Фотографировать в школе

Как фотографировать детей в школе

Каждый из нас надолго хочет оставить в своей памяти школьные годы, и для этого, чаще всего, делает ценное для него школьное фото. Тема эта будет актуальной всегда, поэтому я решил рассказать вам, как фотографировать в школе.

Данная инструкция подойдёт не только для фотографирования детей в школе, но и для фотографирования на диплом.

Начнём с необходимого оборудования. Во-первых, нам потребуется несколько объективов. Например штатный объектив, как правило в зависимости от модели фотоаппарата фокусное расстояние там может быть разное, чаще всего это 18-55 мм. или 18-105 мм. Чтобы немного разнообразить фотографию, пригодится такой объектив, как fish-eye. Он придаёт снимку своеобразную выпуклость – эффект «бочки», что очень нравится современным школьникам. Кроме того, при помощи “Рыбьего глаза” удобно фотографировать большую группу людей. Второй, необходимый нам объектив называется «портретник» – объектив с фокусным расстоянием 100 мм. Он отлично подойдёт для создания кадра с одним объектом фотографирования. Помимо этого нам понадобятся и другие объективы. Нужен ещё обычный широкоуголный объектив на 18-40 мм., он нам будет нужен для фотографирования группы людей.

Во-вторых, нам не обойтись без нескольких вспышек. Я рекомендую приобрести две. Они понадобятся для того, чтобы портрет получился ровным и мягким. Для этого также рекомендую вам купить хотя бы один бокс для вспышки.

В-третьих, обратите внимание на наличие дополнительного оборудования: светоотражатель, синхронизатор для вспышек, штатив, фон и т.д.

Светоотражатель рекомендую брать золотистый, как показывает опыт, людям он нравится больше и работать с ним приятнее. От него кожа будет менее бледной, а это важно для портрета.

Синхронизатор нужен, чтобы вспышки реагировали на работу камеры. Отдельно от него они работать не будут, а поскольку вспышек несколько, то проводная система нам не подойдёт.

Штативов нам потребуется, как минимум, три: для светоотражателя, для камеры и один для того, чтобы держать фон.

Фон можно взять нейтрального цвета, а можно и подобрать что-то поинтереснее, к примеру, золотой фон. Он редкий, но с ним фотографии приобретают наибольшую выразительность.

Рассмотрим пошаговую инструкцию к расстановке света при формировании качественного портрета.

Этот пункт я выделил не случайно, здесь-то я и расскажу подробнее, где нам понадобятся вспышки и светоотражатель.

Шаг 1. Где должны стоять источники света.

Итак, у нас есть несколько источников света: 2 вспышки, синхронизатор и светоотражатель. Расположить эти приборы надо так, чтобы фотографируемый объект был освещён со всех сторон. Представьте: в центре находится наша модель, перед ней вы – фотограф. Справа от вас вспышка в боксе, слева светоотражатель; сверху над фоном прикреплена ещё одна вспышка, направляющая свет на фотографируемый объект. Такая расстановка элементов наиболее проста и в то же время эффективна для создания хорошего фото.

Светоотражатель и вспышку, по бокам от фотографа, стоит разместить так, чтобы не только смотрели друг на друга, но и попадали на ребёнка, например 45 градуссов. Это даёт максимальный поток света по бокам модели и спереди её. Вспышка, находящаяся наверху фона, позволяет нам осветить голову объекта, что делает кадр наиболее выразительным.

На рисунке ниже я покажу вам, как должна выглядеть данная расстановка всех необходимых для фото объектов и элементов.

Как вы видите, элементы света, находящиеся по бокам от фотографа, смотрят друг на друга и при этом попадают на нашу модель. Эта схема немного отличается от той, которую я описывал: здесь источник света сзади модели расположен неправильно. Его необходимо установить вверху фона и направить вниз на модель. Здесь он направлен на фон.

Шаг 2. Изменение света при изменении ракурса.

Меняя своё местоположение относительно фотографируемого объекта, регулируйте направление света, в противном случае фотография будет либо перенасыщена светом, либо затемнена.

Шаг 3. Коллективное фото.

