Оплата ремонта автомобиля

Оплата ремонта автомобиля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Во время простоя по независящим причинам (поломка автобуса) в январе 2017 года водители работают в гараже на хозяйственных работах. В обязанности водителей не входило осуществление хозяйственных работ в гараже. Указанные обязанности не относятся к должностным обязанностям по какой-либо должности, имеющейся в штатном расписании организации. Выполнение данных работ осуществляется водителями на основании приказа, в котором указано, что обязанность по выполнению таких работ возлагается на водителей в связи с возникшим простоем по их должности. Приказом установлено произвести оплату труда водителям по среднему заработку по прежней работе. График работы не менялся.
Подлежит ли оплате в двойном размере такая работа в праздничные дни? Как произвести расчет заработной платы?

Прежде всего отметим, что в соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ трудовая функция работника является существенным условием его трудового договора. Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).
Как следует из части третьей ст. 72.2 ТК РФ под простоем трудовое законодательство понимает временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Из данного определения следует, что во время простоя работа, обусловленная трудовым договором работника, не осуществляется, хотя время простоя и не относится ст. 107 ТК РФ к видам времени отдыха.
Согласно положениям части третьей ст. 72.2 ТК РФ во время простоя работник временно, на срок до одного месяца, может быть переведен работодателем на другую работу без его согласия. Данное правило не действует, если работа, на которую планируется временно перевести работника, требует более низкой квалификации. В этом случае работодатель обязан получить письменное согласие работника на указанный перевод.
Кроме того, в соответствии с частью первой ст. 72.2 ТК РФ временный перевод на другую работу на срок до одного года возможен на основании письменного соглашения работника и работодателя.
Отметим, что части первая и третья ст. 72.2 ТК РФ говорят не о временном переводе на другую должность, а о временном переводе на другую работу. В свою очередь, часть первая ст. 72.1 ТК РФ под переводом на другую работу понимает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает. Наконец, часть вторая ст. 57 ТК РФ определяет трудовую функцию работника не только как работу по должности, предусмотренной штатным расписанием, но и работу по определенной профессии, специальности с указанием квалификации, а также как конкретный вид поручаемой работнику работы.
Следовательно, в том случае, если работнику в период простоя приказом работодателя поручается выполнение работы, не входящей в круг его трудовых обязанностей по занимаемой должности, то поручение такой работы представляет собой не что иное, как перевод, несмотря на то, что поручаемая работнику работа не входит в должностные обязанности ни по одной из должностей, указанных в штатном расписании организации.
Согласно части четвертой ст. 72.2 ТК РФ при временном переводе на другую работу в связи с простоем оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Данное правило действует независимо от того, были ли оформлены простой и перевод работника на другую работу надлежащим образом, поскольку нарушение работодателем норм трудового законодательства не может служить основанием для непредоставления работнику прав и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае выполнение работниками определенных хозяйственных работ в гараже оплачивается исходя из среднего заработка по занимаемой ими должности водителя. При этом такая работа выполняется по графику, составленному по указанной должности, согласно которому ряд смен работников приходится на праздничные нерабочие дни.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. Учитывая, что признание тех или иных дней нерабочими праздничными производится на основании закона (ст. 112 ТК РФ) и не зависит от режима рабочего времени конкретного работника, работа в нерабочий праздничный день, даже если она предусмотрена графиком работника, должна быть оплачена не менее чем в двойном размере.
Согласно части первой ст. 153 ТК РФ работникам, которым не установлены сдельные расценки или дневные (часовые) тарифные ставки, оплата работы в нерабочий праздничный день производится исходя из дневной или часовой ставки, представляющей собой часть оклада (должностного оклада) за день или час работы. При этом в соответствии с частью четвертой ст. 129 ТК РФ под окладом понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Приведенные нормы во взаимосвязи означают то, что часовая или дневная ставка должны определяться исходя из оклада по той должности, по которой выполняется работа в нерабочий праздничный день, так как размер оклада напрямую связан с выполняемыми трудовыми обязанностями и их сложностью. Следовательно, работнику, который временно переведен на другую работу, работа в нерабочий праздничный день должна оплачиваться в размере не ниже, чем размер двойной часовой или дневной тарифной ставки, рассчитанной исходя из оклада по должности, на которую он был переведен.
С учетом положения части четвертой ст. 72.2 ТК РФ об оплате труда работников, переведенных на другую работу в связи с простоем, это означает, что если размер оплаты, начисленной переведенному работнику за работу в нерабочий праздничный день исходя из оклада по должности, на которую он был переведен, окажется ниже размера среднего дневного заработка по прежней работе, то ему выплачивается этот средний заработок, если же выше, то выплате подлежит указанная двойная дневная или часовая тарифная ставка.
Однако в рассматриваемом случае работа, на которую были переведены работники, не является работой ни по одной из должностей, указанных в штатном расписании организации. Следовательно, определить оклад, выплачиваемый за такую работу при условии выполнения ее в течение календарного месяца, в данном случае не представляется возможным.
Поскольку законодательство не содержит каких-либо указаний на этот счет, на наш взгляд, в этом случае двукратному увеличению подлежит средний дневной заработок работника по должности, с которой он был переведен (то есть должности водителя), так как именно величина среднего дневного заработка представляет собой для временно переведенного в связи с простоем работника обычный, то есть “одинарный”, размер оплаты труда.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае работнику за работу в нерабочий праздничный день должен быть выплачен средний дневной заработок по должности водителя в двукратном размере.
Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением, поскольку данный вопрос не урегулирован законодательством и относительно него отсутствует какая-либо судебная практика или разъяснения контролирующих органов.
В связи с вышеизложенным рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), направив свое обращение по адресу: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1, либо через общественную приемную на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/room/obrashcheniya-grazhdan/v-rostrud/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

3 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства

Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.

Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.

Необходимое документальное оформление

В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:

– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.

– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.

– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).

Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.

Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.

Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.

Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.

Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.

В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.

Два способа оплаты в период ремонта

Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:

  1. Оплата по среднему заработку
  2. Оплата по действующей системе оплаты труда

Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.

Полезная информация:

Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:

Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.

Оплата по среднему заработку

При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.

Читайте также:  Выкуп страховых дел по ДТП: как продать страховой случай по ОСАГО

Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.

Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.

В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).

Оплата по действующей системе оплаты труда

При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.

При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.

Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.

Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.

1. Сайт Rabota.ru. Должностная инструкция автослесаря

2. Трудовой кодекс РФ. Статья 72.2 “Временный перевод на другую работу”, статья 150 “Оплата труда при выполнении работ различной квалификации”

3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.

Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля

Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.

Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет

Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.

Ремонт и техобслуживание сторонней организацией

Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:

  • заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
  • составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
  • акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
  • составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
  • акт приема-сдачи работ после их окончания;
  • счет-фактура (при необходимости);
  • акт приема-передачи автомобиля в натуре.

Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.

Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
  • Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
  • Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
  • Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.

Ремонт и техобслуживание внутри организации

Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:

  • план ремонтов;
  • дефектные ведомости;
  • заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
  • требования-накладные на выдачу запчастей;
  • акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
  • инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.

Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.

Проводки будут такими:

  • Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
  • Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
  • Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.

Создание резерва на проведение ремонтов

Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.

Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.

Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.

ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:

  • Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
  • Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.

63779,32 — 30000,00 = 33779, 32

  • Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
  • Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.

Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.

Автомобиль в аренде

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

  • без экипажа;
  • с экипажем (временное фрахтование).

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

  • если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
  • если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.

Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.

Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.

Автомобиль в лизинге

Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.

Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.

Направление на ремонт по ОСАГО – сроки, что делать дальше и как правильно сдать автомобиль?

  1. Направление на ремонт чётко регламентировано законодательством 2020 года, включая его сроки, а также сроки проведения самого восстановления, правила выдачи и дополнительные условия.
  2. Ни автосервис, ни страховая не могут требовать доплату, заключать дополнительные соглашения и прочие, не прописанные в законе процедуры.
  3. Общие срок направления и самого ремонта составляет 50 дней и не зависит от требуемых дополнительных согласований, перерасчётов и прочего.

В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела существенные изменения, и страховые компании теперь в 2020 году могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – дать направление на ремонт в автосервисе. Между тем, чёткость регулирования законодательством в вопросе компенсации за аварию по ОСАГО ничуть не ослабела. Страховые компании всё также обязаны соблюдать сроки выдачи направления, а за нарушение этих сроков их ждёт штраф и неустойка. Правила выдачи этого документа, а также что делать после его получения мы и выясним в этой статье!

Что такое направление на ремонт в ОСАГО?

Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.

Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:

  1. во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто “сертификат” на восстановительные работы при ущербе,
  2. во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2020 году есть некоторые законодательные ограничения.

Порядок получения

Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:

  1. Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
  2. обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
  3. страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
  4. выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
  5. Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.


Вы собираете документы → Подаёте их в страховую компанию → Вам выдают направление на ремонт → Вы ремонтируете автомобиль

Что можно, а что нельзя делать при получении направления?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

  • согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
  • согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
  • согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

Читайте также:  Через сколько можно забрать права после лишения

То есть Ваша задача – не соглашаться на какие-либо доплаты и в целом не подписывать ничего, кроме заявления, написанного исключительно Вами, и извещения о ДТП ещё на этапе подачи документов в страховую. Обязанности доплачивать у Вас нет, а у страховой есть обязанность отремонтировать до состояния до аварии Ваш автомобиль.

Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются?

20 дней. Этот срок одинаков как для выплаты денежными средствами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации ремонтом автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, пунктом 21 статьи 12.

Срок 20 дней для выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. Считаются при этом, календарные дни, кроме праздничных нерабочих – то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный пакет документов включает в себя:

  • заявление о страховом возмещении,
  • заполненное извещение о ДТП,
  • паспорт собственника машины,
  • свидетельство о регистрации авто,
  • страховой полис ОСАГО,
  • постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии.

Обратите внимание, срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр Вам организовали на 19-й после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день в этом примере Вам обязаны выдать направление.

Примеры

  1. Вы попали в ДТП 1 января 2020 года, а обратились в страховую компанию 14 января. В этом случае направление на ремонт Вы должны получить до 3 февраля включительно и не позднее.
  2. Вы попали в ДТП 1 февраля 19 Февраля 2020 года, обратились за компенсацией 10 февраля. Официально утверждёнными выходными днями в этот год считаются, к примеру, 23 и 24 февраля в честь Дня защитника отечества, а в текущем году 28 дней в этом месяце. Тогда Вы получите направление на ремонт до 4 марта включительно. Срок считается просто: сначала с 11 февраля отсчитываем 12 дней до 23 числа, затем с 25 числа нам нужно прибавить ещё оставшиеся 8 дней, в итоге получаем 4 число следующего месяца.
  3. Вы попали в ДТП 1 марта 19 Февраля 2020 года, обратились с заявлением и документами по ОСАГО 5 марта. Для примера выходными днями считаются дни с 8 по 13 число – 5 дней. Также 10 марта страховщик Вам позвонил и указал, что Вы забыли из набора документов подать свидетельство о регистрации. 11 марта Вы привезли СТС. В таком случае отсчёт срока направления на ремонт начинается с 12 марта, но, так как 12 и 13 марта выпадают на выходные, то 20 дней начинаются 14 марта и заканчиваются, таким образом, 3 апреля.

Что будет за несоблюдение срока?

Административного штрафа – то есть в пользу бюджета государства – для страховой компании за пропуск срока выдачи направления на ремонт нет. Но есть ответственность за это в гражданском отношении – то есть в Вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. Неустойка за несоблюдение срока выдачи направления в автосервис по ОСАГО составляет 1% от суммы ущерба (и да, оценка ущерба производится в любом случае и при натуральном возмещении)

Если Вам задержали направление на ремонт, то Вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если Вы подали документы 1 марта 2020 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление Вам выдали только 30 марта, но за просрочку в 9 дней Вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления транспортного средства остаётся.

Неустойка за просрочку направления не выдаётся автоматически, запомните это! Вы должны подать на её выплату отдельную претензию. Пишется она в свободной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от её возмещения Вы вправе обратиться в суд.

Выдали направление на ремонт в СТОА – что дальше?

А дальше Вам необходимо предоставить автомобиль в сервис для восстановления. Эта процедура проста и понятна. По закону. На практике же Вам может предстоять ряд дополнительных согласований и оценок, а также отказ от подписи указанных выше документов, которые подписывать не нужно.

Какой срок обращения?

Срок действия направления на ремонт не регламентирован никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от самой страховой компании.

Если вы пропустили этот срок, ничего страшного – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не имеют права, так как это уже есть ни что иное как отказ от страхового возмещения – то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.

Если данный срок не указан в направлении, то тогда здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Шутка ли, но понятие “разумного срока” прописано в Гражданском кодексе, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится) и составляет 7 дней.

Какой срок ремонта?

30 рабочих дней. Вообще, для Вас в вопросе возмещения ущерба от аварии должны интересовать только 2 временных интервала:

  • срок 20 дней для выдачи направления на ремонт,
  • 30 дней для непосредственно восстановления.

Любые другие сроки в виде дополнительных согласований, ожидания запчастей и деталей авто, очереди в сервисе Вас волновать не должны, так как они включены в указанные выше два периода. Это предписывает 12 статья ФЗ Об ОСАГО. Ниже мы рассмотрим такие случаи затягивания срока и что делать в таких случаях.

Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, считаются по порядку все дни, кроме выходных субботы и воскресенья, а также все праздничные дни, утверждённые Минтрудом в качестве выходных.

Если требуют доплату

Очень распространённая ситуация, когда, приехав в автосервис, Вам говорят о том, что перечисленных страховой денег не хватает для полного восстановления автомобиля, и просят:

  • либо доплатить из своего кармана,
  • либо Вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это на 2020 год незаконно! По закону Об ОСАГО страховая компания обязан полностью возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда калькуляция ущерба идёт с учётом износа автомобиля, при выдаче направления на ремонт износ не учитывается.

Нехватка перечисленных денег – это не Ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставляйте авто в СТОА под видеозапись, зафиксируйте отказ принять автомобиль с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и оповестите её об этом.

При попытке предоставить машину Вами формально начался срок 30 дней для проведения ремонта. Потому что в ФЗ Об ОСАГО прямым текстом прописано начало этого срока:

. срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);

Если просят подписать допсоглашение

Ничего подписывать не нужно. Допсоглашением с большой долей вероятности будут подразумеваться невыгодные для Вас условия – те же замена новых деталей на подержанные, доплаты и прочее.

Помните, что законодательство 2020 года не требует от Вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Если сервису требуется дополнительный осмотр

Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с калькуляцией по увеличению стоимости ремонта, так как страховая не посчитала эти скрытые повреждения. Вам ничего не мешает дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения срока ремонта. Автомобиль Вы предоставили, что с ним будут делать дальше – не Ваше дело и проблемы. По результату 30 рабочих дней Вам должны выдать машину в состоянии, какой она была до ДТП.

Если приглашают составить смету

Аналогично допосмотру, составление разного рода смет, актов работ и прочих документов – не Ваши проблемы. И не подписывайте их ни в коем случае.

Повторим в очередной раз, Ваша задача – предоставить автомобиль и иметь подтверждение этому.

Что будет за нарушение срока ремонта?

Аналогичная неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, увы в 2 раза ниже – 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по ремонту также нужно подать отдельно – автоматически Вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую, но ни в коем случае не в сервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше суммы страхового возмещения. То есть если сумму ущерба Вам насчитали в 200 000 рублей, то даже если просрочка составила более 100 дней, то максимальная сумма по неустойке, на которую Вы можете рассчитывать – ещё 200 000 рублей сверху. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой “адекватной” на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто посчитать, что Вы необоснованно хотите обогатиться, и такой неустойки для Вас слишком много.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, Вам положены и дополнительные “бонусы” от страховой. Речь идёт о штрафе в Вашу пользу за нарушение сроков или отказ в возмещении. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если Вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили – незаконно отказали прямо либо до даты подачи в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных расходов (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и другие).

Плюсом для Вас является и то, что Вы можете найти для суда юриста – дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, так как это очень распространённый спор в судах. А, благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша суда Вам обязаны возместить затраты на юриста, равно как и все остальные.


Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае – нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 “Учет основных средств”).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее – План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже – 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Читайте также:  Повреждение краски на автомобиле

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. “ж” п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг – физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”.

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44. ) Кредит 60
– отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
– оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01 (далее – ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

26 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Оплата водителям на ремонте

В практике работы автотранспортных предприятий постоянно происходят такие ситуации, когда необходимо обслуживать или ремонтировать автомобиль, или другое транспортное средство. В связи с этим возникают вопросы, связанные с оплатой водителям на ремонте. Возможно несколько вариантов управленческого решения в такой ситуации.

Солдат спит, а служба идёт? Не всегда

Обычно предполагается, что время простоя машины в ремонте должно быть минимальным, так как в это время она не приносит пользы, не выполняет свою основную функцию. Соответственно, и водитель также не «загружен» работой. Есть также такое мнение, что некоторые водители сознательно готовы затягивать время ремонта свой машины, так как ему легче «прохлаждаться» в цехе и неторопливо выполнять ремонт, чем быть «на линии».

