Защита от произвола чиновников

Защита от произвола чиновников

Бюрократический аппарат доставляет много проблем каждому, кто обращается к административным органам. Гражданам следует знать, что существует служебный регламент, который обязателен к выполнению служащими. Защитить свои интересы от произвола чиновников возможно при обращении к юристам. Профессионал знает все сопутствующие законы, имеет практику и опыт борьбы с чиновничьим аппаратом.

Находясь на службе и получая оплату из бюджета, граждане оказывают не личные услуги, поэтому их всегда можно призвать к ответственности. Некоторые люди предпочитают не замечать грубости и предвзятого отношения к себе. Это в корне неверно, поскольку призвать чиновника к порядку достаточно просто, если выполнить последовательность обязательных шагов.

Услуги юриста в споре с чиновниками

Прежде чем начать отстаивать свои права, следует обязательно проконсультироваться с юристом. Собеседование не займет много времени, но поможет понять перспективы спора и разрешения конфликта. Юрист поделится своим опытом, даст ссылки на статьи закона и предположит дальнейший ход событий. Рекомендациями юристов сайта всегда можно воспользоваться, поскольку они актуальны на день обращения.

Получив первичную консультацию по представленным обстоятельствам дела, пользователь сайта решает вопрос о дальнейшем сотрудничестве. Юрист может грамотно составить процессуальные документы, жалобы, ходатайства и заявления. Если спор будет решаться в суде, то участие защитника значительно повысит статус гражданина в споре с аппаратными сотрудниками.

Основными рекомендациями практикующего юриста можно считать:

  • всегда следует писать обращение к органам, поскольку устное заявление не является существенным;
  • имейте доказательство о вручении своего акта. Это может быть отметка на дубликате, остающемся у заявителя;
  • официальные ответы следует хранить, по требованию предоставлять копии.

Обращаться с претензиями можно в соответствующий орган, который непосредственно отвечает за данную сферу взаимоотношений. Письменно требовать ответа можно начиная с нижней инстанции, при неудовлетворительном ответе пишется жалоба руководящей инстанции.

Если невозможно достичь компромисса в досудебном порядке, то при обращении в суд прилагаются все полученные от чиновников ответы.

Как добиться справедливости

В настоящее время установлен срок в 30 дней, за который должен быть дан исчерпывающий ответ на заявление граждан. Порой ответ официальной инстанции является отпиской, не дающей ответа на поставленные вопросы. Поэтому рекомендуется изучить ссылки на правовые нормативы, приведенные в ответе.

При написании письма в организацию, всегда ссылайтесь на существующее законодательство. Указание действующих в конкретном случае юридических статей сделает обращение аргументированным и обоснованным. Именно от грамотно составленного документа чаще всего зависит результат рассмотрения. Получить реальный, а не формальный, ответ поможет подготовка к письму и юридически грамотное отношение.

Обязательно требуется соблюдать сроки обращения. В каждой правовой ситуации существуют сроки, превышение которых приводит к невозможности рассмотрения. Например, по большинству гражданских исков в суд можно заявить в течение трех лет после события. Восстановить пропущенный срок возможно только по суду, потребуется предоставление убедительных причин опоздания. Юрист безусловно знает подобные тонкости, поэтому рассмотрит и укажет на возможность заявления претензии.

В течение года после конфликтной ситуации на чиновника можно пожаловаться в правозащитные организации, уполномоченным и в общественные организации. Если ситуация является вопиющей, права гражданина однозначно ущемлены, то общественная огласка поможет разобраться в ситуации.

Юридическая помощь требуется в различных случаях, имея независимого защитника легче отстоять свои интересы. Нельзя забывать, что в организациях служат штатные юристы, обязанностью которых является защита административного аппарата. Самостоятельно выиграть спор весьма сложно, ведь нужны обширные знания федеральных и региональных законов. Большое значение имеет практика и правовые контакты по конфликтным поводам.

Юрист сможет грамотно составить бумаги, провести переписку с чиновниками, составить исковое заявление в суд. Профильный специалист регулярно проводит необходимые действия, поэтому практика поможет оперативно защитить интересы доверителя. Наши юристы готовы подключиться к работе на любом этапе, защитить интересы пользователей по всем спорным ситуациям.

Первичная консультация доступна в удобный срок, не требует оплаты, представления и происходит в режиме реального времени.

Произвол чиновников

4.5 Защита по суду от произвола чиновников

Судебную власть как одну из основных структур правового государства нельзя сводить к разбирательству конкретных дел, предусмотренных нормами гражданского или уголовного права.

Когда в 1977 г. была принята Конституция СССР, то в ней привлекала к себе внимание ст. 58, предусматривавшая для граждан возможность обращаться в суд за защитой своих прав, если они ущемлены действиями должностных лиц, совершенными с нарушением закона, с превышением полномочий. Такая норма появилась в нашем законодательстве впервые, и это было несомненным прогрессом. Правда, ст. 58 предусматривала необходимость соблюдать одно условие: подавать жалобы в суд “в установленном законом порядке”. А вот закона такого не было. А когда в 1987 г. закон все же приняли, то он оказался столь ущербным, что уже спустя три месяца в него пришлось внести существенные коррективы.

Между тем давно известно, что судебное разбирательство имеет огромные преимущества перед решением спора в административном порядке.

Положение коренным образом изменилось с принятием 27 апреля 1993 г. Закона РФ Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Реализуя предписания Конституции, новый закон создал единый механизм судебной защиты для всех граждан Российской Федерации. Лишь для одной категории граждан — военнослужащих установлены некоторые особенности, обусловленные спецификой их деятельности. Военнослужащие могут обжаловать ущемляющие их права действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц в военный суд (ст. 4). Надо полагать, что жалобы на действия других органов и лиц (т. е. невоенных) военнослужащие вправе подавать в общие суды. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в принятом 21 декабря 1993 г. постановлении “О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан”, граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, либо в районный, либо в военный суд по своему усмотрению.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), если ими: 1) нарушены права и свободы гражданина (например, ему отказывают во въезде в какую-либо местность Российской Федерации); 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод (к примеру, из-за, отсутствия в отделении милиции делопроизводителя гражданину не выписывают заграничный паспорт); 3) на него незаконно возложена какая-либо обязанность (например, воинская обязанность, если гражданин в силу своих религиозных убеждений настаивает на альтернативной службе); 4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (материальной, дисциплинарной и др.).

Решения, которые гражданин вправе обжаловать в суд, могут быть как нормативными, так и правоприменительными актами. В этом смысле суду подконтрольны указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, если ими в конкретной ситуации нарушены гражданские права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов — это чаще всего различные приказы, распоряжения и т. п.

Пределы действия рассматриваемого российского закона принципиально иные, чем прежнего союзного. Предметом судебного обжалования могут стать как индивидуальные, так и нормативные акты (по союзному закону — только индивидуальные). Из этого общего правила предусмотрены лишь два исключения: не подлежат обжалованию акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (на федеральном уровне это касается законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ), и акты, для которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного их обжалования (ст. 3 Закона).

Последнее обстоятельство важно подчеркнуть потому, что союзный Закон исключил из сферы судебной защиты все действия государственных органов, ущемляющие права граждан, для которых законодательством был установлен иной, т. е. не судебный, а административный, порядок обжалования. Это касалось множества актов, и с каждым новым законом число их могло увеличиваться, что делало чиновников абсолютно неуязвимыми для суда. Российский же Закон исходит из того, что все без исключения действия и акты могут быть обжалованы в суд, только порядок такого обжалования различен (гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный и т. д.). Например, если у гражданина вызывает тревогу экологически вредная деятельность конкретного предприятия, то жалобу в суд он должен подать не на основании рассматриваемого, нами закона, а со ссылкой на Закон РФ “Об охране окружающей природной среды” от 19 декабря 1991 г., которым предусмотрен исковой порядок рассмотрения заявлений граждан. Исковой порядок установлен и для обжалования в суд актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц (ст. 136, 137 Налогового кодекса РФ, принятого 31 июля 1998 г.). Впервые предусмотрена возможность для осужденных и иных лиц обжаловать в суд действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г.).

Действующий Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” существенно облегчил гражданину путь к суду. Он определил, что гражданин вправе сам решать, кому направить жалобу — либо сразу в суд, либо сначала вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.

Путь к суду облегчается и установлением альтернативной подсудности жалобы: гражданин может подать ее в суд, либо по месту нахождения органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, либо по своему месту жительства. В Законе 1989 г. такого выбора не было: гражданин в любом случае должен был искать адрес ответчика, посылать жалобу или сам ехать в соответствующий суд.

Принципиально новой является норма ч. 6 ст. 4 рассматриваемого Закона, позволяющая суду, принявшему жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Реализация такого права в ряде случаев может предотвратить наступление вредных для гражданина последствий.

Наконец, нужно отметить четкую норму о характере решения, принимаемого судом по жалобе: “Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает нарушенные права и свободы” (ст. 7). Таким образом, исходным пунктом судебного решения является признание обжалуемого действия (решения) незаконным. Вслед за этим суд принимает или предписывает принять меры к восстановлению справедливости. Причем закон не содержит исчерпывающего перечня таких мер, он позволяет суду любым способом (“иным путем”) обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод гражданина. Разумеется, если суд признает обжалуемое действие (решение) законным, он отказывает в удовлетворении жалобы.

В декабре 1995 г. в Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” были внесены некоторые изменения и дополнения. Эти поправки еще более усиливают судебную защиту прав граждан: теперь можно жаловаться в суд на действия и решения не только должностных лиц, но и любых государственных служащих. Тем самым создан механизм реализации ст. 14 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, принятого 31 июля 1995 г. Пункт 5 этой статьи гласит: “Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан”. Следовательно, такая ответственность наступает по судебному решению.

Важно отметить, что по суду отвечают перед гражданами не только государственные, но и муниципальные служащие, если закон приравнивает их к государственным служащим (ст. 1).

В Законе от 27 апреля 1993 г. ни слова не было сказано об ответственности за бездействие, повлекшее нарушение прав и свобод граждан. И это, конечно, позволяло оставаться безнаказанными многим волокитчикам и бездельникам. Между тем право граждан жаловаться в суд на бездействие органов и должностных лиц закреплено в ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, а также в уже цитированной ст. 14 Федерального закона об основах государственной службы. В результате поправок, внесенных 14 декабря 1995 г., рассматриваемый нами Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” установил судебную ответственность и за бездействие, если оно привело к нарушению прав и свобод граждан (ст. 2).

Поправки предоставили гражданам дополнительные гарантии реализации их права на получение информации. Они явились ответом на постановление Государственной Думы от 10 февраля 1995 г. “О выполнении в Российской Федерации статьи 29 Конституции Российской Федерации”, в котором подчеркнуто, что свободы граждан в сфере информации “слабо закреплены правовыми и организационными механизмами.. , целые слои общества не имеют возможности выражать в средствах массовой информации свое мнение.. , многие средства массовой информации монополизированы органами исполнительной власти, вследствие чего не обеспечивается обратная связь граждан с государственной властью”. По мнению Думы, такая ситуация негативно влияет на эффективность государственного управления. В результате поправок в Законе “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” появилась новая норма: “Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действия (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно” (ст. 2). В Законе дается также общее определение сведений, относящихся к официальной информации. Это сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Читайте также:  Что мне грозит за дачу ложных показаний полиции?

Защищая интересы граждан, поправки регулируют распределение обязанности доказывания перед судом. На органы и лица, чьи действия (решения) обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). В то же время гражданин освобождается от необходимости доказывать их незаконность.

На нем лежит только одна обязанность — подтвердить сам факт нарушения его прав и свобод (ст. 6). Такое регулирование обязанности доказывания, вне всяких сомнений, облегчает гражданину его процессуальную задачу в суде.

Выше уже было сказано, что ст. 7 рассматриваемого российского Закона четко регламентирует содержание решения по жалобе. Главное в нем, если суд признает жалобу обоснованной, — возложение на виновного обязанности удовлетворить требование гражданина, восстановить его нарушенные права и свободы. Но пробелом этой нормы было отсутствие в ней указания, должен ли виновный нести ответственность за свои незаконные действия. Поправки к закону, принятые 14 декабря 1995 г., устранили этот пробел. Теперь ст. 7 возлагает на суд обязанность определить в решении также и ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения, должностного лица, государственного служащего за действия (решения) или бездействие, приведшие к нарушению прав и свобод граждан. В частности, если речь идет о действиях (решениях) государственных служащих, то по представлению суда к ним могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Кроме того, по решению суда гражданину должны быть возмещены убытки и моральный вред, причиненные незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации.

Как уже отмечалось, в 1992 г. (в последнем году действия союзного Закона, регулировавшего порядок судебного обжалования), в суды поступило лишь 9965 жалоб граждан. Но уже во второй половине 1993 г., когда стал применяться новый российский Закон, число поданных в суд жалоб составило 12526, т.е. их стало больше, чем за весь предыдущий год. В 1994 г. жалоб было 27767, в 1995 г. – 32054, в 1996 г. – 41819, в 1997 г. – 76767, а в 1998 г. – 107000. Таким образом, за последние пять лет число обращений граждан в суд увеличилось в семь с лишним раз, что свидетсльствует о неуклонном росте доверия к судебной власти. Этот рост объясняется еще и тем, что в подавляющем большинстве случаев люди действительно находят у суда защиту: в 1995 г. было удовлетворено 74,1 процента поступивших в суд жалоб, в 1996 г. – 74,4, в 1997 г. – 83,5, в 1998 г. – 85 процентов.

Благодаря принятым в последние годы законоположениям судебная власть медленно, но верно обретает силу, становится серьезным фактором политического и правового развития общества. Новые законы о суде и практика их применения подтверждают апробированный мировым опытом вывод, что в механизме юридических гарантий прав человека защита по суду занимает центральное место. Суды сегодня — та последняя инстанция, куда обращаются за защитой, когда считают исчерпанными все возможности добиться правды у чиновников или справедливо решить иной назревший конфликт. Поэтому движение к правовому государству и гражданскому обществу, в рамках которых только и мыслима подлинная свобода личности, возможно лишь на пути создания в Российской Федерации независимой и авторитетной судебной власти.

Мы защищаем граждан от произвола чиновников

— Дмитрий Владимирович, вижу весь рабочий стол у вас в письмах. Какие самые яркие случаи сейчас рассматриваете, особенно те, которые касаются не одного человека?

— Например, провожу проверку по обращению псковича по установке тарифа на вывоз мусорного сбора.

Выбрали нового регионального нового оператора, значит должен быть введен единый региональный тариф, но он, как обещали власти, не должен превышать предыдущий. Так вот – гражданина не устроило решение Псковской городской думы, и он не понимает, почему надо платить с квадратного метра, а не с человека.

-Логичное замечание!

— Сейчас получаю от городских инстанций документы, чем было обосновано такое решение. Попросили компанию АСПО дать заключение, и сейчас будем анализировать, так как есть разные мнения, ведь тариф сначала предлагался один, потом решением гордумы был повышен без каких-то оснований и было сделано так, что не новый документ был принят, а внесены поправки в старый. Практика сложная по применению, потому что многие Управляющие компании стали сами решать, какой тариф установить. Хотя по закону только общее собрание жильцов правомочно это сделать и такие вещи должны быть внесены в договор по обслуживанию дома. Я знаю некоторые случаи, когда Управляющие компании, пытающиеся так поступить, то есть приняли решение без участия жильцов, пошли на попятный после обращения граждан в прокуратуру. Это, кстати, о повышении активности собственников жилья.

— Вы наблюдаете такую тенденцию?

— Да! Мы видим, чем активнее совет дома, тем четче решаются вопросы и с уборкой помещения, и с обоснованием тарифа. Самое главное, Управляющую компанию надо заставить предоставлять отчет, как деньги жильцов потрачены на их нужды. Если совет дома работает хорошо, то и контроль над УК надлежащий, и деньги ваши тоже под контролем, и тариф повышать не будут.

— Да за такие требования о предъявлении отчета некоторые руководители «Управляек» и в драку лезут!

— Бывают подобные случаи, слышал. Но договор такой должен быть заключен. В Хороших УК старший по дому либо в электронном виде его жильцам пересылает, либо на стенде в подъезде вывешивает.

— А что делать, если руководитель УК готов идти на рукопашную?

— Сразу бежать в жилищную инспекцию. И УК накажут и руководителя оштрафуют.

— Тема ЖКХ уже становится вечной. Что еще людей волнует?

— Не менее интересный случай: неисполнение в течение трех лет решения суда, который обязал местную администрацию построить дорогу в малонаселенный сельский пункт.

— Какой же район так отличился?

— Себежский! Опрашиваем заинтересованные стороны конфликта, поскольку все судебные инстанции подтвердили необходимость строительства дороги, но на протяжении нескольких лет администрация района старается от этой темы уйти. Получены объяснения от главы района, от председателя районного собрания, от судебных приставов, посмотрим, кто и что сделал не так, и почему решение суда так и не было исполнено.

— Но что в таких случаях может сделать омбудсмен?

— Мы оцениваем деятельность органов власти, которые должны были это исполнить. Если были нарушения, потребуем привлечения их к уголовной ответственности, либо административной или дисциплинарной. Может быть, найдем варианты, как действовать органам власти, чтобы восстановить нарушенные права граждан.

— А прокуратура куда смотрит?

— Она сама в суд и обратилась!

Есть предложения, как прокуратура себя должна повести для исполнения решения суда. Такая успешная практика уже несколько лет сложилась в нашей области. Если не придем к общему консенсусу, то с прокурором области будем определяться, раз это была их идея. А главу района уже не раз привлекали к административной ответственности, прокуратура потребовала возбудить уголовное дело. Через пару дней проанализируем и по этому поводу вынесем вердикт.

— Вы же понимаете, что, скорее всего, проблема в отсутствии денег…

— По-разному. Можно понять, когда прошел год-два, но когда несколько лет никаких подвижек. Глава обращается в районное собрание, а ему — денег нет. Речь идет о 6 миллионах. Понятно, что сразу эти деньги сложно выделить, но какие-то шаги можно предпринять! Хотя бы сделать кадастровый паспорт, подать заявку в комитет по транспорту, ну можно хотя бы начать работу! Да и об асфальте никто не говорит, хотя бы грунтовку насыпать! А там только правовыми уловками пользуются. Будем в районное собрание обращаться, они тоже должны выполнять и закон, и решение суда!

— Вы так реагируете на каждое обращение?

— Прежде всего, на те, которые, как установлено в законе, прошли определенную процедуру обжалования, то есть граждане хотя бы в вышестоящее начальство обратились, а еще лучше, чтобы было вынесено первое судебное решение. И тогда я готов к принятию мер – ситуация должна быть понятна.

— А если, допустим, Иван Иванович жалуется на Ивана Никифоровича?

— Мы не защищаем граждан от жалоб других граждан. Мы их защищаем от произвола чиновников. Такие требования установил закон, определивший мои полномочия. А если у них конфликт между собой, то этим должен заниматься суд. Такая практика сложилась и за рубежом.

— Интересно, на прессу вам жалуются?

— Подобные жалобы канули в 90-х годах, сейчас очень редко подобное случается. Да и пресса к публикациям взвешенно подходит.

— А какое дело осталось в памяти за три года, что вы являетесь региональным уполномоченным?

— Любопытный случай был в Гдовском районе о прекращении деятельности депутата районного собрания при наличии у него двойного гражданства. Интересно, что нормы европейского права подобные моменты поддерживают.

Есть такие варианты, когда гражданин Евросоюза и союзной страны – тогда понятно там союз – и он может баллотироваться, и здесь нет разночтений с точки зрения государственных интересов.

— А если человек гражданин Эстонии и России, как у нас в регионе? И когда эстонская сторона отказывается предоставлять подобную информацию, а эти «двойные граждане» её скрывают?

— Здесь мы должны интересы собственного государства поддерживать, а ну как он совершит акт в пользу одного из государств? Кстати, если граждане утаивают информацию о двойном гражданстве, их ждет административная ответственность, а госслужащих увольняют с должности. Да и данные, которые умышленно утаиваются, становятся известны соответствующим органам.

— Близится в нашей области к завершению предвыборная кампания, когда избираем главу региона и глав некоторых районов. Поступают жалобы?

— Нет жалоб ни от действующих кандидатов, ни от бывших. Ни от «Яблока», ни от «Родины», ни от других партий. Подобное имело место в предыдущие кампании, мы давали заключение о том, что считали неправомочными действия избирательных комиссий в районах по досрочному голосованию. И облизбирком с нами согласился, изменив практику работы своих комиссий.

— Не кажется ли вам вялой нынешняя избирательная кампания?

— В отпуске я проехал Ивановскую, Владимирскую, Нижегородскую области — вот там процесс идет более активно. У нас как-то тише. А это же пик политической борьбы, которая помогает выявить ошибки предыдущей власти и сделать выводы на будущее. Это легальный способ избрать лучшего руководителя региона, депутата, который будет отстаивать наши интересы.

— Какие-то пресные у нас кандидаты…

— Не очень активные, соглашусь. Им чего-то не хватает.

В прошлом году муниципальные выборы напоминали 90-е годы, когда кандидаты, по крайней мере, вели более активную борьбу за голоса своих избирателей. Выборы в Псковскую городскую думу, например.

— А в Гдовском районе, например, когда победил «яблочник»?

Читайте также:  Не убрали из базы лишенных

— Там одна сторона понадеялась, что у них всё хорошо, а другая показала, что всё наоборот, получив поддержку избирателей.

Защита от произвола и бюрократии чиновников

31 мая нынешнего года наша фирма открыла расчетный счет в банке. 8 июня мы доставили уведомление в секретариат ИФНС. Уведомление оформлено на бланке, предусмотренном для сведений о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ. В нем содержится информация о наличии у нас по состоянию на 31 мая 2005 года расчетного счета в банке, указаны его реквизиты. Подавая документ, мы осведомились у секретаря, достаточно ли будет этой формы сообщения. И получили утвердительный ответ. Уведомление зафиксировали в регистрационном журнале налоговой инспекции 8 июня 2005 года. И вот теперь инспекторы заявляют, что мы якобы не выполнили требования части 2 статьи 23 НК РФ, а именно: своевременно не сообщили об открытии счета. По их мнению, уведомление нужно подавать по форме № С-09-1, иначе оно считается не представленным. Поэтому нас хотят оштрафовать по статье 118 НК РФ и по статье 15.4 КоАП РФ. Правы ли инспекторы? Могут ли оштрафовать сразу по НК (фирму) и КоАП РФ (должностных лиц)?

Претензии вашей налоговой инспекции незаконны. Требования части 2 статьи 23 НК РФ об уведомлении налоговой инспекции о банковском счете вы выполнили, уложившись в десятидневный срок с момента его открытия. Что касается формы С-09-1

«Сообщение об открытии (закрытии) счета» (утверждена приказом МНС России от 2 апреля 2004 года № САЭ-3-09/255@), то она носит лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Поэтому сообщить в инспекцию об открытом вам расчетном счете вы можете в любой другой, произвольной форме. Главное, чтобы в уведомлении были правильно указаны все реквизиты счета. Как только к вам придет из инспекции требование об уплате штрафов, вы можете обратиться в суд. И он, скорее всего, вас поддержит.

А вот компанию, которая вовремя не сообщит об открытом счете, действительно оштрафуют на 5000 руб. (статья 118 НК РФ). Одновременно наложат штраф и на ее должностных лиц – в размере от 10 до 20 МРОТ (15.4 КоАП РФ).

Недавно ИФНС провела у нас выездную налоговую проверку. По результатам ревизии инспекторы выставили нам требования об уплате налогов и санкций. Не согласившись с их решением, мы подали заявление в арбитражный суд Орловской области. И суд обоснованно удовлетворил наш иск. И вот теперь начальник УФНС РФ по Орловской области почему-то наложил запрет на выдачу нам региональных марок для маркировки алкогольной продукции, из-за задолженности по налогам, указанным в решении. Но ведь это решение суд признал недействительным!

Торговля парализована. Предприятие несет убытки. Как быть?

Владимирова Надежда, главный бухгалтер ООО «Тайфун-Алко», Орловская область

Решение начальника УФНС незаконно, поскольку вынесено на основании ненормативного акта, признанного судом недействительным. Поэтому вашей фирме нужно выбрать один из следующих вариантов действий:

1.Написать письмо на имя начальника УФНС с требованием отменить решение о запрете на выдачу региональных марок и приложить к письму копию решения арбитражного суда. В случае отрицательного ответа обратиться с заявлением в суд, но уже с просьбой признать недействительным решение начальника УФНС. Одновременно нужно подать в прокуратуру заявление о преступлении, поскольку в действиях начальника УФНС Орловской области присутствуют признаки преступления, предусмотренного статьей 169 УК РФ – «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».

2. Подать заявления в арбитражный суд и прокуратуру, без предварительного обращения к начальнику УФНС.

Кроме того, ваша компания может обратиться в суд с требованием возместить причиненный вред на основании статьи 1069 ГК РФ.

В сентябре 2005 года к нам пришел работник городского ОБЭП и принес
постановление о проверке финансово – хозяйственной деятельности. На документе не было печати, номера, была только дата и подпись начальника УВД города. Кроме того, сотрудник милиции привел с собой ревизора. Причем документов на его привлечение не предоставил, в постановлении ревизор тоже назван не был. Насколько законны действия работника ОБЭП?
Погосян А.Ю., финансовый директор, г. Пятигорск

Если оперативники хотят посмотреть финансово-хозяйственные документы, то они обязаны предъявить Постановление о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности. Именно так называется документ, форма которого утверждена Приказом МВД России от 2 августа 2005 года № 636. В нем должны быть перечислены лица, имеющие право участвовать в ревизии. Эти и только эти люди могут проводить у вас проверку. Если милиционеры приводят с собой тех, кто в документе не назван, – это незаконно!

В постановлении должен быть указан его номер и проставлена печать. Без этих реквизитов документ недействителен!

Итак, в Вашем случае сотрудник милиции:

– предъявил недействительное постановление;

– привлек к участию в проверке лицо, которое не могло проводить ревизию, так как не было названо в постановлении.

Поэтому Вы имели полное право отказать сотруднику ОБЭП в доступе на свою территорию.

Ограничен ли срок милицейской проверки? Или такие ревизии «бессрочны»?

Никифорова Юлия, бухгалтер, г. Самара

Срок милицейской проверки, безусловно, ограничен. По закону он не может превышать 30 дней. Причем началом проверки считается не день предъявления руководителю фирмы соответствующего постановления, а дата подписания этого документа. Если же ревизия продолжается больше 30 дней, она незаконна, и действия контролеров можно обжаловать в суде.

Наша организация ремонтирует изоляцию теплотехнического оборудования, системы вентиляции, газоснабжения, теплоснабжения, газоперекачивающее, насосно-компрессорное оборудование, компрессорные станции магистральных газопроводов. В 2005 году против предприятия возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ за ведение деятельности без специального разрешения (лицензии) в 2003 и 2004 годах. Но ведь в статье 17 Закона о лицензировании наша деятельность не названа!

В январе-марте 2004 года у нас проводилась выездная налоговая проверка – замечаний нет. В начале 2005 года дважды производились камеральные проверки – нарушений не обнаружено.

Мы считаем, что наши действия не нанесли ущерба гражданам, организациям или государству, кроме стоимости не приобретенной в свое время лицензии – примерно 1500 рублей. Что думают по этому поводу эксперты?

Поспелов Ю.В., директор ООО «Газтепломонтаж-2», г. Камышин.

Действительно, эксплуатация газовых и тепловых сетей исключена из статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Но только с лета нынешнего года (Федеральный закон от 2 июля 2005 года № 80 – ФЗ).

В Вашем же письме речь идет о 2003 – 2004 годах, когда такая деятельность подлежала лицензированию.

Обратимся, например, к Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей (утверждено постановлении Правительства РФ от 4 июня 2002 г. № 382) В пункте 2 документа сказано, что эта деятельность включает в себя, в частности, ремонт и восстановление газопроводов, сооружений и иных объектов, необходимых для эксплуатации газовых сетей. Очевидно, что компрессорные станции магистральных газопроводов относятся именно к таким сооружениям.

А в пункте 2 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. № 637) говорится, что сюда, в частности, входит техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей.

Таким образом, работать без лицензии ваша организация не имела права. Чтобы наступила уголовная ответственность по статье 171 УК РФ необязательно причинить крупный ущерб гражданам или государству, достаточно извлечь из деятельности крупную или особо крупную прибыль. Согласно примечанию к статье 169 УК РФ прибыль считается крупной, если она превышает 250 000 рублей, а особо крупной – свыше 1 000 000 руб.

Налоговые же проверки к лицензированию не имеют никакого отношения.

Если доход вашей организации за время деятельности превысил указанные выше цифры, то обвинения, скорее всего, обоснованы.

В 2004 году я работала главным бухгалтером фирмы. На меня и на директора завели уголовное дело по статье 199 УК РФ (часть 2) «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов». Но по этой статье я была полностью оправдана. Зато сейчас мне собираются предъявить обвинение по другой статье – 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». В связи с этим сотрудник ОБЭП вызывает меня на беседу. Как мне поступить?

Из Вашего письма неясно, какими должностными обязанностями Вы были наделены во время работы главным бухгалтером. Поэтому дать однозначный ответ трудно. Однако заметим, что практика привлечения главных бухгалтеров к уголовной ответственности по статье 201 УК РФ существует. Можно посоветовать лишь следующее: если вы не хотите беседовать с сотрудником ОБЭП, можете игнорировать приглашение на беседу. За это нет никакой ответственности. Другое дело, если Вас вызовут на допрос повесткой, где будет указано, что Вас хотят допросить в качестве свидетеля (подозреваемого, обвиняемого). Не лишним будет воспользоваться услугами грамотного адвоката.

Каков объем и периодичность обязательных лабораторных исследований качества продовольственных товаров на предприятиях торговли?

Тихомиров А. П., директор магазина, г. Сергиев Посад

Периодичность обязательных плановых проверок качества продукции установлена законом РФ от 08.08.2001 г. № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Такие проверки можно проводить не чаще 1 раза в 2 года. Однако, если от населения будут поступать жалобы на качество продукции, то по каждой жалобе могут назначить внеплановую ревизию. В ходе как плановых так и внеплановых проверок Роспотребнадзор вправе провести лабораторное исследование продукции.

Роспотребнадзор предложил нам заключать договоры на оказание услуг лабораторий по проведению исследований качества наших товаров (колбасы). За такие услуги мы должны будем перечислять лабораториями деньги. Но разве лабораторные процедуры не бесплатны?

Ромашина А.Н., бухгалтер, г. Новосибирск

Из Вашего письма неясно, кто является инициатором проведения исследований. Лабораторные исследования по инициативе Роспотребнадзора проводятся бесплатно! Требовать от вас деньги за эти процедуры инспекторы не вправе!

Другое дело, если такие исследования проходят по вашей инициативе. В этом случае периодичность и объем исследований определяете вы сами. И, разумеется, за эти процедуры вам придется заплатить.

На основании каких нормативных актов проводятся лабораторные испытания качества продукции?

Лабораторные исследования проводятся на основании:
– Федерального закона от 30 марта1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и
безопасности пищевых продуктов»;
– Приказа Минздрава России от 15 августа 2001 года № 325 «О
санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции»
– Приказа Роспотребнадзора от 25 января 2005 года № 101 «О порядке проведения
санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований,
исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов
оценок».

В нашу организацию пришел запрос из Московского Управления Федеральной Антимонопольной Службы России. Руководствуясь статьями 13 и 14 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в трехдневный срок мы должны предоставить в ФАС целый комплект документов. Это – копии учредительных документов, лицензий, перечень реализуемой продукции, копии договоров с партнерами, переписку с руководителями медицинских учреждений и т. д. Прошу разъяснить, какими полномочиями наделена Федеральная антимонопольная служба, какие документы мы обязаны им предоставить? Действует ли в данной ситуации Закон о коммерческой тайне?

Наша фирма занимается реализацией и ремонтом изделий медицинской
техники и никак не является монополистом на данном рынке.

Невзорова Е.В., главный бухгалтер, г. Москва

ФАС имеет право затребовать у вас документы, связанные с реализацией продукции (договоры, накладные, сведения о движении денежных средств и т.п.) и порядком ценообразования (очевидно, переписка с руководителями больниц и других лечебных учреждений). Полномочия службы перечислены в статьях 12 – 14 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ив Положении о Федеральной антимонопольной
службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331).

В пункте 5 статьи 12 Закона о конкуренции говорится, что ФАС имеет право проводить
проверки хозяйствующих субъектов на предмет выполнения ими антимонопольного
законодательства. Более подробно о полномочиях ФАС можно узнать в главе II
Положения об этой службе. В соответствии с этими нормативными актами
проверить могут любую организацию, которую ФАС заподозрит в нарушении
закона. Плановые проверки проводят не чаще одного раза в 2 года. Если
имеются жалобы от населения, либо от конкурентов, то проверка проводится по
каждой жалобе.

Читайте также:  После ДТП пострадавший требует СКАН прав Осаго и ПТС

Если вы не представите документы, то будете нести ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ.

А то, что, по вашему мнению, ваша компания не является монополистом на рынке
медицинской техники, не является препятствием в проверке ее деятельности. ФАС вправе получать сведения, касающиеся коммерческой деятельности любой фирмы. А предприниматели обязаны предоставлять запрашиваемую информацию.

Сотрудники ФАС должны следить за тем, чтобы сведения, которые являются коммерческой или служебной тайной, не были разглашены. За несоблюдение этого обязательства виновные могут понести наказание вплоть до уголовного.

Кто может подписывать постановление о милицейской проверке?

Постановление о проведении проверки могут подписать только те должностные лица, которые перечислены в приложении 2 к приказу МВД России от 2 августа 2005 года № 636 и приложении 2 к приказу МВД России от 16 марта 2004 года № 177. Как правило, это – начальник управления или отдела внутренних дел (или его заместитель). Если постановление подписано другим сотрудником милиции (например, следователем или дознавателем), вы вправе отказать ему в доступе на свою территорию.

ИФНС обязали нас сдавать налоговую отчетность только в электронном виде. Причем «бумажные» отчеты не принимают. Кроме того, инспекторы разослали налогоплательщикам письма, к которым прикрепили адреса и телефоны компаний, оказывающих услуги по сдаче отчетности через Интернет. Насколько правомерны действия налоговиков?

бухгалтер, г. Архангельск

Налоговый кодекс разрешает представлять отчетность в бумажном виде (п. 2 ст. 80 НК РФ). Поэтому не принять отчет, составленный на бумаге, налоговики не имеют права.

Разослав письма с контактной информацией компаний, которые оказывают услуги по сдаче отчетности через Интернет, инспекторы, видимо, решили заняться рекламным бизнесом. Интересно, получают ли они вознаграждение за свои услуги или оказывают их, так сказать, «на общественных началах»?

Не извиняйтесь

Ситуация стандартна – жалоб на чиновника в вышестоящие, надзирающие, или правоохранительные структуры не просто много, а очень много. Больших и мелких начальников, кому жалобы людей не нравятся, тоже немало. Тех чиновников, кто после заявлений граждан решил свести с ними счеты, хватает. Это решение Верховного суда – для них.

Вывод Верховного суда РФ, после изучения одного конкретного спора, звучит так – официальная жалоба гражданина – это не клевета. И хотя такое решение принято по конкретному делу, разъяснения Верховного суда показывают, что эти нормы вполне применимы к другим подобным случаям.

Суть спора в следующем. Управляющая компания пошла в суд с иском к жильцу дома о защите деловой репутации. Коммунальщики в иске написали, что ответчик обратился к губернатору края и в прокуратуру края с заявлением, в котором “содержались не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию” истца. Истец просил суд признать информацию, то есть текст жалобы, порочащей деловую репутацию.

И обязать жильца развесить извинения на стендах домов, а им прислать письмо с опровержением.

Районный суд в иске управляющей компании отказал. Апелляция отказ отменила. Она приняла новое решение – признала не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию истца “распространенные ответчиком сведения о деятельности управляющей компании”. Суд также обязал гражданина разместить информацию об опровержении данных сведений на стендах многоквартирных домов и направить истцу письменные извинения.

Понятно, что человек с этим решением не согласился и пошел дальше и выше. Верховный суд отменил определение суда апелляционной инстанции и велел дело пересмотреть.

Суд объяснил, что главный документ для таких исков – Конституция. Она каждому гарантирует свободу мысли и слова.

Статья 33 Основного закона страны закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госорганы и органы местного самоуправления.

Верховный суд разъяснил, что по Гражданскому кодексу (статья 152) гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения.

Был специальный пленум Верховного суда (от 24 февраля 2005 г. N 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц”). Там сказано, что в такой ситуации суды должны обеспечить “равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией правами и свободами – свободой мысли, слова, массовой информации. и правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, с другой.

Этот пленум разъяснил – в случае, когда гражданин обращается в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением, в котором приводит какие-то сведения, но эти сведения проверкой не подтверждаются, то это обстоятельство не может служить основанием для привлечения человека к гражданско-правовой ответственности. Потому, что в этом случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.

Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в органы было сделано только для того, чтобы причинить вред. А это уже злоупотребление правом.

В нашем случае факта злоупотребления ответчиком правом на свободу слова и свободу обращения в государственные органы суд апелляционной инстанции не установил, равно как не установил и того, что целью обращения ответчика к губернатору края и в местную прокуратуру являлось не устранение нарушений и недостатков, а причинение вреда непосредственно управляющей компании.

Как бороться с произволом чиновников в Москве

Лица, причастные к управлению государственными органами и к ним приближенные, должны выполнять свои непосредственные функции в соответствие с законодательством. К сожалению, некоторые чиновники превышают свои полномочия и пользуются служебным положением с целью извлечения личной выгоды.

Защита от произвола чиновников, как правило, невозможна без наличия достаточной юридической подготовки. Злоупотребление своим служебным положением является прямым нарушением законодательства и регулируется Уголовным кодексом. Само понятие заключает в себе совершение действий, которые несут вред правам и интересам граждан.

Защита от произвола чиновников в Москве

Если гражданин встретился с неприятной ситуацией в виде нарушений со стороны чиновников, то для восстановления справедливости он должен предпринять действия, которые снизят риск появления подобного поведения в будущем. Самый действенный способ борьбы с недобросовестными чиновниками – составление жалобы.

Жалоба – полноценный документ, который является основанием для проведения проверки по предмету жалобы. Заявление должно быть грамотно составлено и подкреплено юридическими основаниями.

Вне зависимости от должности чиновника, совершившего правонарушение, жалобу следует направлять вышестоящему лицу. Иными словами, этот документ должен получить руководитель чиновника. Зачастую данного действия достаточно, чтобы были предприняты меры. Однако если проблема не решена, а жалоба не принесла желаемого результата, то документ можно перенаправить в вышестоящие инстанции.

Для того чтобы жалоба была рассмотрена, необходимо правильное оформление и составление документа. Оптимальный размер заявления – 2-3 страницы. Сама жалоба чаще всего содержит предмет заявки, ссылки на законодательные положения, которые предмет спора нарушает, а также информацию о чиновнике и личные данные.

Жалоба должна быть краткой, но при этом содержать полное описание ситуации с обязательным указанием всех деталей. Если гражданину детали кажутся незначительными, то для следствия они могут оказаться существенным уточнением, в корне меняющим ход дела.

Правильно составить такую жалобу гражданам помогут высококвалифицированные специалисты из юридической Компании «Правовое решение».

Должностное преступление

Произвол чиновников часто ведет за собой последствия, которые общественно опасны. Должностные преступления влияют на нормальную деятельность государственных структур. Наказание за подобные проступки определяется на основании Уголовного кодекса РФ. Положения сборника рассматривают следующие виды нарушений:

  • злоупотребление своим служебным положением;
  • нецелесообразное расходование средств из бюджета и внебюджетных ресурсов;
  • внесение заведомо ложных сведений в документацию государственного реестра;
  • дача или получение взятки, включая посредничество;
  • подлог служебного характера и халатность.

Для того, чтобы наказать недобросовестного чиновника, необходимо доказать его неправомерные действия. Подтверждение можно предоставить в виде копии трудового соглашения или должностной инструкции. Эти документы должны указывать прямые обязанности чиновника, а реальные факты его действий говорить об обратном. Доказать вред, нанесенный действиями чиновников, можно и с помощью справок, заключения экспертиз независимого типа и счетов.

Как и большинство правонарушений, произвол чиновников, имеет квалифицирующие особенности. Понятие включает в себя отягощающие обстоятельства и размер ущерба. При выявлении существенного ущерба и серьезных последствий правонарушения, судья будет рассматривать преступление по совокупности деяний. Опытные специалисты Компании «Правовое решение» предлагают свои услуги по оказанию правовой поддержки и сопровождению уголовного дела.

Стоимость юридических услуг

Юридическая консультация в случае злоупотребления полномочиями чиновниками
Составление жалобы на действия, бездействия чиновников
Представление интересов Клиента в государственных органах по доверенности

Вам могут быть интересны эти услуги:

Сомневаетесь в выборе услуги?

Задать вопрос адвокату

Услуги адвоката в Москве

Ни для кого не секрет, что правовое поле без участия квалифицированное адвоката – минное. Для того чтобы выйти победителем и не запутаться в стремительно меняющихся законах понадобится тяжелая артиллерия в виде профессиональных юристов.

Примером гармоничного сочетания демократичной стоимости и достойного качества юридических услуг является компания «Правовое решение». Наши специалисты компетентны в таких законодательных сферах, как:

  • финансовая
  • налоговая
  • административная
  • уголовная
  • жилищная

Услуги адвоката по гражданским делам

В юридическом бюро «Правовое решение» сформирована и успешно применяется практика гражданского права. Наши адвокаты ведут дела в сфере трудового, семейного и гражданского права.

Главная цель нашей компании – реальная помощь и защита клиента. Юристы компании «Правовое решение» занимаются не только семейными, жилищными и кредитными спорами, но и ведут дела, связанные с трудовыми правом и страховыми вопросами. В услуги адвокатов по гражданским делам входит:

  • компетентная консультация по гражданскому праву;
  • составление и подготовка необходимой документации;
  • юридическое сопровождение в ходе исполнительного производства;
  • ведение дел от имени клиента;
  • защита интересов клиента в суде;
  • представление интересов клиента в кассационном или апелляционном порядке.

Услуги адвоката по уголовным делам

Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.

Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.

Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.

Стоимость услуг адвоката в Москве

Стоит отметить, что услуги адвоката не могут быть бесплатными. Их оплачивает либо клиент, либо компания, либо государство. Стоимость услуг наших адвокатов варьируется в широком диапазоне и зависит от следующих нюансов:

  • юридическая сфера вопроса;
  • количество предоставляемых услуг;
  • сложность вопроса.

Зачастую услуги адвоката в суде касаются не только таких общих правомочий, как ознакомление с делом или непосредственное участие в судебном процессе, но и специальных, в которые входит сбор документации, опрос свидетелей или иные услуги. Клиент всегда самостоятельно решает, какой объем предоставляемых адвокатом услуг ему потребуется. Исходя из этого, формируется и конечная цена адвокатских услуг.

Многие задаются вопросом – сколько стоят услуги адвоката и насколько они соответствуют качеству? Тарифы нашей компании позволяют адвокату получить достойное вознаграждение за кропотливый труд, при этом не отвлекаясь и не распыляясь на прочие мелкие заказы. А это гарантированный 100% результат погружения в проблему клиента.

Юристы компании «Правовое решение» помогут дать квалифицированную оценку сложившейся ситуации, проведут компетентный анализ проблемы и помогут выработать наиболее успешную позицию клиента. Для решения интересующего Вас вопроса и достижения необходимого результата наши юристы используют все возможные способы. Звоните!

Ссылка на основную публикацию