Учеба по целевому договору

Целевое обучение: плюсы и минусы. Направление на обучение

Что представляет собой целевое обучение? Плюсы и минусы подобного способа получения образования рассмотрим подробнее.

Особенности

Для того чтобы бесплатно стать счастливым обладателем заветного диплома о высшем образовании, можно воспользоваться разными вариантами.

Целевое направление на обучение можно получить в учреждении, а также на предприятии. Выявим основные нюансы, связанные с подобным вариантом получения высшего образования.

Общая характеристика

Что такое целевое обучение? Плюсы и минусы его связаны с трудоустройством после завершения курса обучения. Подобный вариант получения диплома аналогичен учебе во времена существования советского государства. Подписав договор о целевом обучении, будущие специалисты были уверены в том, что после окончания института они будут трудоустроены по специальности, а также получат жилье. Одни предприятия предоставляли молодым кадрам благоустроенные квартиры, другие ограничивались поселением их в общежитие, но в любом случае все новоиспеченные специалисты обеспечивались жильем.

Учитывая, как сложно молодым людям в настоящее время стать обладателями собственных квадратных метров, договор о целевом обучении стал бы отличным способом решения жилищной проблемы.

Среди основных недостатков отметим необходимость многолетней отработки после окончания университета или академии в определенном населенном пункте, причем только на том предприятии, которое будет определено в договоре.

Далеко не все современные студенты готовы ехать в отдаленные поселки и маленькие города, чтобы отработать свое целевое направление на обучение.

Современные реалии

Несмотря на то, что в нашей стране произошли достаточно серьезные изменения, сама суть целевого обучения практически не изменилась. Абитуриент заключает с организацией или учреждением договор, согласно которому он обязуется отработать определенный срок в том населенном пункте, который будет выбран организацией. Вопрос, связанный с предоставлением молодому специалисту жилья на время отработки, решается по-разному в каждом конкретном случае.

Сходство осталось только в обязательности многолетней отработки после окончания высшего учебного заведения, то есть осталась гарантия предоставления молодому специалисту рабочего места.

Поступление в медицинские заведения

Особой популярностью пользуется у выпускников лицеев и образовательных школ целевое обучение в медицинском вузе. В чем причина такого ажиотажа? За последнее время существенно вырос конкурс на бюджетные места в академиях, занимающихся подготовкой врачей разной специализации. Как помогает решить эту проблему целевое обучение? Как получить «пропуск» в медицину?

Абитуриент, достигший совершеннолетнего возраста, обращается в медицинское учреждение (по месту прописки) с просьбой о получении целевого направления. Несовершеннолетние школьники приходят в больницу или поликлинику со своими родителями (законными представителями), так как сами они еще не имеют права заключать юридические договоры.

В подписываемом соглашении указывают множество деталей, с которыми связано медицинское целевое обучение. Плюсы и минусы такого обучения:

  • обязательность прохождения практики на базе конкретного лечебного заведения;
  • отсутствие у студента академических задолженностей по всем дисциплинам;
  • обязательная минимальная отработка после окончания академии в одной из больниц, указанной в договоре, не меньше трех лет.

Обязательства предприятия (организации)

Чем еще характеризуется целевое обучение? Плюсы и минусы его связаны не только с обязанностями абитуриента, но и с теми обязательствами, которые берет на себя по договору организация (предприятие), заключающая соглашение.

Как правило, предприятие обязуется:

  • оплачивать обучение целевика, оказывать ему определенные виды социальной поддержки в виде стипендии, оплаты проживания на время обучения;
  • организовывать условия для прохождения ежегодных производственных практик;
  • предоставить после окончания высшего учебного заведения рабочее место, соответствующее квалификации молодого специалиста;
  • предоставлять отсрочку в исполнении обязательств, например, при ухудшении состояния здоровья, болезни или беременности.

Если абитуриент, который поступил в академию по целевому договору, нарушит его условия, ему придется возмещать пострадавшей стороне понесенные убытки.

Поиск компании, предоставляющей целевое обучение

Система по набору целевиков функционирует в различных отраслевых высших учебных заведениях: архитектурных, педагогических, медицинских, энергетических.

Поисками предприятия, которое заинтересовано в гарантированных квалифицированных кадрах, необходимо заниматься еще во время обучения в стенах родной школы.

В настоящее время многие компании, которые готовы оплачивать целевое обучение, сами пытаются отыскать для себя потенциальных сотрудников. Они устраивают различные конкурсы, пользуясь брендом компании, организуют встречи со старшеклассниками, выступают спонсорами при проведении профильных предметных олимпиад, а также информируют о своих услугах учебное заведение высшего звена.

Суть целевого набора

Абитуриент, который претендует на роль целевика, должен при поступлении подготовить для приемной комиссии не только классический пакет документов:

  • подлинник либо копию документа о полном общем образовании;
  • заявление по установленной форме;
  • подлинник либо копию сертификата единого государственного экзамена;
  • оригинал либо копию документа, который удостоверяет личность, гражданство.

К этому перечню абитуриент также прилагает направление от частной компании либо государственного ведомства. Этот документ дает право на участие в специальном (целевом) конкурсе, который проводится отдельно от общего набора.

Специфика обучения и работы

Сам процесс обучения целевика не имеет отличительных особенностей в сравнении с обычными студентами. Если по заключенному договору предусматривается дополнительная стипендия от потенциального работодателя, такой студент является счастливым обладателем сразу двух стипендий.

Кроме того, он обязан проходить все производственные практики только на «своем» предприятии.

Заключение

Казалось бы, такие замечательные перспективы открываются при выборе целевого варианта поступления. Почему же многие абитуриенты, особенно медицинских академий, часто разочаровываются в том, что стали участниками подобных программ?

Дело в том, что многие из них, получив заветный диплом, стремятся сразу же оказаться в какой-нибудь частной клинике, где предлагают высокую заработную плату.

Но целевой договор, который они заключили для того, чтобы стать студентами, не дает им подобной возможности. Другие дипломированные врачи понимают, что именно в рамках обязательной отработки у них есть реальный шанс на получение практических навыков, совершенствования своей квалификации.

Проработав срок, оговоренный в соглашении, они, конечно, смогут претендовать на получение престижной должности в любой частной клинике. Для тех школьников, которые хотят иметь гарантированное рабочее место по специальности после завершения обучения, целевое поступление является идеальным вариантом.

Целевой набор в вузы в 2020 году

Высокие баллы ЕГЭ или победа во Всероссийской олимпиаде школьников – это не единственный способ учиться бесплатно и в хорошем вузе. Рассказываем о таком варианте поступления, как целевой набор. Какие особенности целевого обучения есть на данный момент и на что рассчитывать абитуриентам в 2020 году?

Что такое целевой набор

Целевой набор, он же целевой прием (устар.), он же прием на целевое обучение/направление – это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет работодателя, который заинтересован в специалисте этого профиля.
Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен по договору отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая направила его на обучение.

Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже – 1,5-2 человека на место.

5 вещей, которые важно знать о целевом наборе

1. На целевой набор действует квота, которая “устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей” (Постановление о целевом обучении от 21 марта 2019). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественнонаучные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, “Противодействие техническим разведкам”.
2. С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который ее оплатит, ищет сам абитуриент.
3. Оплатить обучение студента могут разные работодатели: от федеральных государственных органов и корпораций до акционерного общества или индивидуального предпринимателя.
4. Организация, которая оплачивает обучение, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-“целевика”. В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др. корпорации) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента. А тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
5. Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть родителей.

Плюсы и минусы целевого обучения

В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.

Минусы:
Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения
Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы)
Если заказчик не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :))

Из отзывов студентов:
“Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете”.

Плюсы:
+ Отдельный конкурс для “целевиков” (но это не значит, что вы 100% поступите, очень важны баллы ЕГЭ)
+ Зачисление до “первой волны” (обычно в конце июня), если вы не поступаете по целевому набору, то можете поступать с основным потоком позже
+ Бесплатное обучение
+ Прохождение практики на “своем” предприятии
+ 100-процентное трудоустройство после обучения
+ Обеспечение жильем и стипендией на время учебы

Программа нацелена на то, чтобы ликвидировать дефицит кадров в тех областях, где он на данный момент есть. Поэтому от ее реализации выигрывает и государство, и работодатель, и абитуриент.

Из отзывов родителей:
“Сын учится в академии госслужбы. Поступал по направлению, ЕГЭ – в сумме 251 балл по трем дисциплинам. Направление получил сам, я ни к кому не обращалась. В старших классах входил в состав “молодежной палаты” местного законодательного собрания и даже получал губернаторскую стипендию как молодой общественный деятель. На 15 мест целевого приема по его специальности было 13 человек, то есть, конкурса не было. А на общих основаниях – конкурс 14 человек на место. Проходной балл на общих основаниях был 255, поэтому на общих основаниях не прошел бы на бюджет, а по направлению – без проблем. Учится легко и почти отлично”.

Читайте также:  Права и обязанности сотрудника ГИБДД и водителя

Специальности целевого набора в 2020 году

Больше всего “целевиков” в 2019 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2020 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
Прикладная математика
Информатика и вычислительная техника
Программная инженерия
Радиотехника
Информационная безопасность
Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Приборостроение
Авиастроение
Машиностроение
Лазерная техника и лазерные технологии
Ракетные комплексы и космонавтика
Материаловедение и технологии материалов
Баллистика и гидроаэродинамика
Стандартизация и метрология
Нанотехнологии и микросистемная техника
Радиоэлектронные системы и комплексы
Металлургия
Химическая технология
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Системный анализ и управление

Да, сам целевой прием закрывает потребности экономики в тех направлениях, где спрос у абитуриентов стабильно не очень высок. Инженеры и геологи, которые будут работать за полярным кругом, агрономы и зоотехники, которых ждут на работу в “родной” агрокомплекс, специалисты силовых структур, которые будут заниматься “сверхсекретными” IT-разработками для ВПК. И сами организации, которые из года в год готовы финансировать студентов-“целевиков”, – это КБ, НИИ, корпорации, которые еще 50 лет назад таким образом набирали кадры.

Но если вы ищете подходящее целевое обучение на специальности “Лингвистика”, “Экономика” или “Гостиничное дело”, то не отчаивайтесь, в крупных вузах есть квоты на 1-3 таких места, значит, при должном усердии вы сможете на них попасть. Например, вот здесь вы найдете информацию, сколько “целевиков” взяли в РАНХиГС в 2019 году по программам бакалавриата и магистратуры. А на сайте МГЛУ (лингвистический университет) вы найдете количество целевых мест на 2020 год, смотрите столбец “Квота”.

Интересный факт
В 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Многие вузы не смогли закрыть целевые места. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом Университете при Правительстве РФ на тысячу мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.

Как попасть на целевое обучение – 5 шагов

С 2019 года искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.

Какой план действий мы рекомендуем

1. Определитесь с профессией. Целевое обучение – это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.

2. Попробуйте профессию. По возможности, напроситься на стажировку в компанию, где работают родители, друзья родителей, дяди и тети. Изучить все “компании мечты” в той сфере, которая вам понравилась.

3. Выберите организацию, в которой вы хотели бы работать после вуза. Возможно, вы уже после предыдущего пункта определитесь с желанным работодателем. Если нет, то начинайте изучать сайты вузов, которые предлагают целевые места. На сайтах вузов можно найти списки организаций, с которыми они взаимодействуют. Например, вот здесь вы найдете перечень аэропортов и авиакомпаний, которые сотрудничали с МГТУ ГА (Университет гражданской авиации). Чтобы поступить в медицинский вуз, необходимо обратиться в департамент здравоохранения своей области, за юридическим образованием сначала приходите в прокуратуру. Поиск организации можно начинать и с сайтов самих работодателей. Изучите сайты корпораций и госорганов, которые постоянно ищут новых специалистов. Например, вот здесь вы найдете 17 вузов-партнеров Газпрома.

4. Напишите работодателю. В письме объясните, почему вы хотите у них работать в будущем и какая у вас успеваемость в школе. Не забудьте упомянуть о других ваших достижениях: олимпиады, ГТО, волонтерство и т.д.

5. Заключите договор с работодателем. Вам понадобится паспорт, дипломы об участии в различных конкурсах и олимпиадах, справка из школы об успеваемости. Итоги ЕГЭ можно принести позднее. Иногда ведомства просят еще характеристику из школы, а если будущая работа предполагает экстремальные условия (Газпром, Роснефть, Роскосмос, Уралкалий и т.д.), то абитуриента могут отправить на медкомиссию.

6. Отправьте документы в приемную комиссию вуза. Вам нужны стандартные документы для поступления в вуз и заверенную копию договора с работодателем.

Удачи в поступлении в 2020-м году!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Учеба по целевому направлению — плюсы и минусы

Все знают, что поступить в учебное заведение можно на бюджетное либо на коммерческое отделение. При этом не всем известно, что бесплатная основа может быть предоставлена не только за счет государственного финансирования обучения, но и при зачислении абитуриента по целевому направлению.

Если платная и бесплатная формы обучения достаточно понятны, то последняя зачастую вызывает множество вопросов. Запомнить ее главное отличие просто – только она дает гарантию на трудоустройство студента после окончания вуза. Однако, прежде чем сделать выбор в пользу такого обучения, необходимо изучить все его особенности.

Что представляет собой учеба по целевому направлению?

Целевым называется прием, при котором абитуриенты поступают на первый курс учебного заведения по выбранной ими специальности на конкурсной основе в рамках установленной квоты. Поступить на бюджет таким образом можно при наличии соответствующего договора с предприятием.

Поступив по целевому направлению от выбранной им организации, студент получается возможность обучаться бесплатно. Для получения такого документа гражданину необходимо заблаговременно, желательно ранней весной, обратиться с данным вопросом в интересующие его организации. К числу таковых относятся, например, органы государственной власти местного, регионального или федерального значения, коммерческие организации, государственные учреждения, корпорации, компании или хозяйственные общества.

Преимущества целевого обучения

Гражданин, заключающий договор, должен тщательно изучить все условия, права и обязанности, с которыми будет соглашаться. Поэтому прежде всего следует взвесить все «за» и «против» и только потом принимать окончательное решение. Причин, по которым данное обучение является привлекательным для будущих студентов, достаточно много:

  • Первое преимущество связано с процессом поступления, который становится немного проще: абитуриент участвует в отдельном конкурсе среди таких же «целевиков» и зачисляется раньше остальных.
  • Студент будет обучаться по выбранной им специальности бесплатно, поскольку оплачивать учебу обязуется организация-заказчик.
  • Предприятие, направившее студента на учебу, оказывает ему социальную поддержку, если это предусматривается документом: может выплачивать стипендию, покрывать расходы на проезд, проживание, питание, платные образовательные услуги или оказывать иную помощь.
  • К числу приятных обстоятельств можно отнести также то, что данная категория учащихся в некоторых аспектах имеет преимущества перед остальными студентами. Например, при заселении в общежитие их заявления могут рассматриваться в первую очередь, что особенно актуально для граждан, приехавших из других населенных пунктов. Кроме того, учась на хорошие оценки, появляется возможность получать помимо стипендии от предприятия еще и академическую.
  • Учебный план каждой специальности предусматривает прохождение практики: учебной, производственной и преддипломной. Гражданам с целевым направлением не придется переживать о том, где найти подходящую организацию для этих целей. Прохождение практики предусмотрено на предприятии, с которым учащийся заключал договор.
  • Студент может рассчитывать на помощь со стороны своей организации во время учебного процесса (например, при поиске данных для научных статей или курсовых работ и проектов).
  • Главное преимущество учебы по целевому направлению в том, что после получения диплома выпускнику не нужно будет переживать о поиске работы. Он будет трудоустроен в организацию, с которой у него заключен договор.

Изучив плюсы рассматриваемого обучения, можно сказать, что его особенности в целом стали более понятны. Но чтобы иметь о нем полное представление, необходимо обратиться и к существующим недостаткам.

Минусы учебы по целевому направлению

  • В качестве самого первого и самого главного недостатка большинство студентов отмечают отсутствие возможности самостоятельно выбрать работу после окончания вуза. Согласно условию заключенного договора, выпускник обязан после получения диплома вернуться в организацию, выдававшую направление, и проработать там как минимум 3 года. То есть, если студент, например, обучался в вузе крупного города и у него могли быть перспективы для трудоустройства там на престижной работе, ему все равно нужно будет вернуться в свой населенный пункт.
  • Еще одна особенность, которая является следствием предыдущей, — это неизвестность будущих условий работы. Возможно, что на предприятии, куда вы обязаны вернуться, низкий уровень оплаты труда, не совсем устраивающие вас условия состояния рабочего места, отсутствует карьерный рост и так далее.
  • В период обучения студент не может перевестись на другую специальность, если вдруг решит, что изначально выбранная его не устраивает.
  • Кроме того, если абитуриент собирается поступать по целевому направлению, он выбирает только организацию, которая сможет ему его предоставить, но выбрать конкретное учебное заведение он не может.
  • Бывают ситуации, когда абитуриент поступает по целевому направлению, учится и только потом понимает, что выбранный профиль подготовки не для него, будущая профессия уже не привлекает, но он еще должен отработать по ней несколько лет.
  • Еще один очень важный момент – если гражданин не исполняет свои обязательства, касающиеся освоения учебной программы или дальнейшего трудоустройства в организации, он будет обязан выплатить предприятию денежные средства, затраченные на его обучение.
Читайте также:  Защита от произвола чиновников

Выбирать или не выбирать?

Это каждый для себя решает самостоятельно, опираясь на собственные желания и цели. Точно можно сказать одно — учеба по целевому направлению является хорошим шансом для тех, кто окончательно определился со своей будущей профессией. Выбирая такой вариант обучения, важно оценить все его плюсы и минусы и помнить, что прописанные в договоре обязательства необходимо исполнять, иначе придется возмещать расходы заказчика.

Целевое обучение студента-медика: как оформить взаимоотношения?

Автор: Мухин С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Поскольку в государственных учреждениях здравоохранения не хватает врачей определенного профиля, со студентами заключаются целевые договоры на обучение. Ниже рассмотрен порядок оформления таких взаимоотношений.

О целевом обучении

Все вопросы, связанные с получением образования в РФ, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). Как следует из п. 1 ст. 56 документа, граждане, поступающие на обучение в образовательные учреждения среднего профессионального или высшего образования, имеют право заключить договор о целевом обучении с заказчиком. Ими могут быть, в частности (ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ):

федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

государственные и муниципальные учреждения.

Таким образом, заказчиком может выступать как медицинское учреждение, так и министерство здравоохранения или департамент здравоохранения субъекта РФ.

По инициативе заказчика или гражданина в число сторон договора о целевом обучении включаются (п. 3 ст. 56 Закона № 273-ФЗ):

образовательная организация, в которую гражданин поступает на обучение или в которой он уже обучается;

и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении (организация-работодатель).

Медицинская академия или колледж, в которой будет обучаться студент, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика при организации практики этого лица, а также по запросу заказчика предоставляет сведения о результатах освоения студентом образовательной программы (п. 4 ст. 56 Закона № 273-ФЗ).

Заключение договора о целевом обучении

Данный договор является обычным договором гражданско-правового характера, который составляется в письменной форме. Его форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.03.2019 № 302 (вступило в силу с 30.03.2019).

Договор о целевом обучении заключается в соответствии с Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным указанным постановлением (далее – Положение).

Согласно п. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ, п. 3 Положения существенными считаются следующие условия такого договора.

Стороны договора

Обязательства сторон

Заказчик (Министерство здравоохранения РФ, министерство здравоохранения субъекта РФ, государственная медицинская организация и др.)

1. Организовать предоставление или предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения меры поддержки:

материальное стимулирование (например, выплата стипендии);

оплата дополнительных образовательных услуг, оказываемых на платной основе за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;

предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения;

и (или) другие меры поддержки.

2. Трудоустроить гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного этим договором, с указанием места трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы

Гражданин («целевой» студент)

1. Освоение образовательной программы, указанной в договоре (с возможностью изменения программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком).

2. Осуществление трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором

В договоре о целевом обучении указывается одно из следующих условий определения места осуществления трудовой деятельности (п. 10 Положения):

гражданин трудоустраивается в организацию, являющуюся заказчиком;

гражданин трудоустраивается в организацию, выступающую работодателем, включенную в число сторон договора о целевом обучении;

характер деятельности организации-работодателя;

выполняемая трудовая функция (функции), определяемая посредством указания должности, профессии специальности, квалификации или вида (видов) работы.

Место осуществления трудовой деятельности прописывается в договоре о целевом обучении с указанием следующей информации (п. 11 Положения):

или фактического адреса, по которому будет осуществляться трудовая деятельность, в том числе в структурном подразделении, филиале, представительстве заказчика или организации-работодателя;

или наименования объекта (объектов) административно-территориального деления в пределах субъекта РФ;

или наименования субъекта (субъектов) РФ.

Кроме существенных условий, подлежащих отражению в договоре о целевом обучении, в нем могут указываться:

вид (виды) экономической деятельности заказчика в случаях, когда гражданин будет трудоустроен в организацию, являющуюся заказчиком, или организации-работодателя (п. 12 Положения);

условия оплаты труда гражданина в период осуществления им трудовой деятельности, в том числе минимальный уровень оплаты труда (в рублях или в процентах от среднемесячной начисленной заработной платы на территории субъекта РФ, где должен быть трудоустроен гражданин) (п. 13 Положения).

Дополнительно хотим обратить внимание на п. 14 Положения. Из него следует, что в договоре о целевом обучении должен быть указан период времени, до истечения которого гражданин обязан заключить трудовой договор с заказчиком или организацией-работодателем после окончания учебы в образовательной организации. Для осуществления медицинской деятельности в должности врача или иного медицинского работника гражданин должен пройти аккредитацию специалиста в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. В связи с этим в договоре необходимо прописать такое условие. На аккредитацию выделяется шесть месяцев. Значит, в данной ситуации установленный срок трудоустройства отсчитывается от даты завершения аккредитации.

Меры социальной поддержки «целевого» студента

Как уже отмечалось, существенными условиями договора со стороны заказчика являются организация предоставления или предоставление гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая:

материальное стимулирование (например, выплату стипендии);

оплату дополнительных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;

предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения.

В связи с этим у учреждения здравоохранения могут возникать расходы на выплату стипендии «целевому» студенту, оплату проживания в общежитии и дополнительных образовательных услуг, которые предоставляются вузом или колледжем на платной основе.

Размеры стипендий могут быть установлены ведомственным нормативным актом субъекта РФ или муниципалитета, однако они не могут быть ниже размеров, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390 по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции.

В соответствии с п. 51.3.4 Приказа Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), п. 10.9.6 Приказа Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н) расходы государственных (муниципальных) учреждений на выплату стипендий обучающимся по профессиональным образовательным программам, по образовательным программам высшего образования и обучающимся в научных учреждениях отражаются по коду вида расходов 340 «Стипендии» в увязке с подстатьей 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» КОСГУ. По подстатье 262 КОСГУ отражается выплата материальной помощи «целевому» студенту в случае его социальной поддержки. Указанные денежные средства могут быть выделены учреждению здравоохранения от учредителя в виде целевой субсидии по КВФО 5.

Расходы на оплату образовательных услуг, оказываемых на платной основе, а также расходы на проживание в общежитии на основании заключенного договора отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н) в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Ответственность за нарушение условий договора

Пунктом 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ предусмотрены штрафные санкции за нарушение условий договора о целевом обучении. В случаях неисполнения заказчиком обязательства по трудоустройству гражданина, а гражданином – обязательства по осуществлению в течение трех лет трудовой деятельности наряду с ответственностью, предусмотренной п. 5 и 6 ст. 56 данного закона, заказчик или гражданин должны выплатить образовательной организации штраф в размере средств, затраченных на обучение.

Размер штрафа определяется получателем штрафа в соответствии со следующими условиями (п. 58 Положения).

Нарушение

Размер штрафа

Если заказчик не исполнил обязательства по трудоустройству гражданина

В размере базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, определяемых Минобрнауки, с учетом значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат по образовательной программе, которую гражданин осваивал в соответствии с договором о целевом обучении

Если гражданин завершил освоение образовательной программы на условиях договора о целевом обучении и полностью или частично не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности

В соответствии с нормативными затратами пропорционально доле неотработанного времени (дней) в пределах трех лет

Если гражданин не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности, поскольку не завершил освоение образовательной программы на условиях договора о целевом обучении

В соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения гражданина по образовательной программе от срока обучения, установленного образовательным стандартом

Стороны освобождаются от выплаты штрафа при следующих условиях (п. 61 Положения):

1) гражданин:

если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении;

если он является единственным родителем, имеющим трех и более детей;

2) заказчик:

если он освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении;

если он или организация-работодатель прекратили осуществление вида (видов) экономической деятельности, указанного в договоре о целевом обучении, в случаях, когда гражданин будет трудоустроен.

Если заказчик или гражданин не выплатят штраф в установленный срок (при отсутствии основания, указанного в п. 61), получатель может взыскать его в судебном порядке.

В соответствии со ст. 56 Закона № 273-ФЗ между государственным учреждением здравоохранения и студентом может быть заключен договор целевого обучения, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ № 302. Этим же документом утверждено Положение, в котором прописаны существенные условия договора целевого обучения. К ним, в частности, относятся: со стороны заказчика – трудоустройство «целевого» студента, обеспечение его стипендией и жильем на время обучения, со стороны студента – после окончания учебы работа в учреждении, указанном в договоре (не менее трех лет). За неисполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в размере средств, затраченных на обучение.

Читайте также:  Уведомление о вынесенном решении по АП

Что такое “целевое направление” в вузе

Особенность целевого набора заключается в том, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что предприятие или ведомство обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному конкурсу (но не вне конкурса, как ошибочно считают многие). В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства предприятия перед студентом, студента перед предприятием, а также предприятия перед вузом оформляются в трёхстороннем договоре. При этом сочтем нужным отметить, что целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте Министерства образования и науки РФ (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, однако в обиходе он расширен.

Система целевого набора таит в себе массу особенностей, которые обязаны знать абитуриенты, мечтающие поступить по целевому направлению.

В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, что знакомым надо быть со школьной скамьи. Так оно и есть – руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы «присмотреть» существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые проводит предприятие среди учащихся региона. Или встречи со школьниками на предприятии. Или тематические олимпиады, организатором или спонсором которых выступает предприятие. Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны – у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов. Например, предприятие «Татнефть» уже на протяжении нескольких десятилетий именно так выбирает потенциальные кадры и направляет их на обучение в нефтяные вузы России.

Еще в “целевики” обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии, имеют авторитет. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство предприятия идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование, и дает заветное направление.

Поступление и обучение

То, что абитуриент попал в целевой список, совсем не значит, что его примут в вуз без конкурса. Согласно правилам, конкурс в таком случае должен составлять не меньше 1,2 человека на одно место. Разумеется, это не такое серьезное испытание, как общий конкурс, но все же по оценкам ЕГЭ выбираются наиболее сильные абитуриенты.

Здесь есть один нюанс – по договору, студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно. А для этого, соответственно, необходимы способности и знание школьной базы. Поэтому конкурс в целевом наборе необходим.

Вариант трудоустройства для тех, кто обучался по целевому направлению, за чью учебу платило предприятие или на чью учебу были выделены средства из регионального бюджета, только один – вернуться и отработать положенный срок (который прописан в договоре) там, откуда был направлен. Это с одной стороны – плюс, с другой – минус. Почему?

Ситуация может сложиться так: студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого можно найти достойную работу в столице, а направление давала администрация, допустим, Иркутской области. Ему положено вернуться в Иркутскую область.

Другая ситуация: студентка обучалась по целевому контракту в одном городе, но за время обучения в вузе вышла замуж. Ей тоже положено вернуться и отработать положенный срок, если даже семья не планирует переезд.

Понятно, что жизненные ситуации складываются по-разному, и невозможно предположить, что человека ждет в ближайшие пять лет. Поэтому в трехстороннем контракте, который подписывается с абитуриентом, указывается, что в случае нарушения им условий контракта он обязуется возвратить предприятию сумму, потраченную на его обучение, а в некоторых случаях к сумме добавляется еще и штраф. Впрочем, каждая ситуация рассматривается отдельно, а по некоторым ситуациям есть даже законные лазейки (например, беременность выпускницы или состояние здоровья выпускника). Как правило, не согласные со своей участью выпускники обращаются к юристам, специализирующимся на подобных делах. Практика показывает, что кому-то удается «откосить» от трудоустройства, а кому-то, например, приходится отчитываться перед прокуратурой.

Нюансы целевого приема

Говоря о целевом приеме, сложно обобщать информацию, так как каждый вуз, каждое предприятие вносит свои коррективы в договора, однако скажем о некоторых особенностях целевого приема.
1. Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).
2. Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору – еще остается время подать документы на общих основаниях.
3. В 2011 году целевой набор по квотам от Минобрнауки составлял не более 20% от всего числа бюджетных мест, выделенных в вузе, тогда как в 2010 году доля была выше – 25%. В 2012 году, по заявлению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, целевой прием сократится еще на пять процентов и составит 15%.
4. Что касается ЦПК (целевой контрактной подготовки), то вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

Как устроено целевое обучение

В чём подвох и стоит ли вообще становиться целевиком

Целевой приём гарантирует абитуриенту поступление и трудоустройство, а компаниям — специалистов. Чтобы попасть на целевое обучение, вы должны заключить договор с предприятием и сдать ЕГЭ на минимальные балл, который установил вуз.

Правила Минобразования

Министерство образования описывает правила целевого приема в XI главе приказа о поступлении в вузы. На 2018 год действуют такие правила:

  • Количество мест определяет организация. Когда фирма решила, сколько ей нужно целевиков, она договаривается об этом с вузом и факультетом. Целевые места обычно берут из бюджетных — они не идут отдельным конкурсом.
  • Такие места могут заказать только государственные органы власти, госкорпорации или фирмы, у которых есть в уставном капитале доля государства.
  • Договор будет трёхсторонний: вы, вуз и организация.

Целевики идут вне конкурса. Так происходит, потому что фирма заключает договоры с таким количеством людей, сколько она запросила целевых мест. Это не нравится Министерству образования. Там считают, что на целевые места должен быть такой же конкурс, как по баллам ЕГЭ.

Договор с организацией

В приказе Министерства нет ни слова о трудоустройстве и других обязанностях предприятия. Не регулирует приказ и требования к студенту. Все обязанности будут прописаны в вашем договоре с предприятием. Поэтому внимательно изучите его, перед тем, как согласиться на целевое обучение. У каждой организации договор будет свой, но вы можете посмотреть на типовой пример такого договора.

Если вас устраивают условия фирмы, готовьтесь к собеседованию или тестированию. Компания должна понять, подходите ли вы ей или нет. Вас могут попросить пройти тест на знание определённых предметов или просто побеседовать, чтобы понять, что вы серьёзно настроены.

Компании выгодно целевое, потому что они 100% получают специалиста на работу. По договору вы должны будете отработать несколько лет в компании. Обычно этот срок 3-5 лет.

Учитывайте, что есть компании, которые сильно контролирует своих студентов. Например, принимают вместе с преподавателями экзамены и курсовые. А есть те, которые не особо следят за своими будущими работниками. Будьте готовы и к тому, и к другому.

Обратите внимание, что будет, если вас отчислят или вы сами захотите уйти из вуза. Такое бывает не только из-за плохой учёбы, но и по семейным обстоятельствам. Вероятно вам придётся выплатить всю стоимость обучения, а это 300-600 тысяч рублей в зависимости от специальности и вуза.

Как стать целевиком

Как вы могли понять, это непросто. Чтобы узнать квоты целевого приёма, обратитесь в вуз или, если вы точно знаете, что фирма набирает целевиков, — в отдел кадров. Спросите, на каких условиях возможно стать целевиком.

К сожалению, во многих государственных компаниях подобные места отдают детям работников или знакомых. Будьте к этому готовы и не расстраивайтесь. Минобразования никак не регламентирует, кому должны достаться целевые места.

Как бывает ещё

Моя знакомая учится на целевом. У неё нестандартная ситуация: фирма выкупила целевые места не из бюджетных, а из платных квот. После обучение девушке нужно будет отработать 5 лет на предприятии. Контроль успеваемости есть, представители компании приходят на защиту курсовых студентов. Но все защиты проходят довольно мягко. Стипендию фирма не платит.

Нужно ли вообще становится целевиком

Чтобы стать целевиком, нужны либо связи, либо свободное время для поиска организации. Это может отнять у вас время на подготовку к ЕГЭ, а в итоге договор с организацией вас не устроит. Придётся отработать в этой компании несколько лет после защиты диплома, а от от других предложений и возможностей, которые могут появиться в ходе учёбы, придётся отказаться. Вывод — вы связываете себе руки.

Но, если вам нравится фирма и договор с ней устраивает, то целевой приём — отличный шанс избавить себя от переживаний во время приёмной кампании и после сдачи ЕГЭ.

Что нужно запомнить

  • Становитесь целевиком, если вы точно хотите работать в компании.
  • Не пытайтесь искать целевое место лишь бы поступить. Вы потеряете время, которое лучше потратить на подготовку к ЕГЭ.
  • Если идёте на целевое, уделите время учёбе. Если вас отчислят, придётся выплачивать крупный долг.

Ссылка на основную публикацию