ДТП на проселочной дороге

Экстремалы на дороге. Как избежать ДТП на скользкой трассе?

Анастасия Максимовских, Сергей Башкиров

«Увеличивается количество мелких ДТП либо на пешеходных переходах, либо на светофорах, потому что водитель едет небыстро, и по привычке подъезжает вплотную к предыдущей машине», — рассказал эксперт по автострахованию Виктор Кожин.

Источник фото: телеканал «360»

Экстренное торможение не всегда помогает на скользкой трассе.

Источник фото: телеканал «360»

Жительница Богородского округа Марина — многодетная мать, она постоянно возит детей по городу — в школу, кружки, секции.

«Машина механика, трое детей сзади, всегда нужно быть внимательной, смотреть назад, чтобы в меня не въехали, смотреть вперед, чтобы я в кого-то не приехала. И естественно, что бывают такие ситуации, что на торможение остается считанные секунды», — рассказывает многодетная мама Марина Мясникова.

Источник фото: телеканал «360»

Профессионалы советуют — тормозить на передаче.

«Контролируем дистанцию, увеличиваем и ни в коем случае не выжимаем сцепление. Сначала начинаем с тормоза, а потом уже следом сцепление», — говорит инструктор по вождению Борис Карлинов.

Источник фото: телеканал «360»

Марина сразу взялась за дело и начала отрабатывать экстренное торможение перед пешеходным переходом. Важно отработать этот прием на снегу — разгон, торможение, снова и снова.

Источник фото: телеканал «360»

«Сегодня я поняла, что правильно нажать тормоз, дать машине оттормозиться, чтобы она стала более устойчивой, уже потом подключить сцепление. И действительно, путь машины тормозной укорачивается намного и она лучше держит дорогу, меньше скользит», — отметила Марина.

Источник фото: телеканал «360»

Пока наша героиня учится на автодроме, выясним, почему на минувшей неделе, когда такого снега еще не было, в Богородском округе пострадали сразу шесть пешеходов? Оказывается, виноват дождь и слякоть.

Источник фото: телеканал «360»

«При наличии снега на уличной дорожной сети, на земле, пешеход, подходящий к проезжей части и намеревающийся переходить, он контрастно виден водителю и водитель может его своевременно заметить», — рассказал начальник ОГИБДД МУ МВД России «Ногинское» Николай Шепель.

Источник фото: телеканал «360»

Еще одна удивительная вещь — часто пешеходы сами невнимательны или предполагают, что машина должна остановиться мгновенно, ведь закон дает пешеходу приоритет в пересечении дороги.

«Но воспользоваться этим преимуществом пешеход обязан (дабы сохранить свою жизнь и здоровье), только убедившись, что водитель это право и преимущество ему предоставляет. Убедитесь, пожалуйста, только после этого пересекайте проезжую часть», — сказал начальник ОГИБДД МУ МВД России «Ногинское» Николай Шепель.

Источник фото: телеканал «360»

В выходные и в начале следующей недели в Подмосковье ожидаются обильные снегопады, поэтому советы экспертов явно пригодятся как автомобилистам, так и пешеходам.

ДТП на скользкой зимней дороге: кто виноват, если автомобиль занесло?

Конец декабря выдался на удивление снежным. Автолюбителей интересует, кто несет ответственность, если машину занесло на неубранной дороге и она попала в ДТП. Виноваты ли они или нерадивые коммунальщики? На эту тему обозреватель «РИАМО в Подольске» пообщалась с юристом и водителем, который побывал в подобной аварии.

Предупреждение ДТП зимой

Обслуживанием автодорог в городском округе Подольск занимаются подрядные компании, в обязанности которых входит очистка от снега и обработка противогололедными средствами. Однако не всегда они успевают убрать проезжую часть вовремя, а образовавшийся гололед и снежная каша могут спровоцировать ДТП. Сообщить о плохой уборке автодорог в Подольске можно ежедневно с 8:00 до 20:00 по телефону «горячей линии»: 8 (925) 737-49-90.

Очень часто водитель сам виноват в аварии. Например, он не заменил летнюю резину на зимнюю, не соблюдал дистанцию, игнорировал различные поломки, в том числе тормозной системы. Либо махнул рукой на плохую видимость – не заменил неработающие дворники, не залил незамерзающую жидкость в стеклоомыватель.

Большую роль играет скорость, с которой движется автомобиль. Водитель должен правильно оценить погодные условия и возможности своей машины и выбрать максимально безопасный режим. Порой достаточно остановиться или просто притормозить, чтобы избежать аварии.

Стоит помнить, что в сильные морозы зимняя резина становится жестче – сцепление с дорожным полотном становится хуже, машину легко может занести на скользкой дороге.

Очень внимательным нужно быть на спусках и подъемах, особенно если на них образовался лед. На такой дороге остановить машину сразу после нажатия на педаль тормоза не получится, да и колеса могут начать скользить или буксовать – к этому тоже нужно быть готовым.

Итак, зимой вероятность ДТП резко возрастает из-за множества факторов. И ответственный водитель должен всегда быть осторожным во время движения.

Что говорят ПДД

Обычно при ДТП, причиной которого стали погодные условия, автомобилисту вменяют нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения. Согласно ему водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

В этом же пункте отмечается, что скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил, а при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

То есть, ПДД предписывают водителю изначально прибегнуть к мерам, предотвращающим аварию на скользкой дороге, – учитывать погодные условия и возможность образования гололеда.

Но бывает, что водитель ехал с соблюдением ПДД, но неожиданно наехал на скользкий участок дороги и попал в аварию. В такой ситуации виновным вроде бы должна стать компания, ответственная за уборку данного участка. Однако на практике доказать это очень сложно, практически нереально.

Реальный случай

Житель Подольска Сергей однажды оказался в подобной ситуации, однако не смог доказать свою невиновность, как и вину коммунальщиков.

«Я попал в аварию из-за скользкой дороги. Двигался в ночное время со скоростью не больше 40 километров в час. Шел снег, видимость была плохой. Вдруг я попал на гололед, в колее машину занесло боком. Передняя часть моего автомобиля оказалась на встречной полосе, где в меня въехал другой водитель. Моей вины в аварии не было, ведь я двигался с маленькой скоростью и соблюдал дистанцию, но сотрудники ГИБДД указали в протоколе, что причиной послужило нарушение пункта 10.1 ПДД», – вспоминает он.

Сергея признали виновным в ДТП по данному пункту, то есть что он не учел состояние дорожного покрытия.

«Я судился года два, но доказать, что я не виноват, так и не смог. У меня не было никаких подтверждений, что на дороге был лед: я был в бессознательном состоянии и не сфотографировал дорогу, а сотрудники ГИБДД не указали в протоколе этот факт. Поэтому в моем случае вину дорожников доказать было просто невозможно», – отметил он.

И добавил, что пункт 10.1 «автоматически» признает автомобилиста виновным в ДТП.

«Этот пункт означает, что водитель не выбрал безопасную скорость движения, а значит, виноват сам. Причем его вменяют и в случаях, когда водитель не успел остановиться и въехал в находящееся на проезжей части препятствие, даже если он и не превышал скорость», – заключил Сергей.

Комментарий эксперта

Прокомментировать данный вопрос редакция «РИАМО в Подольске» попросила кандидата юридических наук, руководителя Единого центра оказания квалифицированной юридической помощи в городском округе Подольск Арсена Дарбиняна.

«Водитель обязан при управлении транспортным средством всегда учитывать состояние погоды, дорожного покрытия и в связи с этим выбирать такую скорость и дистанцию, которые обеспечат безопасную езду. Водителю во всех случаях необходимо руководствоваться правилами дорожного движения. Если он пренебрегает ими, например, ездит на летней резине зимой, то его вина очевидна. Второй момент: очень важным фактором является и положение ПДД о соблюдении дистанции. В зимнее время тормозной путь увеличивается, и когда едущий впереди водитель резко тормозит, то следующий за ним не успевает это сделать из-за короткой дистанции – в результате происходит столкновение», – пояснил Дарбинян.

Он отметил, что большую роль играет и то, где именно произошло ДТП. Например, если во дворе при выполнении маневра водитель столкнулся с другим автомобилистом, а дороги были не очищены от снега и наледи, то есть вероятность доказать вину управляющей компании, которая не выполнила свои обязательства по уборке территории.

«Здесь существенную роль играют связь и совокупность факторов. Даже если мы говорим о халатном отношении коммунальщиков, водитель все равно должен руководствоваться ПДД – не превышать максимальную скорость, соблюдать дистанцию и так далее. Он управляет источником повышенной опасности и потому полностью берет на себя ответственность за управление транспортным средством», – сказал руководитель юрцентра.

И пояснил, что если водитель двигался по неочищенной дороге и, например, из-за резкого увеличения скорости его занесло – то вина будет на нем, так как он не обеспечил себе безопасность. А вот если он двигался по очищенной дороге и неожиданно наехал на лед, то будет признана обоюдная вина – виновными будут и водитель, и коммунальщики: первый не предотвратил аварию, не выбрал безопасную скорость, а вторые не обработали дорожное полотно противогололедными средствами.

Читайте также:  Можно ли не вызывать ГИБДД при ДТП

Итак, чтобы избежать неприятных инцидентов на зимней дороге, нужно всегда тщательно заботиться о собственной безопасности – заранее подготовить автомобиль к сезону и безукоризненно соблюдать ПДД. А в сильный снегопад или гололед можно и вовсе воспользоваться общественным транспортом.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”

Кто виноват в ДТП при гололеде?

В холодное время года число аварий возрастает. Причиной становится гололёд. В большинстве случаев виновным в ДТП при гололеде признают самого водителя. Однако за состоянием дорог обязаны следить муниципальные службы. Представители учреждения отвечают за состояние полотна в любое время года. Иногда они недобросовестно выполняют взятые на себя обязательства, что и становится причиной аварии. Если вы считаете, что в ДТП при гололеде виновны дорожные службы, можно попытаться взыскать с них ущерб.

Что делать, в случае ДТП при гололеде?

Перечень действий, которые водитель обязан выполнить при ДТП в гололед, регламентирует пункт 2.5 — 2.6.1 ПДД РФ. Оказавшись в аварии, водитель должен:

  1. Остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, который размещается в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД РФ. В населенных пунктах знак ставят минимум в 15 м от ТС, если ДТП произошло за городом – минимум в 30 метрах.
  2. Проверить присутствие пострадавших. Если они имеются, нужно вызвать скорую медицинскую помощь и полицию на место ДТП при гололеде. В экстренных ситуациях допустима доставка пострадавших на попутном транспортном средстве (п. 2.6 ПДД РФ). Если поблизости никого нет, можно использовать автомобиль, оказавшийся в аварии. Потребуется приехать в ближайшую медицинскую организацию и сообщить регистрационный знак транспортного средства, предъявить документ, удостоверяющий личность, а затем возвратиться к месту происшествия.
  3. Вызвать ГИБДД, дождаться, пока инспектор достигнет места аварии, и принять участие в оформлении дорожно-транспортного происшествия. Предварительно рекомендуется зафиксировать все повреждения, полученные автомобилями, при помощи фото- и видеосъемки. Сфотографировать рекомендуется и картину ДТП при гололеде в целом.
  4. Ознакомиться с составленным протоколом и подписать его, если человек согласен со всеми положениями документа. В иной ситуации бумагу можно не подписывать или указать в ней причины возникших возражений, заверив информацию подписью.
  5. Получить копию протокола.
  6. Если ДТП при гололеде оформлено, и машина на ходу, можно покинуть место аварии своим ходом. В иной ситуации потребуется вызвать эвакуатор.

Не всегда оформление ДТП предполагает вызов сотрудников ГИБДД. Допустимо использование европротокола. Он применяется в соответствии со статьей 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об ОСАГО. Чтобы появилась возможность использования европротокола при ДТП в гололед, должны выполняться следующие условия:

  • ущерб нанесен только транспортным средствам;
  • в ДТП пострадали 2 автомобиля;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО;
  • обстоятельства происшествия не вызывают разногласий (искл. – стороны претендуют на возмещение в размере до 100 тыс. руб.);
  • стороны заполнили бланк европротокола.

Участники аварии самостоятельно вносят данные в документацию. Бланк европротокола предоставляется в момент покупки полиса ОСАГО или распечатывается самостоятельно. Извещение заполняется в 2 экземплярах. Каждый водитель уведомляет своего страховщика о случившемся. Потерпевший дополнительно предоставляет заявление о прямом возмещении убытков. Лица обязаны известить страховщика в течение 5 рабочих дней (п. 2 ст. 11.1 ФЗ №40 «Об ОСАГО»). Срок исчисляется со дня возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Бланк европротокола можно скачать здесь.

Как определить виновника в аварии при гололеде?

Чтобы определить виновника дорожно-транспортного происшествия при гололеде, нужно принять во внимание сопутствующие обстоятельства. В первую очередь необходимо проанализировать состояние дороги. На него оказывают влияние природа и время года. Существуют организации, которые обязаны следить за дорожным покрытием, устранять гололед при помощи посыпания песком и реагентами, устанавливать знаки временного ограничения скорости.

Дополнительно стоит обратиться к нормам действующего законодательства. В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года говорится, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения выступает приоритет ответственности государства над ответственностью лиц, передвигающихся по дороге.

В статье 5 вышеуказанного нормативно-правового акта зафиксировано, что необходимо осуществлять надзор за соблюдением ГОСТов и иных нормативных документов, регламентирующих безопасность движения. В части 2 статьи 12 говорится, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным техническим регламентам и иным нормативным документам возлагается на лица, занимающиеся содержанием дорожного полотна.

В статье 23 закреплено, что участники движения могут свободно и беспрепятственно передвигаться, соблюдая установленные правила.

Из всего вышесказанного следует, что возложить вину за скользкую дорогу можно на организацию, призванную своевременно ремонтировать полотно и контролировать его состояние. Однако если присутствовали предупреждающие знаки, водитель нарушил ограничение скорости или не выполнил иные нормы ПДД РФ, вина в ДТП при гололеде будет возложена на лицо, находившееся за рулем.

Является ли страховым случаем ДТП при гололеде?

Всё зависит от обстоятельств произошедшего. Если в транспортное средство врезался другой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, и лицо, находившееся за рулем, признали виновным, возмещение будет осуществляться как в классической ситуации. Это значит, что пострадавший сможет получить выплату по страховке. Процесс регулирует ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года. Выплата предоставляется только потерпевшему. Виновнику происшествия придется восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Если из-за гололеда пострадал только один автомобиль, выплаты по ОСАГО не предоставляются. Дело в том, что этот полис предполагает страхование автогражданской ответственности. Соответствующее правило закреплено в статье 4 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”.

Однако водитель может выдвинуть требования в адрес инстанции, отвечающей за состояние дорожного покрытия. Истребование средств производится в рамках судебного разбирательства. Истцу предстоит доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила нормы законодательства, не обработав дорожное покрытие должным образом или не предупредив о гололеде.

Когда автомобиль застрахован по КАСКО, всё зависит от положений договора. Если он предусматривает предоставление возмещения в случае ущерба из-за гололеда, можно рассчитывать на получение выплаты или проведение ремонта. В иной ситуации в возмещении могут отказать.

С кого взыскивать ущерб в случае аварии зимой?

Вред обязано компенсировать лицо, действие или бездействие которого повлекло нанесение ущерба (ст. 1064 ГК РФ). Если куплена страховка, потребность в возмещении урона может быть возложена на страховую компанию.

Когда речь идет о классическом ДТП, виновником признают водителя, который нарушил правила дорожного движения. Он должен будет осуществить компенсирование ущерба ДТП при гололеде. Если куплен полис ОСАГО, возмещение пострадавшему предоставит страховая компания.

Когда дорожное полотно не соответствует положениям ГОСТов и СНИПов, к ответственности могут привлечь организации, отвечающие за состояние дороги. На практике с них удается взыскать ущерб крайне редко.

Обычно в случае ДТП при гололеде водителю вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. В нем говорится, что лицо, находящееся за рулем, должно вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Дополнительно нужно учитывать интенсивность движения, особенности состояния авто и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна позволять водителю сохранять контроль над автомобиля. Если возникла опасность, которую лицо в состоянии обнаружить, оно должно принять меры для снижения скорости вплоть до остановки.

Принимая итоговое решение об определении виновника аварии в ДТП при гололеде, представители уполномоченных органов учитывают все сопутствующие обстоятельства.

Можно ли обвинить дорожную службу?

В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года в качестве основного принципа обеспечения безопасности движения зафиксирован приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, передвигающихся по дорогам. Статья 12 закрепляет потребность в своевременном проведении ремонта и грамотном содержании дорог. Ответственность возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится территория.

В статье 14 говорится, что уполномоченные должностные лица имеют право ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности. Граждане могут рассчитывать на безопасные условия передвижения (ст. 24 ФЗ №196).

В РФ действует государственный стандарт «Автомобильные дороги и улицы». В нем уделено внимание эксплуатационному состоянию дорожного полотна. Нормативно-правовой акт утвержден постановлением Госстандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 от 11 октября 1993 года. Так, в пункте 3.1.4 говорится, что значение сцепления покрытия должно составлять минимум 0,4. Выполнение требования обязаны обеспечивать организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Если эксплуатационное состояние полотна не отвечает нормам, должны быть введены временные ограничения или полный запрет движения.

Правила выполнения процедуры строго регламентированы. Они закреплены в Порядке временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утв. Приказом Минтранса РФ №41 от 10 апреля 2007 года). В пункте 15 говорится, что в случае гололеда может вводиться временное ограничение движения путём установки соответствующих знаков.

Если вышеуказанных обозначений не было, можно попробовать взыскать ущерб от ДТП при гололеде с инстанции, отвечающей за состояние дороги. В этой ситуации процесс оформления аварии несколько меняется:

  1. Водитель вызывает сотрудников ГИБДД на место происшествия.
  2. Пока инспектор едет, нужно сделать несколько фотографий с места аварии, попытавшись передать все подробности. Необходимо найти свидетелей, записать их телефоны, имена, адреса.
  3. Когда сотрудник ГИБДД прибудет на место аварии и начнёт заполнять протокол, нужно попросить отразить информацию о состоянии дорожного полотна, отсутствии обработки специальными веществами, скользкой поверхности. Необходимо обратить внимание на дорожные знаки. Если ограничение скорости не стояло, нужно внести информацию в протокол об этом факте.
  4. Настоять на вызове дорожной службы и сообщить о произошедшем.
  5. Потребовать проведения экспертизы. Этап считается максимально важным. Самостоятельно измерить тормозной путь по льду не получится. На покрытии не остается качественных следов. Экспертиза позволяет выявить коэффициент сцепления шин с покрытием участка дороги. Для этого используются специализированные приборы.
  6. Выдвинуть досудебную претензию в адрес инстанции, отвечающей за состояние дороги.
  7. Составить исковое заявление, дополнить его результатами экспертизы, протоколом, задокументированными свидетельскими показаниями и передать в суд.
Читайте также:  Штраф за проезд жд переезда

Порядок возмещения ущерба в случае ДТП при гололеде

Процесс напрямую зависит от особенностей сложившейся ситуации. Если столкнулись 2 автомобиля, и одного из водителей признали виновным, возмещение ущерба пройдет по следующей схеме:

  1. Оформляют ДТП при гололеде. В первую очередь учитывается факт присутствия пострадавших. Если они имеются, нужно обеспечить оказание помощи, а затем вызвать ГИБДД. Когда пострадавших нет, необходимо оценить условия для использования европротокола. Его применение допустимо, если в ДТП участвовало только 2 транспортных средства, у обоих водителей присутствует полис ОСАГО, ситуация не называет разногласий (за исключением оформления документов для получения возмещения в пределах 100000 руб.).
  2. Извещают страховую компанию об аварии. Если повреждены только транспортные средства, каждый из водителей обязан обратиться в свою организацию в течение 5 суток (ст. 11.1 Фз №40). Заявление о компенсации вреда жизни и здоровью подается в учреждение, застраховшее виновника ДТП. Выплата осуществляется при наличии справок и документов, подтверждающих расходы на лечение и реабилитацию. Если ДТП оформлял сотрудник ГИБДД, обратиться в страховую компанию нужно как можно быстрее, но не позднее 3 лет после аварии.
  3. Собрать документы и предоставить страховщику. Необходимый перечень бумаг отражен в пункте 3.10 Правил ОСАГО, утвержденных банком России 19 сентября 2014 года №431-п. Если аварию оформлял инспектор ГИБДД, потребуется ПТС, СТС, протокол, удостоверение личности гражданина, заявление с просьбой о предоставлении компенсации. Когда используется европротокол, вместо документа об административном правонарушении, выдаваемого ГИБДД, предоставляется заполненный бланк.
  4. Страховая компания рассматривает заявление. Не позже, чем через 5 суток страховщик может запросить машину для осмотра. Если автомобиль не может передвигаться, специалист выедет на место стоянки, проведя обследование машины. На основании экспертизы устанавливается сумма компенсации после ДТП при гололеде. Лицо имеет право нанять специалистов для независимой оценки. Если результаты будут отличаться в большую сторону от выводов, сделанных представителем страховой компании, можно направить претензию в отношении организации. Соответствующие документы страховщик обязан рассмотреть в течение 20 дней. В этот же срок выносится решение.
  5. Если представители организации посчитают, что требования заявителя правомерны, будет предоставлено возмещение. Компания может провести ремонт за свой счет или начислить денежные средства. Разновидность возмещения и особенности его предоставления определяет статья 12 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года.

Если страховая компания занижает выплату или вовсе отказывается предоставлять её в случае с ДТП при гололеде, допустимо выдвижение претензии. Когда документ остался без внимания, или ответ не удовлетворил заявителя, оформляется исковое заявление в суд.

Возмещение ущерба с дорожной службы

Если человек хочет взыскать выплату с дорожной службы, не обеспечившей надлежащее состояние полотна в гололёд, процедура меняется. Получить выплату по страховке не удастся. Возмещение возможно лишь через суд. В случае ДТП при гололеде, действовать нужно по следующей схеме:

  1. Оформить ДТП. Вызвать ГИБДД, попросить отразить в протоколе состояние дорожного полотна, отсутствие знаков, ограничивающих скорость, и прочих нюансов. Дополнительно рекомендуется вызвать сотрудника дорожной службы, отвечающей за состояние полотна, на место аварии. Когда он приедет, нужно обрисовать все особенности сложившейся ситуации.
  2. Собрать доказательства. Нужно провести съёмку места аварии, опросить свидетелей, инициировать независимую экспертизу.
  3. Направить досудебную претензию в адрес дорожной службы. Документ нужно дополнить копиями задокументированных доказательств. В претензии нужно потребовать возмещение ущерба и сообщить, что в иной ситуации будет выполнено обращение в суд.
  4. Если ответа не последовало, нужно подготовить исковое заявление. Документ также необходимо дополнить доказательной базой. Обращаться нужно в районную инстанцию, в ведении которой находится место ДТП при гололеде.
  5. Принять участие в разбирательстве. Во время судебного заседания человек имеет право приводить доводы, задавать вопросы, направлять ходатайства и выполнять иные действия для доказательства собственной правоты.
  6. Получить итоговое решение. Если оно не устраивает заявителя, можно обжаловать вердикт, обратившись в вышестоящий суд с апелляцией.

Судебная практика ДТП в случае гололеда

Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Так, истец обратился в суд с требованием о взыскании 120000 руб. с дорожной службы. Лицо двигалось по трассе, соблюдая правила движения. На одном из участков дороги автомобиль занесло. В результате он врезался в дерево. Пострадало лишь имущество. Пострадавший оформил ДТП и провел экспертизу. К разбирательству были привлечены свидетели. В результате судебных тяжб суд обязал дорожную службу возместить ущерб в полном объёме.

Однако довольно много случаев, когда отстоять свои права не получалось. Истец обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства о возмещении материального ущерба. Он составлял 200000 руб. Авария произошла на трассе, когда шёл снег. Автомобиль занесло, и он врезался в ограждение. Изучая дело, суд счел, что истец выбрал не соответствующую погодным условиям скорость движения. Требования были отклонены.

Нюансы

Основные конфликтные ситуации происходят из-за того, что автомобилисту, оказавшемуся в аварии из-за гололеда, сразу вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Однако несоблюдение правила имеет место быть не всегда. Не стоит сразу соглашаться с подобным и признавать свою вину.

Если нанесен серьезный ущерб при ДТП в гололед, нужно настаивать на невиновности. Затем необходимо собрать доказательную базу и попытаться истребовать денежные средства с дорожной службы. Стоит нанять грамотного юриста. Это повысит вероятность вынесения положительного решения.

Понятная инструкция из шести пунктов: как за чужой счет починить разбитую на нечищенной дороге машину

Жительница Екатеринбурга Людмила, в январе этого года попавшая в ДТП на своей KIA Rio на нечищенной улице Титова, смогла отсудить у «Чкаловского дорожно-эксплуатационного управления» почти 250 тыс. руб. Как сообщили Порталу 66.ru в пресс-службе Свердловского облсуда, колеса машины при перестраивании в правую полосу попали в снежную колею глубиной около 5 см, из-за чего автомобиль потерял управление и его выбросило за пределы проезжей части, прямо на фонарный столб.

Женщина отделалась стрессом, а вот машине потребовался автоэвакуатор и длительный ремонт. Эксперты оценили стоимость восстановительного ремонта с учетом износа машины в 304 201 руб.

Людмила обратилась в суд с требованием о возмещении вреда, и тот установил, что виновными в аварии являются как Чкаловское ДЭУ, которое ненадлежащим образом выполняло обязанности по содержанию дороги, так и сама истица: она не учла состояние дороги и выбрала неправильную тактику управления автомобилем при совершении маневра. При этом суд посчитал, что на 70% в аварии виновата дорожная служба.

В итоге Октябрьский районный суд Екатеринбурга удовлетворил требования частично. МБУ должно выплатить женщине 246 873 руб.: из них 230 865 руб. — возмещение вреда, 10,5 тыс. руб. — расходы по оплате услуг представителя и 5 508 руб. — госпошлина.

Ответчик пытался обжаловать решение райсуда, ссылаясь на тот факт, что количество и качество проведенных работ по очистке дороги от снега соответствуют муниципальному заданию и действующим актам, кроме того, нормативный срок очистки проезжей части от снега на тот момент не подошел. Однако облсуд к этим доводам отнесся критически и оставил первоначальное решение в силе.

Отметим, что с наступлением зимы многие улицы Екатеринбурга не отвечают требованиям: либо дорожные службы просто не успевают расчистить их от снега, либо на них образовываются ледяной накат и колеи, поэтому многие автомобилисты не застрахованы от того, чтобы повредить машину или попасть в аварию.

ГИБДД даже пригрозила закрыть ряд трасс в Свердловской области, пока коммунальщики не разберутся с их состоянием, а единственную дорогу, соединяющую поселок Садовый и Екатеринбург, уже закрыли для общественного транспорта по этой причине, из-за чего местные жители оказались отрезаны от города.

Как объяснил журналисту Портала 66.ru автоправозащитник Максим Едрышов, случаи, когда автолюбителям удавалось добиться компенсации вреда за то, что ДТП произошло из-за неудовлетворительного дорожного покрытия, не единичны, а ситуация с Людмилой не прецедентна. Некоторым счастливчикам удавалось отсудить и 700 тыс. руб., и главное, что водителям в таком случае нужно сделать, — доказать причинно-следственную связь, что авария произошла не по его вине.

Максим Едрышов, автоправозащитник:

— Зачастую ответчики пытаются акцентировать внимание на том, что водитель сам виноват в аварии, потому что не учел дорожные и метеорологические условия. Но если водитель двигался не близко к максимально разрешенной скорости (например, при разрешенных 60 км/ч ехал примерно 40 км/ч), то он уже выполнил правила дорожного движения, поэтому надо доказать причинно-следственную связь: его занесло не потому, что он ехал быстро по нечищенной дороге, а потому что он попал в колею или яму.

По нашей просьбе Максим составил подробную инструкцию, что нужно делать, если машину занесло на нечищенной дороге.

Читайте также:  Взыскать с виновника ДТП разницу осаго

Итак, во-первых, обязательно на место происшествия, даже если есть только один участник ДТП (вы), необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые должны оформить аварию и зафиксировать, есть ли на дороге ямы, колеи и прочие недостатки, и замерить их. Самому водителю тоже стоит сфотографировать дорогу.

Во-вторых, инспектор должен составить акт о неудовлетворительных дорожных условиях, в котором будут перечислены все недостатки дороги. Водитель, в свою очередь, должен добиться, чтобы в схеме ДТП было указание на неровность дорожного полотна.

В-третьих, нужно выяснить, кто ответственен за тот участок дороги, где произошла авария. Лучше всего, если автовладелец установит это сам. Например, если ДТП случилось в Екатеринбурге, то водитель может подать в суд на администрацию города, а там уже разберутся, кто подрядчик.

В-четвертых, нужно подготовить оценку ущерба и в зависимости от его размера подать иск: если ущерб оценен менее чем в 100 тыс. руб., то обращаться следует в мировой суд, если более чем в 100 тыс. руб. — в районный суд.

В-пятых, лучше всего обратиться за помощью к экспертам-автомеханикам, которые смогут рассчитать, с какой скоростью в момент аварии двигалась машина, и сделать выводы, что стало причиной аварии. Так у вас будет возможность доказать, что вы попали в ДТП не из-за превышения скоростного режима, а из-за колеи на дороге. Найти таких экспертов можно в лабораториях судебной автотехнической экспертизы и в частных экспертных фирмах.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.

Количество ДТП из-за плохого состояния дорог сократилось на 5%

Количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог в России в 2017 году сократилось на 5%, указано в докладе исследовательского центра при МВД. Как рассказали в Росавтодоре, на снижение показателя аварийности повлиял в том числе масштабный ремонт федеральных трасс. Однако из-за плохих дорог всё еще происходит более трети аварий в стране. Чтобы избежать их, водителям нужно корректировать скорость в соответствии с качеством покрытия, советуют специалисты.

В прошлом году в стране произошло 67,8 тыс. аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог. Это на 5% меньше, чем в 2016-м, сказано в докладе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. «Известия» ознакомились с документом.

Плохие дороги стали причиной двух ДТП из пяти, следует из доклада. Чаще всего автомобилисты попадали в аварии из-за отсутствия или плохой видимости разметки на проезжей части (55,8%), отсутствия дорожных знаков в необходимых местах (23,5%), проблем с зимней уборкой дорог (16,6%).

Всего в стране за прошлый год зарегистрировано 169 тыс. ДТП. Это на 2,5% меньше, чем в предыдущем.

В 2017-м был проведен капремонт многих трасс, в том числе федерального значения, рассказали «Известиям» в Росавтодоре. Было отремонтировано около 9 тыс. км магистралей, которые обслуживает агентство. Самый масштабный ремонт прошел в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Как сообщали «Известия», по итогам 2018 года все федеральные трассы должны быть приведены к нормативу. Всего их в стране порядка 50 тыс. км.

В прошлом году в России началась реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Он предполагает, что к 2025 году до норматива будет доведено 85% дорог всех типов (не только федерального, но и регионального, а также местного значения). Однако в проекте пока участвуют 38 городских агломераций (с населением от 500 тыс. человек) 36 регионов. По данным паспорта проекта, в 2016 году в агломерациях нормативам соответствовало 38% дорог, по итогам 2017-го — уже 52,5%.

Под нормативным состоянием трассы имеется в виду ее соответствие нормам техрегламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». По нему на покрытии проезжей части не должно быть проломов, просадок, выбоин и других дефектов. Предусмотрены требования к дорожным знакам, разметке, светофорам — они должны быть хорошо видны водителям.

Проведенный капремонт трасс мог повлиять на снижение аварийности в стране, считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. Но проблемы с разметкой и дорожными знаками по-прежнему занимают важное место в ряду причин ДТП. Для дальнейшего уменьшения количества аварий необходимо провести масштабный мониторинг размещения указателей и разметки, чтобы выявить все нарушения, предложил эксперт.

Для таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, ДТП из-за низкого качества трасс — неактуальная проблема, обратил внимание руководитель экспертного центра «Пробок.нет» член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Александр Шумский. В основном проблемы возникают с загородными трассами, считает эксперт. В стране много двухполосных дорог без разделительных ограждений, без дополнительных светофоров и без дорожной разметки, что способствует высокой аварийности. Но если проезжая часть находится в плохом состоянии, водитель может самостоятельно скорректировать скоростной режим в соответствии с условиями, быть более внимательным и таким образом избежать ДТП.

В этом году на российских дорогах впервые появилась желтая разделительная разметка, писали ранее «Известия». Росавтодор использовал ее в Мурманской области. До начала лета желтая разметка также появится на дорогах Карелии. Использование нового цвета рекомендовано ГОСТом, который вступит в силу в июне. Согласно стандарту такую разметку будут использовать только на новых дорогах либо на участках после ремонта.

ДТП из-за плохой дороги: придется ли водителю доказать соблюдение ПДД

В апреле 2016 года “Мерседес” Ивана Калмыкова* попал в яму на мосту в Великом Новгороде. В результате ДТП машине потребовался ремонт стоимостью более 125 000 руб. А работника местного учреждения «Городское хозяйство», который отвечал за содержание дорог в городе, оштрафовали на 2 200 руб.

Поскольку авария произошла из-за плохого состояния дороги, то возмещения ущерба надо требовать именно с дорожных служб, решил владелец “Мерседеса”. Первая инстанция поддержала заявителя и удовлетворила иск, признав, что ущерб наступил из-за плохого содержания и ремонта проезжей части. Суд также указал, что если у ответчика МБУ “Городское хозяйство” средств не хватает, то субсидиарную ответственность несёт соответчик, собственник имущества бюджетного учреждения, в данном случае – администрация Великого Новгорода.

Однако в апелляции рассудили иначе. Новгородский областной суд отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований. По мнению второй инстанции, суду следовало выяснить, соблюдал ли водитель ПДД, мог ли он технически избежать наезда на выбоину при том, что двигался по освещенному мосту со скоростью 60 км/ч. В суде сослались на пункт ПДД, часто используемый в подобных ситуациях – п. 10.1. В нем говорится, что водитель обязан соблюдать предусмотренный на дороге скоростной режим, в том числе с учетом всех внешних и субъективных факторов, чтобы обеспечить постоянный контроль за автомобилем, а обнаружив опасность, должен снизить скорость вплоть до остановки.

Иными словами, суд предложил самому водителю доказать, что избежать ямы на дороге было невозможно. Владелец “Мерседеса” не согласился с подобным подходом апелляции и отправился в Верховный суд.

Состояние дороги vs ПДД

Коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова изучила вопрос и отменила решения нижестоящих судов (дело № 84-КГ17-8). Там заключили, что доказывать свою невиновность должен тот, кто и причинил вред, то есть МБУ «Городское хозяйство».

ВС также не согласился со ссылкой на пункт ПДД, который обязывает водителя вести автомобиль с установленной скоростью. Суды установили, что именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Но учреждение никак не предупредило о ямах на дороге. Значит, водитель в сложившейся ситуации не виноват, сделали вывод в ВС, отменив постановление апелляции и направив дело на новое рассмотрение в облсуд.

ВС в очередной раз возложил бремя доказывания на того, кто отвечает за причинение вреда. То есть, не важно, мог или не мог водитель увидеть яму, остановиться или объехать её. Ямы таких размеров на дороге быть не должно, и за это отвечают дорожники и местная администрация А обязанность содержать дорогу в хорошем состоянии, а также стандарт безопасности, установлены федеральным законом.

Максим Петров, руководитель аналитического отдела, Бюро ПП “Фрейтак и Сыновья”

Как не остаться без компенсации?

Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. А вот протокол со ссылкой на нарушение пункта 10.1 ПДД лучше не подписывать – водителю будет труднее доказать правоту в суде.

В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.

*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией

Ссылка на основную публикацию