Вас, как профессионального фотографа, могут попросить сделать групповое фото класса. Для этого вы должны чётко знать, как фотографировать класс. Это гораздо проще и быстрее, чем делать портрет каждого школьника в отдельности. Как раз таки здесь будет большим плюсом объектив fish-eye, его эффект выделится на обычных фотографиях и даст пищу для размышлений при составлении сюжета фото. Здесь вам придётся изучить территорию школы, для того, чтобы выбрать наиболее подходящие для фото места.

Учитывайте параметры, которые наиболее хорошо передадут свет на снимок – настраивайте выдержку и диафрагму, эсперементируйте, чтобы узнать, какой вариант подходящий. Например я делал эскпозицию 1/125, 3.5.

Как фотографировать детей в школе?

Когда все приборы и устройства готовы для фотографирования, можно перейти непосредственно к работе с людьми, в нашем случае – школьниками.

Итак, первое, и самое основное – это сделать портрет каждого ученика в отдельности. Рекомендую вам показывать получившийся кадр ученику. Если ему понравится, он скажет «да», значит на первоначальной стадии фото готово.

Так, в среднем, на одного ребёнка уйдёт до 7 минут времени, а то и больше. Учитывая, что ребят в классе может быть 25, то процесс фотосессии может занять больше двух часов. Именно поэтому рекомендую устраивать фотографирование каждого класса в отдельный день и заранее планировать процесс фотосъёмки.

Вы, как специалист, обязаны помочь ребёнку с позой для фотографирования. Преимущественно, для каждого она должна быть своя. Сначала вы можете попросить ребят самостоятельно попозировать перед камерой. При этом вы сделаете несколько кадров, если из них ничего подходящего выбрать не получится, порекомендуйте ребятам свои позы и сделайте ещё несколько кадров.

На заметку каждому фотографу несколько простых, но очень важных правил работы со школьным коллективом.

  1. Ваша модель в кадре должна чувствовать себя уверено. Поэтому постарайтесь убедить школьника в том, что он хорошо выглядит (особенно для учащихся старших классов – девушек).
  2. Постарайтесь настоять на том, чтобы преподаватель заблаговременно предупредил родителей школьников о ближайшей для них фотосессии. Это нужно для того, чтобы родители смогли подготовить своего ребенка: красиво одеть, дать необходимые советы и рекомендации. В противном случае могут возникнуть неприятные недоразумения.
  3. Призываю вас к тому, чтобы вы прислушивались к мнению педагогов о том, как фотографировать школьный класс. Возможно, по этому поводу у них есть свои задумки, и вам достаточно их просто воплотить.
  4. Когда все фото будут готовы, вы должны согласовать их с заказчиком, в нашем случае с педагогом или одним из родителей-активистов. С ними вам необходимо обговорить ещё раз все детали фото: сюжет, качество, размеры, стоимость, чтобы узнать, всё ли их устраивает. У них же стоит уточнить имена и фамилии каждого ученика, изображенного на фото. Это необходимо при формировании школьного альбома или фото, где будут указаны имена детей. Если вы неправильно запишите ФИО ребёнка, изображенного на снимке, то при печати ошибка даст о себе знать, и убытки за испорченные фото или альбомы понесёте именно вы.

Помимо этого понадобится делать фотографии детей на улице, территории школы. Поэтому заранее изучите прогноз погоды – в дождь не получится красивых снимков. Так учитывайте тот факт, что солнце может мешать равномерному освещению объекта, для этого объясните группе где лучше встать.

Изучив данную статью мы приходим к выводу, что для фотографирования в школе нам надо будет взять большое количество оборудования, тщательно подготовиться и потратить много времени для создания необходимого результата. И вы получите нужные фотографии если будете соблюдать эту простую инструкцию.

Мини-фотосессия для школьников.

Фотографирую с друзьями и то, чем занимаются ученики во время перемены.

Делаю общую фотографию. Одну «серьёзную» для родителей и несколько «несерьёзных» для детей.

Внимание! Общая фотография делается не как основная, т.е. основной акцент фотосессии я делаю на фотографиях во время уроков. Не нужно сравнивать мою общую фотографию с тем, что делают обычно «школьные» фотографы. Ребят фотографируют отдельно на зелёном фоне, потом вырезают и вставляют на подготовленный фон. Этот процесс тоже требует много времени.Я не делаю так, потому что во-первых устанут дети, во-вторых это будет стоить гораздо дороже, а в третьих это уже давно устарело и не выглядит свежо.

По итогам фотосессии у вашего ребенка будет около 15-40 фотографий из жизни в школе сфотографированные за 3 урока.

Результат работы могу предоставить в нескольких вариантах:

1. Электронная версия. Отправляю фотографии всех детей через облачное хранилище. Делаю резервный диск. Без печати. Цена 300 рублей с человека. От 20 человек.

2. Электронная версия + напечатанная общая фотография с подписью школы, класса и года. Делаю резервный диск. Цена 350 рублей с человека. От 20 человек.


3. Электронная версия + коллаж, где будут общая фотография и 5 фотографий из жизни в школе. Фотографии ставлю по принципу 1-2 фотографии личные, а остальные с другом из класса. Делаю резервный диск.
Цена 400 рублей с человека. От 20 человек.

Читайте также:  Как написать жалобу на коммунальную службу

4.NEW! Электронная версия + КНИГА на 1 разворот, где будут общая фотография на тыльной стороне, личная фотография с подписью класса, школы и года спереди и 4 фотографии внутри книги. Делаю резервный диск.
Цена 650 рублей с человека. От 20 человек.

Если каждому родителю нужно записать диск отдельно +100 рублей за каждый диск.

Все фотографии я могу использовать в качестве рекламы своих услуг. Если нужна полностью конфиденциальная фотосессия, то это обговаривается отдельно и до фотосессии. Если вам не нравится выставленная фотография вы можете написать мне и сразу её удалю.

Родители, внимательно отнеситесь к внешнему виду своего ребенка перед съёмкой. Я сфотографирую детей так, как вы их привели на фотосессию. Я не знаю каким вы хотите видеть своего ребенка на фотографии. Может вы хотите, чтобы у него были растрёпаны волосы, а может нет. Я не глажу мятую одежду и не чищу её от грязи.

Цены действительны с сентября по февраль. С марта по май цены на 100 рублей выше.

Если вам нужны индивидуальные условия, звоните — я открыт для предложений.

Фотосъемка в школе

Эти слова популярной песни советских времен помнят многие. Школьные годы действительно трудно забыть любому из нас, любому человеку. И эту память очень хорошо помогают хранить школьные фотографии. Они волнительно и трепетно воскрешают в наших сердцах неповторимую атмосферу нашего детства, нашей юности. Школьные фотографии до недавних пор бережно хранили в семейных альбомах, изредка показывая детям и внукам, в наше время их оцифровывают и показывают друзьям в социальных сетях… Это вызывает бурю эмоций. Короче, тема школьных фотографий была актуальна всегда. Актуальна она и сегодня. Вот поэтому мы и решили рассказать вам сегодня о том, как сделать хорошую, качественную школьную фотографию. Такую, чтобы ее не стыдно было и друзьям показать, и в Интернет выставить.

Начнем с рассказа о том, какое оборудование вам для этого потребуется.

Объективы. Объективов для съемки в школе хорошо иметь несколько. Почему и какие? Поясним. Штатный объектив вашего фотоаппарата обычно имеет фокусное расстояние от 18 до 55 миллиметров. Иногда – 18-105 миллиметров. Но таким объективом можно сделать самую обычную, привычную фотографию. А вот для того, чтобы немного «похулиганить», внести свежую нотку в обычное дело, для фотографирования школьного класса хорошо применить так называемый объектив fish-eye, или, как еще его называют по другому «рыбий глаз». Снимки, сделанные таким объективом, имеют «эффект бочки», а это очень нравится современной молодежи.

Еще один объектив, который вам потребуется в работе, это портретный объектив. Портретником называют объектив, который имеет фиксированное фокусное расстояние примерно около 100 миллиметров. Таким объективом хорошо фотографировать одного человека, делать индивидуальные портреты школьников.

Ну, а для фотографирования больших групп людей при условиях недостатка места в помещениях с небольшой площадью вам может пригодиться широкоугольный объектив с фокусным расстоянием примерно от 18 до 40 миллиметров.

Освещение. Точнее, осветительные приборы. Для фотографирования в школе нам потребуется как минимум несколько фотовспышек. Обычно хватает двух. Две вспышки создают мягкий и ровный свет. Особенно это касается индивидуальных портретов ребят. Хорошо, если ваши вспышки дополнительно будут оборудованы софтбоксами.

Далее. Следующая группа необходимых в работе вещей. Это фон, штативы, светоотражатели и синхронизаторы для вспышек.

Очень хорошо при описываемых съемках использовать светоотражатель золотистого цвета. Оттенок, создаваемый им на лицах портретируемых, получается нежным и теплым, а это обычно нравится почти всем. Если использовать отражатель другого цвета, кожа человека будет выглядеть бледной и неестественной. Для портретной съемки это особенно важно.

Синхронизатор вспышек нужен для того, чтобы координировать их работу. Проще говоря, для того чтобы вспышки срабатывали одновременно. От проводных синхронизаторов сегодня уже отказываются, заменяя их другими типами этих приборов. Кому понравится куча проводов под ногами, за которые можно легко запнуться? Особенно если кругом – дети. А оборудование у вас недешевое.

Штативов вам потребуется тоже несколько. Минимум три штуки. Собственно для фотокамеры, для фона и для светоотражателя.

Фон в школьной съемке можно использовать самых разных цветов и фактур. Конечно, нейтральный фон обычно бывает привычнее всего. Но можно использовать и другие. Например, синий или золотистый. С необычными фонами фотографии приобретают особую выразительность.

Ну, а теперь пора переходить к пошаговой инструкции по установке света при съемке школьного портрета.

Шаг 1. Расстановка источников света

Как мы уже сказали, пользоваться мы будем двумя фотовспышками, светоотражателем и синхронизатором. Источники света относительно портретируемого нужно установить таким образом, чтобы человек был равномерно освещен со всех сторон.

Итак, начинаем. Перед вами тот, кого вы фотографируете. То есть, ваша модель. Перед моделью стоите вы. Перед вами фотокамера на штативе. За спиной модели – фон, так же прикрепленный на штатив. Справа от вас, фотографа, фотовспышка в софтбоксе, установленная опять же на штативе. Слева – светоотражатель. Чуть выше фона, тоже на штативе, укреплена еще одна фотовспышка. Ее свет должен быть направлен на модель. Светоотражатель и вспышка должны быть размещены так, чтобы они были взаимно направлены друг на друга под углом примерно в 45 градусов, но их свет падал на модель. Таким образом на лицо портретируемого мы направим максимально возможный световой поток и человек будет равномерно освещен как спереди, так и с обеих сторон. А источник света (фотовспышка) который находится над фоном сверху, хорошо осветит голову того, кого мы фотографируем, что сделает портрет еще более выразительным. Эта схема расстановки осветительных приборов считается классической. Стандартной, так сказать. Она проста и эффектна. Снимки при таком освещении обычно получаются хорошими.

А вот на этом рисунке представлена немного другая схема освещения. Она тоже достаточно интересна.

Шаг 2. Влияние ракурса на изменение света

Если при съемке вы, фотограф, будете менять свое местоположение относительно того, кого вы фотографируете, то вам придется изменять и направление света от осветительных приборов. Если вы не будете учитывать в своей работе этот момент, то снимок у вас может получиться либо слишком темным, либо пересвеченным.

Шаг 3. Коллективная фотография

Ну вот, работа над индивидуальными портретами учеников завершена. Переходим к снимку всего класса. То есть, проще говоря, к коллективной фотографии. Заметим, что фотографировать класс целиком несколько проще, чем фотографировать каждого ребенка по отдельности. Именно тут вам может пригодиться объектив «рыбий глаз». Как мы уже говорили, снимки, сделанные таким объективом, получаются очень необычными и эффектными. Но при этом вам придется чуть больше подумать о сюжете такого снимка. Походите по школе, осмотрите ее помещения, классы, коридоры. Обратите внимание на освещенность этих помещений.

Ну, а собственно при съемке не забудьте правильно подобрать экспозицию, то есть сочетание выдержки, диафрагмы и значения светочувствительности.

Как фотографировать школьников?

Итак, фотоаппарат стоит на штативе. Фон – на нужном ему месте. Осветительная аппаратура настроена. Начинаем съемку. А съемка – это работа с людьми. Стало быть, съемка в школе – это работа с детьми.

Самое главное, что вам нужно сделать – это отдельный портрет каждого ребенка. Советуем сделанные кадры показывать ученику. Если ваши снимки ему понравились, то первый этап работы можно считать законченным. Исходя из практики, на фотографирование одного человека обычно уходит в среднем 5-7 минут, а иногда и чуть больше. И если в классе 25-27 человек, то съемка легко может затянуться на два-три часа. Вот почему мы рекомендуем не планировать на один день съемку более двух классов.

Фотограф дожжен помочь ребенку выбрать позу. Идеальный вариант – когда у каждого ученика на портрете будет своя поза. Тут все зависит от вашего опыта и вашей фантазии. Для начала вы можете попросить ребенка, чтобы он сам расположился перед фотокамерой так, как ему хочется. Сделайте несколько снимков. Покажите их школьнику. Если фотографии ему не понравились, предложите свой вариант позы. В итоге вы получите то, что искали и чего добивались – оптимального варианта портрета, который устроит мальчика или девочку.

Вот еще несколько простых советов по поводу работы фотографа со школьниками.

  1. Модель в кадре должна чувствовать себя уверенно. А для этого вам нужно постараться убедить школьника в том, что он прекрасно выглядит. Это особенно актуально при съемке старшеклассниц.
  2. Скажите классному руководителю или тому человеку, который помогает вам организовать съемку в школе, чтобы он заблаговременно предупредил и самих ребят, и их родителей о том, что в этот день будет проводится фотографирование. Особенно это важно при съемке учеников младших классов. Родители должны подготовить своего ребенка к фотосессии. В чем заключается эта подготовка с их стороны? Не только в том, чтобы красиво и опрятно одеть ребенка, отправляя его в этот день в школу, но и в том, чтобы дать ему необходимые советы о том, как надо фотографироваться, как вести себя перед фотокамерой.
  3. При подготовке к фотографированию детей в школе обязательно прислушайтесь к мнению их педагога. Они очень много знают о своих учениках, об их привычках и характерах. Гораздо больше, чем вы, человек для них совершенно незнакомый. Возможно даже, что и у учителя или классного руководителя возникнут хорошие и необычные, креативные идеи для съемки. Не отвергайте эти идеи и советы. Подумайте, может быть к ним стоит прислушаться?
  4. После того, как фотографии будут готовы, их нужно согласовать с заказчиком. В случае фотографирования в школе – это в основном или классный руководитель, или кто-нибудь из активных родителей. Обговорите все детали, вплоть до мелочей. Сюжет снимка, его размеры, качество, стоимость другие детали. Заказчик должен знать всё. В противном случае впоследствии у вас могут возникнуть разногласия и даже проблемы. Если фотографии должны быть подписаны, уточните еще и еще раз имя каждого ребенка, изображенного на фотографии. Ошибка в этом деле бывает очень неприятной и обычно несет убытки фотографу.
Читайте также:  Наказание за неуплату административного штрафа

В некоторых случаях вам, возможно, придется фотографировать школьников на открытом воздухе, во дворе школы или около нее. Поэтому заранее поинтересуйтесь прогнозом погоды на день, назначенный для съемки. Если синоптики обещают дождь, то уличную съемку скорее всего придется отменять. Хотя, впрочем, и фотографируя в дождь можно получить достаточно хорошие результаты. Если на улице будет яркое солнце – то это тоже мало хорошего. В таких условиях освещение обычно бывает ярким и контрастным. На лицах появляются грубые темные тени, а то и просто бесформенные черные пятна. Особенно сложно в таких условиях работать при съемке групп. Вот поэтому идеальный вариант для фотографирования классов на улице – это пасмурный и облачный день.

Ну¸ вот, кажется, и все, о чем мы хотели рассказать вам сегодня. Надеемся, что если вы внимательно прочитали эту статью, результаты съемки в школе порадуют и вас, и тех, кого вы фотографировали.

Как сделать школьную фотосессию разноплановой и интересной для всех участников?

Если вы давно работаете детским фотографом, то вас ждет увеличение заказов на школьную съемку, потому что дети растут, а родители предпочитают работать с проверенным специалистом.

С одной стороны это хорошо, потому что не нужно тратиться на рекламу, а заработать на школьных съемках можно даже больше, чем в детском саду – классы сейчас достаточно многочисленные. Но в школе перед фотографом встает ряд серьезных проблем , которые никогда не возникают при съемке дошкольников.
Во-первых, в школе вам, скорее всего, не разрешат мешать учебному процессу и отвлекать детей.
Во-вторых, осветить класс сложнее, чем небольшие игровые зоны в детском саду.
В-третьих, чем старше становятся дети, тем сложнее заинтересовать их процессом съемки.
Старшеклассники могут демонстративно отворачиваться от камеры, мешать фотосъемке или напрямую отказаться от участия в ней.
Но, пожалуй, самая главная проблема съемки – это однообразие школьного процесса обучения. Практически все время дети находятся за партами, занятые однотипной деятельностью.

