Как замерить светопропускаемость стекол автомобиля

CAB › Блог › Методика измерения светопропускания стёкол.

Согласно статей 26.1, 26.2 обязательному доказыванию по делу об административном правонарушении подлежит факт наличия события и состава вменяемого административного правонарушения. Приэтом, согласно ст.1.5 КоАП РФ бремя доказывания возложено на лиц составляющих протокол. Лицо же, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность исчитается невиновным, пока его вина не будет доказана. Кроме того, всоответствии с ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Приложением к Основным положениям по допуску транспортныхсредств к эксплуатации установлен «Перечень неисправностей и условий, прикоторых запрещается эксплуатация транспортных средств».
Пункт 7.3. указанного перечня относит к таковым «установку дополнительных предметов илинанесение покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя». При этом, в примечании к указанному пункту сказано что «на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могутприкрепляться прозрачные цветные пленки», а также «Разрешается применятьтонированные стекла (кромезеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88».
Преамбула названного Перечня устанавливает, что «Методыпроверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требованиябезопасности к техническому состоянию и методы проверки”», всоответствии с пунктом [|4.7.3 которого «не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекларадиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушенияветрового стекла).][|В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачнойцветной пленки шириной не более]140мм.Светопропускание стекол, в том числепокрытых прозрачными цветными пленками, должно соответствовать ГОСТ 5727.»
Как видно из вышеизложенного само по себе применениетонированных стекол (в том числе и «покрытыхпрозрачными цветными пленками») не запрещается, но при этом должнысоблюдаться предъявляемые требования по светопропусканию и обзорности с меставодителя.
Всоответствии с ГОСТом5727-88 “Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие техническиеусловия” введен в действие с 01.01.2002г. ПостановлениемГосстандарта России от 27.08.2001 N 353-ст. «светопропускание стекол, обеспечивающихвидимость для водителя, должно быть не менее: 75% — для ветровых стекол; 70% -для стекол, не являющихся ветровыми, входящих» в «условное поле передней обзорностив 180-градусном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремядругими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля».
Как было указано ранее, методы проверки параметровтребований Основного положения по допуску т/с к эксплуатации регламентированыГОСТом Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности ктехническому состоянию и методы проверки”. Согласно п.[|5.7.1]указанного ГОСТа Р 51709-2001 «светопропусканиестекол проверяют по ГОСТу 27902 с помощью специальных приборов для измерениясветопропускания стекол с автоматической компенсацией внешней засветки внезависимости от толщины автомобильных стекол. Допускается максимальнаяабсолютная погрешность измерения светопропускания стекол не более 2%».

В соответствии с п. 4.7.ГОСТ 5727-88 светопропусканиестекол автотранспорта измеряют в трех точках каждого образца. Зарезультат применяют среднее значение. Кроме того, согласно раздела 1 ГОСТа27902 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственныхмашин. Определение оптических свойств»«при отсутствии специальных указаний испытания должны проводиться при следующихусловиях: температура (20±5) оС; давление от 86 до 106 кПа;относительная влажность воздуха (60±20) %.»
Все действия сотрудников ГИБДД подразделяютсяадминистративным регламентом (п.31) на «административныепроцедуры», требования к порядку проведения каждой из которых установлен тем жерегламентом.
Перечень административных процедур не предусматриваеттакой процедуры как«проверка светопропускания стекол», нопредусматривает «проверку техническогосостояния транспортного средства», которая согласно примечания к пункту 82указанного регламента осуществляется в соответствии с требованиями Приказа МВДРоссии от 7 декабря 2000 г.N 1240(зарегистрирован в Минюсте России 25 января 2001 г., регистрационным N 2548).
В соответствии с п. 5.3.утвержденного указанным Приказом Наставленияконтрольза конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации осуществляет подразделениетехнадзора ГИБДД. Данная позиция подтверждается и Постановлением Пленума Верховного Суда РФот 5 декабря 2008 г., утвердившим обзор законодательства и судебной практикиВерховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, где в ответена 11 вопрос содержатся сведения об основных техническим средствах, используемых в работе ГИБДД, назначении этих средств, типах и марках, а также ослужбах, имеющих право использовать каждое конкретное средство. Все, чтокасается вопросов измерения светопропускания («ТОНИК» (НПФ ЗАО « Мета», г.Жигулевск); «БЛИК» (ООО «РАДИАНТ» г. Санкт-Петербург);«СВЕТ» (ФГУП HИИ ПТ «РАСТР», г. Великий Новгород).), отнесено ВерховнымСудом РФ к компетенции подразделения технического надзора. Таким образом проводитьзамеры светопропускания стекол в рамках проверки тех.состояния транспортногосредства могут только инспектора технического надзора ГИБДД, но ни как неинспектор ДПС.
Пункт 14.3.11. утвержденного указаннымприказом Наставления по техническомунадзору ГИБДД МВД РФ предусматривает что «Проверка технического состояния осуществляется с использованием средствтехнического диагностирования. При проверке применяются средства техническогодиагностирования, внесенные в Государственный реестр типа средств измерений, имеющие сертификаты соответствия (если они подлежат обязательной сертификации), сертификаты об утверждении типа средств измерения, установленные документы оповерке.»
Согласно пункта 16.1. указанного наставления«при надзоре за дорожным движениемконтроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств можетпроводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускныхпунктах транспортных средств». Возможность осуществления инспектором ДПСуказанных действий вне стационарных постови контрольных постов милиции, контрольно-пропускных пунктов действующеезаконодательство не предусматривает.
Согласно пункта 14.1. утвержденного указанным приказомНаставления по техническому надзору ГИБДД МВД РФ контроль законструкцией и техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортныхсредств включает в себя оформление результатов контроля в соответствии с требованиямизаконодательства (фиксируются в протоколе об адм.правонарушении в соответствиис требованиями (ч. 2 ст. 26.8. КоАП РФ), а именно протокол должен содержать информацию о типе, марке, номере сертификата, сведения о поверкеиспользованного прибора, а также методикупроведения измерения и показания прибора в момент измерения)».

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД:

а) Замер не производится вообще (просто штрафуют за наличие любой плёнки).

б) Замер производится с нарушением обязательных условий и требований, в связи с чем, наосновании ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ его результаты подлежатисключению из числа доказательств по делу об административном правонарушении, как полученные с нарушением закона. Так, при проведении замера инспекторами допускаетсяцелый ряд нарушений обязательных для исполнения условий и требований, установленных действующими ГОСТ и нормативно-правовыми актами. При проведениизамера светопропускаемости стекол прибор измерения светопропускаемостистеколиспользуется не инспекторомтехнического надзора ГИБДД, а инспектором ДПС, т.е. не уполномоченным на егоиспользование лицом. Кроме того, в нарушение требованийГОСТа 27902 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственныхмашин. Определение оптических свойств» контроль за соблюдением, обязательных для проведения замеров на светопропускаемость стекол, условий потемпературе, давлению и относительной влажности воздуха, как правило, неосуществляется. Установленные ГОСТомтребования к методике проведения измерения не соблюдаются. Действия по контролю за конструкцией и техническим состояниемтранспортного средства в нарушение действующего законодательства проводятся внестационарного поста. Результаты контроля оформляются в протоколе с нарушением ч. 2 ст. 26.8. КоАП РФ, а именно несодержатинформации о методике проведения осуществленных измерений, а также о номере сертификатаиспользованного прибора.
В силу же ч. 3 ст.26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных снарушением закона, в связи с чем результаты измерения подлежат исключению изчисла доказательств по делу, как полученные с нарушением действующегозаконодательства.

Кроме того, факт покрытия передних боковых стекол цветнойпрозрачной пленкой не может быть признан также в качестве «наличиядополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с меставодителя».
Всоответствии с ГОСТом5727-88 “Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие техническиеусловия” «Обзорность через переднее и боковые окна кабины» ограниченна полем зренияводителя, равным 180° в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора сместа водителя параллельно средней продольной плоскости АТС.
Обзорность через переднее окно кабины (ветровое стекло)характеризуются размерами и расположением нормативных зон А и В переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и В переднего окна, не просматриваемымизонами в 180° поле зрения водителя, а также не просматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Обзорность же через боковые окна кабины характеризуютсялишь не просматриваемыми зонами в 180° поле зрения водителя и непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Действующий ГОСТ 5727-88 к признакам характеризующимпонятие «обзорность» боковых передних стекол не предъявляет требований постепени их светопропускания, в связи с чем, степень светопропускания боковыхпередних стекол на «обзорность с места водителя» не влияет и не как неограничивает ее. Если через тонированное боковое переднее стеклопросматривается окружающая обстановка то требования предъявляемые ГОСТом кстеклам соблюдены. Ограничение обзорности с места водителя (в отношениипередних боковых стекол) имеет место лишь тогда когда на них установлены непросматриваемыедополнительные предметы или нанесены непросматриваемые покрытия, например, талон тех.осмотра, непрозрачные пленки и наклейки, и т.д.

Правила замера тонировки по ГОСТу: какие должны быть условия, погода и прибор?

Правила замера тонировки

Ежедневно сотни или даже тысячи водителей привлекаются к ответственности по п. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ за использование тонированных стёкол. Насколько правомерны действия сотрудников ГИБДД, производящих замеры светопропускания при остановке вне стационарного поста, какие должны быть условия для такого правильного замера: температура и влажность воздуха и кто уполномочен проверять?

Как и на основании чего производится проверка тонировки?

Ответственность за использование цветных плёнок на передних и лобовом стёкле с понижением уровня светопропускания установлена ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Суть правонарушения – управление ТС, на котором установлены стёкла, не соответствующие техническому регламенту. При этом законом уточняется, что данное нарушение касается и цветных плёнок на стёклах, а, говоря проще, любой тонировки.

Технический регламент 018/2011, а именно п. 4.3 устанавливает минимальный порог светопропускания тонировки в 70%. Это ограничение касается лобового и передних стёкол, обеспечивающих обзор водителя при управлении автомобилем. Там же прописаны и дополнительные ограничения на использование светозащитных полос в верхней части стекла. Но нас сейчас интересует лишь светопропускание окон в целом и правила его замера в 2020 году.

Обратите внимание, Регламент никаких отсылок к ГОСТу не использует. Ранее действовавший ГОСТ 5727-88, на основании которого сотрудники ГИБДД осуществляли проверку светопропускания стекол, утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием ГОСТ 32565-2013. П.4.7.3 ГОСТ Р 51709-2001 и п.5.7.1 ГОСТ Р51709-2001, на которые любят ссылаться автомобилисты при обжаловании действий сотрудника ГИБДД, копируя жалобы из Интернета, также по состоянию на 2020 год не действуют.

Пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий из ПДД запрещает эксплуатацию транспортных средств при установлении дополнительных предметов или нанесении покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя. Это касается как тонировки в виде плёнки, так и различных съёмных конструкций – съёмной тонировки, “шторок” и других ограничивающих обзор водителя покрытий.

Читайте также:  Новые правила парковки во дворах

Чем по правилам замеряется тонировка?

Обязательность использования специальных технических средств для проверки светопропускания стекол установлена в ст. 26.8 КоАП РФ, где раскрывается понятие специальных технических средств и уточняется, что полученные с их помощью данные подлежат обязательному отражению в протоколе.

С государственным Реестром средств измерения можно ознакомиться на сайте Росстандарта и найти в реестре следующие светоизмерительные приборы с действующим по состоянию на 2020 год свидетельством:

  • прибор для замера тонировки по всем правилам Тоник (реестровый №44919-10);
  • Блик-Н (реестровый №35807-07);
  • Свет (№20761-11);

В Реестре также содержатся и другие устройства, но в настоящий момент они не имеют действующих свидетельств о внесении в Реестр.

Правила замера: погода, условия, влажность

Основным документом, регулирующим уровень светопропускания стекол, является Регламент. Действующий ГОСТ устанавливает общие требования к стёклам и определяет порядок измерения уровня светопропускания в заводских условиях (п. 7.8 ГОСТ 32565-2013).

При этом в отличие от ГОСТа 27902, утратившего силу, никаких специальных требований к условиям проведения испытаний текущий стандарт не содержит – ни по температуре, ни по влажности воздуха и атмосферному давлению, ни по погоде в общем. Кроме того, согласно п. 7.8.6. допускается проведение замера светопропускания на основании эксплуатационной документации на фотометр.

Фактически, из государственного стандарта убраны все общие требования к температурным и влажностным условиям для проведения проверки и переложены на эксплуатационную документацию измерительного прибора.

Инструкция приборов для измерения светопропускаемости

Эксплуатационная документация каждого из измерительных приборов содержит только общие требования для измерения.

К примеру, прибор светоизмерительный “Тоник” в своей документации по эксплуатации (а точнее – приложении по Методике поверки) содержит следующие требования к условиям проведения поверки:

  • температура воздуха (20 +/-5)℃;
  • относительная влажность (60 +/-15)% при температуре воздуха (20 +/-5) ℃;
  • атмосферное давление (101,3 +/-4,0) кПа, (760 +/-30) мм рт. ст.

Можно ли ссылаться на инструкцию по замеру?

Нельзя. Казалось бы, в самих инструкциях содержатся вполне чёткие требования, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов поверки. Но!

Обратившись все к тому же ГОСТу 32565-2013, а именно пункту 7.8.7, мы узнаем, что в случае разногласий по методике замера светопропускаемости применяется метод, описанный в п. 7.8 ГОСТа.

Получается, что в случае претензий со стороны водителя на нарушение условий эксплуатации светоизмерительного прибора, и суд, и ГИБДД имеют полное право сослаться на ГОСТ, которым конкретные требования к условиям проведения замера стёкол не установлены. На первый взгляд это звучит не совсем логично – ведь в данном случае инструкция к прибору просто дополняет требования ГОСТа, так как последний не содержит конкретных правил замера тонировки при определённой температуре, влажности и атмосферном давлении. Но на практике 2020 года суды напрочь отклоняют любые попытки водителя, оспаривающего штраф за тонировку, сослаться на инструкцию. Мотивировка простая: “В действующих ГОСТах и регламентах нет требований к условиям замера“.

В ГОСТе раскрыта лишь общая методика поверки, нарушение которой, как правило, ведёт или к полному отсутствию показаний прибора, или же практически недоказуемо для водителя.

Кто и когда может проверять техническое состояние автомобиля?

Противоречащая Регламенту тонировка – это эксплуатация автомобиля с нарушением установленных правил таковой. Сотрудники ГИБДД имеют право котролировать техническое состояние автотранспорта, пресекая эксплуатацию автомобилей с нарушениями.

Полномочия ГИБДД в части контроля технического состояния ТС, участвующих в дорожном движении, закреплены:

  • В КоАП РФ, где прописаны правонарушения, связанные с технической неисправностью ТС, и ГИБДД указаны как должностные лица, правомочные выявлять указанные нарушения и оформлять материал о нарушениях (ст. 23.3 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
  • В п. 31 Административного регламента.
  • В п. 111 того же регламента, где даны основания для проведения проверки технического состояния автомобиля.

Фактически, полномочия ГИБДД при проверке светопропускания тонировки в этой части не вызывают сомнений. Ранее действовавший приказ МВД №1240 предусматривал условия для контроля технического состояния. В частности, там была указана возможность проведения такого контроля исключительно на стационарных постах или специализированных станциях техосмотра, однако, в действующем ныне Административном регламенте таких ограничений нет.

Когда вердикт инспектора ГИБДД о несоответствии тонировки незаконен?

Сотрудники ГИБДД часто пользуются незнанием водителем автомобиля большинства перечисленных положений закона. Убедившись, что водитель “плавает” в нормативной базе, работники ГИБДД подчас грубо нарушают его права, полагая, что из-за штрафа в 500 рублей лишь единицы будут обжаловать незаконное постановление.

Самые распространенные незаконное доводы сотрудников ГИБДД по тонировке:

  • Очевидность минимального светопропускания без правильного замера тонировки. Никакие “Чего её измерять, не видно же ничего!” не допускаются. Даже если на глаз видна идеально чёрная плёнка, её несоответствие Регламенту должно быть подтверждено специальным прибором. Впрочем, на практике инспектор ДПС выпишет штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП якобы за предметы, ограничивающие обзорность – и здесь уже доказывать светопропускаемость ему не нужно.
  • Указание на недопустимость использования съёмной тонировки без проведения замеров светопропускания. Довод о том, что это внесение изменений в конструкцию автомобиля, ничем не обоснован, а нарушение правил эксплуатации автомобиля также должно быть подтверждено результатами проверки специальным прибором.

Чаще всего сотрудники ГИБДД используют такие методы воздействия на водителя в случаях когда:

  • тонировка “на глаз” без замера находится на грани между соответствием нормам и их нарушением;
  • у ГИБДД есть сложности с проверкой стёкол специальным прибором (например, он неисправен или имеет проблемы с документами/сертификатами);
  • имеет место коррупционный интерес к решению вопроса вне правового поля.

Чем грозит нарушение, кроме штрафа?

В любом из перечисленных случаев настаивайте на своём. Но, если уверены в нарушении тонировкой положений Регламента и КоАП РФ, добровольно удалите тонировку по требованию ГИБДД. Дабы избежать привлечения к ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Что это такое?

Это распространённое на сегодняшний день выписывание требований о прекращении условий, ведущих к нарушению. Подробнее данный вопрос мы обсудили в специальной статье о требовании за тонировку.

И снова о тонировке. Порядок измерения светопропускания стекол на автомобиле

О том, как измеряют светопропускание стекол на автомобилях, статей написано много. Почему мы вновь обратились к этому вопросу? Потому что к нам на почту пришло письмо от читателя, которого возмутил произошедший с ним недавно случай: автоинспектор выписал ему штраф, определив, что передние боковые стекла его «ласточки» затонированы больше, чем положено. Потрясает то, что определил он это… на глаз. Разве так можно?

Нет, «не можно». Прежде чем привлечь водителя к административной ответственности за чрезмерно затемненные стекла, сотрудник ГИБДД обязан произвести замер светопропускания специальным прибором – тауметром…

Но сначала давайте вспомним, какая тонировка считается допустимой, а какую придется удалить из-за несоответствия требованиям закона. Во-первых, разрешается любая тонировка заднего стекла автомобиля и задних боковых стекол. На верхнюю часть лобового стекла допускается установка тонировочной полосы, ширина которой не превышает 140 мм (ее иногда «гаишники» тоже измеряют). Что интересно – ограничение по пропусканию света на нее также отсутствует. Могут быть покрыты тонировочной пленкой и остальные стекла автомобиля, но с существенными ограничениями. Так, на ветровое стекло и на передние боковые стекла может быть наклеена прозрачная плёнка, у которой светопропускание должно превышать 70%.

А если тауметр показал более низкое значение? В этом случае (а также в случае, если ширина тонировочной полосы на «лобовухе» превышает 14 сантиметров) автоинспектор составляет протокол об административном правонарушении. Обратите внимание: измерять светопропускание стекол сотрудник ГИБДД может там, где ему заблагорассудится – на стационарном посту ГИБДД или вне его (на любом участке дороги).

Измерение тонировки

Процедура проведения измерений важна не менее, чем сами показатели. Если есть нарушения, они (измерения) могут быть обжалованы. Что важно? Во-первых, показания прибора должны быть… правильными. А для этого он должен быть сертифицирован и соответствующим образом откалиброван (его раз в год проверяет специалист – если такой отметки нет, можете опротестовать показания).

Интересная деталь: «гаишники» пользуются различными моделями – «Свет», «Тоник», «Блик-Н» или какой-то другой. Как производится замер? Прибор прислоняется к стеклу (наверное, не нужно предупреждать, что оно должно быть чистым?) и через несколько секунд на экране появляется значение. Чтобы результат был точным, обязательно требуйте, чтобы автоинспектор сделал несколько измерений в разных местах. Важно: используемые приборы могут измерять светопропускание как в светлое, так и в темное время суток. Что касается времени года, у разных приборов разные допуски. Обратите внимание, что некоторые из них допускаются к эксплуатации, если на улице не ниже десяти градусов мороза. Еще один важный показатель – влажность воздуха. Некоторые приборы при 100-процентной влажности дают неверный результат. И если в Москве, например, такого не бывает, в Санкт-Петербурге 100-процентная влажность – явление нередкое.

Наказание за неправильную тонировку

О наказании за неправильную тонировку говорится в части 3.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Еще недавно за неправильную тонировку снимали номера. Сейчас такого нет. Вот и расслабились водители, полагая, что 500 рублей – это не страшно. Тем более, что оплатить этот штраф можно с 50-процентной скидкой. Страшнее то, о чем написано в пункте 7.3. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств («Дополнительные предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя»). В примечании к Перечню указывается, что «разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».

Но речь не об этом. К счастью, инспектор ДПС в случае с чрезмерной тонировкой не имеет права задержать автомобиль или отстранить водителя от управления. Он может потребовать устранить нарушение на месте – содрать пленку со стекол. А если это невозможно? В этом случае водителю дается возможность доехать до ближайшего сервиса с соблюдением необходимых мер предосторожности. А если возможно? Формально отказ водителя от выполнения требования автоинспектора (содрать пленку) может быть интерпретирован последним как… неповиновение законному требованию сотрудника полиции (такие случаи были). А это уже совсем другая статья – 19.3 КоАП РФ, в качестве наказания за которую предусмотрен административный арест.

Читайте также:  Лишение прав за наркотическое опьянение

Госдума думает

Время от времени из здания в Охотном Ряду поступают заявления о необходимости ужесточить ответственность водителей за неправильную тонировку стекол их автомобилей. Вот опять первый зампред комитета Госдумы Вячеслав Лысаков подготовил законопроект, который будет внесён на рассмотрение в Госдуму этой весной. Предлагается поднять штраф за неправильную тонировку до 1 500 рублей, в случае повторного нарушения – до 5 000 рублей. Требование о незамедлительном устранении нарушения остается.

Кроме того, депутаты предлагают: в случае отказа водителя удалить пленку ему на месте выдается письменное требование «устранить нарушение». Если при повторной проверке выясняется, что требование не выполнено, сотрудники ГИБДД «оформляют» такого водителя как «неповинующегося законному распоряжению сотрудника полиции» (статья 19.3. КоАП РФ; штраф – от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток). В прошлом году Генпрокуратура потребовала арест из этой статьи убрать, но до сих пор этого сделано не было.

basyak89 › Blog › Методика измерения светопропускания стёкол.

Методика измерения светопропускания стёкол.

Согласно статей 26.1, 26.2 обязательному доказыванию по делу об административном правонарушении подлежит факт наличия события и состава вменяемого административного правонарушения. При этом, согласно ст.1.5 КоАП РФ бремя доказывания возложено на лиц составляющих протокол. Лицо же, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации установлен «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
Пункт 7.3. указанного перечня относит к таковым «установку дополнительных предметов или нанесение покрытия, ограничивающих обзорность с места водителя». При этом, в примечании к указанному пункту сказано что «на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки», а также «Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), свето пропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88».
Преамбула названного Перечня устанавливает, что «Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки”», в соответствии с пунктом [|4.7.3 которого «не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).][|В верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более]140мм. Свето пропускание стекол, в том числе покрытых прозрачными цветными пленками, должно соответствовать ГОСТ 5727.»
Как видно из вышеизложенного само по себе применение тонированных стекол (в том числе и «покрытых прозрачными цветными пленками») не запрещается, но при этом должны соблюдаться предъявляемые требования по свето пропусканию и обзорности с места водителя.
В соответствии с ГОСТом5727-88 “Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия” введен в действие с 01.01.2002г. Постановлением Госстандарта России от 27.08.2001 N 353-ст. «свето пропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее: 75% — для ветровых стекол; 70% -для стекол, не являющихся ветровыми, входящих» в «условное поле передней обзорности в 180-градусном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля».
Как было указано ранее, методы проверки параметров требований Основного положения по допуску т/с к эксплуатации регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки”. Согласно п.[|5.7.1]указанного ГОСТа Р 51709-2001 «свето пропускание стекол проверяют по ГОСТу 27902 с помощью специальных приборов для измерения светопропускания стекол с автоматической компенсацией внешней засветки в независимости от толщины автомобильных стекол. Допускается максимальная абсолютная погрешность измерения светопропускания стекол не более 2%».

В соответствии с п. 4.7.ГОСТ 5727-88 свето пропускание стекол автотранспорта измеряют в трех точках каждого образца. За результат применяют среднее значение. Кроме того, согласно раздела 1 ГОСТа27902 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств»«при отсутствии специальных указаний испытания должны проводиться при следующих условиях: температура (20±5) оС; давление от 86 до 106 кПа;относительная влажность воздуха (60±20) %.»
Все действия сотрудников ГИБДД подразделяются административным регламентом (п.31) на «административные процедуры», требования к порядку проведения каждой из которых установлен тем же регламентом.
Перечень административных процедур не предусматривает такой процедуры как«проверка светопропускания стекол», но предусматривает «проверку технического состояния транспортного средства», которая согласно примечания к пункту 82 указанного регламента осуществляется в соответствии с требованиями Приказа МВДРоссии от 7 декабря 2000 г.N 1240(зарегистрирован в Минюсте России 25 января 2001 г., регистрационным N 2548).
В соответствии с п. 5.3.утвержденного указанным Приказом Наставления контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации осуществляет подразделение технадзора ГИБДД. Данная позиция подтверждается и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г., утвердившим обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, где в ответе на 11 вопрос содержатся сведения об основных техническим средствах, используемых в работе ГИБДД, назначении этих средств, типах и марках, а также о службах, имеющих право использовать каждое конкретное средство. Все, что касается вопросов измерения светопропускания («ТОНИК» (НПФ ЗАО « Мета», г.Жигулевск); «БЛИК» (ООО «РАДИАНТ» г. Санкт-Петербург);«СВЕТ» (ФГУП HИИ ПТ «РАСТР», г. Великий Новгород)), отнесено Верховным Судом РФ к компетенции подразделения технического надзора. Таким образом проводить замеры светопропускания стекол в рамках проверки тех.состояния транспортного средства могут только инспектора технического надзора ГИБДД, но ни как не инспектор ДПС.
Пункт 14.3.11. утвержденного указанным приказом Наставления по техническому надзору ГИБДД МВД РФ предусматривает что «Проверка технического состояния осуществляется с использованием средств технического диагностирования. При проверке применяются средства технического диагностирования, внесенные в Государственный реестр типа средств измерений, имеющие сертификаты соответствия (если они подлежат обязательной сертификации), сертификаты об утверждении типа средств измерения, установленные документы о поверке.»
Согласно пункта 16.1. указанного наставления«при надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств». Возможность осуществления инспектором ДПС указанных действий вне стационарных постов и контрольных постов милиции, контрольно-пропускных пунктов действующее законодательство не предусматривает.
Согласно пункта 14.1. утвержденного указанным приказом Наставления по техническому надзору ГИБДД МВД РФ контроль за конструкцией и техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств включает в себя оформление результатов контроля в соответствии с требованиям и законодательства (фиксируются в протоколе об адм.правонарушении в соответствии с требованиями (ч. 2 ст. 26.8. КоАП РФ), а именно протокол должен содержать информацию о типе, марке, номере сертификата, сведения о поверке использованного прибора, а также методику проведения измерения и показания прибора в момент измерения)».

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД:

а) Замер не производится вообще (просто штрафуют за наличие любой плёнки).

б) Замер производится с нарушением обязательных условий и требований, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ его результаты подлежат исключению из числа доказательств по делу об административном правонарушении, как полученные с нарушением закона. Так, при проведении замера инспекторами допускается целый ряд нарушений обязательных для исполнения условий и требований, установленных действующими ГОСТ и нормативно-правовыми актами. При проведении замера свето пропускаемости стекол прибор измерения свето пропускаемости стекол используется не инспектором технического надзора ГИБДД, а инспектором ДПС, т.е. не уполномоченным на его использование лицом. Кроме того, в нарушение требований ГОСТа 27902 «Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств» контроль за соблюдением, обязательных для проведения замеров на светопропускаемость стекол, условий по температуре, давлению и относительной влажности воздуха, как правило, не осуществляется. Установленные ГОСТом требования к методике проведения измерения не соблюдаются. Действия по контролю за конструкцией и техническим состоянием транспортного средства в нарушение действующего законодательства проводятся в не стационарного поста. Результаты контроля оформляются в протоколе с нарушением ч. 2 ст. 26.8. КоАП РФ, а именно не содержат информации о методике проведения осуществленных измерений, а также о номере сертификата использованного прибора.
В силу же ч. 3 ст.26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, в связи с чем результаты измерения подлежат исключению из числа доказательств по делу, как полученные с нарушением действующего законодательства.

Кроме того, факт покрытия передних боковых стекол цветной прозрачной пленкой не может быть признан также в качестве «наличия дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя».
В соответствии с ГОСТом5727-88 “Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия” «Обзорность через переднее и боковые окна кабины» ограниченна полем зрения водителя, равным 180° в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС.
Обзорность через переднее окно кабины (ветровое стекло)характеризуются размерами и расположением нормативных зон А и В переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и В переднего окна, не просматриваемыми зонами в 180° поле зрения водителя, а также не просматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Обзорность же через боковые окна кабины характеризуются лишь не просматриваемыми зонами в 180° поле зрения водителя и не просматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Действующий ГОСТ 5727-88 к признакам характеризующим понятие «обзорность» боковых передних стекол не предъявляет требований по степени их светопропускания, в связи с чем, степень светопропускания боковых передних стекол на «обзорность с места водителя» не влияет и не как не ограничивает ее. Если через тонированное боковое переднее стекло просматривается окружающая обстановка то требования предъявляемые ГОСТом к стеклам соблюдены. Ограничение обзорности с места водителя (в отношении передних боковых стекол) имеет место лишь тогда когда на них установлены не просматриваемые дополнительные предметы или нанесены не просматриваемые покрытия, например, талон тех.осмотра, непрозрачные пленки и наклейки, и т.д.

Читайте также:  Как взыскать ущерб дополнительно с виновника ДТП

Замер тонировки по ГОСТу

В законодательство внесены изменения, касающиеся проверки степени тонирования автомобиля и мер ответственности водителя в случае нарушения норм по светопропускаемости стекол.

Замер тонировки должен проходить строго по регламенту, предусмотренному законом. Проверка тонировки может быть осуществлена только на стационарных постах ГИБДД. При проведении процедуры проверки могут возникать спорные моменты, которые будут рассмотрены в этой статье.

Технический регламент определят новые нормы по светопропусканию стекол автомобиля. Действующие правила определяют светопропускание передней сферы стекол автомобиля в 70% или более. По нормам, действующим до момента внесения поправок, передние боковые стекла разрешалось тонировать с затемнением до 30%, а для лобового стекла этот показатель равнялся 25%. Из этого можно сделать вывод, что ветровое стекла разрешается затонировать на 5% темнее.

Проверка тонировки

В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 светопропускание стекол проходит проверку по ГОСТу 27902. Светопропускание определяет прибор «Блик+», если толщина стекол больше 7,5мм, или прибор «Блик» для стекол с меньшей толщиной. Абсолютная погрешность прибора не должна превышать 2%. Погодные условия, при которых происходит измерение, должны соответствовать следующим показателям по ГОСТу:

  • Температура воздуха 20 градусов, с разбросом 5 градусов;
  • влажность воздуха 60% с отклонением в 20%;
  • давление 86 кПа-106 кПа.

Приборы для измерения тонировки на службе ГИБДД

Прибор для проверки степени светопропускания называется тауметром. На сегодня в обиходе у дорожной полиции тауметры с маркировкой «Свет», «Блик», «Блик+» и «Тоник». Для краткости приведем характеристики одного из них. Чаще всего применяется в ГИБДД прибор «Блик». Прибор сертифицирован комиссией по измерительной технике. Требования к его состоянию определяют следующие правила:

  1. местный орган сертификации проверяет прибор измерения раз в год;
  2. человек, ответственный за проверку, ставит на него личную пломбу и выписывает свидетельство;
  3. отсутствие опознавательных знаков – основание считать показания неточными и недостаточными для предоставления в суд;
  4. свидетельство может находиться в отделении дорожной полиции, а на прибор измерения прикрепляется табличка о дате проверки;
  5. напряжение питания «Блик» должно быть в пределах 11,4 -12,6 В.

Время суток не оказывает влияния на показания тауметра. Для него безразлично днем или ночью происходит замер. Показатель на табло высвечивает процент света, проникшего через стекло, то есть светопропускаемость, что противоположно светопоглащению.

В случае возникновения сомнений в объективности тауметра в отделение ГИБДД пишется жалоба, и в соответствии с ней назначается повторная проверка. С водителем согласовывается место и время нового измерения светопропускаемости стекол.

Кто уполномочен измерять тонировку, и где она осуществляется?

Проверка светопропускаемости стекол автомобиля подпадает под пункт регламента о проверке состояния автомобиля. Техническое состояние авто производит ТехНадзор дорожной полиции как и любой сотрудник ГИБДД, который имеет специальное звание. Любые другие службы не уполномочены осуществлять проверку светопропускаемости стекол.

Чтобы исключить разногласия по поводу определения специального звания, можно привести разъяснения из закона «О полиции». В этом документе сказано, что специальными званиями являются: рядовой полиции, младший, средний, старший и высший начальственный состав. То есть проверить тонировку может любой сотрудник дорожной полиции от рядового до генерала полиции РФ.

Проверка степени затемнения стекол автомобиля может быть проведена на КПП транспортных средств, контрольных постах полиции, стационарных постах ГИБДД.

Процедура проверки светопропускаемости стекол

По ГОСТу перед началом проверки должны быть произведены следующие действия:

  • измерены температура воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление;
  • стекло вычищено и протерто до сухого состояния;
  • прибор допускается к измерению только при погрешности 2% или меньше;
  • водителю предоставляют для проверки сертификат и протокол испытаний тауметра, а также документ проверяющего, подтверждающий его умение проводить замер.

Любое нарушение процедуры по ГОСТу ослабляет доказательную силу протокола.

Следует ли ехать на пост ГИБДД для проведения проверки?

В случае, если автомобиль был остановлен полицейским вне поста ГИБДД, и водителю предложили пройти проверку на светопропускаемость стекол, то достаточно подкованный в вопросах закона водитель имеет право отказаться от подобного предложения, даже если на вид автомобиль наглухо затонирован.

Инспектор делает второе предложение, заключающиеся в том, чтобы доехать до стационарного поста и произвести измерения соблюдая все правила. Водитель имеет право отказаться следовать за инспектором для проверки. Для того, чтобы заставить водителя следовать по направлению к пункту проверки, необходимо произвести административное задержание.

А согласно кодексу о правонарушениях, ограничение свободы водителя, как и любого другого лица применяется в исключительных ситуациях, когда возникает необходимость своевременного рассмотрения случая правонарушения. Отсюда следует, что для выявления нарушения задержание не используется. Задержание транспортного средства возможно только после выявления нарушения, а никак не до него.

Правила проверки тонировки сотрудниками ГИБДД

Замер показателей светопропускания тонировки осуществляется в соответствии с законодательными требованиями. Владение информацией о нюансах проведения процедуры поможет автовладельцу в спорных ситуациях защитить свои права.

Проверка критерия светопропускания затемненных стекол транспортного средства может быть осуществлена только на стационарных точках контроля. Процедура может быть проведена только уполномоченными специалистами, прошедшими специальную подготовку. Для ее реализации применяется поверенная аппаратура, о чем свидетельствует наличие соответствующей документации. На что нужно обратить внимание водителю, чтобы суметь защитить свои права в случае выявления несоответствия измеренной величины нормативному критерию?

Законодательное регулирование процедуры

Процедура проверки тонировки заключается в определении процента пропускаемости световых лучей через обработанную поверхность стекла автомобиля. Проверка параметров светопропускания осуществляется в соответствии с утвержденным 01.01.2015 года государственным стандартом ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Технические условия».

Когда осуществляется проверка?

Контроль параметров тонировки обязательно проверяется при прохождении транспортным средством технического осмотра. Процедура может быть проведена уполномоченным сотрудником государственной инспекции при остановке автомобиля с целью проверки документов и осуществления контроля, в случае подозрения, с визуальной точки зрения, в нарушении нормативов.

Условия, при которых результаты замеров будут достоверны

Чтобы результаты замеров были достоверны и соответствовали действительности, процедуру следует производить при определенных погодных условиях:

  • температура окружающей среды 20 градусов по Цельсию с погрешностью в 5 градусов;
  • влажность воздуха 60 процентов с погрешностью в 20 процентов;
  • давление 86-106 килоПаскаль.

На показания тауметра не оказывает влияние время суток. Замеры могут быть произведены днем или ночью. При этом выдаваемые значения параметра будут идентичны. Это связано с тем, что прибор идентифицирует процент световых лучей, проникающих через стекло, а не поглощаемых им. Показания, измеренные в дождливую погоду будут не актуальны, ввиду повышенной влажности и наличия капель на стекле.

Какими приборами проводятся измерения?

Степень светопропускаемости определяется тауметром. Прибор должен быть сертифицирован специальной комиссией по измерительной технике. Его погрешность не должна быть больше 2 процентов. Широко используется оборудование:

Выбор типа прибора для контроля параметра зависит от толщины исследуемого стекла. Если величина больше 7,5 миллиметров, то актуален прибор “Блик+”. Все остальные типы оборудования могут применяться для стекол с меньшей толщиной.

Требования к прибору

Чтобы тауметр показывал достоверные сведения, необходимо своевременно проводить его поверку, по результатам которой ответственным лицом оформляется свидетельство. При эксплуатации прибора следует придерживаться определенных правил, установленных нормативно-правовым источником:

  • контроль показаний местными органами сертификации с ежегодной периодичностью;
  • напряжение питания в пределах 11,4-12,6 В.

К внешнему виду прибора, а также к его документальному сопровождению выдвигаются особые требования. Обязательно наличие:

  • пломбы, устанавливаемой специалистом, ответственным за проверку;
  • таблички с датой проведения поверки.

Отсутствие опознавательных знаков на приборе является основанием считать его показания недостоверными, результаты которых не могут быть представлены в судебную инстанцию. Проверяющие уполномоченные специалисты вправе не предъявлять автовладельцу свидетельство о поверке прибора, поскольку документ должен храниться в отделении организации. Достаточно наличия на аппарате наклейки о дате проведения мероприятия.

Кто уполномочен осуществлять контроль?

Контроль параметра светопропускаемости стекол относится к категории мероприятий по проверке технического состояния транспортного средства. Его осуществляют специалисты отделения технического надзора дорожной полиции или сотрудники государственной инспекции по безопасности дорожного движения, имеющие звание от рядового до генерала. Другие службы не уполномочены к проверке величины светопропускаемости стекол.

Алгоритм проведения мероприятия

В соответствии с требованиями нормативно-правовых источников, процедура контроля показателей должна быть проведена в соответствии с определенным алгоритмом, нарушение которого ослабляет доказательную силу протокола:

  • предоставление автовладельцу документа проверяющего, подтверждающего компетентность уполномоченного специалиста в сфере проведения мероприятия, а также протокол измерения тауметра;
  • измерение показателей окружающей среды, влияющих на достоверность результата: температуры, влажности, атмосферного давления;
  • очистка стекла от загрязнения;
  • полировка стекла до сухого состояния;
  • измерение показателей посредством поднесения аппаратуры к стеклу;
  • предоставление автовладельцу результатов исследования его автомобиля.

Как оформляются результаты обследования?

Оформление процедуры зависит от полученных результатов контроля. Если параметр светопропускаемости соответствует нормативным критериям, то по итогам проверки составляется акт. При выявлении несоответствий оформляется протокол о нарушении и выписывается штраф.

Где может быть проведен контроль?

Проверка параметра светопропускаемости на затемненных стеклах может быть проведена в таких точках контроля, как:

  • контрольно-пропускной пункт транспортных средств;
  • контрольные посты полиции;
  • стационарные посты государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

При остановке автомобиля сотрудником дорожной полиции вне специализированных точек контроля, водитель вправе отказаться от проверки параметра светопропускаемости стекол его транспортного средства, даже если оно оборудовано тонировкой с наглядными нарушениями нормативов. Автовладелец также вправе отказаться от следования к стационарному посту для контроля, поскольку для того, чтобы его заставить выполнять указания представителей дорожной службы, необходимо оформить административное задержание, что в данной ситуации неуместно, поскольку такая мера наказания применяется после выявления нарушения, а не до него.

Пример

На стационарном посту контроля была проведена проверка тонировки транспортного средства Audi. Показатели светопропускаемости были занижены. На водителя был составлен протокол нарушения и оформлен штраф. Автовладелец усомнился в достоверности данных ввиду жаркой погоды, которая могла стать причиной неправильных показаний, и оформил жалобу в службу государственной инспекции. Уполномоченные представители согласовывали с ним место и время проведения повторного обследования светопропускаемости стекол.

Заключение

Владея знаниями о порядке проведения мероприятия, водитель может защитить свои права на осуществление контроля по всем законодательным требованиям. Это поможет избежать финансовых потерь в виде уплаченных штрафных санкций за несанкционированные действия уполномоченных представителей государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

Ссылка на основную публикацию