Основания снятия с налогового учета

Снятие с учета в налоговом органе

Снятие с учета в налоговом органе: особенности процедуры

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какими могут быть основания для снятия с учета в налоговом органе
  • Как сняться с учета в налоговом органе ИП
  • Как происходит снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи ликвидацией компании
  • Каков порядок снятия с учета в налоговом органе обособленного подразделения

Прекращение деятельности или реорганизация компании или ИП, а также изменение юридического адреса – явления, встречающиеся довольно часто в современном бизнесе. В таких случаях необходимо снятие с учета в налоговом органе. И хотя в нормативных актах подробно прописан порядок действий налогоплательщика, многие предприниматели нуждаются в разъяснениях. Далее мы рассмотрим основные сложности при проведении этой процедуры.

Основания для снятия с учета в налоговом органе

Перечислим причины для снятия налогоплательщика с учета.

Реорганизация. Если несколько юридических лиц приняли решение о слиянии, присоединении, преобразовании или разделении, то ИНН тех компаний, которые прекратили свою деятельность в результате реорганизации, становятся недействительными после проведения процедуры. Орган государственной регистрации информирует инспекции, где данные налогоплательщики состояли на налоговом учете, о прекращении их деятельности для снятия с учета.

Образованные при реорганизации компании подлежат постановке на учет аналогично вновь созданным. Вместе с пакетом документов о государственной регистрации представителю компании выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Ликвидация. При исключении налогоплательщика из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) его ИНН становится недействительным. Предпринимателю выдается справка, подтверждающая снятие с налогового учета.

Прекращение деятельности филиала или обособленного подразделения. При закрытии обособленного подразделения необходимо уведомить налоговый орган по адресу местонахождения в трехдневный срок с момента ликвидации подразделения или филиала.

Также снятие с учета необходимо, если организация изменила адрес местонахождения или индивидуальный предприниматель поменял место жительства. Извещение об изменении адреса предоставляется в налоговый орган, далее налогоплательщик снимается с учета. В течение одного дня после снятия происходит постановка на учет по новому адресу. При этом ИНН остается прежним, а вот КПП будет присвоен новый.

Снятие с учета в налоговом органе иностранной организации, имеющей филиалы и представительства в РФ, занимает до пяти дней и происходит в том же порядке, что и для российских организаций.

Этот порядок действует для следующих категорий налогоплательщиков:

  • физических лиц;
  • компаний, зарегистрированных в Российской Федерации;
  • компаний-нерезидентов, имеющих филиалы или представительства в РФ;
  • нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • компаний-нерезидентов, работающих через аккредитованные филиалы в РФ.

Инспекция по новому местонахождению или регистрации обязана поставить налогоплательщика на учет на основании данных, переданных от ФНС по прежнему адресу.

Как было отмечено, ИНН при переходе в другую налоговую не меняется. Этот номер присваивается один раз. А вот бланк свидетельства выдается новый, с указанием номера инспекции и КПП по новому местонахождению.

В случае реорганизации или ликвидации юридического лица снятие с учета проводится на основании данных ЕГРЮЛ. Для индивидуальных предпринимателей при прекращении деятельности основанием для снятия с учета являются данные ЕГРП.

В случаях, когда во время процедуры ликвидации российской или иностранной организации налоговый орган проводит выездную или камеральную проверку деятельности, снятие с учета происходит после окончания ревизии.

В целях обеспечения объективных данных ИНН налогоплательщика не может быть изменен до окончания проверки.

Как проводится выездная налоговая проверка, видео:

Снятие с учета в налоговом органе ИП

Процедура снятия с налогового учета индивидуального предпринимателя должна соответствовать требованиям закона. Чтобы исключить штрафные санкции от фискальных органов, необходимо провести ряд мероприятий. Решение о прекращении деятельности составляет сам ИП или его доверенное лицо. Этот документ заверяется у нотариуса. Каков порядок действий предпринимателя при закрытии?

Перед снятием с учета налогоплательщик обязан сдать в ФНС все отчеты и погасить задолженность по налогам. В случае, когда деятельности не было, нужно сдать нулевую отчетность.

Если отчеты за прошлые периоды по каким-то причинам не сдавались, нужно составить и сдать необходимые налоговые декларации. Это требуется для проверки задолженности перед бюджетом. В случае непредставления данных могут быть начислены штрафные санкции, которые увеличат время и осложнят процесс снятия с учета. Кроме того, обнаружив недостоверные данные, налоговый орган может провести внеплановую проверку. До завершения контрольно-ревизионных мероприятий снятие с учета невозможно.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

После сдачи отчетности и уплаты налогов следует подготовить комплект бумаг для снятия с учета.

В отличие от организаций ИП обязаны представить только два документа:

  • Заявление по форме Р26001. Его можно составить в бумажном или электронном виде. Бланк получают в инспекции или скачивают с сайта налоговой службы.
  • Квитанция об оплате госпошлины. Образец можно найти на сайте и оплатить в Сбербанке или любом другом банке.

Эти документы сдаются в инспекцию по месту регистрации ИП. Перед подачей необходимо проверить правильность заполнения бланка. В случае ошибок в снятии с учета будет отказано.

Способы подачи заявления на снятие с учета:

  • личное обращение. Это наиболее простой и экономичный способ. Недостатком может быть лишь наличие очереди;
  • через законного представителя. Доверенность можно оформить в фирме, предоставляющей юридическую поддержку. В этом случае потребуется оплатить услуги этой компании и нотариуса за оформление доверенности. Однако это позволит сэкономить время;
  • ценным письмом с описью вложения. Этот способ может подойти, если снятие с учета не является срочным. Перед отправкой следует проверить заполнение бланка. Если налоговый орган обнаружит ошибки, в снятии с учета будет отказано, а документы отправят обратно;
  • по электронным каналам связи. Такой способ возможен, если у индивидуального предпринимателя есть электронная подпись.

Документы рассматриваются в срок до пяти рабочих дней. Если принято положительное решение о снятии с учета в налоговом органе физического лица, ИП выдадут соответствующую справку. Получить ее можно, обратившись в налоговый орган лично с паспортом или через представителя.

Если в течение установленного срока за документом никто не явился, налоговый орган отправляет его почтой России на старый адрес ИП.

Если в снятии с учета было отказано, предприниматель получит документ, в котором будет содержаться причина отказа.

После получения справки о прекращении деятельности статус индивидуального предпринимателя меняется на статус физического лица.

Однако это не освобождает от следующих обязанностей:

  • Закрытие расчетного счета. Данная процедура не является обязательной, но сделать это необходимо во избежание начислений платы за расчетно-кассовое обслуживание. Банки взимают эту плату независимо от того, проводились операции по счету или нет.
  • Снятие с учета кассы. Для этого нужно вызвать специалиста из фирмы, осуществляющей техническое обслуживание ККТ. В налоговый орган необходимо отправить последний фискальный отчет и заявление о снятии с учета кассовой техники. Допускается представление документов в электронном виде. Государственная пошлина не взимается.
  • Уничтожение печати, если ИП имел зарегистрированную печать. Для этого нужно подать в ФНС соответствующее заявление.

Прекращение деятельности не освобождает предпринимателя от выполнения требований кредиторов. Отсутствие выручки не делает невозможным взыскание задолженности за поставленные товары или выполненные работы (услуги). В случае судебного разбирательства взыскание может быть обращено на личное имущество физического лица.

Снятие с учета в налоговых органах юридического лица в связи с ликвидацией компании

Принимая решение ликвидировать фирму, руководитель обязан в трехдневный срок с момента подписания соответствующего документа поставить в известность налоговую о начале процедуры ликвидации.

Сообщение составляется в письменной форме с приложением копий следующих документов:

  • решение о ликвидации компании либо иной документ, например протокол собрания учредителей, где выражается такое решение;
  • описание порядка и сроков проведения процедуры;
  • документ об образовании ликвидационной комиссии.

Административным законодательством установлены штрафные санкции для обществ с ограниченной ответственностью за несвоевременное предоставление данных о ликвидации. За первичное нарушение компания может быть оштрафована на 5000 руб. При отсутствии необходимого пакета документов после наложения этого штрафа компании грозит штраф в 20 000 руб.

После принятия положительного решения о ликвидации регистрирующий орган заносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и в пятидневный срок сообщает в ФНС, внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования), а также в орган статистики о начале процесса ликвидации юридического лица.

После получения этих сведений налоговый орган выполняет ряд необходимых мероприятий. Процесс ликвидации проходит под контролем налоговиков с момента начала до внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица. Это характерно для Москвы и других крупных городов РФ.

Читайте также

В обязанности ФНС входит:

  • сбор данных по обособленным подразделениям, филиалам и представительствам компании о наличии имущества, подлежащего постановке на учет в налоговых органах: недвижимости, транспортных средств и др.;
  • проведение сверки расчетов и взыскание с компании задолженности перед бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, если таковая задолженность имеется. Данный порядок регламентирован ст. 4 Налогового кодекса РФ;
  • при отсутствии необходимой суммы на расчетных счетах организации обеспечить покрытие задолженности перед бюджетом за счет средств или личного имущества учредителей организации (в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающими субсидиарную ответственность).

Помимо этого, начальник налоговой службы издает распорядительный документ о проведении налоговой ревизии организации, находящейся в процессе ликвидации. Проверка может быть как камеральной, так и выездной. Ревизионные мероприятия проводятся с целью контроля полноты и своевременности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей.

В свою очередь, орган государственной регистрации обязан во время процесса ликвидации внести в ЕГРЮЛ следующие записи:

  • о составлении промежуточной (ликвидационной) бухгалтерской отчетности;
  • о государственной регистрации ликвидации юридического лица.


Основаниями для первого пункта являются:

  • промежуточная (ликвидационная) бухгалтерская отчетность – оригинал и копия, заверенная у нотариуса;
  • документальное подтверждение того, что сообщение о ликвидации опубликовано в СМИ (с указанием даты и текста публикации, а также наименования печатного издания);
  • протокол или решение учредителя об утверждении промежуточной бухгалтерской отчетности;
  • перечень кредиторов с указанием суммы и даты возникновения задолженности, а также порядок ее погашения.

После согласования отчетности на титульном листе ставится соответствующая отметка с подписью должностного лица и печать органа государственной регистрации. Оригинал отдается одному из членов ликвидационной комиссии, оформляется расписка о передаче документа. Второй экземпляр остается в архиве государственного органа.

После погашения задолженности перед кредиторами и перед бюджетом составляется итоговая ликвидационная отчетность. Этот документ должен пройти такую же процедуру согласования, как и промежуточная отчетность.

Последним этапом является представление в налоговый орган документов на ликвидацию компании. По результатам проверки документов выдается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Снятие с учета в налоговом органе обособленного подразделения

В условиях экономического кризиса многие фирмы вынуждены снижать расходы, в том числе на содержание обособленных подразделений и филиалов.

В соответствии с определениями Гражданского кодекса РФ, обособленные подразделения организации – это филиалы и представительства, расположенные отдельно от местонахождения головной организации. Такие подразделения не являются юридическими лицами. Руководят обособленными подразделениями должностные лица, назначенные администрацией головной организации. Документом, подтверждающим полномочия этих лиц, является доверенность.

Каждому обособленному подразделению присваивается КПП в соответствии с адресом.

Порядок снятия с учета обособленного подразделения следующий:

  1. Снятие подразделения с налогового учета.
  2. Расторжение трудовых договоров с сотрудниками.

Если обособленное подразделение имеет статус филиала или представительства, снятие с учета осуществляется по местонахождению подразделения. Если же ОП не имеет такого статуса, процедура проводится по местонахождению головной организации.

Информация о филиале или представительстве содержится в учредительных документах юридического лица, а также в ЕГРЮЛ.

Соответственно, для ликвидации ОП необходимы следующие действия:

  • заполняется документ по форме С-09-3-2 и представляется в ФНС;
  • в учредительные документы головной организации вносятся соответствующие изменения.

Сообщение в налоговый орган должно быть подано в трехдневный срок с момента принятия решения о прекращении деятельности ОП любым удобным способом: лично, по доверенности, по электронным каналам связи, почтой России.

Читайте также

Для внесения изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ следует представить в регистрирующий орган пакет документов: заявление по форме Р13002, решение о прекращении деятельности ОП и само содержание изменений.

На основании этого пакета документов в ЕГРЮЛ заносится запись о ликвидации, после чего в налоговый орган по местонахождению юридического лица направляется соответствующая информация. Оттуда данные передаются в ФНС по местонахождению филиалов и представительств.

После этого необходимо расторгнуть трудовые договоры с сотрудниками обособленного подразделения.

Основаниями для прекращения действия соглашения могут быть:

  • сокращение штата – если головная организация находится в том же регионе, что и ликвидируемое подразделение;
  • ликвидация работодателя – если основная организация зарегистрирована в другом регионе.

Данные о доходах уволенных сотрудников по форме 2-НДФЛ необходимо представить в ФНС по месту регистрации ОП. Отчет формируется с начала текущего года додаты закрытия подразделения.

В завершение обращаем внимание, что порядок снятия с учета является единым для налогоплательщиков всех субъектов федерации. Нормативные акты региональных и местных органов власти, регламентирующие данную процедуру, отсутствуют.

UrDela.ru

Статья 84 (НК РФ). Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

ч. 1. Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Постановка на учет, снятие с учета организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

данные о гражданстве.

Особенности порядка постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Форма заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ч. 2. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также постановку на учет в налоговом органе. Формы таких уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

ч. 3. Изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

ч. 4. Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете:

организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации;

Читайте также:  Налоговый вычет за дорогостоящее лечение зубов

физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

Снятие с учета физического лица может также осуществляться налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

ч. 5. В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В случае прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

ч. 6. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

О применении абзаца первого пункта 7 статьи 84 см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 287-О.

ч. 7. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 настоящего Кодекса.

ч. 8. На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

ч. 9. Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 настоящего Кодекса.

ч. 10. Организации – налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном настоящей главой для организаций-налогоплательщиков.

ч. 11. Утратил силу. – Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ.

Учет организаций и физических лиц. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

Учет организаций и физических лиц в налоговых органах

Ст. 83 НК РФ регламентирует учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля.

Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно

    • по месту нахождения организации;
    • месту нахождения ее обособленных подразделений;
    • месту жительства физического лица;
    • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
    • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов РФ.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора, и производится на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

    1. для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;
    2. для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, – место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника имущества;
    3. для иного недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.

Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.

Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основании заявления физического лица, либо на основе информации, предоставляемой :

    • органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности;
    • адвокатскими палатами субъектов РФ;
    • органами, осуществляющими регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
    • органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств;
    • органами опеки и попечительства;
    • органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой;
    • органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.

Порядок постановки на учет и снятия с учета

Статья 84 НК РФ регламентирует порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

    1. фамилия, имя, отчество;
    2. дата и место рождения;
    3. пол;
    4. место жительства;
    5. данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
    6. данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение 5 дне й со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет

  • российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение 5 дней со дня получения сообщения от этой организации (в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ);
  • российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через иное обособленное подразделение – в течение 5 дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать

    • российской организации – свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,
    • индивидуальному предпринимателю – свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет, снятие с учета организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение 5 дней со дня получения сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом указанным лицам свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.

Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

В случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета:

    • российской организации по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства – на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
    • российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения – в течение 5 дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ;
    • иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение – в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
    • нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Постановка на учет организации, физического лица в налоговом органе по новому месту своего нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации (месту жительства физического лица).

Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В случаях прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, заявление иностранной организации, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронной форме, оно должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.

По запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, налоговый орган может направить заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (уведомление о снятии с учета в налоговом органе) в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 НК РФ.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, определяется Министерством финансов РФ.

Порядок представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 НК РФ.

Причины и основания для ликвидации ООО налоговой инспекцией в одностороннем порядке. Как происходит процедура закрытия?

Налоговая инстанция имеет право на закрытие ООО. В ряде случаев она может выступать в качестве истца по делу о принудительном закрытии ООО в судебном порядке. Но также налоговая может закрыть юрлицо в рамках одностороннего решения.

  • Правовое регулирование
  • Причины и основания для ликвидации
  • Когда ФНС не вправе исключать компанию из реестра в одностороннем порядке
  • Порядок закрытия ООО
    • На основании отсутствия деятельности
    • При обнаружении некорректных сведений в реестре
  • Почему одностороннее исключение из реестра невыгодно

Правовое регулирование

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.

С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.

Читайте также:  Налоговый вычет за покупку квартиры

Причины и основания для ликвидации

Процедура ликвидации подчиняется определенным правилам и является достаточно длительной. Закрыть компанию менее, чем за три месяца, не получится независимо от основания. Данная мера направлена на максимальный учет интересов контрагентов предприятия, перед которыми у юрлица могла быть сформирована задолженность.

На основании п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса ликвидация юрлица считается завершенной после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Добровольная ликвидация ООО осуществляется по решению руководства компании, тогда как принудительная ликвидация происходит по инициативе уполномоченного органа. Закрытие компании может быть инициировано:

  1. Налоговой инспекцией (наиболее распространено).
  2. Прокуратурой (если компанией нарушаются нормативы законодательства или интересы отдельных физлиц).
  3. Антимонопольными органами.
  4. Центробанком РФ.
  5. Пенсионным фондом.
  6. Кредиторами компании.
  7. Одним из учредителей при наличии конфликта интересов.

В нынешней практике принудительная ликвидация по инициативе сторонней контролирующей инстанции является более распространенным явлением.

Основанием для добровольной ликвидации становится официальное решение ее собственников или приказ единственного учредителя, тогда как принудительная ликвидация может происходить на основании:

  1. Судебного решения.
  2. Одностороннего решения налоговой службы об исключении сведений из ЕГРЮЛ (без решения суда).

Перечень условий и причин для принудительной ликвидации в судебном и несудебном порядке различается. В судебном порядке осуществляется ликвидация компании, которая ведет деятельность:

  • с грубыми нарушениями законодательства;
  • при ведении лицензируемой деятельности без получения необходимой лицензии;
  • при ведении деятельности, противоречащей уставу;
  • при неуплате налогов и пр.

Причины для добровольной ликвидации могут быть самыми разнообразными, тогда как закрыть компанию по одностороннему решению налоговой инспекции можно по ограниченному перечню оснований. В их числе такие:

  1. Отсутствие активности компании в течение года и более. Под отсутствием хозяйственной деятельности законодатель понимает непредоставление отчетности, положенной по закону, в указанный период и непроведение операций по счетам. Компания в данном случае считается прекратившей деятельность. Но два указанных условия должны соблюдаться одновременно: например, если юрлицо не сдает отчетность, но имеет поступления по счетам, то ликвидировать его по решению ФНС не допускается. Указанные два формальных признака того, что деятельность не ведется, приведены в ст. 21.1 129-ФЗ. Статья 21.2 этого закона предписывает ФНС принимать решение об исключении компании из ЕГРЮЛ при обнаружении указанных признаков.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на проведение закрытия в добровольном порядке, а взыскать их с учредителей по различным причинам невозможно.
  3. Налоговая инспекция в результате проверки обнаружила недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, а юрлицо в течение 6 месяцев не предприняло шаги для исправления некорректных данных.

Последние два основания для ликвидации компании по инициативе налоговой стали одними из последних законодательных нововведений и были приняты в сентябре 2017 года.

Не все некорректные данные могут стать основанием для исключения сведений о компании из реестра. Речь идет, в первую очередь, о такой информации, как неправильный юридический адрес или некорректная информация о руководстве юрлица (директоре компании).

Нередки случаи, когда компания регистрируется по одному адресу, а фактически ведет бизнес по другому. Вполне может быть, что у учредителей нет никаких противоправных намерений, но некорректный юрадрес в официальном реестре противоречит закону. Злоумышленники используют подобную схему с недостоверным адресом для того, чтобы избежать предъявления им законных требований или внеплановых проверок.

Факты некорректности сведений о юридическом адресе обычно выявляются налоговиками двумя способами:

  1. По результатам выездной проверки. В частности, в ходе проверки налоговики могут выявить, что по адресу расположен недострой.
  2. Если все отправленные требования и уведомления по указанному адресу возвращаются в ФНС невостребованными или с отметкой о некорректно указанном адресе, отметкой «адресат отсутствует».

Также к недостоверным сведениям относят неполный адрес: например, отсутствие квартиры, офиса и прочих важных данных.

Указывают на недостоверный адрес регистрации компании и такие обстоятельства:

  1. Данное помещение не предназначено для занятия подобной деятельностью (например, это гараж или недострой).
  2. Жилое помещение, в котором была зарегистрирована компания, не является собственностью директора юрлица или его участников.
  3. Договор аренды с собственниками жилых помещений не был подписан.

Выявление номинальных директоров происходит по инструкции №ЕД-4-15/13247 от 2018 года.

При добровольной и принудительной ликвидации компания ликвидируется ликвидационной комиссией. Именно она ответственна за соблюдение порядка ликвидации общества. Но при добровольной ликвидации состав комиссии определяют участники общества, а при принудительной – налоговая инспекция.

Когда ФНС не вправе исключать компанию из реестра в одностороннем порядке

Законодательно права налоговиков в части ликвидации компании по одностороннему решению ограничены. Исключение юрлица из реестра не будет запущено, если судом было вынесено постановление о начале процедуры банкротства в отношении него. С конца июня 2017 года информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит внесению в ЕГРЮЛ, как и другие сообщения о том или ином этапе признания финансовой несостоятельности.

Также исключение из реестра недопустимо при наличии долгов в бюджет, если сроки исковой давности не прошли. С учетом того, что налоговикам передали полномочия по администрированию взносов во внебюджетные фонды, то компания для упрощенной ликвидации не должна иметь долгов по пенсионным и страховым взносам.

Хотя в судебной практике имеются решения, по которым наличие долгов перед бюджетом не является основанием для отказа в исключении компании из реестра, сами налоговики подчеркивают, что это нарушит действующий порядок ликвидации юрлица. В таком случае ФНС должна стать кредитором юрлица и инициировать процедуру банкротства.

Порядок закрытия ООО

На предварительном этапе налоговая инспекция формирует специальный перечень компаний-«молчунов», которые в течение года и более не сдавали положенную законом отчетность.

На основании отсутствия деятельности

Если у контролеров есть причины для исключения компании из реестра, то они должны придерживаться определенного порядка действий. Он включает в себя следующие этапы:

  1. ФНС запрашивает в банке информацию о движениях по счету юрлица, которое в течение года и более не сдавало обязательную отчетность.
  2. Если из банка, в котором у компании есть счет, поступает информация об отсутствии движения средств по счету, ФНС оформляет официальное решение о закрытии юрлица. Наличие хотя бы одной операции по счету исключает возможность для ликвидации компании по инициативе ФНС.
  3. Сообщение о предполагаемом исключении компании из реестра юрлиц публикуется в «Вестнике госрегистрации». На публикацию сведений у налоговиков будет три дня с даты принятия решения об исключении компании из реестра. В сообщении публикуются инструкции для предъявления требований кредиторами: в какие сроки они принимаются и куда их следует направить.
  4. Кредиторы вправе заявить о своих финансовых претензиях к должнику в течение 3 месяцев после публикации сообщения. Если в указанные сроки к должнику поступили претензии от кредиторов, то процесс односторонней ликвидации останавливается. В данном случае закрытие компании может происходить только в рамках процедуры банкротства или добровольной ликвидации.
  5. Если же кредиторы не предъявили требования к компании, то ФНС выносит решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

После того как компания исключена из реестра, то она фактически прекращает свою деятельность.

При обнаружении некорректных сведений в реестре

Выше приведен алгоритм исключения сведений о юрлице из реестра на основании отсутствия деятельности. Если же речь идет об исключении компании на основе обнаружения некорректных сведений в реестре, то порядок действий будет таким:

  1. ФНС обнаруживает недостоверные сведения о юрлице, которые содержатся в реестре. Для проверки информации она вправе организовать выездную налоговую проверку.
  2. Нарушителям передаются уведомления с предупреждениями об ответственности за выявленные нарушения в виде исключения из реестра юрлиц. В них содержатся требования о незамедлительном внесении правок.
  3. На исправление сведений в ЕГРЮЛ у юрлица будет 1 месяц.
  4. При непоступлении в указанные сроки корректирующих отметок ФНС вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверной информации в реестре.
  5. В случае отсутствия реакции со стороны компании в течение полугода и непредоставления корректных сведений ФНС принимает решение об исключении компании из реестра.
  6. Решение в обязательном порядке публикуется в «Вестнике госрегистрации» в течение 3 дней после принятия.
  7. У кредиторов компании также будет три месяца для предъявления своих требований должнику. Стоит отметить, что в указанном случае также используются пролонгированные рамки для предъявления требований кредиторов: вместо 2 месяцев при добровольной ликвидации компании им дается 3 месяца.
  8. Сведения об указанном юрлице удаляются из ЕГРЮЛ.

По результатам ликвидации компания больше не имеет права на ведение деятельности. Если ее собственники захотят продолжить бизнес, то им предстоит открыть новое юридическое лицо.

Также компания может восстановить запись о юрлице в ЕГРЮЛ в судебном порядке, но для этого она должна обладать доказательствами проведения процедуры исключения из реестра с нарушениями законодательства, в частности если у учредителей есть доказательства ведения деятельности, наличия поступлений на счет или сдачи отчетности. Если суд встанет на сторону юридического лица, то он обяжет налоговиков в принудительном порядке восстановить компанию в реестре.

Почему одностороннее исключение из реестра невыгодно

Нередко учредители думают, что оптимальным вариантом для ликвидации юрлица является дождаться, пока налоговики не исключат ее сами. Хотя исключение компании из ЕГРЮЛ осуществляется бесплатно, это не означает для нее освобождение от долгов.

В июне 2017 году была принята законодательная норма, по которой исключение компании из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке имеет для ее собственников те же гражданско-правовые последствия, что и при стандартной ликвидации.

Субсидиарная ответственность не привязана к величине доли в уставном капитале руководителя и приравнена к реальному размеру долговых обязательств. Привлеченное к ответственности руководство должно отвечать своим имуществом по долгам компании. Но вина руководителя в причинении ущерба кредиторам должна быть доказана в судебном порядке.

Исключение сведений о компании из реестра выступает крайней мерой воздействия ФНС на недобросовестных участников экономических отношений. Поэтому учредителям «брошенной» компании грозит ряд неблагоприятных последствий:

  • учредитель исключенной из реестра компании, который владел более 50% голосов в ней, при наличии задолженности по налогам и сборам на момент закрытия юрлица в течение 3 лет не вправе зарегистрировать новую компанию, стать участником действующего предприятия (купить долю в нем) и не может быть назначен директором (указанное правило действует с января 2016 года);
  • запрет на открытие нового юрлица, выполнение руководящих функций, покупку долей в другой компании прописан и для директора закрытого ранее ООО по инициативе инспекции;
  • заинтересованные кредиторы, которые не были осведомлены о закрытии компании, могут опротестовать в судебном порядке исключение компании из реестра и привлечь учредителей к субсидиарной ответственности.

Последние нововведения расширили сроки для привлечения к субсидиарной ответственности до 3 лет.

Таким образом, ФНС наделено полномочиями по ликвидации юрлица в одностороннем порядке на основании вынесенного решения. Несмотря на административный характер процедуры, инспекторам требуется соблюдение ряда условий. В частности, компанию можно закрыть при отсутствии движения средств в течение года и более, при непредоставлении положенной налоговой отчетности в те же сроки, при отсутствии средств на ликвидацию компании и при невозможности их взыскать, при обнаружении недостоверных сведений в течение полугода и более.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Порядок снятия с учета налогоплательщиков

Органы ГНС получают от государственного регистратора сведений о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица, о принятии решения о прекращении предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, о закрытии обособленных подразделений, относительно принятия судом решений о возбуждении производства по делу о банкротстве или признании банкротом налогоплательщика, возбуждении дела или принятии решения судом о прекращении юридического лица или прекращении предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя. В случае получения указанных сведений из ЕГР налоговые органы начинают и проводят процедуры в связи с прекращением налогоплательщика.

Юридические лица, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и сведения о которых не содержатся в Едином государственном реестре, обязаны в 3-дневный срок после принятия решения о прекращении подать в налоговый орган, в котором они состоят на учете, такие документы:

– заявление о прекращении плательщика налогов по ф. N 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по ф. N 6-ОПП;

– оригинал справки по ф. N 4-ОПП;

– копию решения собственника или уполномоченного органа (согласно учредительным документам) о прекращении деятельности;

– копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.

Юридические лица, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре, после внесения в ЕГР записи о принятии решения о прекращении могут подать указанные документы (кроме справки по ф. N 4-ОПП) в налоговый орган по желанию.

В таком же порядке подаются документы и в случае принятия решения о закрытии обособленных подразделений юридического лица.

В случае, когда в результате прекращения налогоплательщика – юридического лица путем реорганизации часть его налоговых обязательств или налогового долга остается непогашенной, такие налоговые обязательства или долг переходят (распределяются) к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В случае, когда в результате прекращения налогоплательщика – юридического лица путем ликвидации часть его налоговых обязательств или налогового долга остается непогашенной, такие налоговые обязательства или долг погашаются за счет активов учредителей или участников такого предприятия, а в случае ликвидации филиала, отделения или другого обособленного подразделения юридического лица – за счет юридического лица, независимо от того, является ли оно плательщиком налога и сбора, относительно которого возникло такое налоговое обязательство или налоговый долг.

Основанием для снятия с учета в органах ГНС юридического лица является поступление от государственного регистратора уведомления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица с указанием номера и даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Дата снятия с учета соответствует дате закрытия последней карточки лицевых счетов налогоплательщика или дата получения уведомления государственного регистратора о проведении государственной регистрации прекращения налогоплательщика в случае, если на момент получения такого сообщения были закрыты все карточки лицевых счетов плательщика.

Учетное дело закрытого обособленного подразделения юридического лица приобщается к учетному делу такого юридического лица. В случае реорганизации налогоплательщика путем слияния, присоединения, преобразования в учетных дел правопреемников приобщаются учетные дела реорганизованных налогоплательщиков. Если правопреемник находится на учете в другом налоговом органе, чем реорганизованный налогоплательщик, после завершения реорганизации и снятия его с учета учетное дело плательщика реорганизованного передается в орган ГНС по основному месту учета правопреемника.

Если после прекращения налогоплательщика остались незакрытыми его счета в финансовых учреждениях, налоговый орган доводит до сведения этих учреждений информацию о снятии с учета налогоплательщика в органе ГНС.

Сведения относительно основания и даты снятия с учета налогоплательщика фиксируются в журнале по ф. N 6-ОПП, вводятся в районный уровень Единого банка данных юридических лиц или Реестр самозанятых лиц. Учетные дела (регистрационная и отчетная части) таких плательщиков сдаются в архив органа государственной налоговой службы после окончания отчетного года.

Договоры о совместной деятельности и соглашения о разделе продукции снимаются с учета в налоговых органах после их прекращения, расторжения, окончания срока действия или после достижения цели, для которой они были заключены, признания их недействительными в судебном порядке.

Основания для снятия с учета самозанятых лиц приведены на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Основания для снятия с учета самозанятых лиц

После принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности и внесения в ЕГР записи, физическое лицо – предприниматель подает в налоговый орган по основному месту учета:

– заявление по ф. N 8-ОПП (по желанию), дата которого фиксируется в журнале по ф. N 6-ОПП;

– оригиналы документов, выдаваемых налоговыми органами плательщику налогов (свидетельства, патенты, справки по ф. N 4-ОПП, другие документы и т.п.) и подлежат возврату в орган ГНС, а также заверенные налоговым органом копии этих документов.

Физические лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, снимаются с налогового учета в порядке, установленном для физических лиц – предпринимателей, при наличии документально подтвержденной информации соответствующего государственного органа, регистрирующего такую деятельность или выдает документы о праве на занятие такой деятельностью (свидетельства, разрешения, лицензии, сертификаты и т.п.).

Государственная регистрация прекращения предпринимательской или независимой профессиональной деятельности физического лица не прекращает его обязательств, возникших во время осуществления такой деятельности, и не изменяет сроков, порядков выполнения обязательств перед бюджетом и государственными целевыми фондами и применения санкций за их невыполнение.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке земли под строительство

В случае если после снятия с налогового учета, физическое лицо продолжает осуществлять предпринимательскую или независимую профессиональную деятельность, считается, что она начала такую деятельность без постановки ее на учет как самозанятого лица.

В случае поступления в налоговый орган уведомления от государственного регистратора о том, что им с соответствующей даты начат процесс проведения упрощенной процедуры прекращения налогоплательщика орган ГНС осуществляет следующие меры.

Сведения о начале упрощенной процедуры прекращения налогоплательщика вносятся в районный уровень Единого банка данных юридических лиц или Реестр самозанятых лиц, фиксируются в журнале по ф. №6-ОПП, а также предоставляются до соответствующих структурных подразделений органов ГНС по основному и неосновному местам учета такого налогоплательщика и по местам учета обособленных подразделений налогоплательщика – юридического лица.

В 5-дневный срок со дня получения сведений о начале упрощенной процедуры прекращения налогоплательщика, налоговым органом принимается решение или о непроведении документальной внеплановой проверки плательщика, или проведения такой проверки, и соответствующие подразделения начинают такую проверку.

С целью закрытия счетов в финансовых учреждениях при наличии в органе ГНС достаточных для почтового отправления данных о председателе ликвидационной комиссии (ликвидатора) плательщика налогов – юридического лица или о налогоплательщике – физическом лице – предпринимателе, в отношении которого начата упрощенная процедура прекращения, информация о счетах такого плательщика направляется указанным лицам для их закрытия без обращения этих лиц в 10-дневный срок со дня получения сведений или документов о начале упрощенной процедуры прекращения налогоплательщика.

В месячный срок с даты поступления уведомления от государственного регистратора о начале упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения налогоплательщика, налоговый орган по основному месту учета плательщика должен направить государственному регистратору справку об отсутствии задолженности по налогам, сборам по ф. №22-ОПП или уведомление о наличии налогового долга и невозможности проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя по ф. №23-ОПП.

Такая справка или уведомление формируется по результатам документальной внеплановой проверки (если она проводилась), а также проведение других мероприятий и заключений по результатам анализа данных о налогоплательщике соответствующих подразделений налогового органа по основному месту учета и налоговыми органами по неосновному месту учета плательщика и по местам учета обособленных подразделений налогоплательщика – юридического лица.

Органы ГНС могут возразить осуществления государственной регистрации прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя. Причины такого возражения приведены на рис. 4.6.

Для обеспечения возможности налоговых органов взимать налоги в установленном порядке им предоставляется право на обращение в суд по вопросам, которые касаются учета плательщиков налогов, в частности:

– прекращение юридических лиц или физических лиц – предпринимателей;

– отмена государственной регистрации прекращения плательщика;

– признание полностью или частично недействительными изменений в учредительных документов.

Рис. 4.6. Причины отказа органов ГНС относительно снятия с учета налогоплательщиков

В этот перечень не включены другие случаи, например, обращение в суд в отношении решений учредителей, поскольку возможность злоупотребления со стороны налоговых органов таким правом может нанести значительный ущерб предпринимательству.

Как возместить НДС из бюджета

Если сумма вычетов по НДС за квартал превысила сумму начислений, то вы можете вернуть налог из бюджета. Это длительная и сложная процедура: налоговики стараются всячески затруднить возврат.

Расскажу, как вернуть деньги и на что обратить внимание при взаимодействии с инспекторами.

Право на возврат НДС из бюджета возникает, если сумма вычетов превышает сумму начислений за налоговый период — квартал. В основном так происходит в двух ситуациях.

Налоговые льготы. Нулевую ставку НДС используют экспортеры и международные перевозчики. Пониженную, 10%, применяют для некоторых товаров и услуг. Например, продовольствия, лекарств, детских товаров, внутренних авиаперевозок.

Если при продаже вы используете льготные ставки, а закупаете товары и услуги с учетом стандартного НДС в 20%, то по итогам квартала у вас может получиться «отрицательный» налог.

Крупная покупка, в стоимость которой входит НДС. Чаще всего так происходит, когда покупают недвижимость, оборудование или автомобиль. Но возможны и другие ситуации.

Например, вы приобрели крупную партию сырья. Вычет по НДС вы можете получить сразу, а начислить налог только после того, как произведете и продадите продукцию. То есть уже в следующих налоговых периодах.

Налоговая декларация — основной документ, который дает право возместить НДС. Но просто сдать отчет с отрицательным НДС недостаточно. Налоговики стараются затруднить возврат НДС из бюджета, и закон дает им для этого возможности.

Камеральная проверка. Любая декларация проходит камеральную налоговую проверку. Термин «камеральная» означает, что налоговики анализируют вашу отчетность на своем рабочем месте.

Помимо декларации инспекторы обязательно запросят у вас пояснения и подтверждающие документы, в первую очередь — счета-фактуры от поставщиков. Важно, чтобы все включенные в декларацию поставщики реально существовали и рассчитывались с бюджетом по НДС. Благонадежность каждого контрагента налоговики легко проверят с помощью системы АСК НДС-2.

Обычная камеральная проверка длится два месяца. Но если инспектор выявит признаки нарушений, то по решению руководителя ИФНС срок могут продлить еще на месяц.

Если во время проверки вы сдадите уточненную декларацию, то срок начнет идти заново. Поэтому если нарушения незначительные и не влияют на сумму налога, например, опечатка в номере счета-фактуры, то новую декларацию подавать не нужно. Достаточно направить в налоговую пояснение.

Дополнительные вопросы. Все пояснения, связанные с декларацией по НДС, необходимо давать в течение пяти дней после запроса и в электронном виде.

Если направить ответ налоговикам на бумаге, то пояснение не считается представленным, даже если инспектор получил его в установленный срок. Тогда вас оштрафуют на 200 ₽ за каждый непредставленный документ. А если при этом в налоговой спрашивали об ошибках или противоречиях в декларации, то штраф составит 5000 ₽.

Но нарушения могут повлечь и более серьезные последствия. Если вы не дали пояснения, то инспекторы могут посчитать свои подозрения обоснованными и не признать налоговые вычеты по сомнительным, с их точки зрения, контрагентам. В итоге сумма НДС к возмещению уменьшится. А если спорных вычетов будет много, возможно, вам придется еще и доплачивать налог, штрафы и пени.

Так что давайте пояснения в течение пяти дней и обязательно в электронном виде. Еще в течение шести дней после получения запроса вам нужно направить в налоговую квитанцию о приеме запроса, тоже в электронном виде. Иначе спустя десять дней ИФНС получит право заблокировать ваши банковские счета.

Также налоговики во время проверки имеют право осмотреть ваши помещения. Если, например, вы купили дорогостоящее оборудование, то инспекторы проверят, действительно ли вы его установили и используете в работе.

Вызов на комиссию. Еще вас могут пригласить на так называемую «комиссию по легализации налоговой базы». Помимо налоговиков там часто присутствуют сотрудники правоохранительных органов. Цель комиссии — убедить вас отказаться от возврата налога.

Вам потребуется психологическая устойчивость, чтобы противостоять давлению. Помните: если декларация заполнена без ошибок, и все подтверждающие документы в порядке, то законных оснований для отказа нет.

Как законно вернуть НДС из бюджета

Иногда плательщики НДС получают право на его возврат. Это бывает, когда вычеты по НДС оказываются больше начисленного налога. Расскажем, как вернуть НДС из бюджета, и с какими подводными камнями при этом может столкнуться бизнесмен.

В каких случаях можно вернуть НДС из бюджета

НДС к уплате — это разница между входящим и исходящим налогом. То есть между НДС, который вы начислили на свои товары и услуги, и НДС, который сами заплатили своим поставщикам. Более подробно почитать о механизме работы НДС можно здесь.

В большинстве случаев начисленный налог будет больше, чем входящий. Но в некоторых случаях может быть и наоборот.

  1. Вы купили дорогое основное средство или большую партию товаров. При этом вы можете сразу взять к вычету НДС со всей суммы покупки. А если в этом квартале продаж было мало, то начисленный НДС окажется меньше, чем вычеты.
  2. Вы работаете по льготным ставкам 0% или 10%. При этом если поставщики предъявляют вам входной НДС по обычной ставке 20%, вычеты могут оказаться больше.

В таких ситуациях вы заплатите поставщикам больше НДС, чем получите от покупателей. Это значит, что вы можете вернуть из бюджета разницу между входящим и начисленным НДС.

Что сделать, чтобы вернуть НДС

В первую очередь заполните декларацию и сдайте ее в ИФНС.

Если вычеты получились больше, чем начисления, то направьте вместе с декларацией заявление на возврат НДС. Заявление можно отправить и позже, но тогда и деньги вы получите позже. Бланк заявления на возврат можно скачать на портале ФНС.

Прежде чем налоговики примут решение о возврате, они проведут камеральную проверку декларации. И будьте готовы к тому, что декларацию с налогом к возмещению будут проверять особенно тщательно.

Камеральная проверка декларации по НДС в общем случае длится до 2 месяцев, но инспекторы имеют право продлить срок до 3 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если в это время вы сдадите уточнённую декларацию, срок начнёт идти заново. Уточнёнку обязательно сдавать только если в ней нет необходимых сведений, или ошибки привели к занижению суммы налога. Поэтому при незначительных нарушениях, например, опечатке в номере счёта-фактуры, лучше просто предоставьте пояснения.

Обычно камеральные проверки проводят в помещении инспекции, но если в отчёте заявлена сумма к возмещению, или в ходе проверки выявлены несоответствия, проверяющие имеют право провести осмотр ваших помещений (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Скорее всего, во время проверки у инспекторов возникнут вопросы и они запросят у вас пояснения и дополнительные документы. Весь обмен информацией при проверке декларации по НДС нужно вести в электронном виде. Если вы направите ответ налоговикам на бумаге, он будет считаться непредставленным.

При получении запроса от ИФНС в течение 6 дней направьте квитанцию о приеме документов, и в течение 5 дней ответьте на сам запрос.

Если нарушите сроки, будут штрафы:

  • при нарушении срока отправки квитанции более, чем на 10 дней, налоговики могут заблокировать ваши счета (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • если нарушите срок ответа на запрос, то вас оштрафуют на 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

И самое главное: если налоговики не получат пояснения, которые их устроят, они откажут в возмещении НДС.

Во время камеральной проверки вас могут вызвать на так называемую «комиссию по легализации налоговой базы». Общая цель таких мероприятий — убедить налогоплательщика увеличить выплаты в бюджет, а применительно к нашему случаю — отказаться от возмещения НДС.

Помните, что если декларация заполнена без ошибок и все подтверждающие документы в порядке, у налоговиков нет законных оснований для отказа в возмещении НДС. Но руководитель или сотрудник компании, который пойдет на комиссию, должен обладать психологической устойчивостью, чтобы противостоять давлению.

Если вы не хотите излишнего внимания налоговиков, можете изменить декларацию так, чтобы суммы к возмещению в ней не было. Для этого перенесите крупный вычет на следующие периоды или разбейте его на части. У вас есть право использовать вычет в течение трёх лет после принятия на учёт материальных ценностей или услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Но переносить или дробить вычеты можно не всегда. Если вы купили основное средство или нематериальный актив, то вычет нужно в полном объеме заявить в том периоде, когда вы поставили объект на учёт. Также нельзя переносить вычеты по выданным авансам или по суммам, уплаченным в качестве налогового агента. На это указывает Минфин РФ в своих письмах от 09.04.2015 № 03-07-11/20290 и 03-07-11/20293.

В какие сроки вернут НДС

Если налоговики не найдут нарушений, камеральная проверка будет длиться не более 2 месяцев. Затем в течение 7 дней руководитель ИФНС должен принять решение о возмещении налога. Еще 5 дней закон даёт казначейству на перечисление средств.

Чтобы получить деньги в эти сроки, вы должны заранее, лучше всего вместе с декларацией, сдать заявление на возврат НДС. Если в день принятия решения о возмещении такого заявления у налоговиков не будет, то вы получите деньги через месяц после того, как сдадите заявление (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

Если у вас есть недоимка по НДС или другим федеральным налогам, то инспекторы сначала погасят этот долг. На расчётный счет вы получите сумму, оставшуюся после закрытия задолженности (п. 4 ст. 176 НК РФ).

Если проверяющие найдут нарушения при заполнении декларации, срок возврата НДС удлинится более, чем в два раза. В таблице ниже указаны максимальные сроки, предусмотренные НК РФ. Теоретически каждый этап может проходить и быстрее. Но обычно при возврате средств из бюджета налоговики полностью используют все установленные законом лимиты времени.

в какие сроки вернут НДС

Если у вас найдут нарушения и сумма к возмещению изменится, не забудьте написать новое заявление на возврат. Его удобно сдать вместе с возражениями по акту.

Особенности возмещения НДС для экспортёров

Для многих экспортёров процедура возврата НДС будет ещё сложнее. Речь идет о тех, кто продает за границу сырьевые товары, перечень которых утверждён постановлением Правительства от 18.04.2018 № 466. Это нефть и нефтепродукты, металлы, древесина и т.п.

Экспортёры сырьевых товаров не могут включить в декларацию входной налог на основании одних счетов-фактур, как все остальные плательщики НДС. Они должны приложить к декларации по НДС документы, подтверждающие экспорт: контракты, таможенные декларации, накладные и т.п. (ст. 165 НК РФ). Поэтому для них срок возврата НДС увеличится на время, необходимое для сбора всех документов.

Кто и как может вернуть НДС в ускоренном порядке

Некоторые бизнесмены могут вернуть НДС из бюджета намного быстрее, чем описано выше (ст. 176.1 НК РФ). Право на ускоренный возврат имеют следующие налогоплательщики.

  1. Крупные налогоплательщики-организации. Речь идет о юридических лицах, которые за три предыдущих года заплатили налог на прибыль, акцизы, НДС и НДПИ на общую сумму не менее 2 млрд руб.
  2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток. За бизнесмена должна поручиться управляющая компания территории или порта.
  3. Любые налогоплательщики, которые предоставили поручительство или банковскую гарантию, если соблюдены требований закона к поручителю или гаранту. Поручитель, в частности, должен перечислить в бюджет не менее 2 млрд налогов за последние три года, а банк-гарант — иметь уставный капитал в размере не менее 1 млрд руб.

Вернуть НДС из бюджета в ускоренном порядке можно за 15 дней, то есть не нужно ждать результатов камеральной проверки. Процесс выглядит так.

  1. В течение пяти дней после сдачи декларации налогоплательщик направляет заявление об ускоренном возврате.
  2. За пять дней налоговики принимают решение.
  3. В течение пяти дней казначейство перечисляет деньги.

Но декларацию проверять все равно будут. Если выяснят, что налог был возмещён необоснованно, его придется вернуть в бюджет. За время пользования бюджетными средствами нужно будет заплатить пени по двойной ставке рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Что делать, если налоговики нарушают сроки возврата

Если всё сделали как надо, а денег все нет, обратитесь к инспектору, который вёл проверку. Возможно, что была техническая ошибка и деньги поступят в ближайшее время.

Если решить вопрос с инспектором не удалось, направьте письмо руководителю ИФНС. Ну а если и это не помогло, напишите в вышестоящий налоговый орган. Если же не удалось договориться с налоговиками на всех уровнях — остаётся только обратиться в суд.

Если срок возврата НДС был нарушен необоснованно, вы имеете право получить не только основную сумму, но и проценты за время задержки, исходя из ставки рефинансирования ЦБ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Вывод

Если сумма вычетов по НДС за квартал превышает начисленный налог — вы можете вернуть разницу из бюджета. Это непростая процедура, которая в лучшем случае займёт больше двух месяцев, а в худшем — до пяти месяцев.

Чтобы избавить себя от этих хлопот — передайте бухгалтерию на аутсорсинг в сервис «Моё дело Бухобслуживание». Наши специалисты сами подготовят нужные документы и возьмут на себя общение с налоговиками.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию