Знак упал на машину,кто виноват

Суд нашел виновного в капризах погоды

Человек ехал на машине по городу, была плохая погода: дул сильный порывистый ветер, шел дождь. В момент, когда он поворачивал на Каменный мост, на котором велись ремонтные работы, на капот его машины упал временный дорожный знак, предупреждающий о тех самых работах.

Очевидно, что знак упал от порыва ветра. Такой ветер, бывает, срывает куски кровель, рекламные щиты, валит деревья. Люди же обычно смиренно исправляют последствия такой непогоды и радуются, что ущерб, нанесенный стихией, не был еще больше. Но не в этот раз. Страховая компания, продавшая владельцу данной машины полис KASKO, всерьез вознамерилась найти виноватого в данном происшествии. Иск на ветер вроде как не подашь, так что в качестве ответчика в данном случае выступило предприятие рижского самоуправления Rīgas Satiksme, которое вело работы на мосту и, в соответствии с законом, было ответственно за должное ограждение своей рабочей зоны.

Виновник не установлен

По полису KASKO машина была застрахована и от воздействия непогоды, и от падения на нее различных предметов. Так что ее собственник, вполне ожидаемо, получил страховую премию за ремонт полученных повреждений в размере 644 евро. А выплатившая премию страховая компания решила в порядке регресса взыскать эту сумму с предприятия самоуправления, указав в своем исковом заявлении, что это самое предприятие, мол, не установило временный дорожный знак в соответствии с метеорологическими условиями того дня.

Ответчик еще до заседания суда пояснил, что иск не признает и обращает внимание судьи на следующие обстоятельства. На место происшествия собственником авто была вызвана полиция. Согласно протоколу, ДТП случилось примерно в 23:17, а протокол составлен в 23:28. Соответственно, составивший протокол полицейский не видел самого момента повреждения автомобиля, и указанное в протоколе основано на его субъективных наблюдениях. Более того, в ДТП не был установлен виновник, и не было начато административное делопроизводство. В протоколе указано, что машина была повреждена в результате сильного ветра, от которого знак упал на нее. Значит, согласно логике ответчика, виноват именно ветер. Да и вообще, в деле нет доказательств, что машина была повреждена именно вследствие падения на нее знака, а не наоборот. Быть может, это машина сама въехала в знак? Так что еще не факт, что знак вообще сам упал, это так решил полицейский. Да и в любом случае, сильный порывистый ветер – форс мажор, за который предприятие самоуправления уж точно не отвечает.

Более того, представитель ответчика подчеркнул, что, согласно действующим нормативным актам, у него нет обязанности следить за метеорологическими условиями, а правила Кабмина об установке дорожных знаков не предполагают какой-то особенный способ установки знаков при определенных погодных условиях. Так что ответчик действовал, как и подобает рачительному хозяину (это термин из закона – «rūpīgs saimnieks»), установив знак и закрепив его металлическим основанием весом примерно в 60 кг.

Наконец, ответчик обратил внимание судьи на то, что в протоколе зафиксировано повреждение переднего крыла и крышки капота. А в иске речь идет еще и о замене передней панели, которая в протоколе не фигурирует.

Были скрытые дефекты

На суде представитель истца заявил, что просит взыскать ущерб не на основании административного протокола, где действительно не установлен виновник ДТП, а на основании норм Гражданского закона о возмещении ущерба. Тот самый рачительный хозяин должен был понять, что при сильном ветре нужно закрепить знак получше. Полицейский приехал на место происшествия буквально сразу после вызова, и у него даже не возникло сомнений, что всё произошло как-то иначе. К тому же был опрошен и мастер Rīgas Satiksme, который работал на мосту в тот момент. Он и подтвердил, что дул порывистый ветер, от которого знак упал на капот проезжавшей мимо машины.

Что касается ремонта передней панели, то в ней, по оценке экспертов, обнаружились скрытые дефекты после повреждения крышки капота – вот ее и отремонтировали.

Ответчик и в зале суда продолжал стоять на своем, подчеркивая, что никакие правила своими действиями не нарушил, что он не может повлиять на ветер, что с места происшествия даже нет фотографий, так что говорить о доказанной причинно-следственной связи, которая является основой для возмещения ущерба по закону, не приходится. И просил иск отклонить.

Однако судья решил иначе. Для начала он утвердил, что главный спор сторон состоит в том, случились ли повреждения автомобиля вследствие действий или бездействий ответчика, или же ввиду так называемых обстоятельств непреодолимой силы (это также юридический термин, обозначает форс мажор).

Судья открыл те самые правила Кабинета министров об установке временных знаков в местах проведения строительных работ, на которые уже ссылался ответчик, и констатировал, что нормативный акт действительно не предполагает обязанности субъекта получать метеосводку и действовать в соответствии с ней. Однако в правилах указано, что ведущий работы ответственен за временные знаки, которые должны быть установлены так, чтобы не допустить их случайное смещение. Кроме того, знаки должны быть устойчивы к «случайным нагрузкам». Этот термин, как и «обстоятельства непреодолимой силы» в законе не расшифрован. Значение этих слов судьи устанавливают на основании юридической литературы и предшествующих решений своих коллег.

Раскошелился на 625 евро

В данном случае судья решил, что порывистый ветер нельзя считать «обстоятельствами непреодолимой силы». Вот если бы ураган или землетрясение… А так просто ветер. Силу которого, кстати, никто не оценивал. Ни одна из сторон не предоставила суду в качестве доказательства своей правоты метеосводку за тот день. И судья просто принял на веру, что в момент происшествия было ветрено.

Воздействие этого ветра он расценил как ту самую «случайную нагрузку», которую должны были выдержать временные знаки. Так что, по мнению, суда, чтобы корректно выполнить требования правил КМ об установке знаков и ограждении рабочей зоны, ответчик должен был именно свериться с погодными условиями и дополнительно укрепить знаки.

В итоге суд обязал предприятие рижского самоуправления возместить страховой компании сумму за восстановление поврежденного автомобиля. Правда, за минусом суммы за ремонт передней панели. Судью смутило, что она была заменена уже после основного ремонта машины. Итого ответчик должен был раскошелиться на 540 евро в качестве возмещения ущерба и 85 евро судебных издержек. Теперь вполне можно говорить о том, что в некоторых ситуациях на тот или иной субъект права можно свалить вину даже за природные явления.

Что грозит за сбитый дорожный знак: штраф и последствия?

сбили знак какой штраф

Любой дорожный знак, как вы могли уже догадаться, является объектом дорожной инфраструктуры. А потому все, кто его сбивает, должны быть готовы к административной ответственности – КоАП предусматривает за это крупный штраф. Более того, в результате такого ДТП (а это именно дорожно-транспортное происшествие) объекту инфраструктуры причиняется материальный ущерб, который по закону подлежит возмещению. Отсюда следуют и последствия, если вы уехали с места происшествия. Какой штраф за сбитый знак предусмотрен законом? И что делать, когда попал в такое ДТП и чем это грозит?

Сбили знак на машине – что делать?

Столкновение с любым объектом дорожной инфраструктуры следует считать ДТП. Это вытекает из самого определения данного термина, предусмотренного ПДД:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Дорожный знак является коммунальным имуществом, а потому в результате его повреждения причиняется материальный ущерб. А это накладывает на водителя предусмотренные пунктом 2.6.1 ПДД обязанности. В частности, обязанность вызвать ГИБДД. Но только в случае, если знак (или иной объект организации движения), действительно, пострадал – если материальный ущерб не причинен, полицейских можно не вызывать и уезжать.

Если уехали с места ДТП?

Если же, наоборот, вы сбили знак и уехали, то это уже может быть квалифицировано как оставление места ДТП со всеми вытекающими последствиями, в частности, составлением протокола по ч. 2 ст. 12.27 КоАП (лишение прав на 1-1,5 года или 15 суток админареста).

Читайте также:  Повторная оплата штрафа ГИБДД

Более того, такое поведение может негативно отразиться на процедуре урегулирования причиненного ущерба, но об этом позже.

Что грозит за сбитые предметы инфраструктуры?

Водителя за сбитый дорожный знак в 2020 году ждет крупный штраф. Дело в том, что абзац 2 п. 1.5 ПДД запрещает водителям каким-либо образом вредить средствам организации движения на дороге и тем самым препятствовать передвижению других водителей.

Повреждённый указатель, по версии законодателя, создает угрозу безопасности движения. В этом случае ПДД предписывает водителю сделать все возможное, дабы устранить любые угрозы для других водителей, связанные с отсутствием знака, а если это невозможно – обеспечить информирование других участников дорожного движения.

Обратите внимание, что “устранить угрозы” – это не просто убрать упавшую металлическую опору с дороги. Хотя и это, конечно же, тоже. Безопасность движения понимается ПДД как урегулированная часть дорожной инфраструктуры. Буквально это выглядит так: если сбил знак пешеходного перехода, будь добр обеспечить до приезда полиции информирование других водителей о наличии перед ними “зебры”.

Но сам факт наезда на средство организации дорожного движения, даже при условии соблюдения всех вышеописанных обязанностей, является правонарушением.

Сколько составляет штраф за сбитый знак, определяется статьей 12.33 КоАП. В соответствии с ней, повреждение технического средства организации ДД грозит водителю штрафом в 5-10 тысяч рублей. Но это, согласитесь, мелочи в сравнении с лишением прав за оставление места происшествия, если просто взять и уехать!

Кто возместит ущерб?

Страховая. А может быть и сам водитель – все зависит от ситуации.

Выше мы уже указали, что сбитый знак признается как событие ДТП только когда техсредству организации ДД причинен материальный ущерб. Например, если в результате наезда потребуется установка новой опоры. Это, очевидно, наносит ущерб городской инфраструктуре и муниципальному имуществу.

В качестве пострадавшей стороны в таком ДТП, вероятно, будет признано профильное управление городской администрации. Например, в Москве это ГКУ “Центр организации дорожного движения Правительства Москвы”. В пользу такой организации материальный ущерб и должен быть возмещен.

Если водитель имел действующий полис ОСАГО, беспокоиться не о чем – в пределах страховой суммы (400 тысяч рублей на материальный ущерб) весь причиненный им вред за поврежденный дорожный знак будет покрыт страховкой.

Но должны быть соблюдены 3 условия:

  1. наличие действующей страховки ОСАГО,
  2. соблюденная водителем обязанность вызова ГИБДД и надлежащего оформления ДТП со сбитым знаком,
  3. водитель не был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если водитель был пьян или уехал?

Если же при столкновении он был пьян либо же сбил знак и уехал с места, страховая точно также покроет ущерб городу, но в этом случае она получит право регрессного требования с виновника – водителю придется добровольно либо принудительно через суд возместить СК уплаченную страховую сумму (ст. 14 ФЗ № 40 “Об ОСАГО”).

Если нет страховки?

В случаях, когда полиса не было, причиненный имущественный вред водителю придется возмещать самостоятельно (ст. 1064 ГК). Если он не сделает это самостоятельно, город однозначно взыщет все такие убытки через суд.

Сумма возмещения определяется в каждом случае индивидуально, согласно сметному расчету соответствующего профильного управления: в некоторых случаях можно будет отделаться мелким ремонтом, а где-то нужно будет устанавливать и новую опору для знака.

Так, полностью установка нового знака и опоры под него может обойтись водителю ориентировочно в 7-10 тысяч рублей в зависимости от региона. Например, во Владивостоке в конце 2017 года это стоило 7558 рублей.

Если повреждено другое городское имущество?

Водителя ждут аналогичные последствия, но все зависит от того, что конкретно повреждено. Условно объекты, которые может повредить водитель, можно разделить на технические средства организации ДД и объекты городской инфраструктуры. Помимо знаков, техсредствами также следует считать:

  • сбитые в ДТП светофоры;
  • светофорные колонны;
  • выносные пульты управления;
  • дорожные контролеры;
  • шкафы связи;
  • щиты индивидуального проектирования и иные объекты, при помощи которых организовано ДД.

Их повреждение создает угрозу для безопасности движения, а потому на водителя также может быть наложен штраф по ст. 12.33 КоАП.

Объектами городской инфраструктуры можно считать:

  • фонари;
  • шумозащитные экраны;
  • столбы ЛЭП;
  • рекламные столбы;
  • заборы, ограждения;
  • деревья и так далее.

Они не участвуют в организации дорожного движения, а потому штраф за столкновение с ними не предусмотрен. Но это не значит, что события ДТП в данном случае не было – материальный ущерб причинен, а потому нужно вызывать полицейских. Если все вышеописанные условия выполнены, ущерб возместит страховая. Ну а автомобиль уже придется ремонтировать самому при отсутствии страховки Каско.

На машину упал дорожный знак

Инцидент произошел 23 апреля в 1-м микрорайоне, на стоянке у корпуса 129. Зарытый в газоне столб со знаком «Жилая зона» по неизвестным причинам упал на сторону автостоянки и краем поцарапал правое заднее крыло и бампер автомобиля Nissan Almera.

Фотографии прислала Алена

За содержание материалов в рубрике «Глазами очевидцев» редакция Инфопортала ответственности не несет.

Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Назначены дополнительные пригородные электропоезда для болельщиков футбольного клуба московского «Динамо». Сегодня они поедут на матч «Динамо» Москва — «Анжи» Махачкала, который пройдет в Химках в рамках Чемпионата России по футболу. Электропоезд отправится в 16:46 от Ленинградского вокзала, в Химки придёт в 17:15. В 22:15 пойдет обратно в Москву.

БЕРЕГИТЕ СВОИ АВТОМОБИЛИ ! ! !

DayJumper 25.04.2011 11:56:41 Тут же ясно написано, что знак напал на машину

Теперь уже и знаки бросаются под машины. xD

а у нашего соседа с нивы руль украли! жаль фотки не сделала! тоже новость была бы!

сегодня с утра ехал по улице Юности – видел еще 3 аналогично заваленных знака. Правда, пострадали только знаки. Похоже, бухое быдло с Плешки развлекалось.. Весна, обострение.

Дорожный знак не пострадал.

пусть ищет того кто завалил знак. Больше никто не виноват.

Мде. хочется спросить “И ЧО. ” Пожаловались типа?))

новость №1 теперь вовсех сми

На березовой тоже так знак грохнулся.

Ниссан наверное принадлежит Алёне.

фиг докажешь ,что виноваты городские службы.Более того,не удивлюсь если владельцу ниссана скажут типа “вы где то совершили дтп,а теперь ,чтобы скрыть и получить страховку,сломали знак и специально его так подложили свалив вину на нас”.

Новость не хуже: прямо на моих глазах мужчина уронил пачку сигарет

машина восстановлению не подлежит)))

Какая интересная новость.

Земелька отторгает инородные тела

Да вроде свежезакопанный знак, неглубоко закопали.

это знак свыше . Ниссан избранный!

обидно! глубоко еще так!

Причины видны на газоне. Там долго кто-то топтался. Тот топтышка и толкал(пинал) ,наверное, знак- пока он не упал.

На машину упало дерево, забор или снег с крыши – это ДТП и что делать?

  1. Почти у всего, что причиняет ущерб, есть собственник. И именно он несёт ответственность за причинённый ущерб.
  2. При падении на машину посторонних предметов ОСАГО, к сожалению, не работает. Вред возмещает ответственное лицо.
  3. Если автомобиль в движении, то в первую очередь следует обращаться в ГИБДД. Если снег, дерево или забор упали на стоящее авто, то вызывать полицию.

Всё чаще в различных регионах нашей страны погода преподносит нам сюрпризы. То аномальные снегопады обрушиваются на города, то сильные ветра, то ливни. Автомобилисты переживают в такие моменты больше всего, и не так сильно из-за погоды, как из-за того, что их машину может чем-то повредить. Попробуем их успокоить, дав ответы на вопрос, кто виноват и что делать, если на автомобиль упало дерево во дворе, снег с крыши или стоявший ранее забор.

Упавшие предметы на движущееся/стоящее авто – это ДТП или нет?

Ответ на этот вопрос кроется в Правилах дорожного движения. В пункте 1.2 ПДД указано, что:

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Сразу же становится понятно, что ДТП может произойти только в процессе движения вашего авто.

  • Если машину вы припарковали, а ночью на него упал снег с крыши, то это не ДТП, а просто причинение ущерба, и в этом случае следует вызывать полицию – чаще всего, участкового.
  • Но если вы ехали на машине, хоть даже по своему двору, и на неё упал снег, дерево или строительный забор, тогда это уже ДТП. Необходимо будет вызывать сотрудников ГИБДД и получать у них документы.

При причинении вреда от падения предметов, сложность состоит в том, чтобы определить, кто ответственный за возмещение ущерба. Давайте разберем несколько наиболее частых ситуаций.

Работает ли в этом случае ОСАГО?

Нет. Автогражданское страхование – это защита ответственности владельца и/или водителя автомобиля при наступлении страхового случая. Это значит, что в случае вашей вины в ДТП за вас платит страховщик, а не вы сами из собственного кармана.

Естественно, у здания, дерева или забора не будет полиса ОСАГО, а это значит, что страховой выплаты по данным случаям вам не полагается.

Именно поэтому по ОСАГО не возмещается вред вашему имуществу по вашей же страховке. Это делается только при наличии полиса у причинителя вреда. А, так как в нашей теме таковыми выступают не владельцы транспортных средств, а, как правило, собственники зданий и участков, то ОСАГО у них в принципе быть не может.

В случаях с упавшим на машину деревом, снегом, сосульками, забором и другими предметами работает только страхование Каско. Но и то, только в случае, если в момент падения дерева не было объявлено чрезвычайное положение по погодным условиям. Иначе в большинстве договоров Каско такие условия указаны как форс-мажорные и исключают страховое возмещение.

Если упал забор

Разницы в том, металлический забор или из бетона повредит ваш автомобиль, нет. Главное и самое важное – найти того, кто является собственником данной конструкции. Именно он и будет отвечать за причиненный ущерб.

Что делать?

  1. Вызвать полицию.
  2. Пока ожидаете полицию, тщательно зафиксируйте на фото/видео повреждения машины, окружающую обстановку. Уделите внимание тому, как стоял забор, как он крепился и в каком был состоянии.
  3. Если забор временный (при проведении ремонтных работ), постарайтесь найти табличку с указанием какая организация проводит данные работы. Зафиксируйте её также на фото или видео.
  4. По приезду полиции сообщите им все обстоятельства произошедшего, а также то, что удалось узнать из обстановки и обследования места. Проследите, чтобы всё это было внесено в протокол осмотра места происшествия. Получите копию данного протокола (можно его сфотографировать), а затем получите постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
  5. Далее необходимо определить размер причиненного ущерба. Для этого нужно будет провести независимую экспертизу. На осмотр для этой экспертизы необходимо пригласить причинителя вреда (собственника забора).
  6. Направление досудебной претензии с просьбой добровольно компенсировать причиненный вред необязательно, но возможно, что никто не захочет судебного разбирательства и вам выплатят деньги.
  7. Ну а дальше суд. Нужно будет взыскивать сумму причиненного ущерба и все сопутствующие расходы, в том числе расходы на экспертизу, на представителя, почтовые и другие.

Если с крыши дома упал снег или сосульки

За причинение вреда отвечает собственник того, что этот самый вред причинило. Но есть ли таковой у снега или сосулек? Конечно же, нет. Но всегда есть ответственные лица за содержание крыши зданий – владельцы этих самых зданий.

Алгоритм действий в такой ситуации будет аналогичным вышеуказанному, но с некоторыми исключениями и нюансами. В рассматриваемом случае отвечать за причинение ущерба будет:

  • либо собственник здания, с которого на машину упал снег,
  • либо управляющая организация (с которой у собственника договор на обслуживание).

Как правило, выяснением этого вопроса должна заниматься полиция, но не стоит на это рассчитывать и лучше взять данный вопрос под свой контроль или доверить представителю.

Если упал дорожный знак или рекламная конструкция

Опять же, выясняем кто собственник знака или рекламной конструкции, делаем запросы в инстанции на предмет того, когда они были установлены и кем.

Найти надлежащего ответчика в таких ситуациях – это самое главное.

Если упало дерево во дворе

Вспоминаем описанный выше алгоритм действий и уделяем особое внимание не только поиску собственника дерева (на чьей земле оно росло или кто обязан был содержать дворовую территорию), но и тщательно фотографируем данное дерево, в каком оно состоянии находилось, как сверху (кору, ветки), так и корневую систему и сердцевину дерева. Для чего это нужно?

Обслуживающая организация обязательно принесет в суд какой-нибудь акт или справку о погодной сводке – о том, что был сильный ветер, и дерево упало именно из-за неблагоприятных погодных условий.

Но в данном случае с вашей стороны необходимо предоставить в суд экспертное заключение не только о стоимости ущерба, но и заключение специалиста-дендролога, который может выяснить, что дерево было больное или старое и подлежало вырубке.

Вряд ли вы сразу же на месте происшествия сможете найти такого специалиста, чтобы он смог зафиксировать состояние дерева и сделать экспертизу, но у вас будет много фотографий, которые и помогут сделать такую экспертизу в дальнейшем. А дерево жилищники очень быстро распилят и уберут.

Судебная практика

  1. Верховный Суд РФ 21.05.2019 года рассмотрел дело № 5-КГ19-75 с упавшим на автомобиль деревом и удовлетворил жалобу потерпевшего, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Будем надеяться, что данный документ поможет многим потерпевшим добиться компенсаций в судах первой инстанции, а не доходить до Верховного Суда.
  2. Санкт-Петербургский городской суд апелляционным определением по гражданскому делу № 2-2484/2014 отменил решение районного суда и взыскал в пользу потерпевшего ущерб причиненный падением снега и наледи с крыши здания.
  3. Курганский городской суд Курганской области вынесенным решением по делу № 2-1380/2017 удовлетворил требования потерпевшего и взыскал с ТСЖ ущерб за упавший на автомобиль забор.

Конечно же, судебная практика 2020 года не всегда встаёт на сторону потерпевших, но, как правило, это связано лишь с ведением дела в суде и наличием доказательств, которые истец сможет предоставить, поэтому в случае, если что-то подобное произойдет с вами, то следуйте советам указанным в данной статье, собирайте доказательства и отстаивайте свои права.

Valerik4x4 › Блог › Что делать, если на ваш автомобиль упал столб или дерево?

Неприятная ситуация: на ваш автомобиль упало дерево (столб, рекламный щит, снег с крыши, сосулька). Какие действия предпринять? Кто несет ответственность? Как компенсировать ремонт? На эти и другие вопросы отвечали наши коллеги из журнала «Колеса».

Кто виноват?
Не стоит, «входить в панику», если у вас нет каско и хвататься за голову, полагая, что вам предстоят серьезные расходы. Это, конечно, проблема крайне неприятная, особенно для тех, кто только что приобрел новенькую машину в кредит. Но соберитесь и приготовьтесь к серьезной борьбе! Многое зависит от ваших действий.

Единственный случай, когда никто не несет ответственности за причиненный вашему имуществу вред – это время действия обстоятельств непреодолимой силы. Например, если было штормовое предупреждение или объявление стихийного бедствия, а вы его проигнорировали и всё равно припарковались около потенциально опасного объекта. Просто плохая погода или сильный ветер не являются обстоятельствами непреодолимой силы.

Помните, что за каждым деревом, крышей, столбом, рекламным щитом закреплено ответственное лицо, и если оно вам известно, то обязательно пригласите его на осмотр поврежденного автомобиля.

Кого вызывать?
Главное уточнение: ничего не трогайте! Вам, разумеется, хочется прибрать место происшествия, как-то приободрить поврежденного “железного друга”, но поборите в себе это желание. Всё должно оставаться как есть.

В первую очередь вам нужно определить, кого вызвать на место происшествия. Если в момент падения дерева или рекламного щита вы ехали на своей машине, то есть она была в движении, то данное событие считается дорожно-транспортным происшествием и необходимо сразу вызвать сотрудников ГАИ. Если же ваш автомобиль стоял, и вдруг на него упало дерево или глыба льда, вызывайте сотрудников милиции.

До приезда полиции или сотрудников ГАИ найдите свидетелей, и чем больше, тем лучше. Они должны видеть, что автомобиль получил повреждения именно от сосульки (дерева, рекламного щита – нужное вписать), а не при “ДТП-перевертыше”. Вы смеетесь, а адвокат виновника наверняка попробует воспользоваться этой лазейкой. Перепишите данные свидетелей: ФИО, адрес и телефон. Сфотографируйте все повреждения вашего автомобиля и место происшествия с нескольких ракурсов.

Как оформлять происшествие?
Приехавшие на место происшествия представители правоохранительных органов обязаны составить акт осмотра. Сотрудники ГАИ составляют протокол о ДТП, милиция – протокол и акт осмотра. Внимательно прочитайте акт осмотра/протокол. В нем должны быть обязательно указаны все повреждения вашего автомобиля и причина их появления. А также потребуйте от представителей власти внесения в протокол записи о возможных скрытых повреждениях авто и информацию о том, что имеется фото- и видеозапись места происшествия.

Что делать дальше?
При наличии возможности восстановить свою машину за свой счет, не дожидаясь компенсации, не торопитесь ее использовать и приступать к ремонту. Сначала проведите экспертизу в независимой экспертной организации.

Если речь идет о дереве, одновременно с экспертизой настоятельно рекомендую отправить запрос в гидрометеослужбу для подтверждения, что в день происшествия не было стихийного бедствия, урагана, сильного порыва ветра, метели, которые могли бы стать причиной падения дерева, столба и т.п.

Далее вам необходимо выяснить, кто же виновник, кто несет ответственность за благоустройство территории или кто является собственником дома. Ими могут быть ТСЖ, ДЕЗ, ЖЭУ и т.д. Бывает еще, что здание в частной собственности, тогда разбирательство пойдет с юридическим лицом.

Если же вам не удалось определить ответчика или подозреваемые, в лице указанных выше организаций, разводят руками, типа “мы тут не при делах, это не наш участок, а чей – и понятия не имеем”. Сразу предъявляйте им письменное требование в адрес администрации города или района, а она в свою очередь и отправит вашу претензию по принадлежности, о чем вас должным образом уведомит. Да, и не забудьте к своему требованию приложить копию заключения эксперта.

Однако в случае оформления падения столба или дерева на ваш автомобиль в качестве ДТП, после рассмотрения дела вам как потерпевшему лицу сотрудники ГАИ обязаны выдать копию протокола и постановления о привлечении к административной ответственности виновного, а также справку о ДТП, в которой и будет указано ответственное лицо.

В случае отказа ответчика в удовлетворении вашего требования о возмещении ущерба или вовсе отсутствия от него письменного ответа по истечении месяца с момента подачи вашего письменного требования, смело обращайтесь в суд с исковым заявлением и всеми необходимыми прилагающимися к нему документами.

Что еще важно знать
Если пострадавших нет, то экспертизу вам придется проводить за свой счет, однако в случае удовлетворения вашего требования, в соответствии с Законом “О защите прав потребителей” ответчик обязан возместить понесенные вами расходы на проведение такой экспертизы. Если же упавшее дерево причинило кому-то вред, то экспертизу уже проводит полиция в рамках уголовного дела.

Все мы прекрасно знаем, как работают наши коммунальные службы. Поэтому, во избежание подобных ситуаций, просто паркуйтесь подальше от домов, с крыш которых может упасть глыба льда, от старых деревьев (в особенности тополей), от мусорных бачков, в которых может загореться мусор и от всего прочего, что ненадежно держится. И тогда будет менее вероятным, что на вашу машину что-то может упасть или обрушиться.

Камнем на нашу голову

Сложность этой ситуации была в том, что хозяйка авто в этом доме не жила. Она приехала навестить мать. Автовладелица посчитала, что ответить рублем за раздавленную машину должно местное ТСЖ. Товарищество собственников жилья в свою очередь во всем обвинило фирму, которая незадолго до несчастья закончила снаружи дома отделочные работы.

Точку в споре – кто за что в подобной ситуации отвечает – поставил Верховный суд. А учитывая, что в стране только начался сложный сезон сосулек, наледи, падающих балконов и просто кусков металла с крыш и всего прочего, что в зимне-весенний период так и норовит свалиться вниз и причинить людям как минимум материальный ущерб, то толкование законов в этой сфере может оказаться полезным немалому числу граждан.

Итак, москвичка припарковала свой автомобиль на парковке около многоэтажного дома и ушла. Чуть позже из-под крыши этого здания прямо на автомобиль гражданки упал большой кусок лепнины (в официальных бумагах его назвали просто штукатуркой) и очень серьезно повредил машину. Автомобиль пришлось ремонтировать и ремонт обошелся в очень приличные деньги. Естественно, женщина посчитала, что виновник должен компенсировать расходы.

Позже в суд гражданка принесла иск и потребовала от управляющей компании, которая отвечает за дом, возмещение морального и материального ущерба за поврежденный автомобиль и возмещение ее судебных расходов, кроме этого потребовала еще оштрафовать товарищество собственников жилья.

Ответчик иск не признал и заявил, что отвечать должна фирма, которая по договору подряда ремонтировала фасад дома. Районный суд иск рассмотрел и согласился лишь с частью требований гражданки. Она получила возмещение ущерба, судебных расходов, также была взыскана госпошлина. В возмещении морального вреда и в штрафе за фирму, плохо отремонтировавшую фасад, ТСЖ вообще освободили. Вторая инстанция с таким раскладом ответственности не согласилась и к уже назначенным райсудом выплатам – добавила штраф и моральный ущерб. Обиженное ТСЖ в кассационной жалобе в Верховный суд попросило такое разорительное решение отменить. По логике ТСЖ пострадавшая гражданка по отношению к ним вообще никто. Она не является потребителем, а за ее траты на ремонт машины должны отвечать те, кто фасад ремонтировал.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда дело приняла. Судя по документам, которые попали в суд, штукатурка с торца здания рухнула на автомобиль в середине ноября. Пострадавшая гражданка в доме, с которого рухнула лепнина, не проживает и ничем в этом доме не владеет. Районный суд, отказывая истице в компенсации морального вреда и штрафа, написал следующее. ТСЖ должно в надлежащем виде содержать общее имущество дома, но наша автоледи не является потребителем услуг ТСЖ. А это значит, что на нее не распространяются нормы Закона “О защите прав потребителей”. Значит, морального вреда присудить не получится. Апелляция, добавляя к уже назначенным выплатам еще и штраф с моральным вредом, заявила, что на то, что случилось, Закон “О защите прав потребителей” вполне распространяется. А вот позиция Верховного суда. По его разъяснениям получается следующая картина. Закон “О защите прав потребителей” регулирует отношения между потребителем и изготовителями товаров и услуг, а также между покупателями и продавцами.

В статье 14 этого закона сказано, что право любого потребителя, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет, требовать возмещение вреда, причиненного недостатками товара. Верховный суд признает, что причинение вреда постороннему лицу из-за ненадлежащего содержания общего имущества само по себе находится за пределами процесса и результата собственно выполнения работы для потребителя или оказания ему услуги. Такие отношения подпадают под статью 1064 Гражданского кодекса об обязательствах по возмещению вреда, которые возникли из внедоговорных отношений. Вывод – требования о компенсации морального вреда по нашему случаю подлежали удовлетворению только в том случае, если причинение гражданке ущерба было следствием ненадлежащего оказания услуги потребителю. Из документов видно, что истица была у матери – собственницы квартиры в этом доме. Свою машину не бросила на тротуаре, а поставила на парковочное место матери. Важный момент – услуги по предоставлению парковочного места оказывает ТСЖ, за что и получает с жильцов регулярную оплату. Квитанции в деле есть. Это почему то судом не обсуждалось. Верховный суд сказал, что это важное обстоятельство не обсуждали в суде вообще и велел решение апелляции пересмотреть и уточнить, все ли доказательства учли.

Читайте также:  Основания для повторной экспертизы
Ссылка на основную публикацию