированием споров понимается установленный законом порядок обжалования налогоплательщиком решений, действий, бездействия инспекции в вышестоящий налоговый орган и последующее принятие и рассмотрение поступивших жалоб.

В настоящее время прохождение этапа досудебного урегулирования споров является обязательным условием для дальнейшего отстаивания своих прав в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Досудебное урегулирование споров регламентируется главой 19 НК РФ. Осуществляется оно посредством подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган. Основанием для подачи жалобы выступают решения, действия, бездействие налогового органа, которые нарушают права налогоплательщика.

Налоговый кодекс устанавливает два формата обжалования, исходя из факта вступления решения инспекции в силу и предмета оспаривания:

апелляционная жалоба подается на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Апелляционное обжалование может быть произведено до того момента, как обжалуемое решение вступит в силу, т.е. в месячный срок со дня получения его налогоплательщиком;

просто жалоба подается при оспаривании остальных решений, действий и бездействия инспекции, в том числе решений о привлечении к ответственности/отказе в привлечении к ответственности, вступивших в законную силу. Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. Как правило, этот момент определяется датой получения налогоплательщиком неправомерного решения или датой совершения инспекцией действия, нарушающего налоговое законодательство, или с даты наступления срока для выполнения инспекцией предусмотренных законом обязанностей (при обжаловании бездействия);

Для жалобы/апелляционной жалобы предусмотрена обязательная письменная форма.

Налогоплательщик может подписать её сам или передать эти полномочия представителю. Основные требования к жалобе определены ст. 139.2 НК РФ. Вместе с жалобой налогоплательщик также может представить дополнительные документы. Жалоба предназначена для рассмотрения вышестоящим налоговым органом (чаще всего это Управление ФНС России по региону).

Вместе с тем закон предусматривает, что направить её нужно в ту инспекцию, которая вынесла спорное решение, совершила незаконное действие или допустила неправомерное бездействие. Получив жалобу, инспекция в течение трех дней передает её, а также все документы по спору в вышестоящий налоговый орган.

НК РФ определяет право вышестоящего налогового органа вынести одно из следующих решений по итогам рассмотрения жалобы:

отказать в удовлетворении требований жалобы;

удовлетворить требования налогоплательщика и отменить решение налогового органа (полностью или частично); признать незаконными действия, бездействие инспекции.

Вышестоящий орган также вправе самостоятельно вынести решение по существу спора.

Не следует преуменьшать важность досудебного урегулирования споров при отстаивании налогоплательщиком своих прав. Эта стадия является обязательным этапом защиты прав налогоплательщика, без которого невозможно дальнейшее обращение в суд. Кроме того, досудебное урегулирование споров — далеко не формальная процедура.

ФНС России стремится уменьшить количество споров, доходящих до суда, а также снизить процент отмены решений налоговых органов на стадии судебного обжалования. Поэтому вышестоящий налоговый орган ответственно и скрупулезно подходит к изучению жалоб, и если налогоплательщик сможет представить убедительные доводы в пользу своей позиции, может признать неправомерным действие или бездействие инспекции. Налоговые юристы «Правовест Аудит» применяют все возможности механизма досудебного урегулирования спора, отстаивая интересы своих клиентов.

Разрешение спора на досудебной стадии привлекательно своей оперативностью. Налоговым кодексом установлен месячный срок, в течение которого должна быть рассмотрена жалоба на решение о привлечении к ответственности. Срок отсчитывается с даты получения жалобы вышестоящим органом. Указанный срок может быть увеличен, но не более чем на один месяц (иными словами, максимальный срок, в который должно быть вынесено решение по жалобе не может быть больше, чем два месяца).

Жалобы по остальным категориям споров должны быть рассмотрены в течение 15 дней (этот срок вышестоящий налоговый орган также может увеличить не более чем на 15 дней).

Кроме того, чтобы обратиться с жалобой/апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик не должен платить государственную пошлину или же повторно собирать комплект документов, уже имеющихся у инспекции.

Отметим, что иногда сам факт подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган приводит к самостоятельному устранению инспекцией допущенных нарушений (наиболее актуально это для ситуаций, когда обжалуется бездействие налогового органа).

Помочь грамотно подготовить жалобу, тем самым увеличив шансы на положительное разрешение спора без суда, вам помогут юристы. Обратившись к юристам «Правовест Аудит», вы передадите урегулирование своего спора в надёжные руки.

Судебные налоговые споры

Судебный налоговый спор представляет собой процесс обращения налогоплательщика, чьи права нарушены, в суд с заявлением о признании незаконным решения, действия или бездействия налогового органа, и последующее рассмотрение этого обращения.

Право налогоплательщика на обращение в суд обусловлено обязательным соблюдением досудебного порядка обжалования.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ закреплен трехмесячный срок для обращения в суд. Срок исчисляется со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права. Для налоговых споров эта дата в большинстве случаев определяется днем получения решения вышестоящего налогового органа, вынесенного в порядке досудебного обжалования. Требования к форме и содержанию заявления в суд и прилагаемым документам закреплены в статье 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Перед тем как обратиться в суд, налогоплательщик должен оплатить государственную пошлину, представить мотивированную позицию и полный комплект документов в подтверждение своих доводов. Налоговые юристы «Правовест Аудит» прошли многолетнюю судебную практику и в своей работе учитывают все нюансы и подводные камни рассмотрения споров в судах.

Как правило, налоговые споры проходят три стадии рассмотрения в суде:

А) рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Рассмотрев поступившее заявление, суд может удовлетворить требование налогоплательщика полностью или частично или же отказать в удовлетворении требования (также полностью или в части). Эта стадия очень важна, поскольку именно здесь формируется «каркас» дела. Именно в первую инстанцию заявитель должен представить полный комплект доказательств, подтверждающих его позицию. На следующих стадиях рассмотрения судебных споров передать в дело дополнительные документы будет затруднительно.

Если решение суда первой инстанции не обжалуется проигравшей стороной (что на практике случается очень редко), то оно вступает в силу через месяц;

Б) рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции на основании апелляционной жалобы.

С апелляционной жалобой обращается сторона, которая недовольна решением суда первой инстанции (такой стороной может быть как налогоплательщик, так и инспекция).

Для подачи апелляционной жалобы Арбитражным процессуальным кодексом РФ предполагается месячный срок, который исчисляется с даты изготовления в полном объеме решения суда первой инстанции.

Рассмотрев жалобу, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт в виде постановления, которым либо оставляет решение суда первой инстанции без изменения, либо отменяет его полностью или частично. Важно отметить, что вынесение постановления судом апелляционной инстанции определяет момент вступления решения по делу в законную силу;

В) рассмотрение дела в суде кассационной инстанции на основании кассационной жалобы.

Кассационная жалоба подается стороной, недовольной решением суда первой инстанции и/или постановлением суда апелляционной инстанции, в течение двух месяцев с даты вступления спорного решения/постановления в законную силу.

Суд кассационной инстанции выносит постановление, которым либо оставляет решение/постановление без изменения, либо отменяет его полностью или частично. Суд кассационной инстанции также вправе вернуть дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, если придет к пониманию, что обстоятельства, необходимые для вынесения обоснованного решения по существу спора, были исследованы недостаточно.

Судебное рассмотрение споров — финальная и ответственная стадия, где налогоплательщик может защитить свои права. В отличие от налогового органа, суд беспристрастен и независим, благодаря чему объективно оценивает доводы сторон. Однако, чтобы выиграть спор, налогоплательщик должен максимально полно и убедительно разъяснить суду свою позицию, представив доказательства в подтверждение своих доводов. При этом судебный спор может продлиться достаточно долго, он требует значительно больших затрат ресурсов и времени, чем досудебное урегулирование спора.

Всё это время остается открытым вопрос, по которому у налогоплательщика и инспекции возникли разногласия (за налогоплательщиком числится задолженность и пр.). Все эти обстоятельства обуславливают преимущества разрешения спора на досудебной стадии.

Обращение к налоговым юристам «Правовест Аудит» увеличит ваши шансы на положительное разрешение налогового спора. При этом чем раньше вы привлечете налогового юриста, тем полнее вы обезопасите себя от негативных последствий возникшего спора. Наши налоговые юристы помогут вам во взаимодействии с инспекцией, полностью возьмут на себя досудебное и судебное урегулирование спора.

Высокая квалификация налоговых юристов «Правовест Аудит» и их обширная судебная практика — залог того, что ваши законные интересы окажутся в надежных руках.

Урегулирование налоговых споров в досудебном и судебном порядке: как обойтись малой кровью?

Ежегодно вносятся десятки изменений в налоговое законодательство РФ. К примеру, за 2019 год их было свыше 30, включая такие ощутимые, как повышение НДС до 20% и ввод особого налогового режима для самозанятых граждан. Отслеживать эти изменения, а также своевременно, безошибочно и в полном объеме подавать отчетность и оплачивать налоги, увы, получается не всегда.

Даже когда бизнесмен уверен, что все сделал правильно, у налоговой на этот счет может быть совершенно иная точка зрения. Так появляются налоговые споры — расхождение в финансовых данных и их трактовке у налогоплательщика и фискального органа.

Как корректно выйти из ситуации и цивилизованно решить возникший налоговый спор? Какие вообще бывают спорные ситуации в сфере налогового учета? Кто и как их инициирует? Разберемся в данной статье.

Налоговые споры и их причины

Результатом предпринимательской и других форм экономической деятельности является получение прибыли и приобретение имущественных прав, что автоматически влечет за собой налоговые обязательства. Отдельные трудовые и семейные правоотношения (например, в случае раздела имущества при разводе) также приводят к налоговым начислениям, которые требуют оплаты.

Компания может ошибочно применить неверный режим налогообложения, а частное лицо — упустить из виду сроки или в принципе не подозревать о необходимости оплачивать налоги и госпошлины. В таком случае уведомление из налоговой и тем более предупреждение о грозящем судебном иске могут стать крайне неприятным сюрпризом.

Фактически в налоговом споре сталкиваются интересы фискального органа, собирающего налоги в пользу государства и требующего выплат в максимальном объеме, и налогоплательщика, который заинтересован в обратном: чем меньше налогооблагаемая база, тем больше денежных средств остается на его счетах после выплаты всех налогов.

В то же время при возникновении споров участники налоговых правоотношений изначально не равны между собой: государство, требующее уплаты налогов, находится в заведомо более выигрышном положении, чем физическое или юридическое лицо, к которому эти требования адресованы.

В самом общем виде налоговый спор возникает, когда плательщик не согласен с мнением налогового органа относительно выписанного «бремени» — взыскания, штрафа, пени. Зачастую подобные споры возникают в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.

Понятие налогового спора в действующем законодательстве РФ не прописано. Теоретики преимущественно трактуют термин «налоговый спор» как спор юридического или экономического характера. Чаще всего приводится определение, данное С. В. Овсянниковым, — «юридический спор (спор о субъективном праве) между государством с одной стороны и иными участниками налогового правоотношения с другой, связанный с исчислением и уплатой налогов» [1] .

Главным признаком налогового спора, который может получить рассмотрение в арбитраже, помимо наличия субъектов спора, является неразрешенность конфликта из-за различий в решении налогового органа и налогоплательщика по поводу объема прав и обязанностей последнего.

В числе основных причин, порождающих налоговые споры, можно выделить те, которые вызваны действиями налогового органа и ошибками, допущенными налогоплательщиком.

К первому виду причин относятся:

  • необоснованное применение к налогоплательщику санкций в виде штрафов, пени за просрочку и так далее;
  • спорное списание денежных средств со счета организации по требованию ФНС;
  • приостановка или блокировка операций по расчетному счету организации, ИП или физлица;
  • отказ в возврате НДС и других отчислений, которые затребованы налогоплательщиком на законных основаниях, и прочее.

Основанием для налогового спора также могут явиться ошибки, допущенные налогоплательщиком при заполнении документов или оплате налоговых платежей.

Фактически обе стороны налогового конфликта заинтересованы в разрешении спора в досудебном порядке. ФНС отслеживает динамику поступления жалоб по налоговым спорам и стремится минимизировать их объемы. По статистике, представленной ведомством за 2018 год, количество жалоб по налоговым спорам сократилось на 16% по сравнению с 2017 годом [2] . Решение в пользу налогоплательщиков было принято в 30% случаев (против 35% за 2017 год). Количество обращений в суд после досудебного рассмотрения жалоб внутри ФНС снизилось на 8%.

Читайте также:  Как списать долг в пенсионном фонде ип

Бывший глава ФНС Михаил Мишустин, озвучивая итоги работы за первое полугодие 2019 года, отметил, что в суды поступает все меньше подобных обращений (на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). На 23% меньше дел дошло до суда по результатам выездных налоговых проверок, что, возможно, связано с возросшим качеством работы ведомства и выработкой единых правовых подходов при рассмотрении жалоб.

Досудебные и судебные споры: особенности урегулирования

В досудебном урегулировании налогового спора, как правило, заинтересованы обе стороны. Как было сказано выше, для налогового органа статистика по снижению количества судебных обращений служит показателем эффективной работы. А для налогоплательщиков доведение до судебного разбирательства невыгодно с материальной точки зрения: оно оборачивается дополнительными тратами на оплату издержек судопроизводства (по статистике, 70% дел проигрываются). Не избежать и потери времени: рассмотрение может занять до трех месяцев.

Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров существенно снижает нагрузку на саму судебную систему (ежегодно в арбитраж поступают десятки тысяч исков, связанных с применением налогового законодательства). Согласно официальным данным Высшего арбитражного суда РФ, количество споров, рассмотренных арбитражными судами с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15–20% и более.

Рассмотрим основные принципы досудебного и судебного урегулирования разногласий.

Досудебное разрешение споров имеет две основные формы. Во-первых, это рассмотрение жалоб на действия, бездействие или решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ФНС. Данная процедура имеет самостоятельное правовое регулирование и подчиняется ряду внутренних правил (статья 138 НК РФ). Во-вторых, это процедура завершения налогового спора с привлечением стороны-посредника. Она проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ).

Первый путь предлагает сама фискальная служба. В данном случае жалоба налогоплательщика адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подавать ее следует непосредственно в то налоговое отделение, чьи действия или решения оспариваются. Оттуда она уже будет направлена в вышестоящую инстанцию.

К преимуществам досудебного разрешения спорных налоговых ситуаций через ФНС относятся отсутствие госпошлин, простота подачи жалобы, быстрые сроки рассмотрения и принятия решения по жалобе. Среди минусов данного способа урегулирования налогового спора — низкий процент решений в пользу налогоплательщиков. В ситуации, когда первичное и повторное обжалование в самом налоговом органе не принесло положительного результата, можно прибегнуть к «плану Б» или сразу обратиться в суд.

Второй вариант (он же «план Б») — обращение за помощью в компанию, которая готова выступить посредником (медиатором) в споре налогового агента и плательщика налогов. Согласно статье 1 Закона № 193-ФЗ, таким образом могут быть урегулированы споры, возникающие из гражданских правоотношений (главным образом в сфере предпринимательской и других форм экономической деятельности), а также споры на почве трудовых (за исключением коллективных трудовых споров) и семейных правоотношений. Процедура медиации проводится по взаимному согласию сторон с гарантией конфиденциальности информации и независимости посредника. Сторона-медиатор обязуется быть беспристрастной в рассмотрении фактов налогового спора. В то время как в случае с жалобой, поданной в ФНС, вышестоящий налоговый орган, выносящий решение по жалобе, подобных обязательств на себя не берет.

Процесс альтернативного досудебного разрешения налогового спора включает анализ причин конфликта и имеющейся документации. Далее следуют разработка стратегии примирения сторон, подготовка пакета необходимых документов, продумывание реакций на возможные вопросы и возражения сторон спора. После этого наступает главный этап — переговоры с участниками конфликта и принятие решения, удовлетворяющего все стороны. Наконец, решение фиксируется в виде медиативного соглашения и направляется участникам налогового спора для согласования.

К услугам медиатора можно обратиться как до, так и в ходе судебного процесса, но строго до вынесения судом решения. К другим преимуществам метода относятся поиск приемлемого для всех сторон решения, поддержание деловой этики и сохранение уважительных партнерских отношений между участниками спора. Единственным минусом является то, что услуга платная. При взаимном согласии расходы могут быть разделены либо оплачены полностью одной из сторон.

Налоговые судебные споры

После безрезультативных досудебных попыток урегулирования налоговых споров налогоплательщик вправе обжаловать решение ФНС в суде. Порядок подачи и рассмотрения обращения регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ (глава 2, статьи 208–217.1) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (глава 24).

Основанием для заявления налогоплательщика в арбитражный суд могут быть:

  • нарушения его прав и законных деловых интересов;
  • отказ в предоставлении льгот и возврата излишне уплаченных сборов;
  • незаконное наложение налоговых санкций, финансовых ограничений и каких-либо обязанностей на физическое или юридическое лицо, создание иных препятствий для ведения бизнеса или исполнения трудовых обязанностей.

В общем порядке арбитражный суд принимает к рассмотрению заявления в течение трех месяцев со дня, когда заявителя уведомили о нарушении его прав. Такой же период времени отводится суду для рассмотрения дела и вынесения решения. Указанный срок может быть продлен до полугода (например, в связи с особой сложностью дела).

Согласно статье 259 АПК РФ до вступления в силу решение арбитражного суда первой инстанции можно обжаловать в суде апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба подается в течение месяца с момента оглашения решения арбитражным судом первой инстанции.

Решение апелляционной инстанции, в свою очередь, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба подается в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.

К преимуществам судебного решения налогового спора можно отнести объективность суда, повышающую шанс налогоплательщика отстоять свою правоту. Недостатком является расход материальных и временных ресурсов (оплата госпошлины и многомесячное ожидание решения).

В то же время допускается обращение к процедуре медиации или передача ведения дела юристу по налоговым спорам, что обеспечивает компетентную защиту, а также экономию сил и времени заявителя.

Можно ли избежать доначислений?

Нередко результатом выездной налоговой проверки становится доначисление налогов, пеней и штрафов, а также заморозка счетов. Суммы дополнительных сборов могут достигать сотен тысяч и даже миллионов рублей. Именно такие решения налогоплательщики чаще всего и пытаются оспорить как в досудебном, так и судебном порядке.

Но во многом практика решения налоговых споров зависит не столько от законодательства, сколько от трактовки аргументов сторон арбитражным судьей. Для неподкованного в налоговой сфере налогоплательщика защита своих прав является сложной и зачастую невыполнимой задачей.

Чтобы грамотно и уверенно обосновать свою позицию, требуется привлечение профессионалов в области налогового арбитража. Это позволяет минимизировать или опротестовать все 100% налоговых доначислений, вернуть излишне уплаченные сборы или возместить финансовый ущерб из-за ошибочных действий ФНС на стадиях досудебного и судебного обжалования.

Опытные юристы помогут, например, выявить ошибки в результатах налоговой проверки и порядке проведения процедуры, найти признаки фальсификации доказательств со стороны налоговой и так далее. Все это будет предоставлено суду как основание для уменьшения или отказа от налоговых доначислений.

Для многих компаний и частных лиц кажется невозможной сама мысль, что решение налоговой службы можно оспорить. Вместе с тем, если плательщик налогов уверен, что вел экономическую деятельность законно, грамотно отразил все операции в отчетах и выплатил положенные суммы, он имеет полное право подвергнуть сомнению результаты налоговых проверок и отказаться от дополнительно начисленных сумм.

Консультации по налоговым спорам

Основная задача бизнеса — развиваться и приносить прибыль. Но чем успешнее идут дела бизнесмена, тем более пристальный интерес ощущает он со стороны налоговой службы, которая преследует иную цель — пополнение федерального бюджета за счет налоговых отчислений.

Иногда фискальный орган усматривает в действиях налогоплательщика желание сокрыть реальные доходы или неверно отразить их в отчетности. Чтобы отстоять свое честное имя и не переплатить, имеет смысл обратиться к экспертам в области налогового арбитража.

В решении налоговых споров верным союзником может стать аудиторско-консалтинговая компания «КСК групп», уверенно занимающая лидирующие позиции в сфере юридического и налогового сопровождения (по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА»).

«КСК групп» придерживается ROI-подхода и предоставляет клиенту не просто консультирование, а реальное решение задачи с прогнозом результативности. Специалисты компании с высокой степенью достоверности подсчитывают, какую сумму клиент сможет обжаловать, а значит, и сохранить на своих счетах.

Кроме того, юристы «КСК групп» могут выступить медиаторами в налоговом споре и посодействовать взаимовыгодному досудебному примирению между налоговой и налогоплательщиком. За 25 лет работы на рынке юридических и консалтинговых услуг компания накопила огромный практический опыт: авторитет и профессионализм специалистов «КСК групп» оценили уже более 800 крупных организаций, многие из них стали постоянными клиентами.

Топ-5 налоговых споров за первое полугодие 2020

«Кузбассконсервмолоко»

ООО «Кузбассконсервмолоко» при расчете налога на прибыль в составе расходов учитывало расходы на приобретение сырого молока у ряда контрагентов. Налоговые органы установили, что контрагенты общества в действительности не являлись реальными поставщиками продукции и оно закупалось непосредственно у компаний-производителей.

ФНС настаивала: расходы общества на приобретение продукции не могут быть учтены в целях налогообложения ни в какой части, поскольку это противоречит ст. 54.1 НК. Суд первой инстанции посчитал, что ФНС может принять расходы в сумме, соответствующей реальной цене приобретения продукции у ее производителей. Апелляция согласилась с позицией налоговой. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции. Он указал: ст. 54.1 НК не предполагает безусловного отказа в учете расходов по спорным хозяйственным операциями. Отказ возможен только в части, относящейся к соответствующим нарушениям. Применение этой статьи не освобождает налоговые органы и суды от обязанности установить реальный характер операций с участием налогоплательщика, определить их экономический смысл и размер действительных налоговых обязательств налогоплательщика (№ А27-17275/2019).

Теперь можно рассчитывать на защиту не только расходов, но и вычетов в той части, в которой для них был сформирован источник возмещения реальным поставщиком или производителем.

Алексей Артюх, партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) ×

«Кассация высказалась в пользу сохранения в российском праве налоговой реконструкции, что будет иметь принципиальное значение для защиты интересов налогоплательщиков», – считает Иван Шиёнок, адвокат, руководитель практики налогового права юрфирмы Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × . «Концепция действительного налогового обязательства будет применяться в делах о дроблении бизнеса и при переквалификации сделок», – уверен партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × Алексей Артюх.

«Звездочка»

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила АО «Специализированная производственно-техническая база Звездочка» НДС, а также пени и штраф в связи с отказом в праве на вычет сумм налога, предъявленных контрагентом – поставщиком товара. Суды трех инстанций встали на сторону инспекции. Они подтвердили факт поставки товара и установили: поставка произведена именно контрагентом общества, который не смог исполнить свои обязанности по уплате налога. В такой ситуации суды решили: экономический источник для налогового вычета в бюджете не сформирован, а общество не проявило должную осмотрительность при выборе контрагента, что и послужило основанием для отказа в применении вычета.

Верховный суд поддержал налогоплательщика и направил дело в новое рассмотрение в первую инстанцию. Он сослался на ряд прежних позиций Президиума ВАС, подробно описал систему тестов, которые надо провести при проверке должной осмотрительности, и презумпций, из которых следует исходить. ВС дал указание, как оценивать способность поставщика исполнить свои обязательства по договору: если поставщик является посредником, достаточно наличия его договоров с третьими лицами (№ А42-7695/2017).

Учитывая вал решений налоговых органов и судов, признающих налоговую выгоду необоснованной без надлежащей оценки особенностей хозяйственной деятельности налогоплательщика, определение ВС, разъясняющее очевидные вещи, имеет очень важное значение.

Джангар Джальчинов, партнер, руководитель налоговой и таможенной практики Dentons Dentons Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 2 место По количеству юристов ×

«ВС предпринял шаги к дальнейшему развитию концепции должной осмотрительности и сформулировал порядок распределения бремени доказывания между налоговыми органами и налогоплательщиками. Хочется верить, что сохранение внимания суда к вопросам должной осмотрительности налогоплательщика свидетельствует о том, что ВС не собирается отказываться от сложившегося подхода к оценке поведения налогоплательщиков», – говорит Шиёнок. «Как правовой текст определение СКЭС ВС вызывает большой интерес», – считает к. ю. н. Сергей Сосновский, партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Региональный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения × , доцент Санкт-Петербургского государственного университета.

«Красцветмет»

По результатам выездной проверки налоговый орган пришел к выводу: ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова» участвовало в схеме уклонения от налогообложения, связанной с созданием формального документооборота через цепочку поставщиков, не уплачивающих НДС. В связи с этим обществу было отказано в вычете НДС, начислены пени и штраф.

Суд первой инстанции принял решение в пользу общества, указав, что непоступление НДС в бюджет связано с действиями контрагентов, а не самого общества, которое проявило должную осмотрительность. Переложение на общество налоговых обязательств контрагентов, по мнению суда, в такой ситуации безосновательно. Апелляция и кассация, изменяя решение, пришли к выводу: «Красцветмет» надо привлечь к налоговой ответственности независимо от его контрагентов, поскольку он не только принимал участие в схеме уклонения от налогообложения, но и контролировал эту схему.

ВС разъяснил: для заявления НДС к вычету необходимо установить факты реальности операции и неосведомленности налогоплательщика о неуплате НДС контрагентом. ВС потребовал при разрешении подобных споров устанавливать, знал ли налогоплательщик об уклонении поставщика от уплаты налогов и должен ли он был об этом знать (№ А40-23565/2018).

В этом деле важнейший вопрос, кто организовал схему уклонения от уплаты налога и контролировал «нехороших» поставщиков, не уплативших НДС в бюджет. ВС велел разобраться с этим при новом рассмотрении спора.

Сергей Сосновский, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, к. ю. н., партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Региональный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения ×

«Решение ВС еще раз подтверждает сложившийся подход к оценке правомерности применения налогоплательщиками налоговых вычетов по НДС и устанавливает баланс между интересами налогоплательщиков и государства», – отметил Шиёнок.

Читайте также:  Закон об оплате налогов

«Юкола-нефть»

ООО «Юкола-нефть» (резидент РФ) приобрело у иностранного продавца (резидента Кипра) 70% доли в российской компании. Налоговый орган решил доначислить обществу налог, пени и штраф. ФНС объяснила это тем, что активы приобретаемой компании более чем на 50% состояли из недвижимого имущества, располагающегося в России (пп. 5 п. 1 ст. 309 НК). При расчете доли недвижимости налоговый орган учел стоимость всех активов компании за последнюю отчетную дату перед продажей, а также стоимость имущества на счетах 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». По мнению общества, в состав недвижимого имущества неправомерно были включены активы, отраженные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Суд установил: объекты классифицируются как движимые или недвижимые по признаку их связи с землей (п. 1 ст. 130 ГК). Ограничений на учет объекта на определенном счете не установлено. В момент продажи на счете 08 были отражены объекты незавершенного строительства, которые по своим характеристикам соответствовали определению недвижимой вещи. Следовательно, они должны быть учтены при расчете доли недвижимого имущества. При этом нахождение объекта на консервации, а также его последующая ликвидация не могли повлиять на квалификацию объекта как недвижимого в момент продажи (№ А57-23676/2019).

В этом деле получил подтверждение активно развивающийся подход к определению понятия недвижимого имущества в целях налогообложения. Суд указал: в качестве недвижимого имущества должно рассматриваться всё имущество налогоплательщика, соответствующее признакам недвижимости.

Иван Шиёнок, адвокат, руководитель практики налогового права ЮФ Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × .

По словам Джангара Джальчинова, партнера, руководителя налоговой и таможенной практики Dentons Dentons Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 2 место По количеству юристов × , до этого дела вопрос учета объектов незавершенного строительства в качестве недвижимости для целей применения пп. 5 п. 1 ст. 309 НК судами не рассматривался. «Предполагаю, теперь суды будут активно использовать обозначенную позицию. Рекомендую учесть ее при расчете доли недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения, выплачиваемого иностранной организацией от источника выплаты в России», – говорит Джальчинов.

«Посуда-Центр сервис»

Общество включило товарные потери в состав документально не подтвержденных расходов и не начислило НДС на суммы таких потерь. Это выяснилось по результатам проведенной проверки и не понравилось налоговой. Соглашаясь с ФНС, суды двух инстанций указали: у налогоплательщика нет документов, подтверждающих правомерность отнесения убытков от порчи и недостачи товаров к расходам в целях исчисления налога на прибыль. Суды пояснили: налогоплательщик по каждому факту выбытия товара должен доказывать факт порчи, боя, хищения неустановленными лицами, стихийного бедствия, уничтожения недоброкачественной продукции и т. п. (№ А45-21326/2019).

Это дело наглядно демонстрирует, как важно налогоплательщикам применять системный подход к подтверждению списания любых товарных потерь (порчи и недостач).

Джангар Джальчинов, партнер, руководитель налоговой и таможенной практики Dentons Dentons Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 2 место По количеству юристов ×

По мнению Артюха, указанное дело иллюстрирует архаичность в области проведения инвентаризаций. «Например, по этим нормам на сегодняшний день практически невозможно произвести зачет излишков и недостач, вызванный пересортицей. В налоговом учете такой механизм отрицается как явление. Еще более тревожным становится формальное доначисление НДС на суммы недостач, в отношении которых существуют пороки документального оформления. Одного лишь факта таких пороков становится достаточно, чтобы признать наличие скрытой реализации товаров и обложить ее НДС», – рассказал Артюх.

Услуги помощи в налоговых спорах

К сожалению, среди предприятий очень распространено мнение, что любая тяжба с ИФНС обязательно создаст в будущем множество проблем. Но это утверждение не соответствует действительности, ведь даже по статистике свою правоту удается отстоять в 70 % всех споров с налоговыми органами.

И более того, выиграв иск, компании получают дополнительные преференции. Их выбор партнеров и добросовестность в делах не будут подвергаться сомнению. В качестве яркого примера можно привести практику камеральных проверок деклараций по НДС в части обоснованности сумм возмещения этого налога из бюджета. ИФНС подтверждает их правомерность практически во всех случаях (99 процентов), если по данному вопросу у налогоплательщика имеется в активе судебное решение в свою пользу.

ООО «Корн-Аудит» предлагает:

  1. Бесплатную оценку перспективности проблемы. Чтобы получить заключение наших специалистов, отправьте по адресу электронной почты, указанному на сайте, решения ИФНС о привлечении предприятия к ответственности по факту нарушения налогового законодательства;
  2. Профессиональную юридическую помощь по урегулированию споров с налоговой инспекцией, в том числе нижеследующие услуги:
    • правовая экспертиза действий (бездействия) и решений, вынесенных ИФНС в отношении клиента;
    • защита интересов компании во время осуществления налоговых проверок, оформление возражений по их результатам, обжалование постановлений о наложении взысканий;
    • досудебное урегулирование споров с ИФНС;
    • подготовка и подача исков с целью признания решений налогового органа недействительными;
    • оформление жалоб в апелляционную и кассационную инстанции;
    • разработка мер для приостановки взимания с клиента недоимок по налогам и штрафов;
    • представительство при рассмотрении спора в арбитраже и на стадии исполнительного производства;
    • взыскание с ИФНС судебных издержек по процессу, а также понесенных убытков;
    • консультирование по особенностям применения налогового законодательства.

Изюм №1: Помощь в сдаче налоговой отчетности.

Организация, осуществляющая поставки расходных материалов для оргтехники обратилась в нашу компанию после сдачи годового баланса. Задача была разрешить проблемную ситуацию нестыковок расчётов для сдачи декларации по НДС. По мнению бухгалтерии клиента, он должен был подать на возмещение из бюджета на сумму более 1 млн. рублей. Однако специалисты Корн-Аудит нашли ошибки в декларациях, неправильный учёт авансовых платежей и арифмитическое несоответствие в регистрах первичного учёта. Пришлось восстановить систему бухгалтерского учёта.

Результат: итогом проверки стало не возмещение, а доначисление налоговых платежей на сумму почти в 200 тыс. рублей.

Вывод: Обратившись к нам, организация-клиент ушла от неизбежной камеральной проверки по НДС, факта нарушение методологии ведения бухгалтерского учёта, доначисления налога и штрафа, и тем самым сэкономила не одну сотню тысяч рублей.

Изюм №11: расчет налоговой нагрузки для иностранного предприятия

Представительство австрийской фармакологической компании обратилось к нам для расчёта предполагаемой налоговой нагрузки и прочих издержек в случае открытия производства на территории РФ.

Изюм №12: Ликвидация предприятия

Недавно к нам обратилась компания-грузоперевозчик, находящаяся в процессе ликвидации. Выяснилось, что по вине бухгалтеров за длительный период времени не были возмещены средства Фонда Социального Страхования (ФСС) по социальным выплатам. В частности, не были оформлены возмещения по декретным отпускам.

Результат: Мы восстановили недостающие документы и денежные средства социальных выплат были получены в полном объёме.

Вывод: Обратившись к нам, организация получила финальный приток денег в отсутствии экономической деятельности, что стало приятным бонусом для её руководителя.

Налоговый юрист

Помощь, защита на этапах налоговых споров

Услуги налогового юриста

Устная консультация с письменным заключением.

Сбор, подготовка необходимых документов.

Направление в налоговую службу возражения по акту проверки.

Защита прав, представление интересов, сопровождение проверок.

Обжалование действия налогового органа в вышестоящих органах.

Представление интереса клиента в судах всевозможных инстанций.

Подготовка жалоб (апелляционных, кассационных и прочих).

Подготовка бумаг, взыскания задолженностей учреждений бюджетного, казенного типа.

Защиты свидетелей на стадии проверки фирмы.

Юрист по налогам

Юридическое сопровождение бизнеса для физических лиц и организаций, услуга которую предоставляют юристы, в налоговом и бюджетном законодательстве.

Законодательство настолько сложное, что без знаний, наличия практики не разобраться. Поэтому требуется правовая помощь, бюджетного, налогового права. Юристы защищают интересы юридических лиц, граждан в спорах, органах Федерального казначейства.

«Налоговый юрист» – редкая специализация. Как правило, является бывшим работником ФНС, поэтому знает специфику изнутри. Недостаточно просто знаний НК РФ, важно уметь истолковать закон, применить знания для получения результата.

Гарантией того, что юрист правильно истолкует законодательство, сможет грамотно применять для судебной защиты, помогает практика в этой сфере. Юристы, знают нюансы дел. Опыт в судебной защите при налоговых проверках поможет отстоять интересы, выстроить защиту прав клиента перед визитом ФНС.

Услуги юриста-практика – это правовая помощь физическим, юридическим лицам в досудебном урегулировании спора, а также в суде (если дело уже дошло до него).

Необходимость консультации юриста

Индивидуальные предприниматели, организации, экономически вовлеченные граждане субъекты налоговых правоотношений. Проблемы с ФНС появляются на пустом месте. К примеру, честный налогоплательщик внезапно получает претензию ФНС, пеню или штрафы по неуплате налогов.

Для решения обратитесь к юристу, который разберется в ситуации, защитит интересы доверителя.

Самостоятельно решить вопрос с ФНС с результатом вряд ли удастся, ведь для этого потребуются знания, умение общаться со служащими государственных структур. Попытавшись решить вопрос, можно только усугубить положение. Лучше рассказать о внезапно возникшем вопросе юридическому специалисту.

Понадобится консультация юриста налогового права.

Консультация для организаций проводится:

  • по судебным спорам с ФНС;
  • по делам, связанным с отдельными режимами налогообложения;
  • по планированию;
  • по уменьшению риска;
  • по законности, правильности проведения проверок;
  • по оптимизации налогообложения;
  • по определению ставок, коэффициентов;
  • по прочим делам, связанным с налогами.

Налоговый юрист для физических лиц поможет определить:

  • как получить вычет по НДФЛ;
  • порядок уплаты транспортного, имущественного, земельного налога, а также НДФЛ;
  • разобраться с необоснованными штрафами, пенями ФНС.

Почему пришла налоговая ?

Почему пришли внезапные проверки

Причины: неуплата налога в срок, проверка контрагентов, и другие вопросы. При проверке узнайте цель, подготовьте необходимую документацию, знать, как защитить бизнес. Основанием внезапной проверки может быть, хищение бюджетных средств.

Главные основания, вопросы для проверки:

  • задержки с уплатой;
  • Росфинмониторингом получены сведения о возможном правонарушении;
  • выявлена нелегальная налоговая оптимизация;
  • зарплата работникам выдается в конвертах;
  • хищение бюджетных средств.

Откуда ФНС получает сведения ? Конкуренты, клиенты. Основанием внезапной проверки сведения полученные в результате ОРД.

Налоговая проверка контрагентов

Если контрагенты попали под проверку, ваша организация может так же проверяться. Рекомендуем выбирать надежных, честных деловых партнеров, ведь недобросовестность партнеров может негативно отразиться, на компании.

Например, партнер не выполнил обязательства перед бюджетом или фондами внебюджетного вида. С проверкой придут, ведь ФНС будут интересовать сделки, которые заключались с партнерами.

Незаконная оптимизация как повод для вопросов и проверки

  • не законной оптимизацией налога;
  • искусственным завышением цен на товары, услуги, что позволило уменьшить НДС и налога на прибыль;
  • возмещением НДС по схеме хищения бюджетных средств;
  • сокрытием активов кредитных организаций, перед которыми долги, методом ликвидации бизнеса.

Выше перечисленные правонарушения и другие нарушения налогового или экономического типа будут поводом для проверки.

Если обратила внимание ФНС, начала проверку, то проверит бизнес партнеров, с которыми заключались сделки. Придется предоставить инспекторам документацию о сделках с контрагентами, информацию о проводимых банковских операциях. Будут опрашиваться свидетели.

Какие бумаги нужны проверяющим органам:

  1. Учредительную документацию организации.
  2. Бумаги, которые подтвердят, что фирма осмотрительна при выборе деловых партнеров.
  3. Документация, отражающая хозяйственную и финансовую работу компании.

Инспектора проверят подписанные контракты, отдадут материалы на экспертизу достоверности подписей, проверят реальность хозяйственной деятельности фирмы.

Что делать при проверке ?

Сроки налоговой проверки, необходимые действия

Когда проверяющие органы подали запрос на документацию организации. Что делать, чем карается неисполнение этого запроса?

Начало проверки – это запрос документации компании. Результат проверки будет зависеть исходя из того какие материалы будут проверены. Игнорировать запросы ФНС нельзя, нужно сразу обратиться за помощью к специалисту. Юрист выяснить, какими основания, вопросы у ФНС на проверку предприятия, какие материалы интересуют.

Юрист на основании общения с налоговиками подготовить руководителя компании, подчиненных к правильным ответам на вопросы, когда придет проверка. Иногда ФНС подает запрос на предоставление документов чтобы удостовериться в уже имеющейся информации на фирму.

Если документация в фирме оформлена неправильно, то это послужит доказательством того, что руководитель этой компании виновен. Поэтому не стоит отдавать бумаги в ФНС, предварительно не отдав на анализ юристу.

Неисполнение запроса налоговиков.

Если проигнорируете запрос налогового органа на предоставление интересующих материалов, то компания рискует попасть под обыск. Обыскиваться будут, кабинеты сотрудников, директоров, бухгалтеров, помещения в фирме. Компьютерная техника с информацией, флешки и диски будут изъяты.

Получив запрос ФНС, встретьтесь с юристом. Специалист проанализирует запрос, соберет дополнительную информацию по нему, просчитает возможные дальнейших действий. Это сохранит репутацию фирмы минимизирует серьезные неприятности, нежелательные вопросы.

Сколько дается времени на предоставление документации, из запроса ФНС?

Сроки предоставления интересующих налоговиков материалы будут указаны в запросе. Дата или период, отсчет времени начинается с момента получения запроса. Указываются календарные дни, но если об этом не сказано в запросе, то по НК РФ отсчет ведется в рабочих днях.

Если не удалось вовремя передать бумаги инспекции, и пришла проверка.

Обратитесь в налоговый орган, из которого пришел запрос, узнайте актуальность. Но лучше самостоятельно этого не делать, а обратиться за помощью к юристу, который решит этот вопрос. Уклоняться от запросов налогового органа нельзя, как и не приходить по повестке. Обернется обыском офиса и помещений компании.

Налоговая служба сделала запрос после проверки.

Проверка состоит из нескольких этапов: проводится опрос сотрудников, проверяются документация. На основании информации будет вынесено решение. Решением окажется до начисление налогов, при выявлении грубых нарушений часто возбуждается уголовное дело. Если же дело уже было возбуждено, а проверка показала, что грубых нарушений закона нет, тогда будет отказ дела уголовного характера.

Задача доказать законность работы организации еще на этапе до следственных действий. Чтобы получить правовую защиту позвоните по нашим телефонам или приходите в офис.

Получение имущественного вычета при покупке квартиры/дома пенсионером

По общему правилу имущественный налоговый вычет при покупке жилья могут получить только те налогоплательщики, доходы которых облагаются налогом (НДФЛ) по ставке 13%.

Так как налог на доходы с пенсии не удерживается (п.2 ст.217 НК РФ), пенсионеры, имеющие источником дохода только пенсию, в большинстве случаев не могут получить имущественный вычет при покупке жилья (письмо ФНС России от 15.05.2013 №ЕД-4-3/8721@, Письма Минфина от 29.06.2011 №03-04-05/5-455, от 24.09.2013 №03-04-05/39618).

Исключением является возможность в определенных условиях перенести вычет на прошлые годы, предоставленная пенсионерам Федеральным Законом №330-ФЗ от 1 ноября 2011 года.

Если пенсионер официально не работает, но имеет другой дополнительный доход, с которого платит НДФЛ по ставке 13% (например, доходы от сдачи недвижимости в аренду, или от продажи имущества), то он вправе воспользоваться имущественным вычетом и вернуть (уменьшить) налоги с этих доходов.

Перенос имущественного вычета пенсионерами

До 2012 года, если у пенсионера не было дополнительных доходов, вычет он получить не мог. Однако, с 1 января 2012 г. в Налоговый Кодекс был добавлен особый порядок переноса остатка вычета для лиц, получающих пенсии. Теперь, в соответствии с п. 10 ст. 220 Налогового кодекса РФ, пенсионер имеет право перенести остаток имущественного вычета «на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов».

Формулировка переноса вычета в Налоговом Кодексе и письмах контролирующих органов довольно сложная и запутанная. Если говорить простым языком, то вне зависимости от того, когда была приобретена квартира, пенсионер может в большинстве случаев получить вычет (вернуть уплаченный налог) за 4 последних календарных года. Например, в 2020 году он может вернуть налог за 2019, 2018, 2017 и 2016 годы.

  • подавать документы на вычет можно не ранее окончания календарного года, в котором было приобретено жилье. Например, если квартира приобретена в 2019 году, то подавать документы на вычет можно только в 2020 году (соответственно, вернуть налог можно будет за 2019-2016 годы);
  • нельзя получить вычет более чем за 4 последних календарных года. Например, в 2020 году ни при каких условиях нельзя вернуть налог за 2015 год (“Перенос имущественного вычета пенсионерами”).
  • если в календарном году у пенсионера не было доходов, то возвращать ему нечего. Например, если пенсионер вышел на пенсию 5 лет назад и с тех пор не работает, то вернуть он ничего не сможет.

Пример: В 2018 году Филатов М.В. вышел на пенсию, а в 2019 году он купил квартиру. Чтобы воспользоваться правом на имущественный вычет, Филатову нужно дождаться конца календарного года, и в 2020 году он сможет подать документы на возврат налога в налоговую инспекцию. Так как в 2019 году Филатов уже был на пенсии (и не получал налогооблагаемого дохода), он сможет получить вычет за 2018 (ту часть года, когда он еще работал), 2017 и 2016 годы.

Пример: В 2018 году Киреева Л.Л. купила квартиру. По окончании 2018 и 2019 годов она подавала документы в налоговую инспекцию и получила часть имущественного вычета (вернула уплаченный налог за 2018 и 2019 год). В 2020 году Киреева вышла на пенсию. Соответственно, после выхода на пенсию в 2020 году Киреева может воспользоваться правом на перенос вычета и вернуть уплаченный налог за четыре последних года (2019, 2018, 2017 и 2016). Так как за 2018 и 2019 годы вычет она уже получила, то подать документы на вычет она сможет только за 2016 и 2017 годы. Также по окончании 2020 года (в 2021 году) она сможет вернуть налог за 2020 год (за тот период, когда она работала).

В статье Перенос имущественного вычета пенсионерами процесс переноса вычета пенсионерами рассмотрен более подробно. Однако если Вы не уверены в том, за какие годы Вы можете получить вычет в Вашей ситуации, Вы всегда можете обратиться за консультацией к нашим специалистам: Задать свой вопрос.

Обратите внимание: в случае переноса вычета декларации заполняются в обратной последовательности. Например, при переносе вычета на 2018-2016 годы декларации будут заполняться в следующей последовательности: 2018, 2017 (в нее будут перенесены остатки вычета из 2018 года), 2016 (в нее будет перенесены остатки вычета из 2017 года).

Работающий пенсионер

Ранее в Налоговом Кодексе содержалось ограничение, по которому работающие (получающие доход) пенсионеры не могли перенести имущественный вычет. Однако с 1 января 2014 года в Налоговый Кодекс РФ были внесены изменения, которые сняли это абсурдное ограничение. Соответственно, с 2014 года воспользоваться правом переноса имущественного вычета на предыдущие три года могут не только пенсионеры, не имеющие дохода, но и продолжающие свою трудовую деятельность. (Письмо ФНС России от 28.04.2014 № БС-4-11/8296@, Письма Минфина России от 15.05.2015 № 03-04-05/27966 и от 17.04.2014 № 03-04-07/17776).

Пример: В 2018 году Журавлев А.К. достиг пенсионного возраста, но продолжил работать. В 2019 году он приобрел квартиру стоимостью 3 млн рублей. По окончании 2019 года (в 2020 году) Журавлев А.К. сможет подать документы в налоговую инспекцию по месту регистрации для получения имущественного вычета за 2019, 2018, 2017 и 2016 годы (так как он является пенсионером и имеет право на перенос вычета). В случае, если уплаченного им за 2016-2019 годы налога не хватит, чтобы полностью исчерпать вычет, то он сможет продолжить получать его в последующие годы.

Получение имущественного вычета по дополнительным доходам

Если у пенсионера есть любой доход, который облагается налогом на доходы по ставке 13% (НДФЛ) , то он может применить к нему имущественный вычет за покупку жилья (Письма Минфина России от 06.03.2013 N 03-04-05/7-181, от 21.12.2012 N 03-04-05/7-1419, Письмо ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@).

Примерами таких доходов может быть:

  • доход от сдачи в аренду квартиры;
  • доход от продажи имущества (например, квартиры);
  • дополнительная негосударственная пенсия;
  • заработная плата (если пенсионер продолжает работать на пенсии).

Пример: пенсионерка Яблокова О.В. получает государственную пенсию, и также она официально сдает в аренду квартиру. Денежные средства, которые она получает от сдачи квартиры в аренду, облагаются налогом на доходы. Яблокова О.В. каждый год подает декларацию 3-НДФЛ, где декларирует доходы от сдачи квартиры в аренду и платит налог. В 2019 году Яблокова О.В. купила себе еще одну квартиру. Начиная с 2020 года Яблокова О.В. вправе применять имущественный вычет от покупки к квартиры к налогу от сдачи квартиры в аренду. Соответственно, Яблокова не будет платить налог от сдачи квартиру в аренду до полного исчерпания имущественного вычета.

Пример: Васильев В.В. вышел на пенсию в 2010 году. В 2019 году Васильев В.В. продал квартиру, которой он владел менее 3-х лет за 2 млн рублей и купил дом за 5 млн рублей. Так как Васильев владел квартирой менее 3-х лет, то при ее продаже он должен заплатить налог на доходы (13%) в размере 130 тыс. рублей (из расчета, что он использовал стандартный вычет при продаже имущества, чтобы уменьшить облагаемую сумму на 1 млн рублей).

При покупке дома у Васильева В.В. также появилось право на использование налогового имущественного вычета при покупке жилья в размере максимальной суммы вычета – 2 млн рублей (260 тыс. рублей к возврату). Так как покупка дома и продажа квартиры осуществлены в одном календарном году, налогоплательщик вправе произвести взаимозачет налога. Соответственно, Васильев В.В. не должен будет платить налог на доходы от продажи квартиры, а также у него образуется неиспользованный остаток имущественного вычета в размере 1 млн рублей (130 тыс. руб. к возврату). Он сможет использовать остаток имущественного вычета, если у него в будущем появятся другие доходы, облагаемые подоходным налогом по ставке 13%.

Не забываем о супруге

Если пенсионер состоит в официальном браке, и у его супруга (-и) есть доходы, облагаемые налогом на доходы (НДФЛ), то в ряде случаев вычет может быть получен через него.

Особенности распределения имущественного налогового вычета между супругами в браке подробно рассмотрены в нашей статье «Особенности налогового вычета при покупке квартиры/дома супругами»

Если вы еще не приобрели жилье, рекомендуем сайт-методичку нашего партнера КВАРТИРА-БЕЗ-АГЕНТА.ру. Это учебный сайт для тех, кто хочет разобраться в правилах купли-продажи квартир.

Положен ли налоговый вычет при покупке квартиры неработающему пенсионеру

Основным признаком и задачей государства является осуществление фискальной функции. Действующее законодательство предусматривает различные виды налоговых платежей, которые обязаны уплачивать как граждане, так и юридические лица.

Одним из наиболее массовых сборов является налог на доходы физических лиц или НДФЛ. Он, как и следует из его названия, выплачивается гражданами при получении какого-либо дохода в размере 13% от него.

Бесплатно по России

Если налогоплательщик работает по найму, то данный сбор вычитает из заработной платы и перечисляет в налоговую службу бухгалтерия работодателя. Если же гражданин получает доход, не связанный с осуществлением трудовой деятельности, то у него возникает соответствующая обязанность оплатить налог самостоятельно.

НДФЛ относится к категории местных налогов, денежные средства от уплаты которых направляются на нужды конкретных территории. Сюда следует отнести образование, безопасность, социальные пособия, развитие инфраструктуры и так далее.

Однако особенности налогообложения и освобождения от него устанавливаются федеральным законодательством. В частности, Налоговый кодекс указывает отдельные основания, по которым граждане могут получить уплаченные платежи обратно или вовсе освобождаются от них.

Что такое налоговый вычет

Под налоговым вычетом следует понимать некоторую часть дохода гражданина, которая не облагается налогом. Кроме этого, этим же термином называют возврат налогоплательщику ранее уплаченного фискального сбора.

По своей сути налоговый вычет представляет собой определенную льготу, которая предоставляется гражданам при наличии особых обстоятельств. Подробнее о них можно узнать в ст. ст. 217-221 Налогового кодекса Российской Федерации.

Наиболее же распространенными основаниями являются:

  • приобретение жилья;
  • оплата обучения;
  • лечение;

Налоговый вычет может быть предоставлен только в случае наличия налогооблагаемого дохода в конкретный период. При отсутствии дохода вычет предоставлен быть не может.

Может ли получить неработающий пенсионер налоговый вычет при покупке квартиры

Существует достаточно укоренившееся мнение, что на налоговые льготы по уплате и возврату НДФЛ могут претендовать только те граждане, которые официально осуществляют трудовую деятельность. Однако это не так, несмотря на то, что, действительно, по большей части, плательщиками налога на доходы физ. лиц являются работники, трудящиеся по найму в различных организациях.

Дело в том, что вычет предоставляется всем имеющим на то основание гражданам, которые имели налогооблагаемый доход за определенный период и, соответственно, исполнили свои обязательства перед ФНС.

Кроме этого, пенсионеры имеют право на так называемый перенос вычета. Он предполагает, что можно вернуть налог за три предшествующих покупке квартиры налоговых периода. Поэтому если пенсионер осуществлял трудовую деятельность в это время, то он получит возврат денег даже несмотря на то, что на момент подачи заявления он не работает и кроме пенсии никаких доходов не имеет.

Рассчитывать на льготу могут как работающие, так и неработающие пенсионеры, однако право на перенос имеется только у тех, которые не осуществляют трудовую деятельность на момент подачи соответствующих документов в налоговую службу.

Как оформить вычет

Несмотря на то, что право на вычет возникает у значительной части граждан, многие из них не спешат воспользоваться им и не получают положенных денег. Во многом это связано с тем, что большинство из них не знает о возможностях, связанных со льготами в налогообложении.

Кроме этого, многие полагают, что процедура получения налогового вычета является довольно сложной и трудоемкой и, таким образом, добровольно отказываются от возможности получения денег, экономя время и силы.

На деле процедура оформления льготы не особенно сложна, однако довольно затянута по срокам. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Правила заполнения декларации

Чтобы рассчитывать на получение налогового вычета, гражданину необходимо оформить специальный документ – декларацию. Это строго унифицированная бумага, которая имеет установленную форму – 3-НДФЛ. В документе указываются личные данные налогоплательщика, а также сведения о полученных доходах и точный расчет льготы.

Сам документ структурно состоит из нескольких блоков, где указываются сведения о налогоплательщике, полученном за конкретный период доходе, расчет вычета, а также объеме налоговой базы и суммах налога, которые уплачивались в бюджет.

Алгоритм заполнения декларации следующий:

  1. Заполнение титульного листа.
  2. Заполнение «Приложения 1», где указывается сумма полученного дохода в целом.
  3. Производится расчет положенного вычета в «Приложении 7».
  4. Заполняется «Раздел 2» с расчетом сведений по обязательствам плательщика.
  5. Заполнение «Раздела 1», где указывается сумма положенного вычета.

Кроме этого, к декларации имеются приложения, где указываются источники полученного дохода гражданина, а также некоторые иные сведения.

Какие документы нужно предоставить кроме декларации

Пенсионеры вправе рассчитывать на вычет на общих основаниях, именно поэтому процедура его оформления такая же, как и для остальных категорий граждан.

Для получения данной льготы гражданину следует предоставить пакет документов, содержащий следующие бумаги:

  • декларацию по форме 3-НДФЛ. Данный документ подается за конкретный налоговый период. Если пенсионер планирует получать вычет сразу за несколько, то и количество деклараций должно соответствовать числу периодов;
  • сведения о праве собственности на жилье (свидетельство, выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и так далее);
  • сведения о заработной плате за прошедшие периоды (справки 2-НДФЛ);
  • пенсионное свидетельство или справка из ПФР по установленной форме, выдаваемая взамен его;
  • свидетельство о браке, если вычет будет распределяться между мужем и женой (если на то имеется необходимость);
  • заявление установленной формы (выдается в инспекции ФНС).

В некоторых случаях сотрудники налоговой могут потребовать предоставление дополнительных документов.

Куда обращаться

Декларацию и сопутствующие документы следует подавать в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина. Ответственные специалисты на месте проверят комплектность собранных бумаг, а также проконсультируют по дополнительно возникшим вопросам.

Однако налоговые инспекции являются довольно загруженными учреждениями, в связи с чем на подачу декларации может уйти много времени и сил. В этой связи имеется возможность направить необходимые документы онлайн.

В этих целях используется личный кабинет налогоплательщика на сайт ФНС. Для этого там следует зарегистрироваться, подтвердить личность, а затем создать электронную подпись.

После этого на сайт загружаются соответствующие сканы документов, которые необходимо заверить созданной электронной подписью.

Сроки обращения

За получением налогового вычета граждане вправе обращаться после приобретения в собственность недвижимого имущества в течение следующего года или позже. Однако получение его за периоды, следующие после него для неработающих пенсионеров, не имеющих доходы, не является актуальным. Законодатель это предусмотрел и предоставил для данной категории граждан право получить деньги не только за тот год, в который имущество было приобретено, но и за 3 предыдущих периода.

На практике это означает, что если, к примеру, имущество приобретено в 2018 году, то гражданин получает вычет как за этот год, так и за 2017, 2016, 2015 годы. Однако следует учитывать, что чем позже пенсионер обратился за вычетом, тем за меньший период он может его получить. То есть, если подаст декларацию в 2020 году, то за 2015 год деньги ему выплачены не будут.

Сроки одобрения и выплаты

Законодательство устанавливает, что срок рассмотрения налоговыми органами заявлений на предоставление вычета составляет 3 месяца. В течение этого времени сотрудники фискальных органов проверят достоверность изложенного в декларации и обоснованность оснований для получения льготы.

После того, как ФНС приняла положительное решение по факту заявления, на выплату денежных средств на счет налогоплательщика отводится один месяц.

Могут ли отказать в выплате

В ряде случаев налоговые органы могут отказать в выплате по налоговому вычету.

Среди них следует отметить:

  • отсутствие оснований для предоставления льготы;
  • фактические ошибки при заполнении декларации;
  • имеющиеся задолженности перед ФНС;
  • истечение сроков для предоставления вычета.

В соответствии с законодательством ряду граждан, при наличии на то оснований, предоставляются льготы по уплате фискальных сборов в виде налогового вычета. При этом получить его вправе даже неработающие пенсионеры, которые по факту не имеют какого-либо налогооблагаемого дохода. Это возможно за счет механизма переноса налогового вычета, когда им возвращаются денежные средства, уплаченные за 3 года, предшествовавшие году приобретения недвижимости.

Полезное видео

Еще больше информации по возврату налогового вычета за покупку квартиры пенсионерами в видео:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию