ДТП по вине третьего лица

Кто возмещает ущерб третьим лицам при ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – событие, которое связано с порчей имущества либо нанесением вреда жизни и здоровью человека. Поэтому, в результате аварии, виновное лицо в соответствии с действующим законодательством обязано возместить ущерб третьим лицам, который они понесли вследствие ДТП.

Характеристика ущерба

В статье 15 ГК РФ дается раскрытие определение «убытков»:

  • Ущерб имуществу, которое принадлежит определенному лицу, либо его полная утрата (в случае с ДТП – повреждение транспортного средства, либо иного имущества пострадавшей стороны);
  • Недополученная выгода – сумма дохода, который могло получить лицо в случае, когда его права не были бы нарушены).

Кроме того, в результате дорожного происшествия может быть причинен вред здоровье отдельных лиц. Поэтому пострадавшее лицо обязательно должно позаботиться об оформлении факта ДТП с участием сотрудников ГИБДД.

Действия, которые нужно предпринять для получения выплат

Вся ответственность за причиненный вред возлагается на лицо, которое является виновником аварии на дороге. Исключениями, при которых за причинение вреда никто не несет ответственности, являются такие случаи:

  • Пострадавшее лицо действовало умышленно;
  • ДТП возникло в результате действий непреодолимой силы (землетрясение, ураган и т.д.);
  • Автотранспорт на момент происшествия числился в угоне.

Во всех остальных ситуациях пострадавшее лицо должно соблюдать определенную последовательность действий, чтобы претендовать на получение денежной компенсации за причиненный ему вред.

Уважаемый посетитель!

Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

Обязательное оформление факта ДТП

Данное действие является обязательным, поскольку без подтверждающей документации не удастся получить денежную компенсацию в страховой компании. Кроме того, в случае обращения в суд для привлечения виновника аварии к ответственности, у пострадавшей стороны должны быть документы, которые подтвердят факт ДТП.

Обращение в страховую компанию

В случае, когда нарушитель имел оформленный полис ОСАГО, он должен в течение 5 рабочих дней обратиться к страхователю, отправив ему соответствующее заявление, а также извещение о факте ДТП.

Взыскание суммы ущерба с виновника происшествия

Иногда может возникнуть ситуация, когда страховщик отказывает в выплате суммы покрытия либо ее недостаточно для покрытия всего объема ущерба.

Такое бывает, если:

  • одной из сторон нанесен моральный ущерб;
  • сумма покрытия менее, чем необходимый объем выплаты;
  • виновник в аварии не оформил полис автогражданки.

В таких случаях пострадавшая сторона имеет право требовать полного покрытия ущерба со стороны виновника ДТП.

Эта процедура может происходить тремя способами:

  1. На основании договоренности между пострадавшим лицом и виновником аварии;
  2. В виде досудебной претензии;
  3. Путем подачи иска в суд.

Первый вариант является наиболее простым. Стороны могут прийти к мировому соглашению на месте происшествия, однако такой вариант развития событий не всегда происходит на практике.

Вариант с отправкой досудебной претензией в адрес нарушителя предполагает, что он осознает необходимость возместить убытки и необходимость оформления судебного иска отпадет.

Если же и такой вариант не принесет результат, пострадавшей стороне не останется ничего другого, кроме как оформить исковое заявление в суд на возмещение причиненного вреда.

Кто оплачивает ущерб

Возмещение убытков, причиненных в результате аварии на дороге – прерогатива виновника. Однако, в зависимости от ситуации, которая сложилась в результате ДТП, оплачивать ущерб могут и другие лица.

Оплата страховщиками

Если виновник дорожного происшествия застраховал свою ответственность в страховой компании, то именно она будет являться плательщиком при возмещении ущерба, нанесенного третьим лицам в результате ДТП. Размер компенсации определяется в договоре, заключенном между автолюбителем и компанией-страховщиком.

Возмещение виновником аварии

Если сумма возмещения превышает размер страхового покрытия либо страхование ответственности не было оформлено вовсе, то виновник происшествия на дороге обязан выплатить компенсацию пострадавшим лицам.

Выплаты при гибели виновника ДТП

Если в результате аварии лицо, виновное в ее совершении, погибло, то у пострадавших есть два варианта получения выплат:

  • Обращаться в компанию-страховщика, которая обязана провести возмещение ущерба, даже если виновник погиб в ДТП;
  • Выставить требования на возмещение в адрес наследников. Однако сумма к возмещению не может оказаться больше, чем размер самого наследства. Выплата со стороны наследников проводится солидарно, поэтому требование должно выставляться ко всем наследникам, вступившим в наследство, независимо от их количества.

Возмещение в случае, когда виновник покинул место ДТП

Поскольку ответственность за ущерб полностью лежит на лице, виновном в происшествии, то пострадавшее лицо заинтересовано в том, чтобы установить личность виновника аварии как можно быстрее.

Кстати, срок исковой давности по имущественному ущербу составляет 3 года, а по ущербу, причиненному здоровью, ограничений нет. Поэтому, чем скорее будет установлена личность виновного, тем быстрее будут начаты компенсационные выплаты.

Случаи компенсации ущерба не только виновником аварии

Возмещение убытков и ущерба – обязанность автовладельца, независимо от степени его виновности в ДТП. Поэтому, если происшествие произошло с участием автомобиля и пешехода, водитель будет обязан произвести выплаты пешеходу, независимо от того, кто является виновником ДТП. Однако, если виновным в происшествии является пешеход, то по решению суда, размер возмещения, которое выплачивает водитель, может быть снижено, а в некоторых ситуациях, вообще отсутствовать.

Возмещение ущерба в ДТП по вине 3 го лица

Такая ситуация. Попал в ДТП, двигаясь в крайнем правом ряду столкнулся с открытой пассажирской дверью другого автомобиля. Водитель второго ТС высаживал попутчиков из другого города. ГАИ признало виновным пассажира, и постановила административное дело закрыть поскольку личность этого пассажира не была установлена, так как он скрылся с места ДТП. Страховая компания в выплате отказывает поскольку не установлен виновник ДТП. Каковы перспективы взыскать за причиненный ущерб с водителя второго ТС если сумма ущерба не превышает 30 тыс р. ?

Ответы юристов ( 3 )

«Такая ситуация. Попал в ДТП, двигаясь в крайнем правом ряду столкнулся с открытой пассажирской дверью другого автомобиля. Водитель второго ТС высаживал попутчиков из другого города. ГАИ признало виновным пассажира, и постановила административное дело закрыть поскольку личность этого пассажира не была установлена, так как он скрылся с места ДТП. Страховая компания в выплате отказывает поскольку не установлен виновник ДТП. Каковы перспективы взыскать за причиненный ущерб с водителя второго ТС если сумма ущерба не превышает 30 тыс р. ?»

Обращайтесь в суд за возмещением ущерба при ДТП. Водитель транспортного средства несет полную ответственность за пассажиров, находящихся в управляемом им транспортном средстве.

  • 9,5 рейтинг
  • 9893 отзыва

Матвей, добрый день.

В данном случае, Вы вправе (если был отказ со стороны страховой компании в выплате и подана на этот отказ претензия) — обратиться в суд с требованием о взыскании ущерба со страховой компании.

Здесь не имеет, значения, что виновным был признан пассажир, ответственность наступает в случае любого использования транспортного средства.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об ОСАГО»

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).

Пример из практики Апелляционное определение № 33-4996/2016 от 6 октября 2016 г. по делу № 33-4996/2016

Довод ответчика о том, что задняя пассажирская дверь автомобиля ВАЗ 21124 является

дополнительным оборудованием, является ошибочным. Дополнительное оборудование- это оборудование, которое может быть установлено заводом-изготовителем на всех транспортных средствах данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на транспортное средство в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования (Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ), утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004 г., НПСО «ОТЭК» 20.10.2004 г.), т.е. задняя пассажирская дверь пятидверного автомобиля ВАЗ 21124 дополнительным оборудованием не является. Как видно из объяснений Воробьева в суде первой инстанции, двигаясь по селу Новая Таволжанка Шебекинского района, он решил остановиться с левой по ходу движения стороны дороги, высадить жену ФИО13 и развернуться. Перед высадкой супруги через правую заднюю пассажирскую дверь на проезжую часть дороги он не посмотрел в зеркало заднего вида, не увидел приближающееся ТС, в момент когда открылась пассажирская дверь случилось ДТП.
определила:
решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 12 июля 2016г. по делу по иску Багатыревой к Страховому публичному акционерному обществу «Ингосстрах»о взыскании страховой выплаты, неустойки, компенсации морального вреда отменить.
Принять по делу новое решение.Исковые требования Багатыревой к Страховому публичному акционерному обществу «Ингосстрах» о взыскании страховой выплаты, неустойки, компенсации морального вреда признать обоснованными и удовлетворить полностью.Взыскать со Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в пользу Багатыревой в счет возмещения вреда, причиненного имуществу, 103 169 руб., неустойку за нарушение срока осуществления страховой выплаты за период с 28 января 2016 г. по 5 июля 2016 г. в размере 152 004 руб., компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб., 127, 32 руб. в счет возмещения почтовых расходов на отправку претензии, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего в размере 51 584, 5 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 7 000 руб.Взыскать со Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в бюджет муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области государственную пошлину в размере 6 053 руб.

Таким образом, подаете претензию в страховую компанию, если через 10 дней ее не удовлетворят — обращаетесь с иском в суд. Иск можете подать мировому судье по месту Вашего жительства.

Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и можно ли получить страховое возмещение?

По данным статистики, каждый день на дороги РФ выезжают примерно 40 млн. легковых авто, 6 млн. грузовиков и около 1 млн. автобусов. Представить такой поток очень трудно, и конечно он рассредоточен по огромной территории нашей страны. Но количество машин растёт 1,5 млн. единиц в год. Поэтому стимулируется рост цен на топливо и увеличивается количество аварий.

На дорогах случаются разные ситуации, и иногда бывает так, что опрометчивые действия одного участника дорожного движения приводят к печальным последствиям для других. Если при этом виновник ДТП сам не пострадал, а из-за его манёвров другие транспортные средства причинили вред друг другу, то случается, так называемое, бесконтактное ДТП. На ком лежит ответственность за такое столкновение? Кто виноват? Как получить выплаты по ОСАГО в такой ситуации?

Читайте также:  Лишение водительских прав судебными приставами, за долги

Что такое бесконтактное ДТП?

Если один водитель создал помеху или опасный манёвр для другого транспортного средства, а тот в свою очередь, уходя от столкновения, нанёс ущерб своему и другим автомобилям, а также строениям и сооружениям, такое ДТП называют бесконтактным. При этом первый автомобиль, который спровоцировал аварийный случай, оказывается незадействованным в физическом контакте с пострадавшим имуществом. Чаще всего это случается из-за того, что манёвры первого автомобиля не обозначаются обязательными сигналами поворотников. Как правило, поворот налево, перестроение, обгон, без обозначения планируемого манёвра сигналами поворотников, повороты из второго ряда, резкое торможение или внезапный объезд препятствий приводят к бесконтактным ДТП.

Также падение грузов и внезапное появление пешехода, спровоцирующего ущерб для движимого имущества, строений, сооружений причисляются к бесконтактному дорожному происшествию.

Что не будет являться дорожным происшествием?

Если в результате аварийной ситуации нет пострадавшего автотранспорта и пострадавших лиц, то это нельзя назвать дорожным происшествием. Даже если были приняты меры аварийной остановки, выезд с дороги, выезд на встречную полосу, для того что бы избежать физического контакта автомобилей.

Как оформить ДТП?

Бесконтактное ДТП оформляется как обычное ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После того, как был сделан звонок для вызова ГИБДД, в случае, если нет пострадавших, рекомендуется сделать фото- видеосъёмку места аварии, постараться найти свидетелей и договориться с ними о том, что вместе нужно дождаться наряд дорожной полиции. Если у пострадавшего есть видео-регистратор, то дело может значительно упроститься. Если есть пострадавшие лица, необходимо сообщить о них информацию в службу спасения и оказать первую медицинскую помощь.

Советуем вам подробнее изучить статью о первой помощи при аварии.

Немаловажным является вопрос о действиях водителя в случае ДТП, поэтому рекомендуем ознакомиться с этим подробней.

Автомобили должны оставаться на месте аварии до прибытия полиции, иначе воссоздать картину происшествия будет очень трудно. Аварийный знак должен быть выставлен согласно ПДД, во избежание штрафа. Оформление по Европротоколу невозможно по причине того, что одним из условий упрощённого метода фиксации ДТП является непосредственный физический контакт двух транспортных средств.

В протоколе необходимо указать на истинную причину ДТП. Нужно подробно описать действия водителя первого автомобиля, которые привели к столкновению второго и третьего автомобилей. Настаивайте на изложении материалов протокола согласно вашим и свидетельским показаниям, проверяйте все записи, которые делают сотрудники ГИБДД.

Кто виноват?

Довольно часто настоящий виновник даже не останавливается и проезжает мимо аварийной ситуации, считая, что если его ТС не пострадало, то это не его дело. Таким образом, на месте ДТП остаются только пострадавшие в результате столкновения автомобили. Доказать, что авария случилась по вине третьего лица, могут свидетели и записи видеорегистратора.

Установлением виновного занимается только ГИБДД или суд. Если ситуация однозначна и не вызывает затруднений выявить виновного, то на месте аварии выносятся постановления с указанием нарушителя правил дорожного движения. Такого понятия как виновник бесконтактного ДТП не существует.

Для того, чтобы вину не возложили на водителя того автомобиля, который оказал физическое воздействие на третий, необходимо правильно трактовать пункт 10.1. ПДД. Этот пункт говорит о том, что в случае возникновения опасного момента на дороге, необходимо замедлить движение, вплоть до полной остановки, а не с помощью маневрирования пытаться избежать столкновения. Если указать в протоколе, что из-за действий водителя, создавших помеху, водитель пытался сманеврировать, уходя от столкновения, но не сумел это сделать, то, вероятнее всего, именно на него и будет возложена вина, согласно п.10.1. Нужно указывать для записи в протокол, что возникла такая опасная ситуация, что торможение уже не могло помочь избежать столкновения или даже могло бы дать более тяжёлые последствия для участников ДТП.

Как взыскать страховое возмещение?

Самым спорным вопросом в бесконтактном ДТП является получение страховых выплат тому пострадавшему автомобилю, который сам столкнулся со следующим, то есть второму участнику ДТП. Получит он возмещение ущерба или нет, зависит от того, как оформлен протокол дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случаев именно ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи действий всех участников ДТП. Если виновником признан первый водитель, создавший аварийную ситуацию, то можно пострадавшим рассчитывать на выплаты по ОСАГО.

Куда обращаться?

Бесконтактная дорожная авария – это достаточно сложный случай, который всё же регулируется нормами ОСАГО. Прямое возмещение ущерба через страховщика потерпевшего невозможно. Так как участниками ДТП стали три автомобиля или более, а для получения прямого возмещения, по регламенту страховых компаний, должно произойти столкновение двух транспортных средств. Поэтому необходимо обращаться к страховщику виновника. Это официальная позиция РСА, закреплённая судебной практикой Верховного Суда РФ.

Что доказать?

Страховая компания виновника бесконтактной дорожной аварии, чаще всего, заявляет об отказе в выплатах пострадавшим, аргументируя тем, что пострадавший сам произвёл столкновение, а их клиент не оказал прямого физического воздействия на остальных участников ДТП. Возмещение ущерба и компенсацию можно получить лишь по результатам независимой экспертизы, которая покажет, что у пострадавшего не было технической возможности избежать столкновения.

Судебная практика

Если страховая компания отказала в выплатах пострадавшей стороне, а при этом у неё есть доказательная база виновности их клиента, остаётся единственный выход – обращаться в суд. Автолюбители хотят знать о результатах судебной практики и поэтому ищут в поисковиках: «Бесконтактное ДТП, судебная практика, решение суда, прецеденты?» Судебная практика показывает, что результаты разбирательств могут быть разные. Может быть признана вина обеих сторон, может быть отказ в выплатах, а также суд может удовлетворить иск потерпевших.

Для того, чтобы суд принял решение об ответственности виновного лица за причинённый вред, необходимо установить и доказать взаимосвязь между причинённым вредом и его противоправными действиями. Только в этом случае суд может вынести решение о том, что у страховой компании виновника возникает обязанность возместить ущерб.

Ответственность за оставление места ДТП

Лишение прав грозит любому участнику ДТП, который покинул место аварии, согласно действующим правилам дорожного движения. Участник бесконтактного ДТП, из-за действия которого возникла аварийная ситуация, обязан выполнить требования закона и будет нести ответственность за оставление места аварии. Даже в том случае, если его имуществу не нанесён вред, нет повреждений и пострадавших, он должен остановиться и дождаться приезда дежурного экипажа Госавтоинспекции. Если возник соблазн скрыться, то стоит помнить, что практически в каждой второй машине есть регистратор и в крупных городах практически каждый километр нашпигован камерами наблюдения.

Как избежать ответственности?

Уйти от ответственности можно только при доказательстве того, что вы действовали неумышленно, не знали или не поняли, что произошло ДТП. Без адвоката вряд ли это получится. Суд крайне негативно относится к таким заявлениям, и прислушивается к свидетельским показаниям и материалам дела, которые, как правило, противоречат им.

Заключение

Особенность бесконтактного ДТП в том, что достаточно трудно доказать вину того водителя, машина которого не пострадала, но из-за которого произошло столкновение других транспортных средств. Особенно если виновник скрылся с места аварии. В непростой ситуации оказывается именно водитель того автомобиля, который уходил от опасности и произвёл физический контакт с другими машинами или сооружениями. Ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи происходящих неприятных событий. Только наличие видеосъёмки и показания свидетелей может помочь в воссоздании картины произошедшего и получении выплаты по ОСАГО. Без квалифицированной юридической помощи доказать и представить нужную информацию практически невозможно. Как правило, страховая компания будет заявлять об отказе в выплатах и придётся обращаться в суд.

Солидарная ответственность при ДТП. Почему платят невиновные?

Аварии на дорогах происходят каждый день. Но не каждый автомобилист знает, что, даже будучи невиновным в дорожно-транспортного происшествии, он может нести ответственность за причиненный ущерб жизни и здоровью третьих лиц. Наш эксперт – юрист Алексей Ахунов рассказал, что такое солидарная ответственность для водителей, что делать, когда попал в ДТП, и что ожидает водителя, который неделю назад насмерть сбил беременную женщину на пешеходном переходе во Владимире. Забегая вперед, скажем, что в этой ситуации закон о солидарной ответственности тоже актуален.

Юрист Алексей Ахунов. Фото из личного архива

Капкан для водителей

Часть 3 статьи 1079 ГК РФ гласит: солидарная ответственность при ДТП возникает у владельцев автомобилей, если их столкновением причинён ущерб третьему лицу. То есть попавший в ДТП пассажир имеет право требовать выплаты не только с виновника аварии, но и с других водителей — участников происшествия. Автомобиль относится к источнику повышенной опасности, поэтому ответственность за ДТП наступает для всех водителей-участников, даже если кто-то из них в столкновении не виноват.

Показателен случай в Саратове, получивший огласку на всю страну: в одном автомобиле мужчина возвращался домой с женой. В другом ехал пьяный гражданин с пассажиркой. ДТП случилось по вине нетрезвого водителя: он допустил выезд на «встречку» при обгоне и столкновение. Итог ДТП: погибла жена невиновного водителя, а пассажирка виновника стала инвалидом. Теперь последний отбывает срок в колонии (5 лет) и не может выплачивать 300 000 рублей по иску пострадавшей: ему не позволяет здоровье и материальное состояние.

Поэтому иск переадресовали другому водителю, который, похоронив жену, еще и вынужден платить пострадавшей по решению суда. Потом мужчина вправе добавиться выплат от виновника ДТП, воспользовавшись правом регресса. Статья 1081 ГК РФ «Право регресса к лицу, причинившему вред» гласит: лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения. Но выплатит ли тот ему всю сумму – это уже другой разговор.

Еще ситуация. Жительница Владимира вместе с сыном возвращалась весной из Нижегородской области домой. В их машину «Opel» врезался старый «Москвич»: водитель-пенсионер не справился с управлением. Женщина вспоминает:

— Сын был за рулем, скорость мы не превышали. Водитель «Москвича» (мужчина в возрасте) вез свою соседку по даче в город. Стал обгонять «КамАЗ», дорога скользкая была, вылетел прямо к нам в лобовую. У нас подушки безопасности сработали, мы в шоке, но не пострадали. А в «Москвиче» пассажирка сломала ноги. В итоге после всех судов мы выплачивали ей 43 000 на лечение, попав под закон о солидарной ответственности. У пенсионера дача как постоянное жилье, машина в хлам, пенсия 11 000 руб. Сын у меня работает в Москве, получает в 5 раз больше, платить пришлось нам, хотя мы ни в чем не виноваты, соблюдали все правила дорожного движения. Этот закон – настоящий капкан для водителей, которые не виноваты в ДТП.

Закон есть закон

Читайте также:  Возмещение убытков при ДТП

Российские водители возмущаются такой вопиющей несправедливостью. Они не раз писали петиции, требовали, обращались в СМИ. Статью 1079 пытались отменить, но предложение в Госдуме отклонили. Алексей Ахунов уверен, что и не отменят в дальнейшем:

— Государство защищает детей и граждан — всех, кто пострадал, чтобы они не оставались со своей бедой наедине. Пострадавшим нужны большие суммы на лечение, восстановление. С кого их взыскать? С водителей! Пострадавшая сторона по закону имеет право обратиться за возмещением ущерба не только к виновнику ДТП, но и ко всем участникам (водителям). И избежать выплат не получится. Да, их можно уменьшить, придя к общему соглашению. Но приходится платить всегда.

Бывают и такие случаи: выбежал мужчина на дорогу, а его сбили насмерть. Может быть, у него суицидальные мысли были, и водитель не виноват. Но водитель будет платить ребенку этого мужчины до совершеннолетия (содержание иждивенца, погибшего). Кроме этого, родственники погибшего с него могут потребовать компенсацию морального ущерба и затраты на похороны.

Недавно в практике Алексея было дело: организация наняла водителя развозить товар. Водитель сбил пешехода. Было уголовное производство. А пострадавшая сторона обратилась с иском о возмещении расходов на лечение и морального вреда не к водителю, а к организации (собственнику автомобиля). Почему? У организации больше денег, то есть больше возможностей добиться от нее своевременной компенсации, которая нужна именно в период лечения.

Часто происходит и так: пострадавшие смотрят, какие машины участвовали в ДТП. Понятно, что у водителя иномарки финансовое положение лучше, чем у водителя стареньких «Жигулей».

Но есть и другая сторона медали: не все пострадавшие знают о возможности требовать компенсацию морального вреда и компенсацию ущерба со всех участников ДТП. И, высказав боль, обиду виновнику аварии, не получив от него деньги, им приходится за свой счет лечиться и восстанавливаться.

Резонансное дело

20 января во Владимире произошла страшная трагедия: на улице 16 лет Октября водитель автобуса «Mercedes Benz» на пешеходном переходе сбил 29-летнюю Ольгу Белькову. Ольга была на шестом месяце беременности, у нее должна была родиться дочка. Но в больнице девушка скончалась.

Юрист Алексей Ахунов будет помогать Евгению Белькову (мужу Ольги) добиться справедливости. Нам удалось связаться с Евгением. Мужчина остро переживает смерть супруги и ребенка, но полон решимости:

У меня две цели. Я хочу, чтобы водителя посадили по максимуму. И хочу найти телефон Оли. Последняя эсэмэска от нее была 17.02. Она возвращалась с работы. Я встречаю ее с работы, но в этот раз не успел. Корю себя каждый день. Мы должны были встретиться у магазина. Это через 500 метров после того пешеходного перехода.

Через 8 минут ее сбил автобус. И телефон пропал. Когда мы не встретились, я начал звонить ей, а звонки кто-то сбрасывал. Вероятно, кто-то телефон украл. Как это еще объяснить?

— Водитель с вами выходил на связь, пытался принести извинения и соболезнования?

Да, но он встречался с братом жены. Я не смог с ним общаться. Он брату в глаза смотреть не мог, да и брат ему. Он разбил, уничтожил нашу семью. Да, извинялся, материально помог с похоронами.

Вы знаете, он возвращался пустой, без пассажиров, в гараж после междугородного рейса. И этот пешеходный переход он проезжает не в первый раз. Как показывает видео, скорость у него была приличная. Видимо, всеми мыслями он уже был дома. И был невнимателен. Это халатность, преступление, нарушение правил дорожного движения.

В соцсетях писали, что плохой переход, что он плохо освещен. Во-первых, это не оправдание. Во-вторых, потом я ездил на место, смотрел. Олю сбили в 17.10. Светло там было, как днем, светло!

Ольга была добрым, отзывчивым, скромным человеком. Новость о происшествии и ее смерти прогремела не только на всю область, но и страну. Везде в новостях писали, сообщали. Вот так «прославилась».

— Удалось найти очевидцев?

— Только один человек, но он слышал лишь хлопок – момент удара. Жена упала за пределы видимости света. Он подбежал к ней, охранял ее, чтобы никто больше не наехал.

Что ждет водителя? Что может требовать семья погибшей от водителя? Действует ли здесь солидарная ответственность. Алексей Ахунов прокомментировал это дело:

Впереди суд. По уголовному вопросу (статья 264 УК РФ, часть 3) деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Максимальный срок, который может получить водитель автобуса, это 5 лет лишения свободы.

Про моральный вред пока говорить ничего не буду, изучаю дело. По аналогичным ситуациям, где были нанесены тяжкие телесные повреждения, пострадавшая сторона запрашивала 500 000 руб. И да, в данном случае иск будет по солидарной ответственности к предприятию, которое владеет автобусом.

Что делать, если попал в ДТП?

Алексей Ахунов дал три совета тем, кто попал в любое ДТП:

  1. Во-первых, собрать данные всех свидетелей, участников ДТП: телефоны, ФИО, в идеале – паспортные данные зафиксировать, например, сделать фото.
  2. Во-вторых, следите за решением вашего вопроса. Не пускайте дело на самотек. Часто бывают случаи: виновный признан, водители разъехались и забыли. Проходит какое-то время, и водитель получает иск от пострадавшего о возмещении убытков.
  3. Обращайтесь к адвокатам, юристам. Проконсультируйтесь, спросите совета! Если случай серьезный, есть пострадавшие, погибшие, адвокат поможет не только с юридическими моментами, но и как психолог, общаясь с пострадавшей стороной. Средняя цена в городе (стоимость услуги адвокатов, юристов) за ведение дела – в районе 50 000 рублей. Причем эти расходы также можно взыскать.

Старайтесь все зафиксировать на фото и видео. Особенно документы, которые подписываете (даже в век технологий у многих водителей нет видеорегистратора, который значительно облегчает ведение дела). Если с чем-то не согласны, не стесняйтесь писать это прямо в документе, где ставите подпись: «Не согласен». Это значительно облегчит решение вопроса в будущем.

Наш эксперт рассказывает, что пострадавшие могут требовать миллионы:

— Да, пострадавшие могут попросить компенсацию в миллион рублей, но суммы можно минимизировать. Я изучаю дело, экспертизы (кстати, не всем экспертам можно доверять), общаюсь с представителями пострадавшей стороны, консультируюсь с медиками. Вижу, что это не миллион, это неадекватный запрос, а, например, всего в 50 000 – 100 000 руб. Общаюсь и договариваюсь.

В итоге часто удается прийти к мировому соглашению, обозначив адекватные суммы. Деньги пострадавшим на лечение нужны сейчас, а не потом, когда состоятся суды, а судебный процесс может длиться долго. К тому же водитель — участник ДТП может у суда попросить рассрочку в платеже, например, если у него дети, жена в декрете, а он единственный кормилец. Выплаты тогда могут также растянуться на годы. К тому же суды у нас открыты, многие не любят публичности. В моей практике не было такого, чтобы пострадавшие не соглашались решить проблему здесь и сейчас.

И пусть закон о солидарной ответственности многие водители считают несправедливым, но это закон. Будьте аккуратны и предельно внимательны за рулём.

Важная информация. Законы, которые нужно знать

Статья 1083 ГК РФ Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред. Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.

Что делать владельцу полиса КАСКО в случае ущерба от ПДТЛ?

Данная памятка освещает действия владельца полиса КАСКО в случае, когда застрахованному транспортному средству нанесён ущерб в результате противоправных действий третьих лиц. Соблюдение требований страховых компаний позволит получить страховую выплату без затруднений. Страхователю необходимо помнить, что действующее законодательство может требовать других, дополнительных действий вдобавок к перечисленным.

ПДТЛ – противоправные действия третьих лиц, повлёкшие за собой ущерб застрахованному транспортному средству. Данное понятие включает в себя ситуации, когда автомобиль был поцарапан, получил вмятины, будучи припаркованным, был облит краской, либо на него были сброшены с высоты предметы. Также под понятие повреждений в результате ПДТЛ подпадают случаи, когда транспортное средство повреждено в результате попытки угона или хищения оставленного в салоне имущества, например, были взломаны двери или разбиты элементы остекления.

Что делать страхователю, который обнаружил, что в его отсутствие автомобиль получил подобные повреждения, чтобы правильно оформить происшествие и не потерять возможность получения страховой выплаты?

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

  1. Не перемещать транспортное средство! Дабы доказать, что автомобиль был повреждён в результате ПДТЛ, а не по неосторожности страхователя, скорее всего, понадобится осмотр места происшествия сотрудником полиции. Без этой процедуры не будет возбуждено уголовное дело, а ведь это необходимое условие получения страховой выплаты по риску «ущерб в результате противоправных действий третьих лиц».
  2. Сообщить в страховую компанию о наступлении страхового случая. В страховом полисе указаны круглосуточные телефоны страховщика, по которым необходимо позвонить, обнаружив повреждения автомобиля. Требования страховых компаний по оформлению ущерба в результате ПДТЛ могут отличаться. Поэтому необходимо спросить у сотрудника страховой компании, какие действия необходимо произвести, кроме перечисленных в данной памятке.
  3. В дальнейшем не лишним будет проконсультироваться у юриста страховой компании в случае сомнительных ситуаций при оформлении протокола. Как будет рассмотрено ниже, интересы сотрудников полиции и страхователя в этом случае иногда противоречат друг другу, поэтому иногда случается, что сотрудники полиции подталкивают страхователя к нарушению правил страхования КАСКО .
  4. Обратиться в местное отделение полиции. Участкового необходимо вызывать на место происшествия по телефону. Нельзя ехать в отделение полиции на повреждённом автомобиле! Иначе в постановлении будет указано, что осмотр происшествия не мог быть произведён, так как потерпевший, то есть страхователь, покинул место происшествия. Это послужит основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и, как следствие, очень вероятного отказа в получении страховой выплаты.
  5. В ожидании прибытия участкового записать контактные данные свидетелей. Таковыми могут быть все лица, которые находились рядом в момент обнаружения повреждений страхователем. Свидетели могут подтвердить, при каких обстоятельствах, в каком месте и в какое время происходили события.
  6. Подать заявление о привлечении к уголовной ответственности лиц, повредивших автомобиль согласно соответствующей статье УК РФ. Тщательно опишите место, время, обстоятельства происшествия, укажите данные о транспортном средстве: госномер, марку, модель. Опишите, какие повреждения были получены и/или какое имущество похищено. Если страхователь не опишет обстоятельства и не настоит на внесении их в протокол, то в постановлении о возбуждении уголовного дела возникнет формулировка «при невыясненных обстоятельствах». Это может послужить причиной отказа в страховой выплате, так как возникнет вопрос, что именно произошло: ПДТЛ или ДТП, или неосторожность самого страхователя. Для выплаты компенсации по страховому случаю страховщику необходимо иметь точное и документально доказанное подтверждение того, что произошёл страховой случай и какой именно.
  7. Страхователю необходимо знать, что по факту ПДТЛ может быть возбуждено дело об уголовном либо административном правонарушении. Последнее происходит, если страхователь признает нанесённый ущерб незначительным. Подобные дела раскрываются редко, поэтому зачастую сотрудники полиции предлагают потерпевшему внести в протокол фразу о признании ущерба незначительным, чтобы не заводить уголовное дело и не портить статистику раскрываемости преступлений. Однако страхователю стоит знать, что подобная формулировка – верный путь к отказу в получении страховой выплаты. Ему следует настаивать на значительности ущерба и на возбуждении уголовного дела.
  8. Нельзя указывать в заявлении, что страхователь не имеет претензий к кому бы то ни было или что обращение в полицию он совершает только с целью получения страховой выплаты, так как имущество застраховано. Подобные фразы, как и признание незначительности ущерба, могут повлечь за собой совершенно правомерный отказ в страховой выплате на основании ч. 4 ст. 965 Гражданского Кодекса РФ. В результате таких действий наступает вина страхователя в невозможности реализации права суброгации страховщика. Иначе говоря, страховая компания лишается шансов взыскать убытки, если лица, виновные в нанесении ущерба, будут обнаружены и привлечены к ответственности. А это – основание для освобождения страховщика от возмещения ущерба страхователю. Таким образом, если страхователю откажут в возбуждении уголовного дела, это не должно быть основано на его собственных показаниях. Тогда обязательства страхователя по отношению к страховой компании будут выполнены.
  9. Заявление надо зарегистрировать в ОВД и на его копии проставить номер по КУС – книге учёта сообщений. Копия с номером понадобится страхователю для предъявления в страховую компанию и послужит доказательством выполнения обязательств перед страховщиком вне зависимости от того, было отказано в возбуждении уголовного дела или нет.
  10. Провести экспертизу транспортного средства. Она понадобится не только для определения суммы страховой выплаты, но и для предъявления в полицию перед тем, как там вынесут постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Перемещать автомобиль для проведения экспертизы можно только после оформления ПДТЛ и разрешения сотрудников страховой компании на перемещение автомобиля с места происшествия.
  11. Если страхователю было отказано в возбуждении уголовного дела, основанием должна быть указана статья 24 УК РФ часть 1 пункт 2 (отсутствие в деянии состава преступления), а не статья 24 часть 1 пункт 1 (отсутствие события преступления). Если отсутствовало событие, отсутствовал и страховой случай. Если страхователь правильно написал заявление, о чем шла речь выше, а органы полиции выдали постановление со ссылкой на этот пункт статьи, страхователь может настаивать на изменении формулировки. Стоит знать, что постановление подлежит обжалованию в течение 10 дней. Вот почему необходимо предупредить сотрудников полиции, что страхователь будет обжаловать постановление, если формулировку не изменят на нужную.
  12. Внимательно перечитывать постановление. В нём не должно быть формулировок о том, что страхователь «обратился за получением справки» или «для фиксирования повреждений». Если страхователь не указывал ничего подобного в заявлении о возбуждении уголовного дела, как рекомендовано выше, то нет и оснований для подобных формулировок в постановлении. Если они возникли, необходимо настаивать на замене формулировок, объясняя, что в таком виде постановление будет обжаловано.
  13. Необходимо следить за уголовным делом и его закрытием или приостановкой, ведь постановление о прекращении уголовного дела понадобится для предъявления в страховую компанию. После закрытия уголовного дела или его приостановлением страховщик производит выплату компенсации за ущерб. Уголовное дело может быть закрыто в связи с обнаружением лиц, нанёсших повреждения автомобилю, либо в связи с невозможностью найти таковых.
  14. Минимально необходимый для предоставления в страховую компанию комплект документов для выплаты страховой компенсации по риску «ущерб в результате ПДТЛ»:
    • Оригинал полиса КАСКО;
    • Квитанция об оплате страховой премии;
    • Паспорт страхователя;
    • Документы на автомобиль;
    • Справка из полиции (талон о приёме заявления);
    • Постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела;
    • Постановление о прекращении уголовного дела.
Читайте также:  Как оспорить эвакуацию автомобиля за неправильную парковку

Вполне разумно проявить предусмотрительность и внести риск ПДТЛ в страховой полис. Как показывают расчеты на калькуляторе КАСКО , это лишь ненамного увеличивает стоимость страховки. Однако в случае наступления страхового события сбережёт страхователю не одну тысячу рублей.

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Случилось ДТП, аварийная ситуация по вине третьего лица: что происходит на практике?

В КоАП пока нет статьи за создание аварийной ситуации на дороге. Но это обстоятельство – одна из самых частых причин ДТП. Поэтому сотрудники ГИБДД стараются пресекать подобное поведение автомобилистов, применяя другие статьи закона. Ведь почти всегда создание аварийной ситуации сопровождается его нарушением.

Что означает «аварийная ситуация»

Сам термин в ПДД отсутствует. Есть определение «опасность для движения», означающее действия автомобилиста, продолжение которых создает предпосылки для возникновения ДТП. В «Правилах …» также сказано, что ему запрещается опасное вождение.

Эти понятия безусловно имеют отношение к созданию аварийной ситуации. Но очевидно, что сам термин означает действия водителя, вынуждающие других участников движения резко менять траекторию, скорость их автомобилей или предпринимать другие меры ради предотвращения ДТП. Им это удается не всегда. А человек, фактически спровоцировавший происшествие, может в нем вовсе не участвовать и никак не пострадать.

Что может привести к ДТП

Иногда создание аварийной ситуации происходит даже без нарушения правил, просто потому, что водитель вовремя не среагировал на внезапно возникшую без его участия опасность. Но в большинстве случаев оно имеет место. И чаще всего автомобилисту вменяют разные разделы статьи 12.14 КоАП, которая называется «Нарушение правил маневрирования». Но аварийную ситуацию могут спровоцировать и иные проступки:

  • отсутствие сигнала перед поворотом, разворотом, перестроением;
  • осуществление маневра не из того положения на дороге, то есть неожиданно для других участников движения;
  • выполнение поворотов, разворотов, обгона, езда задним ходом там, где это запрещено;
  • непредоставление преимущества автомобилям, которым по правилам следует уступать;
  • превышение допустимой скорости ТС;
  • слишком быстрая езда там, где это опасно, например, на мокрой или скользкой дороге;
  • игнорирование необходимой дистанции и бокового интервала;
  • беспричинное резкое торможение;
  • препятствование обгону.

Штрафы за нарушения обычно невелики – от 500 р. до 1500 р. А пострадавшие из-за создавшего аварийную ситуацию водителя платят гораздо дороже, иногда собственным здоровьем и жизнью.

О причинах ДТП смотрите в этом видео:

Создание ситуации, повлекшей аварию

В практике ГИБДД и по опыту автомобилистов известно множество случаев, когда ДТП было спровоцировано участником движения, который сам его избежал:

  • На перекрестке автомобиль L повернул направо на зеленый сигнал светофора. И увидел, что на него едет D, проскочивший на красный. L резко свернул вправо и нажал на тормоз, чтобы избежать столкновения с D. В результате он въехал в бок автомобиля Z, движущегося по правой полосе. И в него же влетела идущая следом машина.

Очевидно, что аварию спровоцировал D. Но виновным назвали водителя L, так как инспектор посчитал, что он должен был принять на себя удар D, а не создавать аварийную ситуацию для других машин. Это решение должно быть опротестовано в суде, так как здесь хорошие шансы наказать реального провокатора аварии.

  • Автомобиль V едет по трассе с разрешенной скоростью 80 км/ч. Его обгоняет машина W, причем в области действия запрещающего этот маневр знака. Из-за ближайшего поворота ему навстречу выезжает третий автомобиль. Во избежание столкновения с ним и грузовиком ремонтирующей полотно службы W резко перестраивается на полосу V прямо перед ним и так же внезапно тормозит. Водитель V тоже пытается остановиться.

Но так как это происходит на значительной скорости, а у автомобилиста нет достаточного опыта, ТС улетает в кювет. А W остается неповрежденным. В этой ситуации справедливым и законным было бы признать виновным его водителя. Ведь он нарушил ПДД, использовал опасное вождение, что привело к аварии.

  • Автомобиль L едет по главной дороге. На перекрестке ему не уступает проезда машина D, двигающаяся по второстепенному пути. Желая избежать столкновения, L сворачивает на тротуар и врезается в дерево. А D, который спровоцировал эту ситуацию, не сбавляя скорости, едет дальше. Его водителя признал виновным суд.

Но автомобилист, спровоцировавший происшествие, упорно не желал с этим соглашаться и подал заявление в высшую инстанцию. Он считал, что вообще не участвовал в ДТП, и судить его не за что. Кроме того, водителю D предъявили обвинение в оставлении места аварии, с чем он тоже не согласился. И все же другой судья подтвердил прежнее решение и о виновности, и о необходимости наказания за побег.

  • Автомобиль N проскакивает перекресток на красный сигнал светофора. Машина Z, которая движется на зеленый свет, резко тормозит, стремясь избежать столкновения с нарушителем. В результате в него врезается идущий следом автомобиль F. Его водителя в большинстве случаев и признают виновным. Хотя фактически ДТП организовано тем, кто управлял N. Но чтобы доказать это, водителю F потребуется немало усилий и хороший адвокат.

Будут ли изменения в законе

В 2016 году МВД предложило ввести в КоАП новую статью об опасном вождении и брать с водителей штраф 5000 р. за это нарушение. В начале 2017 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Всего их должно быть три, затем изменения подпишет президент, они вступят в силу после опубликования. Когда это произойдет, неизвестно. Но очевидно, что первый шаг к ужесточению законодательства в отношении провоцирующих аварийную ситуацию автомобилистов сделан.

Кроме того, появилась практика решения подобных дел в Верховном суде. Уже сейчас тому, кто организовал аварию, но сам избежал столкновения, не удастся избежать наказания. И то, что контакта его ТС с другими не было, значения не имеет. Ведь в соответствии с пунктом 1.2 «Правил дорожного движения»:

Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

О том, что для этого обязателен контакт ТС участников, в законе нет ни слова. И в случае установления причинно-следственной связи между действиями провокатора аварии и ее возникновением этого водителя признают виновным в событии. Ему придется платить штраф за нарушение ПДД, его страховой – возмещать ущерб другим участникам. А если в результате действий автомобилиста есть травмированные или погибшие, еще и нести уголовную ответственность, выплачивать моральный ущерб.

Ссылка на основную публикацию