Уроки физкультуры тоже мало предсказуемы. В больших залах одновременно могут заниматься несколько классов, сложные условия по свету, полная зависимость результата от настроя и планов учителя физкультуры, а так же сами дети в подростковом возрасте становятся угловатыми, хуже контролируют свое тело и не всегда фото в движении получаются такими же эстетичными, как при фотосъемке дошкольников.

Еще одним большим минусом является то, что в определенных возрастах из-за перестройки организма детские лица требуют такое количество ретуши, которое сопоставимо разве что со свадебными съемками, соответственно рентабельность будет очень низкой, так как много денег уйдет на оплату работы ретушера.

Давайте начнем решать эти проблемы по порядку.

Во-первых, нужно определиться с предпочитаемыми возрастами и попробовать снимать именно их.

Например, для нас предпочтительной является съемка 1-2 классов, которые заказывают очень редко. Для того чтобы получить такие заказы, активно заявите о том, что вы снимаете школьников на 1 сентября. По таким ключевым запросам вас точно будут искать родители и будет много обращений.
Понятно что на этот день вы уже будете заняты, но в ходе телефонных переговоров можно убедить родителей в том, что съемка 1 сентября – это напрасная трата денег, а вот съемка одного дня в школе – очень интересная и ценная история о том, как ребенок уже начал учиться в школе, как он осваивает новую территорию, нашел новых друзей.
Такие съемки лучше организовывать в конце сентября – начале октября, когда дети уже успеют полностью адаптироваться к школе, успеют подружиться, а главное – что ведущим видом деятельности у детей в этом возрасте является обучение, поэтому они так ярко и эмоционально реагируют на уроках, им интересно и нравится учиться.

Родители, которые заказывали вам съемку первоклассников, обязательно обратятся к вам в конце 4-го класса, чтобы провести фотосъемку для выпускных альбомов в начальной школе. Заранее подскажите им, что такие съемки лучше проводить в начале 4-го класса – пока есть хороший свет и есть интересные задние планы для съемки детей на улице. В конце года, как правило, дети уже устают, у них проходит много контрольных работ, а все хорошие детские фотографы в этом периоде перегружены заказами. Следующий поток обращений к вам будет уже в старших выпускных классах.
Запросам родителей лично я отказываю и советую вынести вопрос фотосъемки и выбора фотографа на обсуждение самих детей. Хотя 11-ый класс уже сложно назвать детьми:) Вот уже три года мне звонят старшеклассники, которые сами согласовывают время фотосессий, собирают деньги, выбирают фото для фотокниг, делают иллюстрации для их оформления и даже ассистируют на съемках.
Вот пример разворотов школьной книжки, которую я делала 3 года назад. Школа на обложке – рисунок одной из учениц этого класса.
Так как съемка проводилась не в Москве и территориальный фактор, который так значим для столицы, отсутствовал (большие расстояния), мы решили сделать съемку в несколько заходов, буквально по часу каждый.

Фотографировать в школе

Практически у всех учеников есть телефоны с камерами для фотографирования и видеозаписи, с выходом в интернет.

Возникает соблазн использовать телефон в качестве средства фотографирования и (или) получения видеоматериалов непосредственно на уроке, в том числе и в неправомерных целях – для провоцирования учителя, унижения и агрессии по отношению к одноклассникам.

При этом вопросы, связанные с использованием камер телефонов сегодня не имеют однозначных решений с правовой точки зрения. В частности, возможность использования записи, сделанной на диктофон или с помощью фотокамеры телефона, в качестве доказательства по гражданским делам в судах. С точки зрения судебной практики это спорный вопрос.

Нормы законодательства

Применительно к школе действуют общие нормы законодательства. Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

·использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

·изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях;

·гражданин позировал за плату.

Согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого проводятся публичные мероприятия.

Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного количества различных людей, включая родителей школьников.

Но так как здание школы относится к государственной или муниципальной собственности, предназначенной для реализации публичных полномочий, соответственно, правовой статус территории школы нельзя сравнить с квартирой или частным складом.

В этом смысле видеосъемка и фотографирование на территории школы без согласия того, кого снимают на телефон, в принципе возможна. Но из этого не следует автоматическое разрешение снимать всем и всех, тем более во время урока.

Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Так, например, недопустимо на территории школы (во время и вне уроков) снимать на телефон работников школы, учеников и родителей с целью удовлетворения интереса к частной жизни.

В связи с этим считаем оправданным практику, при которой в Устав школы, другие локальные акты вносятся положения, запрещающие применение камер для съемки других лиц и использование полученных таким образом фотографий и видеоматериалов в целях, не связанных с образовательным процессом.

Съемка на уроке возможна только в том случае, если она обусловлена потребностями образовательного процесса и согласована с учителем, ведущим урок.

Так, например, сложно обнаружить что-либо противозаконное в случае, если камера используется учеником для записывания транслируемой учителем информации в ходе проведения урока.

Читайте также:  Как аннулировать штраф ГИБДД

Обязанности учителя

Учитель не имеет права снимать ученика на телефон с целью оказания психологического давления, унижения человеческого достоинства либо угрозы такого рода унижения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в пп. 9 части 1 предусматривает право обучающихся на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

В подпунктах 2, 3, 6 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что педагоги обязаны:

·уважать честь и достоинство учеников,

·соблюдать правовые, нравственные и этические нормы,

·следовать требованиям профессиональной этики,

·учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.

Этот же закон запрещает применять физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.

Сама по себе камера в руках у учителя во время урока не является признаком оказания психологического насилия в отношении школьников. Но камера может быть использована как инструмент для психологического насилия.

Обязанности ученика

Вышеуказанные нормы действуют и в «обратном направлении». Подпункт 4 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обязанность учеников:

·уважать честь и достоинство одноклассников и работников школы,

·не создавать другим препятствий для получения образования.

Поэтому, если ученик использует включенную камеру как игрушку, чтобы, например, показать всем, что она у него есть, или для того чтобы сорвать урок, спровоцировать учителя на неправомерные действия, а потом выложить в сеть – учитель вправе сделать замечание и потребовать выключить, убрать камеру.

Когда можно снимать?

В Постановлении от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сказано, что не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности.

То есть учитель вправе использовать камеру на уроке с целью пресечения правонарушения, например, если в классе на уроке произошла драка или если ученики сами издеваются над учителем.

Воздействие на нарушителей

А) Если нарушитель – ученик

Что делать, если ученик неправомерно использует камеру на уроке, провоцирует учителя и одноклассников, а методы педагогического воздействия не работают? В этом случае необходимо предельно жестко, но без унижения человеческого достоинства, ставить вопрос о нарушении дисциплины.

Процедура дисциплинарного воздействия в отношении учеников, нарушающих установленные нормы, детально прописана в двух документах:

·в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,

·в «Порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185.

Поводом для рассмотрения такого рода возможности может выступать, например, заявление родителей пострадавшего от неправомерных действий школьника.

Б) Если нарушитель – учитель

Что делать, если учитель оказывает неправомерное психологическое давление на школьников, публично оскорбляет, используя нецензурную лексику, угрожает снять на камеру ученика (в том случае, если ученик не нарушает нормы законодательства и/или локальных актов школы)?

Нарушения со стороны учителя при наличии соответствующих доказательств также предполагают дисциплинарное взыскание. Но при условии, если оно будет адекватно проступку.

В качестве одного из доказательств виновности учителя может рассматриваться сделанная на телефон запись, при условии отсутствия сомнений в ее достоверности.

Если работники школы или ученики и их родители не согласны с предпринятыми мерами, они могут обжаловать это в комиссии по урегулированию споров.

Как сделать общее фото класса, чтобы все остались довольны?

Удачно снять большую группу намного сложнее, чем сделать индивидуальный портрет. Для этого требуется правильно сгруппировать всех участников, одновременно привлечь их внимание, обеспечить всем равные условия освещения и резкости. Если Вы задумались о занятии школьной фотографией или Вас попросили снять класс для выпускного альбома, Вам будут полезны советы от наших мастеров. Далее мы расскажем об организации правильного освещения, коснемся технических вопросов и посоветуем несколько идей для фото класса в школе.

Совет 1. Подготовьтесь заранее

Это очень важно по двум причинам. Во-первых, время школьников строго регламентировано. Вы не сможете задерживать их всех неограниченно долго. Во-вторых, дети быстро начинают скучать и отвлекаться. Если готовиться при них дольше, чем это необходимо, будет трудно избежать зевков, морганий и повернутых не в ту сторону голов. Что нужно сделать заранее?

  • Найдите подходящее место для съемки, осмотрите его, оцените фон и пространство.
  • Композиция, позы и ракурсы — все это нужно обдумать накануне.
  • Непосредственно перед съемкой проверьте оборудование, например, заряд и настройки камеры.

Во время подготовки обратитесь за помощью к учителю или завучу. Они неоднократно сталкивались со школьной фотосъемкой и могут подсказать, как красиво сделать фото с классом. Наверняка им известны удачные места для съемки, также они могут предупредить о каких-то особенностях учеников. Детям тоже нужно подготовиться к фотосъемке, поэтому важно заблаговременно предупредить каждого школьника и родителей.

Совет 2. Обеспечьте хороший свет

Правильное освещение — важнейшая составляющая любой фотографии. Обеспечить его в классе или другом школьном помещении непросто. Лампы часто дают неприятный желтый цвет, а естественного света от окна не хватает на всех участников группового портрета. Если есть возможность, лучше выйти на улицу.

Здесь тоже есть свои сложности. В солнечную погоду свет может оказаться слишком ярким. Это чревато резкими тенями и высвечиванием естественных оттенков. Проводите съемку до 11 утра или после 15, и вы избежите подобных проблем. Как вариант, можно зайти в тень — освещение все равно будет лучше, чем в здании. И еще хорошие фотографии получаются в облачный день.

Если все же приходится снимать в помещении, используйте вспышку. Чтобы сделать фото большого класса, обычно их нужно две. Речь идет не о встроенной вспышке — если она направляется в лицо, то создает плоское изображение. Нужен прибор, луч которого будет направлен в стену или на потолок.

Совет 3. Убедитесь, что у вас подходящая техника

Для общего фото лучше всего подойдет объектив с фокусным расстоянием от 35 до 50 мм. Но его необходимо размещать на некотором расстоянии от группы. Убедитесь, что места достаточно! Широкоугольный объектив можно использовать даже в маленьком помещении, но он искажает фигуры людей. Некоторые мастера специально используют такой прием. Нарушенные пропорции становятся фишкой и делают снимки оригинальными.

Штатив — полезное приобретение для школьного фотографа. Он устраняет риск дрожания рук, привлекает внимание учащихся и позволяет увеличивать время выдержки. Но слишком длинная выдержка часто приводит к отдельным размытым лицам, ведь кто-то обязательно двинется. Зато при съемке со штативом все кадры получаются с одинаковыми границами, так что при обработке их можно совмещать.

Еще 5 советов как сделать общее фото класса

  1. Избегайте заметных вертикальных или горизонтальных линий на заднем плане. Такой фон отвлекает внимание и требует особенно тщательного выравнивания. Желательно, чтобы фон был однородным, но не слишком скучным.
  2. Если рядом со школой есть небольшой сквер или аллея — это отличное место для съемки. Фотографии получатся намного более естественными и живописными, чем при фотосессии в спортзале. Деревья — приятный для глаз фон.
  3. Часто школьников фотографируют на фоне стены с лозунгами, портретами или рисунками. В этом случае убедитесь, что попавшие в кадры слова или элементы рисунка не выглядят нелепо или чужеродно.
  4. Есть простой прием, как сделать общее фото класса более эмоциональным и одновременно привлечь внимание участников. Попросите их одновременно что-то сделать: помахать руками, крикнуть «Ура!» или спеть куплет песни.
  5. Ровные ряды учащихся выглядят скучновато. Постарайтесь придумать композицию поинтереснее. Пусть кто-то сидит, а кто-то стоит. Возможно, удастся сделать диагональные ряды. Если условия позволяют, пробуйте верхний и нижний ракурсы.

Рассмотреть все аспекты групповой съемки в одной статье невозможно. Мы не затронули тему индивидуальных портретов или вопрос образования цены на фото класса в школе. В нашем блоге Вы найдете еще много интересной информации, а если останутся вопросы, их можно задать по телефону. Помните, что в нашей компании Вы всегда можете заказать услуги профессиональной фотосъемки по демократичной стоимости!

Ссылка на основную публикацию