Водители особенно «неторопливы» в ремонте, когда заработная плата за ними сохраняется в том же размере, что и при работе на маршруте.

Поэтому в организациях стараются выстроить систему оплаты водителям на ремонте таким образом, чтобы их заработок за это время был несколько меньше, чем в случае выполнения своих прямых обязанностей. Считается, что это мотивирует их к сокращению срока ремонта.

Однако правильно ли это? Не всегда. Вот что пишет один из водителей на форуме по вопросам оплаты труда (сохранена стилистика и орфография автора):

Работаю водителем автобуса много лет. При устройстве на работу в заявлении указано: “Прошу принять водителем 1 класса”, таковым и тружусь. Обратите внимание, что водителем, а не слесарем! В должностной инструкции так же отсутствует требование о ремонте своими силами. Вот и объясните мне пожалуйста почему нам оплачивают ТО по среднему, а ремонты 75% тарифа, ссылаясь на “Положение об оплате..”? Вы сидящие в кабинетах и считающие наши зарплаты сами моете у себя полы, ремонтируете компы свои? А так же сломавшиеся столы, стулья и прочее? Сами себе программы пишите и устанавливаете? А если у вас (как и у нас) водитель и слесарем является (например встал на трассе и ремонтирует), то не совмещение ли это профессий с вытекающей из этого оплатой?

С ним можно согласиться. Поэтому важно выстроить справедливую систему оплаты водителям, техника которых выведена в ремонт. Тогда и ремонты пойдут быстрее, и персонал будет мотивирован к хорошей работе.

Вчера водитель – сегодня автослесарь

На период ремонта возможно установить водителю оплату по тарифным ставкам автослесаря согласно выполняемой работы.

Например, если ремонт автотранспорта выполняется водителем самостоятельно, то эти работы можно тарифицировать по ЕТКС (выпуск 02) для слесаря по ремонту автомобилей (1-7 разряды). В документе указаны характеристики работ и приведены их примеры.

Для того, чтобы такая оплата была легитимной, нужно описать все условия оплаты водителям на ремонте в Положении об оплате труда. Тогда не будет необходимости делать какие-либо переводы водителей в автослесари и обратно, чтобы проводить начисление зарплаты.

Например, внести в Положение такую формулировку:

«Водителям транспортных средств, находящихся на ремонте, оплату за время ремонта производить по тарифным ставкам слесаря по ремонту автомобилей, соответствующих характеру выполняемого ремонта в соответствии с ЕТКС выпуск 02, утв. постановлением Минтруда РФ от 15 ноября 1999 г. N 45».

Оплата по среднему заработку

Если водитель не участвует в ремонте или выполняет незначительные поручения, помогает ремонтникам, то оплату можно установить по среднему заработку. Этот момент обязательно указать в Положении по оплате труда.

В таком варианте оплаты на ремонте водитель может быть не заинтересован в скорейшем его окончании, поэтому не рекомендую его применять.

Однако зачастую ремонт транспортного средства выполняется силами самого водителя. Тогда применение такого вида оплаты правомерно и справедливо. Стоит больше внимания уделить организации ремонта, чтобы его сроки не затягивались из-за недостатка финансирования или отсутствия запчастей и оборудования.

В крайнем варианте машина отправляется в ремонт на СТО или выполняется силами специализированного подразделения. Это характерно для дорогой спецтехники. Водитель не занят в ремонте, и несправедливо оплату делать в полном размере.

В таком случае рекомендуется сделать временный перевод водителя на другое транспортное средство или другую работу (с его согласия). Как вариант, можно отправить его в отпуск (очередной или без содержания). Но это будет зависеть и от согласия самого водителя.

Доплаты и надбавки в период ремонта

Не нужно забывать также вопрос действия доплат и надбавок на период ремонта. Закономерно, что если ремонт техники будет производится в специальном помещении и на рабочих местах с нормальными условиями труда, то доплата за работу во вредных условиях водителю не начисляется.

Также необходимо урегулировать вопрос с выплатой премии, если такая определена положением об оплате труда или премировании.

Зачастую водителям на ремонте премию не выплачивают, так как показатели премирования не выполняются. Однако иногда имеет смысл сделать дополнительное разовое премирование, например, за быстрый и качественный ремонт. Это стимулирует водителя к дальнейшему правильному производственному поведению.

Более подробно о вопросах оплаты водителей читайте в специальном обзоре на нашем сайте.

Ссылка на основную публикацию