Международный коммерческий арбитраж: решение, рассмотрение

Международный коммерческий арбитраж: решение, рассмотрение

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по международным коммерческим спорам

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договоры (соглашения) в качестве арбитражной оговорки, а также в качестве самостоятельного арбитражного соглашения:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) [в случае заключения самостоятельного арбитражного соглашения указывается конкретный договор (соглашение)] или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера*».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для использования, если правоотношение, в связи с которым оно заключается, не носит договорного характера:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из [ указывается конкретное правоотношение внедоговорного характера ] или в связи с ним, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера*».

* – Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по внутренним спорам

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договоры (соглашения) в качестве арбитражной оговорки, а также в качестве самостоятельного арбитражного соглашения:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) [в случае заключения самостоятельного арбитражного соглашения указывается конкретный договор (соглашение)] или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для использования, если правоотношение, в связи с которым оно заключается, не носит договорного характера:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из [ указывается конкретное правоотношение внедоговорного характера ] или в связи с ним, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

* – Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по корпоративным спорам

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в устав юридического лица:

«Все споры, разногласия или требования, связанные с созданием Юридического лица [ указать обозначение юридического лица, используемое в уставе или ином учредительном документе ], управлением им или участием в нем, в том числе споры между участниками [ акционерами, товарищами, членами – выбрать соответствующее обозначение в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица ] и самим Юридическим лицом, споры с участием лиц, входящих или входивших в состав органов управления или контроля Юридического лица, споры по искам участников в связи с правоотношениями Юридического лица с третьими лицами, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Третьи лица, которые вступили или вступают в правоотношения с Юридическим лицом (в том числе, существующие, бывшие или будущие контрагенты Юридического лица), вправе в любое время выразить согласие с обязательностью для них настоящего арбитражного соглашения в договоре с Юридическим лицом или любом ином документе, направленном Юридическому лицу.
Если Юридическому лицу станет известно о любом иске, заявлении или требовании, охватываемом настоящим арбитражным соглашением, но предъявленном в государственный суд, Юридическое лицо обязано заявить возражение в отношении рассмотрения дела в государственном суде не позднее дня представления Юридическим лицом своего первого заявления по существу спора.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям**».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договор участников, который не является учредительным документом (например, в корпоративный договор):

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Третьи лица вправе в любое время выразить согласие с обязательностью для них настоящего арбитражного соглашения в любом документе, направленном сторонам настоящего договора (соглашения).
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям**».

III. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договор между Юридическим лицом и третьими лицами (контрагентами), в дополнение к арбитражному соглашению, содержащемуся в пункте I:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Стороны настоящего договора (соглашения) выражают согласие с обязательностью содержащейся в уставе Юридического лица [указать обозначение, используемое в договоре для соответствующего юридического лица] арбитражного соглашения, о рассмотрении в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями всех споров по искам участников Юридического лица в связи с правоотношениями Юридического лица с третьими лицами, в том числе споров о признании недействительными сделок и (или) применении последствий недействительности сделок.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера. *
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям**».

* – Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

** – Текст дополнительно рекомендуемого прямого соглашения для корпоративных споров, рассматриваемых в порядке внутреннего арбитража.

Международный коммерческий арбитраж: решение, рассмотрение

На практике часто имеем дело с разнообразными международными коммерческими сделками. В таких сделках государственная принадлежность сторон разная (например, компании зарегистрированы в разных государствах, или у сторон разное гражданство и резидентство), Для обеспечения защиты сторон в подобных сделках важно выбрать право, которое будет применяться к сделке, и способ разрешения споров между сторонами.

Существует целая отрасль права, которая регулирует вопрос выбора применимого права и суда для рассмотрения споров. Она называется международное частное право, также известное как “коллизионное право”. Одним из основных принципов этой отрасли в большинстве стран является принцип “автономии воли сторон”, который заключается в том, что стороны международной коммерческой сделки могут (в пределах дозволенных законами) договориться о том, какое именно право будет применяться к их сделке и в судах какого из государств будут рассматриваться их споры касательно этой сделки. В то же время стороны международной коммерческой сделки могут договориться о разрешении таких споров в международном коммерческом арбитраже, а не в государственных судах.

На практике нередко приходиться объяснять клиентам, которые совершают международные коммерческие сделки, разницу между разрешением споров в международном коммерческом арбитраже и рассмотрением споров в государственных судах, поэтому нашим читателям эта информация точно пригодиться.

У рассмотрения споров в государственных судах и в международном коммерческом арбитраже есть свои особенности, в которых и заключается разница между ними.

Особенности международного коммерческого арбитража:

  • Рассмотрение споров в арбитраже является одним из способов альтернативного (то есть внесудебного) разрешения споров.
  • Арбитраж представляет собой негосударственный третейский суд, который может рассматривать коммерческие споры между участниками международных коммерческих сделок. То есть, обычно арбитраж является частным неприбыльным юридическим лицом, чаще всего учрежденным при торгово-промышленной палате. Если очень упростить, то можно сказать, что арбитраж – это частный суд. Также, стороны могут сами создать арбитраж ad-hoc, то есть “одноразовый” арбитраж для рассмотрения одного своего конкретного спора, причем регламент разбирательства определяют либо стороны совместно, либо его устанавливает созданный ими арбитраж. Однако обычно, стороны используют уже существующие регламенты, например, Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, вместо согласования регламента, с целью экономии времени и избежания противоречий.
  • Арбитраж предоставляет платные услуги разрешения споров между сторонами международной коммерческой сделки, но при этом решение арбитража потом можно исполнить точно так же как решение государственного суда.
  • В большинстве случаев, исполнить решение арбитража легче, чем решение государственного суда, так как для исполнения решения суда одного государства в другом государстве нужно наличие договоренности между этими государствами о признании и исполнении таких судебных решений, а такие договоренности менее распространены чем участие государств в Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
  • Для того, чтобы рассматривать свои споры в арбитраже, стороны должны договориться об этом предварительно (то есть до спора) в основном договоре между ними или в отдельном дополнительном договоре, а если не договорились предварительно, то могут договориться уже после возникновения спора, но в любом случае нужно чтобы такая договоренность была оформлена письменно и правильно.
  • В арбитраже стороны могут решить, каких арбитров задействовать, сколько арбитров будет рассматривать спор, на каком языке будет проходить процесс, какое-право будут применять, где именно будет проходить процесс. Особенно важно то, что стороны в арбитраже могут выбрать почти любое право для рассмотрения своих споров, в то время как при рассмотрении споров в государственных судах ограничений в выборе права больше.
  • Арбитраж может быть нейтральнее (объективнее) по отношению к сторонам, чем государственный суд. Стороны сами выбирают арбитров и арбитраж, который по их мнению будет максимально непредвзятым.
  • В арбитраже процесс проходит в соответствии с его регламентом, а такие регламенты обычно предусматривают гибкий, простой и менее формальный процесс, в отличии от рассмотрения споров в государственных судах.
  • Арбитры часто компетентнее, чем судьи государственных судов, так как они глубоко специализируются на определенных вопросах и выбираются самими сторонами.
  • Рассмотрение спора в арбитраже является полностью конфиденциальным, в отличии от процесса в государственном суде.
  • Стоимость рассмотрения спора в арбитраже выше, чем в государственном суде. В случае, когда сумма спора меньше чем стоимость его рассмотрения в арбитраже, пользоваться арбитражем может быть нецелесообразно. В то же время, высокая стоимость арбитражного разбирательства может подтолкнуть стороны к тому, чтобы они разрешили свой спор путем переговоров и пришли к взаимопониманию, так как в этом случае у них будет больше желания договориться, а когда у каждой из сторон есть такое желание, то разрешить спор переговорами значительно легче.
  • Если стороны уже решили разрешить спор в арбитраже, то они уже не могут разрешить этот спор в государственном суде (разве что если стороны договорятся об обратном).
  • Решение арбитража будет уже окончательным и не подлежит обжалованию (разве что если стороны договорятся об обратном), что может ускорить разрешение спора.
  • Арбитражные институции очень разнообразны, существуют различные специфические арбитражи, в которых можно разрешать споры, которые разрешить в государственных судах проблематично. Например, существует Спортивный арбитражный суд в Лозанне, в котором можно рассмотреть различные специфические споры связанные со спортом (например, споры о дисквалификациях, связанных с использованием допинга).

Особенности рассмотрения споров в государственных судах:

  • Спор рассматривается в основном на государственном языке соответствующего государства.
  • При выборе применимого права существует больше ограничений, особенно фактических (государственные судьи специализируются на праве своего государства, применять иностранное право для них может быть непросто, не факт что такое право будет правильно истолковано и применено).
  • Стороны не могут выбрать, в каком именно суде будет рассматриваться спор и какой именно судья будет его рассматривать.
  • Решение нижестоящих судов можно обжаловать в вышестоящих (апелляция и кассация).
  • Рассмотрение спора в государственном суде обойдется дешевле, чем в арбитраже.
  • Спор рассматривается в соответствии с процессуальным правом государства, суд которого был выбран для разрешения споров.
  • По общему правилу, рассмотрение спора в государственном суде не является конфиденциальным.
  • Сторонам не обязательно прямо договариваться о разрешении их спора в государственном суде, как в случае с рассмотрением спора в арбитраже.
Читайте также:  Иск о признании долга недействительным

По различным причинам, для участников международных коммерческих сделок, разрешать свои споры в международном коммерческом арбитраже удобнее. Но сторонам стоит внимательно продумать и договориться, какой именно способ разрешения споров использовать, какое право применять, а также проконсультироваться с юристами, которые специализируются на международном праве.

Международный коммерческий арбитраж. Порядок обращения в МКАС при ТПП.

Jurist_arbitr – 15/04/2012 18/11/2016

С развитием внешнеторговых отношений вопрос обращения в Международный коммерческий арбитражный суд становится все более актуальным. Основные принципы функционирования, история создания, место нахождения и порядок обращения в МКАС при ТПП будут освещены в данной статье.

Учитывая, что большая часть судебного разбирательства схожа с рассмотрением дела в государственном арбитражном суде, в статье я взялся обсудить только принципиальные отличия и особенности рассмотрения дела в Международном коммерческом арбитраже.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП) основан, а вернее, законодательно закреплен в 1993 году. Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 в редакции от 03.12.2008 года “О международном коммерческом арбитраже” утвердил новое положение о МКАС. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 года МКАС является преемником Арбитражного Суда при Торгово-промышленной палате СССР.

Действующий ранее внешнеэкономический арбитражный орган в 1987 году был переименован в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР. В связи с пришедшими политическими изменениями в нашей стране, в 1993 году был учрежден Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Несмотря на имеющуюся схожесть с третейскими судами, МКАС не является таковым. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” не распространяет свое действие на Международный коммерческий арбитраж (ч. 3 ст. 1 ФЗ). При этом, государственным арбитражным судом МКАС при ТПП не является также, следовательно его деятельность не регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

К функционированию Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации применяется Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 “О международном коммерческом арбитраже”, “Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”, “Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”.

Основным законоположением, регулирующим порядок разрешения международных коммерческих споров в РФ является Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», разработанный на основе Типового закона, принятого в 1985 г. Комиссией по праву международной торговли ООН и одобрен Генеральной Ассамблеей. Также, деятельность международного арбитража регулируется Регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Приказ ТПП РФ от 18.10.2005 N 76).

Постоянное местонахождение: 109012, г. Москва, ул.Ильинка, д. 5/2. Вход со стороны Биржевой площади. Секретариат МКАС принимает исковые заявления с 9 до 18 часов без перерыва, в пятницу до 16-30.

Подведомственность споров Международному коммерческому арбитражному суду

Вопрос о подведомственности конкретного спора разрешается рассматривающим иск составом арбитража. Для принятия спора к производству, необходима совокупность двух условий одновременно:

  • спор вытекает из международных хозяйственных (коммерческих) взаимоотношений: поставка, купля-продажа, транспортная экспедиция, инвестирование, корпоративные и другие вопросы, с нахождением одной из сторон за границей РФ;
  • между сторонами имеется соответствующее арбитражное соглашение о подведомственности споров.

Если с нахождением одной из сторон за пределами России все ясно, на формулировке условия договоренности об рассмотрении споров в МКАС следует остановиться подробней. Понятие арбитражного соглашения устанавливается ст. 7 Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1, согласно которой, таковое может содержаться в заключенном договоре в виде арбитражной оговорки или в отдельном соглашении. Рекомендуемая самим Международным коммерческим арбитражным судом оговорка выглядит следующим образом:

на русском языке

Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом

на английском языке

Any dispute, controversy or claim which may arise out of or in connection with the present contract (agreement), or the execution, breach, termination or invalidity thereof, shall be settled by the International Commercial Arbitration Court at the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation in accordance with its Rules

Арбитражное разбирательство начинается с подачи иска

Являющееся приложением к Регламенту МКАС, Положение об арбитражных сборах и расходах, устанавливает размер и порядок уплаты сборов при обращении в арбитраж. Расчет такого сбора выглядит несколько сложнее, нежели расчет государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, включает в себя регистрационный (30 000 руб. за подачу иска, возврату не подлежит), арбитражный (включает в себя гонорарный и административный), гонорарный (для выплаты гонораров арбитрам) и административный (для покрытия иных расходов, связанных с рассмотрением дела) сборы. На официальном сайте МКАС имеется калькулятор арбитражного сбора.

Исковое заявление в МКАС при ТПП РФ должно содержать, по сути, все реквизиты иска в государственный арбитражный суд, и обоснование компетенции МКАС. Сумма неимущественного иска определяется исходя из стоимости имущества – предмета правоотношений (имущественного интереса). В случае неправильного определения цены иска, состав арбитража устанавливает его сам. Судебные издержки – сборы, расходы на представителей и др. распределяются по общему правилу на проигравшую сторону. Необходимо отметить, что юридическое сопровождение деятельности организации можно также возмещать в числе иных судебных расходов.

Дела рассматриваются в закрытых заседаниях, не участвующие в деле лица допускаются с разрешения арбитража и с согласия сторон. Дела ведутся лично или через уполномоченных на ведение дела представителей (юристов). Применяемые к взаимоотношениям нормы международного права определяются сторонами спора (иногда вместе с арбитражной оговоркой содержатся в условиях соглашения). При их неопределенности, вопрос применения норм права решается составом арбитража.

Решения МКАС, в соответствии с Нью-Йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года, исполняются в большинстве стран мира.

Арбитраж нового третейского периода: некоторые транзитные моменты (на примере МКАС при ТПП РФ)

Новое регулирование третейской сферы в РФ, вступающее в силу с 1 сентября 2016 г., содержит многочисленные переходные положения, посвященные соотношению прежних и новых правил в законах, предотвращению коллизий между ними.

Однако есть еще один пласт вопросов, о которых новые законы молчат, но которые важны с практической точки зрения: соотношение таких законов и пока что еще не измененных третейских регламентов.

Ниже эта достаточно непростая проблематика (как и некоторые иные важные моменты из новых законов) рассматривается на примере МКАС при ТПП РФ. Что-то из ниже изложенного может быть верным и для иных арбитражных центров в РФ.

Определения, используемые ниже:

Закон № 382-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»;

Закон № 409-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона „О саморегулируемых организациях“ в связи с принятием Федерального закона „Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации“»;

Закон о МКА в старой редакции — Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. №5338-I «О международном коммерческом арбитраже» в редакции до 1 сентября 2016 г.;

Закон о МКА в новой редакции — Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» в редакции с 1 сентября 2016 г.;

Международный коммерческий арбитраж (согласно Закон у о МКА в новой редакции) — третейское рассмотрение споров сторон, возникающих из гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей:

если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей;

если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей;

а также споров, возникших в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

МКАС — МКАС при ТПП РФ.

1. Законом № 409-ФЗ внесены изменения в Закон о МКА в старой редакции, а также утверждено в новой редакции Положение о МКАС. Этот закон одновременно вносит важные изменения в АПК РФ, в ГПК РФ и в ряд иных законов.

Закон № 382-ФЗ в целом регулирует третейское разбирательство в отношении споров, не подпадающих под международный коммерческий арбитраж. Однако ряд его важных положений касается и международного коммерческого арбитража (см. ниже п. 2).

При этом важно подчеркнуть, что хотя разбирательство указанных споров именуются в данном Законе «арбитражем внутренних споров», это не означает, что подобные споры не могут быть осложнены тем или иным иностранным элементом. Арбитраж внутренних споров противопоставляется не спорам с иностранным элементом, а рассмотрению споров в рамках международного коммерческого арбитража. Их этого следует, например, что иностранное право может применяться и в ходе арбитража внутренних споров.

2. Ввиду этого важно подчеркнуть, что с 1 сентября 2016 г. деятельность МКАС будет регулироваться не только Законом о МКА в новой редакции, но также и Законом № 382-ФЗ, причем последним именно по вопросам, связанным:

со статусом МКАС как постоянно действующего арбитражного учреждения;

с хранением материалов дел и внесением изменений в юридически значимые реестры в РФ на основании арбитражных решений;

с соотношением процедуры медиации и арбитража;

с требованиями к арбитрам (третейским судьям);

с ответственностью арбитров и постоянно действующих арбитражных учреждений в рамках международного коммерческого арбитража в случаях, если место арбитража находится на территории РФ.

И тут на практике может возникать ряд небольших, но непростых вопросов о влиянии правил Закона № 382-ФЗ на действующий Регламента МКАС 2005 г. Особенно, например, в связи с требованиями к арбитрам ( ст. 11 Закона № 382-ФЗ).

В то же время представляется, что требования в отношении создания, например, комитета по назначениям применяться к МКАС с 1 сентября не должны.

Во-первых, согласно ч. 4 ст. 47 Закона № 382-ФЗ создание такого комитета обязательным не является.

Во-вторых, из ч. 12 ст. 52 Закона № 382-ФЗ следует, что у МКАС есть право принять новые регламенты, учитывающие требования этого Закона, до 1 февраля 2017 г.

3. Новое регулирование арбитража в РФ четко разграничивает деятельность составов арбитража и деятельность по администрированию арбитража.

Теперь «третейским судом», в отличие от того, что было ранее, именуется только состав арбитража по конкретному делу, а не арбитражный центр.

Это верно и для международного коммерческого арбитража, и для арбитража внутренних споров.

Таким образом, МКАС с 1 сентября 2016 г. третейским судом больше не является: он получает статус постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего арбитраж как процесс разрешения споров третейскими судами, т.е. составами арбитража. Указание в § 1 его Регламента на то, что он является третейским судом, уже неактуально.

4. Действительность арбитражного соглашения о компетенции МКАС и любых иных соглашений, заключенных сторонами по вопросам арбитража в МКАС, должна определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на дату заключения соответствующих соглашений ( ч. 4 ст. 52 Закона № 382-ФЗ), а не в соответствии с новым регулированием арбитража в РФ, вступающим в силу с 1 сентября 2016 г.

5. В отношении дел в МКАС, начатых после 1 сентября 2016 г., в отношении вопросов самого третейского разбирательства должен применяться Закон о МКА в новой редакции (см. ч. 18 ст. 13 Закона № 409-ФЗ).

Из этого следует, что в отношении дел в МКАС, начатых после 1 сентября 2016 г., действующий Регламента МКАС 2005 г. в отношении вопросов самого третейского разбирательства должен продолжать применяться, но лишь в части, не противоречащей Закону о МКА в новой редакции (см. также выше п. 2).

6. В отношении дел в МКАС, начатых и не завершенных до 1 сентября 2016 г., в части регулирования третейского разбирательства (см. об этом моменте ниже п. 9) продолжает применяться Закон о МКА в старой редакции, за исключением:

ст. 34 «Заявление об отмене арбитражного решения как исключительное средство его оспаривания»;

ст. 35 «Признание и приведение в исполнение арбитражного решения»;

ст. 36 «Основания для отказа в признании или приведении в исполнение арбитражного решения».

Эти три статьи должны применяться в редакции Закона № 409-ФЗ (см. ч. 16 ст. 13 Закона № 409-ФЗ), т.е. как положения Закон а о МКА в новой редакции.

Однако, как очевидно, эти статьи к деятельности составов арбитража МКАС прямо не относятся.

Из сказанного следует, что в отношении дел в МКАС, начатых и не завершенных до 1 сентября 2016 г., в части регулирования третейского разбирательства (см. об этом моменте ниже п. 9) должен применяться действующий Регламента МКАС 2005 г.

7. Действующий Регламент МКАС 2005 г. должен продолжать применяться согласно вышеизложенному до, в частности, момента вступления в силу новых регламентов МКАС.

Они вступят в силу ориентировочно в конце 2016 г.

Иные вопросы применения Регламента МКАС 2005 г. после момента вступления в силу новых регламентов МКАС будут разрешены в последних. Так, одна из версий в проекте одного из регламентов предусматривает: «К рассмотрению споров в МКАС применяется Регламент МКАС, действующий на момент начала разбирательства, если стороны не договорились об ином либо если иное не вытекает из существа его положений или применимого законодательства об арбитраже.

Если разбирательство на основании арбитражного соглашения о передаче споров в Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ или Спортивный арбитраж при ТПП РФ начинается после введения в действие настоящего Регламента, то разбирательство ведется в соответствии с наиболее применимыми правилами настоящего Регламента, если стороны не договорились об исключении применения таких правил либо если иное не вытекает из существа положений настоящего Регламента или применимого законодательства об арбитраже.

Читайте также:  Заявление на восстановление срока подачи иска

Если такое разбирательство было начато и продолжилось после введения в действие настоящего Регламента, оно подлежит проведению на основании соответствующего регламента арбитражного учреждения-правопредшественника, если стороны не договорились об ином либо если иное не вытекает из положений применимого законодательства об арбитраже. При этом полномочия органов и уполномоченных лиц арбитражных учреждений-правопредшественников осуществляют соответствующие органы и уполномоченные лица МКАС».

8. Согласно п. 4 Положения о МКАС (в новой редакции 2016 г.) на рассмотрение в МКАС могут быть переданы:

1) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, и иные споры, передача которых в международный коммерческий арбитраж предусмотрена Законом о МКА в новой редакции;

2) в соответствии с арбитражными соглашениями, заключенными до 1 сентября 2016 г., любые споры, которые могли быть рассмотрены в порядке международного коммерческого арбитража в соответствии с Законом о МКА, действовавшим на момент их заключения до 1 сентября 2016 г.

Из этого следует, что, несмотря на изменение предметной компетенции МКАС в Законе о МКА в новой редакции, МКАС все равно будет компетентен рассматривать и после 1 сентября 2016 г. споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Однако это верно лишь при условии, что арбитражные соглашения о передаче в МКАС таких споров были заключены до 1 сентября 2016 г.

9. Указанные выше в п. 6 слова «в части регулирования третейского разбирательства» касаются только процедуры рассмотрения спора составом арбитража.

Однако они не затрагивают вопросы компетенции МКАС как постоянно действующего арбитражного учреждения.

Ввиду этого следует обратить особое внимание на изменения в регулировании предметной компетенции МКАС (ниже важные моменты выделены подчеркиванием).

П. 2 ст. 1 Закона о МКА

(редакция до 1 сентября 2016 г.)

П. 3 ст. 1 Закона в новой редакции

(после 1 сентября 2016 г.)

В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

В международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры сторон, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

10. МКАС с 1 сентября 2016 г. будет дополнительно компетентен рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, не только если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей, но также:

споры, в которых любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей;

споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей.

Из этого следует, что при рассмотрении таких новых споров, начатых после 1 сентября 2016 г. и до вступления в силу новых регламентов МКАС, должен применяться действующий Регламент МКАС 2005 г.

Однако в этих случаях он должен применяться лишь в части, не противоречащей Закон у о МКА в новой редакции. В случае расхождения действующего Регламента МКАС 2005 г. с Закон ом о МКА в новой редакции применению при рассмотрении указанных споров подлежит Закон о МКА в новой редакции.

Также в этих случаях нужно помнить о сказанном выше в п. 4. Из него следует, что МКАС вправе администрировать арбитраж указанных споров только на основании арбитражных соглашений в отношении таких споров, заключенных после 1 сентября 2016 г.

Впрочем, маловероятно, что указанные споры начнут подобным образом рассматриваться в МКАС до вступления в силу его новых регламентов (период с 1 сентября и до такого вступления будет небольшим).

11. Согласно п. 1 Положения о МКАС (в новой редакции 2016 г.) МКАС также может администрировать третейское разбирательство в соответствии с Законом № 382-ФЗ.

Иными словами, с 1 сентября 2016 г. МКАС будет компетентен рассматривать также споры, не подпадающие под международный коммерческий арбитраж, т.е. администрировать арбитраж внутренних споров.

При этом нужно учитывать сказанное выше в п. 4. Из него следует, что МКАС вправе администрировать арбитраж указанных споров только на основании арбитражных соглашений в отношении таких споров, заключенных после 1 сентября 2016 г.

При этом важно еще раз подчеркнуть, что хотя эти споры именуются «внутренними», это не означает, что они не могут быть осложнены тем или иным иностранным элементом (см. выше п. 1).

Можно ли будет рассматривать в МКАС такие споры на основании его действующего Регламента 2005 г., учитывая, что последний рассчитан все же на споры в сфере международного коммерческого арбитража? Почему нет?

Однако в этих случаях такой Регламент должен применяться лишь в части, не противоречащей Закон у № 382-ФЗ. В случае расхождения действующего Регламента МКАС 2005 г. с Закон ом № 382-ФЗ применению при рассмотрении указанных споров подлежит Закон № 382-ФЗ.

Впрочем, маловероятно, что указанные споры начнут подобным образом рассматриваться в МКАС до вступления в силу его новых регламентов внутренних споров (период с 1 сентября и до такого вступления будет небольшим).

12. МКАС с момента вступления в силу его новых регламентов будет являться правопреемником Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивного арбитража при ТПП РФ.

В итоге он будет вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их споров в Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ и в Спортивный арбитраж при ТПП РФ.

Соответственно Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивный арбитраж при ТПП РФ прекратят функционирование с момента вступления в силу новых регламентов МКАС (т.е. ориентировочно в конце 2016 г.).

Начатые и незавершенные в них на этот момент дела будут переданы в МКАС и продолжат рассматриваться в рамках МКАС в соответствии с ныне действующими регламентами Третейского суда для разрешения экономических споров и Спортивного арбитража.

В этих случаях соответствующий состав арбитража, сформированный до момента передачи дела для рассмотрения в МКАС, продолжит свое функционирование, однако уже в рамках МКАС как правопреемника Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ или Спортивного арбитража при ТПП РФ. Сказанное верно и в отношении докладчика в указанном деле.

При этом тот факт, что лица, входящие в указанных случаях в состав арбитража, сформированный до момента передачи такого дела для рассмотрения в МКАС, могут быть не включены в список арбитров МКАС, никак не повлияет на продолжение функционирования данного состава арбитража в рамках МКАС. Сказанное верно и в отношении докладчика в указанном деле.

Функции Секретариата Третейского суда для разрешения экономических споров и Секретариата Спортивного арбитража перейдут к Секретариату МКАС в момент вступления в силу новых регламентов МКАС.

13. В отношении сказанного выше в п. 11 и в п. 12 следует учитывать, что с 1 сентября 2016 г. нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (при этом они касаются споров, не подпадающих под международный коммерческий арбитраж) не применяются, за исключением их применения к арбитражу, начатому и не завершенному до дня вступления в силу Закона № 382-ФЗ ( ч. 7 ст. 52 Закона № 382-ФЗ).

При этом глава VII «Оспаривание решения третейского суда» и глава VIII «Исполнение решения третейского суда» Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» утрачивают силу с 1 сентября 2016 г. и вместо них применяются аналогичные положения Закона № 382-ФЗ, в том числе в отношении арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона № 382-ФЗ ( ч. 7 ст. 52 Закона № 382-ФЗ).

Из этого следует, что при указанном выше в п. 11 и в п. 12 возможном применении действующего Регламента 2005 г., регламентов Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ и Спортивного арбитража при ТПП РФ Закон № 382-ФЗ все равно будет превалировать.

14. Согласно новому регулированию МКАС также получает право рассматривать так называемые корпоративные споры, однако только на основании арбитражных соглашений, которые могут заключаться не ранее 1 февраля 2017 г. ( ч. 7 ст. 13 Закона № 409-ФЗ). Но это уже совершенно самостоятельная тема.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ

студент Института юстиции ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

студент Института юстиции ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

к.ю.н., доцент кафедры гражданского и международного частного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

Международный коммерческий суд – это негосударственная, общественная организация, несмотря на то, что она создается и функционирует на основе национального права.

Отличительной особенностью международного коммерческого арбитража заключается в том, что он создается на основе автономии воли сторон и имеют негосударственную природу. Термин «международный коммерческий арбитраж» и «третейский суд» являются синонимичными [4, c.434].

Существует несколько способов решения коммерческих споров между партнерами различных стран. Так, можно решить дело путем переговоров, путем передачи спора на рассмотрение его судом или арбитражем. Зачастую, арбитражная форма рассмотрения дела является наиболее удовлетворительной для компаний, поскольку менее продолжительна, чем судебный процесс. Кроме того, арбитраж включает юристов, специализирующихся на определенных отраслях права, а разрешая спор, учитываются нормы материального права и международные обычаи. Решения арбитража не подлежит изменению и подлежит исполнению в принудительном порядке.

Основными источниками права, которые регулируют вопросы международного коммерческого арбитража являются национальное законодательство и международные договоры. [2,c.461]

Единственный универсальный международный договор – Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года. Правовой статус коммерческого арбитража регулируется на региональном уровне: Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 г., Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже, 1975 г., Московская Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, 1972 г.

В системе источников права отмечаются документы, включаемые в lex mercatoria: Типовой арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, 2010 г., Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже, 1985 г., Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН, 1966 г.

В настоящее время в России действует Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» [3].

Под арбитражным соглашением понимается соглашение сторон о передаче в арбитраж споров, которые могут возникнуть или возникли между ними в связи с каким-то определенным правоотношением. Арбитражное соглашение, которое заключено во время подписания основного договора – арбитражная оговорка. Соглашение, которое подписано после возникновения спора – арбитражная запись. Склонить сторону к подписанию третейской записи очень сложно, поэтому целесообразно включать арбитражные оговорки в текст коммерческого контракта.

Арбитражное соглашение заключается в письменном виде, особое внимание уделяется его составлению. Указывается название институционного арбитражного органа и его место, круг споров, решаемых арбитрами, кроме этого, можно указать язык производства, число и квалификационные требования арбитров. Государственные суды не принимают к рассмотрению споры при наличии арбитражного соглашения.

Целесообразно отмечать в контрактах пункт, указывающий на судебные органы, в которых будут решаться спорные вопросы, поскольку иначе дело рассматривается по месту нахождения ответчика [1].

На практике распространенной ошибкой при составлении арбитражного соглашения является отсылка сторон к несуществующим органам, к примеру, «В арбитражный суд Гааги», или отсылкой на то, что «все споры разрешаются арбитражем», такие арбитражные соглашения неисполнимы.

Так, в результате экспертизы договора, который был заключен между швейцарской и российской компанией, приведен анализ подачи искового заявления в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (далее – МКАС при ТПП РФ). Установлено, что арбитражная оговорка содержится в пункте контракта, описывающий порядок решения разногласий по качеству товара, заявленные же в иске требования связаны с оплатой поставленного из Швейцарии товара. Клиенту рекомендовано перенаправить спор на разрешение в государственный арбитражный суд, иначе МКАС при ТПП РФ обязан был бы себя признать некомпетентным и возвратить поданный иск истцу [5].

Сейчас выделяют такие известные институционные арбитражи, как: Арбитражный институт при торговой палате г. Стокгольма, МКАС при ТПП РФ, Лондонский международный арбитражный (третейский) суд, Американская арбитражная ассоциация.

На выбор международного коммерческого арбитража влияет заслуженный авторитет. Так, при заключении договора займа между белорусской компанией «Криница» и российской компанией «Балтика», в контракте сделана оговорка, в соответствии с которой все спорные вопросы должны быть урегулированы МКАС при ТПП РФ, поскольку состав судей данного арбитража включает крупнейших юристов как практики, так и теории [8].

Определим порядок рассмотрения споров в международном коммерческом арбитраже на примере МКАС при ТПП РФ [6].

Читайте также:  Кассационная жалоба на определение областного суда

Данным судом рассматриваются споры из договорных и иных гражданских отношений, если предприятия находятся на территориях иностранных государств, споры предприятий с иностранными инвестициями, споры международных объединений или организаций, созданных на территории РФ.

Президиум МКАС при ТПП РФ состоит из: председателя; заместителей; трех членов президиума, избираемых из списка арбитров; лица, назначаемого президентом ТПП. Решения принимаются большинством голосов, при условии участия не менее половины членов и оформляется протоколом. Стороны могут договориться о проведении слушаний на территории России в любом месте, но все дополнительные расходы будут возлагаться на спорящие стороны. Слушание ведется на русском языке, но может быть проведено и на другом, предусматривается возможность пользования услугами переводчика. Разбирательство дела должно быть проведено в 180 дней с момента образования состава арбитража.

Арбитражное разбирательство начинается подачей искового заявления. При подаче искового заявления либо ходатайства истец обязан уплатить регистрационный сбор. До момента его уплаты заявление считается не поданным. Если стороны не договорились, что дело будет рассматриваться единолично, формируется арбитраж в составе трех арбитров. О времени и месте устного слушания уведомляются стороны за 30 дней, чтобы они успели подготовиться и прибыть в указанное место. По соглашению сторон срок может быть сокращен. Разбирательство прекращается вынесением окончательного арбитражного решения.

Решение принимается на закрытом совещании большинством голосов состава арбитража. Если оно не может быть принято большинством, оно принимается председателем состава. Арбитр вправе выразить свое согласие или несогласие. В случае несогласия арбитр излагает свое мнение в письменном виде, оно приобщается к решению. После вынесения решения его резолютивная часть объявляется сторонам устно, а при отсутствии – в письменном виде.

Таким образом, для экономии времени, и обеспечения своих законных интересов и прав необходимо заблаговременно продумать и грамотно сформулировать положения о порядке и месте разрешения возможных споров.

Примером рассмотрения споров в МКАС при ТПП РФ является иск компании N., находящейся на территории Китая, к ответчику T., находящемуся на территории России, о взыскании денежных средств [6].

Между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку оборудования, товар был поставлен вовремя, однако часть суммы за него не была уплачена ответчиком. Претензия, которую N. направил T., удовлетворена не была, в связи с чем истец обратился в МКАС при ТПП РФ.

В ходе заседания, было установлено, что ответчик уплатил невыплаченную сумму после того, как иск направили в МКАС и началось арбитражное разбирательство. N. также ходатайствовал об увеличении исковых требований в части расходов, связанных с участием в процессе. Состав арбитража полагал доказанными расходы, понесенные истцом и подлежащими возмещению.

Международный коммерческий суд является хорошей альтернативой судам общей юрисдикции, имея такие преимущества, как быстрое рассмотрение разных споров, высокая квалификация и профессионализм судей, полная конфиденциальность с сохранением коммерческой тайны, возможность самостоятельно назначать судей и согласовать даты рассмотрения спора. Главной задачей арбитража является примирение.

Международное частное право

Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в России являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (далее — МКАС) и Морская арбитражная комиссия (далее — МАК) при Торгово-промышленной палате РФ. Система государственных арбитражных (хозяйственных) судов не имеет отношения к российскому МКА; эти суды входят в общую государственную судебную систему.

Деятельность арбитражных судов регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. Положения ст. 247 АПК РФ содержат перечень критериев для установления компетенции государственных арбитражных судов по делам с иностранным элементом. Соглашение сторон, определившее, что возникший или могущий возникнуть спор подсуден Арбитражному суду РФ, устанавливает исключительную компетенцию государственного Арбитражного суда РФ по рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда.

В России предусмотрена возможность создания внутренних третейских судов в соответствии с Федеральным законом 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» (ранее такие суды создавались на основе Временного положения о третейских судах для разрешения экономических споров 1992 г.). Такие третейские суды довольно широко распространены в современной России: они образованы при Газпроме, при Ассоциации банков РФ, при Союзе юристов РФ, при Межбанковской валютной бирже.

Внутренние третейские суды в соответствии со своими регламентами и положениями компетентны рассматривать коммерческие споры с иностранным элементом. Некоторые из них (например, Третейский суд при Международном независимом институте международного права) предусматривают рассмотрение международных коммерческих споров как профильную деятельность. В 2004 г. при ТПП РФ создан Третейский суд — негосударственный правоприменительный орган, компетентный рассматривать внутренние коммерческие споры, отнесенные к его компетенции по соглашению сторон.

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда РФ регулируется Законом о МКАС РФ 1993 г., Положением о МКАС при ТПП РФ, Регламентом МКАС РФ 1994 г. В основу Закона о МКАС положены Типовой закон о международном коммерческом арбитраже 1985 г. и положения международных договоров РФ об арбитраже. В связи с этим созданная по этому Закону модель арбитража соответствует международным стандартам и современным тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров.

В компетенцию МКАС входит рассмотрение споров из международных коммерческих контрактов при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение — МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором РФ. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы (в широком понимании термина «письменная» форма соглашения).

Закон о МКАС предусматривает типовую арбитражную оговорку. Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды отказать в приеме искового заявления или прекратить производство по делу. В данном Законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила. Юрисдикция МКАС обусловлена его компетенцией.

При наличии арбитражного соглашения международный коммерческий арбитраж принимает к рассмотрению не любые споры, а только те, которые входят в его компетенцию. Компетенция МКАС установлена Законом 1993 г. МКАС представляет собой международный коммерческий арбитраж общей компетенции и правомочен рассматривать две группы споров (ст.1 Закона).

Основная группа споров определяется предметным и субъектным критериями. Это споры из договоров и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. международные коммерческие споры. Субъектный критерий является дополнительным и уточняет, какие споры являются международными, если коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств.

При наличии у одной стороны нескольких коммерческих предприятий во внимание принимается то предприятие, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению (ст. 1 Закона). Если сторона не имеет коммерческого предприятия (например, индивидуальный предприниматель), во внимание принимается ее постоянное место жительства.

Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отношения, споры из которых являются предметом разбирательства в этом международном коммерческом арбитраже: отношения по купле-продаже (поставке), выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами или услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену результатами интеллектуальной деятельности, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным отношениям, страхованию, совместному предпринимательству.

Перечень имеет открытый характер; на основании федеральных законов в компетенцию МКАС могут входить споры и из других гражданско-правовых отношений (например, защита прав патентообладателя в соответствии с Патентным законом РФ 1992 г.).

Вторая группа споров выделена только по субъектному критерию: это споры предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, созданных на территории РФ. Сюда включаются споры между этими субъектами, между их участниками, их споры с другими субъектами российского права. Характер таких споров в Законе не определен. Можно предположить, что МКАС компетентен рассматривать любые споры между этими субъектами.

Морская арбитражная комиссия РФ действует на основе Приложения к Закону 1993 г. — Положения о МАК при ТПП РФ. Регламент МАК также установлен в Приложении к Закону 1993 г. МАК вправе разрешать споры на основе соглашения сторон о передаче их в этот третейский суд. МАК отличается узким, специальным характером компетенции — споры из гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием. Отличие от МКАС — при определении компетенции МАК субъектный состав спора не имеет значения (юрисдикция МАК распространяется на лиц, коммерческие предприятия которых находятся как в одной стране, так и в разных странах).

Положение о МАК устанавливает примерный перечень отношений, споры из которых входят в ее компетенцию: по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, перевозке грузов в смешанном плавании (река-море), по морскому страхованию, по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, по спасанию на море, по купле-продаже и залогу морских судов и др.

Специфика арбитражного разбирательства и его характерная особенность заключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принципиальной основой Закона 1993 г. и регламентов МКАС и МАК. Абсолютное большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяются только при отсутствии соглашения сторон и имеют диспозитивный характер. Автономия воли является решающим моментом при формировании состава арбитража, определении процедуры разбирательства.

Закон 1993 г. закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного процесса: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам.

Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства. При отсутствии соглашения сторон МКА использует свой Регламент, либо разбирает спор так, как считает необходимым. Закон 1993 г. не предусматривает обязанности МКА обращаться к действующему гражданскому процессуальному законодательству.

Регламент МКАС закрепляет правила арбитражной процедуры, применяемые при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие списка арбитров, который не является обязательным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе и иностранец). Регламент определяет состав арбитража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председателем МКАС, наличие запасных арбитров.

В Регламенте содержатся диспозитивные нормы о месте проведения арбитражного разбирательства (г. Москва) и его языке (русский). Слушание дела производится в устной форме. Возможно и заочное разбирательство дела. Регламент закрепляет обязанность истца обосновать компетенцию МКАС.

Один из основных принципов деятельности МКАС — это обеспечение сохранения коммерческой тайны. Расходы по арбитражному разбирательству: регистрационный и арбитражный сборы, дополнительные расходы, издержки сторон. В процессе применяются правила Регламента и положения российского права.

Международный коммерческий арбитраж обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. Закон 1993 г. впервые в российской истории закрепил общепринятое в мировой практике правило об автономности и юридической самостоятельности арбитражной оговорки, т.е. прямую зависимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения.

В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции. Постановление арбитража о своей компетенции не имеет окончательного характера и может быть обжаловано в суде общей юрисдикции, решение которого окончательно и обжалованию не подлежит. Постановление арбитража о его компетенции может выноситься и в предварительном порядке.

Арбитражное разбирательство прекращается либо вынесением решения по существу спора, либо вынесением постановления о прекращении арбитражного разбирательства. Постановление о прекращении может быть вынесено только по исчерпывающему перечню оснований.

Принципиальное положение, относящееся к характерным особенностям МКА, — его решение по существу окончательно и обжалованию не подлежит. В Регламенте МКАС РФ закреплено правило — решения международного коммерческого арбитража исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установлен, — решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению.

Отмена арбитражного решения может быть произведена только по строго ограниченному перечню оснований, которые не связаны ни с существом спора, ни с вопросами применимого права. В Законе содержится исчерпывающий перечень оснований для отмены решения МКА. Группы таких оснований: по инициативе сторон и по инициативе суда. Основания для отмены практически совпадают с основаниями для отказа в принудительном исполнении арбитражных решений. Исключительное средство оспаривания арбитражного решения — ходатайство заинтересованной стороны о его отмене.

Функции государственных судов общей юрисдикции и государственных арбитражных судов в отношении международного коммерческого арбитража определены в российском процессуальном законодательстве. В настоящее время существуют две параллельные юрисдикции по делам об оспаривании решений МКА: в судах общей юрисдикции и в государственных арбитражных судах. По делам об оспаривании компетентен государственный суд, на территории которого было принято решение МКА.

Иностранные арбитражные решения, при вынесении которых были применены нормы российского законодательства, могут быть оспорены только в государственных арбитражных судах. Такое оспаривание возможно только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Данная норма имплементирована в российское законодательство из Европейской конвенции 1961 г.: ст. IX устанавливает правовые основы для отмены арбитражного решения — отмена производится в государстве, где решение было вынесено, либо в государстве, по закону которого решение было вынесено. Второй случай предполагает применение п. 5 ст. 230 АПК РФ.

Стороны имеют право представить в государственный суд заявление о компетенции третейского суда, о наличии или действительности арбитражного соглашения. Рассмотрение такого заявления производится судом соответствующей инстанции по месту проведения арбитража. В законодательстве закреплено право сторон обратиться в государственный суд с просьбой о предварительном обеспечении иска; право ходатайствовать в суде об отмене арбитражного решения.

При предъявлении ходатайства об отмене арбитражного решения заинтересованная сторона обязана доказать наличие в арбитражном процессе серьезных нарушений: выход арбитража за пределы его компетенции, недееспособность одной из сторон, недействительность арбитражного соглашения и т.д.

Отмена решения международного коммерческого арбитража возможна только по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Определение государственного суда об оспаривании решения может быть обжаловано в кассационном порядке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию