Снятие депутатских полномочий

Снятие депутатских полномочий

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 7 марта 2019 г. N 05-15/1001 Об основаниях досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования

В связи с обращением в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации от 5 февраля 2019 года N 3.20-23/94 сообщаем, что, по нашему мнению, вопросы, поставленные в обращении Председателя Думы города Братска Л.М. Павловой, относятся к регулированию статуса депутата представительного органа муниципального образования и в силу пункта “н” статьи 72, статьи 73 Конституции Российской Федерации и статьи 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” могут быть урегулированы законом субъекта Российской Федерации с учетом положений федеральных законов, в том числе Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

В связи с изложенным отмечаем, что соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования является отставка по собственному желанию.

Порядок и форма заявления о своей отставке, как и процедура сложения депутатом своих полномочий федеральным законодательством не установлена. Полагаем, что в случае подачи депутатом представительного органа муниципального образования заявления о сложении депутатских полномочий в решении представительного органа муниципального образования должно быть указано, с какого момента считаются прекращенным его депутатские полномочия (аналогичное регулирование в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержится в части 4 статьи 4 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”). При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий является соответствующее решение.

Только после вынесения представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа могут быть назначены дополнительные выборы либо оставшийся вакантным депутатский мандат может быть передан другому лицу. До принятия такого решения депутат вправе пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями и получать денежные выплаты, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П.

В то же время в случае избрания депутата представительного органа муниципального образования на иную должность, замещение которой несовместимо с полномочиями депутата, отсутствие такого решения представительного органа, исходя из положений пункта 6 статьи 70 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, не может служить препятствием для его регистрации в качестве избранного лица, вступления в должность, принятия участия в заседании вновь избранного органа и т.д.

Что касается отзыва депутатом заявления о сложении своих полномочий по собственному желанию, то возможность и процедура отзыва ранее поданных заявлений законодательно не закреплена, при этом прямого запрета на отзыв заявления депутата о своей отставке законодательство не содержит, что подтверждается судебной практикой (решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2017 года по делу N а-8269/17). На наш взгляд, решение о возможности такого отзыва должно рассматриваться и приниматься представительным органом муниципального образования в каждом конкретном случае, исходя из сложившихся обстоятельств.

При решении указанного вопроса в случае, если заявление было подано в связи с избранием депутата на иную должность, следует учитывать, приступил ли депутат к исполнению новых полномочий, а также учитывать ограничения, налагаемые на депутата в части замещения иной выборной должности, позицию законодательного (представительного) органа государственной власти, в который избран депутат, основанную на законодательстве о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

М.В. Гришина

Обзор документа

Одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования является отставка по собственному желанию. В решении органа должно быть указано, с какого момента полномочия считаются прекращенными.

Только после вынесения решения о досрочном прекращении полномочий могут быть назначены дополнительные выборы либо мандат может быть передан другому лицу. До принятия решения депутат вправе пользоваться гарантиями и получать денежные выплаты.

Если депутат избран на иную должность, замещение которой несовместимо с полномочиями депутата, то отсутствие решения не может служить препятствием для его регистрации в качестве избранного лица, вступления в должность, принятия участия в заседании вновь избранного органа и т. д.

Даны разъяснения на случай отзыва депутатом заявления об отставке.

Что нужно знать о прекращении полномочий председателя представительного органа

Основания для прекращения полномочий

Председатель представительного органа муниципального образования является депутатом этого органа и исполняет свои полномочия на постоянной основе (ст. 2,40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, далее – Закон № 131-ФЗ). Прекращение полномочий председателя представительного органа муниципального образования возможно одновремен­но с прекращением статуса депутата представительного органа муниципального образования или без прекращения статуса депутата.

Прекращение статуса депутата

Полномочия председателя представительного органа прекращаются или со дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, или досрочно в связи:

  • со смертью;
  • с отставкой по собственному желанию;
  • признанием судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • с признанием судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
  • с вступлением в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • с выездом за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • с прекращением гражданства Российской Федерации;
  • с прекращением гражданства иностранного государства – участника международного договора с Российской Федерацией, в соответствии с которым иностранец имеет право быть избранным в органы местного cамоуправления;
  • с приобретением гражданства иностранного государства либо получения права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора с Российской Федерацией, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • с отзывом избирателями;
  • с досрочным прекращением полномочий органа местного самоуправления;
  • с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Отстранение от должности

Если депутатский статус председателя не прекращается и речь идет лишь об отстранении его от должности, нужно учитывать следующее. Ни федеральное законодательство, ни большинство региональных законов, принятых в области гарантий депутатской деятельности, данный вопрос не регулируют. И выход здесь только один – нормативное регулирование на муниципальном уровне. А поскольку председатель возглавляет представительный орган муниципального образования, то и регламентировать вопросы, связанные с такими гарантиями, должен именно этот орган.

Условия и порядок прекращения полномочий председателя надо определить в муниципальном правовом акте

Депутатская деятельность относится к трудовой деятельности физлица. Поэтому обязанности, выполняемые депутатом в рамках депутатской деятельности, это его трудовые обязанности (письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-04-05/6-293). Но нормы Трудового кодекса РФ на пред-седателя напрямую не распространяются, поскольку у него нет работодателя.

Их применение возможно на основании:

  • принципа «аналогии закона»: к не урегулированному конкретной нормой правоотношению применяются нормы закона, регламентирующие сходные отношения;
  • статей 2 и 11 Трудового кодекса РФ, которые предусматривают, что трудовым законодательством регулируются как трудовые, так и иные непосредственно связанные с ними отношения. Поскольку деятельность председателя относится к трудовой и может регулироваться трудовым законодательством в качестве иных отношений, применение аналогии права в вопросах отстранения от должности председателя обоснованно.

Чтобы прекращение полномочий председателя по основаниям, отсутствующим в Законе № 131-ФЗ или иных федеральных законах, было законным, представительный орган должен принять муниципальный правовой акт, определяющий условия и порядок такого прекращения. Акт может быть оформлен как изменение в устав муниципального образования или как самостоятельное решение. В последнем случае требуется наличие в уставе муниципального образования так называемой отсылочной нормы, предусматривающей, что условия и порядок прекращения полномочий председателя регулируются решениями представительного органа. Порядок и условия прекращения полномочий председателя можно определить в регламенте представительного органа муниципального образования. Там должно быть оговорено, что председатель имеет право в любое время добровольно сложить свои полномочия, сохранив при этом статус депутата.

Пример 1. В части 5 статьи 49 регламента Думы Надеждинского муниципального района, утвержденного решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16 октября 2009 г. № 188, сказано следующее: «Председатель Думы вправе добровольно уйти в отставку на основании своего письменного заявления. На основании заявления Дума принимает решение об отставке председателя Думы. В случае непринятия Думой отставки председатель Думы вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после заседания Думы».

Депутаты могут стать инициаторами отставки

Если инициаторами отстранения от должности председателя являются депутаты, тогда целесообразно решать вопрос о прекращении его полномочии в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (по аналогии закона), регулирующими порядок и основания прекращения трудового договора.

  1. Муниципальным правовым актом должны быть определены причины, по которым может произойти отстранение председателя от должности по статье 81 Трудового кодекса РФ, устанавливающей основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Исходя из нее, в регламенте представительного органа можно закрепить следующие условия для инициирования процесса отстранения председателя от должности:
  • неоднократное неисполнение без уважительных причин своих должностных обязанностей (эти обязанности должны быть четко установлены регламентом);
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей (в регламенте должно быть четко прописано, какие нарушения относятся к грубым);
  • прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иной ущерб имуществу представительного органа как юридического лица (организации).

Данный перечень может быть изменен (дополнен) по решению конкретного представительного органа муниципального образования.

  1. Регламент должен содержать порядок выдвижения инициативы депутатами об отстранении председателя от должности.

Пример 2. Согласно регламенту Думы Надеждинского муниципального района, вопрос об отзыве председателя Думы вносится в повестку дня заседания по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

  1. Необходимо определить порядок проведения процедуры отстранения председателя от должности. Исходя из принципа коллегиальности работы представительного органа, нужно создать временную депутатскую комиссию, которая будет проводить служебное расследование в отношении предсе­дателя. Порядок ее работы устанавливается регламентом.
Читайте также:  Обжалования постановления о правонарушении

По аналогии со статьей 193 Трудового кодекса РФ пред­седатель должен иметь возможность дать депутатам пись­менное объяснение по поводу вменяемых ему нарушений. Ему также должно быть предоставлено слово на заседании представительного органа, прежде чем начнется голосова­ние по вопросу его отставки.

  1. В регламенте надо предусмотреть порядок проведения голосования по вопросу отстранения председателя от должности. Оно должно быть тайным, а для принятия решения об отставке необходимо квалифицированное большинство голосов от установленного числа депутатов (по аналогии с ч. 8 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ, устанавливающей порядок голосования представительного органа об удалении в отстав­ку главы муниципального образования).

Также в регламенте нужно предусмотреть для председа­теля, потерявшего свою должность в результате отставки по решению депутатов, возможность судебного обжалования, даже если решение принято в соответствии с регламентом.

Применение аналогии закона обоснованно

Органы местного самоуправления наделены правами юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для управленческих функций (ст. 41 Закона № 131-ФЗ).

Председатель представительного органа является руководителем муниципального казенного учреждения. И применение к его трудовой деятельности по аналогии трудового законодательства в этом случае обоснованно.

П.В. ГУЛИДОВ, эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления – это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Значимые правовые позиции по вопросу отзыва выборных лиц местного самоуправления были высказаны Конституционным Судом Российской Федерации . Так, очень важным является сформулированное Конституционным Судом положение о недопустимости введения облегченной процедуры отзыва. Конституционным Судом затрагиваются и весьма важные вопросы, связанные с основаниями отзыва. В силу особенностей местного самоуправления как публичной власти, наиболее тесно связанной с населением, которыми предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления, то или иное решение либо действие (бездействие) выборного должностного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения и является согласно уставу муниципального образования основанием для отзыва, может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения. Тем большее значение при отзыве приобретает судебная защита, предполагающая, в частности, возможность установления судом по инициативе отзываемого лица или другого надлежащего заявителя, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, и потому дальнейшее осуществление процедуры отзыва исключается.

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на.

1) срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет, установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления. 5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата.

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.09.2017 N 64-КГ17-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 сентября 2017 г. N 64-КГ17-5

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Чернеги А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 15 сентября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Чернеги А.А. о признании незаконным решения Собрания Северо-Курильского городского округа от 25 мая 2016 года N 6/25-5.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Чернега А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Собрания Северо-Курильского городского округа от 25 мая 2016 года N 6/25-5, которым досрочно прекращены его полномочия депутата Собрания Северо-Курильского городского округа, исполняющего их на непостоянной основе. Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило невыполнение истцом обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в срок до 30 апреля 2016 года. Ссылается на то, что он не имел возможности подать декларацию в указанный срок в связи с тем, что решение представительного органа местного самоуправления, возложившее обязанность на депутатов представлять данные сведения в срок до 30 апреля, вступило в законную силу 6 мая 2016 года после его официального опубликования, а в указанный период он находился в отпуске за пределами Северо-Курильского района. Кроме того, 23 мая 2016 года он представил декларацию о доходах и расходах своих и супруги в Собрание Северо-Курильского городского округа.

Решением Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 9 июня 2016 года административный иск удовлетворен; решение Собрания Северо-Курильского городского округа от 25 мая 2016 года N 6/25-5 “О досрочном прекращении полномочий в связи с утратой доверия депутата Собрания Северо-Курильского городского округа V созыва Чернеги А.А.” признано незаконным; на Собрание Северо-Курильского городского округа возложены обязанности: устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов Чернеги А.А. в качестве депутата Собрания Северо-Курильского городского округа, восстановить Чернегу А.А. в полномочиях депутата Собрания Северо-Курильского городского округа в течение десяти суток с момента вступления данного решения суда в законную силу, а также сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда о принятых мерах по выполнению возложенных обязанностей.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 15 сентября 2016 года решение Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 9 июня 2016 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Читайте также:  Получение водительского удостоверения

Определением судьи Сахалинского областного суда от 27 декабря 2016 года Чернеге А.А. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Чернега А.А. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 15 сентября 2016 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 7 августа 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к выводу о незаконности обжалуемого судебного постановления ввиду неправильного применения норм материального права.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Удовлетворяя административное исковое заявление Чернеги А.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец не имел реальной возможности подать декларацию в срок до 30 апреля 2016 года в связи с тем, что решение представительного органа местного самоуправления, возложившее обязанность на депутатов представлять данные сведения в срок до 30 апреля, вступило в законную силу только 6 мая 2016 года после его официального опубликования. Учтено судом и то обстоятельство, что в указанный период истец находился в отпуске за пределами Северо-Курильского района и 23 мая 2016 года декларацию о доходах и расходах своих и супруги в Собрание Северо-Курильского городского округа он представил.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку Чернега А.А., являясь депутатом представительного органа местного самоуправления, не представил в установленный срок (до 30 апреля 2016 года) сведения в отношении себя и своей супруги о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то оспариваемое решение о досрочном прекращении его полномочий является законным. Отсутствие на муниципальном уровне правового регулирования порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не освобождает лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе депутатов, от обязанности соблюдать требования федерального законодательства и представлять указанные сведения в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Судебная коллегия считает такие выводы основанными на неправильном применении норм материального права.

Из материалов дела следует, что решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 25 мая 2016 года N 6/25-5 досрочно прекращены полномочия в связи с утратой доверия депутата Собрания Северо-Курильского городского округа V созыва Чернеги А.А. по причине нарушения обязанности по подаче сведений о своих и супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок, предусмотренный подпунктом “б” пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, “не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным”. Данное решение вынесено в том числе на основании Порядка освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности в Собрании Северо-Курильского городского округа, в связи с утратой доверия, утвержденного решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 24 мая 2016 года N 5/23-5, согласно пунктам 2 и 5 которого такое лицо подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 7.1, статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного указанным лицом коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение лицом других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения этим лицом своих обязанностей.

В силу положений статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.

Согласно положениям статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами (статья 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”).

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, органам местного самоуправления при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рекомендовано руководствоваться данным указом.

Согласно пункту 3 Положения данные сведения представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 28 апреля 2016 года N 4/15-5 утверждено Положение о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдении запретов и ограничений лицами, замещающими муниципальные должности в Собрании Северо-Курильского городского округа (далее – Положение).

Указанные лица сведения о своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляют ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 (пункты 2.1 и 2.2 Положения).

В случае если лица, замещающие муниципальные должности, обнаружили, что в представленных ими сведениях не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения или имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Сведения о своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подаются заместителю председателя Собрания Северо-Курильского городского округа (пункты 2.4 и 2.5 Положения).

Таким образом, из содержания данного муниципального правового акта следует, что им предусмотрены сроки и форма представления сведений о доходах и расходах, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть определен порядок исполнения указанными лицами установленной федеральным законодательством обязанности.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) указанных актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (статья 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 года N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части” в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при судопроизводстве разъяснил судам, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом (пункт 21).

Статьей 29 Устава Северо-Курильского городского округа предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию не позднее 10 дней после их подписания и вступают в силу с даты их размещения в сети “Интернет” на официальном сайте администрации муниципального образования, если иное не оговорено самим муниципальным нормативным правовым актом, за исключением нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в которых специально оговорено опубликование их полного текста в газете “Курильский рыбак”.

Читайте также:  За долги снимают деньги с карты

Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто судом апелляционной инстанции, что Положение, утвержденное решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 28 апреля 2016 года N 4/15-5, опубликовано в официальном печатном издании, в котором согласно Уставу муниципального образования подлежат публикации муниципальные нормативные правовые акты Северо-Курильского городского округа, – в газете “Курильский рыбак” 6 мая 2016 года N 17, на официальном сайте в сети “Интернет” администрации городского округа размещено 11 мая 2016 года.

Чернега А.А. с 10 апреля 2016 года отсутствовал в Северо-Курильском городском округе, куда вернулся из вынужденного связанного с необходимостью лечения супруги отпуска только 15 мая 2016 года. Сведения о доходах заявитель сдал еще до вынесения Собранием Северо-Курильского городского округа решения о досрочном прекращении его полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Правильный анализ указанных выше правовых норм позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что возможность исполнить данную обязанность появилась у истца только после 6 мая 2016 года, то есть после вступления в законную силу муниципального правового акта – Положения, определившего порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области, а в равной степени и муниципальными правовыми актами данный порядок до утверждения и вступления в силу Положения не был регламентирован, не определен был и орган (должностное лицо), уполномоченный на прием таких сведений, относящихся к информации ограниченного доступа.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска Чернеги А.А. и восстановления нарушенных прав является правильным. Оснований для несогласия с таким выводом суда у суда апелляционной инстанции не имелось.

При таких данных применительно к положениям статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания полагать, что суд апелляционной инстанции, отказывая Чернеге А.А. в удовлетворении административного искового заявления, допустил существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 15 сентября 2016 года отменить, решение Северо-Курильского районного суда Сахалинской области от 9 июня 2016 года оставить в силе.

Суд, прокуратура и губернатор требуют лишить полномочий шестерых членов гордумы Димитровграда

Городской суд Димитровграда обязал городскую думу рассмотреть представление областного прокурора о лишении полномочий двух ее депутатов (один от КПРФ, другой — от «Единой России»). Прокуратура настаивает на том, что депутаты допустили «существенные нарушения» и при избрании скрыли информацию о своих доходах и имуществе. Ранее на прекращении полномочий этих депутатов настаивал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, однако гордума, большинство в которой контролируют коммунисты, отказалась выполнить его требования. В понедельник губернатор направил в суд еще четыре иска с требованиями лишить полномочий четверых депутатов Димитровградской городской думы от КПРФ.

В понедельник вечером Димитровградский городской суд принял решение по иску прокурора Димитровграда к гордуме о признании незаконным ее бездействия и понуждении рассмотреть представление прокурора о лишении полномочий двух депутатов, скрывших сведения о своих доходах и доходах членов своих семей.

Напомним, по итогам выборов в сентябре 2018 года КПРФ получила 26 мандатов из 30 (90%), три места получила «Единая Россия», одно — ЛДПР. В середине декабря прошлого года фракцию КПРФ в гордуме покинули семь депутатов.

Первоначально требование к гордуме лишить депутатов полномочий «за существенные нарушения» предъявил губернатор Ульяновской области. Однако гордума на это требование не отреагировала. Тогда свою проверку провела прокуратура области. Прокуроры направили представление в гордуму Димитровграда с требованием досрочно прекратить полномочия двух депутатов, «пытавшихся скрыть сведения о дорогостоящих объектах недвижимости и доходах»,— Владимира Дементьева (КПРФ) и Сергея Королева (руководитель фракции «Единая Россия»). Как сообщало ведомство, Владимир Дементьев «пытался скрыть информацию о находящихся в его собственности земельном участке и квартире», а «Сергей Королев не сообщил о принадлежащих его жене крупных объектах недвижимости и доходах от коммерческой структуры». Однако гордума Димитровграда отказалась это сделать, сославшись на пробел в региональном законодательстве.

Депутат Королев заявил в суде, что все сведения, изложенные в представленных им справках о доходах, достоверные. Не признал исковые требования и депутат Дементьев.

Представитель гордумы подтвердила, что представление прокуратуры не рассматривалось, так как ранее было рассмотрено заявление губернатора с требованием досрочного прекращения полномочий депутатов, но, «поскольку нарушения признаны незначительными», «принято решение о возможности применения иных мер ответственности». Тем не менее суд признал бездействие гордумы, «выразившееся в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов», незаконным и обязал депутатов «повторно рассмотреть представление прокурора».

Сергей Королев пояснил “Ъ”, что представил суду все справки, подтверждающие достоверность сведений, и намерен обжаловать решение суда.

« У губернатора странный подход: когда прокуратура подтверждает, что его подчиненные — замы и министры — предоставляют недостоверные сведения, им в лучшем случае только выговор объявляется, а здесь он требует нас лишить полномочий. Непонятна сама процедура: нас избирает народ, а требует лишить мандатов губернатор»,— сказал господин Королев.

Владимир Дементьев заявил “Ъ”, что «был совершен должностной подлог, искажены документы», в связи с чем он «подал в Следственный комитет заявление о возбуждении уголовного дела, но ответа до сих пор пока не получил». Обжаловать решение суда намерена и гордума. «Главная проблема в том, что нет никаких критериев существенности нарушений. Закон есть, а критериев нет»,— заметил спикер гордумы Александр Ерышев.

Зампрокурора Димитровграда Дмитрий Фомичев подтвердил “Ъ”, что как таковых «критериев оценки в законодательстве и вправду не существует, потому что каждая ситуация, видимо, индивидуальна», «поэтому именно суд должен разобраться в деталях и степени вины». «Но пока правоприменение в этой сфере еще не отработано»,— заметил зампрокурора. Впрочем, в горсуде Димитровграда “Ъ” пояснили, что суд не оценивал достоверность сведений, поданных депутатами, как не оценивал и степень нарушений, насколько они существенны: «Оценивалась только законность действий гордумы». Кроме того, в понедельник стало известно, что губернатор Ульяновской области Сергей Морозов обратился к гордуме Димитровграда еще с четырьмя исками, требуя лишить полномочий депутатов от КПРФ Владислава Хворова, Марса Хабиахмедова, Сергея Степаненко и Сергея Крючкова за нарушения, допущенные в справках о доходах и имуществе за 2018 год. Ранее гордума Димитровграда сделать это отказалась.

Инструкция: Можно ли отозвать депутата Государственной Думы?

Российское общество ищет способы отзыва депутатов Госдумы после голосования по закону о пенсиях. Царьград разобрался в юридических тонкостях и процедурах

После принятия Государственной Думой законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, а также закона о повышении НДС до 20%, многие стали задаваться вопросом: а могут ли граждане отозвать избранников народа назад, поближе к земле?

Волна негодования вполне объяснима и направлена она на правящую партию – «Единую Россию». Как мы уже раньше говорили, получив больше двух третей мест в Думе, именно единороссы теперь несут полную ответственность за все, что происходит в стране. Царьград решил разобраться в том, какие есть механизмы воздействия избирателей на депутатов и сенаторов.

Итак, желающие подробно изучить вопрос должны обратиться к федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы». Так вот там нет ни слова о непосредственно процедуре отзыва. С такой инициативой в свое время выступали различные оппозиционные партии, в том числе КПРФ. Но, как вы понимаете, дальше обсуждения такие инициативы не проходили и блокировались парламентским большинством.

С вещами – на выход

В Статье 4. вышеупомянутого закона указаны случаи, при которых возможно досрочное сложение полномочий народного избранника.

Это может произойти, например, при наличии письменного заявления парламентария. Если, скажем, человек устал.

Также депутат должен сложить полномочия, если изберется в законодательный орган власти региона или получит какой-то государственный пост.

Не удастся сохранить пост, если парламентарий решит заняться коммерцией или вдруг войдет в правление иностранной НКО, действующей на территории России.

Еще депутату или сенатору придется туго, если выяснится, что у него есть счета и имущество за рубежом, а также если он своевременно не подаст сведения о доходах и имуществе своей семьи.

Придется забыть о законотворчестве в случае утраты российского гражданства или приобретения гражданства другой страны, а также вступления в законную силу обвинительного приговора суда, или если вдруг будет признано, что парламентарий недееспособен.

Также не получится оставаться депутатом после смерти или выхода из фракции или партии, по спискам которой депутат избирался.

Ну и, наконец, полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по инициативе фракции или комитета, членом которого он является. Сделано это, видимо, чтобы иметь возможность контролировать неугодных.

Так что выбор юридических инструментов не такой уж и большой.

Но вдруг вы знаете о своем депутате что-то, чего не знают в уполномоченных органах?

Из непрямых, но весьма действенных способов можно отметить информирование граждан на местах. Так, жители Ярославля развешивают баннеры с именами депутатов от Единой России, избравшихся от их региона и голосовавших за пенсионную реформу.

По большому счету, такого рода гражданские акции – единственное, что можно делать уже здесь и сейчас. Не так уж сложно найти в длинном списке депутатов Единой России представителя от вашего избирательного округа и рассказать соседям о том, как повел себя народный избранник. Но, делая это, не забывайте о том, что все должно быть строго в рамках закона, и не допускайте неуважительных высказываний в адрес депутата. Иначе подпадете под действие статьи 43:

Статья 43. Проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы

Неуважение к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию Российской Федерации или к установленным настоящим Федеральным законом правилам, влечет за собой ответственность, предусмотренную административным законодательством.

Так что помните о том, что депутат может ответить вам иском.

Но, согласитесь, – это не повод опускать руки.

Ссылка на основную публикацию