Порядок объявления в международный розыск

Беcсилие международного розыска или доставка преступников з-за границы не работает! (на рус. языке)

Авторы: Ольга Просянюк, управляющий партнер

Андриана Фозекош, помощник адвоката уголовно-правового департамента

Специально для “Юридическая практика”

В последнее время наблюдается тенденция, при которой граждане, совершившие значительные преступления и желающие избежать наказания, пытаются решить вопрос ухода от уголовной ответственности путем выезда «за границу». И «за граница» здесь упомянута не только в значении иностранного государства, но также как некий барьер для правоохранительных органов в осуществлении поиска и задержания скрывающегося лица.

За последнее десятилетие все чаще встречаются случаи, когда украинских граждан объявляют в международный розыск с целью задержания и последующей экстрадиции, но при этом, самой экстрадиции, в конечном итоге, так и не происходит.

Перед тем, как проанализировать причины невозможности осуществления экстрадиции, следует рассмотреть порядок объявления в международный розыск лиц с целью их выдачи и требования к вышеуказанной процедуре.

Для осуществления процедуры объявления в международный розыск действует система взаимодействия правоохранительных органов страны-инициатора розыска, Национального центрального бюро Интерпола страны-инициатора, Генерального Секретариата Интерпола, национальных центральных бюро стран-членов Интерпола и Национального бюро Интерпола страны, где обнаружено разыскиваемое лицо.

Чтобы объявить лицо в международный розыск с целью экстрадиции и добиться результата, необходимо пройти достаточно долгий путь и успешно выполнить все требования, предусмотренные законодательством, регламентирующим деятельность Интерпола.

В международном розыске могут находиться лица, выехавшие за пределы Украины, уклоняющиеся от уголовной ответственности и отбывания наказания за преступления, за которые в соответствии с действующим законодательством или судебным приговором, вступившим в законную силу, предусмотрено (предназначено) наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев.

Получив информацию, что разыскиваемая личность, возможно, находится за пределами Украины, правоохранительные органы направляют соответствующий запрос в Национальное центральное бюро Интерпола Украины.

В соответствии с законодательством Интерпола, есть восемь типов уведомлений (запросов), семь из которых имеют цветовую маркировку исходя из их функциональности: красный, синий, зеленый, желтый, черный, оранжевый и фиолетовый.

Запрос с целью экстрадиции называется «Red Notice» и он обязательно должен включать гарантию, что при задержании и аресте разыскиваемого лица на территории другого государства в его компетентные органы будет направлено ходатайство об экстрадиции данного лица.

Также в запросе должна быть изложена полная и объективная информация о разыскиваемом лице и информация об уголовном деле с кратким изложением совершенного противоправного деяния.

После получения Национальным бюро Интерпола запроса, «RedNotice» направляетсяв Генеральный Секретариат Интерпола.

При этом, Генеральный Секретариат должен проверить запрос на полноту необходимой информации и дать возможность Национальному бюро страны, которая подала запрос, подготовить дополнительные материалы.

Следует отметить, что Интерполу (статья 3 Конституции Интерпола)запрещается вмешиваться в делаполитического, военного, религиозного или расового характера, и Интерпол строго придерживается этого запрета.

В результате проверки данных, в случае их соответствия всем требованиям, при наличии всех оснований и доказательной базы, Генеральный Секретариат Интерпола объявляет лицо в международный розыск путем публикации информации в базе и извещения всех Национальных бюро стран-участниц в день публикации. С этого момента лицо считается объявленным в международный розыск.

После получения информации об объявлении лица в международный розыск и соответствующих данных, Национальные бюро стран-участниц обязаны известить об этом правоохранительные органы через доступные (или специально определенные) информационные системы.

Как только правоохранительные органы, к примеру Страны А, обнаруживают точное место дислокации разыскиваемого лица, готовится операция по его задержанию и фактическому аресту.

Процедура экстрадиции лица государству, на территории которого он совершил преступление, является довольно длительной и состоит из множества формальностей.

Так, в частности, после задержания разыскиваемого лица, правоохранительные органы обязаны обратиться в суд для определения дальнейшей меры пресечения. При этом, абсолютно логично, что суд удовлетворит соответствующее ходатайство до получения запроса о выдачи, поскольку без применения таких мер, лицо может сбежать и скрыться (хотя, теоретически адвокат может добиться освобождения под залог или подписку о невыезде).

Параллельно, информация о задержании лица передается в Национальное бюро Интерпола страны-инициатора розыска, в нашем случае Укрбюро Интерпола, которое уведомляет соответствующие правоохранительные органы.

С момента заключения под стражу «беглеца», страна-инициатор розыска располагает сроком не более 40 дней для передачи запроса о выдачи, а также всех документов, которые должны к нему прилагаться (однако, фактически, страна-инициатор может попросить о продлении этого срока еще на срок не более 40 дней). Весь этот процесс сопровождается многочисленной перепиской между странами.

После получения информации орган-инициатор розыска в течении 10 дней, должен направить необходимую информацию в вышестоящие правоохранительные органы на проверку. В результате правового анализа предоставленных документов, непосредственно Генеральная прокуратура Украины отправляет запрос о выдаче в органы иностранного государства.

Именно на этом этапе, после получения запроса об экстрадиции, результат всей осуществленной многоходовой процедуры может быть поставлен под угрозу.

Общепризнан факт, что выдача преступников – это право суверенного государства, а не его прямая обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

Ответственный за принятие решения о выдаче орган запрашиваемой страны (во многих европейских странах – суд) рассматривает отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих экстрадицию. При этом, лицо, в отношении которого принято решение применить экстрадицию, может обжаловать данные действия в судебном порядке.

В результате анализа международного законодательства, обнаружено целый ряд случаев, когда задержанное в результате розыска лицо невозможно экстрадировать, основными из которых являются:

1. если запрашивающей страной не было предоставлено всех необходимых для удовлетворения запроса материалов и доказательств;

2. истек срок давности преступления;

3. совершенное преступление не предусматривает наказания в виде лишения свободы на территории страны, в которой находится преступник;

4. запрашивающей страной не предоставлено гарантий защиты от пыток и жестокого обращения, а также неприменения к преступнику смертной казни;

5. правонарушение предусмотрено военным правом;

6. правонарушение, в связи с которым запрашивается лицо, рассматривается запрашиваемой страной как политическое или правонарушение, связанное с политическим правонарушением.

7. экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны, в которой оно находится;

8. экстрадируемым лицом получено право убежища.

Довольно часто на практике случается отказ запрашиваемой страной в экстрадиции в связи с отсутствием, по ее мнению, доказательной базы и оснований.

Но из перечисленных обстоятельств самыми интересными для рассмотрения являются последние три, поскольку именно они на практике являются наиболее частыми.

Наиболее встречающимися являются отказы в экстрадиции, связанные с получением запрашиваемым лицом гражданства страны, в которой его задержано. Это предусмотрено не только статьей 6 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, но и национальным законодательством подавляющего большинства стран.

Политическое преследование, как уже упоминалось, запрещается еще на стадии объявления в международный розыск. Но, если Генеральный Секретариат Интерпола не признает наличие указанного обстоятельства по общепринятым правилам, то у лица есть второй шанс, что запрашиваемая страна, все же признает политические мотивы экстрадиции. При этом, «беглец» даже может повлиять на это решение, предоставив собственные доказательства и аргументы.

Изучив ситуации, связанные с экстрадицией украинских граждан, действительно большое количество отказов связанно с тем, что запрашиваемому лицу или его адвокату удалось доказать, что запрос о выдаче осуществлен по политическим мотивам.

Указанные обстоятельства тесно связаны с получением права убежища, поскольку политическое преследование является основанием для получения права убежища, а право убежища служит основанием для получения гражданства (в некоторых странах, для упрощенной процедуры получения гражданства).

При этом, следует отметить то обстоятельство, что если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность добиваться отмены международного розыска, ссылаясь на вышеупомянутую статью 3 Конституции Интерпола.

Таким образом, существуют основания полагать, что многочисленные препятствия для экстрадиции могут быть не только следствием ошибок страны, запрашивающей выдачу лица, но и результатом осуществленных действий в свою защиту запрашиваемого лица и его адвоката.

Подобные ситуации в многих случаях оказывают негативное влияние на борьбу с преступностью, но при этом, могут быть верным инструментом для защиты прав человека в случае неправомерного уголовного преследования и нарушения права на справедливый суд.

Международный розыск: процедура объявления, сроки. База данных преступников, находящихся в международном розыске

Международный уголовный розыск считается одним из ключевых направлений сотрудничества стран в противодействии преступности. При его проведении действуют международно-правовые нормы и принципы, положения межгосударственных соглашений и национальных законодательств. Рассмотрим далее особенности международного розыска преступников и иных лиц.

Общая характеристика

Международным розыском называется комплекс мероприятий уполномоченных структур страны-инициатора и запрашиваемых иностранных государств, направленный на обнаружение, задержание и экстрадицию (выдачу) разыскиваемых лиц. Он проводится на территории каждой страны, участвующей в поиске.

Сотрудничество государств базируется на следующих принципах:

  • Суверенного равенства стран.
  • Невмешательства в дела других государств.
  • Добросовестного исполнения взятых обязательств.
  • Уважения свобод и прав человека.
  • Неотвратимости наказания за совершенные противоправные действия.

Основы взаимодействия

В ходе осуществления международного розыска используются все общепринятые формы сотрудничества стран. В частности, государства заключают специальные двух- и многосторонние соглашения, создают универсальные и региональные организации.

Сотрудничество стран осуществляется через посредничество Национальных центральных бюро, международный розыск Интерпола. Взаимодействие координируется Секретариатом МОУП (Международной организации уголовной полиции).

Значение МОУП

В структуру Международной службы розыска входит Генеральный секретариат. Этот орган является постоянно действующим.

Генеральный секретариат координирует мероприятия в международном масштабе, обеспечивает обновление базы данных преступников , которые находятся в розыске. Этот орган также уполномочен отменить действия по поиску лиц в связи с нарушением Устава Интерпола или недостаточностью сведений.

Через Национальное Центральное бюро выполняется международный розыск субъектов:

  • Подсудимых, обвиняемых, но скрывшихся от следственных или судебных органов.
  • Уклоняющихся от отбывания наказания.
  • Осужденных, сбежавших из мест заключения.
  • Безвестно пропавших.

Деятельность НЦБ направлена на обеспечение взаимодействия правоохранительных и прочих госструктур России и зарубежных стран-членов Интерпола.

Основания объявления в международный розыск

Через НЦБ можно инициировать поиск лиц только на территории стран-участниц Интерпола.

Существует ряд нюансов, на которые необходимо обратить внимание. Розыск по линии Интерпола инициируется только в случае, если получены сведения о:

  • Выезде субъекта за пределы России.
  • Наличии дружеских, родственных или других связей у лица за границей РФ.
  • Намерении гражданина покинуть Россию с деловой либо иной целью.

Если имеются подтвержденные сведения о том, что лицо выехало за границу РФ, розыск объявляют незамедлительно. Вместе с тем предпринимаются меры по оперативному объявлению гражданина в федеральный розыск.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, – розыск по линии Интерпола не предусмотрен для субъектов, причастных к преступлениям в военной, политической сфере, а также носящим расовый или религиозный характер.

Нюансы

По линии Интерпола разыскиваются преступники , совершившие побег и уклоняющиеся от отбывания наказания, только если они были осуждены к тюремному заключению.

В организации мероприятий может быть отказано, если в соответствии с национальными законодательными нормами страны, на территории которых предполагается их проведение, за деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый субъект, уголовная ответственность не предусматривается.

Процедурные вопросы

Одновременно с объявлением в розыск в подразделения погранконтроля ФСБ РФ направляется запрос на постановку на контроль преступников, находящихся в розыске .

Поиск обвиняемого, осужденного, подсудимого через НЦБ осуществляется на основании соответствующего постановления правоохранительных органов.

Поручение Генпрокуратуры

Оно направляется в НЦБ для инициирования международного розыска субъектов для дальнейшего ареста и экстрадиции. Для этого формируется поручение Генпрокуратуры обратиться в компетентные органы зарубежных стран по каналам Интерпола с запросом о задержании разыскиваемого гражданина до получения официального ходатайства на его экстрадицию.

В поручении должно содержаться подтверждение того, что при обнаружении и задержании лица на территории какой-либо страны-участницы Интерпола выдача будет запрошена в установленном порядке.

Подготовительный этап

До направления в НЦБ запроса на объявление в розыск преступника или гражданина, безвестно пропавшего, уполномоченные структуры должны:

Установить факт выдачи разыскиваемому субъекту загранпаспорта. Если ответ будет положительным, в соответствующем подразделении УФМС запрашиваются копии материалов, ставшие основанием для получения документа, и реквизиты последнего.

Предпринять меры к сбору данных о личности разыскиваемого гражданина, в том числе необходимых для идентификации субъекта.

Собрать иную информацию, материалы, документы, которые используются при формировании запроса на международный розыск.

Действия НЦБ

После получения запроса Национальное бюро проводит его проверку на соответствие установленным требованиям. После изучения принимается одно из решений:

  1. Принять меры для исполнения запроса.
  2. Истребовать дополнительные сведения, если полученных данных недостаточно.
  3. Отказать в объявлении гражданина в международный розыск.

О решении, принятом Бюро, уведомляется структура, направившая запрос. В ответе указываются меры, предпринятые для организации розыска, полученных в ходе него результатах.

Основные мероприятия

После объявления гражданина в розыск НЦБ осуществляет:

  • Направление запроса в зарубежные страны-члены Интерпола (в одну или несколько).
  • Подготовку и передачу в Генеральный секретариат МОУП ходатайств (YELLOW, BLUE либо RED NOTICE).

Во все страны-члены Интерпола запрос направляется, если:

  1. Оперативно-розыскная работа, проведенная на территории государств, в которых у разыскиваемого были связи, и он сам мог находиться, не дали результатов.
  2. Имеются подтвержденные данные о выезде субъекта за пределы России, но информации о местонахождении или возможных связях за границей отсутствуют.

Ходатайство о формировании международного извещения о розыске направляется в Секретариат через год после отправки во все страны-члены Интерпола запроса об объявлении гражданина в розыск, если предпринятые ранее меры оказались неэффективными.

RED NOTICE

Это ходатайство направляется для составления уведомления о розыске лица для последующего его ареста и экстрадиции. Оно направляется в Секретариат, если в НЦБ из Генпрокуратуры поступило подтверждение о том, что при обнаружении и задержании субъекта на территории иностранного государства, арест и выдача этого лица будут запрошены по установленным правилам.

Читайте также:  Международная торговля топливом

RED NOTICE может передаваться до истечения года с момента отправки запроса во все страны-члены Интерпола, если:

  1. Разыскиваемый гражданин совершил особо тяжкое деяние.
  2. Преступлением причинен крупный ущерб.
  3. Гражданин является рецидивистом.

Прекращение розыска

Оно допускается по истечение периода, отведенного на реализацию всех необходимых мероприятий по обнаружению гражданина. Срок международного розыска ограничен 1 годом. Однако предусмотрена возможность его продления. Для продолжения оперативно-розыскных мероприятий ежегодно должно направляться уведомление в НЦБ.

Международный розыск завершается, если:

  • Местонахождение разыскиваемого гражданина установлено на территории РФ или зарубежного государства.
  • Обнаружен труп лица или получены документальные подтверждения о его смерти.
  • Прекращено уголовное производство.
  • Произведена выдача субъекта правоохранительным органам, инициировавшим розыск.
  • Гражданин задержан на территории России.
  • Изменена мера пресечения.
  • Издан акт об амнистии.

При наличии одного из указанных оснований выносится постановление о завершении международного розыска.

Порядок взаимодействия с Национальным бюро при обнаружении/задержании лица

Сообщение об обнаружении либо задержании гражданина, разыскиваемого для последующего ареста и экстрадиции, передается:

  • Инициатору мероприятий непосредственно или через его филиал (если запрос поступил из него). Филиал после получения сообщения должен перенаправить его инициатору розыска в течение суток.
  • Генпрокуратуре РФ.

Передача гражданина

Через НЦБ с компетентными структурами страны, не являющейся участницей СНГ, должны быть согласованы вопросы, связанные с реализацией процедуры выдачи субъекта, находившегося в розыске. В частности, определяются дата, время, место передачи, перечень обязательных документов, численность и состав конвоя. Кроме того, должны быть урегулированы вопросы, связанные с пребыванием гражданина в иностранном государстве.

О доставке лица инициатор розыска извещает НЦБ. Национальное бюро, в частности, уведомляется о дате прибытия, месте размещения гражданина.

После доставки инициатор розыска в трехдневный срок после передачи обязан вынести постановление о завершении розыскных мероприятий. Документ в течение 2 суток должен быть передан в НЦБ или филиал. Последний также в течение двух суток обязан проинформировать Национальные бюро зарубежных стран, на территории которых проводился розыск, о его прекращении.

Особенности взаимодействия компетентных органов при обнаружении безвестно пропавшего

В случае поступления в НЦБ соответствующего сообщения оно направляется инициатору поисковых мероприятий либо в филиал.

Если обнаружен совершеннолетний дееспособный безвестно пропавший гражданин, компетентные органы страны, на территории которой он был найден, могут сообщить о его местонахождении только с его согласия. Если таковое отсутствует, передают сведения только о факте обнаружения лица.

Если найденным является несовершеннолетний, субъект, страдающий психическими расстройствами, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, сообщение о местонахождении направляется без согласия обнаруженного лица.

После получения сведений инициатор розыскных мероприятий выносит постановление об их завершении. Документ должен быть издан в течение 3 суток.

Информационное обеспечение

Запросы правоохранительных структур зарубежных стран, поступившие по каналу Интерпола в ОВД РФ, признаются основанием для проведения розыскных мероприятий на территории России.

В качестве ответственных за организацию розыска выступают НЦБ, подразделения МВД и иных уполномоченных органов. В порядке, установленном Министерством внутренних дел, Национальное бюро направляет в единую информсистему сведения об осужденных, обвиняемых, подсудимых и гражданах, безвестно пропавших, для ведения учета.

Розыск в России

После получения запроса из Секретариата или НЦБ иностранного государства, представителей правоохранительных структур, аккредитованных при диппредставительствах и консульствах на территории РФ, об организации розыскных мероприятий, Национальное бюро обязано изучить его. В ходе исследования проверяются:

  • Полнота информации для объявления в розыск.
  • Уголовная наказуемость деяния, к которому причастен гражданин, по российскому законодательству.
  • Наличие с инициатором розыска договора, регламентирующего условия и порядок выдачи.

Если уполномоченные органы зарубежного государства, направившие запрос, располагают данными о возможном местонахождении субъекта, его связях в России, они должны быть переданы в компетентные российские структуры вместе с запросом на выполнение оперативно-розыскных действий для установления адреса, по которому находится гражданин, или для задержания лица. В таком запросе должна присутствовать информация, необходимая для идентификации субъекта, сведения о преступлении, к которому он причастен, документе-основании его задержания. В качестве последнего выступает, в частности, ордер на арест либо судебное постановление.

§ 2. Основания и условия объявления международного розыска

В международный розыск по каналам Интерпола объявляются: 1) скрывшиеся или бежавшие обвиняемые, осужденные; 2) лица, пропавшие без вести. В указанный розыск не могут

быть объявлены лица, обвиняемые в совершении преступлений, которые носят политический, военный, религиозный или расовый характер. В розыск по каналам Интерпола не объявляются также лица, совершившие преступления против военной службы.

Ответственными за объявление международного розыска являются розыскные подразделения МВД, УВД и НЦБ Интерпола в России.

Международный розыск может быть объявлен лишь при условии, что в результате оперативно-розыскных мероприятий получена информация о выезде разыскиваемого за пределы России либо об имевшемся у него намерении выехать за границу, а также о наличии у него деловых, родственных и иных связей за рубежом. По каналам Интерпола может быть объявлен розыск только на территории стран, являющихся членами этой организации.

Международный розыск следует назначать после объявления федерального розыска или одновременно с ним. Соблюдение этого правила очень важно для обеспечения эффективного розыска.

Обязательным условием для начала международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, является наличие постановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу либо приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. Необоснованным считается объявление международного розыска, если в отношении разыскиваемого избрана такая мера пресечения, как подписка о невыезде.

Постановление об объявлении международного розыска и запрос, оформленный в соответствии с определенными требованиями, направляются в НЦБ Интерпола в России. Однако до передачи в НЦБ Интерпола постановления и запроса об объявлении международного розыска органы внутренних дел России должны провести следующие мероприятия: 1) установить, выдавался ли разыскиваемому заграничный паспорт; 2) выяснить, подавал ли разыскиваемый ходатайство о выезде на постоянное место жительства в зарубежное государство; 3) проверить через ЗАГС по месту рождения разыскиваемого, не поступал ли запрос о выдаче копии свидетельства о рождении; 4) принять меры к сбору идентификационных материалов на разыскиваемое лицо (подробный словесный портрет, сведения об особых приметах, пригодных для идентификации, фотографии, отпечатки пальцев, дактилокарты и т. д.); 5) собрать другие сведения, которые должны содержаться в запросе об организации международного розыска.

Если разыскиваемым является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, следует провести проверку через: 1) автоматизированную систему ГИЦ МВД России “Криминал И”, в которой содержатся сведения о преступлениях и административно-правовых нарушениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства и в отношении таковых; 2) Центр паспортно-визовой информации и статистики МВД России, где можно получить сведения о временном (более трех месяцев) пребывании в России иностранных граждан, конечно, при условии, что последние соблюдали установленные правила пребывания иностранных граждан на ее территории.

До объявления лица в международный розыск по каналам Интерпола для принятия обоснованного решения с помощью этой организации можно провести ряд проверок:

1) по базам данных НЦБ Интерпола в России; 2) по базам данных Генерального секретариата Интерпола; 3) по российским и зарубежным учетам; 4) по криминальным учетам зарубежных стран.

Кроме перечисленных проверок при наличии оснований, определенной информации и необходимости по каналам Интерпола можно установить и проверить по криминальным учетам абонентов зарубежных телефонов; установить и проверить по криминальным учетам владельцев автомашин; проверить адреса возможного местонахождения и известные связи разыскиваемых лиц; получить сведения о фирмах, к деятельности которых могут быть причастны разыскиваемые, либо об их связях и т. п.

О зарубежных коммерческих структурах (фирмах, совместных предприятиях и т. д.) можно получить следующие данные: их юридический адрес, номер и дату регистрации; фамилии и имена руководителей; сведения об основных направлениях деятельности, о размере уставного капитала, факты о прекращении деятельности; факты криминального характера относительно их деятельности.

Запросы о проведении проверок по каналам Интерпола в любой стране должны содержать следующие сведения: основание для проверки; номер уголовного и розыскного дела с указанием, в совершении какого преступления подозревается (обвиняется) проверяемый; цели проверки; перечень стран, по учетам которых требуется провести проверку; полные установочные данные проверяемого; данные заграничного паспорта проверяемого лица.

Требования к запросам об организации международного розыска. Запросы об организации международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и отбывания наказания, должны содержать следующие сведения: 1) полные установочные данные разыскиваемого; 2) данные об используемых им документах; 3) идентификационный материал; 4) сведения о судимостях разыскиваемого, его предшествующей преступной деятельности, контактах; 5) время, место, способ совершения преступления, роль разыскиваемого лица в совершении преступного деяния, причиненный ущерб; 6) квалификация преступления в соответствии с нормами УК РФ, постановлениями о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании меры пресечения.

Для обеспечения оперативного реагирования в случае установления местонахождения преступника к запросам об организации международного розыска необходимо прилагать копии постановления о его привлечении в качестве обвиняемого и постановления об избрании меры пресечения в виде ареста либо копию приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.

В запросе об организации международного розыска лиц, уклоняющихся от уголовной ответственности и наказания, должна быть указана цель розыска – либо выяснение местонахождения преступника и установление контроля за его передвижением, либо арест и экстрадиция (выдача) разыскиваемого лица.

НЦБ Интерпола не наделено правом от своего имени обращаться с просьбой о взятии под стражу лица, подлежащего выдаче. Оно только пересылает в страны – члены Интерпола и Генеральный секретариат Интерпола просьбу компетентных органов своего государства. Решение же вопроса о том, будет ли запрашиваться экстрадиция разыскиваемого преступника из-за рубежа, относится исключительно к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с международно-правовыми актами, посвященными борьбе с преступностью, преступление, которое влечет выдачу лица, его совершившего, должно отвечать определенным требованиям: 1) это должно быть общеуголовное преступление; 2) оно должно быть достаточно тяжким (в соответствии с критериями тяжести, установленными внутригосударственным законодательством государства); 3) совершенное деяние должно быть уголовно наказуемо по законам и запрашиваемой и запрашивающей сторон.

В то же время указанные международно-правовые акты содержат ряд оснований, по которым в выдаче разыскиваемого лица может быть отказано: 1) преступление, в совершении которого оно обвиняется, носит политический характер; 2) есть основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования или наказания лица по признаку расы, религии, национальности или его политических взглядов; 3) выдача лица запрашивается для привлечения к ответственности в связи с военным законодательством, за совершение военного преступления; 4) лицо, выдача которого запрашивается, не может быть подвергнуто уголовному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности; 5) запрашивается выдача лица, являющегося гражданином запрашиваемого государства.

После передачи в НЦБ Интерпола в России запроса об объявлении международного розыска его инициатор информирует НЦБ Интерпола относительно: 1) поступления дополнительных сведений о возможном местонахождении разыскиваемого лица и его зарубежных связях, а также иных данных, имеющих значение для международного розыска; 2) установления местонахождения или задержания разыскиваемого лица на территории Российской Федерации; 3) установления местонахождения или задержания разыскиваемого лица на территории зарубежных государств, если эта информация поступила к инициатору розыска минуя каналы Интерпола; 4) прекращения производства по уголовному делу, по которому проходит лицо, объявленное в международный розыск по каналам Интерпола.

Если в ходе осуществления международного розыска из зарубежных бюро Интерпола в адрес российского бюро поступает

информация, имеющая значение для организации и проведения международного розыска, сотрудниками НЦБ Интерпола в России принимаются меры к интенсификации международного розыска по соответствующему направлению. Сведения о поступившей информации и принятых на основании ее изучения мерах передаются инициатору розыска, который также использует полученные данные для активизации дальнейших оперативно-розыскных действий.

Международный розыск

Материал из Documentation.

Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества — это акт международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, осуществляемый в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. [1]

Международный розыск лиц осуществляется через посредничество национального Центрального Бюро (НЦБ) Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами государств проводится комплекс оперативно‑розыскных и информационно‑справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц. [2]

В соответствии с Уголовно‑процессуальным кодексом России, для объявления лица в международный розыск необходима санкция суда на арест, последующую экстрадицию и постановление о предъявлении обвинения. Процедура объявления в международный розыск предполагает, что национальное следствие располагает весомыми доказательствами вины того, кого оно хочет найти за границей. [3]

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после, либо одновременно с объявлением федерального розыска. Международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно‑розыскных мероприятий: получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы России; достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами России; получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из России с деловой или иной целью. [4]

Структурные подразделения центральных аппаратов правоохранительных органов России — Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, региональных и территориальных подразделений правоохранительных органов, осуществляющие розыскную работу, готовят документы, необходимые для объявления международного розыска лиц, и передают их в НЦБ Интерпола. Через НЦБ Интерпола возможно объявление розыска лиц только на территории иностранных государств — членов Интерпола. [5]

Процедура объявления в международный розыск такова: поручение передаётся из Генпрокуратуры в национальное бюро Интерпола, откуда поступает в штаб‑квартиру в Лионе (Франция). Генсек Интерпола сам выносит решение об извещении государств — членов организации о розыске конкретного лица. [6]

Читайте также:  Что делать если не дают группу инвалидности

Сначала в Интерполе вопрос изучается. Если нет оснований для отказа (то есть человек действительно разыскивается на родине за уголовное преступление и скрывается от правоохранительных органов) — запрос удовлетворяется. [7]

Международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер, Интерполом не осуществляется. Если государство‑инициатор объявления международного розыска обвиняемого не соблюдает этот пункт, Генеральным секретариатом Интерпола может быть в одностороннем порядке принято решение об отказе в международном розыске и исключении сведений о розыске лица из учетов Интерпола. [8]

В организации международного розыска может быть отказано и в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечёт уголовной ответственности. [9]

Не реже двух раз в год орган‑инициатор объявления обвиняемого, объявленного в международный розыск, проводит сверку розыскных дел на обвиняемых, осужденных, объявленных в международный розыск, с уголовными делами, по которым вынесены решения о приостановлении предварительного следствия и дознания, о приостановлении производства по уголовному делу, о приостановлении производства в отношении подсудимого. В случае получения в ходе сверки сведений о наличии вступивших в силу решений об отмене ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, орган‑инициатор объявления обвиняемого, осужденного, объявленного в международный розыск, в срок не более 3 суток с момента получения этой информации принимает постановление о прекращении международного розыска и направляет его в установленные сроки в НЦБ Интерпола. [10]

Беcсилие международного розыска или доставка преступников з-за границы не работает! (на рус. языке)

Авторы: Ольга Просянюк, управляющий партнер

Андриана Фозекош, помощник адвоката уголовно-правового департамента

Специально для “Юридическая практика”

В последнее время наблюдается тенденция, при которой граждане, совершившие значительные преступления и желающие избежать наказания, пытаются решить вопрос ухода от уголовной ответственности путем выезда «за границу». И «за граница» здесь упомянута не только в значении иностранного государства, но также как некий барьер для правоохранительных органов в осуществлении поиска и задержания скрывающегося лица.

За последнее десятилетие все чаще встречаются случаи, когда украинских граждан объявляют в международный розыск с целью задержания и последующей экстрадиции, но при этом, самой экстрадиции, в конечном итоге, так и не происходит.

Перед тем, как проанализировать причины невозможности осуществления экстрадиции, следует рассмотреть порядок объявления в международный розыск лиц с целью их выдачи и требования к вышеуказанной процедуре.

Для осуществления процедуры объявления в международный розыск действует система взаимодействия правоохранительных органов страны-инициатора розыска, Национального центрального бюро Интерпола страны-инициатора, Генерального Секретариата Интерпола, национальных центральных бюро стран-членов Интерпола и Национального бюро Интерпола страны, где обнаружено разыскиваемое лицо.

Чтобы объявить лицо в международный розыск с целью экстрадиции и добиться результата, необходимо пройти достаточно долгий путь и успешно выполнить все требования, предусмотренные законодательством, регламентирующим деятельность Интерпола.

В международном розыске могут находиться лица, выехавшие за пределы Украины, уклоняющиеся от уголовной ответственности и отбывания наказания за преступления, за которые в соответствии с действующим законодательством или судебным приговором, вступившим в законную силу, предусмотрено (предназначено) наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев.

Получив информацию, что разыскиваемая личность, возможно, находится за пределами Украины, правоохранительные органы направляют соответствующий запрос в Национальное центральное бюро Интерпола Украины.

В соответствии с законодательством Интерпола, есть восемь типов уведомлений (запросов), семь из которых имеют цветовую маркировку исходя из их функциональности: красный, синий, зеленый, желтый, черный, оранжевый и фиолетовый.

Запрос с целью экстрадиции называется «Red Notice» и он обязательно должен включать гарантию, что при задержании и аресте разыскиваемого лица на территории другого государства в его компетентные органы будет направлено ходатайство об экстрадиции данного лица.

Также в запросе должна быть изложена полная и объективная информация о разыскиваемом лице и информация об уголовном деле с кратким изложением совершенного противоправного деяния.

После получения Национальным бюро Интерпола запроса, «RedNotice» направляетсяв Генеральный Секретариат Интерпола.

При этом, Генеральный Секретариат должен проверить запрос на полноту необходимой информации и дать возможность Национальному бюро страны, которая подала запрос, подготовить дополнительные материалы.

Следует отметить, что Интерполу (статья 3 Конституции Интерпола)запрещается вмешиваться в делаполитического, военного, религиозного или расового характера, и Интерпол строго придерживается этого запрета.

В результате проверки данных, в случае их соответствия всем требованиям, при наличии всех оснований и доказательной базы, Генеральный Секретариат Интерпола объявляет лицо в международный розыск путем публикации информации в базе и извещения всех Национальных бюро стран-участниц в день публикации. С этого момента лицо считается объявленным в международный розыск.

После получения информации об объявлении лица в международный розыск и соответствующих данных, Национальные бюро стран-участниц обязаны известить об этом правоохранительные органы через доступные (или специально определенные) информационные системы.

Как только правоохранительные органы, к примеру Страны А, обнаруживают точное место дислокации разыскиваемого лица, готовится операция по его задержанию и фактическому аресту.

Процедура экстрадиции лица государству, на территории которого он совершил преступление, является довольно длительной и состоит из множества формальностей.

Так, в частности, после задержания разыскиваемого лица, правоохранительные органы обязаны обратиться в суд для определения дальнейшей меры пресечения. При этом, абсолютно логично, что суд удовлетворит соответствующее ходатайство до получения запроса о выдачи, поскольку без применения таких мер, лицо может сбежать и скрыться (хотя, теоретически адвокат может добиться освобождения под залог или подписку о невыезде).

Параллельно, информация о задержании лица передается в Национальное бюро Интерпола страны-инициатора розыска, в нашем случае Укрбюро Интерпола, которое уведомляет соответствующие правоохранительные органы.

С момента заключения под стражу «беглеца», страна-инициатор розыска располагает сроком не более 40 дней для передачи запроса о выдачи, а также всех документов, которые должны к нему прилагаться (однако, фактически, страна-инициатор может попросить о продлении этого срока еще на срок не более 40 дней). Весь этот процесс сопровождается многочисленной перепиской между странами.

После получения информации орган-инициатор розыска в течении 10 дней, должен направить необходимую информацию в вышестоящие правоохранительные органы на проверку. В результате правового анализа предоставленных документов, непосредственно Генеральная прокуратура Украины отправляет запрос о выдаче в органы иностранного государства.

Именно на этом этапе, после получения запроса об экстрадиции, результат всей осуществленной многоходовой процедуры может быть поставлен под угрозу.

Общепризнан факт, что выдача преступников – это право суверенного государства, а не его прямая обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.

Ответственный за принятие решения о выдаче орган запрашиваемой страны (во многих европейских странах – суд) рассматривает отсутствие или наличие обстоятельств, исключающих экстрадицию. При этом, лицо, в отношении которого принято решение применить экстрадицию, может обжаловать данные действия в судебном порядке.

В результате анализа международного законодательства, обнаружено целый ряд случаев, когда задержанное в результате розыска лицо невозможно экстрадировать, основными из которых являются:

1. если запрашивающей страной не было предоставлено всех необходимых для удовлетворения запроса материалов и доказательств;

2. истек срок давности преступления;

3. совершенное преступление не предусматривает наказания в виде лишения свободы на территории страны, в которой находится преступник;

4. запрашивающей страной не предоставлено гарантий защиты от пыток и жестокого обращения, а также неприменения к преступнику смертной казни;

5. правонарушение предусмотрено военным правом;

6. правонарушение, в связи с которым запрашивается лицо, рассматривается запрашиваемой страной как политическое или правонарушение, связанное с политическим правонарушением.

7. экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны, в которой оно находится;

8. экстрадируемым лицом получено право убежища.

Довольно часто на практике случается отказ запрашиваемой страной в экстрадиции в связи с отсутствием, по ее мнению, доказательной базы и оснований.

Но из перечисленных обстоятельств самыми интересными для рассмотрения являются последние три, поскольку именно они на практике являются наиболее частыми.

Наиболее встречающимися являются отказы в экстрадиции, связанные с получением запрашиваемым лицом гражданства страны, в которой его задержано. Это предусмотрено не только статьей 6 Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года, но и национальным законодательством подавляющего большинства стран.

Политическое преследование, как уже упоминалось, запрещается еще на стадии объявления в международный розыск. Но, если Генеральный Секретариат Интерпола не признает наличие указанного обстоятельства по общепринятым правилам, то у лица есть второй шанс, что запрашиваемая страна, все же признает политические мотивы экстрадиции. При этом, «беглец» даже может повлиять на это решение, предоставив собственные доказательства и аргументы.

Изучив ситуации, связанные с экстрадицией украинских граждан, действительно большое количество отказов связанно с тем, что запрашиваемому лицу или его адвокату удалось доказать, что запрос о выдаче осуществлен по политическим мотивам.

Указанные обстоятельства тесно связаны с получением права убежища, поскольку политическое преследование является основанием для получения права убежища, а право убежища служит основанием для получения гражданства (в некоторых странах, для упрощенной процедуры получения гражданства).

При этом, следует отметить то обстоятельство, что если лицо сможет получить гражданство или признать в какой-нибудь одной стране политические мотивы преследования, это не освобождает его от международного розыска и экстрадиции при выезде в другое государство. В этой связи только получение политического убежища дает возможность добиваться отмены международного розыска, ссылаясь на вышеупомянутую статью 3 Конституции Интерпола.

Таким образом, существуют основания полагать, что многочисленные препятствия для экстрадиции могут быть не только следствием ошибок страны, запрашивающей выдачу лица, но и результатом осуществленных действий в свою защиту запрашиваемого лица и его адвоката.

Подобные ситуации в многих случаях оказывают негативное влияние на борьбу с преступностью, но при этом, могут быть верным инструментом для защиты прав человека в случае неправомерного уголовного преследования и нарушения права на справедливый суд.

Как объявить обвиняемого в международный розыск?

#1 A_U A_U –>

. ТА Женщина (с) SH

  • Partner
  • 553 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    Сори, но поиск нынче не работает.
    А знать надо.

    УПК ответов не дает.
    По 210 только общие фразы
    в ФЗ об ОРД тоже ничего не нашла . может конечно плохо искала . хз
    в общем надо знать процедуру . как объявить чела в международный розыск

    Есть обвиняемый (но еще не осужденный) который несмотря на подписку о не выезде из города Н. всетки не только выехал из нашего славного города, но и за пределы РФ .
    более того, он постоянно туда-сюда ездит .
    нам точно известно, что он живет в Канаде . постоянно бывает в США и часто приезжает к нам . а наши славные органы все его “ищут” . дело приостановлено, до момента поимки ))

    Вот мы и решили объявить его в международный розыск .

    куда надо писать? о чем? ))
    может примерчики где есть глянуть?
    хотя бы примерно чтобы представлять .

    я так понимаю писать надо в ген прокуратуру .
    или я не права?

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #2 A_U A_U –>

    . ТА Женщина (с) SH

  • Partner
  • 553 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    прекрасно ))))
    ну, ок ) песочница, так песочница.

    ну так все таки, как?

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #3 scorpion scorpion –>

    Вот мы и решили объявить его в международный розыск .

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #4 A_U A_U –>

    . ТА Женщина (с) SH

  • Partner
  • 553 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    scorpion
    мы – это представители потерпевшего

    Добавлено немного позже:
    а по существу можно высказаться?
    или никто не знает, так же как и я? ))

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #5 scorpion scorpion –>

    мы – это представители потерпевшего

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #6 A_U A_U –>

    . ТА Женщина (с) SH

  • Partner
  • 553 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    то-то я не припомню, где в УПК написано о праве представителя терпилы объявлять злодея в розыск

    Ну, я понимаю конечно, что здесь песочница – и сам Бог велел постебаться над топискантнером . но посмеялись и будет, ок? )
    В УПК я вообще не нашла ничего о возможности подать в международный розыск . представителем или самим пострадавшим

    Если вам, так будет легче, заявление будет подписывать сам “терпила”
    так устроит?

    мы мне механизм опишите или нет?
    или на крайняк, носом ткните где написано – читать умею

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #7 Satrap Satrap –>

    В УПК я вообще не нашла ничего о возможности подать в международный розыск . представителем или самим пострадавшим

    писать надо в ген прокуратуру .

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #8 A_U A_U –>

    . ТА Женщина (с) SH

  • Partner
  • 553 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    • Наверх
    • Ответить
    • Цитата

    #9 Орокон Орокон –>

    возможно прилетающий Летчег (с)

  • Partner
  • 6899 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    органы все его “ищут” . дело приостановлено, до момента поимки

    Вот мы и решили объявить его в международный розыск .

    мы – это представители потерпевшего

    Анна, ты жжошь

    решение ведь очень простое и лежит прямо на поверхности – “паскильная спам-рассылка”, т.е. целенаправленно и последовательно долбать всячески конкретного следователя Петрова (в производстве которого находится дело), а затем его начальство жалобами во все вышестоящие и надзирающие органы по всей вертикали (уровня города, субъекта, фед. округа, марквы), чтобы возобновил УД и принял в установленном порядке меры, направленные на розыск лиходея

    тут ведь принцип “челнока”:
    1) сформулировать “рыбу” пасквиля (или парочку с незначительным изменением формулировок)
    2.) направить пасквиль (и) в первое (нижнее) звено,
    3) при получении ответов и отсутсвии результатов прикладывать их к обращениям в следующие, вышестоящие органы, с просьбой дать люлей гадам (в смысле, провости проверку, наказать невиновных и поощрить непричастных) и поставить на контроль
    4) . полученные ответы – к обращению в следующую инстанцию.

    Читайте также:  Как иностранцу открыть бизнес в России

    в общем, строго соблюдая последовательность “окучивания” по уровню, не забегая вперед
    причем в таких случаях креатив только приветствуется.
    например,

    “попросить” депутата /ов (гордумы, облдумы, госдумы) подписать и направить паскиль с указанием на повышенную социальную значимость, просто таки глобальную эк. проблему для данного региона, недопустимость игнорирования на местах решений 22 съезда партии .

    и/или “профильного” (по отрасли) чиновника из облправительства

    и/или члена местной (или уровня выше) общественной палаты

    и/или регионального партийного (ну ты поняла, из какой партии) бонзу, т.е. руководителя исполкома реготделения

    зы: и вот когда оборотни в погонах (с) устанут получать пинки сверху, или, как минимум, отписываться на весь этот многочисленный говноспам, процесс то и двинется в нужном направлении

    зызы: помню как то мы “зачелночили” под одному весьма “веселому” вопросу, по итогам – уже и проблема то разрешилась с нужным результатом, а всяческие ответы еще полгода приходили

    зызызы: тема не имеет правового содержания и подлежит направлению в Чавойту

    Сообщение отредактировал Орокон: 20 November 2010 – 05:04

    Международный розыск

    Международный розыск – это комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

    Ответственными за организацию международного розыска на территории РФ и его объявление за пределами являются розыскные подразделения МВД, УВД и НЦБ Интерпола МВД РФ. НЦБ Интерпола координирует розыскную деятельность между российскими и зарубежными правоохранительными органами.

    Органы внутренних дел РФ осуществляют международный розыск в случаях:

    – наличия достоверных данных о выезде разыскиваемых лиц из РФ в другие страны;

    – поступления запроса НЦБ Интерпола о розыске лиц, въехавших на территорию России ИЗ других стран (по инициативе правоохранительных органов зарубежных стран – членов Интерпола);

    Основанием для международного розыска является официальное обращение (запрос) органа внутренних дел, направляемое в НЦБ Интерпола в России. Оно должно быть максимально полным и содержать исчерпывающую информацию:

    – о событиях, фактах и лицах, составляющих предмет обращения;

    – наименования зарубежных городов и других населенных пунктов;

    – конкретные адреса, имена и фамилии физических лиц;

    – названия предприятий и учреждений.

    Одновременно в запросе относительно розыска преступника рубежом требуется сообщить следующее:

    – основания розыска (номер, дата возбуждения уголовного дела, статья уголовного кодекса, краткая фабула дела, предусмотренная законом мера пресечения);

    – избранную меру пресечения (указать дату и должность лица, утвердившего постановление);

    – целесообразность в случае обнаружения разыскиваемого установления контроля за его передвижением (в этом случае возможно получение от зарубежных коллег сигнальной информации о выезде данного лица из страны);

    – необходимость задержания разыскиваемого и последующая экстрадиция (выдача).

    Основанием розыска на территории России иностранных граждан служат официальные обращения правоохранительных органов зарубежных стран, поступающие в компетентные органы России по дипломатическим каналам и каналам Интерпола.

    Направляемые НЦБ Интерпола запросы и информация о розыске согласно предъявляемым международным требованиям имеют сроки рассмотрения:

    а) “немедленно” – в течение суток со дня поступления;

    б) “очень срочно” – в течение трех суток;

    в) “срочно” – в течение 5 суток;

    г) “обычно” – в течение 10 суток.

    Розыскные подразделения МВД, ГУВД, УВДТ, Восьмого главного управления:

    1 Готовят документы для объявления международного розыска и передают их в НЦБ Интерпола для последующего информирования зарубежных коллег.

    2 Рассматривают в установленные сроки поступившие из бюро запросы, информацию о розыске и проверке лиц.

    3 Дают задания конкретным органам внутренних дел (службам и подразделениям) по существу розыскных мер.

    Международный розыск осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами Международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

    Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск:

    – обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

    – уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или
    совершивших побег осужденных;

    – лиц, пропавших без вести.

    НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации и правоохранительных органов иностранных государств Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска.

    По вопросам, связанным с организацией и осуществлением международного розыска, с НЦБ Интерпола взаимодействуют:

    1) Генеральный секретариат, НЦБ Интерпола иностранных
    государств, представители правоохранительных органов иностранных
    государств, аккредитованные при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.

    2) Филиалы НЦБ Интерпола, подразделения криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; управления, управления МВД России; розыскные пения УВДТ, а также осуществляющие розыскную работу подразделения УРО МВД России.

    Правоохранительные органы, осуществляющие международный розыск, подготавливают документы, необходимые для объявления
    международного розыска и передают их в НЦБ Интерпола. Исполняют в установленные сроки поступившие из НЦБ Интерпола запросы о розыске и проверке лиц.

    Через НЦБ Интерпола возможно объявление международного розыска только на территории иностранных государств-членов Интерпола.

    Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий:

    – получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;

    – достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого
    родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской
    Федерации;

    – получена информация об имевшемся у разыскиваемого
    намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой
    целью.

    Лицо объявляется в международный розыск после либо
    одновременно с объявлением федерального розыска.

    При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно. Одновременно предпринимаются меры по незамедлительному объявлению лица в федеральный розыск. Международный розыск не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств-участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним.

    Через НЦБ Интерпола не осуществляется международный
    розыск обвиняемых и осужденных за совершение преступлений,
    носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

    Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или
    суда, объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при
    условии, что они обвиняются в совершении преступления средней
    тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.

    Уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания и
    совершившие побег осужденные объявляются в международный
    розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они осуждены к
    лишению свободы.

    В организации международного розыска по каналам
    Интерпола может быть отказано в том случае, если в соответствии с
    национальным законодательством того государства, на территории
    которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно
    опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый
    или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет
    уголовной ответственности.

    Обязательным условием объявления в международный
    розыск через НЦБ Интерпола обвиняемых и осужденных является
    избрание в отношении разыскиваемых меры пресечения в виде
    заключения под стражу.

    Одновременно с объявлением скрывшихся обвиняемых и
    осужденных в международный розыск инициатором розыска в
    Департамент пограничного контроля Федеральной пограничной
    службы Российской Федерации направляется в установленном порядке
    запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

    Объявление обвиняемых и осужденных в международный
    розыск через НЦБ Интерпола производится на основании
    обоснованного постановления об объявлении обвиняемого,
    осужденного в международный розыск. Постановление выносится сотрудником подразделения, осуществляющего розыскную работу, органа внутренних дел, который является инициатором объявления федерального розыска. Постановление утверждается начальником (заместителем начальника) подразделения, осуществляющего розыскную работу, подписывается начальником соответствующего органа внутренних дел и заверяется печатью.

    Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в
    международный розыск и другие материалы, необходимые для
    осуществления международного розыска обвиняемого, осужденного,
    отправляются в НЦБ Интерпола через филиалы либо через
    подразделения органов внутренних дел, которыми осуществляется проверка на предмет обоснованности объявления международного розыска, точности сведений и правильности оформления документов.
    Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск, является основанием для объявления международного розыска по каналам Интерпола с целью перечисленные в перечне сведений, необходимых для объявления в международный розыск обвиняемого, осужденного.

    К запросу прилагаются:

    1) постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск;

    2) копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения – заключения под стражу либо копия приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

    3) материалы, необходимые для идентификации разыскиваемого (фотографии, дактилоскопические карты).

    Направляемый в НЦБ Интерпола запрос об объявлении
    лица, пропавшего без вести, в международный розыск
    оформляется в соответствии с образцом и должен содержать сведения,
    перечисленные в перечне сведений, необходимых для объявления лица,
    пропавшего без вести, в международный розыск.

    К запросу прилагаются постановление об объявлении лица, пропавшего без вести, в международный розыск и материалы, необходимые для идентификации разыскиваемого (фотографии, дактилоскопические карты, стоматологические карты).

    Получив запрос об объявлении обвиняемого, осужденного
    или лица, пропавшего без вести, в международный розыск, НЦБ Интерпола (филиал) проверяет его на предмет соответствия вышеизложенным требованиям. На основании изучения поступившего запроса могут быть приняты следующие решения:

    – о принятии мер по выполнению запроса об объявлении международного розыска;

    – о необходимости запросить дополнительные сведения, когда полученной информации недостаточно для объявления международного розыска;

    – об отказе в объявлении международного розыска (если не
    соблюдены условия объявления международного розыска).

    О принятом решении НЦБ Интерпола (филиал) извещает
    орган, от которого поступил запрос об объявлении международного
    розыска. В данные органы направляется извещение НЦБ Интерпола о мерах,
    принятых с целью организации международного розыска
    обвиняемого, осужденного, и полученных в ходе розыска результатах, либо извещение НЦБ Интерпола о мерах, принятых с целью организации международного розыска лица, пропавшего без вести, и полученных в ходе розыска результатах. При объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в международный розыск НЦБ Интерпола, использует следующие возможности:

    а) направление запроса о розыске в одно или несколько государств-членов Интерпола;

    б) направление запроса о розыске во все иностранные государства-члены Интерпола;

    в) подготовка и передача в Генеральный секретариат ходатайств
    об издании международных уведомлений:

    1) международного уведомления о розыске лица, пропавшего без вести – YELLOW NOTICE;

    2) международного уведомления о розыске обвиняемого с целью установления его местонахождения – BLUE NOTICE;

    3) международного уведомления о розыске обвиняемого, с целью его ареста и выдачи – RED NOTICE.

    Запрос об объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в международный розыск направляется во все государства-члены Интерпола в том случае, если:

    – оперативно-розыскные мероприятия, проведенные на территории тех иностранных государств, где у разыскиваемого имеются связи и где он мог находиться, результатов не дали;

    – либо если при наличии подтвержденных сведений о выезде
    разыскиваемого за пределы Российской Федерации, информации о его
    возможном местонахождении и связях не имеется.

    Ходатайство об издании международного уведомления – YELLOW, BLUE или RED NOTICE – направляется в Генеральный секретариат через один год после направления во все государства-члены Интерпола запроса об объявлении обвиняемого, подозреваемого или лица, пропавшего без вести, в международный розыск в том случае, если принятыми мерами установить место нахождение разыскиваемого не удалось. Ходатайство об издании международного уведомления о розыске обвиняемого, осужденною с целью его ареста и выдачи RED NOTICE – направляется в Генеральный секретариат только в том случае, если в НЦБ Интерпола из Генеральной прокуратуры Российской Федерации поступило подтверждение того, что в случае обнаружения или задержания на территории иностранных государств-членов Интерпола разыскиваемого обвиняемого, осужденного его выдача будет запрошена в установленном порядке.

    После передачи в НЦБ Интерпола либо в филиал запроса
    об объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без
    вести, в международный розыск инициатор международного розыска
    информирует НЦБ Интерпола либо филиал:

    – о поступлении дополнительных сведений о возможном
    местонахождении разыскиваемого лица и его связях в иностранных
    государствах;

    – о необходимости продолжения международного розыска, для
    чего до истечения годичного срока объявления лица в
    международный розыск направляет соответствующее подтверждение – ежегодное уведомление о необходимости продолжения международного розыска. Уведомление о необходимости продолжения международного розыска должно направляться в НЦБ Интерпола либо в филиал не реже одного раза в год;

    – о прекращении международного розыска. Копия постановления о прекращении международного розыска передается НЦБ Интерпола либо в филиал в течение 2 суток с момента вынесения постановления. Филиал передает постановление в НЦБ Интерпола в срок не более 2 суток с момента получения.

    Если в ходе осуществления международного розыска из
    НЦБ Интерпола иностранных государств в адрес НЦБ Интерпола
    поступает сообщение о связях и возможном местонахождении
    разыскиваемого, НЦБ Интерпола предпринимаются меры по
    активизации международного розыска. О поступившем сообщении и о
    мерах по активизации международного розыска НЦБ Интерпола
    либо филиал информирует инициатора международного розыска.

    По своему усмотрению НЦБ Интерпола может расширить
    регион международного розыска как лиц, пропавших без вести, так и
    обвиняемых, осужденных. О расширении региона международного розыска НЦБ Интерпола либо филиал уведомляет инициатора международного розыска.

    Срок международного розыска ограничивается одним годом. Для его продолжения в НЦБ Интерпола следует ежегодно направлять уведомление о необходимости продолжения международного розыска.

    Сведения о лице, находившемся в международном розыске,
    хранятся в банке данных НЦБ Интерпола в течение 5 лет с момента
    прекращения розыска, если за это время не поступит каких-либо
    дополнительных сообщений о данном лице.

    Поможем написать любую работу на аналогичную тему

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию