Финансовое право

Понятие финансового права. Предмет, метод и система финансового права. Основные принципы финансового права. Источники финансового права

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права.

В действующей системе права закреплены два способа:

1) административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — отношения власти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов);

2) гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие.

Общая часть. Нормы этой части имеют значение для всех финансовых отношений и закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть объединяет нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений в рамках соответствующих финансово-правовых институтов. Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующих правоотношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.

Источниками финансового права являются различные нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Какого-либо источника по данной отрасли права в целом не имеется. Однако среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в актах органов исполнительной власти субъектов Федерации и актах местной администрации.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовые правоотношения: понятие и особенности. Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.

Особенности финансовых правоотношений:

– они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

– они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;

– одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

1) действия — юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им;

2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений: бюджетные; налоговые; организация финансов государственного предприятия; организация государственного страхования; иные.

Финансовое право

Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники

Финансовое право — это одна из отраслей права государственно-правового цикла, имеющая функциональный характер и определяющая правовое регулирование финансовых отношений в стране, т.е. финансовое право, являясь самостоятельной отраслью, относится к сфере публичного права, поскольку регулирует отношения, в которые вступают, с одной стороны, юридические и физические лица, с другой стороны — государство и уполномоченные им органы.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности. В предмет финансового права включаются не все отношения, связанные с оборотом денежных средств, имущества, товаров и т.д., а только те, что возникают в процессе финансовой деятельности государства.

Это касается и некоторых видов денежных отношений, регулируемых иными отраслями права. Например, денежные отношения по поводу купли-продажи имущества регулируются нормами гражданского права; взыскание административного штрафа — нормами административного права; оплата труда работников — нормами трудового права.

Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, однородны по своему характеру, что, собственно, и дает основание выделять финансовое право как самостоятельную отрасль права.

Вместе с тем финансовые отношения многообразны и реализуются в рамках таких правоотношений, как бюджетные, налоговые, банковские, кредитные, страховые, валютные и др. Эти отношения могут рассматриваться как предмет самостоятельных отраслей права, однако применительно к финансовому праву они являются подотраслями.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в нашем случае — в сфере финансовой деятельности государства.

Основные способы правового регулирования — обязывание, запрещение и дозволение. Метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования, поскольку в различных отраслях названные способы проявляются по-разному, и это характеризует единый метод правового регулирования применительно к отдельной отрасли права. Так, уголовному праву присущ запретительный способ воздействия, гражданскому — дозволительный, административному — властно-предписывающий.

В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях.

Но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы (например, ст. 57 Конституции РФ), на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль. Например, ст. 22 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений.

Она подразделяется на две составляющие: Общую и Особенную части.

Такая конструкция вообще свойственна самостоятельным отраслям нрава. Общая часть объединяет нормы финансового нрава, которые устанавливают принципы финансовой деятельности государства, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, содержание формы финансового контроля.

Особенная часть объединяет нормы права, регулирующие правоотношения в рамках соответствующих финансово-правовых институтов (бюджеты, налоги, кредиты, страхование, денежное обращение, расчеты, валютное регулирование и др.).

Разделение финансового права на Общую и Особенную части является результатом исключительно доктринального (теоретического) толкования, поскольку законодательством такого разделения не предусмотрено (как, например, в уголовном праве).

Источники финансового права. Особенностью источниковой базы финансового права является то обстоятельство, что оно не имеет, в отличие от большинства других отраслей права, единого базового правового акта (в конституционном праве — Конституция России, в уголовном праве — УК РФ, в гражданском праве — ГК РФ, в муниципальном праве — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и т.д.). Поэтому источниками финансового права является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения.

Конституция России как источник для всех отраслей права, в том числе финансового права, содержит правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. Так, к сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

Федеральные законы составляют каркас источниковой базы финансового права, поскольку определяют финансовую деятельность государства по основным направлениям, непосредственно регулируя соответствующие финансовые отношения.

В числе важнейших федеральных законов, регулирующих финансовые правоотношения, выделяются следующие:

  • БК РФ;
  • НК РФ;
  • ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
  • ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • ГК РФ.

Указы Президента России касаются в основном организационно-управленческих вопросов в финансовой сфере. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» от 04.03.11 говорится следующее.

1. Присоединить Федеральную службу страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

2. Передать Федеральной службе по финансовым рынкам функции присоединяемой Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

3. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.

4. Установить, что Федеральная служба по финансовым рынкам:

а) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности);

б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Постановления Правительства РФ — это наиболее распространенные источники финансового права, применяемые в текущей финансовой деятельности государства, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы (например, Постановление Правительства РФ «Об использовании в 2011-2013 годах бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение создания информационной системы в здравоохранении» от 06.04.2011 г. и др.).

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, агентств и т.д.). В качестве примера можно назвать приказ Минфина России «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 07.02.2003, приказ Минфина РФ «Об утверждении Порядка представления кредитными потребительскими кооперативами финансовой (бухгалтерской) отчетности» от 02.02.11. Специфика таких актов состоит в том, что они имеют целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Читайте также:  Налог на доход от сдачи квартиры

Как будет показано ниже, среди этой группы источников важнейшее место занимают акты Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Законы субъектов РФ как правило регулируют вопросы реализации полномочий субъектов РФ в финансовой сфере, в частности, это касается утверждения бюджета, установления ставок региональных налогов, осуществления бюджетных трансфертов и др.

Равным образом можно говорить о муниципальных правовых актах.

Нормативный финансовый договор — наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета и др.

Международные договоры Российской Федерации с другими странами также служат источником финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения. Например, в 1996 г. Россия ратифицировала «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны», в котором содержится самостоятельный раздел «Финансовое сотрудничество».

Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Помимо того что финансовое право является отраслью российского права, оно может пониматься еще в двух аспектах: — как правовая наука и как учебная дисциплина.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права; реализует мониторинг правоприменения финансово-правовых норм. Наука «финансовое право» — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов вырабатываются предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука «финансовое право» использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • место финансового права в правовой системе РФ, его основные разделы (бюджетная система, налоговая система, государственный, муниципальный и банковский кредит, страхование);
  • • понятия “финансы” и “финансовая деятельность” и ее виды;
  • • предмет и методы правового регулирования финансового права;

уметь

  • • анализировать и решать юридические проблемы в сфере финансовых правоотношений (включая бюджетные, налоговые, банковские);
  • • анализировать роль и функции бюджета, налогов и неналоговых платежей в бюджет, государственного и банковского кредита, обязательного государственного страхования;
  • • анализировать бюджетные расходы государства и муниципальных образований в соответствии с их расходными обязательствами;

владеть

  • • навыками оперирования основными понятиями в области финансовых правоотношений (доходы, расходы, дотации, субсидии, субвенции, участники бюджетного процесса, получатель бюджетных средств, налогоплательщик, кредит, страховщик, страхователь);
  • • навыками применения источников финансового права (включая Конституцию РФ, БК РФ и НК РФ, законы о бюджетах разных уровней);
  • • навыками анализа финансового законодательства.

Финансовое право в правовой системе России (общая характеристика)

Термин “финансовое право” происходит от слова “финансы”, содержанием которого являются те денежные отношения, посредством которых формируются денежные

фонды государства, муниципальных образований и юридических лиц. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права.

Государство не может обеспечить выполнение социальных программ, функций обороны и безопасности страны, содержание государственного аппарата и т.д., не располагая финансовыми ресурсами, не используя возможности финансов.

Сущность финансов проявляется в функциях:

  • – формирования денежных фондов государства и муниципальных образований;
  • – использования или распределения денежных фондов в публичных интересах.

Выполнение функций финансов гарантируется принудительной силой государства. Использование финансов обусловило осуществление государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности.

Финансовой деятельностью называется осуществление государством или муниципальными образованиями функций по формированию, распределению и использованию своих денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Финансовая деятельность имеет специфические признаки, к числу которых относятся:

  • – обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их органов;
  • – направленность на принятие решений посредством принятия нормативных правовых актов, имеющих официальный и общеобязательный характер;
  • – юридическое значение ее результатов не только для государства и муниципальных образований, но и для иных субъектов финансового права;
  • – осуществление ее в строго установленном законом порядке.

Финансовая деятельность осуществляется на основании разнообразных методов: так, для формирования денежных фондов применяются обязательные платежи (налоги, страховые взносы), при распределении – субсидии, субвенции, дотации, кредитования.

Финансы как правовая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями. Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

В состав финансовой системы РФ входят следующие звенья:

  • – государственные и муниципальные финансы (бюджетная система);
  • – внебюджетные целевые государственные денежные фонды;
  • – финансы хозяйствующих субъектов;
  • – кредит государственный, муниципальный и банковский;
  • – фонды страхования.

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение всех функций государства и муниципальных образований связано с использованием финансов.

Использование финансов предполагает проведение контроля.

Финансовый контроль – это контроль над законностью, целесообразностью и эффективностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях обеспечения их социально-экономического развития.

Для осуществления законодательного контроля за формированием и исполнением бюджета Федеральным Собранием РФ создается Сметная палата РФ, а субъекты РФ и муниципальные образования создают свои контрольно- счетные органы. Порядок деятельности Счетной палаты РФ определяется Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ “О Счетной палате РФ”, а контрольно-счетных органов субъектов РФ – Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований”.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, представляющая собой четкое соблюдение установленных законодательством предписаний и порядка формирования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления, организаций. Финансовый контроль обеспечивает интересы государства и муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов граждан и организаций.

Финансовый контроль в зависимости от времени проведения подразделяется на:

  • предварительный контроль, проводимый до совершения операций по формированию и использованию денежных фондов;
  • текущий контроль, проводимый при совершении денежных операций в ходе финансовой деятельности государства и местного самоуправления;
  • последующий контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций.

Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Под методами финансового контроля понимают приемы, способы и средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольных правоотношений.

Основным методом финансового контроля является ревизия, представляющая собой комплекс действий по документальному и фактическому контролю всех финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период времени. По содержанию они бывают документальные и фактические. По времени осуществления они делятся на плановые и внеплановые. Применяются и другие методы финансового контроля: проверки, обследования, наблюдения и др.

Функциями федеральных контролирующих органов обладают: Министр финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ.

Осуществление финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления требует правового регулирования возникающих в процессе этой деятельности отношений, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в финансовой деятельности субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права.

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые возникают

в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового права являются общественные отношения:

  • – имеющие имущественный характер либо связанные или обусловленные имущественным характером в сфере публичной государственной или муниципальной финансовой деятельности;
  • – направленные на формирование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
  • – имеющие в качестве обязательного участника государство или муниципальное образование в лице соответствующих органов.

Своеобразие предмета финансового права обусловливает и особенности методов правового регулирования финансового права. Методы финансово-правового воздействия на других участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом – диспозитивность.

Основным методом правового регулирования финансового права является императивный метод, представляющий собой способ властных предписаний и сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы.

Однако этот метод отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями права. Отношения “власти и подчинения” при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях подчинения “по вертикали”. Властные предписания исходят в большинстве случаев от органов, с которыми участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Государство самостоятельно устанавливает порядок формирования, распределения и использования денежных фондов государства.

Развитие РФ в новых экономических и политических условиях обусловило расширение применения диспозитивного метода правового воздействия на финансовые отношения.

В силу специфики финансового права диспозитивный метод регулирования финансовых отношений не является аналогом этого метода регулирования гражданских правоотношений. Относительно публичной финансовой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках законодательства. Именно так складываются межбюджетные отношения, основанные на равенстве бюджетных прав субъектов РФ. Но метод диспозитивности в финансовом праве носит условный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных интересов.

Таким образом, наличие самостоятельного предмета и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что финансовое право представляет собой самостоятельную публично-правовую отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства или местного самоуправления.

Финансовое право как отрасль права состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Нормы финансового права, в зависимости от особенностей регулируемых общественных отношений, группируются в различные структурные подразделения. В результате бюджетная система, налоговая система, государственный, муниципальный и банковский кредит, страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Основополагающим источником финансового права является Конституция РФ, согласно которой:

  • – в ведении РФ находятся финансовое регулирование в целом, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды (ст. 71 Конституции РФ);
  • – в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов (ст. 72 Конституции РФ);
  • – в остальных бюджетных и налоговых вопросах субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ);
  • – в ведении органов местного самоуправления находятся местный бюджет, местные налоги и сборы (ст. 132 Конституции РФ).

На основе Конституции РФ приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований, которые также относятся к источникам финансового права.

Какого-либо единого источника по финансовому праву в целом не имеется. Однако в качестве составной части источников финансового права действуют БК РФ и ПК РФ, регулирующие основные подотрасли финансового права.

К источникам финансового права относятся федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”), федеральные законы (например, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Φ3 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”), законы субъектов РФ и правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Источниками финансового права следует признать также акты Президента РФ (например, Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ) и Правительства РФ (например, об утверждении методик по распределению субсидий субъектам РФ).

Читайте также:  При продаже квартиры 13 налога платится

Большую группу источников финансового права составляют акты Центрального банка РФ и федеральных органов исполнительной власти – Министерства финансов РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам и др., а также акты исполнительных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовое право
В. П. Щеглов

Опорный конспект лекций по финансовому праву.Пособие по дисциплине «Финансовое право» специальности «Право и организация социального обеспечения» Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Петровский колледж».

Оглавление

  • Тема 1. Предмет метод и система финансового права
  • Тема 2. Финансовая система и источники финансового права России

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Корректор А. А. Чистова

Редактор С. П. Ярошенко

© В. П. Щеглов, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тема 1. Предмет метод и система финансового права

I. Понятие государственных финансов

Государственные финансы — экономическая категория, которая выражает определенную группу экономических отношений, появление которых связано с двумя условиями:

1. Развитие товарно-денежных отношений;

2. Возникновение государства.

Термин «государственные финансы» — стоимостная категория, которая связана с количеством общественно необходимого труда для производства товара, работы или услуги.

Основными институтами государственных финансов являются:

Первыми из этих институтов появились институты налога займа.

Государственные финансы в обществе и государстве выполняют две важные функции:

1. Они являются инструментом распределения совокупного общественного продукта, в том числе той его части, которая называется национальный доход.

2. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ в обществе.

II. Понятие финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства — деятельность его органов и учреждений и по решению двух задач:

1. Распределение и перераспределение национального дохода как части совокупного общественного продукта;

2. Осуществление финансового контроля.

Формами решения этих задач являются:

— формирование бюджета как вторичного распределения фонда денежных средств, собранных государством, целью направления их в оборот (бюджет — это финансовый план государства, состоящий из двух частей: государственных доходов и государственных расходов);

— собственно финансовый контроль, который присутствует во всех вышеуказанных формах.

Таким образом, финансовая деятельность государства — это образование, распределение и использование государственных денежных фондов (бюджета, заемных средств, кредитов, полученных в банке, средств, полученных в результате страховой деятельности) для решения своих задач и функций.

III. Формы и методы осуществления финансовой деятельности государства

Основными формами финансовой деятельности государства с экономической точки зрения являются:

1) бюджетное финансирование — безвозмездный и бесплатный отпуск денежных средств;

2) кредитование — возвратный и платный отпуск денежных средств;

3) финансовый контроль.

С правовой точки зрения формами финансовой деятельности государства являются финансово-правовые акты, которые подразделяются на:

а) законодательные акты;

б) финансово-плановые акты:

— бюджет государственного социального страхования;

— кредитный и кассовый планы Центрального банка;

— кредитные планы коммерческих банков;

— финансовые планы органов социального страхования;

— финансовые планы министерств и ведомств;

— финансовые планы (баланс) предприятий и их объединений;

— сметы учреждений и других организаций, состоящих на бюджете.

Основными методами осуществления финансовой деятельности со стороны государства являются:

— налоговый (под которым понимаются обязательные платежи в бюджет);

— метод налоговых доходов (то есть добровольное взимание платежей в бюджет государства за выполнение какой-либо функции).

Финансовый контроль в государстве раньше был тотальным, так как экономика была государственно-плановой. В настоящее время финансовый контроль стал отраслевым, его осуществляют следующие органы:

1) Министерство по налогам и сборам и налоговая полиция контролируют уплату налогов;

2) Федеральное казначейство Министерства Финансов контролирует расходование средств бюджетными организациями;

3) Аудиторские организации, осуществляющие деятельность под методическим руководством Министерства Финансов;

4) Банки во главе с Центробанком также являются агентами валютного и финансового контроля. Они контролируют финансовую деятельность коммерческих структур;

5) Счётная палата Федерального Собрания осуществляет высший контроль высшего представительного органа власти за расходованием бюджетных средств;

6) Министерство Финансов организует общую деятельность по финансовому контролю, в том числе организацию бухгалтерского учета.

IV. Система и правовое положение органов‚ осуществляющих финансовую деятельность в РФ

В сфере финансов в России действует два вида органов:

1) органы общей компетенции:

— главы администраций и их аппараты в субъектах РФ и на местах,

2) органы специальной компетенции:

— Министерство финансов РФ, в рамках которого действует Федеральное Казначейство;

— Российская финансовая корпорация, созданная на основе Указа Президента от 15.03.93 г. для обеспечения связи бюджета с коммерческими структурами;

— банки или кредитная система, к которой относится ЦБ, коммерческие банки и парабанковские учреждения;

— Счетная палата Федерального Собрания;

— межведомственный совет по государственному контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет;

— Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

— государственный таможенный комитет.

Их правовое положение определяется особенной частью административного права.

V. Роль финансового права России

С помощью финансового права, как самостоятельной комплексной отрасли права, государство решает задачи собирания, распределения и использования необходимых ему денежных средств для осуществления своих задач и функций. Кроме того, с помощью финансового права государство поддерживает себя и обеспечивает контроль за денежно-финансовым обращением в стране.

Финансовое право имеет дело со специфическим объектом правового регулирования — денежными отношениями, в которых под деньгами понимается особый товар, являющийся эквивалентом и мерой измерения стоимости других товаров.

VI. Место финансового права в системе права России

Раньше финансовое право было частью административного права, которое в свою очередь выделилось из конституционного (государственного) права. В настоящее время оно является самостоятельной комплексной правовой отраслью, предметом которой являются финансовые отношения между различными субъектами (государством и его органами, юридическими и физическими лицами).

Метод правового регулирования в финансовом праве — императивный.

Властные структуры при исполнении своих функций используют властный (императивный) метод, с помощью которого государство формирует свою казну (бюджет), что обеспечивает в нашей стране перераспределение под контролем государства большей половины совокупного общественного продукта и национального дохода.

Финансовое право (ФП) — совокупность правовых норм, регулирующих собирание, распределение и использование государством необходимых ему денежных средств для решения своих задач и функций.

Финансовое право имеет общую и особенную части. Его нормы содержатся во многих источниках (в том числе и из других отраслей права), что и делает отрасль комплексной.

Финансовое право не кодифицировано, и его систематизация идет методом инкорпорации путем издания различных справочников и сборников в сфере регулирования институтов прежде всего особенной части.

Институты общей части:

— основные принципы финансовой деятельности;

— правовые формы и методы финансовой деятельности;

— система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение полномочий между ними;

— формы и методы осуществления государством финансового контроля.

Основные институты особенной части:

— финансы государственных предприятий и отраслей народного

— государственные доходы (прежде всего налоги);

Финансовое право

Категории Финансовое право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Финансовое право в современных условиях – одна из основных отраслей права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, для обеспечения реализации соответствующих задач государства. В общественной жизни финансовое право рассматривается также как вид отраслевой юридической науки и учебная дисциплина.

Финансовое право происходит от категории «финансы». Как отмечает И.И. Янжул в своей работе «Основные начала финансовой науки» Слово « финансы» ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, financia, financia pecuniaria, употреблявшегося в смысле обязательной уплаты денег, а затем вообще в смысле денежной суммы[1]. Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право» (изд. 3-е, перераб и доп., 2004 г. Отв. ред. – Н.И. Химичева) определяет « финансы» как одну из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач[2].

Содержание

  1. Финансовое право как отрасль права. Предмет и метод финансового права
  2. Система финансового права
  3. Наука финансового права
  4. Финансовое право как учебная дисциплина
  5. Рекомендуемая литература

↑Финансовое право как отрасль права. Предмет и метод финансового права

Основными критериями для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права является круг общественных отношений, регулируемых нормами финансового права. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов в целях реализации задач публичного характера. Большое внимание исследованию предмету финансового права уделял А.И. Худяков. В частности, одной из последних работ автора, посвященных исследованию предмета финансового права, является работа «Дискуссионные вопросы предмета финансового права» (2009 год). Основным методом финансового права является императивный метод, метод властных предписаний. Императивный метод правового регулирования в финансовом праве предполагает детальную правовую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Исследованию метода финансового права в научной литературе уделяется большое значение. Большое внимание исследованию метода финансового права уделяется, в частности, в работе И.В. Рукавишниковой «Метод финансового права» (2004 год).

↑Система финансового права

Система финансового права – внутренняя структура финансового права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность финансово-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, для обеспечения реализации соответствующих задач государства, сгруппированных внутри отрасли финансового права в институты и разделы финансового права.

Е.Ю. Грачева и О.Н. Горбунова в учебнике «Финансовое право» (2-е изд., перераб. и доп., под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко) отмечают, что систему финансового права можно представить в виде общей и особенной частей. К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность субъектов – участников финансовых правоотношений. Особенная часть финансового права включает в себя подотрасли и институты финансового права (раздел бюджетного права, институт публичных доходов, институт публичных расходов, правовое регулирование денежного обращения)[3].

↑Наука финансового права

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми определяется публичная финансовая деятельность, а также правоотношения, возникающие между государством, организациями и гражданами.

Одним из предметов исследования науки финансового права являются финансово-правовые нормы. Развитие финансового законодательства должно опираться на науку финансового права. При этом наука финансового права, как теория, должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. Т.С. Ермакова указывала, что наука финансового права не только призвана исследовать различные группы экономических отношений в области финансовой деятельности государства, но и активно способствовать их постоянному совершенствованию[4]. К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что « наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой… Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого»[5].

Финансово-правовая наука за долгий период своего развития выработала понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области публичных финансов[6]. Эти понятия – категории вошли неотъемлемой частью в систему знаний, составляющих финансово – правовую науку. Они образуют ее основное теоретическое ядро, основу науки финансового права.

К.С. Бельский в своей замечательной работе о развитии финансового права «Финансовое право: наука, история, библиография» впервые предложил в качестве самостоятельного компонента предмета науки финансового права выделять исследование финансово-правовых категорий (понятий). Он подчеркивает, что наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий типа “государственные финансы”, “финансовая деятельность государства”, “финансовые акты”, “финансово-правовые нормы” и т.д. В этих понятиях выражено главное, сущностное, что характеризует финансово-правовую действительность[7]. Установление четкой категориальной системы создает в науке финансового права тот фундамент, на котором возможны дальнейшие исследования и поиски. Отсюда, по мнению К.С. Бельского, вытекает методологическая ценность категорий науки финансового права, необходимость их применения к исследованию финансово-правовых реалий[8].

Читайте также:  Налог на недвижимость

К важнейшим категориям финансового права можно отнести также понятия бюджет (составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством Финансов РФ), бюджетный процесс, финансовый контроль и другие.

Исследованию важнейших категорий финансового права, в частности, категорий « финансы» и «финансовая деятельность государства» уделяет внимание и М.Ф. Ивлиева в работе «Категория «финансы» и «финансовая деятельность государства» в науке финансового права».

Без правильного и основательного знания науки финансового права и финансового права невозможно рациональное ведение финансового хозяйства. Для финансового управления недостаточно одних практических знаний, а необходимо обратиться к общим научно-финансовым положениям. Этим и определяется значение науки финансового права в системе других наук.

↑Финансовое право как учебная дисциплина

Финансовое право как учебная дисциплина – это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью ознакомление обучающихся с системой финансового права. Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное изложение важнейших категорий науки финансового права. В процессе ее изучения студенты знакомятся с основными категориями данной науки

↑Рекомендуемая литература

1. Бельский К.С., Финансовое право: наука, история, библиография, М., 1995;

2. Ермакова Т.С., Финансовое правоотношение, Л., 1985;

3. Ивлиева М.Ф. «Категория « финансы» и «финансовая деятельность государства» в науке финансового права»// Государство и право, 2004, №7.

4. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М., Олма-Пресс, 2004.

5. Финансовое право Российской Федерации. Под редакцией М.В.Карасевой. Москва, Юрист, 2002;

6. Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп/Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2007;

7. Финансовое право. Учебник/ К.С. Бельский и другие. Под редакцией С.В. Запольского. М., 2006;

8. Финансовое право. Учебник. 3е изд., перераб. и доп. Под редакцией Н.И. Химичевой. М., 2004;

9. Дискуссионные вопросы предмета финансового права//Финансовое право. 2009. №3.

10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001;

11. Эеберг К.Т., Курс финансовой науки, СПб., 1913;

12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Москва, Статут, 2002.

Ссылки

  1. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Москва, Статут, 2002, с.44 ↑ 1
  2. См.: Финансовое право. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004. С. 19 ↑ 1
  3. См.: Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп/Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2007. С. 28-29 ↑ 1
  4. Ермакова Т.С., Финансовое правоотношение, Л., 1985 г., стр. 4 ↑ 1
  5. Эеберг К.Т., Курс финансовой науки, СПб., 1913 г., стр. 12 ↑ 1
  6. Финансовое право Российской Федерации. Под редакцией М.В.Карасевой. Москва, Юрист, 2002 г., с.61 ↑ 1
  7. Бельский К.С., Финансовое право: наука, история, библиография, М., 1995, с. 13 ↑ 1
  8. Там же, с.27 ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Выходные данные:
  • Просмотров: 9531
  • Комментариев: 0
  • Опубликовано: 31.01.2011
  • Версий: 7 , текущая: 7
  • Статус: экспертная
  • Рейтинг: 100.0
Автор:
  • доцент; кандидат юридических наук

1. Понятие, предмет, метод финансового права

Финансовое право находится в ведении РФ.

В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

К предмету финансового права относятся:

отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);

между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;

между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

Предметом регулирования финансового права являются финансы.

Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

1. в зависимости от функций финансовой деятельности:

мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,

распределения финансовых ресурсов государства,

использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

эмиссии денежных знаков;

2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают:

с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,

между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

3. по экономическому критерию:

финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,

нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам:

возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

отношения по государственному внутреннему долгу,

по сметно-бюджетному финансированию,

по государственному внебюджетному финансированию,

по бюджетным кредитам,

по государственному страхованию,

по денежному обращению и расчётам,

по валютному регулированию.

Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

Существует 2 метода финансового права:

административно-правовой метод, т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;

гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:

императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);

диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).

Финансовое право

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

2.1. Понятие, предмет и метод финансового права

Из общей теории права известно, что для разграничения отраслей права, в своей совокупности составляющих систему права, используются два основных признака – предмет и метод правового регулирования. Финансовое право, являющееся самостоятельной отраслью права, имеет только ей присущий предмет правового регулирования и обусловленный спецификой предмета финансового права определенный метод.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности и составляющие предмет финансового права, очень разнообразны и многочисленны, поскольку нормы финансового права законодательно закрепляют существующую в обществе финансовую систему. Однако при всем своем разнообразии эти отношения имеют общее направление – они возникают в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, объективно необходимых для финансового обеспечения деятельности государства.

Общественные отношения, составляющие предмет финансового права, обладают следующими особенностями:

– направленность на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов при параллельном создании государством соответствующего организационно-правового и экономико-эффективного механизма развития всех хозяйствующих субъектов. Исходя из научно-методологического потенциала, основной категории финансового права следует констатировать главную особенность общественных отношений, составляющих предмет финансового права: они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

– властный характер финансовых отношений, что обусловлено обязательным участием государства в лице компетентных органов, наделенных правом соответствующим нормативно-правовым образом воздействовать на других субъектов;

– имущественный характер отношений, являющийся сегодня доминантой в характеристике отношений, составляющих предмет финансового права, обусловленный их возникновением по поводу специфических финансовых ресурсов (денежных средств). При этом предметом финансового права являются только те денежные отношения, которые непосредственно связаны с мобилизацией, распределением и использованием централизованных денежных фондов и созданием соответствующих условий для функционирования децентрализованных денежных фондов;

– финансовые отношения характеризуются неравенством сторон, зависимостью одних субъектов (различные субъекты, выступающие в качестве налогоплательщиков, получателей бюджетных ассигнований и др.) от других (государство или специально уполномоченный орган), что порождает определенную конфликтность этих отношений.

Финансовое право как отрасль права характеризуется не только собственным предметом правового регулирования, но и наличием специфического метода регулирования, т. е. совокупностью приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений и характер связей между ними.

Финансовое право имеет свой метод правового регулирования – метод властных предписаний (полномочий), который заключается в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения, обязательные для другой стороны финансового правоотношения.

Вопрос о методе правового регулирования, применяемого финансовым правом, остается в науке финансового права дискуссионным. Так, В.В. Бесчеревных, проведя детальный анализ различных точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, пришел к выводу о том, что финансовое право, являясь самостоятельной отраслью права, не имеет своего, только ему присущего, метода правового регулирования и не применяет “различные методы регулирования, а … использует так называемый административный метод”[1]. Указанной позиции с определенной модификацией придерживаются и другие ученые.

Однако в юридической литературе была высказана и противоположная точка зрения о характере метода правового регулирования финансового права, применяемого финансовым правом. Признавая, что характерными особенностями метода правового регулирования финансового права являются “власть и подчинение”, применяемые и другими отраслями публичного права, в частности административным правом, представители указанного направления делают попытки выявить особенности метода правового регулирования, применяемого при регулировании предмета финансового права. Так, профессор М. В. Сенцова (Карасева) определяет следующие специфические черты метода властных предписаний:

  • преобладание в финансово-правовом регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как это имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права;
  • метод властных предписаний носит императивный характер, т. е. субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими;
  • конформизм метода властных предписаний. Это означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а лишь следуя предписаниям соответствующих актов государственных органов;
  • юридическое неравенство субъектов финансового права, проявляющееся в том, что одни субъекты обладают юридически властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние – нет[2].

Таким образом, наличие самостоятельного предмета и соответствующего метода воздействия позволяет утверждать, что финансовое право– это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.

[1] Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1978. С. 24–32

[2] Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М., 1999. С. 28–31.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию