Принятие градостроительного кодекса

Что такое градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрК РФ)?

Какие нормы регулируются

Что представляет собой Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), для чего он принят, какие отношения регулирует, кто и как занимается его редактированием? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете после ознакомления с этой статьёй.

Градостроительный кодекс Российской Федерации — это закон федерального значения. Он был принят в самом конце 2004 года с целью:

    упорядочения действия норм других законодательных актов, которые регулируют проведение строительно-монтажных (СМР) и реконструкционных работ; повышения объёма СМР; развития рынка коммерческой и жилой недвижимости.

Он устанавливает нормы и правила, которые обязаны затем использовать компании всех форм собственности и граждане РФ при осуществлении ими строительно-монтажных или реконструкционных работ.

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение
Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Навигация по странице:

  • Какие нормы регулируются
  • Задачи законодательства
  • Структура кодекса
  • Последовательность территориального планирования населённого пункта
  • Кто и как редактирует кодекс
  • Законы до нового ГК РФ

Рекомендации

Получите гарантированную скидку 10% за первое обращение
Спасибо!

Ваша заявка принята, ожидайте звонка нашего специалиста.

Навигация по странице:

  • Какие нормы регулируются
  • Задачи законодательства
  • Структура кодекса
  • Последовательность территориального планирования населённого пункта
  • Кто и как редактирует кодекс
  • Законы до нового ГК РФ

Рекомендации

Какие нормы регулируются

Что представляет собой Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), для чего он принят, какие отношения регулирует, кто и как занимается его редактированием? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете после ознакомления с этой статьёй.

Градостроительный кодекс Российской Федерации — это закон федерального значения. Он был принят в самом конце 2004 года с целью:

    упорядочения действия норм других законодательных актов, которые регулируют проведение строительно-монтажных (СМР) и реконструкционных работ; повышения объёма СМР; развития рынка коммерческой и жилой недвижимости.

Он устанавливает нормы и правила, которые обязаны затем использовать компании всех форм собственности и граждане РФ при осуществлении ими строительно-монтажных или реконструкционных работ.

Задачи законодательства

Цель Градостроительного кодекса — отрегулировать отношения между государственными органами власти, юридическими и физическими лицами, которые непосредственно:

    связаны с проведением:

      изыскательных работ, проводимых инженерными службами; территориального планирования на федеральном и региональном уровнях; СМР и реконструкционных работ, а также капремонта; проектирования при проведении архитектурных работ; работ по планировке конкретных территорий; мероприятий, которые сделают безопасными проводимые СМР и позволят предотвратить возникновение на объектах чрезвычайных ситуаций; инженерных изысканий.

    касаются получения статуса саморегулируемой организации, её последующей деятельности, правового положения и порядка ликвидации; связаны с созданием и обустройством искусственных земельных наделов; касаются сбора информации и её обработки при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ.

Структура кодекса

Последняя редакция ГрК РФ, кроме Общих положений, включает в себя восемь основных и две дополнительные главы. В них содержится информация, связанная с:

    определением полномочий структур федеральных, региональных и местных органов власти; планированием территорий, находящихся в ведомстве федеральных органов власти; проведением мероприятий по разбитию территории на зоны; планированием конкретного ЗУ; проведением строительно-монтажных или реконструкционных работ; деятельностью застройщика, подрядчика и других участников строительства в области градостроительного законодательства; определением ответственности за нарушение норм и правил, установленных градостроительным законодательством; использованием градостроительных норм в городах, получивших федеральный статус.

Последовательность территориального планирования населённого пункта

Для проведения территориального планирования любого населённого пункта необходимо пройти три основных этапа.

Создание проекта схем планирования территорий РФ и их утверждение

Схему планирования утверждает Правительство РФ. При этом учитывают проводимые инженерными службами изыскания, существующие регламенты в области СМР, используемые положения о планировании территорий различных уровней и другую документацию.

Перед утверждением проекты этих схем согласуют с заинтересованными госорганами с учётом использования норм статьи 12 ГрК РФ. После утверждения они в течение трёх дней направляются в территориальные или муниципальные органы власти, которые могут внести свои предложения и изменения.

Согласование проекта

В случае внесения изменений и правок проект согласуют с территориальными органами власти субъекта РФ. Для этого последний действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации отводит не более трёх месяцев.

Отсутствие отрицательной резолюции от территориального органа власти является положительным результатом. После этого схема направляется в местный нижестоящий территориальный орган власти. Его представители анализируют документы и в течение 30 дней готовят своё заключение. При отсутствии отрицательного решения считается, что муниципальный орган дал своё согласие на проект схемы планирования.

Обратите внимание!

Получив от местного органа власти соответствующее заключение, орган исполнительной власти соответствующего субъекта принимает окончательное положительное или отрицательное решение на составление схемы планирования конкретной территории.

Заключительный этап реализации согласованной схемы

После утверждения схемы в течение трёхмесячного срока она должна быть реализована путём подготовки соответствующего плана.

План реализации включает в себя:

    период времени, в течение которого будут подготовлены документы:

      по планированию участка, предназначенного для возведения строений; уточняющие границы ЗУ, предназначенных для строительства здания или сооружения;

    время для подготовки проекта СМР и сроки возведения здания (сооружения), получившего статус государственного; финансовое обоснование применяемой схемы перед началом проведения СМР или реконструкционных работ.

Что такое градостроительный кодекс Российской Федерации?

Участники строительства должны знать, что такое Градостроительный Кодекс Российской Федерации, из каких разделов он состоит, и что регламентирует. По сути, это комплекс законодательных актов, описывающих правила застройки, планирования и благоустройства поселений, выдачи разрешений на строительство, формирования инфраструктуры, основы охраны окружающей среды, ответственности и нюансы взаимодействия субъектов правоотношений.

Последняя редакция ГрК РФ действует с 30 сентября 2017 года. В ней определены главные правила застройки, а также точно указаны зоны, разрешенные для реконструкции, строительства и иных действий подобного характера. Документ имеет особую важность в градостроительной сфере. Главной целью создания нового ГрК РФ 2017 года было исключение произвола и нарушения закона в строительном секторе.

Ниже рассмотрим, что такое ГрК РФ, что регулирует документ, из каких разделов состоит, как производится планирование города, и какие органы выполняют работу по редакции документа.

Что такое градостроительный кодекс?

Если рассматривать определение, ГрК РФ (Градостроительный кодекс Российской Федерации) — это закон, устанавливающий нормы и правила в сфере градостроительной деятельности на территории РФ. В нем определены главные требования к проведению следующих работ:

  • Градостроительное зонирование.
  • Архитектурно-строительное планирование.
  • Планировка территорий.
  • Территориальное планирование.

Сила ГрК РФ распространяется и на строительный сектор — возведение, ремонт и восстановление объектов капстроительства. Оформление документа вызвано рядом причин:

  • Упорядочивание положений и других законодательных актов.
  • Повышение объемов строительства.
  • Развитие рынка доступного жилья для людей.

В ГрК РФ четко указываются компетенции участников градостроительного сектора, указывается иерархия подчиненности и полномочия различных органов власти. Это упрощает процесс реализации механизмов взаимоотношений органов.

Что он регулирует?

Задача градостроительного кодекса заключается в регулировании:

  1. Градостроительных взаимоотношений, которые связаны с работой, направленной на развитие определенных зон (городов и других поселений) — инженерные изыскания, территориальное планирование, строительство и восстановление объектов капстроительства, архитектурно-строительное проектирование, планировка территории, капремонт (работы, при которых затрагивается безопасность объекта).
  2. Отношений, связанных с предотвращением ЧС и устранением их последствий, а также принятием мер по гарантированию безопасности строительства.
  3. Отношений, связанных с получением и прекращением статуса СРО, деятельностью СРО, определением правового положения, использованием мер дисциплинарного воздействия и установлением порядка СРО.
  4. Отношений, имеющих связь с обустройством искусственных участков земли.

Структура градостроительного кодекса

ГрК РФ состоит из девяти основных и двух дополнительных глав. В них описываются:

  1. Общие положения.
  2. Полномочия структур госвласти РФ, структур госвласти субъектов РФ и местного самоуправления.
  3. Территориальное планирование.
  4. Градостроительное зонирование.
  5. Планирование территории.
  6. Строительство и реконструкция объектов капстроительства, архитектурно-строительное проектирование.
  • Саморегулирование в секторе строительства и восстановления зданий капстроительства, архитектурно-строительное проектирование, регулирование в сфере инженерных изысканий.
  • Эксплуатация объектов (зданий и сооружений).
  1. Обеспечение градостроительной деятельности в информационном секторе.
  2. Ответственность за нарушение закона ГрК РФ.
  3. Особенности ведения деятельности в секторе градостроительства в городах, имеющих федеральное значение (Санкт-Петербург, Москва).

Как производится планировка города?

Территориальное планирование города представляет собой комплекс работ.

Подготовка и последующее утверждение схем планирования территории РФ

Такие схемы утверждаются правительством РФ. Если речь идет об оборонных объектах или имеющих отношение к безопасности, их утверждение производится в особом порядке, установленном законодательством РФ. Создание схем производится с учетом инженерных изысканий и действующих регламентов в строительной сфере, положений о планировании территории РФ, предложений заинтересованных лиц и других документов.

До утверждения проекты схем рассматриваются и согласовываются (до утверждения) с заинтересованными структурами госвласти с учетом ст. 12 ГрК РФ. Проекты схем должны быть опубликованы в порядке, который установлен для официальной публикации нормативных актов РФ и других документов. Процесс организуется не меньше, чем за 3 месяца до утверждения с последующим размещением на офсайте Правительства РФ.

Заинтересованные органы вправе выдвинуть свои предложения в отношении проектов схем территориального планирования РФ. Последние должны быть опубликованы с учетом действующего порядка и размещены на официальном ресурсе Правительства.

Схемы планирования территории РФ в срок до 3-х суток с момента утверждения передаются в высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ и органы муниципального управления, отвечающих на территории, для которых созданы схемы планирования. Обладатели прав на линейные объекты, сооружения капстроительства и земельные участки могут оспорить схемы территориального планирования, если внесенные изменения каким-либо образом их нарушают. Защита интересов производится с привлечением судебных органов власти.

Органы госвласти РФ, субъекты местного управления, а также заинтересованные стороны (обычные граждане и компании) вправе вносить предложения о внесении изменений в схемы. Эта работа выполняется с учетом требований ГрК РФ. Особенность и порядок подготовки проектов планировочных схем РФ, а также нюансы внесения изменений устанавливается Правительством РФ. Если речь идет об объектах, связанных с оборонным сектором и безопасностью, порядок изменений и публикации происходит с учетом действующего законодательства по отношению к государственной тайне.

Согласование проекта схем планирования территории РФ

Проект схем планирования территории РФ должен быть согласованы с органами госвласти субъекта РФ в ситуациях, если новые предложения подразумевают внесение правок в уже существующие документы, касающиеся территориального планирования, границ земель сельхоз назначения, земель природоохранного назначения и участков, находящихся во владении субъекта. Кроме того, обязательно согласование вопросов, которые связаны с размещением сооружений капстроительства государственного значения, которые в будущем могут негативно повлиять на окружающую среду.

Другие вопросы могут не согласовываться при подготовке проекта схемы планирования территории. Сроки согласования не должны быть больше 3-х месяцев с момента направления в высшие органы госвласти субъектов РФ по отношению к территориям, для которых готовится проект такой схемы планирования территории. Это касается и участков, на которые планируемое сооружение может оказать негативное влияние.

Если высший орган не дал свою резолюцию в установленный на законодательном уровне период, считается, что он согласился на внедрение проекта схемы планирования территории РФ. Высший орган госвласти РФ субъекта РФ передает проект схемы органам на местах в отношении территорий, для которых подготовлена документация. Местные органы, в свою очередь, рассматривают полученные документы, изучаются аспекты по изменению границ участков, правил землепользования и вопросы в отношении объектов, возведение которых может негативно сказаться на окружающей среде.

На подготовку заключения местными органами власти дается не больше 30-ти дней с момента подготовки документов. Если в течение этого периода решение не поступило, по умолчанию считается, что они согласны с таким проектом схемы планирования территории РФ.

Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ на базе полученного заключения от местных органов (если оно передано) готовит итоговое заключение на проект схемы планирования территории РФ. В нем может быть положение о несогласии с проектом с обоснованием такого решения. Если несколько различных субъектов не согласны с проектами, в течение 30-ти дней создается согласительная комиссия, которая работает в течение 3-х месяцев. Ее задача заключается в решение вопросов согласования вопросов с субъектами РФ. Результатом ее работы является:

  • Выдача документа, подтверждающего согласование проекта схемы планирования территории РФ, и подготовка к утверждению схемы с внесенными правками (с учетом рекомендаций местных органов).
  • Подготовка материалов в текстовом и графическом виде по вопросам, которые требовали первоочередного согласования.

В указанных бумагах и материалах могут содержаться предложения по исключению из проекта материалов по вопросам, которые не были согласованы. Они могут найти отражение на графической части с целью визуального отображения моментов, заслуживающих наибольшего внимания. Также указывается план согласования вопросов, которые появились после утверждения схемы планирования территории РФ.

На базе бумаг, переданных согласительной комиссии, решается вопрос о дальнейшем утверждении схемы планирования территории РФ или об ее отклонении. В последнем случае документ может быть отправлен на доработку и последующее внесение изменений для согласования всеми участниками. При этом общий порядок согласования проекта схемы устанавливает Правительство РФ.

Воплощение в реальность схемы территориально планирования

Если все вопросы согласованы, на последнем этапе осуществляется внедрение плана в течение 3-х месяцев с момента утверждения. В плане по реализации схемы указываются следующие вопросы:

  • Сроки подготовки бумаг по планированию территории для возведения объектов капстроительства, уточняются границы наделов земли для размещения таких сооружений.
  • Период подготовки проекта и сроки возведения объекта капстроительства государственного значения.
  • Финансовое и экономическое обоснование схемы планирования.

Кто занимается редакцией кодекса, и как часто это делают?

Как отмечалось в начале статьи, Градостроительный Кодекс — закон субъекта РФ, который утверждает внесенные изменения и придает им законодательную силу. Рекомендации по внесению правок вносятся уполномоченными органами в сфере строительства, после чего изучаются местными органами власти. На основании заключения субъектами РФ принимается решение о возможности утверждения изменений.

Градостроительный кодекс принят 22 декабря 2004 года, после чего в него регулярно вносятся изменения со средней периодичностью два раза в год.

Правовое регулирование в градостроительстве 1997г?

– какими документами регулировалась градостроительная деятельность в 1997 году (в части строительства и ввода в эксплуатация многоквартирного дома).

– какой обязательный перечень документов должен был быть в 1997 году для сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию в 1997г.

Спасибо за качественные ответы!

18 Марта 2016 13:41

    градостроительство, участок многодетным семьям коммуникации, Акт бытового обследования, Акт законченного строительством объекта, Акт законченного строительства, Акт приемки законченного строительством объекта, Акт приемки строительных работ, Акт скрытых работ в строительстве, Акт технического освидетельствования, Акты государственного управления, Акты материального обследования, Анализ имущества
  • Поделиться

Ответы юристов ( 5 )

  • 1561 ответ
  • 545 отзывов

Здравствуйте. В 1997 году, до принятия Градостроительного кодекса, действовал Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации», однако, до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации вопросы ввода объекта в эксплуатацию не были должным образом урегулированы, и регламентировались региональными подзаконными нормативными актами.

  • 2054 ответа
  • 1250 отзывов

— какими документами регулировалась градостроительная деятельность в 1997 году (в части строительства и ввода в эксплуатация многоквартирного дома).

До введения в действие Градостроительного кодекса правоотношения в части ввода в эксплуатацию регулировались Постановлением Совмина СССР от 23 января 1981 г. № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также Постановлением Совмина РСФСР от 8 июня 1981 г. N 302 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов».

— какой обязательный перечень документов должен был быть в 1997 году для сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию в 1997г.
Татьяна

Если МКД возводился с привлечением субподрядных организаций, то приемочной комиссии также представлялись следующие документы:

СНиП 3.01.04-87. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения”
(утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84)
(ред. от 18.11.1987)

3.5. Генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:
а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;
б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

  • 7567 ответов
  • 3132 отзыва

Уважаемая Татьяна! Здравствуйте! То, что действовали строительные нормы и правила (СНиПы) — это точно, в частности, СНиП 3.01.04-87, СНиП 10-01-94, СНиП 42-01-2002, ГОСТ Р 1.5-2002, ГОСТ Р 51872-2002. Также надо еще смотреть и региональное законодательство на 1997 год.

Касательно перечня документов при приемки МКД:

Приложением И к СНиП 3.01.04-87 установлен пакет документов для приемочной комиссии, как-то;

1. Разрешение на строительство.
2. Акт пользования земельным участком.
3. Разрешение на производство строительно-монтажных работ.
4. Комплект документации, предъявляемой рабочей комиссии в соответствии с приложением.
5. Акт рабочей комиссии.
6. Справка об устранении недоделок и замечаний, выявленных рабочей комиссией.
7. Перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию.
8. Документ на специальное водопользование.
9. Документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком.
10. Документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализа фунтовых вод.
11. Паспорта на оборудование и механизмы.
12. Акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 4.2 данных правил.
13. Справка об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями.
14. Справка об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.
15. Справки эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормаль.
16. Справка о фактической стоимости строительства, подписанная заказчиком и подрядчиком.
17. Справка бюро технической инвентаризации с указанием реестрового номера объекта.
18. Справка на озеленение и устройство.
19. Предписание органов Госархстройнадзора в случае переноса работ по благоустройству, озеленению и отделке фасадов.
20. Акты приемки наружных сетей освещения, телефонизации, радиофикации, телевидения, насосной, трансформаторной подстанции, пожарного гидранта.
21. Акты испытания воды на бак-хим. анализ, гамма-фона здания, замеры шумов по лифтам и другого технологического оборудования.
22. Акты испытания и наладки лифтов.
23. Акты испытания на комплексное опробование оборудования.
24. Декларация промышленной безопасности в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение опасных производственных объектов, подлежащих декларированию согласно Федеральному закону № 116-ФЗ. (ПОЯВИЛОСЬ ПОЗДНЕЕ)
25. Заключения экспертиз промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение опасного производственного объекта, технических устройств, зданий и сооружений на опасном производственном объекте, а также декларации промбезопасности.

Особенности градостроительного кодекса

Градостроительный кодекс – основополагающий законодательный документ, регламентирующий процедуры строительства, разграничение и использование земель и прочие аналогичные вопросы.

Содержание

Градостроение — это правовой режим, учитывающий характеристики застраиваемых территорий (что располагается на поверхности и под ней, учет этих нюансов в ходе стройки и т. д.) ГрК работает только с сопутствующей документацией, указывающей на правомерность землепользования и владения объектами, зарегистрированными в границах застраиваемых участков. Также в нем предусмотрена возможность комбинирования текущего и перспективного предназначения земель под капстроительство, если в наличии документы с планировкой всех существующих объектов и населенных пунктов.

Действие не затрагивает территории:

  • с памятниками, внесёнными в госреестр как объекты культурного наследия;
  • с линейными объектами;
  • где добываются полезные ресурсы;
  • относящиеся к владениям лесфонда;
  • с присутствием поверхностных вод;
  • особые природоохранные зоны.

Законодательные регламенты

Законодательство о градостроительной сфере регулирует все отношения, касающиеся архитектуры, планировки и зонирования территорий, капремонта, а также конструктивных характеристик при проведении оного. Согласно установленным правовым нормам к данным процедурам также имеют отношение другие кодексы: лесной, водный и земельный. Равным образом сюда относятся особо охраняемые объекты природы и культнаследия.

Главными элементами в регулировании взаимоотношений в градостроительстве являются их субъекты, так как они оказывают основные регулятивные действия относительно поведения других участников. Проще говоря, купить жилплощадь, предоставить разрешение на застройку площади — значит, совершить определённое взаимодействие с субъектом.

Участники отношений

Главным субъектом отношений в ГрК является Российская Федерация, затем муниципалитет, организации или физлица. Область рассматриваемых отношений подразделяется на три вида участников:

  1. Императивные субъекты гос. регулирования. Во 2 главе комментируемого кодекса обозначены все полномочия этой группы участников.
  2. Застройщики, которые непосредственно участвуют в производстве строительства и капремонта.
  3. Участники, несущие ответственность за нарушение законов в градостроительстве.

Физлицо, реализующее деятельность как ИП без создания юридического лица, может стать участником регулируемых отношений только в том случае, если оформлена госрегистрация в органах власти.

Для всех наделов на территории РФ создаётся специальная схема расселения, именуемая Генеральной. В ней показаны цели правительственной политики, система расселения, а также её развитие и зоны. Существуют ещё и консолидированные планы. Они разрабатываются для двух и более регионов РФ, а также их отдельных частей. Главная цель таких разработок — взаимовыгодные условия при планировке между субъектами и непосредственно управомоченным органом РФ. Сам проект застройки определённого надела может составляться и по инициативе градостроителя.

В городской край включают земли, относящиеся к перспективному развитию. Они чаще называются пригородной зоной. В таких зонах существует зелёная маркировка, носящая санитарно-гигиенические функции. Зонирование пригородов проводится в комплексных схемах с учётом лесной строительной документации. Для возведения предприятий и всякого рода учреждений для обслуживания населения, а также дорог и озеленения создаётся определённый проект, в котором расписана вся детальная планировка вышеуказанных объектов.

В состав пригородного района могут также входить объекты, размещённые за чертой поселения. Такие объекты обычно разделяют природную и хозяйственную площади (как пример: зона отдыха, резервные земли и т. д.).

Законодательство

Законодательство о градостроительстве состоит из действующего кодекса и ряда иных нормативных актов РФ. Обновлённая версия Градостроительного кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2006 года, опубликована Российской газетой N 297, 31.12.2005.

Правила безопасности градостроительных работ применяются в процессе строительства, профилактики чрезвычайных ситуаций природного происхождения, а также удаления их последствий, если таковые отношения не регулируются законами Российской Федерации.

Существуют комментарии, которые описывают рекомендательные действия при решении многих вопросов, касающихся градостроительной деятельности, но опираться следует только на высокий авторитет и силу аргументаций конкретных авторов.

Из практики в суде

По результатам исследования судебной практики касательно дел о признании прав собственности на самострои, а также ответных исков от муниципальных органов на разбор нелегально возведённых объектов чаще всего имеет длительный и сложный судебный процесс. Ввиду отсутствия аргументов у истца-коммерсанта о правах на самовольно построенный объект, равно как и у ответчика (муниципального органа) по сносу самостроя из-за ведения в нем коммерческой деятельности, подобные вопросы решаются в судах общей юрисдикции. Тот факт, что главным предметом спора является нежилое помещение, которое также может применяться в предпринимательстве никак не влияет на разрешение судебного дела, поскольку закон не запрещает физлицам владеть недвижимостью, относящейся к нежилой.

Если же у гражданина, владеющего самовольным строением, имеется статус ИП, но отсутствуют данные об использовании этого объекта в коммерческой деятельности — нет причины для отклонения дела о сносе объекта на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.

По решению районного судьи по иску, не подведомственному общей юриспруденции, прекращено дело по заявлению граждан Д. и Е. к городской администрации о признании прав собственности на нелегально построенное здание — торговое помещение. Отменив данный вердикт, судебная коллегия следующей инстанции заключила, что дело подсудно общей юрисдикции. Так как истцы, согласно предоставленным доказательствам, не зарегистрированы как предприниматели и не занимаются коммерческой деятельностью. Это обстоятельство оказалось главным поводом для подачи судебного заявления о признании прав на самовозведённое здание. Также указано об отсутствии информации о том, что эта постройка используется в целях извлечения прибыли.

Взаимодействие с обществом в градостроительных целях

СтепеньВид
Сбор документации по территориальному планированиюПубличные слушания о вредных факторах и размещении опасных объектов на поселенческих территориях
Подготовка генпланаПубличные слушания
Сбор подготовительных правил по использованию надела для застройкиПубличные слушания по заявлениям о нарушениях поставленных правил касательно застраиваемых площадей

Общие положения

Стандартно под градостроением воспринимается деятельность, принцип которой — застройка и развитие поселений на определённых территориях. Базой для регулирования отношений, возникающих в процессе градостроительства, служит ст. 51 ГрК РФ в последней редакции с комментариями.

Существуют определённые понятия, действующие в целях настоящего кодекса, а именно:

  • градостроительство — это комплекс работ по застройке земель и всех видов поселений. Такая деятельность реализуется путём планировочных, архитектурных, строительных, ремонтных работ, зонирования и реконструкции;
  • территориальное планирование — возведение целевых площадок и зон под будущие объекты кап.застройки в целях государственной или муниципальной необходимости;
  • сбалансированное формирование территорий — создание безопасных условий жизнедеятельности во время градостроительных работ, а также соблюдение стандартных правил использования природных резервов в интересах последующих поколений;
  • зоны, выделяемые в соответствии с законодательством — санитарные, защитные, водоохранные, охраняемые объекты культурного наследия (памятники, стелы и т. д.);
  • зоны целевого функционирования, где документально распланированы границы, а также их назначение;
  • градостроительное зонирование — распределение поселенческих площадей по особому регламенту;
  • общие правила застройки — основной свод норм градостроительного зонирования. В этом регламенте изображены зоны для будущей застройки, а также определён порядок использования этого документа и корректировок в нём;
  • регламент градостроения — разрешение на установление конкретных границ, а также применения поверхности в ходе застройки;
  • общественные территории — зоны, которыми пользуется основная часть населения (скверы, улицы и т. д.);
  • строительство — возведение всех видов построек;
  • реконструкция — видоизменение всех характеристик капстроительства (размер площади, производственных мощностей и техобеспечения). Этот пункт принят в использование после редакции в 2006 году согласно акту 210-ФЗ;
  • застройщик — физлицо или компания, на конкретном участке обеспечивающие застройку или реконструкцию.

Из этого следует, что ГК РФ— это основной законодательный акт, который регулирует все действия, касающиеся градостроительной деятельности.

Основные принципы

Согласно закону существует определённый перечень требований, которые должен предоставить застройщик:

  • создание сбалансированного развития территорий, основываясь на зонах застройки;
  • создание особого учёта по экономическим, социальным и экологическим факторам при строительстве;
  • предоставление соответствующих условий людям с ограниченными возможностями;
  • реализация застройки согласно правилам использования земель;
  • предоставление свободы действий для субъектов, принимающих прямое участие в градостроительстве;
  • соблюдение всех требований по техрегламенту;
  • исполнение всех норм безопасности проведения градостроительных работ, а также ответственность за их нарушение;
  • возмещение ущерба вследствие нарушения требований согласно законодательству.

Градостроительный Кодекс РФ 2019: это надо знать

Градостроительный Кодекс РФ (ГрК РФ) — это закон, который необходимо соблюдать, например, в случае, если вы решили переделать свою собственную квартиру, дачу или дом. Даже если это ваша собственность, перестройку необходимо согласовывать с государственными органами.

Сохраните время и нервы, узнайте, что требует закон. Для экономии времени, чтобы знать в какой главе искать ответ на тот или иной вопрос, дано краткое описание каждой главы.

Хорошо знать этот документ для общего понимания. В нём содержится информация о правах и участии граждан в развитии благоустройства города или посёлка, где вы живёте.

Градостроительный кодекс РФ: ошибочные трактовки

Обратите внимание на то, каким образом искажается концепция ГрК РФ с точки зрения одного из его разработчиков. Он сам рассказывает об этом в видео ниже.

Создан с мыслью о том, чтобы сделать любое поселение России максимально благоприятным для проживания. Для этого сформулированы правила

  • планирования, застройки и благоустройства населённых пунктов:
  • строительства дорог,
  • прокладывания электрических, газовых, коммуникационных и других инженерных сетей,
  • жилья, лечебных учреждений, культурных и торговых центров, учебных заведений, предприятий и т. д.

Учтены факторы ведения градостроительной деятельности:

  • потребительский (районы проживания),
  • природно-ресурсный (как обеспечить охрану лесов, водоёмов, чтобы сохранить чистоту воды, воздуха и т. п.),
  • транспортный (доступность населению необходимых объектов),
  • культурный (как рационально использовать историческое и культурное наследие) и другие.

Так же закон определяет ответственность и порядок действий всех, кто имеет к этому отношение (чиновников, строителей, заказчиков строительства, владельцев недвижимости и т.д).

А что имеем? Слушайте.

Незнание НЕ освобождает от ответственности: что может быть, если не знать ГрК РФ 2019?

В нём перечислены требования к механизму всех разрешённых перемен при обустройстве жилой и коммерческой недвижимости. Чтобы избежать будущих серьёзных проблем, прежде чем начинать что-то переделывать, строить или проводить капитальный ремонт необходимо почитать Градостроительный Кодекс, его последнюю версию.

В противном случае собственников ждут не только штрафы, но и принудительное разрушение выстроенных сооружений или перепланировок, чтобы вернуть объектам первозданный вид, закреплённый в правоустанавливающих бумагах.

Если знать последнюю редакцию ГрК РФ, то…

Вам обеспечена безопасность, эффективность и техническая грамотность, если знать последнюю версию Градостроительного Кодекса РФ.

  • Вы учтёте все важные факторы для проведения своих работ.
  • Будете понимать ответственность органов власти различного уровня в обеспечении контроля и строительства.
  • Осуществите работы исключительно на базе предварительного планирования, зонирования и с учетом предназначения земель.
  • Обеспечите соблюдение и, при необходимости, разработку технического регламента.
  • Избежите финансовых потерь на возмещение вреда и убытков, причиненных в результате несоблюдения действующего законодательства.
  • Внесёте вклад в сохранение экологии, культуры и истории.

Например, у вас есть участок земли, где вы хотите построить дом. Необходимо согласовать своё желание с архитектурным отделом местной администрации. Составить градостроительный план, на котором будут обозначено, где проложены коммуникации, соблюдены санитарные и противопожарные нормы. Ваш будущий дом должен соответствовать общему плану района и т.д. Аналогичные требования есть к переделке имеющейся недвижимости, её реконструкции.

Градостроительный Кодекс РФ 2019: о чём говорит каждая глава

По своей структуре Градостроительный кодекс состоит из 9 глав.

Что, где, когда: общие положения (гл.1, ст. 1 — 5)

Статьи с 1 по 5 первой главы устанавливают

  • основные понятия, используемые в Кодексе;
  • основные принципы данного закона;
  • отношения участников,
  • а также дают определения субъектов градостроительных отношений.

Это надо знать всем обязательно, чтобы правильно понимать закон.

В этой главе Кодекс закрепляет свой статус: никакие другие законы и нормативные акты (на любом уровне) не могут ему противоречить. То есть последнее слово за ГрК.

Кто за что отвечает: полномочия государственных органов (гл.2, ст. 6 — 8.2)

Во 2 главе, в статьях с 6 по 8.2 определяются права

  • органов государственной власти Российской Федерации,
  • органов государственной власти субъектов РФ и
  • органов местного самоуправления в области градостроительства, а также
  • условия передачи этих прав для выполнения определённых задач в области градостроительной деятельности и прав в области контроля за соблюдением законодательства.

Образование цены и сметное нормирование (гл. 2.1, ст.3. 8 — 8.4)

Глава 2.1 (статьи с 3.8 по 8.4) даёт нормы ценообразования и смет, определяет Федеральный реестр сметных нормативов.

Как влиять на благоустройство своего поселения, области, страны: территориальное планирование (гл.3, ст. 9 — 29)

Вопросам территориального планирования посвящена 3 глава. Статьи 9 — 29 определяют

  • виды и содержание документов разного уровня,
  • порядок их разработки, согласования и реализации.

Особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством публичных слушаний. Каждый заинтересованный человек может следить за разработкой направления развития поселения, области или страны в целом. А также принимать в них участие.

Нормативы (гл.3.1, ст. 29.1 — 29.4)

В главе 3.1 (статьи с 29.1 по 29.4) определяются нормативы градостроительного проектирования.

Как пользоваться землёй? — градостроительное зонирование (гл.4, ст. 30 — 40)

В 4 главе, статьями с 30 по 40 регулируются вопросы, связанные с градостроительной разбивкой территорий на зоны,

  • описываются назначение и состав правил землепользования и застройки,
  • порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения,
  • виды и характеристики территориальных зон, а также
  • состав градостроительных регламентов, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительная документация по планировке территорий (гл.5, ст.41 — 46.11)

5 глава в статьях 41 — 46.11 определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории, как то:

  • виды документации, их состав и содержание,
  • порядок подготовки и утверждения.

Согласование проектов строительства и реконструкции: архитектурно-строительная (гл. 6, ст. 47 — 55)

6 глава, с 47 по 55 статью Градостроительного Кодекса РФ, содержит нормы, регулирующие условия и порядок архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Саморегулирование (гл. 6.1, ст 55.1 — 55.23)

Существенный блок вопросов, содержащихся в главе 6.1 (статьи 55.1 — 55.23 Гр К), связан с саморегулированием в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Это — для организаций.

Порядок эксплуатации зданий и сооружений (гл.6.2, ст. 55.24 — 55.26)

Требования закона и обязанности ответственных лиц за использование зданий и сооружений, а также прекращение эксплуатации рассматривается в главе 6.2 (статьи с 55.24 по 55.26).

Строительство и эксплуатация наёмных домов для получения прибыли (гл.6.3, ст. 55.27 — 55.29)

Освоение территорий в целях строительства законодательно описано в главе 6.3 (статьи 55.27-55.29) Градостроительного Кодекса РФ.

Снос объектов капитального строительства (гл. 6.4, ст. 55.30 — 55.33)

Глава 6.4 в статьях с 55.30 по 55.33) определяет общие положения и порядок осуществления сноса капстроений.

Информационное обеспечение (гл.7, ст. 56 — 57)

Глава 7 (ст. ст. с 56 по 57) устанавливает доступ всех заинтересованных лиц к информации, необходимой для для всех уровней:

  • информация о развитии территорий;
  • об их застройке;
  • о земельных участках;
  • об объектах капитального строительства;
  • и о других необходимых данных.

Возмещение ущерба: ответственность лиц за нарушение Кодекса (гл.8, ст.58 — 62)

В 8 главе Кодекса в ст. 58-62 детализированы вопросы возмещения вреда в связи с недостатками работ

  • по инженерным изысканиям,
  • по подготовке проектной документации,
  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также вреда,
  • причиненного жизни или здоровью физических лиц,
  • имуществу физических или юридических лиц.

Кроме того, определяется общий порядок расследования случаев причинения вреда

  • жизни или здоровью физических лиц,
  • имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства.

Заключительная (гл. 9, ст. 63)

Гл. 9 (статья 63) Градостроительного Кодекса РФ закрепляет особенности осуществления градостроительной деятельности в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Последняя версия Градостроительного Кодекса Российской Федерации

В Градостроительный Кодекс Российской Федерации регулярно вносятся изменения. Объясняется это тем, что применение его норм на практике требует пояснения, детализации и т.д.

  1. В 2011 году была определена инфосистема территориального планирования в сети интернет. Уточнено содержание документов, компетенция органов.
  2. Сделаны изменения в порядке проведения публичных слушаний.
  3. Закреплено право физических и юридических лиц подготавливать документацию по планировке территории. Эти изменения уточняют трактовку статей 45 Гр К РФ и 46. Гр К РФ.
  4. В 2017 году были сделаны изменения, призванные усовершенствовать систему саморегулирования в строительстве.
  5. В августе 2018 года вступили в силу поправки основных понятий (ст.1 ГрК РФ), полномочий органов государственной власти (ст. 7 ГрК РФ), схем территориального планирования (ст. 9 ГрК РФ) и другие.

Градостроительный Кодекс Российской Федерации (действующая редакция с 1 сентября 2018 года с изменениями на 3 августа 2018) скачать (pdf) или читать онлайн лучше с сайта Электронного фонда правовой и нормативно-технической документации. Открыть оглавление можно нажав на кнопку слева с изображением книги с закладками. Выбираете нужную статью и прямиком попадаете на последнюю действующую версию.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Можно ли продать машину по договору купли-продажи, не ставя ее на учет

Детали и нюансы подобной сделки

Рассказываем о плюсах и минусах основных способов, при помощи которых можно это сделать

С итуация может сложиться так, что автовладельцу нужно продать ТС без регистрации его на свое имя. К примеру, это довольно актуально для автомобильных перекупов, при этом может коснуться и обычных водителей. Купили машину, но сразу понадобились деньги, авто было куплено на разбор и т.д. – одни из основных обстоятельств, при которых может понадобиться продажа без регистрации. Далее мы разберем, насколько законен данный способ проведения сделки.

Нюансы продажи

Данный вопрос актуален еще и потому, что сам процесс регистрации отнимает время, деньги и силы, поэтому не удивительно, что вопрос популярный. Нужно помнить, что для постановки ТС на учет отводится лишь 10 дней, и не важно, по каким причинам, если этот срок будет нарушен, то обязательно последуют санкции. Также не важно, для каких целей машина была приобретена, ставить ее на учет обязательно.

Стоит обратить внимание, что если оставить авто без регистрации на новое лицо, то в будущем придется уплатить штраф. На сегодняшний день существует несколько возможных схем по продаже ТС без постановки на учет. Мы расскажем вам об их плюсах и минусах, а какой воспользоваться, решаете только вы.

Генеральная доверенность

При данной схеме сама сделка не регистрируется, т.к. отсутствует соглашение о купле-продаже. Вся процедура покупки здесь заключается в том, чтобы составить доверенность, заверить ее у нотариуса и передать деньги от покупателя продавцу. В таком документе обязательно нужно указать возможность передоверения или иного распоряжения имуществом. Получается, что ставить машину на учет вообще не требуется, т.к. фактически доверенное лицо становится просто представителем собственников.

На сегодняшний день данная схема практически не используется, т.к. составить ДКП довольно просто. Плюс ко всему, обе стороны сделки несут определенные риски, которые могут заключаться как в сложностях с последующей регистрацией, так и в более серьезных моментах, т.к. авто остается оформленным на прошлого собственника.

«Серый» или обычно ДКП

«Серый» ДКП – еще один способ оформить сделку без регистрации на себя. Разумеется, обе стороны должны быть в курсе об этой особенности. Здесь нужно взять обыкновенный договор, все поля, которые предназначены для продавца, заполнить, а для покупателя – оставить пустыми. Фактически в такой сделке нет ничего противозаконного, покупатель здесь не фигурирует даже как посредник.

Конечно, может быть и так, что продавец не согласится пойти на такой формат продажи авто. В этом случае можно заключить и обыкновенный договор. Однако при последующей перепродаже автомобиля потребуется включить сведения старого владельца в ДКП, как будто сделка проходит между ним и покупателем.

Подпись можно поставить от руки, такие вещи, как и сам договор, никто проверять не будет. Покупателю же можно объяснить это так, что при покупке авто возникли бюрократические трудности, сам транспорт не использовался, а времени все разрешить не было.

Кстати, по схожей схеме работают и автосалоны. Причем вариант выгоден и покупателю, т.к. освобождает от необходимости уплаты некоторых налогов.

Конечно, проще всего договориться с собственником, чтобы тот не снимал авто с учета по прошествии тех 10 дней, что установлены законом. Таким образом можно избежать любых штрафов, в том числе и за езду без регистрации/ нарушение сроков регистрации. Однако нужно понимать, что все штрафы и налоги всегда поступают на имя собственника авто.

Отвечая на вопрос о возможности продажи авто без регистрации на свое имя, можно однозначно сказать «да». Можно воспользоваться одним из вышеперечисленных способов, а также можно оформить все официально, если вы планируете вести деятельность по перекупу авто. В таком случае нужно оформлять договор-комиссию, для чего потребуется иметь юр. лицо. При этом, если не получится продать авто за 10 дней, новому собственнику придется заплатить штраф.

Видео

Договор розничной купли-продажи: общие положения и способы защиты Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладков Евгений Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными положениями договора розничной купли-продажи , защитой прав покупателя по договору розничной куплипродажи.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гладков Евгений Евгеньевич

The agreement of sale: main clauses and ways of protection

The article considers the issues related to protection of rights of customer under contract of retail buy and sale .

Текст научной работы на тему «Договор розничной купли-продажи: общие положения и способы защиты»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Магистрант кафедры гражданского права и процесса Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС

Eugene E. Gladkov

Graduate student at the Department of Civil Law and Procedure of Nizhny Novgorod Institute of Management -branch of the RANEPA

Договор розничной купли-продажи: общие положения и способы защиты

The agreement of sale: main clauses and ways of protection

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными положениями договора розничной купли-продажи, защитой прав покупателя по договору розничной купли-продажи.

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи, способы защиты.

The article considers the issues related to protection of rights of customer under contract of retail buy and sale.

Key words: contract of retail buy and sale, means of protection.

Самый распространенный по частоте заключений является договор розничной купли-продажи. Четкое его регулирование законодательством является важной задачей. На современном этапе развития законодательства в Российской Федерации о договоре розничной купле-продаже основополагающим документом является Конституция РФ, так как именно она закрепляет основные принципы всего гражданского законодательства. В этом акте не содержатся конкретные положения, направленные на регулирование отношений по договору розничной купли-продажи, но именно в нем закреплены основные начала и принципы, на которых строятся нормы. Конституция РФ 1993 года серьезно изменила экономические и социальные параметры, провозгласив право граждан и юридических лиц на свободную экономическую деятельность, были также закреплены равенство различных форм собственности, свободное перемещение товаров[1]. Основные положение купли-продажи закреплены в первом параграфе главы 30 Гражданского Кодекса, в тоже время во втором параграфе данной главы раскрываются особенности договора розничной купли-продажи.

Согласно действующему гражданскому законодательству под договором розничной купли-продажи понимается такой договор, когда продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (статья 492 ГК

Договор розничной купли-продажи выделен отдельным видом договора купли-продажи из-за его общественной значимости и наличия таких отличительных черт, как субъектный состав, когда продавцом

Legal Aspects of the State Management

является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность; публичность данного договора, то есть он может заключаться с использованием публичной оферты; предмет договора, когда цель использования – личное потребление; форма заключения – с момента выдачи документа об оплате, если иное не предусмотрено законом или договором.

Договор розничной купли-продажи по моменту возникновения является примером консенсуального договора, то есть считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям, а момент вступления договора в силу не связывается с передачей товара покупателю. Стороны своим соглашением могут максимально сблизить во времени момент заключения и момент исполнения договора розничной купли-продажи, однако не могут таким соглашением изменить конструкцию договора с консенсуальной на реальную.

Независимо от того, насколько близко к моменту заключения договора находится момент его исполнения (будь то передача товара или передача денег), исполнение договора всегда будет лишь следствием первопричины – заключения договора. Иначе говоря, в консенсуальном договоре розничной купли-продажи не передача товара (а равно денег) определяет момент заключения договора, а заключенный договор определяет необходимость совершения действий по передаче товара (а равно денег), а значит, момент совершения такого действия на векторе времени всегда находится за моментом заключения договора. Это, в свою очередь, предопределяет возможность сторон договора требовать совершения того действия, которое составляет предмет исполнения одного из двух основных обязательств, возникающих из договора розничной купли-продажи, – обязательства по передаче товара и обязательства по оплате товара.

Необходимость исполнения обязательства по передаче встречного предоставления (это, как правило, уплата цены) обеспечена тем, что исполнено первоначальное обязательство – обязательство по передаче товара. Необходимость же исполнения первоначального обязательства может быть обеспечена только принудительной силой государства, выраженной в форме договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (Пункт 1 статьи 432 ГК РФ) [2]. Без них договор будет считаться незаключенным.

Для договора розничной купли-продажи будут являться следующие существенные условия: условие о наименовании товара, условие о количестве товара, условие о цене товара.

Если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

По способу заключения договор розничной купли-продажи является договором присоединения: условия такого договора содержатся в стандартных формах, позволяющих покупателю получить всю необходимую и достоверную информацию о приобретаемом товаре. При этом, если на стадии заключения договора розничной купли-продажи информация о товаре, включая его характеристику и, как правило, стоимость, составляет содержание публичной оферты, то после принятия покупателем предложения заключить договор, эта информация уже составляет содержание соответствующих условий договора.

Публичный договор как уже заключенный договор предполагает, что коммерческая организация обязана продать товар, выполнить работу или оказать услугу каждому, кто к ней обратится. Применительно к розничной сфере следует лишь установить то, что будет являться фактом обращения покупателя к продавцу, поскольку именно факт обращения и будет являться тем первоначальным действием покупателя, которое, в свою очередь, будет соответствовать конструкции «совершение действий по выполнению указанных в предложении условий договора».

Таким обращением к продавцу будет выступать нахождение покупателя у дверей магазина, витрины киоска или ларька, стеллажа торговой палатки и т.п. При этом следует различать покупателя и иных лиц, относящихся к неопределенному кругу лиц. Так, в один и тот же магазин могут зайти несколько лиц. Однако покупателем станет лишь то лицо, которое взяло товар со стеллажа, получило его от продавца, совершило иные действия, направленные на приобретение товара, в том числе, потребовало передачи товара. Этим перечисленным действиям будет придаваться значение действия покупателя в рамках заключенного договора розничной купли-продажи, а значит, именно его нахождение у дверей магазина подлежит квалификации в качестве обращения к продавцу, и именно данный факт обращения к продавцу определит момент заключения договора розничной купли-продажи. Лицо, которое зашло в магазин и ничего не купило либо не предъявило

Правовые аспекты государственного управления

требование о приобретении товара, не является покупателем. В отношении такого лица вообще не ставится вопрос о заключении или незаключении договора, поскольку оно не относится к кругу потенциальных покупателей уже на стадии предложения продавца заключить договор. С точки зрения публичной оферты, это лицо не является «любым, кто отзовется», а значит, с точки зрения публичного договора, выпадает из числа каждого, кто к ней обратится. Это лицо подпадает под категорию “неопределенный круг лиц”.

Для защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи существует система способов защиты, основной целью которой является защита нарушенных прав покупателя. При этом, суду необходимо иметь в виду, что право выбора вида требований, которые в соответствии со статьей 503 ГК РФ и пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю [6].

При анализе действующего гражданского законодательства можно сделать вывод, что в основном способы защиты предоставляются покупателю при передаче ему товара ненадлежащего качества.

В Гражданском Кодексе в статье 503 установлены способы защиты покупателей как физических так и юридических лиц. Однако для покупателей – физических лиц предусмотрен более широкий перечень способов защиты, так как к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным Гражданским Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Такое преимущество проявляется в отношении недостатков технически сложного товара.

Так, отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств или (альтернативно) потребовать замены некачественного товара в соответствии с положениями ст. 503 ГК РФ покупатель может только при обнаружении существенных недостатков товара.

В соответствии же с положениями ст. 18 Закона о защите прав потребителей прибегнуть к указанным способам защиты покупатель может не только при обнаружении существенных недостатков, но и при нарушении сроков устранения недостатков, а также при невозможности использования приобретенного товара более 30 дней в течение календарного года вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Кроме того, покупателю предоставляется дополнительная возможность. Он может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств (или потребовать замены товара) в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю при наличии любых недостатков товара.

Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ о защите прав потребителей конкретизировал положения Закона о защите прав потребителей в части определения тех недостатков, которые могут рассматриваться в качестве существенных [4].

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, к существенным недостаткам относятся:

а) неустранимый недостаток (недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора);

б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования);

в) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени (недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный 45 днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом);

г) недостаток товара, выявленный неоднократно (различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям), и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора);

State and Regional Management

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения (недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению).

Таким образом, резюмируя вышесказанное, приходим к выводу о том, что к основным способам защиты прав и свобод участников договорных отношений в рамках договора розничной купли-продажи относятся:

а) требование о соразмерном уменьшении покупной цены (абз. 3 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 4 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);

б) требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара (абз. 4 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 5 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);

в) требование о возмещении расходов на устранение недостатков товара (абз. 5 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 5 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);

г) требование о замене некачественного товара на товар надлежащего качества (абз. 2 п. 1 ст. 503 ГК РФ и абз. 2 и 3 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей);

д) отказ от исполнения договора и требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы (п. 4 ст. 503 ГК РФ и абз. 6 п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей) [5].

В свою очередь, к дополнительным способам защиты прав и свобод участников договорных отношений в рамках договора розничной купли-продажи относятся:

а) требование о возмещении убытков;

б) требование об уплате неустойки;

в) требование о компенсации морального вреда.

1. Абакумов Д.В. К вопросу о двадцатилетии Конституции Российской Федерации: завоевания и перспективы // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2013. – №1.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 22 дек. 1995 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.

3. Российская Федерация. Закон. О защите прав потребителей от 7 февр. 1992 г. №2300-1 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей // Российская газета. – 2012. – 28 июня.

5. Дмитриев М.А. К вопросу о способах защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи /М.А. Дмитриев // Юрист. – 2013. – №9.

6. Соломина Н.Г. Письменная форма как единственная возможная форма договора розничной купли-продажи // Право и экономика. – 2014. – № 12.

Читайте также:  Договор обмены

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию