Проведение независимой экспертизы после ДТП: срок проведения

Автоэкспертиза после ДТП

Совершенно логично, что автолюбители не знают наверняка куда обращаться, если впоследствии дорожно-транспортного происшествия пострадала их машина. Как оценить реальный ущерб авто? Куда обратиться и сколько это стоит? Поговорим на эту тему подробнее.

Что такое автоэкспертиза после ДТП?

Зачем нужна оценка и автоэкспертиза и что это такое? В соответствии с Приказом Минюста России от 27.12.2012 N 237 Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, существует автотехническая экспертиза, которая включает в себя различные виды исследований:

1 Обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

2 Технического состояния транспортных средств.

3 Следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).

4 Транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.

5 Технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

Сколько стоит экспертиза автомобиля после ДТП?

Из закона все понятно: экспертиза авто проводится для того, чтобы установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и оценку ущерба, причиненного транспортному средству. Но сколько придется заплатить за ее проведение? Хочется отметить, что законодатель не устанавливает определенную стоимость за автотехническую экспертизу, в связи с чем эксперт сам устанавливает стоимость работы, учитывая тип транспортного средства и степень его поврежденности. Единственное, что законодатель усмотрел это то, что в вопросе ценообразования не допускается формирование стоимости оценки от окончательной стоимости пострадавшего авто.

Так что, уважаемые автолюбители, к вашему сожалению или счастью, стоимость экспертизы автомобиля варьируется. Зависит цена целиком и полностью от организации, в которой вы захотите провести процедуру оценки автомобиля.

Сроки проведения экспертизы после ДТП

Если вы проводите экспертизу по страховому полису ОСАГО, то стоит учесть информацию из Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с действующим законодательством РФ, если у виновника ДТП имеется полис ОСАГО, а пострадавшее лицо подало заявление и иные документы запрашиваемые страховой компанией, то страховая компания виновника обязана организовать проведение автотехнической экспертизы в течение 5 рабочих дней.

Если страховщиком затягиваются сроки проведения экспертизы, сторона, пострадавшая в ДТП, имеет право обратиться за проведением независимой экспертизы в любую оценочную компанию по своему выбору. По результатам независимой автоэскпертизы, отчет о результатах предоставляется в страховую виновника аварии.

Если вы самостоятельно организовали экспертизу, то помните о порядке и сроках приглашения заинтересованных лиц на ее проведение. Это очень важное требование, несоблюдение которого влечет определенные последствия. Сроки уведомления следующие: все заинтересованные стороны проживают в одном регионе (Москва) необходимо подать телеграмму за 3 рабочих дня, в ином случае (Московская область) за 6 рабочих дней. Как правило, результаты передаются заказчику в срок, не превышающий 10 дней.

Соответственно, если вы решили самостоятельно обратиться к эксперту и сделать автотехническую экспертизу, то сроки проведения могут быть от одного дня, а если через страховую по полису ОСАГО, то до десяти дней.

Если вас интересует более подробная информация о непосредственном проведении автотехнической экспертизы, правилах и требований к экспертам, можете изучить некоторые законы, которые это регулируют:

1 “Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства” (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П),

2 Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П),

3 Приказ Минтранса России от 22.09.2016 N 277 Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных,

4 Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов, утвержденные Минюстом России в 2013 году,

5 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Если у вас возникли вопросы по поводу автоэкспертизы, то самым простым и быстрым способом получить на них ответы обратиться к квалифицированному специалисту. Доверьте эту сложную процедуру юристам, которые проследят за всеми нюансами и отстоят ваши права.

Независимая экспертиза: для чего и за сколько она проводится?

Иногда, чтобы доподлинно разобраться в причинах возникновения дорожно-транспортного происшествия, не достаточно опроса свидетелей.

Нередко возникает необходимость в проведении независимой экспертной оценки. Поэтому совсем логично, что многих водителей интересуют сроки проведения независимой экспертизы после ДТП, ведь чтоб получить компенсацию за причиненный ущерб нужно своевременно подать все необходимые документы в страховую контору.

При каких ситуациях необходима экспертиза после ДТП?

Основная цель проведения подобного исследования заключается в установлении виновной в дорожном прецеденте стороны. Независимая экспертиза – процесс сложный, когда ни один из участников аварии не хочет брать на себя вину за происшествие. Последующее возмещение ущерба виновной стороной и доказывание вреда пострадавшим априори предопределяет наличие спорных отношений.

Согласно статистики, в результате установления виновного лица при расследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия не всегда удается получить объективную оценку.

Авария – ситуация крайне сложная. Причем не только для самих пострадавших, но и для инспекторов, на плечи которых ложится процесс установления виновной в прецеденте стороны. Иногда для этого требуются специальные знания, коими, собственно, и обладают сотрудники экспертных служб.

Вина автовладельца, который совершил дорожное происшествие, устанавливается следователем или дознавателем. Но только экспертная оценка поможет определить и достоверно установить обстоятельства дела и подсчитать величину причиненного в результате аварии ущерба.

Независимая экспертиза при ДП является помощью сотрудникам Госавтоинспекции при определении виновного лица, установлении фактов для разрешения дела и выяснения причин, повлекших за собой аварию. Сотрудники экспертной службы либо отягощают, либо смягчают вину водителя.

Кроме этого независимая экспертиза необходима для выявления других лиц, причастных к прецеденту на дорожном полотне. Их вина не всегда очевидна (к примеру, коммунальщики или дорожная служба).

Проведение независимого оценивания после дорожно-транспортного происшествия обуславливается исследованием всех обстоятельств, которые выступают правовым фундаментом для принятия и вынесения решения судом или следственным органом. Но при этом предоставленные от экспертов данные тщательно проверяются на подлинность.

Для этого организовываются другие необходимые действия следственной группой или судом, которыми назначалась судебная независимая экспертиза.

С помощью экспертной оценки можно решить такие вопросы:

  • определение момента возникновения предпосылок ДТП – в учет берутся все обстоятельства, которые спровоцировали аварию;
  • определяются различные реальные действия автовладельцев, повлиявшие на возникновение ДТП;
  • размер причиненного в результате ДТП ущерба;
  • установление причастности одного из участников аварии к прецеденту на дорожном полотне;
  • обстоятельства возникновения аварийной ситуации;
  • обзорность и видимость на месте ДТП и могли ли эти факторы повялить на возникновение аварии;
  • рассмотрение условий возникновения опасной зоны;
  • качество дорожного покрытия и каким образом оно могло повлиять на исход события;
  • нарушались ли ПДД перед столкновением;
  • расстояние между автомобилями перед ДТП (ТС и пешехода);
  • скорость ТС во время совершения аварии – устанавливается по тормозному пути автомобилей (в учет берется его длина и временной промежуток, который потребовался для полной остановки авто);
  • устанавливаются все не зависящие от участников аварии обстоятельства, которые включают состояние дорожного покрытия и несоблюдение регламента проведения ремонтных работ на проезжей части.

По большому же счету независимая экспертиза необходима для определения сложности ремонта транспортного средства и технических работ по восстановлению машины, а также их стоимости.

Когда невозможно разобраться без независимой экспертизы?

Проведение экспертной оценки после дорожного происшествия проводится тогда, когда разрешить спорную ситуацию, не привлекая квалифицированного специалиста, крайне сложно, а причиненный ущерб велик. Подобный факт, наряду с несговорчивостью участников ДТП значительным образом усугубляет дело.

Круг задач, которые решаются в ходе судебной независимой экспертизы:

  1. Проведение анализа сложной ситуации, возникающей при ДП.
  2. Разрешение спорных моментов с привлечением специалистов, располагающих знаниями в вопросах автотехнического плана. Ведь транспортный агрегат – достаточно серьезное устройство. Причем каждая модель, а их немало, имеет свои особенности.
  3. Установление величины причиненного в результате аварии материального ущерба, когда потерпевшее лицо не соглашается на досудебное урегулирование вопроса.

Виды экспертиз

Исходя из целей, методик и объектов независимой экспертизы при дорожном происшествии подразделяется ее делят на следующие категории:

  1. Автотехническая экспертиза. Организовывается после наступления аварии с целью определения состояния транспортного средства, действий водителя, и реакции машины в момент столкновения. Также благодаря автотехнической экспертной оценке можно выяснить, чьи неправильные действия или бездействие стали причиной возникновения аварийной ситуации.
  2. Инженерно-психологическое исследование. Во время экспертной оценки происходит психологическое освидетельствование водителя, как общего, так и предполагаемого, во время наступления дорожного происшествия. Если водитель мог препятствовать столкновению, вовремя среагировав на препятствия или занос, суд может на вполне законных основаниях признать его виновником ДТП.
  3. Трасологическая экспертиза. Проводится на основании осмотра места ДТП, тормозного пути, обстановки на дорожном полотне и траектории перемещения машин-участников аварии. С помощью такого исследования специалисты могут установить объективные предпосылки и субъективные причины произошедшего прецедента.
  4. Автотовароведческая экспертная оценка. Обуславливается осмотром состояния машин после аварии на предмет наличия скрытых и явных повреждений. Также на основании такого исследования можно установить максимально точный размер причиненного автомобилю ущерба.
  5. Комплексная экспертная оценка. Характеризуется проведением сразу всех описанных выше экспертиз или нескольких из них. Цель комплексной оценки – получение целостной картины произошедшего инцидента на дороге.

Срок проведения экспертизы после ДТП

Для пострадавшей в результате аварии стороны, равно как и для виновника, очень важен срок проведения любой экспертизы, в том числе и независимой. Он регламентирован требованиями, которые установлены законодательством нашего государства.

Если виновник происшествия имеет действующий полис ОСАГО, а пострадавшая в аварии сторона подала подготовленные для проведения экспертной оценки документы, то страховая компания должна провести эту процедуру в течение пяти рабочих дней. Затягивание страховыми агентами сроков проведения независимой экспертизы не самым лучшим образом отразится на процессе расследования.

Автовладелец, чье транспортное средство пострадало в результате дорожного происшествия, может самостоятельно обратиться за помощью к независимому эксперту.

Для этого нужно найти компанию, занимающуюся подобной деятельностью, которая обязательно должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции.

В противном случае данные, полученные в результате исследования неаккредитованным сотрудником или компанией, не принимаются ни судом, ни дознавателями.

Если пострадавший самостоятельно обращается к помощи независимых оценщиков, то по завершению исследования ему нужно предоставить официальный отчет страховщику для получения компенсации на восстановление автотранспорта. В этом случае очень важно соблюдать порядок действий. Крайне нежелательно пропускать сроки отправки отчета участникам процесса, включая страховую организацию.

Гражданам, которые проживают в одном городе, уведомление подается за три дня до проведения независимой экспертной оценки. Во всех остальных случаях необходимо за шесть дней уведомить всех заинтересованных лиц о проведении процедуры. Кроме этого, важно помнить, что день, в который осуществляется отправка уведомления по почте не учитывается, равно как и день проведения экспертизы.

Полученные результаты предоставляются заинтересованной стороне в установленные сторонами сроки – 10-12 дней.

Подведем итоги

При возникновении аварийной ситуации на дорожном полотне практически всегда возникают спорные моменты и вопросы касаемо того, кто является виновникам произошедшего инцидента.

Как правило, при незначительных ДТП необходимости в проведении независимой экспертизы нет. При таких обстоятельствах участники попросту составляют на месте аварии Европротокол и каждый получает в своей страховой компании компенсационную выплату на восстановление транспортного средства.

Читайте также:  Досрочное возвращение водительских прав после лишения

Сложнее всего при масштабных ДТП со значительными повреждениями машин. Тогда речь идет уже о больших финансовых выплатах. Поэтому участники дорожного происшествия отстаивают свою точку зрения, касаемо того, кто виноват в столкновении. Вот тут-то и возникает необходимость в проведении независимой экспертизы.

Только так можно максимально точно и правдиво установить, кто именно виноват в произошедшем инциденте.

Надеемся, эта информация поможет вам добиться желаемого результата. Берегите себя и пусть на дороге вам не встретиться ни гвоздя ни жезла. Удачи!

Сообщества › Автострахование › Блог › Сроки по независимой экспертизе.

Подскажите кто знает. Страховая по ОСАГО выплатила сумму, хочу провести независимую экспертизу, есть ли какие-либо сроки на ее проведение?

Смотрите также

Комментарии 30

срок исковой давности составляет 3 года(то есть в течении 3 лет можешь подать в суд ) только если ты уже не отремонтировал свое авто иначе как докажешь. Удачи!

да уже поняла, спасибо))

Вот поэтому я сразу экспертов и пригласил!Но только после осмотра страховой!А так-обращайтесь-чем смогу-помогу(сам юрист)

эта неделя занята очень, думала на празднии а на праздниках экспертиза беред двойную плату, т.е. 12-14 и больше это слишком)) вот и паника началась

Главное, чтобы машина находилась на месте и этом(ДТПшном состоянии)А если что вдруг!Если машина на стоянке-взять объяснение от сторожей когда и в какое время притащили вашу машину и т.д и тому подобное!

это ни к чему) потому что страховщик фотографировал пробег, а я после дтп доехала до гаража, так тчо пробег не особо изменился)

Чем быстрее-тем лучше!Главное чтобы эксперты из независимой осмотрели машину в том состоянии, когда она была на момент аварии(не ремонтированная)

ну блин это только дурак отремонтированную машину будет хэкспертам показывать

У меня было дтп!Сразу после осмотра машины страховой компанией я обратился к независимым экспертам и нанял адвоката(недорого)Мы выиграли суд(ещё наложили штраф на страховую компанию за несвоевременную выплату-около 33 процентов от ущерба)

ну мне страховая выплатила своевременно) это все хорошо н меня интересует срок, какой максимальный срок обращения к независимой экспертизе после выплаты бабосов)

liyaa, сроков нет вообще. Главное уложиться с подачей заявления в 3 года. Вы можете сделать свою независимую и через год и через два и два с половиной.

фух…прям полегчало на душе)

liyaa, сроков нет вообще. Главное уложиться с подачей заявления в 3 года. Вы можете сделать свою независимую и через год и через два и два с половиной.

в случае если есть фотоматериалы или авто еще не сделано… а так все правильно — привязка к исковой давности…

Я точно не помню, но вроде 2 недели дается на обращение в суд.
По мне проще обратиться в спец. контору по спорам со страховыми, благо таких полно =)

2 недели это олчень мало, ведь надо провести независиму. экспертизу прежде чем обрашаться в суд а это насколько я знаю назначают ее только через 3-4 дня после заявки тт.к. должны быть уведломлены все участники и тд, а что за спец конторы я не знаю) и даже дляэтих контор нужно заключение независимой экспертизы)

Извиняюсь) как ниже написали, да и в инете только что глянул, срок не 2 недели, а 3 года)))
А на счет контор их можно в интернете поискать, что поближе к дому. У большинства из них есть своя НЭ. Чаще всего эти конторы работают по 2 принципам:
1) они выкупают ваше дело и платят вам сразу

80% от не доплаты.
2) они “сражаются” в суде за вас и отдают потом 100% не доплаты + 1/4 от суммы штрафа, которого они стрясут со страховой, но это

4-6 месяцев (по слухам может и на год затянутся).

80+100 это жирно, не думаю что так прям уж работаю) я уже нашла адвоката, буду все через него делать, спасибо) не так поняла. отают в итоге 100 % ясно)

Удачи =))
Мне со страховой повезло, насчитали 21 т.р. =) Хотя по большему счету ремонту там на 10 т. =))

а мне нет зхаплатили 70 тыщ, но надо больше) вас ОСАГО выплатила?

страховая виновника выплатила по ОСАГО.
Не хило смотрю вам досталось в ДТП =(

дааааа. летом у меня еще было дтп, надо было 40 выплатили 30 в принуипе норм, но еще не починилась и хорошо)

Я бы до конца зимы наверно не ремонтировал)) а то мало ли чего)

да пока суд будет уже и зима пройдет, и ремонтировать не одним днем, точнее у меня месяц ушел на то чтобы найти бу дверь в отличном состоянии

тогда наверно стоит сейчас уже начать поисками заниматься))

Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП

Когда случаются ДТП, важно четко определить необходимые действия для разрешения ситуации с учетом выплат для ремонта транспортного средства.

Желание страховых компаний сэкономить на компенсациях может иметь негативные последствия для пострадавшего лица.

В статье рассмотрим, как происходит оценка авто после аварии страховой компанией, а также узнаем о сроках и проведении независимой экспертизы.

Как происходит оценка авто после аварии страховой компанией?

В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.

Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.

Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.

Согласно 12 статьи ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.02.2002 (далее ФЗ №40), в частности п. 21 после завершения экспертизы страховая компания должна осуществить страховую выплату пострадавшему в течении 20 дней (за исключением праздничных дней) или выдать направление на ремонт ТС.

Нужно ли делать независимую автоэкспертизу и когда?

Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.

Если экспертиза не была организована СК в пятидневный срок, владелец в праве обратиться в независимую компанию и предоставить в последствии ее акт осмотра, результаты которого СК должна принять безоговорочно в качестве основания для назначения выплат (п. 3.12 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Независимая экспертиза может понадобиться для:

  1. расследования причины ДТП;
  2. установления скрытых повреждений;
  3. составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.

Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.

Вместе со всеми необходимыми документами, заключение независимой компании должно быть предоставлено страховщикам в обязательном порядке согласно Правил ОСАГО:

  • определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
  • страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
  • сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
  • необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).

Где и как можно ее сделать?

Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.

Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.

Критерии выбора независимой фирмы:

  1. Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
  2. Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
  3. Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
  4. Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.

Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.

Кто проводит?

Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.

Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.

Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.

Компании, проводящие независимую экспертизу после ДТП должны являться членами саморегулируемой организации оценщиков и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным.

Правила и порядок процедуры

После выбора компании, где будет производиться исследование, оценочные работы производятся в определенном порядке.

  1. Заключение договора на оказание услуг. Здесь указываются общие права, обязанности сторон, а также сроки, в которые должна быть проведена экспертиза.
  2. Предоставление пакета документов заказчиком. Подробнее скажем, какие именно документы нужны для независимой оценки состояния авто. К ним относятся регистрационные документы на машину (свидетельство о регистрации транспортного средства и ПТС), копия паспорта заказчика, копия справки о ДТП. Дополнительно могут потребоваться: акт осмотра автомобиля страховщиками и заключение экспертной оценки, если такая имела место.
  3. Определение даты и времени проведения экспертизы. Процедура оценки состояния и подсчёта полученного в ДТП материального ущерба обычно занимает не более 3-х суток, при сложных деформациях кузова и повреждениях ТС до 8 суток.
  4. Уведомление участников ДТП и страхового агента о проведении независимой оценки. Сообщить о проведении независимой экспертизы лучше всего с помощью заказного письма с уведомлением (о том, как сообщить виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы, читайте здесь). Документальное подтверждение действий заказчика поможет избежать неприятных ситуаций, если дело дойдет до суда. Экспертиза не потеряет своей законности даже в случае, если участники ДТП или представители страховой компании не будут присутствовать при ее проведении.
  5. Проведение осмотра автомобиля с фиксацией повреждений на фотокамеру. Этот этап является обязательным, т.к. станет фактическим подтверждением проведенных в будущем расчетов при предоставлении заключения в страховую компанию или суд.
  6. Проведение работ для калькуляции ущерба. Работы проводятся с помощью специального оборудования.
  7. Проведение расчетов для определения размера ущерба. Калькуляция производится в соответствии с Положением Банка России № 432-П от 19.09.2014 г.
  8. Получение заключения. Текст документа должен содержать список всех повреждений, которые были получены в результате аварии, опись технологии восстановительного ремонта, определение объема ремонтных и дополнительных работ и полную стоимость восстановительных работ.
  • Скачать бланк договора о проведении экспертизы
  • Скачать образец договора о проведении экспертизы
  • Скачать бланк заключения экспертизы
  • Скачать образец заключения экспертизы
Читайте также:  Рассрочка оплаты штрафа 30000

Основания для назначения повторного комплексного исследования

Несмотря на то, что понятие «независимая экспертиза» не закреплено законодательно, оно упоминается в ФЗ № 40 об ОСАГО.

Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.

Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:

  1. Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
  2. Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.

Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.

Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проведение независимой экспертизы после ДТП

Ежедневно в нашей стране происходят сотни ДТП с самыми различными последствиями. Самыми тяжёлыми последствиями дорожных происшествий является гибель людей и причинение вреда их здоровью. Но помимо этого, неизбежными последствиями автомобильных аварий является причинение вреда имуществу граждан – прежде всего самим транспортным средствам, участвующим в ДТП. Для урегулирования возникающих при этом финансовых вопросов создан целый комплекс мер, включающий в себя нормативно-правовую базу, органы расследования ГИБДД, систему автострахования.

Но, несмотря на это, не стихает острота споров вокруг вопросов возмещения убытков. Каждая из заинтересованных сторон – автовладелец, страховая компания, — стремится, в зависимости от ситуации, либо приуменьшить, либо преувеличить действительный ущерб. Для справедливой и непредвзятой оценки причинённых повреждений, а также для выявления виновника происшествия, предназначено проведение независимой экспертизы после ДТП.

Виды экспертиз

Для объективной установки причин автомобильной аварии и корректной оценки её последствий, подчас требуется произвести целый ряд независимых экспертиз. Для этого специалистами применяется 4 вида специальных исследований:

  • Техническая экспертиза. Предназначается для оценки технического состояния автотранспортного средства, действий шофёра и реакции на эти действия движущегося автомобиля. Данное исследование должно установить, в результате чьих действий, равно как и бездействия, произошло ДТП.
  • Трасологическая. Производится на основании обследования места происшествия, оценки траектории движения и характера повреждений машин, дорожной обстановки в момент аварии. Цель данной экспертизы выявить предпосылки и причины субъективного характера, повлекшие за собой дорожное происшествие. С её помощью возможно опровергнуть или подтвердить выводы работников дорожной инспекции относительно виновника аварии.
  • Товароведческая экспертиза. Проводится для оценки ущерба, причинённого автотранспорту в результате столкновения. Её цель – выявить все возникшие дефекты, как явные, так и скрытые, и на основании этого установить истинный размер нанесённых убытков. Инициатором проведения товароведческой экспертизы может выступать компания-автостраховщик, владельцы пострадавших транспортных средств, судебные органы, либо дознаватели автодорожной инспекции.
  • Комплексная экспертиза. Подразумевает проведение всех перечисленных выше видов исследований, либо некоторых из них. Производится при необходимости установить полную картину ДТП, когда общий его характер не позволяет выявить явного виновника.

Причины проведения

Необходимость проведения независимой экспертизы после ДТП обычно бывает вызвана такими причинами:

  • Владелец пострадавшего автомобиля хочет произвести обследование на предмет выявления скрытых повреждений, не зарегистрированных работниками страховой компании, с целью определения полной стоимости ремонта.
  • Оценка реальной остаточной стоимости транспортного средства после аварии. Такая необходимость возникает после того, как автомобиль признаётся компанией-страховщиком непригодным к восстановлению.
  • Встречная экспертиза. Как правило, инициатором её является виновник ДТП или страховая компания, в тех случаях, когда произведённая владельцем авто независимая оценка ущерба кажется им завышенной.
  • Определение реального ущерба во время судебного разбирательства. Судебная тяжба может возникнуть как между двумя участниками ДТП при отсутствии у одной или обеих сторон страхового полиса, так и между автовладельцем и компанией-страховщиком. Независимая экспертиза в этом случае может назначаться судьёй для установления реальной суммы ущерба.
  • Затягивание определения убытков компанией-страховщиком. Согласно российскому законодательству, сроки проведения оценки ущерба страховщиком составляют пять дней. По истечении этого времени пострадавшая сторона для оценки ущерба имеет право самостоятельно обратиться к услугам экспертов. Их выводы в этом случае будут являться определяющим фактором при назначении выплат по страховке.

Наиболее часто конфликтная ситуация по поводу оценки причинённых убытков происходит между владельцем автомобиля и страховой компанией. Любая компания-страховщик является частным коммерческим предприятием, живущим за счёт разницы между деньгами, собираемыми за продажу полисов, и суммами страховых выплат при ДТП. Соответственно, чем меньше денег получит владелец разбитого авто, тем больше их останется в кармане страховой компании.

Данная ситуация зачастую приводит к появлению ряда мошеннических схем, цель которых – приуменьшит реальный ущерб от автомобильной аварии. Наиболее распространённая из них, это наличие аффилированных, или, выражаясь народным языком, «прикормленных» страховыми компаниями автоэкспертов. Занижая размер причинённых повреждений, подобные нечистоплотные эксперты получают свою долю незаконной прибыли. Пострадавшей стороной в итоге выступает владелец автомобиля – выплаченной на основании экспертизы суммы порой не хватает даже на проведение косметического ремонта машины, не говоря уже об устранении внутренних повреждений.

Оспорить несправедливую оценку ущерба возможно только в результате судебного иска. Чаще всего, к такому способу решения проблемы прибегают искушённые автовладельцы, способные самостоятельно определить степень и характер всех повреждений, а также оценить примерную стоимость предстоящего ремонта. Но большинство автолюбителей не способны «на глаз» оценить всю тяжесть ущерба, и верят выводам «эксперта-профессионала», вступившего в сговор с компанией-страховщиком. Ошибки проведённой страховщиком экспертизы обнаруживаются уже после окончания расследования и проведения ремонта, и вся тяжесть по их исправлению ложится на карман автовладельца.

Во избежание подобной ситуации, при малейшем подозрении на неадекватность оценки убытков, следует обращаться к услугам независимых экспертов. Их выводы станут главным доказательством вашей правоты, если дело дойдёт до судебной тяжбы. Как правило, суды с большим доверием относятся к оценкам независимых экспертов, нежели к данным финансово заинтересованной страховой компании.

В крайнем случае, судья может назначить проведение ещё одного объективного обследования, который и поставит окончательную точку в споре. В данном случае независимая экспертиза становиться единственной действенной защитой от коррумпированных автоэкспертов.

Выбор эксперта

Результаты проведения независимой экспертизы после ДТП являются официальным документом, имеющим юридическую силу. Они могут выступать в качестве доказательной базы при разборе дела в судебных органах. В связи с этим, весь порядок проведения обследования автомобиля и дорожной ситуации в момент аварии строго регламентируется законодательными нормативами. Согласно закону, каждый владелец автомобиля может обратиться к услугам независимого эксперта на свой выбор. Подобные работы имеет право выполнять только организация или индивидуальный предприниматель, обладающие соответствующей лицензией.

Высокая квалификация автоэксперта является залогом правильно проведённой экспертизы. Эксперты должны обладать достаточным практическим опытом проведения ремонтных работ и знанием рыночных расценок на те, или иные виды запчастей, стоимости их замены. Для правильного выбора оценочной организации следует ознакомиться с её резюме, отзывами клиентов. Не лишне будет также прислушаться к советам родственников и знакомых, уже попадавших в ситуацию, аналогичную вашей.

Порядок проведения

После выбора надёжной, на ваш взгляд, оценочной организации следует заключить с её представителями официальный договор о проведении обследования автомобиля или разборе обстоятельств ДТП. К процессу должны привлекаться все заинтересованные лица, включая участников аварии и сотрудников страховой фирмы.

Вся процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Специалистами производится подробное обследование места совершения транспортного происшествия, оценивается состояние машины после столкновения. Все внешние повреждения автомобиля фиксируются на фото- видеокамеру. При этом в кадре обязательно должен присутствовать регистрационный номер транспортного средства. После этого профессиональный автомеханик осматривает машину на предмет скрытых повреждений, не видимых на первый взгляд.
  2. На основании произведённого обследования специалистами оценочной организации составляется акт. К нему прилагаются все дополнительные материалы – фото- и видеоотчёт, с зафиксированными повреждениями. По данным акта производится оценка состояния автомобиля, подсчитывается рыночная стоимость необходимых для ремонта деталей, а также цена ремонтных работ. В итоговом варианте отчёт экспертов должен включать полный перечень полученных машиной повреждений и подробный список денежных затрат на устранение каждого из перечисленных дефектов.
  3. На руки владельцу пострадавшего автомобиля выдаётся окончательный отчётный документ.

В нём должны содержаться следующие данные:

  • Перечень поставленных перед специалистом целей и задач.
  • Общая сумма затрат, необходимых для полной ликвидации причинённого автомобилю ущерба.
  • Перечень законодательной, технической и нормативной документации, на основании которых производились определение характера повреждений и оценка их рыночной стоимости.
  • Документальное обоснование начисленной суммы стоимости ремонтных работ, критерии определения характера и тяжести полученных автомобилем повреждений.
  • Цена услуг, предоставленных заказчику компанией-оценщиком.

Документ заверяется подписью ответственного лица и печатью компании-оценщика. Также под актом должен поставить свою подпись и представитель компании-страховщика, в обязанности которой входит возмещение указанной в нём суммы убытков. Если страховщик не согласен с порядком проведения экспертизы, либо с указанной в итоговом акте суммой ущерба, он имеет право обжаловать её итоги в судебном порядке.

В этом случае суд имеет право назначить ещё одну, повторную экспертизу. Проводить её должен третий эксперт, не задействованный в прежних двух осмотрах пострадавшего автомобиля.

Порядок оспаривания суммы выплат по страховке

Если пострадавший в дорожно-транспортном происшествии автовладелец считает, что сумма начисленных страховых выплат явно занижена, то он имеет право оспорить такое решение. В первую очередь ему следует обратиться с соответствующим заявлением в свою страховую фирму. В заявлении должны быть прописаны требования об увеличении размера выплат. К ходатайству необходимо приложить пакет документации, подтверждающий справедливость его претензий.

Читайте также:  Оспаривание штрафов пдд, как происходит

Основным документом, на котором будет держаться вся доказательная база о необоснованном занижении страховых выплат, и является акт о проведении независимой экспертизы. В соответствии с нормативными актами, сотрудники компании-страховщика обязаны в десятидневный срок ознакомиться с заявлением и вынести по нему решение. Фирма может либо дать согласие на удовлетворение претензий своего клиента, и доплатить недостающую сумму, либо отказать в этом, сопроводив свой отказ адекватным обоснованием.

Если же страховщик никоим образом не отреагировал на заявление клиента, следующим шагом должно быть обращение в судебные инстанции с исковым заявлением. Таким же образом автовладелец может поступить и в том случае, если он не удовлетворён обоснованием отказа в увеличении страховой выплаты. К исковому заявлению истец должен приложить всю необходимую для рассмотрения дела документацию: заключение страховщика о сумме нанесённого автомобилю ущерба, официальную бумагу с отказом в доплате, акт с постановлением независимых экспертов.

Когда автовладелец является виновником произошедшей аварии, он также имеет право на проведение непредвзятой оценки нанесённых им убытков. Для этого следует зафиксировать на фото- или видеокамеру место происшествия, особое внимание уделив фиксации видимых повреждений. После этого следует дождаться результатов разбора происшествия сотрудниками страховой компании. Дело в том, что страховщик обязан возместить только определённую законодательством сумму ущерба. На 2017 год эта максимальная сумма составляет 400 тысяч рублей. Весь причинённый сверх этого лимита ущерб виновник аварии возмещает из своего кармана.

В случае, если виновник ДТП почитает, что размер ущерба завышен, могут потребоваться услуги независимых экспертов. Если осмотр повреждений выявит данный факт, виновник аварии получает на руки акт с указанием реальной рыночной суммы предстоящего ремонта. Если данная сумма окажется ниже предъявляемой ему к оплате, это становиться поводом обращения в суд для оспаривания постановления компании-страховщика.

Часто участники ДТП жалеют время и деньги на услуги независимых экспертов, предпочитая полностью положиться на выводы специалистов страховой компании. Но, несмотря на дополнительные финансовые затраты, во многих случаях подобная экспертиза поможет автовладельцу сэкономить немалую денежную сумму.

Независимая экспертиза после ДТП

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Цена автоэкспертизы после ДТП

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:

  • в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
  • сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
  • какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.

Что такое дефектовка автомобилей после ДТП

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Ссылка на основную публикацию