Пострадавший в ДТП требует денег

Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?

  1. В законе 2020 года, действительно, предусмотрена обязанность виновника возмещать ущерб от ДТП даже в случае, когда его ответственность застрахована по ОСАГО.
  2. Требовать деньги с виновного водителя может как потерпевший, так и страховая компания.
  3. Можно спорить с требованием в суде, но иногда это не выгодно.
  4. Если вам предъявлено требование в рамках ОСАГО, хорошенько обдумайте свои дальнейшие действия, по возможности обратитесь за консультацией к специалистам в этой области.

Не так давно вопросом о возмещении ущерба за ДТП задавались лишь те водители, которые вовремя не сделали полис ОСАГО или кто разбил чью-то очень дорогую машину. Однако, всё изменилось после того, как по данному вопросу высказался Конституционный суд. Теперь с подобным требованием доплаты может столкнуться почти каждый водитель, попавший по своей вине в ДТП. В данной статье мы разберем законно ли такое требование, а также какие действия предпринять чтобы минимизировать долг.

Требуют доплатить – это законно?

Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.

Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:

  1. страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
  2. страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
  3. ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
  4. страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
  5. полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.

Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.

Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО

В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.

Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.

Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать. придётся платить.

Случай №2: Лимит выплаты

Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.

В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2020 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.

Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с “ушлыми” ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.

Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили

Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая. Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично. С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.

Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.

Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.

Случай №4: Банкротство страховой

Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.

Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.

Случай 5: Виновник без страховки

Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.

Если требует страховая по ОСАГО?

Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2020 год.

Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.

Если страховщик требует доплату по КАСКО?

Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.

В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.

Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.

Что делать в первую очередь?

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.

Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.

Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.

Если потерпевшему выплатили слишком мало

Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.

И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.

Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.

Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.

Выплата с учетом износа

По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.

Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.

Независимая экспертиза насчитала больше

После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.

Страховщик не выплатил

Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.

Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2020 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.

Если был ремонт

В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.

Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.

Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?

Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз. Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.

Для примера, рассмотрим такой случай.

  • Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
  • При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
  • Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.

Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.

Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.

Поможет ли адвокат в суде?

В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.

Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.

Читайте также:  Обнаружат ли в моче алкоголь

Потерпевший вымогает деньги у виновника ДТП

Содержание статьи

В вопросах компенсации причиненного в ДТП вреда не всегда потерпевшие поступают по закону и справедливости. Пострадавший предпринимает действия, при которых страдает и виновник ДТП: требует денег и угрожает судом. Если я виновник ДТП, с меня требуют деньги, и это законно – так думают водители. Но когда суммы запрошенного возмещения завышены, а порядок взыскания компенсации нарушен, это уже не справедливо. Как быть, если потерпевший вымогает деньги?

Пострадавший в ДТП требует завышенную сумму денег за ремонт: что делать

Согласно ст. 1064 ГК, имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате ДТП, подлежит возмещению в полном объеме за счет его причинителя – это форма его гражданской ответственности. Но владельцы ТС обязаны страховать риск гражданской ответственности, приобретая полисы ОСАГО. А в соответствии со ст. 1072 ГК, лица, чья гражданская ответственность застрахована, возмещают причиненный ими вред лишь в той части, которая не покрыта страховкой.

Учитывая сказанное, первое, что необходимо делать при требовании пострадавшего к виновнику ДТП – это порекомендовать ему обратиться в страховую компанию. Виновник ДТП не обязан первоочередно удовлетворять имущественные требования пострадавшего, даже если они не завышены. Порекомендуйте пострадавшему направить обращение в СК, иначе он рискует утратить право на возмещение. При этом не забудьте и сами уведомить страховщика о возможной гражданской ответственности, согласно п. 2,3 ст. 11 ФЗ № 40.

Обратите внимание!

Если требования потерпевшего завышены, страховщик выявит это. В течение 5 дней после поступления заявления от пострадавшего страховщик осмотрит поврежденное ТС и при необходимости организует независимую экспертизу для определения размера ущерба.

Если ТС зарегистрировано в РФ и находится в собственности россиянина, страховщик обязан направить пострадавшего на СТО и оплатить в полном объеме восстановительный ремонт, руководствуясь п. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40. Такое направление выдается в 20-дневный срок после получения от пострадавшего заявления. По договоренности с СК ремонт также может быть проведен в СТО по выбору пострадавшего, но направление на ремонт выдается в 30-дневный срок.

Потерпевший требует деньги за ДТП через суд

Обращение к страховщику – право, но не обязанность пострадавшего. Руководствуясь гражданским законодательством, потерпевший имеет право потребовать возмещения непосредственно с причинителя вреда. В таком случае, виновник ДТП, как лицо, застраховавшее свою ответственность, должен привлечь к участию в процессе представителей страховой компании по ст. 11 ФЗ № 40.

Виновнику ДТП рекомендуется следовать указаниям страховщика, так как именно он впоследствии будет возмещать присужденный по решению суда ущерб в пределах страховой суммы.

Взыскание компенсации с виновника ДТП

Гражданская ответственность лица по возмещению вреда возникает лишь если предельные страховые суммы не покрывают размер причиненного вреда. Согласно ст. 7 ФЗ № 40, это:

  • 400 тыс. рублей в отношении имущественного ущерба;
  • 500 тыс. рублей, в отношении личного ущерба.

Если сумма ущерба автомобилю выше 400 тыс. рублей, и это подтверждено заключением технической экспертизы, обязанность погашать ущерб поверх указанной суммы возлагается на виновника ДТП. Если виновник не согласен самостоятельно погашать ущерб, он взыскивается через суд. При этом в суде причинитель вреда может предать сомнению объективность результатов представленной экспертизы и попросить суд назначить новую, согласно ст. 79 ГПК.

Виновнику ДТП следует учитывать, что если в ДТП нанесен вред не только имуществу, но и здоровью, пострадавший получит право на возмещение морального вреда по ст. 1100 ГК. Но если вред здоровью может быть возмещен за счет страховки, то моральный вред полисом ОСАГО не покрывается, а потому он будет взыскиваться с причинителя ущерба. Его возмещение осуществляется без привязки к размеру имущественного или личного ущерба. Ключевыми критериями при определении размера компенсации будут наличие нравственных страданий потерпевшего, обстоятельства нанесения вреда и особенности пострадавшего.

Если виновник ДТП готов сам заплатить за ущерб

Самостоятельное возмещение причиненного ущерба – право виновника ДТП. Но траховая компания не возместит его расходы. При принятии такого решения причинителю рекомендуется удостовериться в реальных размерах и стоимости вреда.

Обратите внимание!

Если договоренность с потерпевшим достигнута, виновнику ДТП необходимо получить от пострадавшего водителя расписку с указанием выплаченной в счет возмещения вреда суммы, его анкетных данных, а также указанием на отсутствие имущественных претензий.

Потерпевший после ДТП просит денег

  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 948

vd68 (13.10.2011 – 20:40) писал:

  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 087

vd68 (13.10.2011 – 15:40) писал:

  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 814
  • 59/1420

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 837

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы. © Лао-Цзы

ОСТАВЛЯЮ ЗА СОБОЙ ПРАВО ОТКАЗЫВАТЬ В БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН

  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 814
  • Идея?! Иде я нахожуся.

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 33 018

Автоюрист (14.10.2011 – 09:09) писал:

  • Живодер

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 651

Алексей& (13.10.2011 – 20:31) писал:

vd68 (13.10.2011 – 20:40) писал:

Бред.
Если у сына-студента была доверенность, ни о каком взыскании с собственника авто не может быть и речи
Есть конечно и судьи-недоучки, но это легко обжалуется

По поводу добровольно заплатить потерпевшему – не соглашайтесь, пусть подает в суд
Пока суд да дело, потерпевший возьмет да и отремонтируется, или машину продаст, соответственно, потеряет право взыскивать с вас по экспертизе предполагаемые расходы. В общем, долго писать, есть варианты в случае судебного разбирательства отскочить:)
Естественно, если подадут в суд, обращайтесь к юристам

  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 814
  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 493

vd68 (13.10.2011 – 21:17) писал:

Сообщение отредактировал expertaleks: 15.10.2011 – 00:41

  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 948

Шпак (14.10.2011 – 12:05) писал:

Шпак (14.10.2011 – 12:05) писал:

vd68 (13.10.2011 – 22:17) писал:

Сообщение отредактировал Алексей&: 15.10.2011 – 09:02

  • мегатеронозавр

  • Группа: Донатор
  • Сообщений: 18 004

Алексей& (15.10.2011 – 08:53) писал:

собственно это не прокатит если пострадавший уже отремонтировал авто и имеет на руках документы со счетом.

ps: виновнику совет – ДОСАГО штука нынче полезная тк 120тыр по ОСАГО это реально мало

  • почтенный теронозавр

  • Группа: Донатор
  • Сообщений: 4 672

Шпак (14.10.2011 – 12:05) писал:

Шпак (14.10.2011 – 12:05) писал:

vd68 (14.10.2011 – 10:03) писал:

Автоюрист (14.10.2011 – 09:09) писал:

  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 814
  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 814
  • Не айс

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 070
  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 948

Сообщение отредактировал Алексей&: 15.10.2011 – 18:30

  • форумчанин со стажем

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 814

Сообщение отредактировал vd68: 15.10.2011 – 17:24

  • почтенный теронозавр

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 948

vd68 (15.10.2011 – 18:23) писал:

vd68 (15.10.2011 – 18:23) писал:

Сообщение отредактировал Алексей&: 15.10.2011 – 17:39

Потерпевший в ДТП требует компенсацию от виновника дтп что делать

Потерпевший требует деньги за ДТП через суд

Согласно ст. 1064 ГК, имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате ДТП, подлежит возмещению в полном объеме за счет его причинителя – это форма его гражданской ответственности. Но владельцы ТС обязаны страховать риск гражданской ответственности, приобретая полисы ОСАГО. А в соответствии со ст. 1072 ГК, лица, чья гражданская ответственность застрахована, возмещают причиненный ими вред лишь в той части, которая не покрыта страховкой.

Учитывая сказанное, первое, что необходимо делать при требовании пострадавшего к виновнику ДТП – это порекомендовать ему обратиться в страховую компанию. Виновник ДТП не обязан первоочередно удовлетворять имущественные требования пострадавшего, даже если они не завышены. Порекомендуйте пострадавшему направить обращение в СК, иначе он рискует утратить право на возмещение. При этом не забудьте и сами уведомить страховщика о возможной гражданской ответственности, согласно п. 2,3 ст. 11 ФЗ № 40.

Если ТС зарегистрировано в РФ и находится в собственности россиянина, страховщик обязан направить пострадавшего на СТО и оплатить в полном объеме восстановительный ремонт, руководствуясь п. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40. Такое направление выдается в 20-дневный срок после получения от пострадавшего заявления. По договоренности с СК ремонт также может быть проведен в СТО по выбору пострадавшего, но направление на ремонт выдается в 30-дневный срок.

Обращение к страховщику – право, но не обязанность пострадавшего. Руководствуясь гражданским законодательством, потерпевший имеет право потребовать возмещения непосредственно с причинителя вреда. В таком случае, виновник ДТП, как лицо, застраховавшее свою ответственность, должен привлечь к участию в процессе представителей страховой компании по ст. 11 ФЗ № 40.

Виновнику ДТП рекомендуется следовать указаниям страховщика, так как именно он впоследствии будет возмещать присужденный по решению суда ущерб в пределах страховой суммы.

Если виновник ДТП готов сам заплатить за ущерб

Если вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, сняли с себя все риски по выплате в случае ДТП, то это не так.

Согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего:

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком;
  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.

Однако приоритетным сегодня является натуральный вид компенсации – ремонт автомобиля в сервисе страховщика.

Кроме того, страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

Таким образом, новые поправки в законодательство об ОСАГО предусматривают:

  • приоритет ремонта транспортного средства, нежели выдачу денег потерпевшему;
  • новую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Если с первым нововведением все ясно, то с новой методикой расчета не все так кристально чисто и понятно.

В соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% их стоимости.

Таким образом, приобретенный вами полис ОСАГО будет полностью покрывать ущерб, причиненный в результате ДТП, а на деле это не так – фактически полис ОСАГО может покрыть всего лишь 50% от ущерба из-за того, что страховая компания осуществляет выплату с учетом износа. А в случае если вы являетесь виновником ДТП, то у потерпевшего (и что самое интересное у страховой компании тоже), возникает право требовать взыскания выплаты без износа по ОСАГО, так как при осуществлении ремонта будут устанавливаться новые детали.

Почему существует такая несправедливость? Ведь полис ОСАГО был вашей защитой. Получается, что вы толком не застрахованы и платите 2 раза: страховой компании и потерпевшему. То есть по ОСАГО страхуется не вся ответственности, а только ее часть.

Дело в том, что в прошлом году в Конституционный Суд Российской Федерации обратилось несколько граждан, недовольных размером страхового возмещения, которое было рассчитано с учетом износа на сумму гораздо меньше, чем стоит восстановление транспортного средства после ДТП (ведь ставятся новые запасные части) и судом было вынесено Постановление № 6-П от 10.03.

2017 года (далее – Постановление КС РФ), согласно которому появилась возможность требовать возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору ОСАГО владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Читайте также:  Несогласие со штрафом ГИБДД

Если вы – виновник ДТП, то страховая компания покроет только часть убытков и вам в любом случае придется возмещать вред.

До вышеуказанного Постановления КС РФ суды исходили из того, что требование к виновнику ДТП о выплате суммы сверх страхового возмещения страховой компанией – незаконно, считалось, что вред возмещен в полном объеме страховой компанией, даже если денег на фактический ремонт у потерпевшего не хватило. Так было раньше.

Конституционный суд посчитал, что замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов – если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, – в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты (и логика в этом есть!).

Следовательно, поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Самостоятельное возмещение причиненного ущерба – право виновника ДТП. Но траховая компания не возместит его расходы. При принятии такого решения причинителю рекомендуется удостовериться в реальных размерах и стоимости вреда.

Что делать, если с вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

Мы считаем, что лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера, подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.

  • Дело в том, что расчет выплаты или произведенный ремонт могли быть завышены изначально или, например, судебная экспертиза укажет на ненадобность замены некоторых частей транспортного средства и были ли они заменены потерпевшим вообще.

В частности, Конституционный Суд РФ указал, что размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела будет с очевидностью следовать, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений подобного имущества.

Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).

Взыскание компенсации с виновника ДТП

Гражданская ответственность лица по возмещению вреда возникает лишь если предельные страховые суммы не покрывают размер причиненного вреда. Согласно ст. 7 ФЗ № 40, это:

  • 400 тыс. рублей в отношении имущественного ущерба;
  • 500 тыс. рублей, в отношении личного ущерба.

Если сумма ущерба автомобилю выше 400 тыс. рублей, и это подтверждено заключением технической экспертизы, обязанность погашать ущерб поверх указанной суммы возлагается на виновника ДТП. Если виновник не согласен самостоятельно погашать ущерб, он взыскивается через суд. При этом в суде причинитель вреда может предать сомнению объективность результатов представленной экспертизы и попросить суд назначить новую, согласно ст. 79 ГПК.

Виновнику ДТП следует учитывать, что если в ДТП нанесен вред не только имуществу, но и здоровью, пострадавший получит право на возмещение морального вреда по ст. 1100 ГК. Но если вред здоровью может быть возмещен за счет страховки, то моральный вред полисом ОСАГО не покрывается, а потому он будет взыскиваться с причинителя ущерба.

Меня шантажируют после ДТП

Водитель зацепил бампером пешехода на зебре. От небольшого удара человек упал. Участники происшествия стали разбираться. Водитель автомобиля начал вызывать скорую и ДПС. Однако потерпевший встал, сказал, что нога не сильно повреждена, и предложил решить все полюбовно без ДПС. Машина повреждена не была.

Мы поехали в травмпункт. Потерпевший сказал врачу, что подвернул ногу. Сделали осмотр, рентген. Диагноз — вывих сустава и небольшая трещина. Поставили гипс. Врач сказал, что ничего страшного — через 10 дней уже будете бегать. Дали ему больничный.

После этого потерпевший и водитель написали расписку в двух экземплярах. В ней написано: пострадавший претензий не имеет и просит моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. В расписке не указано, что произошло. Он получил деньги, в чем и расписался. Все мирно разошлись, все довольны.

Через несколько дней звонит родственник потерпевшего и просит от его лица еще 210 000 рублей. Угрожает судом. Говорит, что денег мало, дали подачку и так далее. Утверждает, что потерпевший не работает из-за травмы , ему за квартиру съемную платить надо. Он — рабочий-нелегал из Челябинска.

Что стоит предпринять? Какого специалиста подключать? Какие есть риски?

Ваша ситуация сложная, но я попробую описать ее так, как она выглядит из вашего письма и с точки зрения закона, если понимать его буквально.

Если коротко — с учетом того, как все оформлено по документам, нарушений с вашей стороны формально нет, оснований для взыскания дополнительных денег тоже будет не так просто найти. Но риски все же есть и их нужно иметь в виду.

Сложно рассуждать о виновности или невиновности людей в ДТП, не глядя в документы — например, в те же самые европротоколы или расписку, как в вашем случае. Разберемся, как нужно было бы поступить по закону, что получилось у вас и какие могут быть последствия. Это не универсальная инструкция для всех случаев с неоформленными ДТП, отказом от медицинской помощи и решением вопросов с возмещением ущерба на месте. В других ситуациях события могут развиваться и по другому сценарию.

Что обязан делать водитель в случае любого ДТП

В принципе закон не запрещает участникам ДТП решать вопросы возмещения ущерба без участия ГИБДД и страховой компании. Правила дорожного движения разрешают водителям не сообщать о ДТП в полицию и оставить место ДТП, если оформят его по европротоколу.

Но так можно делать, только если в ДТП не пострадали люди. Если есть ущерб жизни или здоровью, обойтись без вызова сотрудников ГИБДД уже нельзя. Водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую и полицию, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, или доставить на своем транспорте в ближайшую медицинскую организацию. Там сообщить свою фамилию и регистрационный знак транспортного средства, а потом возвратиться к месту происшествия. После этого освободить проезжую часть, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать сотрудников полиции. Так вам по правилам нужно было поступить.

Если не выполнить эти требования — ситуацию признают оставлением места ДТП. За такое могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или поместить под административный арест на срок до 15 суток. Также за оставление места ДТП при наличии пострадавших могут привлечь к уголовной ответственности.

При этом в законе нет оговорок, что при отказе пострадавшего от медицинской помощи можно не вызывать ГИБДД и не оформлять документы. Даже если упавший человек говорит, что с ним все в порядке, но водитель знает, что было столкновение с его автомобилем, — положено вызывать ГИБДД. Оставление места ДТП до вызова сотрудников полиции или оформления европротокола — это нарушение, за которое накажут по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

С учетом недавних разъяснений Пленума Верховного суда, место ДТП нельзя оставлять даже тому водителю, который ни с кем не столкнулся, свой автомобиль не повредил и вреда никому не причинил, но все же стал участником ДТП и он четко это понимает.

Вот несколько дел из судебной практики, когда отказ пешехода от медицинской помощи и вызова ГИБДД не помог водителю избежать ответственности за оставление места ДТП:

  1. Водитель наехал на пешехода, но тот отказался от врачей и вызова ГИБДД. Водитель убедился, что к нему никто не имеет претензий, и уехал, а потом его лишили прав на год.
  2. Девушка на велосипеде упала рядом с машиной. От помощи отказалась, доказательств, что она получила травму именно из-за столкновения с машиной, не было. Велосипедистка и водитель разъехались. Пострадавшая пошла домой, а потом оказалось, что она была в шоке и не заметила травму руки. Водителя лишили прав за оставление места ДТП и не приняли во внимание тот факт, что к нему никто не имел претензий, а связь травмы и столкновения не доказана. Для квалификации нарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП достаточно того, что водитель уехал.
  3. Произошло ДТП с участием водителя и пешехода. При этом пешеход сказал, что чувствует себя хорошо, помощь ему не нужна, ГИБДД вызывать тоже не стоит. И даже написал расписку, что не имеет к водителю претензий. А потом сам пошел в больницу фиксировать повреждения. Водитель узнал об этом и сразу приехал в ГИБДД, то есть он не прятался. Но все равно остался без прав на год, потому что с места ДТП уезжать нельзя.

Во всех этих историях пострадавшие хоть и позже, но на каком-то этапе заявили о факте ДТП. То есть суд посчитал, что само происшествие было, это доказано. В истории с наездом на зебре и распиской факт ДТП не зафиксирован, а при осмотре в больнице пострадавший не упомянул о причине травмы. Но другим водителям стоит иметь в виду чужой опыт, чтобы как минимум не остаться без прав на долгий срок.

Кто считается потерпевшим в ДТП

ДТП — это событие, которое произошло при движении автомобиля, если в результате пострадало чье-то имущество, здоровье или жизнь. Любое лицо, которому в результате ДТП по чьей-то вине причинен физический, имущественный или моральный вред, считается потерпевшим. Сам себя человек признать потерпевшим не может — это должен сделать суд или орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Как правило, сотрудники ГИБДД изучают место ДТП, под протокол опрашивают всех участников, свидетелей, изучают показания видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, если они есть. И уже после этого делают выводы о наличии вины водителя.

Закон в этом случае защищает интересы всех участников дорожного движения. Если человек сам бросается под колеса проезжающих авто с целью получить компенсацию, и это удастся доказать — потерпевшим его не признают, и на выплаты он может не рассчитывать.

Также потерпевшим не признают человека, который получил травму не в результате ДТП, а в другом месте. Нет причинно-следственной связи между столкновением с автомобилем и травмой — нет права требовать компенсацию.

Как выглядит ситуация с пешеходом по документам

На пешеходном переходе случилось некое происшествие, в результате которого пешеход упал. При этом событие необязательно являлось ДТП: машина могла стоять, у пешехода могла закружиться голова, он мог подвернуть ногу на зебре. И так случилось, что рядом оказался автомобиль с неравнодушным водителем. Автовладелец решил вызвать полицию и скорую помощь, но пешеход отказался. Причины отказа неизвестны. По закону они не должны волновать водителя, его обязанность в случае ДТП — вызвать ГИБДД, даже если пешеход говорит, что с ним все в порядке. Но в этой истории пешеход согласился на помощь, но как будто не из-за автомобиля, а из-за дискомфорта в ноге. Он ничего не говорил про ДТП, не обвинял водителя в травме и не сообщил врачам, что произошел контакт с транспортным средством.

Водитель отвез пострадавшего в травмпункт, поскольку полагал, что может требоваться врачебное вмешательство. В травмпункте пострадавший сказал врачу, что подвернул ногу, ничего не упомянув про ДТП и его связь с травмой. Водитель точно не знает, было ли это так на самом деле, но оснований не доверять пешеходу у него не было. При этом водитель вроде бы не мешал пешеходу сообщать врачам о дополнительных обстоятельствах получения травмы — например, о том, что он столкнулся с бампером автомобиля. Медработники при поступлении человека с травмой всегда заполняют сигнальный листок, где со слов пострадавшего записывают обстоятельства получения телесных повреждений.

Читайте также:  Оставление места ДТП, как избежать лишения прав

Сам водитель, вероятно, ни медиком, ни автоэкспертом не является. Оценить, в результате чего была получена травма, он не может. Если пострадавший сам утверждает, что подвернул ногу — возможно, так и было. В конце концов, ему виднее.

А если пострадавший водителя виновником своей травмы не считает, на вызове полиции не настаивает, а говорит, что ногу подвернул сам — формально это событие не считается ДТП, потому что автомобиль в нем не участвовал. А если нет ДТП, то нет и оснований для выполнения требований, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Пострадавший попросил моральную компенсацию, которую на месте и получил. Но о том, что это компенсация за травму, полученную в ДТП, он нигде не упоминает.

Все это не означает, что водителю вообще ничего не грозит. При оставлении места ДТП суд должен установить вину и умысел водителя. Для доказательства могут принять любые обстоятельства и факты, в том числе показания свидетелей.

На что может претендовать пешеход

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же . Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если формально ДТП как бы не было или оно не оформлено и теперь невозможно доказать такой факт, страховая в выплате возмещения не участвует. Но и требовать деньги с водителя, который просто отвез человека в больницу, тоже нет оснований. Пешеход может пойти в суд и попытаться доказать факт ДТП, связь действий водителя и своей травмы. Но не факт, что у него получится это сделать.

Если пешеход решит пойти в суд, ему придется доказать следующее:

  1. Сам факт ДТП. А его никто не фиксировал. Суды у нас, конечно, часто принимают парадоксальные решения, о которых мы рассказываем в рубрике «Изумительные истории». Но при этом они, как правило, требуют документально подтвердить факт ДТП. Желательно документами из ГИБДД, но подойдут любые доказательства: записи камер видеонаблюдения, показания свидетелей, медицинская экспертиза. Если таких доказательств нет, у пешехода нет и шансов на компенсацию. Он может предъявить расписку, но в ней нет ни слова о ДТП, а компенсация могла быть за что угодно. Нельзя просто так прийти в суд с любой распиской и потребовать возмещение за травму ноги.
  2. Вину водителя в происшествии. Не всякий человек под машиной автоматически становится потерпевшим. А еще бывают ситуации, когда водитель технически не мог предотвратить ДТП. Если вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, он не подлежит возмещению. Доказывать наличие непреодолимой силы должен сам водитель, но в данной ситуации он не мог воспользоваться своим правом. Моральный вред придется возместить даже при отсутствии вины — просто потому, что машина — это источник повышенной опасности. Но для этого также должен быть установлен факт ДТП.
  3. Наличие причинно-следственной связи между ДТП и переломом. Здесь пострадавший постарался сам — нигде об этой связи даже не упомянул. Если вспомнит позже — ему, возможно, в суде придется объяснять причины провалов в памяти. Может случиться так, что объяснение найдется: появятся свидетели, заключение экспертизы и записи с камер. Тогда водителю все же придется отвечать и за оставление места ДТП, и за ущерб пешеходу. Пока с учетом всех обстоятельств нельзя говорить об успешном исходе дела для пешехода, но такой риск все же есть и водителю стоит его учитывать хотя бы теоретически.
  4. Размер ущерба. Рабочему-нелегалу из Челябинска нужно подтвердить утраченный заработок — не словами, а справкой о доходах или договором. Также ему нужно доказать другие расходы, которые он заявляет как ущерб: стоимость лечения и реабилитации, найма квартиры. Размер компенсации за моральный вред доказывать не нужно: обычно просят с запасом, а суд решает, сколько придется выплатить. Сумма зависит от степени вреда и страданий. Но она не зависит от компенсации за имущественный вред — его может вообще не быть.

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации. При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить. Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Суд может спросить самого водителя, как было дело. Но статья 51 Конституции позволяет не свидетельствовать ни против себя, ни против своих родственников. Можно вообще отказаться от объяснений — это на случай, если дело дойдет до суда. Пусть пешеход сам все доказывает — без показаний водителя сделать это будет еще сложнее.

Со стороны требования пострадавшего похожи на вымогательство

С точки зрения закона такие действия можно квалифицировать как вымогательство. Определения шантажа в уголовном кодексе нет. Это не отдельное преступление, а способ совершить какое-то нарушение. В тех статьях, где он упоминается, имеется в виду вид принуждения к каким-то действиям, но именно под угрозой — например, распространения каких-то сведений или разглашения тайны. Когда речь идет о возмещении вреда при ДТП, это не совсем такой случай: если потерпевший требует что-то для защиты своих прав и угрожает судом, это не шантаж и даже не вымогательство.

Но в этой истории нет факта ДТП и пока не доказана вина водителя. В действиях пешехода и его якобы родственника можно найти и прямой умысел, и корыстную цель — с учетом обстоятельств конкретно этого дела звонков и требований хватит для обвинения в вымогательстве.

Что делать водителю в ответ на угрозы судом и требование выплат

Вот что можно посоветовать в этой ситуации.

Не торопиться с выплатами по требованию пешехода. Такие требования могут быть бесконечными, а сумма запросто окажется завышенной. Волнением водителей часто пользуются мошенники, которые занимаются автоподставами: об этом хорошо знает и полиция, и суды.

Общаться только письменно. Предложите пострадавшему и его представителям составить письменную претензию, а в ответ на угрозы судом стоит ответить, что это будет самое правильное решение.

Пусть пешеход отправит претензию и водителю, и в страховую компанию. На самом деле никакого смысла обращаться по полису ОСАГО уже нет, но отказ страхователя в выплате поможет пешеходу убедиться в том, что у него почти нет шансов на компенсацию, потому что случай не оформлен как ДТП.

В письменных ответах стоит ссылаться на законы. Возможно, для этого лучше подключить юриста или адвоката. Уверенность в своей правоте и юридическая грамотность отпугнут мошенников, которые рассчитывают на легкую наживу.

Выбрать тактику защиты и подготовиться к суду. Не видя обоснований доводов пострадавшего, говорить о судебных перспективах сложно. Но обычно до судов такие истории доходят редко. Если дело все же дойдет до судебного разбирательства — нужно будет смотреть, какие требования будут в иске, какие доводы будут приводиться и как будут обосновываться заявленные требования. Это станет понятно из письменных претензий пешехода. На всякий случай стоит проконсультироваться с автоюристом с опытом в таких делах. Это поможет сориентироваться и учесть судебную практику в вашем регионе.

Подключать каких-либо специалистов для конкретных действий на этапе звонков и угроз преждевременно. Не всегда такие слова перерастают в реальные иски и требования.

  1. Для пострадавшего в ДТП самый надежный способ получения компенсации — оформить все по закону. То есть ждать ГИБДД, сообщить врачу о причинах травмы, требовать компенсацию от страховой компании и собирать доказательства ущерба для суда. Договоренность с водителем на месте может привести к тому, что даже сам факт ДТП будет сложно доказать. Хотя многое зависит от формулировок в расписке, но в этой истории они не в пользу пешехода.
  2. Для водителя оформление всех дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД не всегда выгодно. Если задеть пешехода на зебре и причинить ему легкий вред, скорее всего это будет грозить штрафом. Чтобы уменьшить риски, нужно сделать все по правилам и найти максимум смягчающих обстоятельств. Еще повысится коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Но если отдать деньги без вызова ГИБДД и уехать, вероятность потерять права будет гораздо выше, а потом придется решать вопросы с вымогательством и угрозами.
  3. Не торопитесь платить сразу в подобных случаях. Конкретно в этой ситуации уже поздно привлекать страховую компанию, но вообще вред здоровью могла бы оплатить она. Если дело дошло до требований дополнительных выплат и есть риск, что водителю все же придется отвечать, предложите пострадавшему взыскать предполагаемый ущерб через суд. Скорее всего административной ответственности здесь уже не будет, а размер компенсации может оказаться меньше, чем требует пешеход. Если он вообще сможет ее получить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Пострадавший в ДТП требует денег

Сообщения: 1136 Зарегистрирован: 06 апр 2010, 00:00 Откуда: тюмень Стаж: 2007 Авто: некс,ваз,opel, kia cerato

Рейтинг: 1 665
Репутация: +2

Благодарил (а): 7 раз Поблагодарили: 2 раза

пострадавший в Дтп требует деньги

Сообщение rusNexsia » 02 авг 2012, 14:32

сегодня получил по почте повестку в суд(на завтра 03.08012)
подскажите .
мое первое и единственное дтп было в апреле 2011.в июне был суд.меня признали виновным и присудили пострадавшему 45000р.-это без учета износа(судя по экспертизе которую он проводил).с учетом износа его ущерб составил 75000р +расходы на адвоката.теперь требует с меня эти 30000р. позвонил адвокату ,оказывается по нашим тупым законам оплачивает не страховая,а я (виновник дтп) вот эти деньги “учет износа”.и шансов у меня никаких.
что теперь делать . вообще не расчитывал на это

Добавлено спустя 3 минуты 36 секунд:

сори за если непонятно написал,не спец в этих делах юридических.

Сообщения: 1549 Зарегистрирован: 02 окт 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 1997 Авто: 4х4 :
Награды: 1

Рейтинг: 5 449
Репутация: +16

Благодарил (а): 10 раз Поблагодарили: 36 раз

Сообщение MrPrado » 02 авг 2012, 14:38

Сообщения: 1136 Зарегистрирован: 06 апр 2010, 00:00 Откуда: тюмень Стаж: 2007 Авто: некс,ваз,opel, kia cerato

Рейтинг: 1 665
Репутация: +2

Благодарил (а): 7 раз Поблагодарили: 2 раза

Сообщение rusNexsia » 02 авг 2012, 14:41

Сообщения: 3057 Зарегистрирован: 01 мар 2007, 00:00 Откуда: ТЮМЕНЬ Стаж: 2001 :
Награды: 1

Рейтинг: 8 472
Репутация: +25

Благодарил (а): 33 раза Поблагодарили: 58 раз

Сообщение DENISON » 02 авг 2012, 14:43

Сообщения: 1136 Зарегистрирован: 06 апр 2010, 00:00 Откуда: тюмень Стаж: 2007 Авто: некс,ваз,opel, kia cerato

Рейтинг: 1 665
Репутация: +2

Благодарил (а): 7 раз Поблагодарили: 2 раза

Сообщение rusNexsia » 02 авг 2012, 14:55

Сообщения: 1313 Зарегистрирован: 04 сен 2009, 00:00 Откуда: Восточный 2 Стаж: прошлого века. Авто: Kia Ceed :
Награды: 3

Рейтинг: 6 036
Репутация: +18

Благодарил (а): 26 раз Поблагодарили: 58 раз

Сообщение RевизоR » 02 авг 2012, 14:58

Ссылка на основную публикацию